Святые и боговодимые [мужи] весьма хорошо познали, как сказано, созерцание ее, сотворив ее безупречным оком всех своих деяний, угодных Богу, и делали попечение о ней целью всех своих устремлений в безмолвии — очевидно, что не без Духа, двигавшего их сердечно и сущностно (™nupost£twj) ясным духовным восприятием (a«sq»sei ™narge‹ noer´). Ибо до действия Духа (™nerge…aj pneumatikÁj) совершенно ненадежно напрягать ум в созерцании, чтобы не учинил нам сатана, стремясь ввести нас в заблуждение, вместо света мрак, а вместо спасения гибель. Ибо всему свой срок Еклл. 3, и добродетель (tÕ kalÒn), которая не смотрит на сроки, многих погубила. Пусть Бог, изобильный податель благ, воздаст нам должное по своей благодати. . МАРК ЭФЕССКИЙ СИЛЛОГИЧЕСКИЕ ГЛАВЫ О РАЗЛИЧЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ И ЭНЕРГИИ ПРОТИВ ЕРЕСИ АКИНДИНИСТОВ Перевод с древнегреческого монаха Андроника (А.Ф. Лосева), редакция перевода и примечания   А.Г. Дунаева 1. Если божественная сущность и энергия есть одно и то же, то [происходящее] из сущности будет и из энергии, а [происходящее] из энергии будет и из сущности. И таким образом Сын и Дух будут из энергии; и уже не будут они только порождением и исхождением, но и результатом энергий и произведением. С другой же стороны, тварь  [будет происходить] из [самой] сущности и [окажется] не только результатом энергии, но и порождением [сущности]. Однако то и другое нечестиво и чуждо истины. 2. Кроме того, если сущность и энергия — одно и то же, то необходимо, чтобы Бог вместе с бытием везде и совершенно действовал. Следовательно, тварь [ окажется] совечной Богу, который действует от вечности, как учат эллины  . 3. Если приемлющее тождественный смысл есть также взаимно с ним тождественное, то Петр и Павел, приемлющие на себя один и тот же смысл человека, будут также тождественны между собою. Однако они не тождественны. Следовательно, сущность и энергия, приемлю щие один и тот же смысл простоты, нетварности и бестелесности, не суть уже по этому самому тождественны между собою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Из этого видно, что погибель небес означает не уничтожение, а изменение к лучшему. О них говорится: «будет небо новое и земля новая, которыя Я сделаю пребывающими пред лицом Моим». Ибо если о святых написано 55 : «все мы умрем, но не все изменимся» ( 1Кор. 15 ) и в надписаниях четырех псалмов читается: о изменяемых : то во сколько более следует признать это в отношении неба и солнца и звезд, когда луна получит свет от солнца, и солнце будет сиять в семь раз большим светом? Поэтому и вся тварь совокупно стенает и мучится, ожидая откровения сынов Божиих, чтобы измениться к лучшему ( Рим. 8 ). И не только души людей, которые бессмертны, но и тела изменятся, [приняв] прославленную природу. Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие ( 1Кор. 15:53 ). Когда же небо обветшает и земля, а следовательно то, что обнимается кругом неба, и люди, живущие на земле, умрут, как и она, не для уничтожения своего, но для истребления прежнего ничтожества и обновления будущей славы, когда праведницы просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ), и по удалении прежнего и ветхого, все будет новым. Некоторые погибель и обветшание понимают в смысле уничтожения и смерти, по оному, что мы читаем в соборном послании: нынешняя небеса и земля темже словом огню блюдома ( 2Петр. 3:7 ), и еще: стихии опаляеми растаются (там же, ст. 10). Таково же и мнение философов мирских, что все, видимое нами, погибнет от огня. Поэтому и апостол говорит: преходит образ мира сего, не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна ( 1Кор. 7:31 ; 2Кор. 4:18 ). Нечто подобное пишет и апостол Иоанн: мир преходит и похоть его ( 1Ин. 2:17 ). И в