Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в. (Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; ок. 1554-29.10.1624, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря. Родители Е. жили во Львове, отец был дьяком. Предки Е. служили кн. Константину Константиновичу Острожскому , при поддержке к-рого Плетенецкие получили шляхетство. Родовое прозвище происходит от с. Плетеничи Русского воеводства (ныне Львовская обл.). Александр учился, вероятно, в школах при Львовском Успенском братстве и в Остроге, участвовал в братском движении (см. Братства ). В 1594 г. А. Ф. Плетенецкий принял постриг с именем Елисей, в следующем году при содействии кн. Константина Острожского получил в управление Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь близ Пинска. За участие в правосл. Брестском Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ) король приказал Е. передать управление Лещинским мон-рем униат. Холмскому еп. Дионисию (Збируйскому) (АЗР. Т. 4. 112). Мон-рь Е. не отдал и позднее препятствовал попыткам униатов им овладеть. В 1599 г. Е. был избран архимандритом Киево-Печерского мон-ря. В ЦГИАК Украины хранятся материалы 1600-1613 гг., свидетельствующие о борьбе Е. против передачи мон-ря и его владений Киевскому униат. митр. Ипатию Потею . При возведении Потея в 1600 г. на митрополичью кафедру король отдал ему Печерский мон-рь вместе с имениями, в 1603 г. подчинение обители униат. митрополитам было утверждено папским бреве. Поскольку эти решения нарушали предоставленное в 1522 г. шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией печерского архимандрита, в 1603 г. король был вынужден подтвердить это право и в 1605 г. выдал Е. соответствующий привилей (часто в лит-ре этот год считается временем утверждения Е. в сане настоятеля Киево-Печерского мон-ря), но в том же 1605 г. король отдал Потею имения Печерского мон-ря в Литовском великом княжестве . После смерти Потея в 1613 г. Е. силой (при помощи казаков) вернул земли мон-рю и униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский вынужден был от них отказаться. Е. добился для Печерского монастыря ставропигии - независимости от Киевской кафедры и подчинения К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/189869.html

Архим. Захария (Копыстенский). Литография. 1916 г. (ГПИБ) В 1615 г. З. переехал в Киев, 4 янв. следующего года вступил в новообразованное киевское правосл. Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. Елисей (Плетенецкий) , к-рый много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил З. вступить в братию мон-ря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем мон-ря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, к-рая под его рук. превратилась в один из главных центров правосл. просвещения, являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. З. был инициатором, переводчиком и составителем мн. изданий, к-рые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее дек. 1616 г. в монастырской типографии была издана 1-я книга «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и З. В янв. 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведенный с греч. языка Иовом (Борецким ; впосл. митрополит Киевский) и отредактированный З. В предисловии к изданию последний охарактеризован как «преподобный и благородный в архидиаконех... муж ревности презелныя в благочестии, словесен же и премудр в богословии и исповедании православныя веры» (цит. по: Голубев. 1883. С. 393). В 1619 г. в монастырской типографии было напечатано 2-е изд. «Книги о вере единой, святой, соборной, апостолской Церкве, которая под росудок Церкве Всходней поддаетъся», подписанной мон. Азарией (см. «Книга о вере» ). Сочинение был направлено преимущественно против антитринитариев (социниан) . По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в Вильно в 1596 г. («Книжица о вере», или «Книга о образех», или «Книга о Троице»), текст изменился: появились предисловие, несколько пространных антикатолич. статей. Автор «Книги о вере» неизвестен, З. являлся редактором киевского издания.

