Император Александр разделял мнение Франца I, и генерал Савари, также присланный к нему Наполеоном для выработки условий мира, поехал назад без всякого результата. Итак, союзники решили дать генеральное сражение. Оно состоялось при Аустерлице в Моравии 20 ноября 1805 года и было неудачно для Австрийско-Русской армии. Превосходство сил и все возможные при сражениях выгоды были на стороне Французов. Австрийцы же, не досчитавшиеся многих своих товарищей, убитых или взятых в плен, были унылы и недоверчивы к командованию, а положение Русских не могло быть лучше, потому что они сражались на чужой земле, заодно с войском, которое постоянно терпело поражения. Кроме того, они нуждались в пище и военных припасах, не получая помощи, обещанной Англией. Все это облегчило Наполеону победу при Аустерлице — победу, которая оказалась настолько страшна для Австрийцев, что в Пресбурге 14 декабря 1805 года они поспешили заключить отдельно от союзников мир с Францией. Наполеон предлагал мир и России, но император Александр посчитал его условия не гарантирующими спокойствие Европы и поэтому отказался от них и приказал своим войскам возвратиться в Отечество. Опасения Александра были справедливы: вскоре после непрочного Пресбургского мира, так слабо успокоившего Европу, новые замыслы Французского императора опять встревожили ее. Присоединяя одну за другой области Италии и Германии к Франции или подчиняя их своему влиянию, Наполеон отчетливо показал всем свое намерение быть основателем всемирной монархии. После Пресбургского мира, унизившего первое по старшинству Европейское государство до второстепенной державы, дерзкое намерение Наполеона стало осуществляться с новой силой: он начал действовать решительнее. В том же 1805 году он изгнал из Неаполитанского королевства царствующую там фамилию Анжуйскую и отдал его своему брату Иосифу, а Батавскую, или Голландскую республику превратил в королевство и отдал своему брату Людовику. Германские области, большая часть которых была обязана Франции или своим существованием, или преобразованием из герцогств в королевства, из графств в герцогства, были преобразованы в соответствии с целью Французского императора: он образовал из них Рейнский союз и назвал себя его протектором.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Братства стремились организовать религиозную жизнь в миру, призывали следовать евангельским заповедям. Они обустраивали школы, занимались благотворительностью, оказанием взаимопомощи, просветительской деятельностью, проповедовали на основе буквального истолкования библейских текстов. 28 Этот принцип был изложен на Лионском соборе 1245 г. после отлучения и низложения императора Фридриха II. 30 Вопрос о хронологической протяженности и историческом содержании, так же как и само понятие «Возрождение XII в.», является спорным вплоть до настоящего времени. Это столетие ещё называют веком «средневекового гуманизма», временем «средневековой культурной революции» и «средневековым ренессансом». Возрождение XII в. относится к числу так называемых средневековых возрождений («возрождений до Возрождения»), точное число которых в науке на сегодняшний день не установлено. К общепризнанным относятся следующие средневековые возрождения: Остготское (VI в., правление короля Теодориха), Каролингское, Оттоновское, Возрождение XII в. Для этих периодов интенсивной культурной деятельности было характерно: а) расширение круга используемых античных источников и б) создание собственных произведений по определенному античному образцу. 31 Митра солнечное божество в зороастризме, победитель злого духа Аримана. Его культ был особо популярен среди римских легионеров III вв. н.э. 33 В университетах и школах Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги в больших объемах, чем в других западноевропейских учебных заведениях, давались знания по философии, медицине, химии, математике и астрономии. 34 Ибн Рушд происходил из испанской Кордовы. Он, как и другие арабские комментаторы, акцентировал внимание на материалистических аспектах аристотелевской философии. 