( Числ.11:5 ) 19 – один из огородных Египетских овощей. Дыни и арбузы в обилии разводились и разводятся в Египте и Палестине, и составляют важный предмет пищи для народа. Сбор их обыкновенно производится с мая до ноября. Каперс (Еклл.12:5) 22 . Это слово упоминается только в указанной цитате и, по мнению некоторых талмудистов, означало деревцо, семена которого принимались внутрь для возбуждения аппетита, но в летах глубокой старости они уже теряли своё действие на желудок и не возбуждали аппетита. Потому-то Екклесиаст о старости человека и говорит: и рассыплется каперс (Еклл.12:5). Кассия ( Исх.30:24 ) 23 – ароматическая кора киннамонной кассии из семейства киннамонных дерев, растущих только в восточной Индии. Она входила в состав священного мира для священного помазания ( Исх.30:24–25 ). Упоминание Моисеем о кассии, быть может, составляет одно из древнейших доказательств о внешних сношениях уже в его время между Египтом и Индией. Кедр ( Лев.14:4 ; Иез.17:3–9 ) 24 . Слово кедр вообще употребляется в Библии для обозначения всех хвойных деревьев и особенно кедров Ливанских. В Пятикнижии Моисеевом под сим словом, вероятно, разумеется благоухающий можжевельник, но в следующих книгах под ним разумеется уже вообще настоящий кедр Ливанский, благороднейший из представителей растительного царства в Палестине. Кедр служит символом величия, силы, могущества, высоты и т. п. Кедры растут быстро и переживают иногда века. В Палестине кедры находятся только в горах Ливанских, растут также в горах Таврских, и недавно открыты также в области Аман. Большие кедровые леса на Ливане доставляли богатый лесной материал Давиду и Соломону для построения храма. Кипер ( Песн.1:13, 4:13 ) 26 . Хенна (Lenna) растение Арабов, соком которого они красят свои ногти, кисти рук, пальцы и хорошо известное в Нубии, Египте и Аравии, но встречающееся также и в окрестностях Мёртвого моря и в Святой земле, в Энгедди. Это небольшой кустарник, с чёрной корой, бледно-зелёными листьями, как y лилий, и цветущий пучками белых и жёлтых цветов, очень пахучих. Корица

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

197. Все покорится злату, говорит Писание (Еклл. 10, 19). Благодатию же Божиею мысленное (духовная жизнь) управлено будет. 198. Добрая совесть приобретается молитвою, а чистая молитва — совестию. Оне по естеству своему одна в другой имеют нужду. 199. Иаков сделал Иосифу пеструю одежду. И Господь кроткому дарует познание истины, как написано: научит Господь кроткия путем Своим (Псал. 24, 9). 200. Всегда делай доброе по силе своей, и когда предстоит случай сделать большее, не обращайся к меньшему; ибо обративыйся вспять, говорит Господь, несть управлен в Царствие Божие (Лук. 9, 62). 1. В нижеписанных (главах) худость веры тех, которые внешно только живут право, обличается теми, которые точно веруют и верно знают истину. 2. Господь, желая показать, что при всем том, что всякая заповедь обязательна, всыновление однакож даровано людям Его кровию, говорит: Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы; ибо еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17, 10). Посему царствие небесное не есть возмездие за дела, но благодать Владыки, уготованная верным рабам. 3. Раб не требует свободы, как возмездия, но благоугождает как должник, и ожидает ея, как благодати. 4. Христос умре грех наших ради по Писанием (1 Кор. 15, 3); и тем, которые добре Ему служат, дарует свободу. Ибо говорит: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Матф. 25, 23). 5. Тот еще не есть верный раб, кто утверждается на одном голом знании; но кто верует послушанием Христу, даровавшему заповеди. 6. Чтущий Владыку творит повелеваемое, и если погрешит в чем, или преслушает Его, терпит как должное, что за это найдет на него. 7. Будучи любознателен, будь и трудолюбив; ибо голое знание надымает человека. 8. Искушения, неожиданно с нами случающияся, по смотрению Божию, научают нас быть трудолюбивыми и невольно влекут к покаянию. 