еврейском тексте говорится: небеса исчезнут как дым , или по Акиле и Симмаху: умалятся до уничтожения и, подобно соли, разложатся и испарятся, из коих первый сказал λσϑησαν, второй λσουσιν, что, очевидно, происходит от разложения и испарения соли. Вместо этого Семьдесят, – не понимаю, с какою целию, – [перевели]: небо утверждено как дым : ибо если твердость понимается в смысле крепости, то как можно сравнивать с дымом то, что твердо? Разве то может быть можем мы сказать, что вся твердость и сила и крепость небес сравнивается в ветром пустым и дымом, который разлагается в воздух, по Екклезиасту: суета суетствий и всяческая суета (Еклл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Здесь (в мнении блаженного Августина ), по-видимому, следует считать, что душа сотворена в первый день, когда творился духовный мир. Об этом также говорит протоиерей Николай Иванов : «Небо – это весь духовный мир, то есть как весь мир ангельский, бытие которого исповедует Церковь , так и весь человеческий духовный мир, то есть все то, что в человеке является духовным, называемым, согласно принятой Церковью терминологии, духом, душой, бесплотным, невещественным (то есть то, что несводимо к объектам, изучаемым физикой» (11: 70). Однако такое понимание происхождения души связано с двумя недостатками. Во первых остается непонятным почему об этом не сказано в Библии конкретно, в то время, как о создании тела человека сказано вполне определенно, хотя «по откровенному учению тело, по сравнению с душою, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души оно мертво есть ( Иак. 2:26 ), есть прах, чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еклл. 12: 7)» (50: 175). Другим недостатком, причем весьма серьезным, является необходимость считать, что Бог вначале сотворил богообразную душу, а только потом стал размышлять об этом в Своем Совете: сотворим человека по образу Нашему… ( Быт. 1:26 ). Отметим, что некоторые авторы, полагая, что душа произошла в результате вдуновения Божиего, не говорят, что она была именно вдунута в тело и вообще не конкретизируют способ ее происхождения (святитель Иоанн Златоуст , преподобный Иоанн Дамаскин и др.); Рассмотрим еще один вариант понимания библейского рассказа о происхождении человека, который, по нашему мнению, лишен указанных недостатков. Суть этого варианта заключается в следующем. Из праха земногоБогом было создано не только одно тело, но также и «заготовка» для будущего духовного существа человека, или исходное духовное существо человека. Таким образом, с одной стороны, это было уже не просто безжизненное тело, а, с другой – еще и не человек в полном смысле этого слова. Это был «будущий человек».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С учетом очевидности того, что уврачевано (исцелено) может быть только воспринятое 307 , можно сделать вывод (в рамках положения о решающем значении исцеления Иисусом Христом в Самом Себе греховного человеческого естества) о восприятии человеческим естеством Иисуса Христа всех последствий первородного греха, именно для возможности их исцеления. Действительно, из Священного Писания известно, что тело воскресшего Иисуса Христа было преображено (изменено). Оно приобрело новые свойства, в частности: возможность проходить сквозь стены 308 , стало бессмертным 309 и бесстрастным 310 . В связи с этим, тем более, следовало бы предположить и изменение собственно духовного состояния человеческого естества Спасителя. Это обусловлено тем, что душа важнее тела, ибо: «по откровенному учению тело, по сравнению с душою, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души оно мертво есть ( Иак. 2: 26 ), есть прах, чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еклл. 12: 7)» (40: 