http://pravenc.ru/text/182699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (Копинский (Купинский); ок. 1580 - 25.09(5.10).1640), митр. Киевский и Галицкий в 1631-1632 гг. (фактически до марта 1633). Биография Принадлежал к старинному мелкопоместному шляхетскому роду Копинских (Копенских), который относился к гербу «Lubicz» и происходил из Подляшья, из мест. Копина (ныне село Лукувского повята Люблинского воеводства, Польша); отдельные ветви рода в XVI-XVII вв. имели поместья в Белзском и Галицком воеводствах ( Boniecki A. Herbarz polski: Wiadomoci historyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich. Warsz., 1907. Cz. 1. T. 11. S. 190-191). Вероятно, И. принадлежал к ветви рода, связанной с Галицкой Русью . И. получил образование в одной из братских школ или в Острожской академии. Ок. 1598 г. он принял постриг в Киево-Печерском мон-ре , настоятелем которого тогда являлся архим. Елисей (Плетенецкий) . И. «неисходно» прожил в обители 16 лет, состоя блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, где под его началом подвизались 12 монахов. В 1612 г. кн. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал грамоту игумену Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря Афанасию и «отцу Исайе Печерскому» с разрешением строить мон-ри в его заднепровских владениях. В 1614 г. основатель и настоятель находившегося во владениях кн. Михаила Вишневецкого Густынского во имя Св. Троицы мон-ря (ныне в с. Густынь Черниговской обл., Украина) игум. Иоасаф Святогорец в связи с ухудшением здоровья пригласил И. в монастырь в качестве преемника, и тот начал строить в обители ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, кельи и др. здания. Вскоре игум. Иоасаф поправился, И. вернулся в Киев. 14 окт. 1615 г. Анна Гулевичевна Лозкина пожертвовала свой дом в Киеве для устройства там правосл. мон-ря и школы и передала его в ведение И. Приняв этот дар, православные образовали Киевское братство , которое должно было опекать учрежденные по воле Анны Гулевичевны киевский Братский в честь Богоявления мон-рь и братскую школу. И. стал старшим иеромонахом Братского мон-ря и старшим братчиком.

http://pravenc.ru/text/674836.html

Дементьев С, архитектор – 621 Демин A.C., историк литературы – 421, 497, 533 Демкова Н.С., исследователь литературы Древней Руси – 497 Демьян Многогрешный, украинский гетман – 566 Денисов Андрей, деятель старообрядческой церкви и писатель – 409, 588 Джанумов С.А., исследователь русского фольклора и литературы – 487, 626 Дианова Т.В., исследователь, археограф – 492 Димитрий, белевский священник – 405 Димитрий Муромский, священноинок – 385 Димитрий Ростовский , церковный деятель и писатель – 403, 414, 568 Димитрий Солунский (Митрий Селунский), св. мученик – 294, 520, 584, 621 Диоклетиан, римский император – 621 Дионисий, архимандрит Соловецкого монастыря – 571 Дионисий, иконописец – 601 Дмитрий Донской, великий московский князь – 582, 620 Дмитрий Самозванец, русский царь – 572 Добродомов И.Г., историк языка – 533 Долгополов Трифон, читатель рукописи – 492 Долгоруков Василий, князь – 391 Дорофей, священноинок – 81, 83, 84, 87, 196, 198, 199, 202, 207, 324–327, 330, 351 Досифей II Нотара, иерусалимский патриарх – 69, 185, 310, 408, 587, 591 Дробленкова Н.Ф., историк литературы, библиограф – 468, 497 Дурасов С.В., священник, историк старообрядческой церкви, писатель – 403, 533 Дядиченко В., исследователь – 413 Е вгений Болховитинов, митрополит, историк церкви – 407 Евдокия, дочь В.И. Сабинина (?) – 500 Езекия, иудейский царь, библ. – 612 Екатерина, св. мученица – 605 Екатерина II, русская императрица – 406 Елена, мать византийского императора Константина Великого , св. – 89, 90, 92–94, 97, 100, 203, 206, 208, 209, 213, 217, 328, 329, 332, 333, 337, 341, 593, 596–598, 603 Елена, царевна – 606 Елеонская A.C., историк литературы – 414, 456 Елисей, пророк, библ. – 593 Елисей Плетенецкий, архимандрит Киево-Печерского монастыря – 572 Емельянов Иван, крестьянин – 387 Епифаний, инок, духовный учитель протопопа Аввакума, писатель-старообрядец – 386, 414, 478, 496 Епифаний Кипрский , церковный деятель и писатель – 584 Есипов Г., историк старообрядчества – 402, 484, 623 Ефремов Стефан, старообрядец – 408

