Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (2-я четв. XIII в.- 8(15).02.1314, Брняк, Косово), св. серб. королева (пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист , прп.) и Стефана Уроша II Милутина . Год и место рождения Е. неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, визант. владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Е. А. «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; 1958; McDaniel. 1982/1983). Прозвище Анжуйская применительно к Е. употребляется в научной лит-ре с кон. 50-х гг. XX в., начиная со статьи Г. Суботича. Житие Е. А., написанное вскоре после ее смерти архиеп. Печским Даниилом II , и документальные источники рисуют 2 образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Е. А. получила хорошее образование, владела неск. языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.). На протяжении большей части жизни Е. А. сохраняла приверженность католич. Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болг. царя Георгия I Тертера ( Jupeчek. 1978. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Е.

http://pravenc.ru/text/189749.html

[серб. Joahukuje, († 28.05.1279), архиеп. Сербский в 1272-1276 гг. Основные сведения об И. сообщает Житие, написанное архиеп. Сербским Даниилом II и включенное им в сборник Житий королей и архиепископов сербских. О происхождении И. известно лишь, что он был сыном набожных родителей. Сопровождал своего учителя мон. Савву (впосл. архиеп. Сербский Савва II ) в паломничество на Св. землю; во время продолжительного пребывания в Иерусалиме был рукоположен во диакона и во пресвитера. На обратном пути посетил афонский мон-рь Хиландар , где подвергся нападению пиратов. Ок. 1254 г. вместе с мон. Саввой вернулся в Сербию, но вскоре ушел в Хиландар, где ок. 1255/56 г. стал экономом, а ок. 1257 г.- игуменом. При нем обитель пользовалась покровительством серб. кор. Стефана Уроша I и на ее территории был выстроен пирг (башня) Преображения. Не позже 1263 г. И. добровольно оставил Хиландар и ушел в Сербию, где кор. Урошем был поставлен игуменом мон-ря Студеница , а осенью 1272 г. избран архиепископом Сербским. Слова Жития о том, что И. «сохранил неповрежденной православную христианскую веру», вероятно, свидетельствуют о его критическом отношении к Лионской унии (1274), заключенной визант. имп. Михаилом VIII Палеологом. Когда кор. Урош I вынужденно оставил престол и удалился в обл. Хум, то И. в знак преданности королю в 1276 г. отказался от архиепископской кафедры. Уход И. стал 1-м случаем в серб. церковной истории, а преемник на кафедре архиеп. Евстафий I был избран только после его смерти. И. поселился «в земле Пилотской» (Полат, историческая область в верховьях и среднем течении р. Дрин, к северу от оз. Шкодер), где умер и был похоронен. Через 2 года и 9 месяцев св. Елена Анжуйская , вдова кор. Уроша, в благодарность за преданность перезахоронила его прах в мон-ре Сопочани рядом с ее мужем. Согласно архиеп. Даниилу, И. умер 28 мая, а в Типике архиеп. Никодима 1319 г. указывается 27 апр. (рукопись погибла при пожаре в 1941; см.: Записи. 1905. 3. Бр. 5031; Типик архиеп. Никодима/Уред.: Л. Београд, 2004. 1. С. 105а). Возможно, апрельская дата является днем торжественного перезахоронения мощей И. в Сопочани ( С. Српски архиепископи од Саве II до Данила II//ГСКА. 1933. 108. С. 55). Согласно Житию, останки И. были обнаружены «целыми» (нетленными). «Троношский родослов» (XVIII в.) сообщает, что чудотворные мощи И. продолжают храниться в «каменном ковчеге» в Сопочани (см.: М. Обшти лист: Из nampujapшuje Београд, 1872. С. 31). Совр. местонахождение мощей неизвестно.

