Погодина, 1911, л. 165178). Основная часть книг Анзерского скита в настоящее время находится в РНБ, в составе книжного собрания Соловецкого монастыря. Наибольший интерес для выявления литературных вкусов и пристрастий Елеазара представляют рукописные книги. Из литературы, предназначавшейся для чтения, в манускриптах Анзерской библиотеки наряду с традиционными для монастырских библиотек сочинениями авторов-богословов ( Иоанна Златоуста , Исаака Сирина , Ефрема Сирина , Григория Богослова ) переписано немало сочинений мистиков-созерцателей, византийских авторов-исихастов: Иоанна Лествичника , Григория Синаита , Симеона Богослова , Исихея пресвитера, Нила Синайского , аввы Дорофея и других об «умном делании», чистоте души и помыслов, посте, молитве, молчании и слезах. Интерес к такого рода сочинениям объясняется принятым в ските уставом и сознательной ориентацией Елеазара на принципы монашеской жизни Ниловой пустыни, богослужебный устав которой, по просьбе анзерского строителя, был доставлен из Соловецкого монастыря в Анзерский скит в первой половине 1620-х гг. Келейным занятием Елеазара были резьба по дереву, иконописание и переписка книг, которых он, согласно Вкладной книге Анзерского скита, переписал немало. Согласно Житию подвижника, ещё в Соловецком монастыре Елеазар принимал участие в устройстве иконостасов Спасо-Преображенского собора как резчик, а в Анзерской пустыни после бывшего ему видения написал образ Спасителя. Уже при жизни Елеазар прославился среди своих современников как чудотворец и пророк. Его духовный «подвиг» способствовал появлению в среде окружавших его людей рассказов о прижизненных чудесах святого, часть которых нашла отражение в Житии Елеазара. Согласно одной из легенд, Елеазар молился о рождении наследника царю Михаилу Федоровичу. Анзерский строитель был близок царствующим Романовым, которые оказывали покровительство Елеазару и неоднократно присылали в пустынь богатые вклады. Наряду со стремлением к отречению от всего земного Елеазар отличался активностью в устройстве скита, с чем связаны наиболее яркие страницы его биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елеазар отличался талантом резчика. При постройке Преображенского собора он украшал иконостас, аналои, а также резал из дерева необходимую утварь. Как скульптор создает из куска глины или резчик из бруска дерева зримый образ, отсекая все лишнее, так и святой трудится над своей душой . Без помощи Божьей невозможен этот труд. Сам Господь руками труженика-святого извлекает из глубины души Свой Образ. Кроме таланта резчика, Елеазар отличался любовью к чтению, к знаниям. Годы, проведенные в обители, стали для него и годами обучения . Таланты Елеазара заметили в обители, и вскоре он оказался окружен тем почитанием, от которого святой убегает. Господь щедро раздает свои дары людям. Но получается так, что сам человек относится к своему дару небрежно, тяготится им, пытается его либо спрятать внутри себя, либо уничтожить. И тогда его постигает настоящее бедствие. Внутри, на месте не сохраненного некогда дара, поселяется пустота. Но если человек любит и сохраняет свой дар, Господь прибавляет к нему новый, или даже несколько новых даров. Слава беспокоила Елеазара, и он задумал уйти в пустыню . Поблизости от Соловков находится Анзерский остров, который вполне пригоден для жилья. Там есть озеро с пресной водой, называемое Круглое . На Анзерском острове некогда уже было поселение отшельников, избравших предельно суровую жизнь. Елеазар, с благословения духовного наставника, перебрался на Анзер, как некогда преподобный Савватий перебрался на Соловки. В августе 1626 года на Соловках Елеазар принял постриг от старца Фирса. Четыре года Елеазар прожил возле озера Круглого, испытывая неописуемые лишения: зимний холод, осеннюю слякоть, обилие насекомых весной и летом, а также недостаток в пище. Обычный человек вряд ли выдержал бы эти испытания, но Господь укреплял своего избранника, даруя ему силы и здоровье. Елеазар дожил до глубокой старости. Пропитание Елеазар добывал таким образом. Он вырезал из дерева чашечки и ставил их на побережье острова, чтобы путники могли взять их с собою. Путники забирали эти дары пустынника и в благодарность оставляли крупу, соль, муку. Так же поступали древние подвижники, добывавшие пищу на вырученные от плетения корзин деньги. Иногда они просто обменивали плоды своего рукоделия на то, что было им необходимо. Через четыре года Елеазар перебрался с озера Круглого ближе к морю и Соловкам.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