175); «… при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа» (свт. Иоанн Златоуст ) (58: 105). Кроме того, как уже говорилось выше, именно духовное состояние прародителей в раю и определило, в том числе, физическое состояние как их самих, так и их потомков. Однако в Писании ничего не говорится об изменении собственно духовного состояния человеческого естества Спасителя, в котором Его человеческая воля полностью подчинялась Его божественной воле. Как отмечает протоиерей Николай Малиновский : «Отцы VI-ro Вселенского Собора определили, что должно исповедовать во Христе “две естественные воли и действия, согласно сочетавшие между собою для спасения рода человеческого”. Они существуют одна в другой и одна возле другой, не уничтожая друг друга и однако не противореча и не разноглася между собою, так как “человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле”, – существуют “нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно”» (10: 388. Кн. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кн. 7. Гл. 28, § 43). Здесь (в мнении блаженного Августина ), по видимому, следует считать, что душа сотворена в первый день, когда творился духовный мир. Об этом также говорит протоиерей Николай Иванов : «Небо – это весь духовный мир, то есть как весь мир ангельский, бытие которого исповедует Церковь , так и весь человеческий духовный мир, то есть все то, что в человеке является духовным, называемым, согласно принятой Церковью терминологии, духом, душой, бесплотным, невещественным (то есть то, что несводимо к объектам, изучаемым физикой)» (22: 70). Однако такое понимание происхождения души связано с двумя недостатками. Во-первых, остается непонятным почему об этом не сказано в Библии конкретно, в то время, как о создании тела человека сказано вполне определенно, хотя «по откровенному учению тело, по сравнению с душою, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души оно мертво есть ( Иак. 2: 26 ), есть прах, чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еклл. 12: 7)» (40: 175). Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «… при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа» (58: 105). Другим недостатком, причем весьма серьезным, является необходимость считать, что Бог вначале сотворил богообразную душу, а только потом стал размышлять об этом в Своем Совете: сотворим человека по образу Нашему… ( Быт. 1: 26 ). О данном Совете протоиерей Григорий Дьяченко пишет: «Так как Бог имеет три лица, то сначала между лицами Божества было как бы совещание о том, как сотворить человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему ( Быт. 1: 26 ), такого сотворим, который был бы Нам подобен, который владел бы рыбами в воде, птицами в воздухе, животными на суше, и всею землею, и всем, что на земле, который чувствовал бы цену всего и умел бы пользоваться всем» (11: 72). Отметим, что некоторые авторы, полагая, что душа произошла в результате вдуновения Божиего, не говорят, что она была именно вдунута в тело и вообще не конкретизируют способ ее происхождения (свт. Иоанн Златоуст , прп. Иоанн Дамаскин и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Не следовало бы делать первого неосторожного шага, но все же есть возможность обратного движения. И птица иногда успевает вырваться из сетей, разорвать их когтями и клювом. Тем более человеку можно вырваться из сетей зла. Как бы далеко он ни ушел по пути погибели, покуда он жив, его спасение не безнадежно. Силой рассуждения об опасности своего положения, силой воли, при помощи благодати Божией, он может высвободиться из сетей, в которых увяз. Для этого пусть он возлюбит покаяние и поспешит отстать от пагубных для него знакомств, даже если бы это было так же тяжело и болезненно, как если бы рубили ему руки и ноги, вырывали глаза. Лучше лишиться