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий открыл при Киево-Печерской Лавре типографию, которая долгое время оставалась  самой крупной в Киеве. Очень известна была и иконописная мастерская Лавры. В 18 веке вокруг монастыря появляются земляной вал  и каменная стена. Чудовищный пожар, который охватил Лавру в 1718 году, уничтожил все деревянные постройки  на территории монастыря и некоторые каменные, сгорели также архив Киево-Печерской Лавры и библиотека.   В 1720 году начинается восстановление монастыря.  Именно это время считается расцветом стиля барокко в Киево-Печерской Лавре. Примерно тогда же строится Великая  Лаврская Колокольня высотой 96.5 метров, которая вплоть до середины 20 века была самым высоким строением в Киеве.  В 19 веке  Киево-Печерская Лавра включала в себя уже 6 монастырей:  Главный (при Великой церкви), Ближние Пещеры,  Дальние Пещеры, Больничный, Китаевская пустошь и Голосеевская пустошь.     Киево-Печерская Лавра После Октябрьской революции 1917 года, для Киево-Печерской Лавры, как и для многих других христианских святынь, настали трудные времена. В 1918 году был зверски убит настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Владимир. Имущество Лавры было национализировано, на её территории открыли  музейный городок, а в 1930 году монастырь был ликвидирован.   Невосполнимые потери понесла Лавра во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года был взорван Свято-Успенский собор, причем до сих пор идут споры, кем и зачем это было сделано. В то же время, в 1941 году на территории Нижней Лавры возобновил свою деятельность монастырь. В 1961 году монастырь вновь упразднили. Только в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия крещения Руси, Киево-Печерская Лавра была открыта... В 1990 году Киево-Печерская Лавра  внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.   В 2000 году восстановлен и  освящен Успенский Собор.   В разное время с Лаврой были связаны легендарные деятели, такие как: летописец Нестор (автор " Повести временных лет " ), живописец Алипий, Агапит – ученик Антония, целитель, просветитель Петр Могила, в честь которого названа академия в Киеве, а также другие выдающиеся личности.

http://isihazm.ru/1/?id=816

В доуниат. период, до 1596 г., во Львове известны по меньшей мере 10 правосл. храмов, настоятели которых состояли во Львовском клиросе: Никольский, Благовещенский, Богоявленский, Феодоро-Тироновский, Параскево-Пятницкий, Воскресенский, Крестовоздвиженский, Вознесенский, Преображенский и Покровский в предместье Голоско. Отдельно учитывались кафедральный собор св. Георгия с архимандритией, Успенский Братский храм, львовский Онуфриевский мужской монастырь, львовский женский монастырь св. Екатерины Александрийской и еще один неизвестный по названию женский монастырь. В Каменце-Подольском на 1565 г. насчитывалось 8 приходских церквей, в Галиче в 1585 г.- 7. Всего же во Л. е. к 80-м гг. XVI в. действовало не менее 1043 приходов. Продолжил свою деятельность духовный суд, существование которого известно из судебных бракоразводных дел (в основном разрешения, полученные львовянами в 60-х гг.) и постановления об отмене еп. Ионой (1 февр 1575) незаконных браков. Важнейшей стороной деятельности еп. Гедеона стали развитие в епархии печатного дела и унификация богослужебной лит-ры. Упадок церковной жизни и глубокий внутренний кризис в Церкви вызвали и резкое снижение уровня литургической культуры. Существование разных рукописных копий и переводов богослужебных книг множило количество ошибок, одновременно шло широкое распространение лит-ры др. конфессий. В 1583 г. католики предприняли попытку насильственного внедрения григорианского календаря, что по сути являлось одним из инструментов латинизации, т. к. нарушало богослужебную практику правосл. Церкви. На активное противодействие православных власть ответила жестокими притеснениями во Львове и в епархии, закрытием церквей, избиениями верующих и арестами. Во Львове со времени выхода в свет в 1574 г. «Апостола» диак. Ивана Фёдорова регулярно печатались учебники, богословские и полемические труды, богослужебная лит-ра. После смерти печатника его переданную в залог типографию по инициативе владыки Гедеона выкупило Львовское братство . Патриарх Антиохийский Иоаким V во время пребывания во Львове 15 янв. 1586 г. обратился к верующим с призывом помочь пожертвованиями «братчикам», к-рые «купили друкарню писма словенского и греческого». На Брестских Соборах 1591-1594 гг. обсуждалась необходимость исправления и издания книг, осуществление этой задачи было поручено еп. Гедеону. Епископ понимал, что основание епархиальной типографии во Львове может вызвать резкое сопротивление со стороны лат. иерархии и вызвать обвинения в нарушении цеховых монополий, поэтому типографии были основаны в Стрятине и Крылосе (1602-1606), в частном шляхетском имении и под наблюдением племянника епископа - Ф. Балабана. После издания неск. книг (Служебника, Требника) Стрятинская типография просуществовала недолго. После смерти епископа и его племянника ее выкупило Киевское братство, она была перевезена в Киев, где начал книгопечатание архим. Елисей (Плетенецкий) .