35 С VI в. Апулия, Калабрия, Неаполь, Сицилия и Сардиния были владениями Византии. В IX в. часть Апулии и Сицилия были захвачены арабами, образовавшими здесь, эмират со столицей в Палермо. С середины XI в. на эту территорию стали вторгаться норманны из Нормандского герцогства во Франции во главе с Робером Гискаром (Хитроумным). По договору 1059 г. они признали себя вассалами римского престола. Робер поддержал папу Григория VII в борьбе за инвеституру с императором Генрихом IV, за что стал герцогом Апулии и Калабрии. Ему наследовал брат Рожер, ставший в ИЗО г. первым королем Сицилии и Неаполя. С 1212 по 1250 гг. во главе королевства стоял Фридрих II Гогенштауфен, император Священной Римской империи. После смерти Фридриха II с согласия папы в 1268 г. Сицилийское королевство перешло в руки графа Прованса Карла Анжуйского, брата французского короля Людовика IX. В нач. XIV в. (1302) сначала Сицилия, а затем (1442) Южная Италия (Неаполитанское королевство) попали под власть Арагонской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Можно изумляться настойчивости Людовика, с которой он преследовал свою заветную цель, несмотря на тяжкий урок, вынесенный из первого похода. Быть может, он и мог бы на несколько лет продлить господство христиан в Сирии, если бы подкрепил их свежими силами, но мечтать о нанесении чувствительного удара мусульманам было уже теперь поздно. Когда в 1270 г. французские рыцари с королем, его братьями и сыновьями во главе сели на генуэзские суда, прямая цель похода, по-видимому, не была еще определена. Она в первый раз стала известной в Кальяри (в Сардинии), где происходил военный совет и где поставлено было решение идти на Тунис (ныне Марокко). Внешним образом мотивировался этот поход тем, что будто бы тунисский эмир обнаруживает склонность к христианству и что привлечением его в лоно католической Церкви можно было бы приобрести важного союзника для последующей войны с египетским султаном. Но на самом деле Людовик в этом отношении был орудием ловкой интриги, которая приготовлена была, вероятно, в Сицилии и которая имела целью подчинение Туниса политической власти сицилийского королевства, перешедшего незадолго перед тем к французскому королевскому дому. Во всяком случае тунисский поход был предприятием, весьма мало отвечающим целям и нуждам христиан на Востоке. Он таковым оказался и по своим последствиям. Высадившись 17 июля 1270 г. в тунисском рейде, Людовик не только не встретил готовности со стороны тунисских мусульман принять христианство , но, напротив, имел в них неприятеля, готового защищаться. Не начиная, однако, серьезных предприятий против Туниса и ожидая прибытяя Карла Анжуйского, французы дали время эмиру собраться с силами и снестись с султаном Бибарсом. Единственным приобретением крестоносцев было завоевание карфагенской крепости, которая, впрочем, не имела для них значения. Между тем эмир тунисский начал тревожить христианский лагерь нападениями, а непривычные африканские жары произвели болезни и большую смертность. В начале августа умер сын короля Тристан, затем смерть похитила папского легата, епископа Рудольфа, наконец, впал в тяжкую болезнь, от которой сошел в могилу 25 августа, и сам король.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Подошедши в декабре к крепости Мансуре, крестоносцы имели против себя не только значительные военные силы, но и сильное укрепление, которое можно было взять только при помощи осадных работ. Пока не явился к месту военных действий наследник Эйюба Тураншах, крестоносцы могли бы еще рассчитывать на некоторый успех, большим для них счастьем было то, что по указаниям одного бедуина они нашли брод через канал, отделявший их от Мансуры, и приблизились, таким образом, к стенам крепости. Осадные работы подвигались, однако, медленно, египтяне разрушали и жгли с помощью греческого огня то, что удавалось построить крестоносцам, кроме того, делали вылазки и наносили осаждающим чувствительные поражения. В этих битвах погибли брат короля и множество французских рыцарей и тамплиеров. В конце февраля 1250 г. прибыл к Мансуре Тураншах с новыми войсками из Сирии, и положение христиан стало принимать серьезный характер. Первым его делом было передвижение флота в тыл крестоносному лагерю, вследствие чего христианское войско оказалось отрезанным от Дамиэтты, откуда оно получало продовольствие и военные запасы. Египетские партизанские отряды перехватывали французские караваны, отряды мамелюков стали делать дерзкие нападения на лагерь. Это сопровождалось большими неприятностями для христиан, у которых начался голод, а непривычная жара была причиной большой смертности. Ввиду этих обстоятельств Людовик решился проложить себе путь к отступлению в Дамиэтту (апрель 1250 г.). Но это отступление происходило при условиях, чрезвычайно неблагоприятных, и сопровождалось почти полным истреблением крестоносного войска. При этом отступлении захвачены были в плен король Людовик и его братья, Альфонс Пуату и Карл Анжуйский, и с ними множество знатных рыцарей. Большая масса взята в плен и продана в рабство. Торжествуя победу, султан писал своему наместнику в Дамаске: если хочешь знать число убитых, то подумай о морском песке, и ты не ошибешься. Когда начались переговоры