Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР (Богоявленский Иван Яковлевич; 30.10.1879, г. Нов. Оскол Курской губ.- 18.12.1949, Таллин), еп. Таллинский и Эстонский, духовный писатель, педагог, богослов. Из семьи псаломщика. После учебы в Новооскольском уездном училище и в Старооскольском ДУ поступил в 1894 г. в Курскую ДС, к-рую окончил в 1900 г. В том же году поступил в СПбДА. Учился на одном курсе со старшим братом Дмитрием (впосл. митр. Елевферий (Богоявленский) ). Окончил СПбДА в 1904 г. кандидатом богословия с правом соискания степени магистра (магистрант). В том же году назначен воспитателем и надзирателем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. В 1905 г. Гдовским еп. сщмч. Кириллом (Смирновым ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея к собору во имя вмц. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп) С.-Петербургской губ. С 1909 г. служил в кладбищенском храме во имя Живоначальной Троицы в Кронштадте. В окт. 1912 г. был назначен настоятелем собора во имя ап. Павла в Гатчине. Возведен в сан протоиерея, назначен благочинным 2-го Царскосельского окр. С 1914 г. устраивал в благочинии ежемесячные пастырские собрания. Организовал капитальный ремонт исторического храма. 27 сент. 1915 г. обновленный Павловский собор освятил брат настоятеля Ковенский еп. Елевферий. Активно сотрудничал с Православной богословской энциклопедией. В 1915 г. за соч. «Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа» удостоен степени магистра богословия. В магист. диссертации прот. И. Богоявленский выдвинул собственную гипотезу, связанную с проблемой культового законодательства Пятикнижия. Он объяснял предписываемую во Второзаконии (Втор 12. 5-6) возможность использовать в качестве жертвенного алтаря лишь одно названное Богом место как указание на то, что народ Израиля вновь будет жить на своей земле. До того же «богослужение могло совершаться и на других местах богоявлений». Т. о., по мнению прот. И. Богоявленского, идея централизации древнеевр. богослужения вопреки господствовавшему в библеистике представлению восходила к Моисею, а не к позднейшей эпохе.

http://pravenc.ru/text/Исидор ...

(Поучение в день памяти Святителя Алексия, Митрополита Московского, сказанное в Патриаршем Богоявленском соборе) Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти мир. Спасение каждого человека совершается при ближайшем участии Самого Спасителя: Его Божественной любви и благодати ( Ин.15:5 ). Путь ко спасению открыт для всех и всем подаются средства «яже к животу и благочестию» ( 2Пет.1:3 ), то есть ко спасению. Указаны также и примеры спасения в лице угодников Божиих, стяжавших спасение и просиявших на земле, как «свет мира» ( Мф.5:14 ), как «соль земли» ( Мф.5:13 ). Одним из таких угодников Божиих является и ныне празднуемый Святитель Алексий, Митрополит Московский. Вспомним кратко его житие, чтобы получить для себя уроки назидания и утешения. Святитель Алексий родился в 1293 году в Москве. Происходил из знатного боярского рода. При крещении был наречен Елевферием. Родители мечтали подготовить его к государственной службе и с этой целью дали ему высокое образование. С юных лет он «изучался всей грамоте», «всем книгам извыче». Но, однако, не так судил Бог. Еще в детские годы Господь призвал Елевферия на высокое служение Богу, Церкви и Родине. Однажды он, 12-летний мальчик, ловил птиц в поле и, заснув, услышал голос: «Алексий! что напрасно трудишься! Будешь человеки ловя». «Будешь человеки ловя». Как близки эти слова по смыслу и словесному выражению к словам Спасителя, обращенным к простым рыбарям при призвании их на апостольское служение: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Апостолы откликнулись на этот призыв Спасителя и последовали за Ним. То же произошло и с юным Елевферием. Услышав голос призывающего Господа, он переменился: стал искать уединения, молитвы, Господа. Через три года поступил в Московский Богоявленский монастырь, а через пять лет постригся в монахи с именем Алексия, имея 20 лет от роду. Так начался иноческий подвиг будущего Святителя земли Русской. Через двадцать лет этого подвига он стяжал добродетельное житие и мудрость и был определен ведать церковными судами при Митрополите. Разбор судебно-церковных дел познакомил его с духовно-моральным состоянием членов Церкви, что подготовило его, в свою очередь, к управлению Русской Православной Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