http://pravenc.ru/text/578000.html

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Имя святой Елены Сербской есть в русском месяцеслове, ее память празднуется вместе с памятью ее святых сыновей королей Милутина и Драгутина (30 октября/12 ноября). Немало христианок носят в наши дни имя этой сербской святой, но о ее жизни известно немного. Вместе с тем ее житие и пример во многом уникальны. Святая королева Елена с сыновьями свв. Драгутином и Милутином. Современная икона. Монастырь Градац      Святая Елена являет собой весьма интересный случай в сербской агиографии. Будучи супругой сербского правителя, она была по рождению француженкой и католичкой, принадлежала к известному роду Карла I Анжуйского, короля Сицилии и Неаполя. Именно поэтому в сербской традиции за ней сейчас закрепилось имя Елены Анжуйской . Около 1250 года она была выдана замуж за благоверного сербского короля Стефана Уроша I , с которым прожила в браке 30 лет. Двое сыновей, родившихся в супружеском союзе, стали известными правителями династии Неманичей и тоже прославлены в лике святых: короли Драгутин, в иночестве Феоктист, и Милутин. Исследователи сообщают о том, что у Елены был еще один сын Стефан и двое дочерей, одна из которых умерла в младенчестве, а судьба второй, по имени Брнча, не нашла особо отражения в источниках и предании. Известный средневековый сербский писатель архиепископ Даниил, лично знакомый с Еленой, называет ее «благочестивой, христолюбивой и блаженной женой, пользовавшейся большим уважением». В «Жизнеописаниях королей и архиепископов сербских» он отмечает, что Елена постоянно была рядом с супругом и, обладая природной мудростью, всегда помогала ему в защите интересов державы. По свидетельству современников, Урош и Елена жили в любви и полном согласии.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Мужской монастырь Рибняк Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Рибняк (серб. Манастир построен в XIII веке супругой Уроша I, королевой Еленой Анжуйской. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Рибняк, названный так из-за находящегося поблизости от него искусственного водоема (серб. рибняк — пруд) — единственный монастырь на территории Барской общины, заложенный еще во времена правления династии Неманичей. Он был построен в XIII веке супругой Уроша I, королевой Еленой Анжуйской . Современный монастырь Рибняк был возведен на месте древнего монастыря Святых Апостолов Петра и Павла, построенного здесь еще в конце XIII века сербской королевой Еленой Анжуйской, супругой короля Уроша I Неманича. Во время строительства монастыря королева Елена посадила рядом два дуба за здравие своих сыновей — Милутина и Драгутина . Один из этих дубов растет до сих пор, другой погиб пятнадцать лет назад в результате несчастного случая при реставрации монастыря. Существует легенда, что почти одновременно с возведением монастырской церкви, королева Елена также построила и церковь Святого пророка Божия Илии на холме Волуйица, над Барским заливом, которая в настоящее время принадлежит монастырю преподобного Сергия Радонежского в Баре . Современное состояние [ править править код ] Какое-то время после своей реконструкции в 1994 году мужской монастырь Рибняк был подворьем монастыря Острог , но с 2007 года он стал независимым и теперь напрямую принадлежит к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. В современный монастырский комплекс входят главный храм в честь свт. Василия Острожского Чудотворца, отреставрированная старая (малая) церковь святого Василия Острожского, расположенная на горе Градац выше самого монастыря, небольшая часовня-баптистерий Иоанна Крестителя, храм святых апостолов Петра и Павла, келейные корпуса и хозяйственные здания. Верхняя церковь была построена после освобождения Бара в конце XIX века, по легенде именно отсюда следил за военной операцией черногорский король Никола I, он и повелел заложить на этом месте храм в честь главного черногорского святого. К сожалению, эта церковь была разрушена после землетрясения 1979 года. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 85000 Бар, Черногория Проезд: муниципалитет Бар, в горы, возле селения Зупцы, Рибняк Телефон: +382 68 547 655 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Елена Сербская, прп. - житие Житие святой ЕЛЕНЫ, королевы Сербской Супруга благоверного короля Сербского Уроша Первого (1243 - 1276 гг.) происхождением была Француженка ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ. Стала святой матерью своих святых сыновей: короля Драгутина и короля Милутина. Жизнь свою провела как добродетельная и богомудрая христианка. Она была умна и остроумна, в речах строга, но в сердце добра, набожна и изобильно щедра. После смерти своего супруга, блаженная Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам; жертвовала на монастыри и строила новые церкви; заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа, в страхе Божием всегда пребывала. " Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила " , говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II. Своими трудами и имением она построила дивную свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар). Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила. Упокоилась святая Елена в своем королевском дворе в Брняцах, что на реке Ибар, и была погребена в своей задушбине, монастыре Градац. На погребении присутствовали ее сын святой король Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило и епископ Рашки Павел. На ее погребении было бесчисленное множество бедных, которых милостивая королева питала и одевала. Спустя три года, ее святые мощи были обретены нетленными. Открытие мощей было совершено после ее чудесного явления епископу Рашскому Павлу, которого святая Елена при жизни почитала как родного отца. Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял тело святой Елены и положил в киот, установленный в храме монастыря Градац перед иконостасом. Святая Елена со своими сыновьями восстановили также и монастырь святых мучеников Сергия и Вакха на реке Боян в Скадре. Молитвами Святой Елены и ее сыновей, Святых Драгутина и Милутина, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Елена Сербская, прп. " .

