III. Если тайной великой окружено было благовестие о рождении предтечи Мессии и Самого Мессии, то самое рождение или события, окружавшие их рождение, став известными в Иудее, произвели сильное впечатление. Рождение младенца престарелой и неплодной женой священника Захарии сначала наполнило радостью сердца родственников её и соседей, которые приняли это событие, как знамение особенной милости Божией к праведной чете. Но вскоре к этому чувству присоединилось удивление, потом даже страх и раздумье о предназначении младенца; говор пошел по всей нагорной стороне Иудеи. Чувство удивления возбуждено было при обрезании младенца в восьмой день, когда обыкновенно нарекали имя новорожденному. Был обычай давать младенцу имя отца или кого-либо из родственников; так хотели назвать и новорожденного у Захарии и Елисаветы, но мать выразила желание назвать его именем Иоанна, какового имени не было ни у кого в родстве праведных старцев. Недоумевавшие о причине наречения такого имени знаками спрашивали у немотствующего отца, как он желал бы назвать сына; он написал на дощечке: «Иоанн». В этом согласии родителей, присутствующие тут родственники, без сомнения знавшие о распространившемся слухе, что Захария видел видение в храме и оттого с тех пор стал немым, могли видеть нечто особенное, что им неизвестно, но имеет связь с наречением имени младенца, и удивлялись. Но когда тут же разрешились немотствующие уста старца, и он начал говорить и славословить Бога, страх напал на них; они ясно увидели, что здесь кроется от глаз мира что-то необычайное. Говор об этом пошел по всем живущим вокруг них и распространился по всей нагорной стороне, в которой лежал Хеврон, достиг, конечно, и Иерусалима. В этом говоре слышалось недоумение, раздумье и догадки о необычайном предназначении родившегося у Захарии и Елисаветы младенца, тем более, что знамения особенного действия Промысла видимы были над младенцем с самого рождения его. Что будет младенец сей, – вот была общая мысль этого говора народного. Подразумевалось – будет нечто необычайное. А между тем отец младенца, исполненный пророческим духом, в дивном песнопении таинственно для народа проразумел и прорек его предназначение, как предтечи Мессии. Это все было около времени празднования одного из великих праздников еврейских – Пятидесятницы; народу на этот праздник из разных мест Палестины собиралось множество, и нет сомнения, что когда говор о сем пошел по нагорной стороне Иудеи и дошел до Иерусалима, то отсюда богомольцами разнесен был по всей Палестине и окрестным странам, где только жили иудеи. Но через несколько месяцев этот говор уступил место другому более сильному говору о необычайных событиях, окружавших рождение другого младенца в Вифлееме, недалеко от Иерусалима, а также и от Хеврона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

В честь этого чудесного видения Православной Церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который празднуется 14 октября (по новому стилю). 15.26. Какие события вспоминаются в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна? – Об этих событиях повествует Евангелие от Луки (см.  Лк. 1:5–80 ). Праведные родители святого Иоанна Крестителя – священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, до глубокой старости не имели детей. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Архангел предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого народом Спасителя – Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь детей и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела. Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать пожелала назвать его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» ( Лк. 1:63 ) – и тотчас связывавшие его речь узы разрешились и святой Захария, исполнившись Духа Святого, благословил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне ИоаннеПредтече Господа. Рождество Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна празднуется Православной Церковью 7 июля (по новому стилю). 15.27. Какие события вспоминаются в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна? – В этот день вспоминается мученическая кончина святого Иоанна Крестителя. Об этом событии повествуют Евангелия от Матфея ( Мф. 14:1–12 ) и Марка ( Мк. 6:14–29 ). У царя Ирода Антипы была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа, когда тот еще был жив. Пророк Иоанн неоднократно обличал правителя за незаконное сожительство. Иродиада просила Ирода, чтобы он предал Иоанна смерти, но Ирод не соглашался, так как почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа. Однако из угождения Иродиаде он посадил Иоанна в темницу.