213. Слово на память Святителя и Чудотворца Алексия в среду второй недели великаго поста (Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря, февраля 12; напечатано в Твор. Св. От. 1847 г. и в собр. 1848 г.) 1847 год Блажени плачущии ныне: яко возсмеетеся. ( Лyk. VI. 21 ). Образ поста, и при осторожности против фарисейскаго лицемернаго помрачения лиц, естественно несколько суровый и печальный, довольно просветляется у нас ныне радостию праздничною, и это по уставу святыя Церкви. Но ныне же, и по тому же уставу, оглашены мы словом Евангельским, располагающим к плачу: «Блажени плачущии ныне». Что же должно нам делать? Радоваться, или плакать? Подумала ли Матерь, чего желает она от своих чад? – Без сомнения, подумала, и знает, чего желает. Будьте внимательны: и без большаго труда усмотрите, как духовная радость свободно входит в область печали, и опять, когда нужно, уступает место справедливой печали. Память праведника, святителя и чудотворца Алексия, мы совершаем. Но священная притча учит, что «память праведных» должна быть «с похвалами» ( Притч. Х. 7 ). А другая притча сказует, что «похваляемым праведным, возвеселятся людие» ( Npumч. XXIX. 2 ). Из сего, людие православнии, видите, как можно нам ныне радоваться. Для сего довольно привести на память житие Святителя Алексия, подвиги его, добродетели, благодеяния. Доброе само в себе заключает похвалу, и само собою радует. Посмотрите мысленно на отрока Елевферия, которому суждено было в последствии времени сделаться Святителем Алексием. Из детских забав он избирает для себя умную, чистую, и, может быть, не безполезную. Ставит сеть, и хочет ловить птиц. Но Тот, без воли Котораго и врабий не падает на землю, не посылает ловитвы: потому что хощет не утешить Елевферия детским утешением, а отсечь у него склонность к забавам, и готовить его к важным занятиям. Ловца земнаго самого хощет уловить Ловец небесный. Утомленный ожиданием ловитвы, отрок дремлет: и, в минуту сего безмолвия внешних чувств, Ангел отверзает у него внутренний слух, и говорит его душе: «Алексие! что всуе трудишися! Будеши человеки ловящ». Потрясенная душа пробуждает тело. Елевферий не знает, чей это глас, чье это имя, что значит предсказание о ловитве человеков: но тем не менее, небесное семя глубоко всеялось в его душу, и начало прозябать. Он оставил птицеловство и все другия забавы; сделался молчалив, и казался печальным, потому что не был разсеян, и не занимался внешним; воспоминание таинственнаго гласа влекло его к внутреннему и невидимому. Чрез три года он решительно предался сему влечению, отрекся от мира, и, при вступлении в монашество в Богоявленском монастыре, получил имя Алексия, преднареченное в сновидении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архимандрит АЛЕКСЕЙ (ЧЕРНАЙ Александр Николаевич) (1899-1985) Род Чернай происходит от тевтонских рыцарей, дед переехал в Россию из Чехии, отец Николай Львович - действительный статский советник, Председатель Ковенского окружного суда. С началом Первой мировой войны семья Чернай переезжает в г. Лугу, где их духовником становится протоиерей Анатолий Остроумов. В это же время Александр учился в одной из столичных гимназий и иподиаконствовал у епископа Гдовского Вениамина (Казанского), будущего Петроградского митрополита и священномученика. В 1918 г. А. Чернай вступил в Белое движение, службу проходил в формированиях ген. Юденича, в 5-м артиллерийском Георгиевском полку. Благодаря помощи архиепископа Литовского Елевферия (Богоявленского), А. Чернай устраивается в Вильнюсе, затем переезжает в Каунас, женится в 1924 г. Имя жены Татьяна (+1944г.). По окончании Виленской духовной семинарии Александр Чернай рукополагается в священный сан в 1925 г., служил на приходах в Литве, Сергиевский приход в Утяны, с 1931 г. в г. Векшни, пережил советскую и немецкую оккупации. Священник Александр Чернай возведен в сан протоиерея в 1943 г. С 1944 г. о. Александр в эмиграции в Германии (гг. Эрфурт в Тюрингии, Наугейм, Ганау, Арользен, Гутенберг). Основал православную миссию в Наугейме в 1946 г. и ряд храмов в лагерях Ди-Пи. С 1948 г. проживал в г. Цинциннати, штат Огайо, США, где организовал православную миссию, помогал русским в переезде из европейских беженских лагерей в Америку. С 1950 г. миссионер в г. Хьюстон, штат Техас. В 1957 г. протоиерей Александр принял монашество с именем Алексей и удостоен сана архимандрита. В конце октября 1958г. архимандрит Алексей (Чернай) получил назначение на должность Администратора русских православных общин в Южной Африке. Указ был подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Анастасием (Грибановским). Русский приход, образованный в ЮАР, за семь лет до этого и посвященный в честь святого князя Владимира не имел собственного помещения, богослужения совершались в боковом приделе англиканского собора. В 1960 г., русским пришлось покинуть это помещение и, временно, воспользоваться гостеприимством пастора шведской протестантской церкви. Русская колония в Йоханнесбурге, состояла, приблизительно из 50 человек. В основном это были представители первой волны эмиграции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/400/...

Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии. В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же Академии. В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. 24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха. В 1901 году за свой труд «Соборное послание Св. Ап. Иакова» получил степень магистра богословия и определен смотрителем Калужского духовного училища. 1902 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 1903 г. – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита. I июля 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. С I февр.1908 г. – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. С 19 ноября 1910 года – епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии. С 22 ноября – ректор СПБ духовной академии. С 13 мая 1913 г. – епископ Калужский и Боровский. С 1914 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 6 июля 1916 г. – епископ Минский и Туровский. С 1916–1918 г. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий. Выступал против учреждения патриаршества. 12 дек.1917 г. утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии. 12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 году эмигрировал за границу в Италию. В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше. Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архп. Георгия своим временным экзархом в Польше. Но архп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон. В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ образован в сент. 1945 г. в связи с возвращением в юрисдикцию Московского Патриархата общин, ранее пребывавших в Западноевропейском Экзархате русских приходов К-польского Патриархата ; включал приходы РПЦ на территории ряда западноевроп. гос-в, а также в Сев.-Зап. Африке. В нач. ХХ в. рус. правосл. приходы в Зап. Европе находились в подчинении С.-Петербургских (Петроградских) архиереев. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский и всея России св. Тихон предписал считать русские правосл. церкви в Зап. Европе «вплоть до восстановления правильных и беспрепятственных сношений с Петроградом» под упр. находившегося в эмиграции Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского ; с янв. 1922 митрополит). С кон. 1922 г. митр. Евлогий пребывал в Париже, где была организована временная администрация (епархиальное управление) зарубежных русских приходов, находившихся в каноническом подчинении Московского Патриархата. 10 июня 1930 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в связи с неск. выступлениями митр. Евлогия, трактовавшимися как участие в антисоветских действиях, издал указ об его увольнении от управления западноевроп. приходами и передаче их под временное упр. викарному архиеп. Владимиру (Тихоницкому) . После отказа архиеп. Владимира принять это назначение 24 дек. 1930 г. митр. Сергий поручил временное управление рус. приходами в Зап. Европе Литовскому митр. Елевферию (Богоявленскому ; с 30 апр. 1931 управляющий западноевроп. приходами). Однако большинство приходов остались в подчинении митр. Евлогию и были по его просьбе приняты в февр. 1931 г. под омофор К-польского Патриарха в качестве Экзархата. В марте того же года еп. бывш. Севастопольский Вениамин (Федченков ; с апр. 1932 архиепископ, впосл. митрополит) организовал в Париже Патриаршее подворье с храмом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (Трехсвятительское подворье). Оно стало новым центром русских правосл. приходов в Зап. Европе, сохранивших верность Московской Патриархии. Архиеп. Вениамин исполнял в Париже обязанности викария митр. Елевферия до своего отбытия в 1933 г. в США, где был назначен временным экзархом Североамериканской епархии. В 1937 г. во Франции существовало 3 рус. и 2 франц. прихода Московской Патриархии. Также в каноническом подчинении митр. Елевферия находился приход Московского Патриархата при Владимирской ц. в Берлине. После начала второй мировой войны и кончины митр. Елевферия в дек. 1940 г. западноевроп. русские приходы Московского Патриархата остались без архиерейского окормления.

