Но это отобрание церковного имущества Анзерского скита последовало уже после усмирения соловецкого бунта. Причиною его было, вероятно, показание монаха Митрофана, бежавшего из Соловецкого монастыря во время осады. Он сказал, что вино и рыбу для Соловецкого монастыря, во время его осады, доставлял Анзерский скит. В самый год смерти Никодима (1667 г.), по указу патриарха Иосафа, отобраны были в Анзерском ските иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и денег 494 рубля. Но, по просьбе строителя Романа, царь Феодор Алексеевич велел всё отобранное возвратить и продолжать ружное жалованье на скит. В 1658 г., в бытность свою в Москве, Роман награждён многими царскими вкладами для Анзерской обители. До этого времени скит был независимым от Соловецкого монастыря, и такая независимость его не раз была подтверждаема царскими грамотами. Но в 1682 году указом архиепископа Холмогорского Афанасия скит был отдан в ведение соловецкого архимандрита, и ему велено иметь строжайшее наблюдение за пустынниками и распоряжаться во всём по усмотрению. В 1698 году архиепископ Афанасий учредил в ските должность казначея по причине обветшания скитской колокольни и келейных зданий, а царь Пётр I повелел, с 1700 года, вместо ружного и денежного жалования на 17 монашествующих и церковные потребности, выдавать по окончании каждого года 145 рублей 26 алтын и 4 деньги. Видно, что скит не был в цветущем положении. Составитель жития Преподобного Елеазара, около 1705 года, жалуется, что память об основателя скита почти изгладилась, и гробница его мало посещается. Неизвестно, чем бы кончилось такое положение скита, если бы не явился муж, который восставил пустынную жизнь в Анзерском ските, оживил память об основателе его и положил начало новому приюту пустынников на горе Голгофе. Это был Иов во схиме Иисус, в мире московский священник Иоанн Иоаннов, царский духовник. При строителе Спиридоне был построен новый деревянный храм и поправлен каменный Троицкий; но успехи духовной жизни за это время неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь. Скит. Действует.   Год основания:1615. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзерский Координаты: 65.1494, 36.019 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Елеазарова пустынь основана в конце XVIII века на месте поселения на Анзерском острове преподобного Елеазара Анзерского. Сохранились фундамент келейного корпуса XIX века, фундамент часовни во имя прп. Елеазара Анзерского. Там же находятся фрагменты колодца, деревянной лестницы и Поклонного Креста. http://www.solovki.ca/monastery/skit_eleazar.php Пустынь названа в честь основателя Свято-Троицкого скита, преподобного Елеазара Анзерского. В 1615 году соловецкий инок Елеазар удалился из монастыря на Анзер. Он поселился на горе около озера, которое ныне называется Большое Елеазарово. Инок воздвиг крест, поставил келью. Он прожил на этом месте четыре года и переселился на берег морской губы, позднее названной Троицкая. К подвижнику стали приходить люди, ищущие безмолвия и уединения. Преподобный Елеазар ввел древний порядок пустынножительства. Так начиналось устроение Свято-Троицкого скита. Пустынь преподобного Елеазара была на долгое время позабыта. В начале XIX века анзерский иеросхимонах Иосиф обнаружил крест на том месте, где жил подвижник, и поставил келью. В 1825 году была построена небольшая деревянная часовня во имя преподобного Елеазара Анзерского, в которой хранились его Псалтирь и ряса. Сохранились сведения о трех редких иконах, находившихся в часовне: святитель Филипп с преподобными Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери преподобному Иову, явление Пресвятой Богородицы преподобному Елеазару. В середине XIX века на этом месте жил подвижник Феодор (в схиме Филипп). Во времена Соловецкого лагеря в Елеазаровой часовне размещался пикет охранников. Пустынь была разорена и на долгие годы забыта. В 1996-1998 годах здесь проводились археологические работы, был расчищен фундамент кельи. От часовни остались только первый венец сруба и дверь. В 2006 году на старом фундаменте выстроена новая деревянная часовня.  Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57440

