В 1470 году князь Киевский и Слуцкий, Симеон Александрович возобновил и украсил Успенскую церковь, хотя не в первобытном виде; но и это украшение не уцелело: в 1480 году крымский хан Менгли-Гирей сжег Печерскую церковь; самая же обитель и не могла быть приведена в прежнее положение по причине беспрерывных внутренних войн и других политических обстоятельств, до самого того времени, когда Киев и Малороссия совершенно освободились от чуждых властей – и тогда началась новая жизнь для знаменитой Лавры, занимающей теперь одно из первых мест в числе русских обителей. Но и в эти смутные времена Печерская Лавра оказала незабвенные услуги церкви и отечеству: там сохранилась религия во всей чистоте своей непоколебимо, среди ухищрений западной церкви и бурь военных; а вместе с тем она была средоточием и просвещения: ибо учрежденная в Лавре в 1531 году гетманом Великого Княжества Литовского, князем Константином Ивановичем Острожским, и возобновленная в начале XVII века архимандритом Елисеем Плетенецким Типография, распространяла священное писание. – В 1718 году случившийся пожар обратил в пепел как внутренность соборного храма, так и все здания монастырские; библиотеку с книгами и древними рукописями и типографию. Архимандрит Иоанникий, попечительный и ревностный настоятель Лавры, вскоре возобновил обитель, с помощью пожалованной императором Петром I суммы, и Успенский собор освящен архиепископом Киевским Варлаамом, в 1729 году. С тех пор Лавра, обогащаемая государями и вельможами русскими, находится и до ныне в цветущем состоянии. Из вкладчиков того времени значительнейшие: гетманы – Самойлович, Мазепа, Скоропадский, Полуботок, Апостол, Разумовский; князья – Голицыны, Меншиковы, Гагарины; графы – Шереметевы, Румянцевы, Воронцовы; барон Строганов и друг.– До учреждения штатов принадлежало Лавре множество населенных имений, в коих считалось более 28 т. душ крестьян. – Лаврская ризница, вмещающая в себе много драгоценностей, сохраняет, между прочим, облачения, вынизанные жемчугом, бриллиантами и другими камнями – дар императрицы Елисаветы Петровны; также облачения с жемчугом и драгоценными камнями, гетмана Ивана Самойловича, барона Григорья Николаевича Строгонова и графа Петра Александровича Румянцова-Задунайского; богатую алмазную панагию, с портретом императрицы Екатерины I; золотые сосуды, украшенные разными драгоценными камнями, князя Матвея Петровича Гагарина; фельдмаршальский жезл и лавровую ветвь Румянцова-Задунайского пожертвованные сюда сыном его, канцлером, и многие другие утвари и вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Стрятинский служебник 1604 года, вышедший в свет в составе, почти тожественном со Служебником, ныне принятым в нашем богослужении, был перенес‹ен› почти целиком в Киев. Напечатанный Киево-Печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, Служебник 1620 г. имел от Стрятинского служебника отличия незначительные: опущена была статья «истолкование вкратце о святеи проскомидии», и замечание «о раздроблении святого Агнца», находившееся в чине литургии св. Иоанна Златуста, вынесено в самостоятельную статью между чинами литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого . Киевский митрополит Петр Могила в издании Служебника 1629 года хотя и отступил значительно от Стрятинского оригинала, сделав распорядок статей более пригодным для практического их употребления и позаботившись об изложении обрядовой стороны чинов, но он ‹импонировал справщикам Московского печатного двора› 181 своим категорическим безапелляционным заявлением о согласии своём с греческим евхологием. «Ведете сие, – говорит исправитель его и проповедник иеромонах Тарасий Земка в предисловии к Служебнику 1629 г., – яко книга сия Служебник от еллинскаго зводу истиннаго, его же восточнаа наша церков, госпожа и учительница, первейшаа употребляет, исправлен есть... Аще бо не от того диалекту, имже от святых отец святаа литургиа написася предадеся, исправляти будем, то не вем откуду»... «Но аще, яко же глаголют, еллинския книги, изряднее же церковнии, и в Венетии изобразуются, ничтоже се по них есть, коеаждо бо книги готовыя к исправленныя от патриарх святейших зводы тамо даются и паки приемлется, а еже верх митрополит тамо православный жительствует, нареченный филадельфийский, иже типографию тую в содержании имать... многаа аз еллинскаа церковныя книги, тамо типом изданнаа, прочет, не видех нигдеже ниже малаго против разуму, разве типографскаго» 182 . 