a V. Fol. 64r, XI в.); в груз. Минеи из Давидгареджи (Tbilisi A 648. б/п, XI в.); в греко-груз. рукописи и др., а также в настенных минологиях ряда средневек. серб. храмов (в ц. св. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (Македония), 1317; в нартексе архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Косово и Метохия), 1561); в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718) и на рус. минейных иконах на январь (напр., кон. XVI в. (ЧерМО), минея годовая, нач. XIX в. (УКМ)). Иконы святителя встречаются редко и, как правило, обусловлены желанием заказчика иметь образ соименного святого, напр. икона работы царских мастеров «Григорий Нисский и прп. Ксения», 1-я пол. XVII в. (ГТГ) - обе фигуры в 3/4-ном повороте в молении к Спасителю, изображенному в небесном сегменте вверху. Согласно греч. иконописному подлиннику нач. XVIII в., его следует писать так: «Старец с остроконечною бородою, говорит: «Благодарим тя, Царю невидимый» (по иерусалимскому списку - Благословляяй благословящия Тя, Господи)» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 8. 14); рус. иконописные подлинники по спискам Г. Д. Филимонова и С. Т. Большакова (оба XVIII в.) совпадают в описании Г.: «Подобием стар, сед власы, брада мало подоле Власиевой (сщмч. Власия Севастийского.- Э. Ш.), риза святительская, на плечах омофор, в руках книга. Бяше же, по телесному воображению, подобен брату своему Василию, обаче в сединах, но яко понизок» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 246). Лит.: Ерминия ДФ. С. 160; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 859. С. 368; Ritter A. M.//LCI. Bd. 6. Sp. 450-451; Менолог. С. 193, 201, 236, 271, 283, 368, 383. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок.

http://pravenc.ru/text/166529.html

В греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58), изображение Д. встречается дважды: среди мучеников в цикле святых, представленных по чину святости (Л. 55 об.),- оглавно и в минейном цикле под 7 авг. (Л. 124) - в рост. На обеих миниатюрах он изображен как мученик - молодой, безбородый юноша, с короткими волосами, в красном гиматии, на 2-й миниатюре - в правой руке держит крест. Однако, следуя описаниям иконописных подлинников XVIII в., как греч., так и рус., святого надлежит изображать старцем: «Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами едва показавшимися, были побиты камнями» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 22. 7 авг.); «Подобием сед, власы с ушей, но не долги, брада аки Афанасия великаго поуже, в руках свиток, ризы преподобническия, ряска вохряная, чрез плечо перекинут оларь диаконской» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 410-411). Указаниям иконописных подлинников следуют поздние изображения Д. П. в рус. Минеях: икона «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ); гравированные святцы на авг., 1722 г., гравер Г. П. Тепчегорский (РГБ),- преподобный старец, в мантии, с куколем, в правой руке - развернутый свиток, левая прижата к груди. Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 256, 284, 303, 375, 390; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Кат. выст. М., 1998. Кат. 140. С. 63; Евсеева. Афонская книга. Кат. 56(8). С. 216; 175. С. 322. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/178835.html

