Мало по малу молва об анзерском пустыннике распространилась по Беломорскому берегу, и к нему собралось несколько ревнителей безмолвия и уединения. Елеазар не решился удаляться от людей, ищущих, подобно ему, душевного спасения, и составил из них небольшое братство пустынножителей. Препод. Елеазар ввёл для сподвижников древний порядок пустынной жизни. Каждый пустынник имел особую келью, не в дальнем расстоянии от других, пребывал в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву. Общая молитва совершалась или в часовне, или в келье препод. Елеазара: с вечера отправляли вечерню, читали псалтирь, пели каноны Господу Иисусу и Пресвятой Богородице, исповедовали свои помышления и грехи наставнику; утром служили литию, утреню, часы, и затем подвижники уходили на безмолвие в свои кельи. Препод. Елеазар был примером подвижничества для всех учеников: умерщвляя своё тело постом, бдениями и коленопреклонениями, он имел на себе железные вериги, рубил дрова, носил воду. Время, свободное от этих трудов, он употреблял на переписку полезных книг: «от многого божественного писания», сказано о нём во вкладной скитской книге, «различные повести собра, и три книги Цветника своею рукою написа уставом, также и чин монашеского келейного правила в писании и благочинии скитском положи, и старчество и иные книги своею рукою написа». Как Преподобный умел побеждать свои пожелания, показывает следующее повествование жизнеописателя его: случалось, что ему приходило на мысль вкусить рыбы; он приготовлял её ставил пред собою и, не дотрагиваясь, укорял себя в невоздержании. Нетронутая пища, оставаясь в келье, разлагалась, – тогда подвижник говорил себе: «ешь теперь, если хочешь». Не терпя таких подвигов самоотвержения, враг-искуситель усиливал свою злобу на Преподобного. Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы и приглашал чрез слугу себе в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Однажды, по своему обыкновению, я совершил в кельи краткую молитву Иисусову и полагал поклоны, а потом стал читать молитву ко Пресвятой Богородице: говоря: Пресвятая Госпожа Владычице, Богородице, спаси меня грешного! и вот внезапно является предо мною Пресвятая Богородица в сиянии небесной славы, имея три светлые звезды – одну на главе и две на раменах. Царица Небесная произнесла: «Елеазар, не переставай призывать Меня в своих молитвах, и Я буду помогать тебе до исхода души твоей». «В великом посту, в один недельный день, во время литургии я сподобился видеть Царицу Небесную, стоявшую умиленно против своего образа, около левого клироса, лицом на церковь . Когда мы с обоих клиросов вышли на средину и стали петь «о Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», Владычица сошла с своего места и стояла пред нами, пока мы кончили пение». «В другое время, в церкви Св. Троицы, Царица Небесная явилась мне в том виде, как Она изображена на Смоленской иконе, держа на левой руке Предвечного Младенца, и сказала: «Елеазар, храните заповеди Христовы и устройте во имя Мое храм». С этими словами видение кончилось. «В этой же церкви однажды явился мне апостол Павел, с образом Знамения Божией Матери в десной руке и сказал: «Елеазар, когда приходите в храм, покланяйтесь образу Христа Спасителя со страхом и трепетом; скажи о сем братии». «Некогда пришёл мне помысел: что я творю угодное Богу моему и что значат мои труды и моления? Потом я, встав, помолился с особенным усердием: «Владыко, Боже, Отче Вседержителю, вразуми меня, как прославлять имя Твое!» После этой молитвы я услышал небесный голос: «всякий день молись, говоря: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецах благоволение…Господи, прибежище был еси нам в род и род… Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам». Повесть свою о чудесных явлениях Преподобный утвердил своею подписью так: «грешного старца Елеазара». 