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Мк.1:4 . Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. О явлении и проповеди Предтечи, а также и далее о Крещении Господа Иисуса Христа св. Марк повествует совершенно согласно со св. Матфеем, только короче ( Мф.3:1–12 ). Явился Иоанн, крестя в пустыне… Иоанн был Предтечей Христовым. Он приготовлял Еврейский народ своей проповедью к принятию Спасителя. О Его явлении и назначении предсказали пророки Исаия ( Ис.40:3 ) и Малахия ( Мал.3:1 ). Самое его зачатие и рождение было предвозвещено отцу его Захарии в храме Архангелом Гавриилом и первое соединено было с немотой отца за неверие Архангелу, а второе – отверстием уст и пророчеством как о Самом Спасителе, так и о Его Предтече, новорожденном сыне Захарии ( Лк.1 ). В младенческих летах Иоанна, как повествуется в предании, когда, спасаясь от преследования избивавшего младенцев в Вифлееме, царя Ирода, мать его Елисавета убежала с ним в пустыню и там скоро умерла, его питал и хранил Ангел. Когда же он достиг тридцатилетнего возраста, – возраста полной зрелости, то ему был голос от Господа начать проповедь о Мессии. Иоанн Предтеча был родственником Христа, – мать его Елисавета приходилась двоюродной сестрой Пресв. Богородицы (Кир. Алекс.), – и шестью месяцами был старше Христа ( Лк.1:26 ). Иоанн был великий подвижник, жил в пустыне; там он проповедовал, там и крестил. Крещение, это – погружение, омовение в воде. У иудеев в некоторых случаях омовение было религиозным обрядом ( Исх.19:10; 29:4 и др.) и обозначало, сверх чистоты телесной, очищение души, т. е. оставление грехов и обновление жизни. Крещение Иоанново посредством погружения в реке, чему предшествовало исповедание грехов ( Мк.1:5 ), – оттого оно и называется крещением покаяния, – было действием совершенно отличным от обыкновенных иудейских очищений, новым, приготовлявшим к принятию Искупителя мира Иисуса Христа. Оно не имело силы отпускать грехи, но указывало только на то, что наступает время, когда Спаситель дарует отпущение грехов ( Мк.1:1 ); так что крестившиеся крещением Иоанновым впоследствии должны были креститься крещением Христовым ( Деян.19:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Долг священника – дать наставление в том, чтобы женщины приходили к таинству исповеди на первых же порах беременности и приступали к Святым Христовым Тайнам как можно чаще. О том, что настроение матери влияет на дитя, которое она еще не родила, известно из Евангельского повествования: Елисавета, мать Иоанна Предтечи, находясь в восторженном состоянии от посещения Богоматери, почувствовала, что взыграл младенец во чреве ее ( Лк.1:39–42 ). «Если младенец во чреве матери пришел в восторженное состояние вследствие того, что и мать его находилась в этом состоянии, то нет сомнения, что дитя матери раздражительной и гневливой, или предающейся какому-нибудь пороку, или печали, ощущает и в себе это настроение. Так, нравственная жизнь человека проявляется еще в матерней утробе! Все это должна иметь в виду каждая беременная мать и вести себя так, чтобы быть достойной Божией милости, которая бы освятила и её дитя, находящееся пока под её сердцем» с. 114]. Жена ... спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим.2:14–15 ). Но это не означает, что апостол ставил только чадородие необходимым условием спасения христианской женщины. Это было бы явным противоречием тому, что сам же апостол говорит о спасительности безбрачия ( 1Кор.7:7,25,38 ). Многие женщины могут вообще не иметь детей по каким-либо причинам. Выражение апостола указывает только на важность призвания женщины как матери: «Дело матери не родить: это дело природы, но воспитывать – вот дело матери, потому что это зависит от произволения» с. 783]. Сколько благоразумия нужно матери, чтобы приобрести и сохранить свою власть над детьми, не теряя при этом их дружбы и доверия! Мать должна суметь увидеть способности своего ребенка, его наклонности и таланты, ей следует предупредить зарождающиеся в нём страсти, внушить хорошие правила. Поэтому святой апостол Павел так тесно связывает спасение женщины с воспитанием детей. По его мнению, одного этого дела для неё достаточно, чтобы получить спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

