В этой же догматической точке зрения усматри- вается и моральный элемент – одобрение христиан из евреев и дуковное возбуждение Евреев вообще к вере во Христа. Палестинские христиане особенно подвергались сильным гонениям со стороны фанатичных соотечественников: разграбление, конфискация имущества, тюрьма, изгнание, вследствие этого нищета, смерть – были уделом палестинских христиан. Они нуждались в постоянном моральном подкреплении. Не потому ли только у Ев. Мф. нашли себе место трогательныя слова Спасителя – Ногорная проповедь, где гонимые за веру во Христа, находят в Нем утешение, и изображение картины Страшного Суда, в которой личное сострадание к бедствующим находит вечную цену? Но этого мало. Фанатики евреи хотели сильными мерами утеснений совсем уничтожить хотя бы в Палестине, месте рождения Спасителя, Христианскую Церковь . Здесь особенно требовалась моральная поддержка христианам. Ев. Матфей и пишет им о неодоленности Церкви, свидетельствуя, что Церковь Христова, начатая их апостолом по преимуществу, апостолом «обрезанных», не может быть побеждена не только людьми, но силами ада, если бы они все восстали против нее, ибо она создана Самим Христом, Сыном Бога Живаго. «И сказал Господь: симоне, симоне! вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук.22:31–32). Это третье место из Нового Завета, которым Католическая Церковь подтверждает свое учение о приматстве папы. Впрочем, она на нем мало останавливается, вероятно, смотрит на него, как на некоторое только усиление догматического базиса в Мф.16:15–18 . В смыслах: «утверди братьев твоих» и «будь главою Церкви» – мало сходства. Не говоря о последнем положении, даже прямое приложение первого – «утверди братьев твоих», можгио думать, имело так мало фактического применения, быть может, было единичным, что о нем нет оттенения в Св. Писании. По отдельным, находящимся в Евв. выражениям, имеющим некоторое отношение к словам «утверди братьев твоих», можно полагать, что весь смысл их в том, что Христос поручает ап. Петру утвердить прочих апостолов в вере в Воскресение Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Все Апостолы, несомненно, учили, что Христос – Сын Божий, от вечности предопределенный Искупитель мира, что Своим воплощением, крестною Смертию и Воскресением Он совершил спасение его и будет судить искупленный мир, все проповедывали о любви к Богу и между собою, как добродетели, созидающей спасение. Но не ап. Петра Христос избрал на крыльях духовного орла взлететь в премирную область Божественной жизни и отношения ее к нам и, при озарении Духа Святого, созерцая тайну этого бытия, раскрыть ее нам, верующим и еще не уверовавшим, для веры, а Своему возлюбленному ученику Иоанну, прозванному за то Богословом, который из духовно заоблачной высоты возгремел: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог... все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; следовательно, «в Нем была жизнь» всего, «и жизнь была свет человеков, Который просвещает всякого человека, приходящого в мир», и все же «мир Его не познал», так что Он был «светом во тьме»; однако «тьма его не объяла», «и Слово плотию стало и обитало с нами, полное Блогодати и Истины» затем, чтобы Свет «тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:1–14 ). Иоанну, которого отменно от других любил Христос, и сердце которого, посему, было более широким и глубоким для восприятия излиянной в Него Божественной любви, судил Спаситель возвестить всему миру, что «Бог – любовь» ( 1Ин.4:8 ), в силу чего «так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ), что эта жертва не есть дело принудительной воли Отца, но добровольно воспринятое Сыном по любви к Отцу и к сущим в мире, «которых он до конца возлюбил», и что в этом взаимоотношении Отца к Сыну, и Сына к Отцу и миру лежит не только моральное основание нашей любви к Богу и между собою, но и источник последней, потому что любовь от Бога ( 1Ин.4:7 ). Он во всей полноте раскрыл, что залогом вечной жизни и началом ее является приобщение Тела и Крови Христовых. Таким образом, ап. Иоанну в особой мере блоговолил Христос Духом Святым возвестить миру принципы земного верования и вечной морали – любви. Не ап. Петру «Слово Божие» открывает волю Свою касательно седьми Церквей ( Апок.2–3 гл.) Малоазиатских, не ему возвещает судьбы Церкви Своей, как это и подобало бы, если бы он был Главою Церкви, но Свой Апокалипсис Он дает «рабу Своему Иоанну». Пусть тогда не было в живых ап. Петра, но это с точки зрения католической не изменяет сущность дела, ибо на лицо был римский епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