13 января 1656 года Анзерский скит лишился своего основателя и строителя Елеазара. Кончине его предшествовала краткая и лёгкая болезнь и изнурения. На смертном одре старец ещё беседовал со своими учениками, увещевая их жить добродетельно, не изменять устава и благочестивых обычаев скита, и обещая им благодатную помощь Божию. Наконец подвижник наименовал своим преемником в попечении о братии своего ученика и сподвижника – Никодима, и, причастившись св. Христовых Таин, мирно предал дух свой Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1628 году царскою грамотою утверждено, чтобы из двинских таможенных доходов чрез Соловецкий монастырь отпускать в Анзерский скит денежного жалованья по 2 руб., хлебного: по три четверти муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине овса, по полуосьмине круп и по полуосьмине толокна; для церкви 1 пуд воску, 10 фун. ладану, 3 ведра вина церковного, на просфоры 1 четверть муки пшеничной; на столовые расходы и дрова по 5 руб., и в добавок к сему в 1631 году на каждую келью по 1 рублю. В 1633 г. Анзерский скит по указу Государеву отписан от заведывания настоятелей Соловецкого монастыря. В 1638 году, по прошению Елеазара, указом на имя соловецкого игумена Рафаила повелено было вместо малой трёх-саженной деревянной церкви, выстроить каменную поземную, внутри пяти сажень, с трапезою во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на что и было прислано 200 руб. на поминовение преставившегося в 1634 году святейшего патриарха Филарета Никитича; но строение сей церкви, по неудовольствию соловецкого игумена Рафаила и по докладу о том Государю святейшим патриархом Иоасафом, было остановлено по той причине, что Елеазар намерен был оную церковь выстроить в большем размере. По вступлении на престол царя Алексея Михайловича, в 1648 году повелено было соловецкому игумену Илии помянутую каменную церковь непременно выстроить, и во что всё строение по смете станет, за работу мастерам и за материалы, донести в приказ Большого Дворца; но церковь всё-таки не строилась. В бытность Елеазара в Москве у царя, вручена ему грамота о ружной даче с прибавлением количества воска и мёда для церковной нужды и о постройке каменной церкви. Преподобный Елеазар, возвратившись от царя, смиренно просил вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Прискорбно было видеть Соловлянам, что Анзерский скит совершенно устранён был от их зависимости, поэтому строение не только не начато, но и сам Елеазар получил от них много оскорблений, связан был узами и заключён в темницу. Но кротость и терпение страдальца всё победило. Строение церкви начато. Двинский воевода и стольник князь Григорий Ромодановский принудил соловецкого настоятеля игумена Илию начать строить церковь, которая начата и окончена, но уже по смерти преподобн. Елеазара. В этой церкви сооружены были три престола: 1 во имя Святой Троицы, 2 препод. Михаила Малеина и 3 в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) (10-е гг. XVII в., Новгород - 30-е гг. XVII в., Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского . Краткие сведения о нем содержатся в Житии прп. Елеазара (созданном ок. 1704) и в «Сказании вкратце о строители Елиазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», написанном ок. 1710 г. для т. н. Соловецкого патерика (РНБ. Соф. 452). Судя по этим текстам, жизненный путь Н. был недолог, но духовно насыщен. Он происходил из новгородской богатой семьи. В ранней юности, по-видимому в нач. 30-х гг. XVII в., Н. пришел на Соловки и, пройдя испытание послушничеством, был пострижен в монашество и отдан в научение прп. Елеазару. Поселившись в Анзерском скиту, Н. под духовным руководством Елеазара «в велицей теплоте Господеви поработав». Пребывание на Анзере продлилось всего «три лета», после чего юный подвижник «преставился ко Господу». Произошло это, видимо, ок. 1635 г., поскольку этим годом отмечен поминальный вклад по «Никифору Новгородцу», сделанный соловецким уставщиком Геласием, духовно близким прп. Елеазару (см.: Панченко. 2006. С. 725-727). Как рассказывается в Житии Елеазара, анзерский старец молил Бога о том, чтобы узнать посмертную участь своего ученика, и получил «извещение» о том, что тот «наследовал жребий праведных». Имя анзерского подвижника Н. (родом новгородца) неизбежно напоминает о его тезке - пустынножителе Никифоре Новгородце, мирянине, к-рый в 1602-1616 гг. подвизался на Соловецком о-ве и за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита († 1616).