Радуйся, дерзновение молитвенное ко Господу стяжавый; радуйся, дар чудотворения свыше восприемый. Радуйся, здравие болящим подаваяй; радуйся, во всякой нужде и беде сущим скоро помогаяй. Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Кондак 11 Пения хвалебная угоднику Божию приносяще, о празднолюбцы, всечестную память его духовно торжествуим; подвиги же его и чудесная деяния прославляюще, воспоим Богу песнь: Аллилуиа. Икос 11 Светозарная звезда явился еси, отче Елеазаре, во мраце страстей нас сущих озаряющая и ко свету спасения приводящая всех вопиющих тебе таковая: Радуйся, обитель твою и по смерти не оставляяй; радуйся, живущия в ней невидимо назираяй. Радуйся, пищею духовною нас удовляяй; радуйся, на потребу телесную вся от Господа нам подаваяй. Радуйся, в житии твоем молитве деннонощней братию научивый; радуйся, и по преставлении твоем в молитве нас укрепляяй. Радуйся, скорбящих тайный утешителю; радуйся, страдальцев незримый посетителю. Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Кондак 12 Благодать приял еси от Христа Бога, угодниче Христов Елеазаре, еже за ны, во обители твоей жительствующия, молитися. Темже ныне память твою любезно почитающия благослови и удовли нас ко славословию Бога с песнию: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твоя чудеса и пророческий дар твой благоговейно почитающе, все же богоугодное твое житие и многая исцеления, от раки твоея святыя болящим подаваемая, любовию воспоминающе, молим тя, угодниче Христов Елеазаре, твоего предстательства и нас грешных не отщетити, но прияти от нас хваления сицевая: Радуйся, благодатию Пресвятыя Троицы освященный; радуйся, благодатию Пресвятыя Богородицы осененный. Радуйся, в лице преподобных ублажаемый; радуйся, к великим чудотворцем Соловецким сопричтенный. Радуйся, со всеми святыми прославляемый; радуйся, со ангелы Пресвятей Троице предстояй. Радуйся, еще на земли Господа зрети сподобивыйся; радуйся, ныне Того лицем к лицу созерцаяй. Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Кондак 13 О преподобне и богоносне отче наш Елеазаре! Приими ныне приносимая тебе хваления наша и святыми твоими молитвами в жизни сей нас от всякаго злаго обстояния сохрани, в будущей же вечнаго осуждения избави, да сподобимся купно с тобою и со всеми святыми воспевати в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В 1713 году в июле анзерский строитель схимонах Иисус с монахом Макарием отправились к Преосвященному Варнаве, архиепископу Холмогорскому и Важскому, подали челобитную и просили, чтобы благоволено было, ради душевной пользы, желающим безмолвного пребывания жить отдельно от Анзерского скита и чтобы на горе Голгофе построить две каменные церкви на самой вершине ее во имя распятия Господа нашего Иисуса Христа, а внизу под горою, где было явление Пресвятой Богородицы, – церковь во имя Ее Успения; горе же, по наречению Владычицы Богородицы, называться горою Голгофою, и скиту – Распятским, и чтоб ему быть в управлении Иисуса. По сему прошению Преосвященный Варнава все исполнил и снабдил строителя Иисуса нижеследующею грамотою: «Божиею милостию Преосвященный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, нашей епархии Анзерского скита строителю Иеромонаху Иисусу да монаху Макарию. В нынешнем 1713 году Июля в 15 день нам Преосвященному Архиепископу били челом вы, строитель и Макарий, и подали челобитную за руками, а в челобитной вашей написано: пребываете де вы на Анзерском острове в ските, ты Иисус строителем, а Макарий в брат стве, и имеете намерение ради душевные своей и других хотящих с вами пользы, быть от того Анзерского скита в отшельном безмолвном житии, а есть де на том Анзерском острове, отстояща от оного скита на восточную страну в пяти верстах, гора, на которой в начале вселился и поживе первосоздавый той Анзерский скит монах Елеазар. И нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы вас, строителя и Макария благословить и повелеть из оного Анзерского скита, ради уединения и безмолвного