д. ( Кол. 3 гл.). Здесь место самого разнообразного аскетизма, требуемого применительно к каждой личности. Пока в христианине происходит покаянный процесс, борьба со страстями, греховными навыками, падениями и восстаниями, здесь совершается, так сказать, отрицательно-положительная сторона усвоения Искупления: с одной стороны, постепенно вытесняется грех до изгнания его из периферии всего существа, а с другой, заполняются освобожденные места души свободно и с любовью воспринятою святостью от Христа, происходит постепенное облачение в нового человека, восстановление его, т. е., в райской праведности. Но как в прародителях до их грехопадения чрез свободное послушание воле Божией должна была начаться в собственном смысле святая, впредь беспредельная жизнь в Боге, так и в христианине, только с момента истребления в нем силою Духа Святого («прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны...») всякой греховности в естестве, начинается в полном смысле святость, как главнейшая цель жизни ( 1Сол.4:2–3 ; Еф.1:4 ), для которой уже нет пределов; бесконечность ее чрез жизнь в Боге: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). Эта беспредельная святость для людей живет во Христе, в Котором для нас «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Она относится главным образом к будущей жизни, где Бог во Христе Иисусе явит преизобильное богатство благодати Своей и благости Своей» ( Еф.2:6–8 ). Это есть высший дар Искупления Христова для людей, который мы имеем в Нем только чрез Его Искупление мира Кровью Его ( Откр.12:11 ): только в этом Искуплении христиане получают сыновство Божие. «Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, Которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем Искупление Кровию Его, прощение грехов по богатству благодати Его» и т. д. ( Еф.1:4–7 ). Сущность усвоения Искупления представлена Христом в притче о званных на вечерю ( Лк.14:16–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Днесь ад стеня, вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии рождшагося не принял». «Днесь ад стеня, вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единого от умерших» (Вел. Суб. на Гос. воззв.). «Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть» (Кан. В. Суб. 5 п.). «Его» же поглоти желанием ад, отпусти трепетом» (3 Нед. В. Пост. Кан. 3 п.). «Уязвися ад, в сердце прием уязвенного копием в ребра и воздыхает» (Вел. Суб. Кан. 7 п.). «Адаму первому Вторый, иже в вышних живый, сниде до адовых сокровищ» (8 п.). «Приобщается сущим во аде» (7 п.). Диавол, некогда говоривший Ему в пустыне: «еда Ты Сын Божий...» и устами бесноватых признававший во Христе Сына Божия, видя Его умершим, не иначе, как по общему закону о смерти, притом умершим на кресте, след., как величайшего грешника («проклят всяк висяй на древе»), не предполагая, посему, в Нем безгрешного Иисуса, в Котором по силе величайшего, до последней степени истощания сокрылось Божество Сына Божия, обманувшись, бесстрашно принимает Его в самую адову глубину 4 . Снишествием Христа в ад и приобщением Его «сущим» там закончилось «вечное Искупление» мира. Смерть Иисуса, как «оброцы» воспринятой Им на Себя греховной вины всего человечества пред Богом, была, с одной стороны, полноценным понесением во всем беспредельном объеме Божия приговора ( Быт.2:17 ), с другой – уничтожением вины, как причины дальнейшего пребывания человечества в смерти, ибо умер не простой человек Иисус, но безгрешный лично, пребывающий неразлучно в Ипостаси Сына Божия. Воспринят в полноте Божий приговор, наказание за грех и, по суду Правды Божией, прощен и грех, разрушена преграда со стороны Бога к людям. В глубинах адовых Христос 2) исполняется блистанием Божества, 3) проповедует всем, находившимся там, о спасении. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадав за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» ( 1Пет.3:18–20 ). «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