http://pravicon.com/info-2299

Обычным фактом в XIII в. были браки сербских правителей с католическими принцессами. Особого внимания заслуживают свидетельства, связанные с личностью королевы Елены, жены Стефана Уроша. Французская аристократка, родственница анжуйских правителей Южной Италии, она отличалась преданностью католической вере и побуждала своих сыновей Драгутина и Милутина «к соединению с Римской Церковью» . Получив в удел после низложения и смерти мужа значительную часть Приморья, она основала в поморских городах целый ряд францисканских монастырей , а в 1303 г. отдала свои земли под опеку папского престола . В постройке католических храмов и пожалованиях католических аббатств вместе с матерью участвовал православный король Стефан Милутин , а сама Елена наряду с католическими обителями построила православный монастырь в Градце, в котором и была похоронена. В сборнике житий сербских правителей и пастырей Сербской Церкви, составленном в начале XIV в. архиепископом Даниилом II, помещена и биография «блаженной» Елены, которую автор — глава Сербской Православной Церкви — хвалил за благочестие, строгий образ жизни и помощь бедным. Для него королева — «дарованный от Господа светильник преславъномоу отьчьствию своему земли срьбьсцей». Святость ее подтверждает обретение ее «нетленных останков» . Елена прилагала большие усилия, чтобы склонить к унии с Римом сыновей — Стефана Драгутина и Стефана Милутина и второго мужа — болгарского царя Георгия Тертера . На рубеже XIII–XIV вв. снова начались переговоры сербских правителей с Римом о церковной унии. Правитель северо-западных районов Сербии Стефан Драгутин, тесно связанный с венгерским двором, в 1291 г. просил папу Николая IV прислать в его владения францисканских монахов для борьбы с богомильской ересью . Сербский король Стефан Милутин, когда находил это для себя выгодным, охотно вступал в соглашения с латинскими противниками Византийской империи. Так, в начале 80-х гг. XIII в. он небезуспешно искал сотрудничества с главным врагом императора Михаила VIII Палеолога Карлом Анжуйским . В начале XIV в. он снова попытался использовать в своих интересах конфликт между Византией и латинским претендентом на императорский трон Карлом Валуа, братом французского короля Филиппа IV Красивого. По договору, заключенному в 1308 г., французский принц обязался в обмен на помощь, полученную от короля, передать ему часть византийских владений в Македонии .

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

2. С. 82, 108, 112). Иконография Прижизненные и посмертные изображения Е. А. довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Музее-сокровищнице базилики св. Петра в Ватикане (см.: М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану//Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16), и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари (см.: Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бapujy//ЗЛУ. 1966. 2. С. 107-124). Изображения Е. А. в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в мон-ре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях мон-ря Градиште (1620) Е. А. изображена с короной в богатом облачении. Ист.: Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107. Лит.: Ч. Ко je Jeлeha. Нови Сад, 1902; Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске//Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12; Г. Jeлeha Ahжyjcka - ктитор црквених споменика у Npuмopjy//Ucmopujcku гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.); Jupeчek J. К. Ucmopuja Срба/Прев. J. Радонин. Београд, 19782. 1, 2 (по указ.); McDaniel G. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena//Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171. В. С. Путятин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/text/189749.html

на Афоне 100; изд.: М. Из старих Myзeja у Capajeby. Capajebo, 1901. Бр. 13. С. 39). Почитание Согласно Житию, написанному архиеп. Даниилом, через 3 года после кончины Е. А. явилась во сне некоему иноку мон-ря Градац и приказала извлечь ее тело из земли и открыть для приходящих в храм. Игумен мон-ря письменно известил о явлении еп. Рашского Павла, который прибыл в мон-рь и после соборного всенощного пения и моления открыл гробницу и обнаружил тело святой, «яко в росе лежащее, цело (чистое) нерастленное» ( Данило II, архиеп. 1988. С. 107). Мощи с пением молитв и псалмов положили в раку и поместили перед иконой Спасителя (совр. местонахождение раки неизв.). До XVIII в. мощи были в гробнице, куда, вероятно, были положены во время тур. господства, в правой части наоса собора в Градаце под ктиторской композицией. После разорения саркофага они хранились под сводом часовни в левой части наоса храма, а затем на престоле временного алтаря ( 1965. С. 86-87). С именем Е. А. связан чудотворный крест, вложенный ею в мон-рь Сопочани. Предполагается, что крест находился в мон-ре до 30-х гг. XV в., а потом был перенесен деспотом Георгием (Гюргом) Бранковичем (см. ст. Бранковичи) в Венгрию, откуда попал в Вену, где хранился среди дворцовых реликвий Габсбургов. В XVIII в. частицами этого креста одаривали новорожденных принцев и принцесс, к-рые носили их в шелковых мешочках на шее (Там же. C. 87-88). Центром почитания Е. А. является мон-рь Градац, празднование совершается в день памяти св. равноапостольных Константина и Елены (21 мая). Окрестные жители часто именуют мон-рь и его собор «Света Ела». Посвящения храмов Е. А. неизвестны. Свидетельства ее почитания за пределами Сербии отсутствуют. Гимнография Отдельная служба Е. А. отсутствует. Е. А. упоминается в службе кор. Милутину (30 окт.), написанной в кон. XIV - нач. XV в. патриархом Сербским Даниилом III , в 1-й стихире на великой вечерне, в 3-м и 4-м тропарях 6-й песни канона и во 2-м тропаре 8-й песни как «прекрасная» и «преславная» мать святых королей (см.: Београд, 1970.