жития, отойти жить на ту вышеупомянутую гору и построить на ней церкви во имя распятого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а в исподи – Успения Пресвятыя Богородицы каменные, и зватися ради оной распятской церкви той горе Голгофе и скитом Распятским, и быть вам и хотящим с вами жительствовать особо, кроме того Анзерского скита, в свое управление, и пищу и одежду стяжать от своих трудов, и о строении оных церквей, и о готовности к тому строению всяких припасов, камени, кирпича и извести дать нашу Архиерейскую благословенную храмоставную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Внутренний распорядок Анзерского скита напоминал распорядок древних скитов Египта и Палестины. У каждого из братии была своя келья, своя пища и свое особенное духовное делание. Дважды в неделю братья собирались в храм для богослужения: в субботу и в воскресенье. С вечера в субботу начиналось чтение Псалтыри, Священного Писания и канонов. Затем, после небольшого отдыха, начиналась утреня, а потом, уже ближе к утру, Божественная литургия. Во время богослужения происходило и исповедование помыслов духовникам, как это принято в других обителях. Преподобный Елеазар Анзерский происходил из купеческой семьи и не получил сколько-нибудь значительного образования. В течение жизни он приобрел знания, позволившие ему стать наравне с самыми образованными людьми своего времени. Однако преподобный Елеазар не стремился к известности. А мирские науки ставил гораздо ниже науки спасения души. Но в последней он был настоящим художником. Он был для скитской братии тем же, чем мастер — для подмастерьев. Один из учеников преподобного Елеазара, Никифор, был очень молод. Однако он смог только три года прожить на Анзере, а потом преставился. Преподобный по смерти своего ученика молился Богу, чтобы тот открыл ему загробную участь Никифора. Даже за гранью смерти духовный отец не оставил своего сына. И во время молитвы было извещение, что молодой подвижник наследовал жребий праведных. Среди учеников преподобного Елеазара был и будущий патриарх Никон. Во время проживания Никона в скиту преподобный Елеазар велел ему написать образ Спасителя. Образ этот был укреплен на воротах скита. Через некоторое время было замечено, что молитвы, принесенные перед этим образом, бывают скоро услышаны . Никон довольно долго пробыл на Анзере, но затем покинул скит. Причиной называют размолвку с братией. Однако летописи сохранили свидетельства о том, что между старцем Елеазаром и патриархом никогда не прерывалось сообщение. Преподобный принимал дары от Никона и до конца дней своих помогал ему духовным советом. В XVII столетии, после начала раскола, распространилась следующая легенда. Преподобный Елеазар провидел в Никоне антихриста, врага церкви. И потому выгнал его из Анзерского скита. Удивительно, что этот старец пользовался даже любовью раскольников. По этой легенде Елеазар Анзерский — прозорливый монах, истинный православный христианин, а Никон — враг православия. Симпатии раскольников особенно привлекал телесный подвиг: посты, поклоны, долгие молитвы. Видимо, жизнь преподобного Елеазара вполне соответствовала представлению раскольников о святом старце и духовном наставнике.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Явления и чудесная помощь страждущим показывали, что преподобный Елеазар обрел благодать у Господа. Один инок Онуфрий некогда впал в такое уныние, что ослабел телом и лишился рассудка. В минуту самых тяжких страданий явился ему Преподобный, сотворил за него молитву и мгновенно исцелил немощного. Анзерский иеромонах Измаил впал однажды в тяжкую болезнь, не мог выходить из келии и слег. В сильном изнеможении он как то заснул и ему представилось, что преподобный Елеазар выходит из своей часовни и приближается к келье больного. Страдалец проснулся и, забыв о своей болезни, встал с одра и спешно подошел к окну, чтобы удостовериться в явлении, но никого не увидел. С этих пор он почувствовал себя совершенно здоровым.  