Арефа, архиепископ Кесарийский – после 932) Византология Послания Арефа, архиепископ Кесарийский Византийский политический и церковный деятель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, автор комментария к «Апокалипсису», многочисленных схолий и писем. Биография Родился около 850 (занял кафедру ранее 902). Происходил, по-видимому, из знатной и богатой семьи. До 886 г. переехал из Греции в Константинополь. Возможно, был учеником Патриарха – свт. Фотия, хотя точных указаний на этот счет нет. В 80-х гг. IX в. Арефа начал собирать коллекцию рукописей. До 895 г. рукоположен во диакона. В начале 901 г. Арефа предстал перед судом по обвинению в безбожии, хотя о подлинных причинах его преследования источники не говорят прямо: возможно, он был замешан в заговоре против императора Льва VI Мудрого. Оправданный за отсутствием улик, Арефа вскоре стал придворным ритором при дворе императора Льва VI, составлял похвальные слова, обращенные к императору, и слова на церковные праздники. До 902 г. Арефа стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, заняв одну из самых значимых кафедр в церковной иерархии Константинопольского Патриархата (архиепископ Кесарии традиционно носил титул первопрестольного – первого среди митрополитов). В 905–906 гг. Арефе была поручена миссия освящения храмов в Греции, пострадавших от набегов арабов в 904 г. Когда в 906 г. в среде византийского клира начались разногласия по поводу 4-го брака императора Льва VI, Арефа последовательно выступал против запрещенного канонами брака императора и критиковал действия Патриарха Николая I Мистика, который пытался, руководствуясь принципом икономии, не допустить раскола в Церкви. Этим событиям посвящены многие полемические произведения Арефы. После того как Николай Мистик , в конце концов отказавшийся признать 4-й брак императора, был смещен с Патриаршего престола (1 февраля 907) и сослан, Арефа также был отправлен на некоторое время в ссылку во Фракию. Однако вскоре он был возвращен в Константинополь, согласился признать 4-й брак Льва VI и примкнул к новому Патриарху Евфимию I.

http://azbyka.ru/otechnik/Arefa_Kesarijs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мамант Кесарийский, мч. - житие Мамант Кесарийский (Каппадокийский), мученик (ск. 275), родился от знатных родителей — Феодота и Руфины. За исповедание христианства они были брошены в темницу в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Там вскоре умер отец святого, а во время родов — и мать. Младенца воспитала одна благочестивая вдова. Еще в юные годы Мамант обратил ко Христу многих своих сверстников, за что и был подвергнут жестоким мучениям. Его приговорили к утоплению в море. Но ангел Господень чудесным образом освободил его и привел на гору близ г. Кесарии. Здесь он устроил себе келью, в которой проводил молитвенную жизнь среди диких зверей, не трогавших святого. Молва о нем росла, и его вновь арестовали. В темнице, куда св. Мамант был заключен, умирали от голода сорок узников. По молитве святого влетевший в окно голубь принес всем пищу, а ночью двери темницы сами отворились — и узники вышли на свободу. Сам же св. Мамант желал отдать жизнь за Христа и продолжал смиренно ожидать своей участи. Его вывели на арену цирка и выпустили диких зверей, но они не только не тронули святого, а даже стали ласкаться к нему. Тогда один из языческих жрецов поразил св. мученика трезубцем. Русские люди называли св. Маманта Мамонтием овчарником и считали его покровителем овец и коз. Мысль об этом покровительстве св. Маманта вышла из сказания о его жизни. В Прологе замечается, что когда св. Мамант жил в пустыни, то ему особенную услугу оказывали дикие козы. Они сами приходили к нему, и он доил их и приготовлял сыры, которыми не только сам питался, но и торговал ими, раздавая вырученные деньги бедным и неимущим. Это сказание Пролога вошло и в живопись. В подлиннике Долотова XVIII в., при определении типа сщмч. Маманта, указываются следующие характеристические подробности: “...около него олени, и дикие козы, и прочие звери”. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мамант Кесарийский, мч. " .