о выкупе пленных, король Людовик предоставил королеве, находившейся в Дамиэтте, решение вопроса о своем выкупе и согласился без всяких споров выплатить громадную сумму до 10 млн франков за освобождение из плена рыцарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Мусульманские владения Египта и Сирии вновь объединились под властью султана Бибарса, который по своему значению и могуществу напоминает Саладина. Поставив главной целью своей политики дать преобладание мусульманству и окончательно уничтожить европейские владения на Востоке, Бибарс не пренебрегал для этого никакими средствами и хорошо воспользовался враждой и противоположными течениями, подмеченными им среди самих христиан. Так, он не упустил из виду важные события, подготовлявшиеся в Никейской империи, и вступил в дружественные сношения с Михаилом Палеологом, отнявшим у латинян Константинополь. Так, он дорожил мирными сношениями с Манфредом Сицилийским и считал полезным поддерживать императорскую партию на Востоке. Явное нерасположение европейских христиан приносить новые жертвы для походов на Восток и равнодушие сирийских и палестинских христиан к общим интересам давало султану Бибарсу полную возможность оценить сравнительные преимущества мусульман и воспользоваться благоприятным моментом, чтобы положить конец христианским владениям. В 1262 г. он предпринял первый поход в Сирию и потом в течение шести лет четыре раза повторял эти походы. Следствием его удачных войн было то, что он отнял у христиан Антиохию, взял Кесарию, Арсуф и Яффу, опустошил окрестности Тира и Акры. Нельзя сказать, чтобы эти успехи очень дорого достались Бибарсу, ни разу он не имел против себя соединенных сил христиан, а поражал отдельные отряды иерусалимских и антиохийских баронов, госпиталитов, иоаннитов и кипрских рыцарей. Трудно найти более выразительную характеристику нравственного и политического положения восточных христиан, как следующие слова Бибарса, сказанные на ходатайство Карла Анжуйского за своих единоверцев: «Не от меня зависит помешать гибели франков, они сами себе готовят погибель, самый последний из них разрушает то, что создает самый великий». Блестящие успехи Бибарса и отчаянные просьбы о помощи из Сирии вызвали еще раз значительное движение в пользу крестового похода. Во главе этого движения во второй раз стал король французский Людовик IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Тем не менее все усилия Михаила были направлены на Запад. Восточная, малоазиатская граница оставалась в небрежении. Одни гарнизоны были уведены, другим не платили жалованья. Поборы разоряли население, крестьяне обнищали, и «уравнительная раскладка» тяжело легла на служилое сословие М. Азии. Епарх Ходин отбирал у служилых людей их поместья, приносившие по 40 золотых в год. Фискальные мероприятия Ходина вызвали такое возмущение, что их пришлось отменить. Для войн на западе нужны были деньги и люди, и восток нес все тяготы, не получая взамен даже защиты границ. Перенесение столицы в Константинополь погубило благополучие населения Никейского царства. Последствия не замедлили сказаться. Во время постоянных междоусобий среди сельджуков, подпавших под монгольское ярмо, отдельные шайки сельджуков и монголов тревожили византийские пограничные области. Михаил послал своего сына Андроника вновь заселить и укрепить еще недавно цветущую долину Меандра, но Андроник не сделал ничего прочного, и сельджуки сожгли Траллы, главный город в той местности. Михаил отправился и лично на восточный рубеж по реке Сангарию, но побыл там недолго, и набеги врагов не прекратились. Управление краем представляло грустную картину; власти скрывали правду от царя, и он лично убедился, что население разбежалось. Михаил укрепил границу до Прусы (Бруссы), насколько ему позволили западные дела. Миновала опасность со стороны Карла Анжуйского – с тем большим жаром старый царь устремился на запад для изгнания остатков латинян из Греции. Во время этого похода Михаил VIII скончался (возле Лизимахии фракийской, в конце 1282 г.). В лице Михаила Палеолога сошел в могилу основатель последней византийской династии, последний из крупных императоров, личность сильная, даровитая и глубоко интересная. Блестящим аристократом он начал, мрачным самодержцем закончил; в юности смело держал ответ грозному Ласкарю, в старости лгал и синоду и народу относительно святыни, завещанной предками, разномыслия не выносил и чужую совесть попирал ради политической выгоды. Обладая громадным честолюбием и энергией, он до конца не утратил ни того, ни другого. Среди тяжких испытаний он неослабно нес обязанности монарха, в самые трудные минуты одинокий, не понятый