http://pravenc.ru/text/182575.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие Святителя Алексия, Митрополита Московского И Всея Руси Житие Святителя Алексия, Митрополита Московского И Всея Руси Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Святителя Алексия. Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Святитель Алексий, Митрополит Московский И Всея Руси Краткое Житие  Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Ермоген – в 1913 году. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Перед своей блаженной кончиной в 1378 году митрополит Алексий, святитель Московский, завещал положить тело его в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, не желая, по смирению своему, быть похороненным в храме. Но благочестивый великий князь Димитрий Иванович Донской (1363–1389), глубоко почитавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. 20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия. Собором русских святителей было установлено празднование митрополиту Алексию в день его преставления 12 февраля и в день обретения мощей 20 мая. В 1485 году мощи святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. Ныне они покоятся в патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Полное Житие Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным – в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог прежде избра от юности пастыря овцам и учителя велика» и рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича. Вновь на примере святого Алексия мы видим, как западно-русские выходцы в это время трудятся ради единства Русской земли и Русской Церкви. Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и прочих. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его многочисленных сыновей, нареченного Симеоном-Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы. Уже в молодые годы Елевферий (в древне-русской транскрипции - Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству. В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, что в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря. Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он обращал на себя внимание своими аскетическими подвигами, отличался воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование. О молодом подвижнике узнали великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. Он был вопреки своему желанию и устремлению к тихой монашеской жизни приближен ко двору, чему немало способствовало его знатное происхождение. Около 1340 г. Феогност сделал Алексия своим митрополичьим наместником во Владимире. А когда в 1350 г. Первосвятитель заболел, он принял решение ходатайствовать перед патриархом Константинопольским о поставлении Алексия на митрополию в случае своей кончины. Ставший горячим патриотом Руси и приверженцем объединительного курса Московских князей Феогност тем самым хотел обеспечить продолжение уже четко оформившегося к тому времени союза между великокняжеской властью и митрополией всея Руси. Не дожидаясь ответа из Царьграда, Феогност совершил в 1352 г., незадолго до своей кончины, хиротонию Алексия во епископа Владимирского. Поскольку к этому времени во Владимире уже более полувека не было собственных архиереев, а город с прилежащей областью входил в митрополичий округ, такая титуляция Алексия должна была свидетельствовать о том, что как викарий митрополита он является его официальным преемником.

