Памятник иного рода, содержащий пояснения, связанные с технологией – типикон епископа Нектария (до 1584 г.) [Православная энциклопедия XVIII: 629-631]. Это довольно небольшое по объему произведение (состоит из 28 параграфов) целиком посвящено технологии живописи (настенной, иконописи, живописи на стекле и ткани), составлению красок и золочению – без какого-либо описания или даже перечисления сюжетов. Непосредственно «Ерминии» Дионисия Фурноагрфиота предшествуют лишь два памятника: «Ерминия из 1-й Иерусалимской рукописи» и «Ерминия священника Даниила из 2-й Иерусалимской рукописи». Первая из них – сочинение XVI в. (после 1566 г.), дошедшее до нас в списке XVII в. Она состоит из 3-х парентем (частей); в первой части автор ссылается на технологии Мануила Панселина и Феофана Критского, приводит рецепты отделки нимбов и ассиста, которые совпадают с техникой мастеров Западной Европы, одна глава посвящена западноевропейской живописи на холсте. Вторая часть посвящена технологии настенной живописи; в третьей части описывается система росписи храма. Воскресение не упоминается в числе описанных сюжетов [Ерминия, 1867]. Ерминия священника Даниила из 2-й Иерусалимской рукописи (1674) в дополнение к предыдущей посвящена иконографии праздников и святых. Полное название: «Книга о живописном искусстве, указывающая господские и богородичные праздники, имена пророков и их прорицания, возраст, лица и волосы апостолов и другое необходимое и полезное для живописцев» [Книга о живописном искусстве, 1868]. Иконография самих праздников здесь также еще не описывается, указываются лишь цитаты из Ветхого и Нового Заветов, относящиеся к ним. К Воскресению приведены следующие изречения: «Осия: Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа? (13, 14) Аввакум: На стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю, и узнаю, яко идый придет и не умедлит (2, 1.3) Давид: Да воскресет Бог, и расточатся врази Его (Пс. 67, 1). Он же: Сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь» [там же: 8].

