Епифаний Премудрый



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

преподобный Епифаний ПремудрыйИскать в Источникеazbyka.ru
... июня (ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ преподобный, русский монах, агиограф, духовный писатель и мыслитель, автор житий и посланий, раскрывающих мировоззрение Древней Руси, один из первых русских православных писателей и философов. Жизнеописание Жил в конце XIV – начале XV века. Сведения о нём извлекаются только из его собственных сочинений. В молодости жил со Стефаном Пермским в Ростове в монастыре Григория Богослова, именуемом «Затвор». Изучил там греческий язык и хорошо усвоил библейские, святоотеческие и агиографические тексты. Возможно, побывал в Константинополе, на Афоне, в Иерусалиме. Вероятно, в 1380 году Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве «ученика» уже знаменитого Сергия Радонежского. Занимался книгописной деятельностью. После смерти Сергия в 1392 году Епифаний, видимо, перебрался в Москву на службу к митрополиту Киприану. Близко сошёлся с Феофаном Греком.) В 1408 году во время нападения на Москву хана Едигея, Епифаний бежал в Тверь, где подружился с архимандритом Спасо-Афанасьева монастыря Корнилием, в схиме Кириллом, с которым впоследствии переписывался; в одном из своих посланий он высоко отзывался о мастерстве и работах Феофана Грека, ... далее ...
ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Е. П. принял постриг в ростовском мон-ре во имя свт. Григория Богослова - Затворе, - имевшем во 2-й пол. XIV в. богатую б-ку. Е. П. писал о своей дружбе в 70-х гг. XIV в. со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского, Е. П. хорошо знал НЗ и ВЗ, Псалтирь, святоотеческую и житийную лит-ру (Ключевский.) Древнерус. жития. С. 91- 92 (. По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греч. язык. Полученные знания Е. П. использовал в своих путешествиях в К-поль, на Афон и в Иерусалим, о к-рых известно из его сочинений) ряд исследователей отождествляют Е. П. с иноком Епифанием, автором «Сказания о пути к Иерусалиму»; см. : Прохоров. 1988. С. 211 (, путешествия Е. П. мог совершить в 80-х гг. XIV - нач. XV в.) Из ростовской обители Е. П. перешел в Троице-Сергиев мон-рь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам) . (По предположению Б. М. Клосса, Е. П. принял постриг в Троице-Сергиевом ... далее ...
«Древнерусская книга — беседа Бога с человеком» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... путь ко спасению. И, собственно, и Борис, и Глеб исполняют все девятнадцать заповедей. Святополк Окаянный нарушает девятнадцать заповедей. Понимаете, это вот открытие преподобного Нестора. Ему, конечно, было сложно писать первое житие первых русских святых. Потом он пишет уже второе преподобническое житие Феодосия Печерского, но там то же самое – он использует тот же самый прием: преподобный Феодосий использует, или точнее исполняет все девятнадцать заповедей. Русский писатель говорит читателю: меня не интересует внешняя оболочка, меня интересует внутренний мир человека Смотрите: когда Епифаний Премудрый пишет первое житие преподобного Сергия, он пользуется как раз житием, написанным преподобным Нестором – о преподобном Феодосии. Вот, выстраивается та самая традиция, и выстраивается и этот житийный канон, потому что мы видим, что святые идут путем Христовым, или царским путем – то есть исполняют все девятнадцать заповедей. Поэтому на вопрос: «Как стать святым? » очень легко ответить. Нужно исполнить девятнадцать заповедей, но как трудно их исполнить! Это – первое. Что касается уже литературы Нового времени, то можно так сказать, что русская литература – мы будем уже в целом ... далее ...
Троицкий патерик - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... татарина. Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что, казалось, потряслось самое место их битвы, и оба богатыря пали мертвыми на землю!.. После победы на поле Куликовом великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами; в 1398 году великий князь Василий Дмитриевич посылал его в Царьград с милостынею. Он погребен рядом с своим соратником Александром Пересветом у Рождества на Старом Симонове. 15. Иоанникий, изображенный на иконе Троицкого собора. 16. Епифаний Премудрый, бывший духовником в обители преподобного Сергия и оставивший нам описание жития своего великого старца. Это был человек весьма образованный для своего времени, много путешествовавший по святым местам и написавший, кроме жития Преподобного, похвальное ему слово, житие святителя Стефана Пермского и тоже похвальное ему слово. В молодости своей он жил со Стефаном в Ростове, в монастыре Григория Богослова, именуемом Затвор ... далее ...