http://pravicon.com/info-2855

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОРОФЕЯ КЕСАРИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Дорофея Кесарийская. Икона Дорофея Кесарийская (+ ок. 288 - 300 ), дева, мученица Память 6 февраля Жила в Кесарии Каппадокийской и пострадала при императоре Диоклетиане в 288 или 300 году, вместе с мученицами Христиной , Каллистой и мучеником Феофилом . Святая Дорофея была благочестивой девицей-христианкой, отличалась большой кротостью, смирением, целомудрием и данной от Бога премудростью, удивлявшей многих. Схваченная по приказанию правителя Саприкия, она твёрдо исповедала веру во Христа и была подвергнута истязаниям. Не сломив воли святой, правитель отдал её двум женщинам-сёстрам Христине и Каллисте , которые раньше были христианками, но, убоявшись мучений, отреклись от Христа и стали вести нечестивую жизнь. Он приказал им уговорить святую Дорофею принести жертву языческим богам. Однако произошло обратное: женщины, убеждённые святой Дорофеей, что милосердием Божиим даруется спасение всем кающимся, раскаялись и снова обратились ко Христу. За это их связали спинами и сожгли в смоляной бочке. Святые сёстры Христина и Каллиста страдальчески скончались, принеся покаянную молитву Господу. Святая Дорофея вновь была подвергнута мучениям, с великой радостью претерпела их и так же радостно приняла смертный приговор. Когда святую вели на казнь, некий учёный человек, Феофил , с насмешкой сказал ей: " Невеста Христова, пошли мне из сада Жениха Твоего розовых цветов и яблок " . В ответ мученица кивнула ему. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. Получив благодатные дары, недавний гонитель христиан был поражён, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, святой Феофил принял мученическую кончину через усечение мечом. Мощи святой Дорофеи находятся в Риме , в церкви её имени, глава также в Риме, в церкви Богоматери в Трастевере . Использованные материалы Редакция текста от: 27.02.2016 07:09:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/5138.html

    Илия, Пров и Арис. Евсевий (II, стр. 31 по русск. переводу) говорит, что Арис предан огню, Пром и Илия усечены 14 декабря, что они родом были египтяне и посланы были для служения виликийским исповедникам. Пров называется Промом у Евсевия, в месяцеслове Василия и славянских редакциях его (239. 247 стр.), в стишном греч. прологе 1295 года.     Мучч. Полиевкт и Тимофей. По месяцеслову Василия св. Тимофей в Мавритании диакон, за успешную проповедь о Христе много мучимый, ввержен в темницу, томим голодом и жаждою и, выведенный из нее, после тщетных увещаний принести жертву демонам, взошел с молитвою на приготовленный для него пылавший костер и предал дух свой Богу. Мощи его положены были верными с честию в области мавриганской. Св. муч. Полиевкт в Кесарии, за успешную проповедь вверженный в темницу, после напрасных увещаний отречься от Христа, раздираем был по всему телу железными когтями, лишен зубов брошен в горящую печь. В Римских мартирологах (Иеронимовом) 21 мая есть Полий с Тимофеем в Макритании, Полит или Поликут в провинции Кесарии, Полиевкт, Виктор Донат в Кесарии каппадокийской. В Иеронимовом Полиевкт в Кесарии каппадокийской повторен и 22 мая. В месяцеслове Василия сказание о Полиевкте в Кесарии отдельное от сказания о Тимофее и погому лучше разуметь ныне у нас Полиевкта Кесарии каппадокийской, а не Полиевкта из дружины Тимофея, как тому дает повод мартиролог Адона, в коем 21 мая: в Мавритании кесарийской Тимофея, Полия и Евтихия диаконов (сн. Деян. св. Mai V, 4).     Григорий еп. омиритский. В слав. минее из Четьи блаженного Макария. На греческом языке житие сего святого издано Дуцеем (Bibl. Ратг. Graec. Т. И). Житие сие приписывается по надписи епископу негранскому, а прение св. Григория с Иудеем записываемо было современно нотарием Палладием, как это видно из самого жития. Законы, наданные Григорием вместе с царем Авраамом Омиритом, на греч. языке изданы Боассонадом Anecdoma graeca Т. V. 73—116.). (Сн. Димитрий ростов. стр. 150. Fabric. X. 116). Славянских житий его известно не мало. (См. Указатель синод. библ. преосв. Саввы и Мартынова Annus eccl. 312). В Макарьевских минеях, кроме жизни, помещена вся очень обширная беседа Григория против Иудейства с Ерваном учителем иудеским (Декабрь). Григорий в большей части памятников называется Григектием (св. Ле-Кьена Ог. chr. II. 428. 663. Лямбеция V, 294. 277).