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В Киеве теперь заводятся различные религиозно-просветительные учреждения, которые имели своей целью утверждать русский православный народ в истинности его веры, разъяснять ему необходимость самобытного национального развития и подготовлять вполне правоспособных деятелей для защиты православия и русской народности, для борьбы со своими противниками, желавшими поработить себе русский народ и материально и духовно. Таким учреждением была, прежде всего, типография, заведенная в начале XVII в. 4 в Киево-Печерском монастыре трудами и заботами Киево-Печерского архимандрита      Елисея Плетенецкого, бывшего, по отзывам современников его, мужем строгой жизни и весьма науколюбивым. Для этого Елисей Плетенецкий купил типографию, бывшую в Стрятине и остававшуюся «праздной» после смерти основателя ее, дворянина Феодора Юрьевича Балабана († в 1606 г.) 5 К концу второго десятилетия XVII в. и особенно в двадцатых годах того же столетия Киево-Печерская типография развила весьма живую и плодотворную деятельность. Вокруг нее, стараниями того же архим. Елисея Плетенецкого, был собран многочисленный круг образованных русских людей, горячо преданных православной вере и убежденно любивших русскую народность. Таковы, напр., были Захария Копыстенский, сделавшийся впоследствии преемником Елисея Плетенецкого и бывший, по отзывам современников, «мужем ревности презельныя в благочестии», т. е. православии, «словесным и премудрым в богословии и исповедании православной веры» 6 ; Лаврентий Зизаний Тустановский, который, по словам современника, был «словеснейшим дидаскалом и витиею, художного еллиногреческого языка умение и искусство стяжавшим, святой православной веры исповедником и проповедником» 7 ; Тарасий Левкович Земка, Памва Берында, Гавриил Дорофеевич, Стефан Берында, Тимофей Александрович, Иосиф Кириллович и мн. другие, обладавшие, по отзывам современников, знанием истинной веры православной, ученостью, непоколебимой крепостью своих убеждений 8 .      Издававшиеся Киево-Печерской лаврой, при участии поименованных лиц и при сочувствии лучших русских людей из среды дворянства 9 , книги имели целью то, кроме утверждения православных русских людей в истинах веры, еще и развитие национального сознания между русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Зная, как опасно ему оставаться в Москве и даже в пределах Московского государства, а вернее, страстно желая поскорее ускользнуть за рубеж, Григорий не мешкал в Москве. В один из дней этой остановки в Москве он и встретил на улице Варлаама и, скрыв от него свои действительные намерения, соблазнил его, походом на богомолье, бежать за границу. Новые знакомые быстро сговорились, „верились христианскою верою», поклялись не обмануть друг друга и условились на другой же день опять сойтись в Иконном ряду и уже отправиться в путь. Верные своему слову, они в условленный час и на условленном месте сошлись, но Григорий пришёл уже не один, а подговорил с собою ехать ещё чернеца Мисаила, которого Варлаам знавал в мире, когда он проживал у князя Ивана Ивановича Шуйского и прозывался просто Михаилом Повадиным. Богомольцы немедленно пошли за Москву реку, наняли подводы до Волхова и благополучно выбрались из Москвы. Через Волхов и Карачов они добрались до Новгорода-Северского и здесь пристроились в Преображенском монастыре. Настоятель поставил их даже на клиросе, а Григория допустил до священнослужения на Благовещение. Но прожили здесь они не долго: сыскав провожатого, „отставленного старца», они на третьей неделе после Пасхи перешли рубеж в Литовскую землю и добрались до Киева. Говорят, что, уходя из монастыря, Григорий написал памятку и подбросил её в келье архимандрита. В памятке Григорий сообщал архимандриту: „Я царевич Димитрий, сын царя Ивана, а как буду в Москве на престоле отца своего, и я тебя пожалую за то, что ты меня покоил у себя в обители». Архимандрит, прочитав эту памятку, пришёл в недоумение и решил никому не извещать о ней. В Киеве настоятель Печерского монастыря, архимандрит Елисей Плетенецкий, радушно принял московских чернецов, но и здесь они прожили только три недели: Григорий отпросился у архимандрита и братии ехать в Острог, к князю Василию Острожскому. Тут Варлаам заподозрил товарища и, начав понимать, как жестоко обманут им, „извещал и бил челом» архимандриту и братии о том, что между пришельцами условлено было пожить в Киеве, в Печерском монастыре, „душевного ради спасения», а потом идти в святой град Иерусалим ко гробу Господню, а теперь, оказывается, по словам Варлаама, Григорий „идёт в мир до князя Василия Острожского, и хочет платье иноческое скинути, и ему будет воровати, и Богу и Пречистой солгал». Архимандрит и братия будто бы ответили Варлааму, что в Литве земля вольная, что здесь каждый пребывает в той вере, в коей хочет. Тогда Варлаам заявил о нежелании своём сопутствовать Григорию и просился остаться в Печерском монастыре, но разрешения на это не получил: „четыре де вас пришло, четверо и подите».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