9. Находящия на людей прискорбности суть порождения их собственных худых дел. Но если мы перетерпим их с молитвою, то опять получим приращение благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В тех, которые удержались в монастыре, замечается почти одно наружное благоговение и точное исполнение наружных монашеских правил, столько нравящееся мирянам и вполне удовлетворяющее их: в них нет существенного монашества или встречается оно очень, очень редко, как исключение из общего порядка. Перейдем к наставлению, которое нам дает святая Церковь. Чадо, говорит Премудрый премудростью, даруемой Богом, от юности твоея избери наказание, и даже до седин обрящеши премудрость. Якоже оряй и сеяй приступи к ней и жди благих плодов ея (Сир.6:18,19). Веселися, юноше, в юности твоей, и ходи в путех сердца твоего непорочен, и не в видении очию твоею (Еклл.11:9). Сию — премудрость — возлюбих, и поисках от юности моея, и взысках невесту привести себе, и любитель бых красоты ея. Благородство славит житие Божие имущи, и всех Владыка возлюби ю: таинница бо есть Божия хитрости, и обретательница дел Его (Прем.8:2-4). Эти изречения Священного Писания относятся святыми отцами к науке из наук — монашеской жизни; впрочем, и для всякого очевидно, что они относятся не к премудрости, преподаваемой по началам мира и миродержца. Шестой Вселенский Собор, сказав в 40-м правиле, что весьма спасительно прилепляться к Богу чрез оставление мирских молв, повелел, однако, совершать пострижение с должным рассмотрением, и не прежде десяти лет, когда уже умственные способности получат достаточное развитие. Из жизнеописаний преподобных иноков видно, что большинство их вступило в монастырь в двадцатилетнем возрасте. Старость была признаваема святыми отцами не способной к монашеской жизни. Не способна к этой жизни старость! Окрепла она в навыках, в образе мыслей, притуплены ее способности! Подвиг юношеский не свойствен ей! Преподобный Антоний Великий первоначально отказался принять в монашество шестидесятилетнего Павла Препростого, сказав ему, что он не способен к монашеской жизни именно по старости. Напротив того, многие отцы вступили в монастырь в детском возрасте, и достигли высокого духовного преуспеяния по причине целости произволения, непорочности, прямого стремления к добру и восприимчивости, столько свойственных детскому возрасту

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Друг-священник: почему бы и нет? Дружба, как и все в нашем мире, может быть искажаема. 28 июня, 2016 Дружба, как и все в нашем мире, может быть искажаема. Могут ли дружить священник и прихожанин? Что может помешать такой дружбе? Размышляет протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Чернологоловки Московской области) Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: Анна Гальперина/artos.name Вы — друзья мои А почему нет? Дружить в принципе лучше, чем не дружить. Посмотрите сколько замечательных слов в Библии сказано о дружбе. Вот, например, слова премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еклл. 4.9-12). Да, и Сам Господь называет своих учеников именно этим словом: «Вы — друзья Мои» (Ин. 15.14). И Его слова, которые так актуальны именно в эти дни праздника Троицы, — «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20), разве они не про друзей, или эти двое могут быть недругами или врагами? Заметьте, Господь посылает на проповедь своих учеников по двое (Мк. 6.7), и я думаю это делается совсем не из за утилитарных соображений. Все мы знаем, какое важное место в нашей жизни занимает любовь — это наибольшая заповедь по слову Спасителя (См. Мф. 22:37-40 ). В греческом языке для слова «любовь» существует несколько глаголов: то, что мы могли бы перевести как «дружеская привязанность», по-гречески звучит как «филия». «Филия» (дружба, чувственная привязанность), как и «агапе» (любовь, которая покоится на решении воли, именно этот глагол стоит в заповеди Христа о любви к врагам (Мф. 5.44)) встречается в Евангельских текстах. И, скорее всего, как утверждают специалисты, Сам Господь не делал разницы между этими словами, хотя бы потому что Он говорил по-арамейски, а в этом языке, как и в еврейском и русском одно слово для любви. Но мне кажется важным, что в Евангелиях, которые записывали на греческом, появилось не только «агапе», но и «филия».

http://pravmir.ru/svyashhennik-i-prihozh...