И вот этот час приблизился. В то время персы напали на Египет, и Иоанн, помня слова Спасителя: «Когда будут гнать вас из одного города, бегите в другой», решил на время уехать в Константинополь. В дороге он разболелся. Ему явился светозарный человек с золотым скипетром и сказал: — Царь царей зовет тебя к Себе. Патриарх понял, что конец его жизни близок. Приплыв на Кипр, он уже не мог продолжать путешествие и в своем родном городе Амафунте с миром преставился ко Господу. Раздав за свою жизнь тысячи литр золота, святитель Иоанн Милостивый не оставил после себя никакого имущества, кроме одной монеты,- и ту он завещал отдать нищим. Прор. Иоанн Предтеча, рождество Рождество его празднуется 24 июня/7 июля Святой Иоанн родился у священника Иерусалимского храма Захария и праведной Елисаветы. Всю жизнь они горячо молились Богу о даровании им дитяти, и Бог вознаградил их терпение и упование. Однажды, когда Захария совершал богослужение в храме, явился ему Архангел Гавриил и благовестил о рождении сына Иоанна, которому предстояло стать пророком и Предтечей Мессии. А за то, что Захария усомнился в благовести, он был связан немотой до времени исполнения слов Архангела. По прошествии времени Елисавета родила сына. Мать назвала сына Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их родстве не носил этого имени. Когда спросили об этом Захарию, он попросил дощечку и написал: «Иоанн имя ему», – и тотчас разрешился от немоты. Когда царь Ирод, узнав о рождестве Иисуса Христа, приказал воинам умертвить всех младенцев в Вифлееме, Елисавета укрылась с сыном в пустыне. Св. Захария был убит воинами Ирода, так как он отказался указать, где находится его сын. После смерти Елисаветы Иоанн возрастал в пустыне и укреплялся Духом до времени, когда он вышел на берег Иордана с проповедью покаяния. Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы Память его празднуется 24 февраля/8 марта После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено в г. Севастии, а честная глава сокрыта виновницей убийства, Иродиадой, в непотребном месте. Благочестивая Иоанна тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла на Елонской горе в одном из поместий убийцы святого – Ирода.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Суд.13:21 . И не приложи ктому Ангел Господень явитися к Маною и жене его. Маной и жена его уже более не видели Ангела Господня, или Самого Бога, явившегося в образе Ангела, вестника воли Божией, принявшего притом вид человека. Должно думать, что под сим образом явился Сын Божий, второе лице Св. Троицы. Сын Божий не только являлся людям, например, Гедеону ( Суд.6:11, 14, 16, 23 ), под образом сотворенного Ангела, но и прямо в ветхозаветном писании именуется Ангелом, – именно Ангелом великого совета ( Ис. 9:6 ), Ангелом завета ( Мал. 3:1 ), в том смысле, что Он, как мы уже сие заметили при изъяснении одной из предшествующих паримий книги Судей, положенной на праздник архистратига Михаила 4 , – есть посредник между Богом и людьми, вестник и исполнитель предвечного Божеского совета о спасении людей, предвечное Слово Отца, проявляющее Его людям. – Даже то, что явившийся Маною Ангел назвал имя свое чудным, напоминает об одном из имен, каким нарек пророк Исаия имеющего родиться от Девы Сына Божия: «И нарицается имя Его великого совета Ангел, Чуден» ( Ис. 9:6 ). Рассмотренную паримию положено читать в праздник Рождества Предтечи и в день памяти его праведных родителей, – по сходству обстоятельств рождения Сампсона и Иоанна Предтечи. Мать Сампсона была неплодна и матерь Иоанна Предтечи Елисавета была тоже неплодна. О разрешении неплодства той и другой предвозвестил Ангел. Неплодство обеих разрешено чудесным образом. Как Сампсон, так и Иоанн Креститель, по Ангельскому предвозвещению были назореями от чрева матери. Разность только в лицах, предвозвестивших рождение Сампсона и Иоанна Предтечи: о рождении первого возвестил несотворенный Ангел, Сам Сын Божий, о рождении последнего – Ангел сотворенный, Архангел Гавриил ( Лк. 1:19 ). 1 В Еврейском тексте вместо неудобовразумительного во мне сказано: прошу, т.-е. прошу позволения выслушать меня. Читать далее Источник: Толкование на паремии/епископа Виссариона. - Изд. 2-е, вновь пересмотренное. : в 3 том. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1894-1896./Т. 1: Паримии из книг моисеевых: Бытие, Левит, Числа и второзаконие, из книги Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова. - 1894. - 605, V с./Толкование на паремии из книги Судей. 