http://pravenc.ru/text/189749.html

Святая королева Елена Анжуйская в сонме святых жен. Фреска храма Преображения Господня. Требинье      Святая королева Елена Сербская запомнилась современникам мудрой женой, рассудительной и строгой в речах, доброй сердцем, богобоязненной и безгранично щедрой христианкой. По свидетельству Даниила, она была «остра словом, но добра по природе, непорочна жизнью, в повелениях кротка, дабы обращать благоразумными речами, утешать нелицемерно и беззлобно». Особо отмечается у святой сердечное дерзновение к Богу. Елена обладала даром понимания книжной премудрости и всегда была готова ответить на любой вопрос всякому вопрошающему. «Ее слово было растворено солью, в нем не было места лицемерию, как это бывает у некоторых, кто одних уважает, а других презирает. Великого и малого, богача и нищего, праведника и грешника, больного и здорового – всякого из них она одинаково уважала и всякому должную воздавала честь… Никогда не оставляла милостыни, но всегда имела простертую руку свою для раздачи нищим и малоимущим, хромым и слепым», – пишет блаженный Даниил.      Она постоянно пеклась о нищих, вдовицах и сиротах и «бесчисленное богатство земного царства своего щедро раздавала, так что все дивились такой ее добродетели и боголюбию». В пользу особых христианских добродетелей и душевных качеств святой Елены Анжуйской говорят и особое почитание ее и любовь к ней сербского народа. Некоторые отмечают, что она стала самой любимой и родной для сербов правительницей-иностранкой. Жены из других земель и народов были не редкостью при сербских дворах, но именно Елену сербы особо приняли и почитали как свою покровительницу и королеву. В русском церковном календаре эта святая именуется Еленой Сербской, королевой. Стефан Урош I Великий – король Сербии (1243–1276) из династии Неманичей. Задужбина (или задушбина) – чаще всего храм или монастырь, построенный ктитором в средневековой Сербии во спасение души. Обычно задужбина занимает особо место среди других монастырей и храмов, в строительстве которых принимает участие тот или иной человек. Иногда задужбин может быть несколько. В средневековой Сербии задужбины, как правило, возводили правители, князья, состоятельные вельможи или церковный иерарх.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Незадолго до своей кончины, в глубокой старости, Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета в церкви святителя Николая в Скадаре – в храме, который она сама построила и украсила. Упокоение и посмертное почитание Святая отошла ко Господу 8 февраля 1314 года во дворце в Брняцах и была похоронена в своей задужбине – монастыре Градац. На погребении святой Елены присутствовали ее сын король Милутин, архиепископ Печский Савва III, епископ Баньский Даниил, епископ Рашский Павел и вельможи, посланные ее сыном Драгутином. Сам он приехал позже, как и обе снохи Елены – Кателина и Симонида, украсившие гроб святой покрывалами, расшитыми золотом. С почившей пришли проститься многочисленные нищие и обездоленные, заступницей которых она была. Огромная любовь к Елене со стороны сербского народа, безусловно, была вызвана ее искренней заботой, делами милосердия и любви. Архиепископ Даниил II, лично знавший святую, составил со временем ее жизнеописание. Он же сообщает, что спустя три года после преставления произошло обретение мощей святой Елены. Это случилось около 1317 года. Обретение мощей связано с чудесным свидетельством, о котором был извещен епископ Рашский Павел, которого Елена при жизни любила как родного отца. Святая явилась одному старцу монаху в монастыре Градац. Игумен монастыря сразу же известил об этом владыку Павла. После совершения всенощного бдения в присутствии собора духовенства могила святой была открыта и обретены ее мощи, которые «лежали, как в росе, целыми и нетленными». Мощи были помещены в ковчег и положены перед иконостасом в храме монастыря Градац. Место упокоения святой Елены. Монастырь Градац      Сохранилось много редакций биографии святой Елены. Ее житие часто совмещается с житиями ее сыновей – Милутина и Драгутина. Отдельная служба святой Елене не была составлена, и она поминается в службе, посвященной ее сыну святому королю Милутину. Изображение святой на фресках и иконах с двумя сыновьями появилось очень рано. Так, одна икона находится в церкви святителя Николая в Бари, а другая – в церкви святого Петра в Риме. Святая Елена изображена на фресках в монастырях Джурджеви Ступови, Сопочанах, Грачанице и Градиште, храме святого Ахилия в Арилье.

http://pravoslavie.ru/125540.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010