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В византийскую эпоху этот титул давался митрополитам василевсами 27 , которые, усвояли себе и право возводить и низводить архиерейские престолы и вообще изменять синтагматион епархий Византийской церкви 28 . Митрополит Кесарийский титуловался «пречестным пречестных», как «первотронный» или «первокафедральный– πρωτοκθεδρος» митрополит, пользовавшийся, в силу первенства своей кафедры, преимущественной честью пред всеми прочими митрополитами, как только «пречестными – πρτιμος», которую ему воздавали митрополиты других епархий и архиепископы, подчиненные ему епископы и народ, равно и другие члены Византийской церкви. Кроме того, он именовался и был «экзархом всего Востока». Как уже упомянуто, – «Востоком» вообще в византийскую эпоху назывались те епархии, которые находились к востоку от Константинополя, т. е. в Малой Азии, в отличие от Запада, т. е. от епархий, находившихся на западе от Константинополя, или в европейских фемах. Но в частном смысле, «Востоком» называлась область, расположенная в фемах Харсианской, где и находилась Кесарийская митрополия, Севастийской, Каппадокийской и Анатолике, как внутренних провинциях Азии, в отличие от пограничных и побережных ее фем 29 . В таком именно смысле понимается «Восток» в патриаршем и синодальном акте от января 1327 г., в силу которого находившиеся в местности Востока святейшие митрополии Севастии, Евхаит, Икония и Мокиса и святейшая архиепископия Назианза были вверены временному управлению митрополита Кесарии, пречестному и экзарху Востока 30 . Значит, экзаршеские полномочия Кесарийского митрополита некогда распространялись на «весь Восток», а потом лишь на внутренние малоазийские фемы, вместе с провинцией «Восточной – νατολικν», хотя в титуле и сохранилось указание на первоначальное пространство экзаршеских полномочий Кесарийского митрополита. Эти полномочия возникли в связи с общим развитием власти экзархов в Греко-восточной Церкви, в том числе и экзарха, или высшего митрополита, в Понтийском диэцезе, расположенном в восточной части Малой Азии, с главным городом Кесарией Каппадокийской 31 : митрополит Кесарии Каппадокийской, как видно и из толкования Иоанна Зонары на 17-е правило четвертого вселенского собора, имел право, как экзарх округа 32 , судить епископов, а равно пользовался и административными полномочиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

По справедливому отзыву известного дореволюционного патролога проф. Н. И. Сагарды , «в каппадокийском созвездии каждая из входящих в него звезд сияет своим особенным блеском ...». Поэтому большинство авторов, изучающих их творения, а таких исследований немало, концентрировали свои усилия на одном из них или давали обзорные, чаще всего теологические данные об учении всех каппадокийцев. К последнему разряду относятся патрологии архиепископа Филарета (Гумилевского) , О. Барденхевера, Г. Раушена, Н. И. Сагарды , Й. Квастена, Б. Альтанера, А. Штуйбера и др., содержательные обзоры в историко-богословских и историко-философских трудах A. A. Спасского, Э. Осборна, Я. Пеликана и др. На высоком уровне современной науки написаны статьи митрополита Илариона (Алфеева) , свящ. Димитрия Юревича , игум. Дионисия (Шлёнова), П. Б. Михайлова, А. Р. Фокина и др., посвященные личности, трудам и библиографии каждого из трех святителей, в «Православной энциклопедии» (см. Общую библиографию). Однако статьи «Каппадокийская школа» в Православной энциклопедии, как и в других ведущих теологических энциклопедиях, мы не найдем. Причиной тому является определенная трудность, связанная с проблемой выделения каппадокийской традиции как школы в истории богословия. Такая возможность, однако, ясно прослеживается в истории религиозно-философской мысли. Например, философ B. C. Соловьёв не сомневался говорить о Каппадокийской школе в статье « Василий Великий » для Энциклопедии Брокгауза и Ефрона; вероятно, через него этот термин попадает и в Большую советскую энциклопедию (статья «Неоплатонизм»). В современных историко-философских штудиях он используется уже полноправно: например, на семинаре в Доме А. Ф. Лосева 25 ноября 2004 г. и других научных мероприятиях. В ряду специальных исследований, посвященных учению каппадокийских отцов, важный прецедент представляет статья Б. Отиса «Каппадокийская мысль как целостная система» 5 , в которой предпринята попытка рассмотреть учение великих каппадокийцев святителей Василия Кесарийского , Григория Богослова и Григория Нисского под углом зрения общности решавшихся ими задач в интеллектуальной сфере.