Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Таким образом, на основании этого документа можно однозначно констатировать, что скончался старец не позднее 1633 года. Именование в кругу учеников преподобного Иова (Княгиницкого) новопреставленного отца Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 году списки произведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилеве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях. 203 Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживается в трудах и деятельности преподобного Иова (Княгиницкого), преподобного Иова (Желизо) Почаевского, писателя-полемиста Стефана Зизания, епископа Исаакия Борисковича, блаженного Киприана Острожанина, архимандрита Елисея Плетенецкого, митрополита Исаии Копинского, преподобномученика Афанасия (Филипповича) Брестского, преподобного Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном церковном уровне, именно его идеи немногим через каких-то 30–40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637–38 годах, и особенно активно вспыхнувшего в 1648 году под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. 204 Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». 205

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В полемической деятельности, как и ранее, проявилось стремление К. К. обращаться к содействию протестантов. И «Ектесис...», и польск. издание «Апокрисиса...» были напечатаны в типографии социниан в Кракове, «Апокрисис...» по заказу К. К. написал известный политик-протестант М. Броневский . На рубеже XVI и XVII вв. протестанты оставались важными союзниками православных в борьбе за религ. свободы. Их политическое сотрудничество укрепил съезд в Вильно в июне 1599 г. К. К. стремился начать переговоры по вопросу вероисповедного союза православных с протестантами. Однако негативное мнение по этому вопросу Мелетия Пигаса, выраженное им в письмах, привезенных в Речь Посполиту Кириллом Лукарисом (1600), заставило киевского воеводу отказаться от планов такого союза. В последующие годы К. К. сыграл важную роль в сохранении в руках православных Киево-Печерского монастыря. Уже в 90-х гг. XVI в. было предпринято неск. попыток сместить с поста настоятеля архим. Никифора (Тура) и передать мон-рь стороннику унии митр. Михаилу (Рагозе). К. К. как киевский воевода не оказал никакой поддержки действиям королевских представителей, пытавшихся это осуществить. После смерти архим. Никифора (1599) униат. Киевский митр. Ипатий Потей попытался овладеть мон-рем, его поддерживали католич. магнаты (в частности, литов. канцлер Лев Сапега). К. К. вместе с правосл. шляхтой укр. земель ходатайствовал перед Сигизмундом III о подтверждении жалованной грамоты кор. Сигизмунда I Киево-Печерскому мон-рю 1522 г. об избрании печерского архимандрита насельниками мон-ря и киевской шляхтой. В 1603/04 г. кн. Острожский при посредничестве сына Януша и других магнатов-католиков имел контакты с папскими представителями, обещая даже скорое присоединение к унии. По-видимому, эти обещания имели единственную цель - склонить Сигизмунда III к назначению киевским архимандритом кандидата от православных Елисея (Плетенецкого) . В 1603 г. король согласился на проведение выборов, на сейме в 1605 г. утвердил кандидатуру Елисея (Плетенецкого). Это была первая важная победа православных в борьбе с униатами, Печерский монастырь остался в руках православных, а униаты только несколько лет контролировали литовские владения монастыря.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

В Кременце, в правление луцкой кафедрой ревностного пастыря Афанасия Пузины, в 1638 г. напечатаны: «Описание бывшего в том году собора луцкого»; «Наставление о тайнах», Сильвестра Коссова и «Краткая славянская грамматика». 1079 Типография Киевопечерской лавры. – Еще в 1588 году констатинопольский патриарх Иеремия благословил Киевопечерскую лавру завести типографию. Но волнения начинавшейся унии и споры за управление монастырем воспрепятствовали в то время исполнению этого благочестивого желания, которое осуществилось только в 1614 г. старанием архимандрита Елисея Плетенецкого. С этого времени началось непрерывное печатание в Киевопечерском монастыре книг богослужебных, учебных и духовного содержания. Богослужебные книги, при издании, исправляемы были, а отеческие творения вновь переводимы были с греческих оригиналов. В подвигах исправления и перевода трудились, кроме самого Плетенецкого, Иов Борецкий, Захария Копыстенский, Гавриил Дорофеевич, Иосиф Святогорец, протосинкелл александрийского патриаршего престола Памва Берында и другие. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, во время своего блюстительства киевской митрополии, усовершил эту типографию, так что она превосходила все прочие западно-русские, как по числу печатаемых книг, так по чистоте изданий. 1080 Черниговская типография. – В 1646 году, в бытность еще Чернигова под польским владычеством, напечатана в тамошней типографии одна книга: «Перло многоценное» Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, уклонившегося уже в унию. Но с переходом Чернигова, в 1654 г., под русское владычество, с семидесятых годов XVII столетия, при Лазаре Барановиче, началось печатание в Чернигове православных книг, 1081 продолжавшееся до XIX столетия. С переходом киевской митрополии под власть московских патриархов, Киевской и Черниговской типографиям грамотами 1687 и 1688 гг. повелено быть под их благословением и паствой; а с учреждением Святейшего Синода они подчинены его ведению. В 1720 г. в изданиях этих типографий усмотрены некоторые несогласия с великороссийскими изданиями и «многие противности к восточной церкви», а именно: в Чернигове печатались учебные Часословы по желанию раскольническому, а в книге «Богомыслие», изданной в 1710 г., явилась многая люторская противность; в месяцеслове, напечатанном в 1718 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Ко времени избрания Петра Могилы настоятелем Киево-Печерского монастыря этот монастырь, по своему влиянию на ход церковных дел на Украине, занимал уже ведущее место и успел оказать православию значительные успехи. Имена трех непосредственных предшественников Петра Могилы по Киево-Печерской Лавре – Никифора Тура (1593 – 1599), Елисея Плетенецкого (1599–1624) и Захарии Копыстенского (1624–1627) занимают почетное место в истории просвещения и борьбы за православие. Буллой от 4 марта 1595 г. римский папа Климент VIII «предоставил» Киево-Печерский монастырь, дотоле самостоятельный, киевским митрополитам под условием их единения с Римскою Церковью , и на этом основании униатский митрополит Михаил Рагоза, при поддержке польского правительства, требовал от архимандрита Никифора подчинения себе, как начальнику, и присоединения к унии. Но Тур, прибыв на Брестский собор, был одним из руководителей той его части, которая отвергла унию и объявила митрополита Михаила Рагозу вместе с прочими епископами, подчинявшимися папе, лишенными сана и отлученными от Церкви. По требованию митрополита Михаила Рагозы, архимандрита Никифора вызвали на суд к королю Сигизмунду III, ярому стороннику католицизма, и он, естественно, определил передать Киево-Печерский монастырь во власть униатского митрополита, а архимандрита Никифора Тура низложить и удалить из монастыря. Однако выполнить это распоряжение оказалось не так просто: когда явился уполномоченный короля (Иван Кошица), перед ним были заперты лаврские ворота, и королевский посланец вынужден был удалиться, не выполнив данного ему поручения. Никифор Тур не только не пустил униатов в самый монастырь, но сумел отстоять и большую часть его вотчин от претензий на них униатского митрополита Михаила Рагозы. Эта борьба была очень важна, как отрицание униатских прав на древнейшую украинскую святыню православия и как твердое, мужественное стояние за него.Еще важнее была деятельность преемника Никифора Тура, архимандрита Елисея Плетенецкого. Продолжая борьбу с унией и католицизмом, он старался, в соответствии с особыми требованиями времени, восстановить в монастыре, по правилам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

Важным православным книгопечатным центром по-прежнему являлась типография Киево-Печерской Лавры . Еще в 1588 г. Патриарх Константинопольский Иеремия благословил братии Киево-Печерского монастыря устроить типографию. Но началось введение унии, и это воспрепятствовало исполнению патриаршего пожелания, каковое осуществилось только в 1614 г. трудами архимандрита Елисея (Плетенецкого). С этого времени стало непрерывным печатание в Киево-Печерской Лавре богослужебных, учебных книг и сочинений духовного содержания. Текст богослужебных книг при издании тщательно выверялся, а святоотеческие творения заново переводились с греческих оригиналов. Над исправлением и переводом книг, кроме архимандрита Елисея (Плетенецкого), неустанно трудились митрополит Иов (Борецкий), архимандрит Захария (Копыстенский), Гавриил (Дорофеевич), Иосиф (Святогорец) и др. Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) в бытность Местоблюстителем кафедры Киевской митрополии расширил эту типографию, и она превосходила все прочие западнорусские типографии как по числу печатаемых книг, так и по чистоте печати изданий. При митрополите Петре (Могиле) издательской деятельностью в Киево-Печерской Лавре занимались иеромонах Тарасий (Земка; l632) и иеромонах Памва (Берында; 1632). Издательская деятельность Киево-Печерской обители не прекратилась и после кончины митрополита Петра (Могилы). Киево-Печерский архимандрит Иосиф (Тризна), бывший воспитанник Киевской коллегии, продолжая издание духовных книг, пересмотрел, дополнил и издал Печерский Патерик. Деятельность Киево-Печерской типографии в определенной степени восполняла отсутствие православных изданий в соседнем Чернигове. Так, в 1646 г. в Чернигове, находившемся тогда еще под польским владычеством, была напечатана книга «Перло многоценное» иеромонаха Кирилла (Транквиллиона), к тому времени принявшего унию. Но с возвращением Чернигова в 1654 г. вновь под русское правление положение постепенно стало улучшаться. В 1675 г. царь Алексий Михайлович по ходатайству архиепископа Лазаря (Барановича) приказал выдать «привиллегию на друкарню» в Чернигове. После этого в Чернигове началось печатание православных книг, продолжавшееся до XIX столетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

Назначены уже были и лица, на которых лежала обязанность привести в исполнение это королевское повеление. Но попытка униатов овладеть Киево-Печерской лаврой кончилась безуспешно в 1598 году, когда новой королевской грамотой это было поручено известному дворянину Яну Кошицу. Кошицъ нашел монастырские ворота запертыми, а перед воротами несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и слуг монастырских. Архимандрит Никифор с помощью казаков и монастырских крестьян навсегда выгнал митрополичьих урядников. Так и не удалось униатским митрополитам овладеть имениями Печерского монастыря. В 1605 году Ипатий Поцея при архимандрите Елисее Плетенецком порешил навсегда отказаться от всяких притязаний на имения Печерского монастыря, находившиеся в короне Польской, удержав за собой на короткое время немногие имения в великом княжестве Литовском. Наконец, в 1615 году, т. е. ровно через 10 лет после этого, при том же архимандрите Елисее Плетенецком, митрополит Вениамин Рутский отказался и от этих имений Печерских, находившихся в Литовском великом княжестве. Таким образом даже и в то печальное и грозное и для юго-западной Руси время, когда уния почти беспрепятственно водворялась в Литве и русской земле, когда даже такие столпы православия, как Мелетий Смотрицкий, были вовлечены в нее, и в то время Киево-Печерская лавра звездой надежды на возрождение и освобождение русского духа и умов «от тьмы вражеских ярко блистала на темном горизонте беспросветного горя и унижений, коим подвергалась русская народность в землях короны Польской и великого княжества Литовского. Более счастливые времена для обители начались с присоединением Малороссии к России, но ужасный пожар 1718 года опять разорил ее, уничтожив все древние грамоты, сокровища и библиотеку. Благодаря Петру Великому, давшему средства, она скоро была восстановлена, и с этого времени и до настоящего дня не испытывала новых бедствий. С 1786 г. она утверждена на степени лавры. С первых же дней своего существования Киево-Печерская лавра оказывала весьма сильное влияние на все стороны жизни Руси. Это влияние обусловливалось как устройством жизни монастыря, благочестием, трудолюбием и святостью жизни его иноков, так и положением монастыря около центра общественно-гражданской жизни – Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Досифей завел в архимандрии семинарию, для обучения детей, при латинских школах, священному писанию и всему для священства нужному; снабдил церкви книгами, выпросил у князя Радзивила позволение возобновлять старые и строить новые церкви. Но, вводя порядок, Досифей не уберегся от вражды. Слуцкий протопоп Маньковский, не желавший подчиниться его власти, с наместником слуцким, подали на него клеветнический извет митрополиту; вследствие чего Досифей удален от места и назначен под начал в Мгарский Лубенский монастырь, где прежде был настоятелем. Досифея принял к себе Георгий Конисский , знавший его по академии, и просил дать ему назначение, которое бы соответствовало его дарованиям. Святейший Синод поручил его вниманию киевского митрополита. 