руки, ноги и глаза, то есть общества дорогих, но вредных для нас лиц, чем попасть в геенну огненную. Пусть он променяет это общество на общение с людьми, по-христиански мыслящими и живущими; пусть не пренебрегает их обличениями и вразумлениями, как пренебрег обличениями Иоанна Крестителя Ирод с Иродиадой; пусть подражает мытарям и грешникам, которые смиренно выслушивали резкие обличения Предтечи, когда он называл приходивших к нему порождениями ехидны ( Лк.3:7 ), то есть диавола, образом которого служит змея со времени падения наших прародителей, увлеченных в обман змием – диаволом. Обличения, исходящие от людей доброжелательных, правдивые, но суровые и жесткие (Еклл.7:5; Притч.12:6 ), драгоценнее речей льстивых. И если бы обличитель-доброжелатель потребовал от тебя того же, чего требовал Иоанн, когда вопиял приходившим к нему: приготовьте путь Господу, сделайте прямыми стези Ему ( Лк.3:4 ), – а для этого надлежало бы приложить напряженные усилия, подобные тем, с какими очищается дорога для царского пути по непроходимой пустыне, – должно беспрекословно покориться этому требованию. Грехи отлучают нас от Христа, а вне общения с Ним нельзя спастись. Стало быть, желающий спастись не должен жалеть усилий для очищения себя от скверн греховных, для искоренения пристрастия к чувственным удовольствиям, к тленным благам и гордости и для утверждения в себе благочестия и добродетели. В этом и состоит тот подвиг покаяния, которого требовал Предтеча от приходивших к нему в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

III. Виленской иконы Божией матери. Привезена в Вильну Еленою, дочерью Uoahha III , при вступлении в супружество с Александром, князем литовским в 1495 г. Находится в Виленском троицком монастыре. Виленской иконы Божией Матери, явившейся в 1341 г. Находится в предместии Вильны в мужском монастыре. IV. Муч. Христофора савванта, убитого сарацынами в 8 веке в Палестине. Мин. Мюллер. (сн. 8 и 20). Анастасия . 1621. 51 (сн. 13 апр.). Св. муч. Павла . Ап. 346 (сн. 16 апр. IV). V. Симеона , еп. персидского и дружины. Вас. 43. Екл. Петр. Нан. 2. Мст. и др. многие (17 апр.). Апп. Аристарха, Пуда и Трофима . Иер. Кал. Акад. М. 11 и 12 в. МКр. и многие (15 апр.). Фомаиды муч. Сирл. Шиф. и др. (13 апр.). Тивуртия и Валериана . Неап. (22 нояб.). Муч. Павсилиппа. Акад. 1. Нан. 2. Слепч. (8 апр.). Пр. Зосимы и Марии египетской. Син. 1 (апр. 4 и 1). Иакова пресвитера и Азы диакона. Вас. Петр. Сирм. и др. В Екл. Иакова епископа не верно. (10 апр.). Св. блаженного отца Тимофея . Филим. (21 февр.). Александры царицы. 1621. 51 (апр. 21). Кириака , патриарха иерусалимского. Тур. (28 окт.). Елевферия перса. Хлуд. 154. Сирм. (13 МГр.). Зоила римлянина. Сирм. (13 апр.). Феодосия, Василида и Геронтия . Клар. (1 и 13 апр.). Иоанна кладязника. 240 (29 мар.). Муч. Крискента . CI. 2. Хлуд. 134 (13 апр.). Афанасии игумении. 51 (12 апр.). Анания и Авделая . 51 (17 апр.). Праздник ризы Господней , яже принесена бысть от персской страны. 201 (10 июля). Саввы готфа. Муз. 13. (апр. 15). Муч. Леонида . Муз. 13 (апр. 16). 15 I. Свв. апп. от 70 Аристарха, Пуда и Трофима , † при Нероне в Риме. Вас. 240. Коал 2. У. 1298. М. Феоктист. Соф. М. 1400. Служба. (Муз. 13. 2. апр 13. Иер. Кал. Акад. М. 11 и 12 в. и др. апр. 14. Аристарха Сирл. 27 апр. Трофима Флор. XI в. 19 июня, Шифл. 31 июня Пуда в синаксаре минеи Унд. 85 августа 31. М. Р. мР. А. У. Аристарха 4 авг. мР. Р. А. У. Пуда 19 мая, мР. А. В. У. Трофима 29 дек.). Св. муч. Саввы готфского в 372 г в Муссове в Валахии. Вас. Иер. Кал. Петр. Нан. 2. Мст. и др. (УКр. Тур. Мед. Мил. М. Р. 12 апр. Муз. 13 апр. 14. Клар. 2 апр. 17. Сирл. МГр. 18 апр. Екл. 28 окт. Син. 1. Еклл. втор. 1295 29 окт. МГр. 31 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002