е) Самый повод созвания Собора и деятельность его ясно свидетельствуют против утверждения Католической Церкви о главенстве в Церкви ап. Петра. Этот Собор был созван в Иерусалиме вскоре после возвращения апп. Павла и Варнавы в Антиохию после первого путешествия их с проповедью к язычникам. «Некоторые пришедшие (в Антиохию) из Иудеи учили братьев: если не обрежитесь по обряду Моисееву, не можете спастить. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по с е м у делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим»( Деян.15:1–2 ). Это посольство Антиохийской Церкви со спорным вопросом в Иерусалим и было ближайшим поводом для Собора. Антиохийские христиане посылают со своим пререканием не к ап. Петру лично, но «к апостолам и пресвитерам». Ясно, что Антиохийцы не видели в ап. Петре верховного учителя всей Церкви. И далее: «по прибытии в Иерусалим они были приняты Церковью, Апостолами и пресвитерами и возвестили все, что Бог сотворил с ними, как отверз двери веры язычникам. Тогда возстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисея» (4–5). Допустимы ли такие споры и настойчивые навязывания одной стороною другой своих убеждений, где есть непререкаемый, данный от Христа авторитет учительства? А между тем ап. Петр, обращаясь с речью к верующим мирянам и ближе всего к представителям «фарисейской ереси» (10 ст.), не диктует свою догматическую волю, формулу, а только убеждает их в истине фактом своей апостольской проповеди среди язычников, на который была воля Божия. Для большего убеждения приверженцев закона Моисеева в необходимости свободы от него для христиан из язычников потребовались повествования апп. Павла и Варнавы о знамениях и чудесах, какия сотворил чрез них Бог среди язычников. Только после этого Председатель Собора, ап. Иаков, сказал свою заключительную речь, в которой выразил самое соборное постановление по обсуждаемому вопросу, принятое и утвержденное не одним ап. Петром, а в Духе Святом всеми Апостолами, пресвитерами и братиею, т. е. верующими мирянами (23ст.). Таким образом на Иерусалимском Соборе, представлявшем первенствующую Церковь , с неотразимою ясностью, естественным путем выявилось нормальное отношение Церкви к ап. Петру, как к одному из Апостолов, голос которого, конечно, имел большое значение, но не как к Главе своей. Такое отношение к нему не было человеческим делом, но Божиим, ибо Собор о своей деятельности сказал: «угодно Духу Святому и нам» (28 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Единственная возможность в целости сохранить свое национальное бытие, – создание Церкви национальной, независимой от папы, как базы национально-политического лика. И, именно, не интернационал церковный на земле есть воля Божия, но она, воля Божия, блогословляет создание национальных Церквей, что вполне согласуется с целями Божественного Домостроительства. Св. ап. Павел говорил Афинянам: «Бог от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из н и х» ( Деян.17:26–27 ). В расселении народов по лицу земли Бог положил цель, чтобы каждый народ искал Бога, т. е. своей национальной личностью усвоял одну и ту же Божественную Истину, подобно тому, как различные классы растений усвояют свойственным особенностям класса образом одну и ту же солнечную теплоту и дождевую влагу выявляя общую всем работу в разнообразных прекрасных цветах и плодах. 3-е ап. Правило как мы уже видели, считает национальные Церкви нормальным явлением в Единой Христианской Церкви во Христе. Св. ап. Иоанн Богослов, созерцая завершительный момент жизни Церкви Христовой во временном ее пребывании и переход ее в вечную славу, говорит: «Спасенные народы будут ходить во свете Его (Агнца) и цари земные принесут в него славу и честь свою... И принесут в него славу и честь народов» ( Апок.21:24–26 ). Цари, как представители наций, и сами нации внесут в Царство Божие то, в чем прославится Бог в их собственном земном, христианском существовании. В этой величайшей важности христианской задаче нет активного места папскому интернационалу. По своему существу он не может содействовать надлежащей христианизации национальной личности, ибо он не может войти в истоки ее, а скользит лишь по поверхности. Да и плоды, достойные Царства Славы, выращиваются не на сознании своей гордыни, а на смирении, которому одному дается Божия блогодать, необходимая для Христианской жизни, как духовная теплота и влага ( Иак.