447-470 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   О какой из святых идет речь, неясно. К тому времени были прославлены: мц.Елисавета Адрианопольская (II-III вв.), память 22 октября; прп.Елисавета чудотворица (VI-VIII вв.), игумения Константинопольская, 24 апреля; прав.Елисавета Палестинская, мать св.Иоанна Предтечи, память 5 сентября. Елене Владимировне Быковой Письмо 31 Добрая Л.!   В чем ты письменно покаялась, я тебе разрешил, и каяться вновь не следует, если к этому не возвращалась. Что касается описания твоей жизни, как делали М.А. и другие, то опиши.    Молись усердно и неопустительно. Не забывай, что ты находишься пред лицом Всеведущего Господа. Милосердный Господь тебя видимо оберегает и не посылает тебе особых испытаний. Поэтому благодари Его постоянно и будь спокойна, Он Милосердный, Одинаков всегда.    Вдумывайся во все. Старайся в жизни своей выявлять Христа Спасителя. Прежде, чем что сделать или сказать, подумай, как бы поступил или сказал в данном случае Сам И.[исус] Христос.    Относись ко всем внимательно и любовно и будет хорошо.    Проверяй себя и найденное в себе нехорошее, греховное старайся на другой день не делать.    О твоем суеверии забудь: что говорили тебе в Институте, что ты приносишь всем тем, которые с тобой соприкасались, одно несчастье, и потом сама ты замечала, что, если что предположишь, выходило наоборот, — больше не думай. Это все ложь и пустяки. Я тебе на исповеди говорил и вновь считаю долгом повторить: на будущее время ничего не предполагай, а положись во всем на Твоего вселюбящего Небеснаго Отца и Матерь Божию. Призывай на помощь Святителя Николая, муч.Трифона, цар.Елену и св.Ангела-хранителя твоего и чаще взывай к Милосердному Творцу и нашей общей Матери Царице Небесной: «Вам поручаю свою жизнь и слезно молю: устройте мою жизнь, как будет Вам благоугодно. Верю твердо, что Вы исполните мою недостойную, грешную молитву и поможете мне возрасти духовно в этой жизни и в будущей удостоите лицезреть Небесного Царствия, где не будет ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная». Благословение Господне да почиет над всеми Вами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Елизавета: " Бедная Лиза " , дочь Петра I и мать Иоанна Крестителя 8 мин., 17.09.2014 18 сентября - день памяти святой праведной Елизаветы. Что общего у повести Карамзина, дочери Петра Великого и матери Иоанна Предтечи? Ответ в новой статье в рубрике " Значение имени " . Значение имени Елизавета Древнееврейское имя Елизавета «» (Элишеба) принято переводить как «почитающая Бога», «клянущаяся Богом» (дословно «Бог — есть клятва моя»). Имя Елизавета дважды встречается в Библии. Елизаветой звалась супруга первосвященника Аарона, а также жена священника Захарии — святая праведная Елисавета, мать Иоанна Крестителя. Праведная Елизавета чтится всеми ветвями христианской церкви. День ее памяти Русская Православная Церковь отмечает 18 сентября (5 сентября по ст.стилю). Имя Елизавета по сей день остается популярным, особенно в Европе. Традиционно это имя считалось царским, дворянским, и вплоть до XIX века было распространено в большей степни в высших сословиях. Другое дело, что в западноевропейской традиции имя Елизавета приобрело несколько иное звучание — от Элизабет до Изабель и Изабеллы. При этом не утратило своего королевского статуса, вспомнить хотя бы Изабеллу Кастильскую, Изабеллу де Валуа, Изабеллу Французскую, королеву Англии Елизавету I (Элизабет). Некоторые краткие формы этого имени в Европе со временем стали самостоятельными именами, звучат соответственно: Элиза, Эльза, Ильза, Лиз, Луиза, а также Бетти, Бетси и даже Бабетт. Императрица Елизавета Петровна В России допетровской эпохи имя Елизавета популярностью не пользовалось. В силу того, что имена детям давались строго по святцам, а в церковном году святых с именем Елизавета вспоминали всего пять раз, это имя вернее было бы назвать редким. В употребление имя Елизавета ввел Петр I, назвав так свою дочь, родившуюся в декабре 1709, будущую императрицу Елизавету Петровну. Многосложное длинное имя, благодаря удачному сочетанию гласных и согласных букв, оно было благозвучным, поэтому легко вошло в употребление и даже укоренилось в России. Петр, нарекая дочь Елизаветой, не в последнюю очередь думал о ее будущем. Надеясь выдать ее когда-нибудь замуж за иностранного принца, он выбрал имя знакомое иностранному уху. Так королевское имя стало широко известно и даже популярно в России.

http://foma.ru/imya-elizaveta-bednaya-li...