Алексей Лидов: Путь в Византию. Нам не дано ...Искать в Источникеpravmir.ru
... лик! А храм Христа Спасителя в центре Москвы – пример того, как из византийского лика делается идеологизированная маска всемогущей и доминантной империи, где и с жесткостью, и с системностью все в порядке. Только эта система оказывается пустой, а Византия никогда не пустая. Ее имитации часто бывают пустыми, но Византия сама по себе – никогда. В этом корень проблемы. То же самое и с каноном. Византийские художники были по нашим представлениям удивительно свободными. Это не наши домыслы, не наше “wishful thinking”, то есть желательное размышление. У нас есть потрясающий текст, в котором Епифаний Премудрый, русский инок и книжник, описывая работу Феофана Грека в Москве начала XV века, удивляется: он совсем не смотрит на образцы, он пишет из головы, создает образы. И о каком каноне мы вообще говорим! Мы же знаем феофановские образы – достаточно пойти в церковь Спаса на Ильине в Новгороде и увидеть его фрески. Фото интерьера Храма Христа Спасителя и Софии Константинопольской – Византию мы изучаем по источникам. Мы видим, как сегодняшние источники своеобразно интерпретируют правду о событиях. Получается, что образ – самый подлинный свидетель и рассказчик? Он не может ... далее ...
Иконописцы и иконопись в Древней РусиИскать в Источникеpravmir.ru
... и тех церковных писателей, которые пытались дать им оценку позже — в назидание всем художникам Древней Руси. Так, тип мастера страстного (при всем прокламируемом им духовном бесстрастии изображаемых святых) , мастера импульсивного, энергичного являет нам великий Феофан Грек (втор. пол. XIV– нач. XV в.) . Динамичный, непривычно экспрессивный для северян характер Феофана (обрусевшего грека) , гениальная спонтанность его творчества, внутренняя свобода его личности — притом полностью воцерковленной — настолько, по-видимому, поражали современников, что известный писатель начала XV в. Епифаний Премудрый даже счел необходимым особо рассказать о встречах с ним в послании к некоему Кириллу Тверскому. Епифаний с восторгом пишет о Феофане: “Когда я был в Мос­кве, жил там и преславный мудрец, философ очень искусный, Феофан Грек, книг изограф ( художник, миниатюрист — Ю. М. ) опытный и среди иконописцев превосходный живописец когда он рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда-сюда, и не столько пишут красками, сколько ... далее ...
​Богодухновенный живописец. Семнадцать вопросов ...Искать в Источникеrublev.com
... Летописи называют его «чернецом». Сохранившиеся изображения Андрея Рублева также представляют его в монашеском одеянии. 5. Были ли у Андрея Рублева друзья? Ответить однозначно невозможно. На раннем этапе творчества он работал вместе с Феофаном Греком. Многие свои работы он создавал в сотрудничестве с Даниилом Черным, которого называли «сопостником» Рублева. Среди лиц, с которыми Андрей Рублев был или мог быть знаком, — преподобные Андроник Московский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, московские митрополиты святители Фотий и Киприан, ученый инок Епифаний Премудрый. 6. Сколько сохранилось творений Андрея Рублева? Вопрос до сих пор вызывает споры в искусствоведческой среде, так как приписать ту или иную икону или фреску кисти Андрея Рублева сегодня можно лишь на основании анализа характера письма — а это не самый надежный, с научной точки зрения, метод. В древней Руси не создавали авторские каталоги икон, и ни в одной из дошедших до нас летописей нет сводного списка творений преподобного Андрея. С большей или меньшей степенью вероятности кисти Андрея Рублева приписывают следующие работы: • Звенигородский чин: Спаситель, ... далее ...
Преподобный Сергий Радонежский объединяет ...Искать в Источникеchurch.ua
... истории об этой прекрасной обители. И о ее храмах и церквях: На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И. Ф. Мичурин и Д. В. Ухтомский. Основателями ее стали братья Стефан и Варфоломей, во иночестве – Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы – Паже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Так началась история Троице-Сергиевой лавры. Было это по одним данным – в 1337 году, по другим – в 1345 году. Вскоре Стефан покинул брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Преподобный Сергий ... далее ...
08 октября - преставление преподобного Сергия, ...Искать в Источникеchurch.ua
... октября — преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского. 08. 10. 2017 Юлия Лысенко Добавить комментарий Место и время рождения Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея. Детство и первые чудеса В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они ... далее ...
Человек и окружающий его мир в агиографических ...Искать в Источникеpravmir.ru
... цитируются по следующим изданиям: житие преподобного Сергия — “Памятники литературы Древней Руси: ХIV–середина XV века” (далее — ПЛДР) . Вып. 3. М., 1981. С. 256–429, житие святителя Стефана — Святитель Стефан Пермский Ред. Г. М. Прохоров. СПб., 1995. С. 50–262 (далее — жСП) . Вопрос атрибуции списков жития преподобного Сергия Радонежского не рассматривается. Подробно и наиболее, на наш взгляд, убедительно об этом пишет Б. М. Клосс. См. его работы: Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. Ч. 3. С. 145–170; Епифаний Премудрый Там же. Ч. 2. Гл. 1. С. 91–128. 2Современный исследователь древнерусской книжности Б. М. Клосс считает, что Епифанию Премудрому, кроме “Слова о житии Стефана, епископа Пермского” и частично сохранившегося “Жития преподобного Сергия Радонежского”, принадлежат еще “Похвальное слово преподобному Сергию”, “Сло­во о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича”, “Повесть о Темир-Аксаке”, написанные для Свода святителя Фотия “Повесть о Куликовской битве”, “Слово о нашествии Тохтамыша”, “Слово о житии и преставлении Тверского князя Михаила Александровича”, ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Епифаний Премудрый
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"