И вы, Бога рады честные отцы и братья, святой и великий пост проводите в чистоте, воздержании и подвигах, отцам духовным исповедуйте искренно свои согрешения и молитесь всещедрому Богу соборно и келейно, о многолетнем здравии и душевном спасении Государя нашего благоверного и христолюбивого Царя и великого князя (имя) всея России Самодержца и Его благоверной Царицы и великой княгини (имя), Их благоверных чад (имя), князей и боляр Их и всех православных христиан, чтобы Господь Бог даровал полезное Государю, нашему Царю, и всей державе Его, Да и о своих согрешениях молитесь Богу, чтобы нас всемилостивый Бог , ими же хощет судьбами, избавил от вечных мучений. А кто в нас на кого вражду и гнев имеет, Бога ради в том прощение учините; потому что прощение грехов приобретаем прощением братьев наших. Если же мы не простим, то и сами прощения не получим: «ею же бо мерою мерим, тако и нам возмерится». ( Лк.6:38 ). К соборному пению потщитесь ходить к началу и слушать со вниманием. Да и нас грешных во святых своих молитвах помяните, а мы вас благословляем». Братия обыкновенно отвечала: «сколько возможно будет, честный отче, должны, по повелению твоему, молитвами святых поступать так», и все кланялись настоятелю. По смерти Елеазара 21 год управлял Анзерским скитом ученик его Никодим, в духе своего учителя. Денежное и ружное жалованье, о котором извещал скитян патриарх Никон в 1655 году, подтверждено царской грамотой 1662 года. Какое влияние на судьбу Анзерского скита имели смуты, возникшие в Соловецком монастыре по поводу исправления богослужебных книг, мы сведений не имеем6 кроме краткой заметки во вкладной книге Анзерского скита, сделанной в 1710 году: «егда у противных в Соловецком острове учинися в вере смущение и устроися от них монастырю запорное укрепление, в тоже время бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велие разорение и конечное сотворися ему запустение. Живущие же ту пустынники до единого со отока разогнаны, бежали, и храмы Божии обраны, токмо стены едины в них осташа, и всем церковным утварям и записным книгам, от всяких людей врознь разнесенным сущим и растерянным бывшим, и по многому времени едва возмогоша из Соловецкого монастыря от церковных вещей и письменных крепостей несколько возвратити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анзерский Свято-Троицкий скит при Соловецком монастыре. Свято-Троицкий Анзерский заштатный, общежительный скит расположен на Анзерском острове, который находится на Белом море, в пяти верстах от Соловецкого острова и в 22 верстах от самой Соловецкой обители. Анзерский остров в окружности имеет 30 верст. Природа здесь дикая и весьма живописная. Вся середина острова и частью берега его покрыты дремучим хвойным лесом. По всему острову разбросано множество озер; их насчитывают около 60. Одно из них, лежащее близ скита с юго-восточной стороны, именуется Святым. С севера к самому скиту подходит довольно длинная (2,5 версты) Троицкая морская губа, на которой расположена Троицкая же спасательная станция. Постоянное жительство на Анзерском острове началось по почину иноков соседнего Соловецкого монастыря, которые устроили здесь соляные варницы. В 1583 году, ради беспрестанно находившихся на Анзерском острове солеваров и иных промышленников, имевших настоятельную нужду в богослужении и в исполнении необходимых христианских обязанностей, по прошению соловецкого игумена Иакова и по благословенной грамоте архиепископа новгородского Александра, здесь поставлена была деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, которую перенесли сюда из Соловок. Ревностный соловецкий игумен Иаков намеревался было построить на Анзерском острове, кроме того, еще и особенный монастырь, но, неизвестно по каким причинам, грамотою царя Феодора Иоанновича в 1596 году это предприятие было приостановлено. Лишь спустя 20 слишком лет после этого, в 1620 году, на Анзерском острове воздвигнут был скит во имя Живоначальной Троицы. Основателем его явился соловецкий схимник св. Елеазар (скончался 13 января 1656 года). Св. Елеазар, по благословению игумена Иринарха, переселился на Анзерский остров, где довольно продолжительное время в уединенной келии проводил подвижническую жизнь отшельника в посте и молитве. Затем он поселился близ церкви Николая Чудотворца, где срубил себе новую келию. Молва о подвигах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