http://sedmitza.ru/lib/text/436254/

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца Память 12 февраля Святой чудотворец Алексий, митрополит Российский, происходил из боярского рода. Родители его Феодор и Мария были бояре Черниговского княжества. Святой Алексий родился в Москве 1346 при московском князе Данииле Александровиче 1347 , сын и наследник которого князь Иоанн Даниилович 1348 , бывший тогда еще отроком, был восприемником Алексия в святом крещении, причем младенцу было наречено имя Елевферий. Когда он подрос, его отдали учителям для книжного учения. Однажды, когда Елевферию было двенадцать лет, он как-то в поле расставлял сети для ловли птиц. В это время отрок случайно уснул и услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей». Пробудившись ото сна, отрок никого не видел вокруг и сильно дивился тому, что он слышал. С этого времени он стал много думать и размышлять, что должен значить этот голос. Возлюбив Бога с юного возраста, он оставил своих родителей, отказался от женитьбы и, желая поработать Единому Владыке Христу, пришел в Богоявленский монастырь в Москве и здесь постригся в иноки, причем в пострижении ему дали то имя, которое он слышал в сонном видении – Алексий 1349 . Тогда игуменом в Богоявленском монастыре был Стефан, брат великого чудотворца Сергия Радонежского; он сам постриг святого Алексия, которому шел тогда двадцатый год от рождения. С того времени до сорокалетнего возраста святой Алексий неустанно трудился; постился, молился каждую ночь и упражнялся в других иноческих подвигах, так что многие дивились его ревности. За его богоугодную жизнь все почитали и уважали святого Алексия; даже сам великий князь московский Симеон Иоаннович 1350 и митрополит Феогност 1351 сильно любили его. За многие добродетели он был поставлен епископом города Владимира 1352 . Когда преставился митрополит Феогност, великий князь московский Иоанн Иоаннович 1353 , принявший бразды правления после брата своего великого князя Симеона, по соборному постановлению избрал в митрополита святого Алексия и послал его на посвящение в Царьград к святейшему патриарху Филофею 1354 . Филофей поставил святого Алексия митрополитом Киевским и всея России. По возвращении из Царьграда святой Алексий принял на себя управление Церковью Русской 1355 и еще более стал подвизаться, к одним подвигам прилагая другие, и был светильником для всех, подавая пример словом, делом и жизнью, верой и чистотой, духом и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Словарь персоналий 1 ____ 1 Все даты до 1917 г. (за исключением особо оговоренных) указаны по старому стилю; после 1917 г. – по новому. А Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев; 1906–1976), Архиепископ. Родился 19 октября в Казани в дворянской семье. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. Богословский факультет Софийского университета. Пострижен в 1931 г. Иеромонах (1932). С 1932 по 1940 г. священствовал в Ужгороде, вел просветительскую работу в Подкарпатской Руси. С 1940 г. приходской священник в Белграде, а с 1945 – в Мюнхене. С 1951 г. – преподаватель Священного Писания , литургики и гомилетики в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвиле (США). Ректор семинарии (с 1952 г.). Посвящен в епископа Сиракузского и Троицкого в 1953 г. Архиепископ (1961). Настоятель Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвиле (с 1960 г.). Автор многочисленных книг и брошюр. Скончался 13 апреля. Авраамий (в миру Александр Николаевич Терешкевич), архимандрит. В эмиграции в Болгарии. Окончил Юридический факультет Софийского университета. Принимал активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1927 г. переехал во Францию для учебы в Свято-Сергиевском Православном Богословском Институте в Париже. В том же г. принял монашеский постриг. Положил начало французскому православному приходу в Париже. Настоятель православного прихода в г. Южин (Верхняя Савойя, Франция). Затем работал православным миссионером в Африке. Настоятель Свято-Троицкой православной церкви (1930–1937) в г. Хурибга (Марокко). Затем вернулся во Францию. Скончался не позднее 9 мая 1974 г. Похоронен на кладбище в Муазен-ле-Гран. Александр (в миру Николай Иванович Иноземцев; ок. 1887–1948), Архиепископ. Родился 12 августа в Тобольске. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию (1913). Пострижен и рукоположен в 1912 г. В сентябре 1918 г. указом Святейшего Патриарха Тихона возведен в сан архимандрита и направлен епархиальным миссионером в Минск. Оказался в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. В мае 1922 г. хиротонисан во епископа Люблинского вопреки мнению Архиепископа Елевферия (Богоявленского) и епископа Владимира (Тихоницкого), см. В 1922 г. присутствовал на Варшавском соборе как неканонический епископ. Был сторонником митрополита Георгия (Ярошевского). С конца 1922 г. по 1941 год именовался Пинским и Полесским. 3 июня 1927 г. возведен в сан Архиепископа. В 1942 г. перешел в раскольническую группировку Поликарпа (Сикорского), см. «Собором» поликарповцев возведен в сан «митрополита». Во время изгнаниягитлеровских захватчиков 1944–1945 гг. из Белоруссии (из Пинска) бежал в Мюнхен, где и проживал, находясь в юрисдикции РПЦЗ. Трагически скончался в конце февраля 1948 г. в Мюнхене в американской гостинице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010