близкими людьми, с которыми, впрочем, он не стеснялся, напр. с супругою Феодорою. Перед чужим правом он жесток, даже преступен (напр., с несчастным сыном Феодора II), перед большей силой – хитер, способен обмануть даже курию. Его несравненная выдержка не раз спасала государство. Как дипломат, он превосходил более могущественного Карла Анжу и большинство современных ему пап; с хитрыми итальянскими выходцами и с римскими монахами он вел себя как мастер дела. Курия служила целям своего «блудного сына», распинавшегося в покорности св. престолу. Блестящий воин в молодые годы, любимец военной знати, Михаил стал на престоле неутомимым организатором воинских сил, снаряжая новые армии и эскадры после каждого поражения. Средств народа он при этом не щадил.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

По наиболее вероятному объяснению этот отказ от брака имел своим источником желание Елизаветы сохранить за собою полную самостоятельность и свободу, пользоваться властью, не разделяя ее ни с кем. Но, как женщина, она никак не могла и не хотела отрешиться от свойственной ее полу потребности видеть всегда подле себя влюбленных поклонников и наслаждаться своими женскими победами. По политическим соображениям затевая с некоторыми из европейских принцев брачные переговоры, отрицательный результат которых ясен был для Елизаветы прежде их начала, она иногда, как, например, с герцогом Анжуйским, несколько увлекалась и заходила гораздо дальше, чем сколько требовалось по расчету политики. Явное поклонение принца, осаждавшего ее нежными письмами, три раза, приезжавшего в Англию и гостившего в ней по несколько месяцев, приятно льстило женскому самолюбию Елизаветы и она, не думая о последствиях, не хотела отказать себе в удовольствии продлить опасную забаву. Серьезного увлечения у нее в этом случае не было; нежно встречая признания своего жениха, она в тο же самое время не прочь была пококетничать и с его случайным посланником и пококетничать так, что обратила на себя всеобщее внимание. 281 Кому не известен также ряд ее английских фаворитов, начиная с «милого Робина» (sweet Robin), как называла она Роберта Дёдлэя, графа Лейстера, 282 и продолжая Гэттоном, Ралээм и Эссексом, – фаворитов, которых она щедро осыпала богатствами и почестями и которым открыто выказывала свою нежную привязанность. 283 Не мало разносилось и разносится, в особенности врагами Елизаветы, разных пикантных на эту тему рассказов; которые налагают сильную тень на нравственную репутацию королевы-девственницы. 284 Насколько справедливы эти рассказы решить очень трудно, 285 это такая область, где всего менее можно рассчитывать на обилие документальных данных. Но нельзя не сознаться, что поводов к подобным рассказам Елизавета давала вполне достаточно, 286 что иногда даже и сама сознавала. 287 Нужно, впрочем, заметить, что и при увлечениях обычное благоразумие Елизаветы не покидало ее вполне.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

251 Уголино делла Герардеска — граф, в 1284–1285 гг. синьор Пизы, свергнут и замурован в башне с сыновьями и внуками по приказу архиепископа Руджери, считавшегося его другом. Данте создал образ Уголино-мстителя, гложущего затылок Руджеро. 252 …удивление, которое Эдгар По считал самой сутью поэзии — Э. По неоднократно писал об этом, в частности см. его эссе " Поэтический принцип " , " Письмо к Б. " , " Marginalia " . 253 … состязания в беге, где призом был кусок зеленого сукна … — народные соревнования в Вероне, проводившиеся с 1207 г. 254 " Когда расстался я с Цирцеей… " — голос Улисса повествует о том, что из италийской Гаэты на берегу Тирренского моря, где царствовала волшебница Цирцея, он отправился путешествовать дальше. 255 …прекрасной поэмой Теннисона — навеянный XXVI песнью дантова " Ада " , драматический монолог " Улисс " (1833, опубл. 1842), где герой, вернувшийся домой на Итаку, поведал о своих планах вновь пуститься в путешес-твие — " плыть за закат " . 256 …Мечи вы спрячьте, их изъест роса. — У. Шекспир. " Отелло " . I акт, сц. 2. 257 Геркулесовы столпы — Гибралтарский пролив. 258 Ego Dominus tuus — Я Господь, Бог твой. — Ветхий завет. Вторая книга Моисея. 20, 2. 259 …Английского читателя покоробит, что Кассий и Брут, благородный Брут, — там же, где Иуда, ибо мы привыкли к шекспировским Бруту и Кассию. — В трагедии У. Шекспира " Юлий Цезарь " (пост. 1599, опубл. 1623) Брут — стоик, мудрец, сторонник республики, идеалист, Кассий — гедонист, приверженец философии наслаждения, и вместе с тем трезвый политик, — главные участники заговора против диктатора, властолюбца Цезаря, убитого 15 марта 44 г. до н. э. У Данте в трёх пастях Люцифера казнятся те, чей грех ужаснее остальных: предатели величества божеского (Иуда) и человечества (Брут и Кассий). 