( Числ.11:5 ) 19 – один из огородных Египетских овощей. Дыни и арбузы в обилии разводились и разводятся в Египте и Палестине, и составляют важный предмет пищи для народа. Сбор их обыкновенно производится с мая до ноября. Каперс (Еклл.12:5) 22 . Это слово упоминается только в указанной цитате и, по мнению некоторых талмудистов, означало деревцо, семена которого принимались внутрь для возбуждения аппетита, но в летах глубокой старости они уже теряли своё действие на желудок и не возбуждали аппетита. Потому-то Екклесиаст о старости человека и говорит: и рассыплется каперс (Еклл.12:5). Кассия ( Исх.30:24 ) 23 – ароматическая кора киннамонной кассии из семейства киннамонных дерев, растущих только в восточной Индии. Она входила в состав священного мира для священного помазания ( Исх.30:24–25 ). Упоминание Моисеем о кассии, быть может, составляет одно из древнейших доказательств о внешних сношениях уже в его время между Египтом и Индией. Кедр ( Лев.14:4 ; Иез.17:3–9 ) 24 . Слово кедр вообще употребляется в Библии для обозначения всех хвойных деревьев и особенно кедров Ливанских. В Пятикнижии Моисеевом под сим словом, вероятно, разумеется благоухающий можжевельник, но в следующих книгах под ним разумеется уже вообще настоящий кедр Ливанский, благороднейший из представителей растительного царства в Палестине. Кедр служит символом величия, силы, могущества, высоты и т. п. Кедры растут быстро и переживают иногда века. В Палестине кедры находятся только в горах Ливанских, растут также в горах Таврских, и недавно открыты также в области Аман. Большие кедровые леса на Ливане доставляли богатый лесной материал Давиду и Соломону для построения храма. Кипер ( Песн.1:13, 4:13 ) 26 . Хенна (Lenna) растение Арабов, соком которого они красят свои ногти, кисти рук, пальцы и хорошо известное в Нубии, Египте и Аравии, но встречающееся также и в окрестностях Мёртвого моря и в Святой земле, в Энгедди. Это небольшой кустарник, с чёрной корой, бледно-зелёными листьями, как y лилий, и цветущий пучками белых и жёлтых цветов, очень пахучих. Корица

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

Не следовало бы делать первого неосторожного шага, но все же есть возможность обратного движения. И птица иногда успевает вырваться из сетей, разорвать их когтями и клювом. Тем более человеку можно вырваться из сетей зла. Как бы далеко он ни ушел по пути погибели, покуда он жив, его спасение не безнадежно. Силой рассуждения об опасности своего положения, силой воли, при помощи благодати Божией, он может высвободиться из сетей, в которых увяз. Для этого пусть он возлюбит покаяние и поспешит отстать от пагубных для него знакомств, даже если бы это было так же тяжело и болезненно, как если бы рубили ему руки и ноги, вырывали глаза. Лучше лишиться руки, ноги и глаза, то есть общества дорогих, но вредных для нас лиц, чем попасть в геенну огненную. Пусть он променяет это общество на общение с людьми, по-христиански мыслящими и живущими; пусть не пренебрегает их обличениями и вразумлениями, как пренебрег обличениями Иоанна Крестителя Ирод с Иродиадой; пусть подражает мытарям и грешникам, которые смиренно выслушивали резкие обличения Предтечи, когда он называл приходивших к нему порождениями ехидны ( Лк.3:7 ), то есть диавола, образом которого служит змея со времени падения наших прародителей, увлеченных в обман змием – диаволом. Обличения, исходящие от людей доброжелательных, правдивые, но суровые и жесткие (Еклл.7:5; Притч.12:6 ), драгоценнее речей льстивых. И если бы обличитель-доброжелатель потребовал от тебя того же, чего требовал Иоанн, когда вопиял приходившим к нему: приготовьте путь Господу, сделайте прямыми стези Ему ( Лк.3:4 ), – а для этого надлежало бы приложить напряженные усилия, подобные тем, с какими очищается дорога для царского пути по непроходимой пустыне, – должно беспрекословно покориться этому требованию. Грехи отлучают нас от Христа, а вне общения с Ним нельзя спастись. Стало быть, желающий спастись не должен жалеть усилий для очищения себя от скверн греховных, для искоренения пристрастия к чувственным удовольствиям, к тленным благам и гордости и для утверждения в себе благочестия и добродетели. В этом и состоит тот подвиг