Изображения А. как юного мученика, с крестом в руке, в рост или полуфигурно, широко распространены на фресках Каппадокии: капеллы 1 (Аль-Назар), 9, 11 (ц. св. Евстафия) в Гёреме, кон. X в.; в Тавшанлы-килисе, 950-960 гг.; капелла 4, 913-920 гг., и Айвалы-килисе в Гюлю-Дере; в Хуазинтен-килисе в Ихларе, нач. X в.; в Белли-килисе I в Соганлы, кон. X в.; в ц. вмц. Варвары в Соганлы, 1021 г. Если в большинстве указанных храмов А. изображен в типе мученика, облаченного в плащ с таблионом и с крестом в руке, то на фреске в капелле 23 (Каранлык-килисе) в Гёреме, 1210 г., А. представлен в рост в воинских доспехах, с копьем в руке. В настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и нартексе ц. Благовещения мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321-1322 гг., изображено мученичество - усекновение мечом А. и с ним пострадавших; на рус. минейной иконе (на март) кон. XVI в. из Вологды (ВГИАХМЗ), в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., представлен только А. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., называет усеченными вместе с А. святых Пуплия, Ромила, Тимолая, двух Александров и Дионисиев; там же есть указание на то, что мучеников А. и Пуплия следует изображать старцами, остальных - юношами (Ч. 3. § 22. Март 15). Строгановский иконописный подлинник, посл. треть XVIII в. (БАН. Строг. 67.1) предлагает изображать А. вдвоем с мч. Александром, напр. на рус. минейной иконе сер. XVII в. из собрания музея в Реклингхаузене. А. посвящен сев. придел в московском храме Св. Троицы в Троице-Голенищеве, XVII в., где находится совр. икона А. и пострадавших с ним. Ист.: BHG, N 1193; Euseb. De mart. Palaest. 3; ActaSS. Mart. T. 3. P. 476-477; SynCP. P. 537, 558; ЖСв. Март. С. 315-316. Лит.: Δουκκης. ΜΣ. Μρτιος. Σ. 225; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 8. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 209; Сорок сороков. М., 1995. Т. 4. С. 89-92. 23; В. Календар у старом живопису српском: (Фреске с. у Старом Нагоричину)//Старинар. 3-я сер. Београд, 1923. N 1. C. 6; Restle. Bd. 2. N 128; Lechner M.//LCI. Bd. 5. Sp. 44; Менолог. С. 277, 295, 386; Abb. 20, 146, 230, 388, 436.

http://pravenc.ru/text/63108.html

Сщмч. Мокий Амфипольский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Греческий иконописный подлинник - Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Святые мученики» характеризует М. как молодого человека «с малою бородою» (Ерминия ДФ. С. 165. § 10. 54). Однако в ряде памятников в сохранившихся образах святого представлена разная трактовка его возраста - от темноволосого мужа средних лет до мужа с проседью в волосах, но не глубокого старца, при этом общими чертами внешности М. являются вьющиеся волосы и недлинная борода (как правило, округлой формы). В иконографии отражается пресвитерский сан святого - его облачение составляют подризник, епитрахиль, поручи, фелонь; обычно М. держит в руках Евангелие. О преклонных летах святого и о его подобии сщмч. Власию Севастийскому (по типу бороды) единодушно сообщают русские иконописные подлинники. В наиболее раннем известном Софийском списке подлинника Новгородской редакции кон. XVI в. с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова содержится уточнение, существенное для изображений святых в иерейском и архиерейском санах, а именно, наличие или, как в данном случае, отсутствие у М. омофора: «Сед плешив, брада доле Власьевы; на концы космыки, риза без амфору, вохра с белилы, испод багор с белилы (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 101). К этому описанию близок вариант текста М., опубликованный в 1903 г. в сводном подлиннике С. Т. Большаковым ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 98). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) по списку Филимонова дополнение об омофоре отсутствует: «Мокий саном пресвитер, подобием стар и сед, главою плешат, борода подоле Власиевой, на конец подвоилась, ризы поповския желтыя, испод светлобагрян, и епитрахиль, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 341). Составитель опубликованного в 1910 г. руководства для иконописцев акад. В. Д. Фартусов в основном повторяет сведения приведенных подлинников, добавляя к ним текст (в 2 вариантах) на хартии в руках М., долженствующий, по мнению автора, характеризовать подвиг святого ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 276).