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский) (др.), мч. - житие Святой мученик Евпсихий родился в городе Кесарии Каппадокийской и получил христианское воспитание от своих знатных родителей. Во время царствования Юлиана Отступника (361–363) святой Евпсихий вступил в христианский брак. В Кесарии тогда находился языческий храм богини Фортуны, очень почитаемой Юлианом Отступником. В то время как шло брачное торжество Евпсихия, язычники устроили жертвоприношение богине Фортуне. Святой Евпсихий воспламенился ревностью о Господе, собрал народ и разрушил языческий храм. Он знал, что это неминуемо повлечет за собой кару. Святой Евпсихий раздал все свое имение нищим и приготовился к мученическому подвигу. Разъяренный император Юлиан обрушил свой гнев не только на святого Евпсихия, но и на все население этого города. Одних граждан он казнил, более почетных отправил в изгнание; христианское духовенство было взято на военную службу, а у церквей отнято имущество. Город был лишен названия Кесария (то есть Царственный) и обращен в простое селение с прежним названием Маза, а жители обложены тяжелой данью. Император угрожал совсем уничтожить город, если жители вместо уничтоженного не построят новый языческий храм. Святого Евпсихия Юлиан велел любыми мучениями принудить принести жертву идолам. В течение многих дней святого страдальца истязали на виселице, а также железными когтями. Но вера его была тверда, и судья отдал приказание усечь мученика мечом († 362). В то время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил через Каппадокию и приблизился к Кесарии. Городу угрожала опасность, так как император намеревался разорить его до основания. Тогда архиепископ города, святитель Василий Великий († 379; память 1 января), воздавая Юлиану честь как властителю, вышел ему навстречу и поднес три ячменных хлеба, какими питался сам. Император велел оруженосцам взять хлебы, а святителю Василию дать горсть сена со словами: «Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено». Святитель ответил: «Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью своей претворить сено в хлеб – естественную пищу человеческую». Юлиан гневно ответил: «Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю этот город до основания и место его вспашу плугом и обращу в поле. Ибо мне известно, что это по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны».

http://pravicon.com/info-2238

Григорий Назианзин (по каппадокийскому городу Назианз, где он и родился, и некоторое время был епископом), церковно почитаемый (под почетным именованием Богослова) вместе со своим другом Василием Кесарийским и жившим позднее Иоанном Златоустом как один из трех Великих Святителей, являет собой образец характерного для каппадокийской школы гармонически удавшегося христианского усвоения античной культурной традиции. Он родился ок. 330 г. в семье уважаемого состоятельного горожанина, который после попыток найти путь к библейской вере в общине т.н. ипсистариев, исповедовавших библейский монотеизм без приятия иудейской обрядности, в конце концов под влиянием своей жены-христианки по имени Нона (матери Григория Назианзина ) принял крещение и был поставлен священником, а вскоре и епископом, дожив до весьма преклонного возраста. Годы учения начались с занятий риторикой в Кесарии Каппадокийской и были продолжены в христианских школах Палестины и Александрии; затем он учился в знаменитой Афинской школе, где на всю жизнь подружился со св. Василием Великим , или Кесарийским. Как вспоминает он впоследствии, в Афинах они с Василием знали только две дороги – одна в храмы Божьи, а вторая в школу, языческую, но связанную с лучшими традициями античности; эти две дороги – знаменательный символ. Для дальнейшей жизни Григория характерно принесшее ему немало сердечных мук противоречие между свойственным его сверхчувствительной душе поэта устремлением к жизни уединенной, созерцательной, отданной прежде всего аскетически подвигам, а на втором месте книжным занятиям, – и суровой обязанностью, о которой ему напомнил отец, а затем вновь и вновь напоминал Василий: активно участвовать в церковной жизни, преизобиловавшей тогда жестокими конфликтами вероучительного и политического свойства. Особенно драматичным для него был зов на Константинопольскую кафедру; с 379 г. ему удалось сплотить вокруг себя православных новой имперской столицы, император Феодосий I торжественно ввел его в 380 г. в церковь св. Апостолов, а в 381 г. он был утвержден в своих полномочиях II Вселенским Собором, на коем после смерти Мелетия Антиохийского приглашен был еще и председательствовать. Однако интриги продолжались, и Григорий ушел в добровольное изгнание из Константинов­поля на свою малоазийскую родину, произнеся при этом свое знаменитое «Прощальное слово». Последние годы были проведены в подвижническом безмолвии и литературных трудах; только мысли о константинопольской пастве навевали тревогу, не утихавшую до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Самые ранние документальные свидетельства притязаний Армянской Церкви на апостольское преемство от ап. Варфоломея датируются лишь VII веком 948 . Что же касается традиции, согласно которой Евангелие было принесено в Армению ап. Фаддеем, то она восходит к самым ранним письменным источникам Армянской Церкви, датируемым серединой V века. Эти сведения, кроме того, подтверждаются удивительным совпадением древних традиций соседних церквей Сирии и Месопотамии, в которых