807 Киевский митрополит назначил на его место и послал в Слуцк полтавского игумена Антония Почеку, но Радзивил (князь Карл, великий гетман литовский † 1790 г.) его не принял. Наконец удалось определить туда киевокирилловского игумена Павла Волчанского (с 5 июля 1763 г.). 808 В 1767 г., во время слуцкой диссидентской конфедерации, слуцкой архимандрии принадлежало до 50-ти церквей. 809 Волчанский умер 2 сентября 1783 года. III. Монастыри и церкви бывшей Пинской епархии Древняя православная Туронская и Пинская епархия, при самом начале унии, обращена была на унию. Пинский епископ, при самом начале унии, принял унию. Но православные не последовали за ним и архимандрит Лещинского монастыря, Елисей Плетенецкий, и протопоп дмитриевский Феодор, со всеми замковыми священниками, 810 противодействовали унии. Митрополит Рагоза в 1595 г. низложил их. Король отдал Лещинский монастырь холмскому епископу Дионисию Збируйскому, но Плетенецкий не отдал его и удержал за собой во все время до выбора его в киевопечерские архимандриты. Только в 1605 г. он достался униатам. Король отдал его митрополиту Поцею. 811 Православные мещане тайно держали у себя священников, но не укрылись от злобы врагов. Униатские епископы жаловались правительству и православным запрещаемы были эти укрывательства. В 1621 г. патриарх Феофан благословил в епископы в Пинск и Туров греческого епископа Авраамия Стагонского. Он жил в Турове до 1632, когда епархия окончательно осталась за униатами и епископ удален из Турова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Василия Великого , общежительный устав. Одновременно архимандрит Елисей Плетенецкий заботился о развитии просвещения: завел в Лавре типографию, купив ее у наследников Федора Юрьевича Балабана 3 , устроил «паперню», т. е. бумажную фабрику, в монастырской вотчине Родомысле, вызвал в Лавру ученых людей, знатоков и энтузиастов типографского дела – Захарию Копыстенского, Памву Берынду и Стефана Берынду, Тарасия Левковича Земку, Лаврентия Зизания Тускановского, проповедника и знатока древних языков, Иосифа Кирилловича, Гавриила Дорофеевича, Филофея Казаревича, виршеслагателя Александра Митуру, Тимофея Вербицкого и других лиц, с увлечением трудившихся при печатании книг в том или другом роде типографско-издательской работы. Архимандрит Елисей, заботливо сгруппировав в своем монастыре дружный коллектив типографских работников, выпустил с 1616 по 1624 гг. такое количество богослужебных и религиозно-полемических книг, направленных против унии, которое было не меньше количества книг, изданных в то время самыми крупными братскими типографиями – львовской, острожской, виленской, не говоря уже о второстепенных вроде дерманской, луцкой и других. Архимандрит Елисей организовал при своем монастыре институт проповедников, сам «любовно их слушал и был примером», устроил школу, стоявшую по объему преподававшихся в ней наук на уровне других подобных же братских школ. Елизавета Гулевичевна, богатая киевская шляхтянка, жена мозырского маршала Стефана Лозки, подарила свою землю в Киеве на Подоле (где сосредоточивалось киевское население, ибо старый город стоял почти пустым), предназначив ее для благотворительных и просветительных целей: устройства монастыря, школы при нем, гостиницы для странников православной веры. Затем образовалось братство, которое и занялось выполнением этих планов, причем архимандрит Елисей Плетенецкий и его сотрудники были главными проводниками этого дела; в конце 1615 г. был написан устав этого братства и в братство вписалось огромное число народа всех сословий – духовенства, мещанства, шляхты и все казацкое войско со своим гетманом Петром Сагайдачным.Преемником Елисея Плетенецкого был, по его указанию, архимандрит Захария Копыстенский, продолжавший просветительную деятельность своего предшественника по поднятию умственного и нравственного уровня монастырской братии, проповеди , по изданию книг, увеличив и количественно число братин до 800 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