И вестники покажутся меж нами, – Она оставит свой привычный кров, И ринется навстречу… (1. 9–11) Далее мать Мария сравнивает движение ко Христу с хождением по воде, которое возможно лишь верой. Хождение по воде страшно, но только так человек целиком вверяется Богу (см. 1.15). Особое место в Первой песне занимает то, что мать Мария назвала бы " подражанием Библии " . Говоря о собственной судьбе, она отмечает в ней несколько моментов. Первый – языческий (без–законный, соответствующий, вероятно, периоду " Скифских черепков " ). В этот период для нее не было " ни заповеди, ни запрета " (1. 19). Затем следует период законнический: На взгляд все ясно. Други и родня Законы дней моих могли б измерить, – Спокойнее живется день от дня. (1. 21) Насколько " спокойно " жилось Елизавете Юрьевне в годы Первой мировой войны, революции и первые годы эмиграции мы знаем, но дело не в житейской правде, а в том состоянии духа, когда человек имеет еще опору в земном – семье, родине, друзьях. На этот период намекает и прежнее имя матери Марии Елизавета, указывающее и на мать Иоанна Крестителя, Предтечи Господня, и, по внутренней форме слова, – на Завет Бога с человеком (мать Мария пишет не по–славянски " Елисавета " , евр. " почитающая Бога " , а Елизавета). В " законническом " периоде лишь иногда различались знаки будущего призвания, но тут же заглушались метаниями духа, которые были характерными для Е. Скобцовой в годы революции и Гражданской войны: Лишь иногда приотворялись двери, Лишь иногда звала меня труба. Не знала я, в какую правду верить. (1.22) Вместе с тем, мать Мария говорит о том, что в это время Бог действовал в ее судьбе через историю (судьбу) ее народа, сама же она ничтожна: " Ничтожна я. Великая судьба/Сплетается с моей судьбой ничтожной " (1.23). Но именно так – через судьбу еврейского народа действовал Бог на человека Ветхого Израиля. Собственно, личная судьба начинается у матери Марии с принятием монашества. Отличие Нового Завета от Ветхого при этом проводится четко: " … Тут оборвалась/Былая жизнь. Льют новое вино/Не в старые мехи " (1.37–38). С темой новой, христианской, жизни связаны у матери Марии тема " жатвы Духа " и " Господня лета " – личной духовной зрелости, готовности перейти через порог жизни в воскресение. Мы опускаем здесь несколько важных тем этой песни и переходим к ее концу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Совия имела дочь Елисавету, впоследствии вышедшую замуж за священника Захарию и сделавшуюся матерью Предтечи Господня, так что Елисавета была двоюродной сестрой Пресвятой Девы Марии, а Креститель Иоанн троюродным братом по плоти Христу. Здесь кстати будет сказать и о лице святой Марии Клеоповой, которая в Евангелии Иоанна называется также сестрой Богоматери. В Минеи-Четьи святого Димитрия Ростовского (Апреля 27) находим указание, что Мария Клеопова была дочерью Иосифа, обручника Пресвятой Девы, и вышла замуж за его родного брата (а своего дядю) Клеопу, почему и называется Марией Клеоповой. Когда Пречистая Дева, как обручённая Иосифу, пришла в его дом, она застала дочь его Марию ещё девицей, и полюбила её, и жила с нею, как сестра с сестрой. Т. о. Мария Клеопова является сестрой Богоматери не в собственном смысле, не по плоти, но по добрым родственным отношениям. Память её, по древним святцам, 23 Мая. Впрочем, иные толковники думают, что Евангелист Иоанн не её считает сестрой Богоматери; они говорят, что в словах его «при кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» упоминаются не три женщины, а четыре, и сестрой Матери Господа эти толкователи считают Соломию, мать сынов Зеведеевых [мать Иоанна Богослова], которую Евангелист не называет в Евангелии по имени. А Соломия, по мнению их, наравне с Елисаветой, была двоюродной сестрой Девы Марии. Заметим, наконец, что у евреев «братьями и сёстрами» звали вообще родственников. 4 Ангельских явлений во времена Ветхого Завета, удостаивались иногда и другие женщины, например Мариам, сестра Моисея и Аарона, мать Самсона и другие, также как и дара пророчества, например та же Мариам, Деввора, Анна – мать Самуила, и другие. Всё это показывает, что в народе еврейском были женщины достойные откровений, и что тогда, равно как и в христианстве, в отношении к чрезвычайным дарованиям, Божественная благодать, в некоторых случаях, не поставляла различия между полами мужским и женским. В Ветхом Завете женщины, также как и мужчины, допускались к участию в жертвоприношениях и к молитве пред скинией, и могли давать обет Богу, не исключая и обета назарейства.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010