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Епифаний Кипрский сохранил предание, что Св. Иоанн Богослов крестил Божию Матерь ( Ин.3:3 ; Синаксарь. Вознесения Господня). Пребывание Приснодевы в первородном грехе до искупления его Спасителем нисколько не препятствует тому, чтобы признавать Ее всегда избранным сосудом Божией блогодати, содействовавшей Ей в личной святости, почему Она в Православной Церкви именуется «Непорочною», ибо и Иоанн Предтеча, которому Католическая Церковь не усвояет непорочного зачатия, был «исполнен Духа Святаго еще от чрева матери своей ( Лук.1:15 ), и настолько, что сила этого исполнения передалась к последней в приветствии ею пришедшей к ней Богоматери (41 ст.); равным образом и апостолы еще до страданий Христа имели в себе Духа Божия ( Ин.14:17 ). Дары Святаго Духа – бесчислены и качественно разнообразны. Посему, по Божию смотрению о домостроительстве нашего спасения нужен был особый дар Духа Святаго, Который бы, как огнем, истребил во Христе первородный грех и в нем создал новую тварь. Это с одной стороны, так сказать, догматической. Сам Христос в немногих отмеченных св. Евангелием фактах отношения Своего к Своей Матери, по существу, не выделяет Ее из человеческой среды, чего не могло бы быть, если бы Она была изъята из общей всему человечеству первородной греховности. «Пришли к Нему Матерь и братья Его и не могли подойти по причине народа. И дали знать Ему: Мать и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и исполняющие Его» ( Лук.8:19–22 ). Спаситель ставит Ее в ряд людей вообще, призванных исполнением воли Божией быть в общении с Отцом, в каковом Он Сам находился всегда. Ее природе, Ее Существу, как бессеменно воплотившийся от Нее наитием Св. Духа, Он не придает исключительного значения, ибо это – действие всецело Божие, но некоторым образом свидетельствует, что Она личными качествами, безусловною покорностью воле божией сделалась достойным сосудом для восприятия воплощенного в Ней Сына Божия, «блогодатною в женах». Еще ярче это различие сказывается в другом факте отношения двенадцатилетнего Отрока Иисуса к Своей Матери: «Чадо, что ты сделал с нами?», сказала Она Сыну Своему, найдя Его в храме после трехдневного тщательного искания Его. «Вот отец Твой и Я с великою скорбию искали Тебя. Он сказал им: Зачем было вам искат Меня? Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» ( Лук.2:48–50 ). В Новом Адаме, двенадцатилетнем Иисусе, чуждом первородного греха, живет высокое, чистое мессианское самосознание. Вмещалось бы оно и в Божией Матери, если бы Она была Евою до грехопадения. А здесь Христос уравнивает Ее со старцем Иосифом: оба они даже не поняли слов Его, ибо оба не свободны от прародительского греха. Суть та же и в Ин.2:4; 19:26–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Если Вы такое понимание Искупления считаете «моментальным», то разве не будет моментальным и Вами лично созданное понимание его? Ведь если искупительная сострадательная любовь выразилась в оплакивании Христом в саду Гефсиманском грехов человечества, то был же последний момент Его плача и сокрушения, за которыми совершилось Искупление. Не так ли? Где же я так говорил? Если Христос воспринял на Себя грехи людей со всею скверною, то, как же могло произойти Искупление вне душ человеческих. Я только говорил, что люди реально этого не сознавали, до сошествия Св. Духа на Апостолов, не веровали в Него, как Искупителя от грехов. Даже ученики Христовы не только во время Его жизни ( Лк.24:21 ), но и пред Вознесением все мечтали увидеть в Нем земного царя ( Деян.1:6 ). Однако это не означает, что Искупление Христовою смертью произошло вне спасаемых душ. Наоборот, здесь произошло таинственное не только объединение Искупителя со всеми людьми (Вы прибавляете: «точнее со всеми верующими» – какими же? где они находились? а весь мир?), как Вы говорите, но больше того, совершилось восприятие Им в Себя индивидуально всего человечества. «Когда я вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). А это Христос сказал, имея в виду Свою смерть. И Ап. Павел говорит: «Христос для того и умер и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим.14:9 ). «Итак, твердо знай весь дом Израилев, Что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли. Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать мужие, братие? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из Вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:36–38 ). Здесь уже выявление в действительности таинственного восприятия в Себя грехов человеческих, а с ними и душ их. Потому-то на просьбу фарисеев показать им знамение с небеси Господь сказал, что знамение не дастся роду лукавому, кроме знамения Ионы, т. е. смерти и Воскресения Спасителя, указывая этим на то, что только таинственно воспринятое в этих искупительных актах человечество придет к познанию Христа, как Искупителя ( Деян.