Пользуясь чужими трудами и притесняя других, нечестивцы страшно возгордились, над всем издеваются, произносят богохульные речи (5–9 стт.). Обращая внимание на их благоденствие, народ увлекается их скептицизмом (10–12 стт.). Видя все это, Псалмопевец едва не пал духом и не счел ошибочной свою праведную жизнь (13–14 стт.). Для успокоения начавшейся вслед за тем душевной борьбы он отправился во Святилище Божие вопросить Бога (на основании закона или особого откровения 99 (15–17 стт.). Он узнал, что нечестивые стоят на скользком пути. Они быстро низвергаются в пропасть и, как сон при пробуждении, быстро гибнет их богатство (18–20 стт.). Объяснив своим невежеством предыдущие сомнения, Псалмопевец признает общение с Богом единственным источником истинного блаженства и верит в достижение этого общения (21–24 стт.). Ты, говорит Псалмопевец Господу, постоянно руководишь меня своим, советом и наконец ( – по смерти. Еклл. 3:22; Иов. 21:21 ) примешь меня ( – Быт. 5:24 ) в славу ( – в свое славное царство. Мф. 25:31 ). Кто мне на небе? – т. е., никого нет – вопрос, предполагающий отрицательный ответ ( Числ. 23:10 ; Ис. 53:1 ; Иов. 9:12 ), – и с Тобою не хочу ничего на земле, – т. е. наслаждаться ничем не хочу 100 ( – Быт. 34:19 ; 2Цар. 20:11 ). Господь часть моя на веки ( –26 ст.). Удаляющиеся от Господа гибнут, а приближающиеся к Нему счастливы (27–28 стт.). Из псалма ясно видно, что Божественное Правосудие в земной жизни, по мнению Псалмопевца, не выполняется. Настоящее благоденствие для Псалмопевца не нужно. Для него дороже всего мира жизнь вблизи Бога и общение с Ним. Этого общения он некогда достигнет. Анализ 15-го псалма. Псалмопевец возлагает на Бога все свои надежды и упования. На земле он считает высочайшим для себя счастьем пребывание в храме Божием. Псалмопевец постоянно видел Божественное Промышление о себе, а потому он непоколебим (1–8 стт.). Среди внешних бедствий он не только не печалится, а даже радуется всем своим существом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И хотя Лаван не желает отпускать совершающийся под его руководством труд доброделания, замечая, что и сам он обогащается за счет него, становясь совершеннее и возвышеннее ( Быт. 30:27 ), Иаков не соглашается служить ему бесконечно, говоря: «Когда же я буду работать для своего дома» ( Быт. 30:30 )? Впрочем, прежде чем посвятить Господу все время, он вынужден служить под руководством страха лаванова еще шесть лет за скот ( Быт. 31:41 ), совершая различные дела одними естественными своими силами. При этом не случайно Иаков просит у Лавана всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз ( Быт. 30:32 ), ибо со времени грехопадения невозможно стало человеку совершать как чисто добрые дела, т.е. иметь белых овец, так и дела чисто злые, т.е. иметь черных коз ( Быт. 30:33 ). Скорее даже можно найти «черную овцу», нежели «черную козу», ибо «добро нашего падшего естества перемешано со злом, а поэтому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают ее с ядом». 55 Ныне все дела человеческие по качеству своему – относительно добрые и относительно злые. С одной стороны, нет человека праведного на земле, который делал бы добро, и не грешил бы (Еклл. 7:20), а с другой – нет и такого человека, который бы делал одно только зло и совсем не делал добра. 56 Зло смешалось и сорастворилось с природным добром, и теперь «с самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования, ни на кратчайшую минуту, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла», 57 и наоборот. По этой причине, в обществе падшего человечества «называется добрым тот человек, который делает наименее зла, а злым тот, который делает наименьше добра», 58 перед Богом же все наши дела – как запачканная одежда ( Ис. 64:6 ), и спасение зависит не от них, но от милости Божией. Почему и Иаков, хотя и стал весьма, весьма богатым во мнении людском, и было у него множество мелкого скота и крупного скота, и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов ( Быт. 30:43 ), однако спасся он не благодаря этому, а скорее – вопреки. Страх Божий обманывает служащего ему, и раз десять переменяет обещанную ему награду ( Быт. 31:7 ), и даже преследует его, угрожая наказанием ( Быт. 31:23 ), пока Бог не заступается за служителя Своего ( Быт. 31:42 ) и не запрещает страху