31. Архиерейский чиновник и стандартный текст Служебника 183 Наша Русская церковь пользуется чином литургии Василия Великого в двух переводах, или редакциях, которые содержатся в двух различных богослужебных книгах: в Служебнике для священников и в так называемом Архиерейском чиновнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   Другой вид отпустов – «Отпусты дневнии во всю седмицу по обычаю Святыя Восточныя Церкве» – представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского Евхологиона 1020, XII-XIII вв., «Христос, истинный Бог наш», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье – Воскресения Христова, в понедельник – бесплотных сил, во вторник – св. Иоанна Предтечи, в среду и пятницу – Честнаго и Животворящаго Креста, в четверг – святых апостолов, а в субботу – всех святых. К этим «памятям» седмичного круга присоединены были затем имена святых храма и дня (рядового), а также святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны. Кстати, надо заметить, что эти имена святых появляются в Служебниках не сразу. Некоторые Служебники XV в. их вовсе не имеют. Так, например, в Служебнике, когда-то принадлежавшем библиотеке Новгородского Софийского собора (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 528-XV в.), в отпусте седмичных дней, после слов «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере», есть упоминание о «памятях» седмичного круга и слова «и всех святых», но имя святого храма и святого дня, а также имена Богоотцев Иоакима и Анны не указаны (л. 57 и об.). Такой вид отпуста без упоминания имен святых храма, дня и Богоотцев сохранился даже в печатных Служебниках – Срятинском 1604 г. (с. 501—505) и Киевском, изданном архимандритом Елисеем Плетенецким в 1620 г. (с. 454—456). В других Служебниках, как, например, в Служебнике Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 530-XV в., указано в седмичных отпустах воспоминать имя и святого, «егоже есть день», то есть рядового, святой же храма и Богоотцы еще не упоминаются (л. 150), а Служебник той же библиотеки (Соф. 529-XV в.) указывает в седмичные дни воспоминать «святаго имярек», но какого именно – храма или дня, не уточняет, и только по словам субботнего отпуста «имярек, ему же есть храм» (л. 188 об.), можно думать, что и в прочие дни имелся в виду святой храма, а не дня. Во всяком случае, в Служебниках XV-XVI вв. наблюдается определенная сдержанность в смысле поименного призывания святых на отпустах. Поэтому, например, в отпусте четверга отсутствует имя Святителя Николая Чудотворца, хотя в дневной службе Октоиха ему положены стихиры, седальны и канон.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Насколько же были использованы греческие рукописные книги, за которыми Арсений Суханов ездил на Афон? Изучив все книжные фонды, которые поступили в Москву с Афона, С. А. Белокуров установил, что из 498 рукописей, привезенных Арсением Сухановым , только три евхологиона, три типикона и один часослов могли быть используемы при исправлении богослужебных книг вообще. Все прочие рукописи не имели отношения к исправлению богослужебных книг. Это были главным образом книги для домашнего чтения, как, например, слова и беседы Иоанна Златоуста , беседы Макария Египетского , слова подвижнические Василия Великого , творения Григория Назианзина , Иоанна Лествичника , патерики, лавсаики, торжественники. Более того, наряду со святоотеческими творениями оказалось около 50 рукописей нецерковной письменности, например, книги эллинского философа Троя, философа Афилистрата, философа Фоклея Еллина, Аристотелева «Преестественная», Максима, епископа Кифирского, о животных морских, Стравона философа о землетрясении и т. п. 7  Короче говоря, работая над редактированием Служебника, справщики могли