http://bogoslov.ru/article/1641783

К этой анонимной Ерминии примыкает (в качестве 4–й части) Ерминия священника Даниила (1674) из 2–й Иерусалимской рукописи (Hieros. Patr. 214. Fol. 135–175). См.: Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 г. (1–я Иерусалимская ркп.)/Пер. с новогреч.: архим. Порфирий (Успенский) /Тр. Киевской духовн. академии. 1867. 7. С. 139–192; Книга о живописном искусстве Даниила священника 1674 г. (2–я Иерусалимская ркп.)/Пер. с новогреч.: архим. Порфирий (Успенский) /Там же. 12. С. 463–508. Наиболее известна греческая компилятивная Ерминия иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота или Дионисия из Фурны (ок. 1670–1744), написанная около 1730–1733 гг. Над текстом Ерминии Дионисий работал совместно со своим учеником Кириллом с Хиоса, который активно использовал фрагменты обеих иерусалимских анонимных Ерминий (Διονσιος ο εκ Θουρν και το ργο του: Καρπενσιον, 11–14 Οκτωβρου, 1996. Αθναι, 2003). Оригинал трактата не сохранился, но имеется около 60 списков и редакций. Сборник, посвященный Богородице, включает 72 параграфа с технологическими наставлениями по иконописи (из них 66 заимствованы из анонимной Ерминии 1–й Иерусалимской рукописи) и около 560 параграфов с описанием иконографии. Первый славянский перевод Ерминии Дионисия был выполнен в конце 18 в. монахом Иларионом; он до нас не дошел. Имеется болгарская редакция 1832 г.; одна из рукописей хранится на Афоне в русском Пантелеймоновом монастыре (Ath. Pantel. gr. 258). Эта Ерминия была введена в научный оборот французским исследователем Адольфом Наполеоном Дидроном (1845), который отыскал рукопись в 1839 г. у афонских иконописцев. Дидрон издал ее французский перевод, Годехард Шефер перевел на немецкий язык (1865), преосвященный Порфирий (Успенский) выполнил русский перевод (1868) [см.: Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701–1755 год, Порфирия, епископа Чигиринского. М., 1993 (репр. изд. Киево–Печерской лавры, 1868; 1–е изд.: Тр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киевской духовн. академии. 1868. 2. С. 269–315; 3. С. 526–570; 6. С. 494–563; 12. С. 355–445)]. Греческий текст (по рукописи РНБ) издал Пападопуло–Керамевс – см.: Papadopoulo–Kerameus А. Denys de Fouma: Manuel d’iconographie chretienne. St.–Pb., 1909; англ, пер.: The «Painter’s Manual» of Dionysius of Fouma/Trans., comm. P. Hetherington. London, 1974 (repr.: Torrance, 1996). Известны также Ерминия («О живописи») Панайотиса Доксараса(1726), рукопись которой хранится в библиотеке Историко–этнологического общества в Афинах, представляющая собой похвальное слово итальянским живописцам, особенно венецианцам Тинторетто и Якопо Бассано (Παναγιτου Δοξαρ, Περ ζωγραφας, χειργραφον το, αψκστ/Νν τ πρτον μετ προλγου κδιδμενον π Σπυρδωνος Π. Λμπρου. θναι, 1871; repr.: 1996); Ерминия Христофора Жефаровича (1726 – до 1740), известная в двух греческих списках: из Библиотеки Румынской АН (BAR. gr. 886 в, 1776–1777 гг.) и из коллекции софийского Центра византийско–славянских исследований «Проф. Иван Дуйчев» (D. gr. 381, ок. 1807–1836 гг.); теоретическая часть этой Ерминии (BAR. gr. 886. fol. 1–12v) основывается на переводе «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи, сделанном П. Доксарасом в 1720–1724 гг., а вторая часть (Ibid. fol. 12v–74) превосходит в технологических подробностях все другие известные Ерминии и включает пояснительные рисунки; Ерминия Захария Петровича из Самокова, рукопись которой (117 fol.) хранится в крипте собора Св. Александра Невского в Софии; в том же Самокове в 30–х гг. 19 в. были написаны Ерминии Христо Йовевича (1836–1838), рукопись которой хранится в Самоковском девичьем монастыре в честь Покрова Богородицы (Slavo. 23), анонимная рукописная болгарская Ерминия (ок. 1836–1838) из Центра «Проф. Иван Дуйчев» в Софии (D. Slavo. 39), а также переводная (перевод – ок. 1831 г.) Ерминия И. Константиновича из Янины (Центр, архив, София. Ф. 1510. On. 1. Арх.ед. 182). Две Ерминии условно называют именем иконописца Дичо Зографа, известного также как Дичо Крыстевич (1810–1872) из с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображение И. включается в сцену «Успение Пресв. Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события сщмч. Дионисию Ареопагиту, к-рый также упоминает о присутствии у одра Богоматери и И. Описание иконографии «Успения Пресв. Богородицы» вошло в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Вокруг (одра Богородицы.- Авт.)… апостолы, святые иерархи - Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жены плачущие» (Ерминия ДФ. С. 147). На новгородской иконе из ц. Рождества Пресв. Богородицы Десятинного монастыря (кон. XII - нач. XIII в., ГТГ), относящейся к развитому, т. н. облачному изводу «Успения Пресв. Богородицы», И. изображен у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония - с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним сщмч. Дионисий Ареопагит ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 74. Кат. 11). На И. темная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе И. как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота в разд. «Святые иерархи» о внешнем виде И. сказано: «старец с длинною бородою» (Ерминия ДФ. С. 160. 23). Русские иконописные подлинники XVIII - 40-х гг. XIX в. под 4 окт. подчеркивают уподобление И. внешности сщмч. Власия Севастийского: «… аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36); «…подобием сед аки Власий…» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова (1910) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделенной на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 36). На большинстве других изображений И. в сцене «Успение Пресв. Богородицы» (где его образ узнаваем) - старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресв. Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображен И., представлена в ц. Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.).