http://pravenc.ru/text/2564022.html

В то же время с рубежа XI и XII вв. фигура П.-монаха вводится в программу росписи храма вне минейного контекста. С особым почитанием старца связано размещение его образа в нише жертвенника бывш. монастырской ц. арх. Михаила в Риле, Болгария (XI - 1-я четв. XII в.?). П. показан в монашеском облачении с куколем, лежащим на плечах (фигура сохр. оплечно); он седовласый, с клиновидной бородой средней длины; лик с правильными чертами создает ощущение суровости и сосредоточенности благодаря взгляду огромных глаз, выступающие над впалыми щеками скулы подчеркивают аскетичность образа. Сохранность надписи на темном сине-зеленом фоне способствует точной идентификации изображения: «OAГI[OC]/NATAN[IOC]» ( Пенкова. 2017. С. 209, 217. Ил. 1-2 на с. 210-211). Старцем, наставляющим примером своего монашеского делания, П. представлен на фреске сев.-зап. столба в ц. свт. Николая в Манастир, Македония (1271). Несмотря на иные пропорции фигуры, др. вариант прически, трактовка образа здесь обладает сходством с образом П. в Риле по типу бороды и общему впечатлению от его облика. В руках преподобный держит свиток с текстом: «ΕΥΧΕΘΑΙ ΤΕΚΝΑ ΚΑΙ ΘΙΛΕΙΤΕ ΠΑΤΕΡΑ ΩΡΑΝ ΠΕΡΙΜΕΝΟΝΤΑ ΤΗΝ ΤΟΥ ΘΑΝΑ ΤΟΥ» (Молитесь, чада, и любите Отца, ожидая смертного часа - Пер. Л. В. Луховицкого) (см.: Коцо, 1958. Д. 67. Слик. 76; Пенкова. 2017. Ил. 4 на с. 216). Своеобразным резюме относительно типа изображения П. служит составленная на Афоне иером. Дионисием Фурноаграфиотом Ерминия, в к-рой описание внешности святого находится в разд. «Преподобные отцы наши отшельники»; о нем сказано: «Святой Патапий, старец с остроконечною бородою» (Ерминия ДФ. С. 173. 61). В то же время именно с Афоном связан один из ранних образов П.-епископа, созданный ок. 1290 г. (?) зографом Мануилом Панселином в соборе Протат (в центральном сев. компартименте). Еще одно изображение П.-епископа находится в жертвеннике кафоликона Великой Лавры (1534/35, мастер мон. Феофан Стрелицас Бафас) ( Τουτς, Θουστρης. 2010. Σ. 56, 71). Афонские росписи в XVI в. дают оба варианта изображения, как преподобный П. показан в 2 минейных циклах: в лити кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40) и в Трапезной Великой Лавры (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Стрелицас Бафас), причем во 2-м памятнике - в составе минология и в ряду преподобных отцов (по той же схеме размещено изображение, напр., прп. Павла К-польского) (см.: Ibid. Σ. 92, 92). Наибольший интерес к П.-епископу проявился в XIV в., это росписи храмов: вмч. Георгия мон-ря Старо-Нагоричино (1316/18), Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320), Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Матейче (1356-1360), Введения Пресв. Богородицы в Липляне, Косово (ок. 1376) и т. д. Этот тип изображения сохранял актуальность и в последующее время (перечень изображений П.-епископа см.: Пенкова. 2017. С. 215-217).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН И ЕВВУЛ († ок. 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта). Известны из рассказа Евсевия Кесарийского . А. и Еввул происходили из мест. Ванея (или Влания). Услышав о страданиях и подвижничестве мучеников в Кесарии Палестинской, они пришли туда, чтобы утешить и ободрить их. Когда об этом стало известно, святых схватили и представили на суд префекта Фирмилиана. После отказа отречься от Христа А. и Еввула били по спине и ребрам, жгли бока и, наконец, бросили львам. Но несмотря на то что даже дикие звери поклонились А. и припали к его стопам, он был усечен мечом. Та же участь постигла и Еввула. Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 3 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 3-4). Гимнография Память А. и Еввула содержится во многих Месяцесловах: в Типиконе Великой ц. (IX–X вв., Mateos. Typicon. Т. 1. P. 224-225), в Петровом Синаксаре (XI в.) и др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 32). Служба им неизвестна. В греч. афинской печатной Минее под 3 февр. по 6-й песне канона на утрене помещен ямбический стих (Θεβρουριος. Σ. 44). Иконография На миниатюре Минология Василия II представлена мученическая кончина святых (А. обезглавлен, Еввул - перед палачом), оба святых изображены средовеками, Еввул седовлас (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 368). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описывает А. молодым человеком с округлой бородой, а Еввула юношей «с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. Февраль. 3). Ист.: Eusebii. De martyribus Palestinae, 11//PG. 20. Col. 1511-1512; ActaSS. Martii. 1668. T. 1. P. 364. Лит.: SynCP. P. 440-441; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 10. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 207; Kaster G.//LCI. Bd. 5. Sp. 38. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/63604.html