использовать только три евхологиона, но следов этого использования в самом Служебнике 1655 года мы не видим. Ни в афонских евхологионах, ни в русских печатных служебниках до Служебника 1655 года нет указания на пение гимна «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» (указывалось только «Достойно и праведно»), отсутствовала в литургии Василия Великого фраза «Преложив Духом Твоим Святым» и не было указания на пение «Видехом свет истинный». Очевидно, справщики внесли эти дополнения в Служебник 1655 года из какого-то другого источника или из каких-то других источников. Изучение источников никоновской справы продолжил проф. А. А. Дмитриевский . Он установил, что в основу Служебника 1655 года был положен Стрятинский служебник Львовского епископа Гедеона (Балабана), изданный в 1604 году, но с весьма значительными исправлениями по венецианскому греческому Евхологиону 1602 года (см. выше у Медведева: «у немец печатная греческая бессвидетельствованная книга»). В издании, датируемом 1656 годом, были использованы также: ответная грамота Константинопольского патриарха Паисия на вопросы о церковных потребах, о которых писал ему в 1654 году патриарх Никон ; Киевский служебник, изданный в 1620 году архимандритом Елисеем (Плетенецким); Служебник митрополита Петра (Могилы) , изданный в 1629 году 8 . Таковы были главные источники справы Служебника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

архимандрита); XVIII, 99 (еписк. Нижегород. Феофан Чарнуцкий ушел сюда на покой в 1773 г. и здесь скончался в 1780 г.); “Русск. истор. Библиот.», II, 662, 166 (распросные речи 1624 г. старца Иосифа, который показал, что пострижен в Печер. м-ре архим. Елисеем Плетенецким); III, 77 (празднов. в Москве около 1634 г. Феодосию Печер. 3 мая; благовест в лебедь, трезвон средний, и Антонию Печер. 7 мая тот же звон, но в монастырях бывает большой звон, а поют Антонию с полиелеосом); IV, 7 (Виленский соборъ 1509 г.; присутствовал архим. Печер. Киев. великое Лавры Иона), 49 (Диариуш Афанасия Филипповича, 1646 г.), 847 (Палинодия Захарии Коныстенского, 1621 г.; о мощах), 852 (там же; 3 мая память преп. Феодосия, общему житию начальника в Русской земле, а 7 мая преп. Антония Печер., в Киеве в печере живучего), 855 (там же; чудеса, быв. в пещерах), 1010 (там же; митроп. Георгий Гречин, 1072 г.), 1011 (там же; митроп. Иоанн, 1089 г.), 1014 (там же; той же св. Нифонт, того же часу в церкви м-ря Печер. в алтаре видел св. Феодосия, первого игумена, 1149 г.); “Архив в юго-зап. России», ч. I, т. IV, 5, IV (Жалоба 1652 г. архим. Иосифа Тризны о разграбл. монаст. имущества польск. дворянами), 65, XXXIII (письмо 1682 г. короля Uoahha III архим. Иннокентию Гизелю), 72, XXXVI (диплом 1684 г., выданн. королем Иоанном III еписк. Львовскому Иосифу Шумлянскому на звание Киево-Печер. архимандрита), 82, XLI (письмо 1688 г. архим. Варлаама Ясинского к дворян. Шумлянскому с благодарностью за пожертвов. медовую дань в пользу лавры), 350, CLVI (королевский мандат 1712 г. о самовольн. присвоении Ледуховскою вотчин Киево-Печер. архимандрита); т. V, 211, LIV (письмо 1683 г. патр. Иоакима гетману Самуйловичу с сожалением о смерти архим. Иннокентия Гизеля), 212, LV (на место Гизеля избран Варлаам Ясинский), 212 – 226, LV – LX (акты, относящиеся к избранию Ясинского), 259, LXXII (в 1688 г. лавра утверждена ставропигиею Московского патриарха), 284, LXXX (письмо 1689 г. архим. Ясинского патр. Иоакиму о высылке в лавру новых антиминсов, мира и утвердит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