http://pravenc.ru/text/2565482.html

Троицы. Богомольцы, посещающие Соловецкий монастырь в летнее время, обычно путешествуют и в Анзерский скит. Обыкновенно отправляются из Соловецкого монастыря сухим путем по живописной дороге до урочища «Реболда» в 14 верстах от монастыря, оттуда морем 4,5 версты до урочища Кеньга, а от этого урочища 2,5 версты опять сушею до Анзерского скита. Голгофо-Распятский скит при Соловецком монастыре находится на Анзерском острове, в 4,5 верстах на восток от Анзерского Свято-Троицкого скита. Он расположен на самой вершине высокой, крутой, конусообразной горы, которая называется Голгофою. Со вершины этой горы открывается взору великолепный вид на весь Авзерский остров с его возвышенными зеленеющими холмами и синими озерами, на необъятную ширь и гладь моря, на живописные группы соседних островов: Соловецкого, Муксаломского, Жигжина и др. Отсюда в ясную погоду видны даже береговые очертания материка с Орловым мысом. Гора, именуемая Голгофою, искони славилась, как любимое место уединения пустынножителей, которые как бы преемственно один за другим имели на ней свое пребывание. Здесь первоначально жил в уединении прп. Елеазар знаменитый основатель Анзерского Троицкого скита. В 1712 году здесь жил известный доблестный подвижник благочестия иеродиакон Паисий. Основателем Голгофо-Распатского скита и первым его строителем был иеромонах Иов, в схиме Иисус (ск. 6 марта 1720 г.). Праведный Иов, в мире иерей Иоанн, был духовником императора Петра И и его семьи. Оклеветанный своими недругами, он впал в немилость и по царскому приказу был сослан в Соловецкий монастырь на послушание. Терпеливо проходя этот искус, Иов заслужил расположение настоятеля и, с благословения архангельского владыки Варнавы, назначен был строителем Анзерского Троицкого скита. Здесь Иов, управляя немногочисленною братией этого скита, нередко удалялся в глухие дебри и часто посещал пустынножителей для собеседования с ними. Однажды он посетил уважаемого им пустынножителя иеродиакона Паисия, подвизавшегося в келии при подошве высокой горы недалеко от Анзерского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Скит Анзерский, на основании подтвердительных грамот Государя Царя Алексея Михайловича 1856 и 1662 годов, оставался совершенно независимым от Соловецкого монастыря, и строители избирались из числа анзерской братии, до учреждения в 1862 году вновь открывшейся епархии холмогорской и важеской. В это время первый архиепископ Афанасий подчинил Анзерский скит полному заведыванию соловецких архимандритов. В 176 году комиссией о церковных имениях Анзерский скит с Высочайшего утверждения, как безвотчинный и на своём содержании бывший, не включён в штат, а причислен навсегда к Соловецкому монастырю, с положением в нём строителя и монашествующих 12 человек. Посему скит и доныне состоит под управлением соловецких архимандритов, коими посылается туда для соблюдения порядка старший иеромонах в звании строителя. По заведённому обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдалённом уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и, в безмолвии внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневною службою по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения, всякий из них имеет и особое келейное правило с поклонами и молитвою Иисусовой и рукоделие. Многое из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют и в Анзерский скит. Первоначальное устройство Анзерского скита и содержание братии зависело от особенной милости и благоволения царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича к основателю и строителю пр. Елеазару, как видно из подлинных грамот. Также участвовали и другие вкладчики, а именно: Великая старица инокиня Марфа Иоанновна (мать царя Михаила Феодоровича) пожаловала на церковное строение 100 рублей. В 1620 году святейших патриарх Филарет Никитич пожаловал в новопостроенную анзерскую церковь разную церковную утварь, книги и иконы. В 1632 году отпущено из казны в Анзерский скит чрез двинского воеводу князя Ахамашукова для постройки новых и починки старых келий 70 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ († 22.01.1673, Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, Анзерский, ученик прп. Елеазара Анзерского. Основными источниками сведений о нем служат Житие прп. Елеазара (написанное ок. 1704) и «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», составленное ок. 1710 г. для так называемого «Соловецкого патерика» (РНБ. Соф. 452). Согласно Житию прп. Елеазара, Н. был «первым учеником» святого и «ревнителем» его иноческих подвигов; ему Елеазар передал управление Анзерской пуст. перед своей кончиной. В скиту Н. прожил «богоугодно» 43 года. Время его пострига относится к 1630 г. Во Вкладной книге Анзерского скита отмечен один из первых вкладов Н., сделанный в 1635 г.: «Евангелие напрестольное, печать большая, на олексанринской бумаге». В конце жизни Н. передал в церковь Анзерского скита еще одну старинную книгу, завещанную ему прп. Елеазаром: «...старца своего, преподобнаго Елеазара, книгу Торжественник в десть, писана уставом». Рукопись сохранилась в Соловецком собрании РНБ (Анз. 62/1428): на 1-м листе ее читается запись о том, что она куплена анзерским строителем Елеазаром в 1632 г. в Соловецком мон-ре. Книга написана по заказу соловецкого игум. Досифея; в ней сохранились рисованный от руки экслибрис и запись о ее создании в 1493 г. Имя Н. указано, напр., вслед за именем Елеазара во вкладной грамоте бывш. троицкого келаря Александра (Булатникова) о пожаловании им 2 келий в Анзерский скит в 1652 г. После кончины прп. Елеазара Н. стал строителем Анзерской пуст., которой управлял в течение 17 лет (1656-1673). В память о прп. Елеазаре он построил часовню, для к-рой своими руками изготовил резные фигурки серафимов и херувимов. Согласно тексту Вкладной книги Анзерского скита, в 1656 г. Н. совершил путешествие в Москву, где удостоился аудиенции царя Алексея Михайловича , вручившего ему «во своих царских чертозех» ружную грамоту об управлении Анзерским скитом (грамота опубл.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропиг. Соловецкого монастыря. М., 1836. С. 356-362).