Среди богословов, объединившихся вокруг школы Борецкого, было немало видных деятелей духовного просвещения, создавших незаурядные труды. К их числу принадлежали Лаврентий Зизаний, предпринявший попытку создания первого русского катехизиса, и Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, также пытавшийся в своих трудах " Учительное Евангелие " и " Зерцало Богословия " систематизировать знания из области православной догматики. Правда, работы Транквиллиона грешили немалыми изъянами и были осуждены в Киеве и Москве как не вполне православные, ибо автор не смог удержаться от опасных латинских заимствований. Кирилл Транквиллион-Ставровецкий крайне болезненно воспринял критику со стороны своих собратий и в конечном счете перешел в униатство. Архимандрит Елисей Плетенецкий К кругу Иова Борецкого также принадлежал печерский инок Памва Берында, который прославился составлением первого лексикона церковно-славянского языка. Берында также явился создателем типографии, положившей начало книгопечатанию в Киево-Печерской Лавре. Книжное дело бурно расцвело в этой обители при архимандрите Елисее Плетенецком и стало особенно масштабным со времени Петра Могилы. Елисей Плетенецкий прославился как выдающийся настоятель обители, который вслед за своим предшественником - архимандритом Никифором Туром - не только блестяще отразил все попытки униатов захватить Лавру, но и возродил в ней глубоко духовную монашескую жизнь, собрав вокруг себя многих замечательных подвижников того времени. Архимандрит Захария Копыстенский Дело его успешно продолжал Захария Копыстенский, также ставший в конце своей жизни Киево-Печерским архимандритом. Захария прославился и как составитель знаменитой " Палинодии " - книги, явившейся по сути первым сводом знаний по церковной истории Руси со времени ее крещения. Труд Захарии сыграл большую роль в развитии полемики православных с униатами. Другое произведение Копыстенского - " Книга о вере единой " - было посвящено обличению протестантизма. Свято-Успенская Почаевская Лавра Православное монашество Западной Руси наряду с братствами сыграло колоссальную роль в противостоянии унии. Несмотря на отторжение униатами значительной части крупнейших монастырей, западно-русское иночество находилось в начале XVII в. на стадии духовного подъема, очистившись от наименее стойких элементов. Взамен отобранных униатами возникает множество новых обителей, которые становятся оплотом Православия. В их числе прежде всего следует назвать знаменитую Почаевскую Успенскую Лавру. Считается, что начало монашеской жизни в Почаеве было положено во время Батыева нашествия, когда сюда бежали иноки из Киево-Печерского монастыря (местное предание относит появление первых монахов на горе Почаевской к еще более раннему времени - Х в.). С тех пор здесь постоянно подвизались монахи-отшельники.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav3...

Ок. 1615-1616 гг. архим. Киево-Печерского мон-ря Елисей (Плетенецкий) «посла брата с колесницею» к И., чтобы тот прибыл в Киев «потрудиться... ради исправления общаго жития». Оставив вместо себя в качестве «дикея» иером. Манассию, И. отправился в Киево-Печерский мон-рь для утверждения там общежительного устава по образцу афонского. Святой, «советуя, уча, наказуя и моля, яже по св. Василию общежительное благочиние церковное и трапезное блюсти, нищету же и воздержание любити, страсти и самолюбие бегати, старшим повиноватися; а от многих возненавиден бысть» ( Irhamiй з Любартова. 1860. С. 231). Усилия И. встретили сопротивление части братии Киево-Печерского мон-ря. Во время этой поездки И. также посетил расположенный близ Киева Межигорский в честь Преображения Господня монастырь (в совр. с. Нов. Петровцы Вышгородского р-на Киевской обл.), где получил план новопостроенной Преображенской ц. По этому плану в Манявском скиту 23 апр. 1619 г. началось возведение ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Архим. Елисей (Плетенецкий) дал на строительство 20 золотых, сделал пожертвование в «неколикох златиц» и межигорский игум. Комментарий. Основные средства на возведение храма поступили от Марии Могилянки, дочери молдавского господаря Иеремии Могилы. Др. дочь Иеремии - Елисавета в 1613 г. основала неподалеку от Манявского скита Задаровский жен. мон-рь прп. Параскевы Сербской. 25 дек. 1619 г. в Воздвиженском храме отслужили 1-ю литургию, освящение храма состоялось 14 сент. 1620 г. В том же году обитель получила ставропигию от К-польского патриарха Тимофея II , что впосл. подтвердил К-польский патриарх Кирилл Лукарис. По благословению И. вдова Адама Балабана Анастасия Балабановна Воляновская приняла монашеский постриг и переселилась на Волынь, где основала жен. мон-рь (по-видимому, в г. Дубно). С ней переехали на Волынь мн. насельники Угорницкого мон-ря, в т. ч. игум. Герасим, ставший в новооснованной обители духовником. В Угорницком мон-ре осталось 3 насельника. В 1618-1620 гг. обителью в Угорниках управлял И., при нем число братии выросло до 20 чел. Одним из насельников Угорницкого мон-ря в эти годы был автор Жития И. Игнатий из Любартова.

http://pravenc.ru/text/578152.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010