подгот. С. К. Севастьяновой. СПб., 2001), под названием «Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим» опубликовано Л. А. Дмитриевым по двум спискам XVIII в. (ПЛДР. XVII век. Кн. 2. М., 1989. С. 299304). «Хартия» написана в 16361638 гг. и представляет собой автобиографическое описание автором событий и видений, связанных с основанием Анзерского скита и строительством церквей в ските. Известно 15 списков памятника сер. XVII – сер. XIX в., которые распадаются на две группы, независимо восходящие к общему оригиналу. Наибольший интерес из всех представляет список второй половины 50-х гг. XVII в., хранящийся в ризничной коллекции грамот и документов Соловецкого монастыря в ГИКМЗ «МК», рук. 1290, который представляет собой столбец из трех склеенных листов, исписанных с обеих сторон размашистым полууставом, переходящим в скоропись. Рукопись во многих местах дефектна и наиболее повреждённые места восстановлены в XIX в.: листы подклеены светлой бумагой, на которой писцовой скорописью черными чернилами дописан текст. Списки XVIIIXIX вв. заканчиваются припиской, в которой сообщается о «подлиннике», в форме столбца, написанном рукой Елеазара, с которого сделаны списки. Однако изучение текста произведения по ризничному экземпляру, сравнение его с текстами других списков показало, что список середины XVII в. не был написан самим Елеазаром: для него характерны писцовые ошибки и описки, возникшие в результате непонимания переписчиком почерка оригинала. Поздние списки, кроме двух 30-х гг. XIX в. (РНБ, Соловецкое собр., 1050/1164; ГИКМЗ «МК», рук. 1240), возникли независимо от списка из ризничной коллекции. Сочинение Елеазара интересно своим автобиографическим характером, своим языком. Историко-литературное значение этого памятника русской литературы первой половины XVII в. заключается в том, что оно непосредственно предшествует автобиографическим сочинениям инока Епифания и протопопа Аввакума. Очень возможно, что сочинение Елеазара было известно Епифанию: он жил в Соловецком монастыре с 1645 по 1657 г., т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный угодниче Божий, светлостию жития твоего и чудес благодатию просиявый в пустыни севернаго Помория, преподобне отче наш Елеазаре! Хвалебныя песни приносим ти, подвиги твоя воспевающе. Ты же, яко благоприятный молитвенник ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Икос 1 Ангел житием и путеводитель многим ко спасению был еси, преподобне отче Елеазаре. Темже и мы ныне к твоему предстательству прибегающе, приносим ти хваления сицевая: Радуйся, единаго Господа измлада возлюбивый; радуйся, чистоту душевную от юности сохранивый. Радуйся, равноангельно поживый на земли; радуйся, яко со ангелы ликуеши на небеси. Радуйся, на демоны мужественно ополчивыйся; радуйся, небесных видений сподобивыйся. Радуйся, смирение сердца до конца сохранивый; радуйся, безмолвное житие тепле возлюбивый. Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Кондак 2 Видевше благочестивии родители твои усердие твое ко иноческому житию, на сей спасительный путь тя благословити не отрекошася. Ты же, преподобне, из дому отеческаго абие изшед, во обитель Соловецкую устремился еси, еяже достиже, радостно воспел еси Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум богопросвещенный стяжав, мирскаго пристрастия избегл еси, пречудне Елеазаре, и подвиги плоть умертвив, образ добраго жития иноком преподал еси. Сего ради восхваляем тя сице: Радуйся, отечество и род твой оставивый; радуйся, богатство и славу возненавидевый. Радуйся, суровое житие возлюбивый; радуйся, Христу последовати возжелавый. Радуйся, яко пристанища тихаго достигл еси; радуйся, яко спасению многих послужил еси. Радуйся, грядущая прозираяй; радуйся, далече сущая провидяй. Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре. Кондак 3 Сила Божия укрепляше тя на подвиги, блаженне Елеазаре, егда из обители преподобных Зосимы и Савватия изшед, в пустыню Анзерскаго острова вселился еси, идеже в безмолвии воспевал еси Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея молитву и крестное знамение яко щит непобедимый, досточудне Елеазаре, мужественно прогонял еси вражия ополчения, страховании многообразными на тя воюющая. Мы же яко воина Христова ублажаем тя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