говорить ни доброго, ни худого ( Быт. 31:24 ). Впрочем, все созданные этим страхом иллюзии душа богобоязненная забирает с собой ( Быт. 31:19 ) и прячет их так, что обнаружить их не удается даже при тщательном рассмотрении ( Быт. 31:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Он построил себе прекрасные дома, посадил виноградники, цветники, сады, среди которых били фонтаны. Он накупил рабов и наложниц, окружил себя певцами и певицами. Глаза его день и ночь радовали сокровища. «Ни в чем, что очи мои просили, я не отказывал им, Ни от какой я радости не удерживал сердце… Но оглянулся я на дела, что сделали руки мои, И на труды, над которыми трудился, — И вот, все — суета и погоня за ветром!» (Еклл 2:10–11) Этот мрачный припев о суетности лейтмотивом проходит через всю книгу. Представление иудеев о том, что Сущий — все, а человек ничто, приняло у Экклезиаста крайнюю, отрешенно–холодную форму. Бог кажется равнодушным к миру, которому Он предоставил кружиться по предписанным законам без всякой цели. Неизвестно даже, желает ли Он блага своим творениям. Даже когда человек надеется, что есть какой–то нравственный миропорядок, он ошибается. Нет настоящей награды добрым, да и сама награда в этом мире — что она, как не суета сует? Едва ли во всей литературе еще найдется книга с таким безысходным мирочувствием. Без пафоса, спокойно и беспристрастно Проповедник уничтожает все опоры жизни, оставляя людям лишь жалкое подобие надежды. Ведь именно благополучие в этой жизни считалось обещанной Богом наградой. Но если этот единственный дар отравлен, — к чему он? На первый взгляд кажется непостижимым, как могла подобная книга попасть в Библию. Известно, что учители иудейства много спросили, прежде чем решились дать ей место рядом с творениями мудрецов, Пророками и Законом. Тем не менее они это сделали. Иерусалимский философ поднес людям чашу с горьким напитком, но то был напиток исцеляющий. Уверенность в том, что высшее благо ограничено земными пределами, была преградой на пути израильской религии. Экклезиаст разрушил это препятствие. Ценность воды по–настоящему познается в пустыне, жажда вечности пробуждается, когда человек отдает себе отчет о мимолетности земного. В этом заключается великий смысл отрицательного опыта Экклезиаста. ИУДЕЙСТВО И ЭЛЛИНИЗМ Эллинизация. Книга Даниила Иудея. 168–166 гг. до Р.Х.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

186. Совесть есть естественная книга (велений Божьих): деятельно читающий оную получает опыты Божественного заступления. 187. Кто не подъемлет произвольно трудов за истину (в защиту ее), тот невольными гораздо тяжелее наказан будет. 188. Кто, познав волю Божью, посильно исполняет ее, тот чрез малые труды избежит великих. 189. Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается. 190. Господь сокровен в заповедях Своих и ищущими Его обретается по мере (исполнения их). 191. Не говори: я исполнил заповеди и, однако ж, не обрел Господа. Все, право ищущие Его, обрящут мир. 192. Мир есть избавление от страстей, которого нельзя обресть без воздействия Святого Духа. 193. Иное есть исполнение заповеди, а иное добродетель, хотя одно от другого взаимно заимствуют они поводы к добру. 194. Исполнением заповеди называется совершение делом повеленного, а добродетелью то (сердечное настроение), когда (ради коего) сделанное воистину благоугодно Богу. 195. Как чувственное богатство, хотя одно, но многоразлично судя по предметам стяжания, так и добродетель одна, но имеет многообразные делания. 196. Кто, не имея дел, мудрствует и говорит слова (беседы о том, как жить), тот является богатым от неправды и «труды его», по Писанию, «в домы чуждые входят» ( Притч. 5, 10 ). 197. Все покорится злату, говорит Писание (Еклл. 10, 19). Благодатью же Божьей мысленное (духовная жизнь) управлено будет. 198. Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва – совестью. Они по естеству своему одна в другой имеют нужду. 199. Иаков сделал Иосифу пеструю одежду. И Господь кроткому дарует познание истины, как написано: «научит Господь кроткия путем Своим» ( Псал. 24, 9 ). 200. Всегда делай доброе по силе своей и, когда предстоит случай сделать большее, не обращайся к меньшему, ибо «обратившийся вспять», говорит Господь, «несть управлен в Царствие Божие» ( Лук. 9, 62 ). 