http://pravenc.ru/text/293742.html

1730-1733) И. упоминается дважды: в части «Как изображается Ветхий Завет» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 120-123) с надписью на свитке: «Иона, убежавший от лица Господня, ввергается в море» и т. д. (Там же. С. 74-75); в части о св. пророках, об их внешнем виде и о пророчествах (Там же. § 132. 15), надпись на свитке: «Пророк Иона, старец плешивый, с круглою бородою, говорит: Возопих в скорби моей ко Господу» (Там же. С. 82). В иконописном подлиннике новгородской редакции кон. XVI в. под 22 сент. дано следующее описание И.: «Сед, плешив, брада Николина, риза вохра в пробеле». На полях приписка: «...в руце свиток, а среди их шар» (Иконописный подлинник. 1873. С. 8). В подлиннике С. Т. Большакова описание образа И. находится между описаниями изображений пророков Даниила и Иеремии: «...сед, плешив, брада Николина, риза вохра, испод лазорь, в свитке пишет. Возопих в печали моей к Господу моему» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 12). В подлиннике Г. Д. Филимонова И. охарактеризован следующим образом: «...подобием сед, плешив, брада невелика, кругловата и курчевата, риза пророческая, вохра с пробелом, испод лазорь, в руке свиток; а в нем написано: Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя из чрева адова вопль мой, и да придет к тебе молитва моя ко храму святому Твоему» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 157). Лит.: Ерминия ДФ. С. 74-75, 82; Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова//Сб. на 1873 г. Об-ва древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. Отд. 2; Mango C. Materials for the Study of St. Sophia at Istanbul. Wash., 1962. (DOS; 8); Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 59; Gravgaard A.-M. Inscriptions of OT Prophecies in Byzant. Churches: Cat. Copenhagen, 1977. P. 69-70; Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Wash., 1978. (DOS; 15); Малков Ю. Г. Фрески ц. Рождества «на поле» в Новгороде и их «пророческий чин»//Древний Новгород: История, искусство, археология: Новые исслед./Сост.

http://pravenc.ru/text/578248.html

В «Притче о лицемере» предлагается нарисовать «человека, имеющего у глаза сучек; напротив его стоит фарисей, имеющий у глаза бревно, и говорит ему: брате остави, да изъиму сучец из очесе твоего» [Ерминия, 1868: 130]. Ряд подобных примеров можно продолжить, причем это касается именно евангельских притч, а не новых учительных сюжетов: «Признаюсь, что я по своему переделал изображение сей притчи < «О добрых и худых деревах», к словам «по плодам их узнаете их» – С.И.> , потому что оно в подлиннике – нелепо» [Ерминия, 1868: 131, сноска 1], – пишет епископ Порфирий, переводчик этой рукописи на русский. По заключению А.П. Голубцова, «Ерминия» представляет нам «греческую живопись в позднейший период ее развития и во многом уклоняется не только от образцов древнехристианской живописи в катакомбах, на саркофагах и мозаиках, но даже отличается и от позднейших миниатюр. Составитель часто отправляется не от готовых образцов древней живописи, но стоит на почве исторического рассказа, дополняя его по местам апокрифическими деталями и вообще старается представить более или менее подробную картину и обстоятельства известного события» [Голубцов, 1917: 258]. «Ориентация на поствизантийское искусство» [Православная энциклопедия XVIII: 629-631]. Поэтому представляется неправомерным использование «Ерминии» в качестве справочника сюжетов композиций «просто» православного искусства, и тем более для древней византийской иконописи. Созданная в период турецкого владычества, она является памятником состояния христианского общества в определенный момент времени и отражает различные процессы в нем, явления упадка после уничтожения Византийской империи, выразившиеся в стиле изображений, а также разнородные влияния на него как западной культуры, так и античной. Что также является важным в русле нашего исследования, образ Анастасис не находится в центре внимания автора. Он упомянут в числе почти полутысячи рассмотренных образов, и объем сведений о нем не превышает средний объем сведений о любом другом образе. Кроме того, Пасха и относящаяся к ней икона никак не выделена – она просто упомянута в череде других образов.