Михаила в Педуласе (1474) - полуфигура, Панагии Хрисокурдалиотиссы в Курдали (XVI в.). Из ц. св. Маманта в Перистероне происходит большого размера икона этого святого (XVI в.; The Veneration. 2013. P. 78. Cat. 12). В Греции единоличные, как правило ростовые, изображения М. встречаются с XIV по XIX в. На островах, в частности на Крите, его почитание связано с миграцией христ. населения из М. Азии и Каппадокии; по сохранившимся изображениям М. прослеживаются перемещения мигрантов в средневизант. период и распространение почитания святого на север Греции и в Зап. Европу (Ibid. P. 118). Предпочтительными здесь стали 2 варианта иконографии: М.-пастух, с ягненком на руках и с посохом (ц. Митрополии в Мистре, 1272-1288 - Ibid. P. 116-117), при этом могут сохраняться богатые одежды, принятые при дворе (фреска в ц. свт. Николая «стис Маруленас» в Мегали-Кастании, п-ов Мани, XIII в. (Ibid. P. 119. Il. 3), или М.-воин в доспехах, с копьем, щитом и мечом, что может быть связано с его почитанием среди воинов-акритов, потомки к-рых попали в XI в. на Крит (ц. Спасителя в Кефали, подобласть Ханья на Крите, 1319-1320 - Ibid. P. 12-13). Известны варианты иконографии М.-мученика (напр., росписи ц. св. Георгия в Старо-Нагоричино, 1318, мастера Михаил и Евтихий ( 1993. С. 78); параклиса св. Димитрия в Дечанах, 1335-1348 (Зидно сликарство. 1995. С. 37. 72); ц. Панагии Крина на о-ве Хиос, 1734). Именно так его предписывает изображать и Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «…юный, без бороды» (Ерминия ДФ. С. 165. 63). Мученичество св. Маманта. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. До 1350 г. Мученичество св. Маманта. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. До 1350 г. Святые Мамант и Иаков. Фрагмент алтаря-полиптиха ц. Санта-Тринита в Пистое. 1455–1460 гг. Худож. Ф. Пезеллино Святые Мамант и Иаков. Фрагмент алтаря-полиптиха ц. Санта-Тринита в Пистое. 1455–1460 гг. Худож. Ф. Пезеллино Единоличные образы М. в западноевроп. искусстве представлены алебастровой статуей работы скульптора Эврара из Орлеана (ок.

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Сщмч. Авраам, еп. Арбельский. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ) († между 344 и 352), сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.), еп. Арбельский [Арвильский]. Вскоре после того, как сщмч. Иоанн , еп. Арбелы (Сев.-Зап. Персия), мученически окончил жизнь в гонение, начатое в 340 г. шаханшахом Шапуром II (309-379), его преемником стал А., к-рый также подвергся преследованиям и был вынужден предстать перед верховным жрецом огня в обл. Адиабена . Когда священномученик отказался отречься от Христа и поклониться солнцу, его избили палками, а затем отрубили голову в мест. Телем. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык, видимо сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие святого внесено под 4 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 447). Иконография Мученическая кончина А.- усечение главы - изображена на миниатюрах рукописей Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 372) и Минология XI в. (ГИМ. Син. Греч. 183. Л. 10 об.). Полуфигурное изображение святого представлено в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. Февр. 4), описывает А. как старца с длинной широкой бородой. Лит.: ЖСв. Февр. С. 64; Bedjan. Acta. P., 1895. T. 4. P. 130-131; Delehaye H. Les versions greques des actes des martyres persans sous Sapor II//PO. T. 2. P. 412, 450-452; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 75. Иконогр.: Kaster K. C.//LCI. Bd. 5. Sp. 9; MenolBas. Tav. 372; Ерминия ДФ. С. 413; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого минология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. 2, 3; Менолог. C. 274. М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/62858.html