44 Monologistos – однословный, одним словом – решительный. Старцы многие, когда встречалось недоумение, молились и получали разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Обретается Ревекка в городе Нахора ( Быт. 24:10 ) – месте погибающей плоти, ибо удобнее формировать памятование о смерти при постоянном созерцании смерти, и в этом отношении лучше ходить в дом плача об умершем, нежели в дом веселья (Еклл. 7:2). Сформированная таким образом память способна напоять жизненными соками все силы души, делая их выносливыми для жизни пустынной ( Быт. 24:20 ), т.е. невосприимчивыми к страстям, ибо кто действительно понял, что есть предел жизни сей, тот только может положить предел и своим согрешениям ( Сирах. 7:39 ). Супружеский союз Исаака и Ревекки – это блаженное умилительное болезнование души, которое «не возносится, и не дает себе никакого утешения, но ежечасно воображает исход свой из сего мира». 45 Первоначально такой союз доставляет только бесплодное и долговременное мучение страхом, когда воображение наполняется ужасом, сердце томится невыносимой тоской и холодный трепет пробегает по телу от живого воспоминания о смерти, пока не зачнется необходимое и спасительное чувство печали ( Быт. 25:21 ). Это чувство, рождаясь, делится на два вида. Сначала рождается Исав – печаль телесная, или мирская; вслед за тем рождается Иаков – печаль душевная, или печаль ради Бога ( Быт. 25:26 ). И хотя эти виды печали сходны по внешности ( Быт. 25:24 ), однако сущность их различна. Первый вид печали производит смерть, сосредотачиваясь на созерцании того, что не выходит за пределы тела, тогда как второй производит неизменное покаяние ко спасению ( 2Кор. 7:10 ). Однако Исаак, как показывает опыт жизни, больше «любит» Исава, потому что дичь его приходится по вкусу его, т.е. печаль о мирском сильней и быстрей удручает душу, нежели печаль о Божественном ( Быт. 25:28 ). А Иаков, которого больше любит Ревекка, когда умертвит козлов ( Быт. 27:14 ), т.е. очистится от грехов ( Чис. 7:16 ) и наложит на себя их кожу, оставив в себе одно лишь сознание греха ( Быт. 27:16 ), тогда только и получит преимущественное перед Исавом положение ( Быт. 27:37 ). А до этого предстоит еще испытать продолжительный голод ( Быт. 26:1 ) – лишение Божией благодати из-за дел плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Это развитие есть развитие органическое, отличающееся характером строгой последовательности и постепенности. Благодать Божия, посеявшись в земле человеческого сердца, при создании нормальных для нее условий постепенно возрастает в человеке, распространяясь по всем силам его души, и, органически связываясь с ними, изменяет злые их свойства на свойства благие. Правда, естество человеческое, созданное по образу и подобию Высшего Добра, не может не заключать в себе по самому естеству своему благих и добрых свойств. Эти свойства обычно именуются природными, естественными добродетелями, 1642 которые «недалеки от нашего естества». 1643 Никто не спорит, что в душе человеческой есть «естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе»; 1644 в то же время не нужно забывать, что падение, исказившее человеческую природу, исказило и все добродетельные свойства этой природы, так что естественные добродетели на самом деле и не добродетели вовсе, а грех и нечистота. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро, и не грешил бы» (Еклл. 7:20), – сказал один из премудрых. Наше добро, оскверненное в падении примесью зла, получило свойство мнимого добра или лучше сказать величайшего зла, так что все правды наши также отвратительны для Бога, как запачканная одежда для человека ( Ис. 64:6 ). Объясняется это тем, что «добро нашего падшего естества перемешано со злом, а поэтому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают ее с ядом». 1645 Поэтому душепагубно добро падшего естества. Делающий это добро развивает в себе падение, развивает в себе мнение о себе и своем добре, давая ему несвойственную цену. Оценивая же свое добро незаслуженно высоко, он впадает, не понимая того, в богохульство и отвержения Христа, выражая ту мысль, что Искупление и Искупитель не были необходимостью для спасения, потому что есть возможность удовлетворить своему спасению собственными средствами – добрыми делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

  001     002