Того же скита инок Макарий, искусный в живописи, задумал написать изображение преподобного Елеазара, но не знал, какой вид имел Преподобный. Скучая об этом, инок, после вечерняго правила, лег на одр и уснул. Вдруг он видит пред собою преподобного Елеазара, который говорить: «ты, брат, желал меня видеть, и вот я теперь стою пред тобою». Инок в страхе проснулся и увидел уже на яву Преподобного. Тогда Макарий пал на колена и поклонился явившемуся, который стал невидим. Припомнив черты лица его, инок изобразил его кистию. В одно время Анзерскому строителю Исаии, мужу добродетельному, нужно было отправиться в Соловецкий монастырь. Хотя и было время зимнее, но пролив, разделяющий острова Соловецкий и Анзерский, был свободен от льдин: строитель поплыл на небольшой лодке с одним из братии. На обратном пути они были застигнуты массою льда, принесенного ветром с моря. Огромныя льдины, окружив лодку, понесли ее в открытое море. Путники в ужасе выскочили из лодки на льдины и пустились поспешно к берегу, между тем Исаия оступился и едва не погиб. В это время явился ему преподобный Елеазар и спас его от смерти. До Анзерского берега, куда путники пробирались, было еще не близко, а движущейся лед уносил их в противоположную сторону; к большей беде наступила ночь. В изнеможении несчастные обратились к Господу с усердною молитвою об избавлении от опасности и стали призывать на помощь прп. Елеазара. И вот, при тусклом свете луны, они увидали, что на другом конце льдины стоит прп. Елеазар и заправляет ею к Анзерскому берегу. Обрадованные иноки хотели приблизиться к Преподобному и поклониться ему, но он стал невидим. Между тем льдина очутилась у самаго берега Анзерского острова – и путники вышли на берег благополучно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мон-рь препятствовал постройке на Анзере каменной церкви, монастырские власти, по-видимому, жаловались на Е. Новгородскому митрополиту, в 1641 г. вызвавшему преподобного в Новгород. В 1646 г. царь Алексей Михайлович подтвердил независимость Анзерского скита от Соловецкого мон-ря. В 1636 г. Е. обратился к царю с просьбой разрешить жить в скиту более чем 12 монахам, царской грамотой число насельников было увеличено до 18. Среди новых насельников Е. особо выделял прп. Никодима Анзерского (его Е. перед смертью оставил строителем скита), умершего молодым прп. Никифора Анзерского и свящ. Никиту (впосл. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) ), ок. 1636 г. принявшего постриг в Анзерском скиту. (В сочинениях, происходящих преимущественно из старообрядческого Выголексинского общежительства , приводится легенда о том, как Е. якобы прозрел «антихристову сущность» буд. реформатора, увидев змея, обвивавшего Никона во время богослужения. По мнению П. С. Смирнова , эта легенда представляет собой искажение несохранившегося протографа Жития Е., в к-ром рассказывалось о видении Е. на служившем литургию иером. Никоне святительского омофора; см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе XVII в. СПб., 1898. С. CXII.) В 1638 г., отвечая на просьбу Е., к-рому было видение Богородицы, царь приказал начать в скиту строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и пожаловал 200 р. И. Шушерин, биограф патриарха Никона, сообщает о том, что Е. и иером. Никон ездили в Москву для сбора пожертвований на строительство и получили 500 р. ( Шушерин И. Известие о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1871. С. 7). Несогласие в отношении того, как распорядиться этими средствами, и относительно дальнейшего строительства храма стало причиной размолвки между Е. и иером. Никоном, в 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. Впрочем, впосл., став Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон оказывал помощь скитянам, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. (Вкладная книга Анзерского скита содержит рассказ о том, что по молитве Е. Никон в бытность Новгородским митрополитом перенес мощи свт. Филиппа , митр. Московского, из Соловецкого мон-ря в Москву. Поначалу прибывшие в Соловецкий мон-рь вместе с Никоном люди не могли сдвинуть с места гроб святителя, поднять гробницу стало возможно после молитвы Е.)