354 ...задостойна. – Задостойник – песнопение, которое поётся на литургии вместо Богородичной песни «Достойно есть» в дни двунадесятых праздников, а также в некоторые дни Великого поста. 355 ...подобие Смоленская... – Тип иконописного изображения Богородицы, повторяющий икону, написанную евангелистом Лукой. На этой иконе Богородица изображена по пояс, правая рука на груди, а в левой она держит младенца Христа. Возможно, источником описания для Елеазара послужила икона Богородицы Смоленской Одигитрии, некогда принадлежавшая митрополиту Филиппу и хранившаяся в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. 356 «...да во имя мое поставите святую церковь ». – Вероятно, имеется в виду каменная церковь Знамения Богородицы, строительство которой было начато летом 1638 г. по грамоте царя Михаила Федоровича соловецкому игумену Варфоломею. Но храм не был достроен из-за нехватки и дороговизны строительных материалов и доноса соловецкого игумена Варфоломея на Елеазара, что тот затеял строительство самостоятельно, не посоветовавшись с братией. В конце 1640-х гг. недостроенный храм был разрушен, и в 1649 г. из освободившихся кирпичей в Анзерском ските была поставлена новая каменная Троицкая церковь . 357 ...образ пяднищной... – Икона размером в «пядь» – мера, равная длине между концами растянутых большого и указательного пальцев, около 20 с небольшим сантиметров. 362 «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницах» – патериковое Житие Елеазара, одно из трёх известных агиографических сочинений о первом анзерском строителе, содержащих биографические сведения о нем. Проложное Житие Елеазара известно в одном списке, где оно названо «Историей вкратце о преподобием Елеазаре, Анзерскаго скита началнице» (ГИМ, собр. Уварова, 886, л. 4747 об.); оно составлено не ранее 1707 г. и предназначалось для службы: повествование о подвижнике здесь имеет обзорно-информативный характер и лишено сюжетного развития. Житие Елеазара Анзерского, авторство которого приписывается анзерскому монаху Макарию, написано в 17041707 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился в конце XVI века в городе Козельске, Калужской епархии, в семье купцов Севрюковых. С детских лет он отличался любовью к книжному учению и молитве. По благословению родителей юноша поступил в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена – преподобного Иринарха (†1628; память 17 июля). В монастыре преподобный Елеазар занимался резьбой по дереву, украшая Преображенский собор обители. Здесь обнаружилось его удивительное художественное дарование. В 1612 году, взяв благословение преподобного Иринарха, преподобный Елеазар удалился отшельником на безлюдный Анзерский остров, где пребывал в постоянной молитве и богомыслии. Преподобный Елеазар добывал себе на пропитание, вырезая из дерева различные сосуды и чашки, которые оставлял на берегу. Проплывавшие мимо острова забирали эти изделия, а взамен оставляли съестные припасы. Узнав о строгом пустынножителе, на Анзерском острове стали селиться другие иноки. Они образовали скит со строгим монастырским уставом по древнему образцу. Келлии располагались в отдалении одна от другой, так что отшельники собирались лишь для воскресных и праздничных богослужений. В числе учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон . В 1616 году преподобный Елеазар принял схиму. Слух о его духовных подвигах достиг Москвы. Царь Михаил Феодорович (1613 – 1645) вызвал его к себе и просил молитв о рождении сына. Преподобный Елеазар предрек рождение наследника – царевича Алексия. В благодарность за это царь содействовал преподобному Елеазару в устроении на Анзерском острове каменного храма во Имя Пресвятой Троицы. Вернувшись в скит, преподобный Елеазар продолжал свои подвижнические труды. Он занимался книгописанием, составил и переписал три книги «Цветника», в которые включил старинные душеполезные повести. Преподобному принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался он в глубокой старости 13 января 1656 года. В 1757 году, при устроении храма над могилою преподобного, мощи его были обретены нетленными. Вероятно, тогда же преподобному Елеазару