260 Каселла — друг Данте, композитор и певец. 261 Манфред — король Неаполя и Сицилии (1254–1266), противник папства. Папа отлучил его от церкви и для борьбы с ним призвал Карла Анжуйского, ему и досталось королевство Манфред а после его гибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Арты (Арехто, Арахта), берущей начало в Мецовских горах (Лакмон), в 12 кил. от города и впадающей в Артский залив Ионического моря. Город этот был основан ок. 640 г. (в Эпире) коринеянами под предводительством Горгия, сына тирана Кинсела, в местности первоначально занятой дрионами, но потом эллинизированной. Он расположен у северной подошвы длинного крутого холма Перранта. По изгнании рода Кинсела, город был превращен в демократическую республику, которая вскоре достигла могущества, не смотря на то, что в 426 г. она потерпела поражение от афинян и акарнанийцев. Филипп македонский подчинил ее своей власти. По уступке же Александром, с. Кассандра, Пирру эпирскому, последний сделал Арту своей столицей и украсил великолепными постройками, которые, по завоевании Арты римлянами, под предводительством Марка Фульвия Нобилиора, в 189 г. до Р. X., все были вывезены в Рим. После же битвы при Акциуме, с основанием Никополя, часть жителей была выведена сюда. Город охранялся крепостью и гаванью, защищенной молами и запиравшейся цепями. При императорах город снова расцвел и у византийцев считался важной крепостью (Арта или Царта). В 1083 г. он был завоеван норманнами, под нач. Боэмунда тарентского, отразившего, после кровавой битвы, имп. Алексея. По завоевании Византии латинами, незаконный двоюродный брат ц. Алексея III, Михаил (Ангел Комнен), основал здесь независимое княжество (деспотат) – Эпирское с главным городом Артой, вошедшее в ленную зависимость от Венеции (1210 г.), с довольно значительным двором, успевшим заслужить привязанность эпирцев и албанцев и вступить в борьбу с имп. Михаилом VIII из-за унии (1274); но вскоре затем (1276) деспот артский Никифор признал власть неаполитанского короля. Супруга его, эпирская властительница Анна Кантакузина примкнула к общему союзу Ангелов против византийского двора (1296), а дочь ее Тамара вступила в брак с сыном неаполит. короля Карла II анжуйского, Филиппом II, который получил от отца притязания на Романскую империю. В 1357 г., на месте старой крепости, был выстроен форт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

К. продолжил деятельность папы Иннокентия XII по реорганизации рим. ун-та Сапиенца, при котором была создана теологическая академия. В 1706 г. понтифик пожертвовал новые помещения и обширную б-ку Академии церковной знати. Будучи увлеченным библиофилом, К. положил начало богатейшей коллекции древних вост. манускриптов Ватиканской библиотеки , в 1707 г. направив Ильяса Ассемани для покупки рукописей в Египет. Внешняя политика 7 февр. 1701 г. К. признал новым испан. королем герц. Филиппа Анжуйского, внука франц. кор. Людовика XIV; герцог получил испан. корону по завещанию бездетного кор. Карла II Габсбурга. Однако имп. Леопольд I настаивал на передаче испан. престола австр. эрцгерц. Карлу Габсбургу. Это противостояние положило начало войне за «испанское наследство». К. пытался сохранить нейтралитет, желая выступать в роли международного арбитра. В кон. 1700 г. он призвал правителей итал. гос-в никого не поддерживать, чтобы избежать войны на итал. территориях. Предложение папы о мирных переговорах было отвергнуто франц. кор. Людовиком XIV. Он ввел франц. армии в Ломбардию, где весной 1701 г. начались сражения с войсками императора. В апр. папа добился обещания от командовавшего имп. силами принца Евгения Савойского, что на территорию Папского гос-ва войска вводиться не будут. К сент. 1701 г. имп. Леопольд I получил поддержку Англии, Пруссии и Республики Соединенных провинций, опасавшихся усиления Франции. К. безуспешно пытался склонить стороны к миру. В нояб. он, сохраняя нейтралитет, отправил послов к имп. Леопольду I, кор. Людовику XIV и испан. кор. Филиппу V. Так, весной 1701 г. К. отказался принять символическую дань за Неаполитанское королевство, к-рое считалось вассалом Папского престола, предлагавшуюся и Филиппом V, и эрцгерц. Карлом Габсбургом. К. не удалось сохранить мирные отношения с имп. Леопольдом I, который был недоволен действиями папы и сомневался, что в начавшейся войне Папский престол сохранит нейтральную позицию. В апр. 1701 г. папа отказался признать королевский титул за прусским герц.

http://pravenc.ru/text/1841401.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010