http://bogoslov.ru/article/1641783

С. 533–542. ГА РФ, ф. 601, оп. 1, д. 513. (Воспоминания судового священника Петра Добровольского). Касаткин А., свящ. Пастырь на корабле. Путевые заметки и впечатления священника (из письма на имя о. протопресвитера)//Вестник военного духовенства. 1898. 17. С. 529–534. Дьяков. Н. свящ. Год на крейсере «Адмирал Нахимов». СПб., 1904. Левитский Г., свящ. Впечатления и воспоминания священника, сопровождавшего партию новобранцев из Одессы во Владивосток на пароходе Добровольного флота «Саратов» весной 1894 г.//Вестник военного духовенства. 1894. 17. С. 528–534; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весной 1895//Вестник военного духовенства. 1896. 14. С. 427–436; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток в 1896 году на пароходе ДФ «Орел»//Вестник военного духовенства. 1897. 3. С. 86–91; Левитский Г., свящ. Поездка священника во Владивосток с новобранцами на пароходе ДФ «Саратов» весною 1899 г.//Вестник военного духовенства. 1900. 9. С. 275–281. Ливанский А., свящ. Священник на пароходе Добровольного флота «Саратов» (Впечатления и заметки)//Вестник военного духовенства. 1896. 16. С. 500–504. Дьяконов Г., свящ. Церковно-религиозная жизнь на корабле «Император Александр II», за два года заграничного плавания (1896––97 гг.)//Вестник военного духовенства. 1907. 17. С. 537–541; 18. С. 568–570; 19. С. 599––608. Никитин Д. В. В отлива час. San Francisco, 1938 (Русская морская зарубежная библиотека. 64). ГА РФ, ф. 601, оп. 1, д. 225 (Дневник великого князя Николая Александровича). Апрелев Б. П.Брызги моря. Прага, 1931 (Русская морская зарубежная библиотека. 1). Головин П. Н. На крейсере «Рюрик»//Война и мир крейсера «Рюрик». 1895–1905 гг. Сборник воспоминаний, статей и документов. СПб., 2013. С. 3–43. Долгов Б. А.Плавание учебного корабля крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский» 1897––1898. Кронштадт, 1899. Чегодаев-Саконский А. П. На «Алмазе» от Либавы через Цусиму – во Владивосток. СПб., 2004. Боцманмат – помощник боцмана, унтер-офицерское звание.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667265/

О. В. Л. Иконография Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) предписывает так изображать Л. Э.: «Святой Лука Стирийский, молодой, с остроконечною бородою, говорит: «Бог, имиже весть неизреченными судьбами, прославит место сие»» (Ерминия ДФ. С. 171; 26 в разд. XIII «Преподобные отцы наши отшельники»). Руководство для иконописцев 1910 г. так указывает писать Л. Э. под 7 февр.: «Типом грек, лицом и телом сух, взором скромен, с менее чем средней величины бородой, с проседью, волосы просты; одежда - убогая власяница и короткая мантия. В руке хартия с надписью: «Исцеляти болящия есть дело Божия силы, скорбныя же утешати приличиствует тем, иже имут слово и премудрость во устех своих»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 181). В мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.) встречаются самые ранние изображения Л. Э., вероятно, отражающие черты его земного облика. В люнете сев.-вост. части кафоликона, в часовне над мощами Л. Э., к-рая соединяет оба храма мон-ря, помещена полуфигура святого на золотом фоне. Она близка к типу ктиторского портрета и расположена на одном уровне с образами отцов Церкви. Святой изображен в позе оранта, как средовек, с клинообразной недлинной бородой рыжеватого цвета в виде 2 соединяющихся книзу прядей. На голове - куколь черного цвета с полосой белого орнамента по центру и коричневой вставкой спереди. Под складками мантии видны белые узоры схимы и аналав. Живость облику святого придает устремленный в сторону взгляд. Как покровитель мон-ря Л. Э. изображен на фреске в сев.-вост. часовне, через к-рую проходили на поклон к его раке. В зап. части этого помещения изображены Пресв. Богородица с Младенцем («Одигитрия»), св. Кириак, свт. Николай, возможно, святые Косма и Дамиан и Л. Э. На юж. стене, рядом с аркой прохода, представлена композиция с молением к Л. Э. старца - настоятеля мон-ря игум. Филофея, построившего кафоликон (справа). Л. Э. изображен с короткой остроконечной рыжеватой бородой, в охристом подризнике, коричневой мантии, в черном куколе с коричневыми перекрещивающимися деталями-вставками. Он в свою очередь обращается с молением к благословляющему Спасителю в небесном сегменте. У него недлинная остроконечная рыжеватая борода. Изображение Л. Э. есть также в медальоне на своде крипты мон-ря Осиос Лукас (рядом - прп. Афанасий Афонский и, возможно, прп. Никон Метаноите; фрески крипты датируются 30-ми гг. XI в.; их программа была изменена при реставрации в 1820).