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Здесь Евангелист говорит о явлениях воскресшого Господа Марии Магдалине, всем ученикам без Фомы, им же с Фомою. Заканчивается эта глава так: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей; сие же написано, дабы вы веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во Имя Его» (30–31). Судя по содержанию приведенных стихов, можно полагать, что они были заключительными словами Евангелия Иоанна Богослова, и что, следовательно, 21 гл. была написана и присоединена к Евангелию им после. Следовательно, Иоанн Богослов чудесному явлению Воскресшого на море Тивериадском, необычайному лову рыб, трапезе Его с учениками, при которой ап. Петр был вопрошен Спасителем о любви его к Нему и получил в ответ: «паси агнцы Мои», не придавал того исключительного значения, какое видит во всем том Римская Церковь , а смотрел на это, как на такое событие, которое, как одно из многих, подобных ему, может быть опущено без ущерба для цели написания Евангелия, для возбуждения в людях веры во Христа, как Сына Божия, Источника вечной жизни» Если бы не так, то содержание 21 гл. было бы помещено ранее, в 20 гл. Однако он пишет 21 гл. Какова же цель написания ее? Ее можно усмотреть в 22–24 ст. Известно, что ев. Иоанн Богослов умер около 101 г., следовательно, жил значительно дольше других Апостолов. Свое Евангелие он написал около 98 г. Вероятно, ап. любви устно повествовал верующим и о явлении Воскресшого Господа на море Тивериадском, и о всем прочем, что содержится в 21 гл. Когда Господь сказал ап. Петру: «иди за мною», то «Петр, обратившись, видя идущого за ним ученика, которого Он любил,., сказал Иисусу: Господи, а он что? Иисус ответил ему: если я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною» (19–21). Верующие, помня эти слова Господа Иоанну Богослову, думали, что он не умрет. «И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет». Заблуждение, подтверждаемое долголетием апостола – на лицо. Надлежало его рассеять.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Здесь оживотворяется силой Духа Святаго не только душа, но и тело, как органически связанное с ней, о чем в католическом воззрении на сущность искупления не может быть и речи: «Если Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертныя тела Духом Святым, живущим в вас» ( Рим.8:11 ). При таком понимании спасения человека, освещенном Словом Божиим, отпадает всякая мысль о чем-то сверхдолжном для человека в его восхождении в святости и других, с ним связанных, латинских заблуждениях. Нет здесь места и так называемым Евангельским советам, на которых Католическая Церковь хочет обосновать свое измышление о сверхдолжных заслугах, ибо то, что она называет «Евангельскими советами» – раздача всего имущества, девство для отдельных лиц является единственным путем ко спасению. Напрасно Католическая Церковь в словах Спасителя к богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое...» хочет видеть нечто сверхдолжное для спасения юноши; термином «совершен» Господь вообще определяет непреложную волю Божию, как единственный путь ко спасению всех: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Потому-то евангельский богач, исполнивший весь закон, но не решившийся отречься от всего своего имения, остался вне Царствия Божия, вне вечной жизни ( Мф.19:16–25 ). Все указанные догматические заблуждения, тесно связанныя с «Filioque», равно как и последнее, как показано выше, явились естественным плодом отпадения Латинской Церкви чрез самочинно учрежденное ею папское приматство от непогрешимости Соборной Церкви, ибо все они утвердились в ней уже после разделения Церквей 8 и получили для себя санкцию только на Тридентском Соборе (1545 г.), предварительно пройдя к тому ряд исторических этапов колебания и признания их в недрах Церкви, да и соборное утверждение, можно думать, шло не из убеждения в истине их, а из боязни окончательного развала Латинства, которым угрожало ему вышедшее из него лютеранство, имевшее отправным своим началом отрицание догматических новшеств, созданных папством, по сознанию необходимости Церковной дисциплины для поддержания власти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010