III Но самым важным делом Петра Могилы за годы его архимандритства было преобразование основанной Елисеем Плетенецким в 1616 г. Киевской братской школы в высшее учебное заведение, образцовое для всех духовных школ России до реформы их в 1867–1869 гг. До конца XVI века школ на Руси, Московской и зарубежной, было мало, но они все-таки были, как справедливо утверждают современные историки школьного образования в России 4 . Это были элементарные школы для обучения письму и чтению богослужебных книг (часослова и апостола).Со времени Люблинской государственной унии 1569 г. и особенно со времени церковной унии, объявленной в Бресте в 1596 г., в украинских и белорусских землях появляются иезуиты, поставившие себе целью присоединение к католической Церкви православных «схизматиков». Наиболее дальновидные руководители украинского и белорусского общественного мнения сознали неотложную необходимость для православных научного образования, так как, за отсутствием своих благоустроенных школ, православное население вынуждено было отдавать своих детей в католические, иезуитские школы, где они нередко, забывая веру отцов, постепенно теряли и национальную самобытность, или, как говорится в одном документе того времени, «вельми много зашкодило панству русскому, що не могли школ и наук посполитых расширяти, и оных не фундовано; бо коли бы были науку имели, тогда бы за неведомостию своего не пришли до таковой погибели – не маючи своих наук, у науку римскую свои дети давати начали, а те с науками и веры их навыкли, и так мало-помалу науками своими все панство русское до веры римской привели» 5 . То же должно быть сказано о молодежи и других слоев украинско-белорусского населения, попадавших в иезуитские школы.Ревнителями православия устроены были школы в Остроге, Львове, Вильне и других городах, где были организованы братства, и эти школы служили некоторым оплотом в борьбе православных с иезуитской пропагандой. Но до Петра Могилы они не поднимались до той высоты, какой требовала от них сложившаяся обстановка для успешной борьбы за свою веру с наступавшим католицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при митрополичьих покоях. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Благовещенская церковь Киево-Печерской лавры, 1905 г. Построена по проекту архит. А. О. Ермакова как домашняя церковь митрополита. Примыкает к восточной стороне дома митрополита. С противоположной стороны пристроена к сохранившейся части трапезной XVII в. Возведена на месте одноэтажного каменного корпуса, соединявшего дом митрополита с трапезной. Церковь кирпичная оштукатуренная зального типа с цокольным этажом. В декоре фасадов использованы стилизированные формы рококо. Торцевые стороны завершены фронтонами, которые венчали главки (не сохранились). В конструкциях перекрытий, крыши, лестниц широко использован металл. Покрыта двускатной крышей. Главный северный фасад по оси раскрепован, пышно декорирован. Интерьер решен в виде двусветного зала с хорами, расположенными вдоль северной, южной и западной стен. На хоры ведут две винтовые чугунные лестницы. В цоколь ведет широкая гранитная лестница, здесь размещалась вторая Михайловская церковь. Этот этаж перекрыт сводами, опирающимися на стены и четыре ряда чугунных столбов. Пострадала в период Великой Отечественной войны. Восстановлена в 1951 г. В настоящее время используется для размещения экспозиции Государственного музея украинского народного декоративного искусства УССР. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 72-73 Деревянная церковь при покоях архимандрита изображена уже на плане 1638 г. Очевидно, она была основана Елисеем Плетенецким между 1599-1618 г.г. В 1776 г. при доме митрополита была построена новая, тоже деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но уже в 1783 г. вместо нее упоминается церковь Входа Господнего в Иерусалим. В 1840 г. рядом появилась еще одна деревянная церковь - св. Михаила. В 1905 г. на средства митрополита Флавиана Городецкого между домом митрополита и Трапезной палатой построена новая Благовещенская церковь (по проекту Евгения Ермакова), в цоколе которой находилась Михайловская церковь, а на хорах - придел во имя св.Митрофана Воронежского. Новая домовая церковь митрополичьих покоев - постройка зального типа на цокольном этаже; в конструкциях перекрытий, крыши и лестниц использован металл. Декор выполнен в стилизованных рокайлево-барочных формах. Особой пластичной насыщенностью выделяется симметричный по композиции с высоким фигурным фронтоном северный фасад. Фронтоны боковых фасадов венчали небольшие главки (не сохранились). Интерьер решен как двусветный зал с хорами, на которые ведут винтовые чугунные лестницы.