http://pravenc.ru/text/2565568.html

елеем, нередко исцелял их. Этого подвига любви и заботливости о ближних не оставлял он до самого блаженного своего преставления ко Господу. В 1710 году старец о.Иов был вызван настоятелем соловецким архимандритом Фирсом в обитель, и за строгую подвижническую жизнь удостоен пострижения в великий ангельский чин – схиму (с наименованием Иисус, в память Иисуса Навина, вождя израильского). Впоследствии о. иеромонах Иов, находясь в должности строителя Анзерского скита, нередко удалялся на безмолвие, а еще чаще ходил к пустынножителям для собеседования с ними. На это время поручал, он обыкновенно дела скита своим ближним и более успевшим в подвиге иноческом ученикам, схимонаху Матфею и монаху Макарию, и вверял им наблюдение за церковным уставом и клиросным пением. В одно время, именно, в 1712 году, июня 18-го числа, в среду, отец Иов восхотел посетить одного уважаемого им пустынножителя, иеродиакона Паисия, пребывавшего в уединенной келии своей, находившейся от Анзерского скита в 6-ти верстах, при высочайшей горе (нынешняя Голгофа), на которой некогда жил, тоже в безмолвии, основатель Анзерского скита, преподобный Елеазар. Пришедши к келии пустынника, о. Иов толкнул в дверь, прочитал, по обычаю иноческому, Иисусову молитву, и по молитве получив дозволение, вошел в самую келию; началась беседа пустынножителей о пользе душевной и продолжалась до самого вечера. После чего о. Иов пожелал с пустынножителем пробыть несколько времени, и о. Паисий дал ему особую келию. Однажды о. Иов, по обычаю своему, стал с вечера на молитву, которую и продолжал до самой полуночи, прочитывая псалмы с коленопреклонением. Когда же утрудился и сел для малого отдыха, и при этом уклонился в тонкий сон или только забылся, вдруг увидел в келии своей сияющий необыкновенный свет, и в этом свете еще более сияющую в небесной славе Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, Приснодеву Марию, и при Ней преподобного Елеазара анзерского. В благоговейном страхе встал о. Иов с места и поклонился Владычице лицом до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. был погребен в 1656 г. в Троицкой ц. скита. Позднее над его могилой и устроенными по сторонам погребениями его учеников преподобных Никодима и Никифора возвели небольшую деревянную часовню, заново выстроенную в нач. 40-х гг. XVIII в. Обретение мощей Е. совершилось летом 1757 г., при возведении каменной часовни над гробницами святых. По указу архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия 16 авг. 1758 г. мощи Е. и его учеников были перенесены в новопостроенную часовню и погребены в могиле, над к-рой в следующем году была поставлена гробница. В 1838 г. рака была заменена бронзовой, над ней была установлена сень в виде шатра, вокруг стояло 9 резных позолоченных крестов, над ракой располагалась икона Е. в рост. В 1880-1884 гг. Троицкая ц. была перестроена, новый храм, сохранившийся до наст. времени, был возведен на месте часовни Е., над его могилой. К нач. XX в. рака с мощами святого покоилась в Троицкой ц. под спудом. Анзерский Свято-Троицкий скит был закрыт в 1920 г., в 1925 г. мощи святого были вскрыты и увезены с Анзерского о-ва, их совр. местонахождение неизвестно. В 2003 г. в разоренном в 1925 г. погребении Е. были обнаружены частицы мощей святого, с 2005 г. частицы мощей хранятся в ц. Воскресения Христова Анзерского Голгофо-Распятского скита . Почитание Местное почитание Е. началось в XVII в. Во 2-й пол. XVII в. среди соловецких монахов и поморов бытовало немало рассказов о посмертных чудесах Е. Во вкладной книге Анзерского скита сообщается о том, что паломники, приезжавшие на Анзерский о-в, рассказывали