http://pravenc.ru/text/2110827.html

Сщмч. Мокий Амфипольский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Греческий иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Святые мученики» характеризует М. как молодого человека «с малою бородою» (Ерминия ДФ. С. 165. § 10. 54). Однако в ряде памятников в сохранившихся образах святого представлена разная трактовка его возраста - от темноволосого мужа средних лет до мужа с проседью в волосах, но не глубокого старца, при этом общими чертами внешности М. являются вьющиеся волосы и недлинная борода (как правило, округлой формы). В иконографии отражается пресвитерский сан святого - его облачение составляют подризник, епитрахиль, поручи, фелонь; обычно М. держит в руках Евангелие. О преклонных летах святого и о его подобии сщмч. Власию Севастийскому (по типу бороды) единодушно сообщают русские иконописные подлинники. В наиболее раннем известном Софийском списке подлинника Новгородской редакции кон. XVI в. с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова содержится уточнение, существенное для изображений святых в иерейском и архиерейском санах, а именно, наличие или, как в данном случае, отсутствие у М. омофора: «Сед плешив, брада доле Власьевы; на концы космыки, риза без амфору, вохра с белилы, испод багор с белилы (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 101). К этому описанию близок вариант текста М., опубликованный в 1903 г. в сводном подлиннике С. Т. Большаковым ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 98). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) по списку Филимонова дополнение об омофоре отсутствует: «Мокий саном пресвитер, подобием стар и сед, главою плешат, борода подоле Власиевой, на конец подвоилась, ризы поповския желтыя, испод светлобагрян, и епитрахиль, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 341). Составитель опубликованного в 1910 г. руководства для иконописцев акад. В. Д. Фартусов в основном повторяет сведения приведенных подлинников, добавляя к ним текст (в 2 вариантах) на хартии в руках М., долженствующий, по мнению автора, характеризовать подвиг святого ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 276).

http://pravenc.ru/text/2564022.html

Михаила в Педуласе (1474) - полуфигура, Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали (XVI в.). Из ц. св. Маманта в Перистероне происходит большого размера икона этого святого (XVI в.; The Veneration. 2013. P. 78. Cat. 12). В Греции единоличные, как правило ростовые, изображения М. встречаются с XIV по XIX в. На островах, в частности на Крите, его почитание связано с миграцией христ. населения из М. Азии и Каппадокии; по сохранившимся изображениям М. прослеживаются перемещения мигрантов в средневизант. период и распространение почитания святого на север Греции и в Зап. Европу (Ibid. P. 118). Предпочтительными здесь стали 2 варианта иконографии: М.-пастух, с ягненком на руках и с посохом (ц. Митрополии в Мистре, 1272-1288 - Ibid. P. 116-117), при этом могут сохраняться богатые одежды, принятые при дворе (фреска в ц. свт. Николая «стис Маруленас» в Мегали-Кастании, п-ов Мани, XIII в. (Ibid. P. 119. Il. 3), или М.-воин в доспехах, с копьем, щитом и мечом, что может быть связано с его почитанием среди воинов-акритов, потомки к-рых попали в XI в. на Крит (ц. Спасителя в Кефали, подобласть Ханья на Крите, 1319-1320 - Ibid. P. 12-13). Известны варианты иконографии М.-мученика (напр., росписи ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино, 1318, мастера Михаил и Евтихий ( 1993. С. 78); параклиса св. Димитрия в Дечанах, 1335-1348 (Зидно сликарство. 1995. С. 37. 72); ц. Панагии Крина на о-ве Хиос, 1734). Именно так его предписывает изображать и Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «…юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 165. 63). Мученичество св. Маманта. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. До 1350 г. Мученичество св. Маманта. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. До 1350 г. Святые Мамант и Иаков. Фрагмент алтаря-полиптиха ц. Санта-Тринита в Пистое. 1455–1460 гг. Худож. Ф. Пезеллино Святые Мамант и Иаков. Фрагмент алтаря-полиптиха ц. Санта-Тринита в Пистое. 1455–1460 гг. Худож. Ф. Пезеллино Единоличные образы М. в западноевроп. искусстве представлены алебастровой статуей работы скульптора Эврара из Орлеана (ок.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010