http://sobory.ru/article/?object=09801

Пётр отказался от мира 3 и изъявил желание вступить в Киево-Печерский монастырь. Его знатное происхождение и бедственное состояние православных в Польской Державе делали такой выбор звания необыкновенным: и это показывает, что душа Петра тогда уже горела сильным желанием посвятить себя на служение Богу и Его св. Церкви. Архимандрит Захария (1624–1626) принял его в число святого братства. Здесь, в общении с учёными братиями, которые единственною целью своих мирных занятий поставляли поддержание православия, он ближе мог ознакомиться с состоянием и нуждами Русской Церкви, и довершить своё образование, полученное им в мире 4 . Обитель Киево-Печерская была тогда одною из главных опор гонимого православия. Заведённая в ней архимандритом Елисеем Плетенецким типография издавала необходимые книги для православных церквей и возникавших училищ. Святогорские иноки: Киприан, образовавшийся в Венеции и Падуе, и Иосиф, протосинкелл александрийского патриарха, виленский проповедник Лаврентий – Зизаний Тустановский, Памва Берында и Тарасий Земка приготовляли переводы писаний отеческих 5 Архимандрит Лавры, Захария Копыстенский, кроме переводов писал защищение православного учения от нападения Латинян и других иноверцев 6 . Таким образом, в Киево-Печерской Лавре, несмотря на гонения от врагов, всё одушевлено было ревностью по православию; учёные иноки желали и в прочих собратьях и служителях церкви возбудить усердие к православной вере и слову Божию 7 . Пламеневший любовью к просвещению и усердием к православию, Пётр глубоко чувствовал бедствия Русской Церкви, видел нужду в распространении света наук для её поддержания и умел ценить труды учёных подвижников. Такой образ мыслей, естественно, сближал его с теми, которые со всею ревностью заботились об утверждении других в догматах веры и благочестия. Поэтому не удивительно, что, когда архимандрит Захария скончался (в апр. 1626 г.), и братия Лавры, по своим правам, приступили к избранию нового настоятеля, то нашлись голоса в пользу Петра, знатного родом, истинного ревнителя о благе Церкви, хотя ему едва было тридцать лет от роду, и прошло не более двух лет, как он вступил в монастырь. Правда, были и несогласные на это избрание 8 , и обитель довольно времени оставалась без настоятеля: но наконец учёные братия восторжествовали. Патриарх константинопольский Кирилл Лукарь, от которого зависела Лавра, как его ставропигия, утвердил сие избрание. И учёные братия, представляя новому настоятелю новый плод трудов своих, с радостью приветствовали его: «Чудимся судьбам Божиим, совершившимся над тобою. Невозможное от человек явилось возможным у Бога. Буди благословен Господь Бог твой и наш» 9 !