неизменно упоминаются имена либо одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа – Фаддея (иногда называемого Иудой Фомой), либо Аддая, который был или одним из семидесяти учеников, или одним из соратников ап. Фаддея 949 . Совершенно очевидно, что на заре формирования Армянской Церкви главное влияние на нее оказывали три традиции, проистекавшие из трех центров христианской религии: Кесарии Каппадокийской на западе и Эдессы и Иерусалима на юге. Связь армянской традиции с Кесарией объясняется не только соседством последней с исторической Арменией, находившейся на востоке Малой Азии, но и тем, что свт. Григорий Просветитель, обративший в христианство армянского царя Трдата III (298–330) в начале IV века, получил епископский сан от митр. Леонтия Кесарийского. Так Армения была включена в юрисдикцию Каппадокийской епархии. Некоторые из евхаристических молитв Армянской Церкви, которые в целом представляют собой образцы сирийского литературного стиля, распространенного главным образом в Константинополе, Каппадокии, северной и западной Сирии и Палестине, судя по всему, являются переводами с греческих оригиналов. Одна из них – самая ранняя из сохранившихся версий евхаристической молитвы свт. Василия Кесарийского . В результате раздела Армении в 387 году между двумя соперничавшими сверхдержавами того времени, Персией и Римом, Кесария утратила контроль над Армянской Церковью. Примерно в 389 году на престол св. Григория взошел католикос Сахак I, который никак не был связан с Кесарией. Эдесское влияние на формирование богослужебного обряда Армянской Церкви в ранний период ее истории отражено в армянском таинстве Крещения, поразительно схожем с западносирийскими аналогами. Кроме того, раннеармянская церковная терминология восходит главным образом к иранскому или сирийскому богослужебному лексикону. Также филологи подтвердили правоту свидетельств армянской святоотеческой литературы о том, что переводы Библии начала V века основывались на сирийских текстах, привезенных из Эдессы. Впоследствии, на втором этапе перевода, в них вносились изменения в соответствии с греческими текстами, привезенными из Кесарии. Таким образом, сплав семитских и эллинистических элементов, имевший место при зарождении литургической практики Армянской Церкви, отражен в самом переводе Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Назианз (Ναζιανζς) – город в Каппадокийской области, на юго-западе от Кесарии и Синассоса (в 10 ч. пути) и на юг от Мокиса, по направлению к Тианам, ныне село Нинези, к востоку от озера Татта (Туз-Гкиюлу) в Иконийской митрополии. По Notitiae св. Епифания и Льва Мудрого Назианз составлял епископию не Кесарии или Тиан, а митрополии Мокиса (на первом месте из четырех). При императоре Романе Диогене (1067–1071 г.) город был возведен в митрополию 49 , занял 74-е, потом 72-е место в синтагматионе, но подчиненных епископий не имел 50 . И в N. двух Андроников Назианз исчисляется в составе митрополии. Между тем, в грамоте патриарха Исаии и священного синода от января 1327 г., которой митрополиту Кесарии был пожалован κατ λγον πιδσεως и Назианз, последний называется « γιωττη ρχιεπισκοπ», при чем и отмечается, что здесь долго не было своего законного архиерея, вследствие нашествия нечестивых врагов 51 . Очевидно, упадок епархии был так велик, что Назианз, не имевший, как и многие другие престолы, подчиненных епископий, мыслился в сознании деятелей патриаршей канцелярии не митрополией, а простой архиепископией 52 , – так как в существующих материалах нет никаких данных относительно формального низведения Назианза на степень архиепископии 53 . Но в ноябре 1370 г. митрополит Кесарии Каппадокийской Афанасий получил от священного синода, по тому же мотиву пожалования, уже не архиепископию, а митрополию Назианза 54 : патриаршая канцелярия исправила ошибку, допускавшуюся раньше. Но и от этого положение разоренной митрополии Назианза не улучшилось, и она во второй половине XV b. прекратила свое бедственное существование, будучи присоединена по частям к соседним Кесарийской и Иконийской митрополиям. И в последующее время епархия Назианза не была восстановлена, сохранив лишь свое наименование для титулярного епископа Кесарийской митрополии. 2. Эфес. Эфес (φεσος) – главный город Асийской провинции, находившийся в византийскую эпоху в фемах – сперва Самоса, потом – Фракисия, близ устья реки Каистра (ныне Кучук-Мендерес), впадающей в Эфесский залив или Куш-Адасси в Архипелаге (к северо-востоку от о. Самоса), в настоящее время лежит в развалинах, близ небольшого села Айясолук (γι – οσλοκ, γι – σουλοκ=γιος ωννης Θεολγος, Ayasolouk), на юге Смирнского санджака и в казе Куш-Адасси; к югу от этих развалин на берегу моря возник Новый Эфес (Να φεσος), иначе Куш-Адасси, или Scala Nuova 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010