В арм. Синаксаре Тер-Исраэля память П. указана под 8 февр. (2 мехеки) (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1925. Vol. 7: Mois Méhéki. P. 6-9. (PO; T. 21. Fasc.1)) с ошибочным указанием города рождения П.- Мелитина. В Палестино-груз. календаре память П. помещена под 7 и 16 февр. (Sinait. iber. 34) ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 153, 160). В сирийских Минологиях П. упомянут только однажды - под 7 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1912. P. 119. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В зап. календарях имя П. не указывается. Житие П. было переведено на слав. язык и включено в ВМЧ митр. Макария с ошибочным указанием на то, что П. род. в К-поле ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 450). П. указан в календаре РПЦ как преподобный. Ист.: SynCP. Col. 447-449; PG. 117. Col. 300-301 [Менологий Василия II]; ActaSS. Febr. T. 2. P. 37; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 229-230; ЖСв. Февр. С. 122-134. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 61; Sauget J.-M. Partenio//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 341-342; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 376; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 584-586. О. Н. А. Иконография Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись нижней церкви-костницы Петрицонского (Бачковского) мон-ря. 2-я или 3-я четв. XII в. Прп. Парфений, еп. Лампсакийский. Роспись нижней церкви-костницы Петрицонского (Бачковского) мон-ря. 2-я или 3-я четв. XII в. Сформировавшееся на основе Жития представление об образе П. обладает определенной устойчивостью: разночтения в отношении возраста и типа одежд святого за редкими исключениями отсутствуют, некоторая вариативность касается типа бороды. П. изображают, как то и предписывает греч. иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), старцем «с широкою бородою» (Ерминия ДФ. С. 161), облаченным в соответствии с его архиерейским саном в фелонь, с омофором, с Евангелием в руках. Кон. X в. датируется наиболее ранний образ святого в монументальной живописи, сохранившийся во фресках Токалы-килисе (2) в Гёреме, Каппадокия (кон. X в.). П.- белобородый епископ в одном из 4 медальонов на центральной арке прохода, представлен погрудно, вместе с образами других раннехрист. иерархов: прав. Лазаря, еп. Кипрского, свт. Прокла, архиеп. К-польского, и свт. Спиридона, еп. Тримифунтского ( Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 105).

http://pravenc.ru/text/2579065.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еванг. Остр. Евангелие-апракос Остромирово, 1056-1057 гг. ГПБ. F. n. I. 5: Ркп. Изд.: Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизв. Л., 1988 Евгений. Словарь Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб., 1827. М., 1995п Евсеева. Афонская книга Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998 ЕжБК Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та: Мат-лы. М., 1996-. ЕжегИИИ Ежегодник Института истории искусств. М., 1948-1961. Т. 2-11 ЕИзв Епархиальные известия [требует геогр. определителя, напр.: Черниговские и т. д.] Ерминия ДФ Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р Ефрем Мцире. Сведения Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин - о том, в каких источниках об этом упоминается/Ред.: Т. М. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Ефрем Сирин, прп. Творения Ефрем Сирин, прп. Творения: В 8 т. Серг. П., 1895-1914. М., 1993-1995р ЖЗЛ Жизнь замечательных людей: Сер. М., 1933-. Жития Полное жизнеописание святых Груз. Церкви. СПб., 1871-1873. 3 т. Жития Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 19003. 12 кн. М., 2000р. 6 т. Жития Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленное на основании древних и современных сведений. Тифлис, 1850 Жития подвижниц Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 18852. М., 1994р ЖМВД Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1829-1861 ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1803-1829, 1834-1917 ЖМП Журнал Московской Патриархии. М., 1931-1935, 1943-. ЖМП, 1931-1935 Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 гг. М., 2001 ЖНИР Жития новомучеников и исповедников российских ХХ в./Сост.: игум.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=7

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010