была составлена служба. Память его совершается 13 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уважая анзерского строителя, царь хотел упрочить существование скита его, грамотою 31 июля 1633 года объявил Анзерский скит независимым от монастыря и разрешил пустынникам избирать строителей из своей среды, иметь братии 12 человек и 2 мирян для рубки дров, провинившихся не посылать в Соловецкий монастырь для исправления, но смирять их по своему усмотрению. Соловецкому игумену предписывалось не вступаться в управление скитом, не посылать туда строителей, не делать пустынникам никакого притеснения и не препятствовать желающим из соловецкой братии переходить в скит. А Двинскому воеводе особою царскою грамотою, того же 31 июля 1633 года, было повелено, под опасением опалы, высылать в Анзерский скит, своевременно и сполна, назначенное содержание на казённых подводах и судах, помимо Соловецкого монастыря. Впрочем, зависть и недоброжелательство злых людей причиняли скитянам не мало скорбей и беспокойств. 13 июля 1634 года приезжали к острову злоумышленники с явною целью грабежа, но в то время приплыли к устью губы поморские ладьи, и воры, устрашившись, бежали. По жалобе Препод. Елеазара, царь, грамотою 31 января 1638 года, повелел Сумскому воеводе охранять скит от разбойников и недоброжелателей. В это время скитское братство увеличилось несколькими замечательными лицами. В 1634 году вступил в скит Никодим, который сделался любимым учеником Препод. Елеазара и, по смерти его, занял место строителя. Сюда пришёл, по стремлению к строгому подвижничеству, московский священник Никита. Скоро он принял монашеское пострижение с именем Никона. Пламенная душа Никона созревала в Анзерской пустыне в подвигах поста и молитвы для будущих трудов церковного управления в звании новгородского митрополита и потом всероссийского патриарха. Никон каждый день прочитывал псалтирь, каноны Господу Иисусу и Божией Матери и клал 1000 поклонов. Но недолго этот новый подвижник служил назидательным примером для скитского братства: промысел Божий видимо вёл его к высшему служению – и Никон переехал в Кожеозерскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сами анзерские пустынники давно желали устроить себе храм Божий, но, не имея достаточных средств, не знали, как приступить к делу. Теперь они видели, что промысл Божий печётся о них, внушив такую мысль родительнице царя. Другое обстоятельство ещё более помогло анзерским пустынникам исполнить своё желание в скором времени. Один старец, Александр Булатников, впоследствии преемник знаменитого келаря Троицко-Сергиевой лавры, Авраамия Палицына, уважаемый царём и всею его фамилией, знал лично Препод. Елеазара. Он вместе с игуменом Иринархом извещал патриарха Филарета об устроении Анзерского скита и неимении у пустынников храма. Грамотою 18 Марта 1620 года патриарх предписывал Соловецкому игумену Иринарху послать в скит плотников и срубить храм в клетку, во имя Св. Троицы с пределом Препод. Михаила Малеина, обещаясь прислать от себя образа, сосуды, облачения, книги и всё, что необходимо для богослужения. С своей стороны царь, грамотою 20 Января 1621 года, повелевал анзерским пустынникам иметь содержание от Соловецкого монастыря, не вмешиваясь в управление монастырскими угодьями, быть в послушании у соловецкого настоятеля и соборных старцев, самоволия и бесчиния не делать, мирских людей к себе не принимать, всячески удаляясь молвы и смятения. С построением храма, анзерские пустынники хотя не оставляли своих келий, но чаще стали собираться для общей молитвы. Иеромонах Варлаам совершал для них богослужение и, в качестве «строителя» скита, пользовался некоторою властью над скитянами. Сам Елеазар избегал начальствования и оставался духовным руководителем и советником братства. Но вскоре, в 1624 году, вероятно по воле царя или патриарха, он должен был принять на себя бремя правления, которое отягчилось для него потерею покровителя и друга – соловецкого игумена Иринарха. Каких духовных даров достигли оба подвижника, обнаружилось в следующем обстоятельстве: когда наступил для Иринарха смертный час, Елеазар, будучи в своём скиту, сказал братии: «друг мой и собеседник о Господе, игумен Иринарх, сегодня умирает, – мне надобно поспешить в обитель, но уже не застану его в живых».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010