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сохранившееся до сегодняшнего дня двухэтажное с хорами здание храма пышно декорировано в стиле рококо. Боковые фронтоны храма прежде были увенчаны небольшими главками. Поврежденные взрывом Успенского собора в 1941 году купола храма более не восстанавливались. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства. Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит Великая лаврская колокольня. Великая лаврская колокольня Самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, с которой открывается великолепный вид на Киев и его окрестности. В 1731–1745 годах каменная четырехъярусная колокольня – знаменитое творение архитектора Иоганна Готфрида Шеделя – заменила деревянные звонницы, сгоревшие в пожаре 1718 года. Высота колокольни вместе с крестом составляет 96 метров 52 сантиметра, толщина стен нижнего яруса – 8 метров. Верхние три яруса снаружи украшены колоннами различных ордеров. На капителях колонн четвертого яруса красуются двуглавые позолоченные орлы. Колокола и часы с боем расположены в верхних двух ярусах колокольни. С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем Плетенецким (1596–1624) знаменитая типография Киево-Печерской Лавры. Типография Построенное в 1720 году и претерпевшее множество перестроек здание лаврской типографии является одним из лучших образцов киевской гражданской архитектуры. Бывшая типография монастыря достаточно велика: два этажа со стороны Великой лаврской церкви и три этажа со стороны Днепра. На нижнем этаже помещалась паровая машина, обеспечивающая отопление всего корпуса и приводящая в движение печатные и токарные станки; на среднем этаже находились семь скоропечатных машин и ручной станок, а также наборная и склад материалов; на верхнем – сушильня, хромолитография, фототипия и книгоподборная. Лаврская типография всегда, на протяжении всей своей истории (до разорения советской властью), была оснащена совершеннейшим для своего времени оборудованием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1912 г. Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1912 г. После кончины игум. Афанасия М. м. возглавлял в 1612-1623 гг. Гедеон (Галичанин). В 20-х гг. XVII в. в обители подвизался буд. прмч. Афанасий (Филиппович) . Наибольшего расцвета М. м. достиг при игуменах Варнаве (Лебедевиче) (1630-1663) и Феодосии (Васьковском) (1669-1703). Согласно летописи Густынского мон-ря, на протяжении 3 лет (ок. 1617-1619-1620 (?)) настоятелем М. м. по требованию киево-печерского архим. Елисея (Плетенецкого) был игум. Исаия (Копинский) . В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил М. м. и выдал грамоту на ставропигию. 6 окт. того же года патриарх Феофан в сослужении Софийского митр. Неофита и Стагонского еп. Авраамия совершил хиротонию игум. Исаии во епископа Перемышльского и Самборского. Однако поставление игум. Исаии настоятелем М. м. вызвало протест со стороны братии во главе с игум. Герасимом. Согласно летописи Густынского монастыря, в 1620 г., после возвращения еп. Исаии из Густыни, межигорцы не пустили его в обитель. Возможно, происходила борьба между игум. Герасимом и киево-печерским архим. Елисеем (Плетенецким), ставленником которого был игум. Исаия ( Кузьмук. 2006. С. 36-37). В 1625 г., во время казацкого восстания Марка Жмайло, в М. м. был захвачен и убит бывш. киевский войт Федор Ходыка, скрывавшийся в обители и подозревавшийся в связях с униатами (Док-ти до icmopiï yhiï. 2001. С. 306-308, 370). В целом если в 1625 г. у братии мон-ря были скорее враждебные отношения с казаками, то позднее, в 30-х гг. XVII в., положение изменилось. В 1630 г., во время казацкого восстания Тараса Федоровича (Трясило), М. м. успешно пережил осаду нем. наемников. К этому году относится 1-е упоминание Межигорья как особого, «казачьего», мон-ря. Во Львовской летописи под 1630 г. говорится, что нем. наемники разграбили Иорданский мон-рь и подступили к М. м., однако монахам удалось подготовиться к обороне ( Бевзо. 1971. С. 109). Шляхтич Симеон Окольский принимал участие в подавлении казацкого восстания Якова Острянина в 1638 г. и описал встречу казаков-повстанцев (см. подробнее: Окольский. 1864. С. 195). М. м. обеспечивал переправу для повстанцев и, вероятно, за определенную плату принимал на хранение от казаков награбленное имущество.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010