http://pravenc.ru/text/189679.html

В 1880–1884 годах по проекту архангельского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, причем могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма. В «Историческом описании Свято-Троицкого Анзерского скита», которое вышло в 1914 году, отмечалось: «По заведенному обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдаленном уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и в безмолвии, внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневной службой по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения всякий из них имеет и особое келейное правило, с поклонами и молитвой Иисусовой, и рукоделие. Многие из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют в Анзерский скит». В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Скит стал административным центром анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. В 1929–1931 годах в келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. В 1939 году Соловецкая тюрьма особого назначения была упразднена. Скит был заброшен. После Второй Мировой войны строения Свято-Троицкого скита временами использовались с хозяйственными целями. Колхозники из села Золотицы, с Летнего берега Белого моря, заготавливали на Анзере сено и выпасали скот. В 1967 году все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. С 1994 года в скиту ведутся противоаварийные работы. С 1990 года, после возобновления Соловецкого монастыря, в престольный праздник – день Святой Троицы, в храме Свято-Троицкого Анзерского скита отправляются церковные службы. Анзер и его святыни. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. 2002. С. 9-20

http://sobory.ru/article/?object=03581

При нём были сооружены деревянный Троицкий храм (1621 г.), каменный Троицкий храм (1649 г.); в 1633 г. по грамоте царя Михаила Федоровича Анзерский скит получил независимость от Соловецкого монастыря. Елеазар умер 13 января 1656 г. Открытие его мощей состоялось в августе 1757 г. Елеазару Анзерскому можно атрибутировать 4 литературных сочинения, различающихся по жанру, тематике, степени автобиографизма, которые написаны на Анзере. Ни одно из них не сохранилось в автографе. Три сочинения Елеазара известны пока в единственных списках: «Сказание преподобнаго Елеазара о слышании Божественнаго гласа» – рассказ о видении, после которого Елеазаром был написан образ Спасителя (ГИМ, собр. Уварова, 886, л. 48); предисловие к анзерскому богослужебному уставу, рассказывающее о получении в ските устава Ниловой пустыни (РНБ, Соловецкое собр., 1129/1239, л. 55 об.); «Список з грамоты строителя Анзерской пустыни» – послание некоему светскому лицу, в котором обсуждаются традиционные для учительной литературы темы «внутреннего человека», «веры и дела» (РГБ, собр. МДА, 202, л. 355356 об.). «Грамота» отличается торжественностью речи, использованием риторических оборотов и фигур, обращением автора к текстам апостольских посланий и характеризует Елеазара как человека «книжного» и знакомого с эпистолярной традицией своего времени. Для этих сочинений Елеазара характерны два типа повествования, один из которых тяготеет к документальности (называются конкретные даты, имена), другой связан с книжной проповеднической и учительной литературой. Для них характерен и особый тип автобиографизма: Елеазар почти ничего не сообщает о себе, собственная биография не является предметом его описаний; сочинения посвящены разным аспектам истории Анзерского скита (получение устава, написание иконы, духовная жизнь пустыни). Эти особенности литературного творчества Елеазара в наибольшей степени проявились в его четвёртом сочинении – «Своеручной хартии». Публикуемое ниже сочинение Елеазара неоднократно привлекало внимание исследователей (Библиографию работ по теме см.: Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита/Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды является этот слуга с лошадью, заложенною в сани; подскочив к окну кельи, он передал от игумена поклон и приглашение приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше обыкновенного совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что посланный часто уходить из кельи во время службы, он спросил его: «зачем так часто отлучаешься из кельи»? – «лошадь посматриваю, не смирно стоит», – был ответ. По окончании молитвы, Елеазар хотел пред отъездом вкусить пищи и угостить приезжего, и пред вкушением, по обычаю, стал читать молитву Господню, но лишь только произнёс: – «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», мнимый слуга мгновенно исчез. С ужасом подвижник взглянул в окно, но на дворе не оказалось даже и следов приезжего. Тогда он понял, что это было искушение от дьявола, и возблагодарил Господа Бога, не допустившего посмеяться над ним врагу. Иногда враг человеческого рода воздвигал на Преподобного злых людей. Так, однажды он положил на сердце некоторым береговых жителям ограбить подвижника, внушив им мысль, будто у него большие богатства. Эти люди приплыли к острову и приблизились к бедной келье старца, который, предугадывая намерение их, обратился с молитвою о защите к Богу. Злодеи, не успев ничего сделать, как бы обезумели и стали несмысленно кружиться около кельи. Сжалившись над ними Преподобный Елеазар вышел к ним и спросил: «зачем, дети, вы пришли и чего хотите»? Но несчастные не отвечали и продолжали кружиться. Тогда подвижник молил Бога о разрешении пришельцев от невидимых уз, и молитва его была услышана; очнувшись, злодеи пришли в себя и с раскаянием просили у старца прощения. Преподобный простил их и, наставив никогда не желать чужой собственности, отпустил домой. Как ни убегал подвижник славы человеческой, он сделался известен даже царствующему дому. Игумен Иринарх, в царствование Михаила Феодоровича, находясь в Москве по делам монастыря, был принят родительницею Царя, великою старицей Марфою Ивановною. В беседе с ним старица спросила: «правда ли, что на Анзерском острове проживают отшельники»? Когда игумен отвечал утвердительно, старица подала ему мысль об устройстве для них храма и пожертвовала для этой цели 100 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010