строителю Свято-Троицкого скита прп. Иову (Иисусу), как Е. «много у них купцев, по морю плавоющих, от всяких бед избавляет, и очевидно на кораблех их обрегает, и от смертнаго потопления по дарованней ему от Бога благодати преславно свобождает» (Там же. С. 266-267). В пространной редакции Жития Е. сообщается об 11 чудесах по молитвам к святому: об исцелении от телесных и душевных недугов, о спасении от потопления и др. В соч. «Список о чудеси в Анзерской пустыни», созданном во время Соловецкого восстания 1667-1676 гг. , рассказывается об исцелении в 1674 г. анзерского инока Исаии: по повелению Пресв. Богородицы соловецкие святые Зосима , Савватий , Герман , Иринарх, свт. Филипп и Е. победили 3-главого змея - виновника слабоумия Исаии и соловецкого «возмущения». После подавления восстания в 1676 г. на допросах выяснилось, что мн. поморы ездили на Анзерский о-в для панихиды по «прежнему строителю» Е.

http://pravenc.ru/text/189679.html

В исследованиях архим. Досифея (Немчинова) и П. М. Строева окончание деятельности Н. на посту строителя отнесено к 1677 г. Эта ошибочная дата отразилась как в тексте Соловецкого патерика (1873), так и в производном от него «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита…» (1882). В обеих книгах сказано, что Н. был строителем Анзерской пуст. «по смерти Елеазара 21 год» (т. е. в 1656-1677). Кроме того, в издании патерика допущена опечатка: кончина Н. датируется 1667 г. (авторы патерика явно имели в виду 1677 г. Это подтверждается добавлением ими даты пострига Н.- 1634 г., вычисленной путем вычитания 43 лет, прожитых им в Анзерской пуст.). Но истинной датой кончины Н. следует считать 1673 г. (в соответствии с текстом «Сказания...»). Она подтверждается и материалами следственного дела о поддержке анзерскими старцами мятежной братии Соловецкого мон-ря во время его осады 1667-1676 гг. Материалы достоверно свидетельствуют о том, что в 1673 г. строителя Н. уже не было в живых и что Анзерской пуст. управлял его преемник - строитель Иларион (см.: Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта//Новые мат-лы для истории старообрядчества XVII-XVIII веков, собр. Е. В. Барсовым. М., 1890. С. 127). В исследовательской лит-ре встречается еще одна ошибка: отождествление анзерского строителя Н. с соловецким старцем Никодимом Казанцем, к-рый вложил в б-ку Анзерского скита сборник четьи-минейных статей (РНБ. Солов., Анз. 69/1435). В действительности Никодим Казанец был уставщиком Соловецкого мон-ря - тем самым Никодимом Типикарисом, к-рый хорошо известен благодаря связанной с его именем «Повести Никодима Типикариса о некоем брате» (см.: БЛДР. СПб., 2006. Т. 15. С. 59-66). Никодим Казанец был значительно старше Н. Он принадлежал к тому же поколению, что и прп. Елеазар, с к-рым был духовно близок. Он даже просил у царя разрешения перейти в Анзерскую пуст. в 1636 г., но, по-видимому, не был отпущен из-за несогласия соловецкой братии. Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о другом его ученике - юноше Никифоре . Их могилы находились в одной часовне с их старцем, по обеим сторонам от его гробницы. Святость учителя освящала и его учеников. Такое почитание отразилось в памятниках письменности Анзерской пуст. В нач. XVIII в. инок Макарий, составитель Вкладной книги Анзерского скита, назвал в ней Н. блаженным. В сер. 20-х гг. XIX в. один из редакторов рукописного сборника повестей о соловецких пустынножителях, принадлежавшего архим. Досифею (Немчинову), сделал в нем приписку об учениках прп. Елеазара: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 33 об.).

http://pravenc.ru/text/2565568.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010