К концу XVI века, борясь с различными трудностями, особенно связанными с унией, а также вмешательством царя во внутреннюю жизнь Лавры, монастырь активно возрождался, строя храмы и приобретая новые земли. Хотя она уже не имела той славы, которую имела в первые века своего существования, Лавра до сих пор остается одним из крупнейших духовных, просветительских и культурных центров Украины. Новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря пришлась на период борьбы с унией, когда во главе монастыря стояли видные деятели той эпохи: архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, свт. Митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Начало книгопечатания в Киеве связано с именем Елисея Плетенецкого. Первая книга, напечатанная в типографии Киево-Печерской Лавры, дошедшая до наших дней, – «Часословац» (1616-1617). В качестве примера можно упомянуть, что около 1680-1690 г. в Лавре были написаны Жития святых, которые и сегодня являются любимой книгой христиан. Их написал монах Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святой Дмитрий Ростовский. В Печерском монастыре был гостевой дом и госпиталь. Ежегодно Лавра принимала на ночь до восьмидесяти тысяч верующих. Как и другие монастыри империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: имела свою начальную школу, духовное училище, выделяла средства на обучение бедных учеников Киевской епархии, даже учредила пять стипендий в духовных учебных заведениях Киевской епархии. В Киеве и Костроме «В память чудесного спасения жизни Императора Александра II, 4 апреля 1866 года». Как известно, Киево-Печерский монастырь всегда откликался на все доброе, христианско-народное и церковно-благое дело. Благотворительность, любовь к ближним создали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Об этом свидетельствуют многочисленные дары правителя с сопроводительными грамотами «...о даровании особой милости Лавре за подвиги и молитвы лаврской братии во имя спасения душ человеческих». Многие знатные люди хотели быть похороненными на Лаврском кладбище.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/27/...

Обвинения против Н. в расхищении монастырского имущества не подтверждаются фактами. Он вел упорную борьбу за монастырские владения с такими влиятельными светскими соседями, как кн. Иоаким Корецкий и кн. Александр Полубенский. После кончины Н. архимандритом Киево-Печерского монастыря в 1599 г. был избран Елисей (Плетенецкий) . Ист.: АЗР. Т. 4. 52, 56, 58, 66, 108, 123, 124, 130; АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 1. 106, 123; Т. 2. 87; АЮЗР. Т. 2. 161, 163, 167; АСЗР. Т. 6. 43; Описание документов архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1897. Т. 1. 142, 153, 434, 619, 622, 625, 626, 688; Жукович П. Н. Брестский Собор 1591 г.: (По новооткрытой грамоте, содержащей деяния его)//ИОРЯС. 1907. Т. 12. Кн. 2. С. 45-71; Ekthesis, abo Krótkie zebranie spraw, ktore si dziay na partykularnym, to jest pomiastnym, synodzie w Brzeciu Litewskim. Wrocaw, 1995. S. 38, 45, 46, 52-57, 68. Лит.: Голубев С. Т. Князь Александр Полубенский//Литовские ЕВ. 1877. 50; он же. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт ист. исслед.). К., 1883. Т. 1. С. 257-264; Прил. 11; Макарий. История РЦ. Кн. 5, 6 (по указ.). Б. Н. Флоря Иконография Изображение Н. известно в составе галереи живописных портретов настоятелей и ктиторов Киево-Печерской лавры, располагавшейся на хорах Успенского собора (впосл. полотна были перемещены в соборную ризницу, в наст. время в НКПИКЗ; см.: Лonyxiha. 2005. С. 83-84). Галерея из крупных парадных ростовых портретов начала создаваться на основе более ранних произведений, вероятно, мастерами Киево-Печерской лавры в 1-й трети XVIII в., после пожара в мон-ре в 1718 г., и формировалась до 30-х гг. XIX в. Хронологически портрет Н.- один из первых в серии. Архимандрит представлен вполоборота вправо, стоящим возле столика с распятием и Евангелием, слева драпировка. На изображенном темная ряса и мантия с образами святых (очевидно, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских) на скрижалях, наперсный крест, голова покрыта черным клобуком, в руках - посох и светлые четки. Н. средних лет с лицом южнорус. типа, у него темная борода средней величины; справа на фоне герб с аббревиатурой имени и титула изображенного, внизу текст: «Архимандритъ Никифоръ Тръ преставыс года».

http://pravenc.ru/text/2565500.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010