покаяния, которого требовал Предтеча от приходивших к нему в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Из этого видно, что погибель небес означает не уничтожение, а изменение к лучшему. О них говорится: «будет небо новое и земля новая, которыя Я сделаю пребывающими пред лицом Моим». Ибо если о святых написано 55 : «все мы умрем, но не все изменимся» ( 1Кор. 15 ) и в надписаниях четырех псалмов читается: о изменяемых : то во сколько более следует признать это в отношении неба и солнца и звезд, когда луна получит свет от солнца, и солнце будет сиять в семь раз большим светом? Поэтому и вся тварь совокупно стенает и мучится, ожидая откровения сынов Божиих, чтобы измениться к лучшему ( Рим. 8 ). И не только души людей, которые бессмертны, но и тела изменятся, [приняв] прославленную природу. Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие ( 1Кор. 15:53 ). Когда же небо обветшает и земля, а следовательно то, что обнимается кругом неба, и люди, живущие на земле, умрут, как и она, не для уничтожения своего, но для истребления прежнего ничтожества и обновления будущей славы, когда праведницы просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ), и по удалении прежнего и ветхого, все будет новым. Некоторые погибель и обветшание понимают в смысле уничтожения и смерти, по оному, что мы читаем в соборном послании: нынешняя небеса и земля темже словом огню блюдома ( 2Петр. 3:7 ), и еще: стихии опаляеми растаются (там же, ст. 10). Таково же и мнение философов мирских, что все, видимое нами, погибнет от огня. Поэтому и апостол говорит: преходит образ мира сего, не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна ( 1Кор. 7:31 ; 2Кор. 4:18 ). Нечто подобное пишет и апостол Иоанн: мир преходит и похоть его ( 1Ин. 2:17 ). И в еврейском тексте говорится: небеса исчезнут как дым , или по Акиле и Симмаху: умалятся до уничтожения и, подобно соли, разложатся и испарятся, из коих первый сказал λσϑησαν, второй λσουσιν, что, очевидно, происходит от разложения и испарения соли. Вместо этого Семьдесят, – не понимаю, с какою целию, – [перевели]: небо утверждено как дым : ибо если твердость понимается в смысле крепости, то как можно сравнивать с дымом то, что твердо? Разве то может быть можем мы сказать, что вся твердость и сила и крепость небес сравнивается в ветром пустым и дымом, который разлагается в воздух, по Екклезиасту: суета суетствий и всяческая суета (Еклл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Здесь (в мнении блаженного Августина ), по-видимому, следует считать, что душа сотворена в первый день, когда творился духовный мир. Об этом также говорит протоиерей Николай Иванов : «Небо – это весь духовный мир, то есть как весь мир ангельский, бытие которого исповедует Церковь , так и весь человеческий духовный мир, то есть все то, что в человеке является духовным, называемым, согласно принятой Церковью терминологии, духом, душой, бесплотным, невещественным (то есть то, что несводимо к объектам, изучаемым физикой» (11: 70). Однако такое понимание происхождения души связано с двумя недостатками. Во первых остается непонятным почему об этом не сказано в Библии конкретно, в то время, как о создании тела человека сказано вполне определенно, хотя «по откровенному учению тело, по сравнению с душою, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души оно мертво есть ( Иак. 2:26 ), есть прах, чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еклл. 12: 7)» (50: 175). Другим недостатком, причем весьма серьезным, является необходимость считать, что Бог вначале сотворил богообразную душу, а только потом стал размышлять об этом в Своем Совете: сотворим человека по образу Нашему… ( Быт. 1:26 ). Отметим, что некоторые авторы, полагая, что душа произошла в результате вдуновения Божиего, не говорят, что она была именно вдунута в тело и вообще не конкретизируют способ ее происхождения (святитель Иоанн Златоуст , преподобный Иоанн Дамаскин и др.); Рассмотрим еще один вариант понимания библейского рассказа о происхождении человека, который, по нашему мнению, лишен указанных недостатков. Суть этого варианта заключается в следующем. Из праха земногоБогом было создано не только одно тело, но также и «заготовка» для будущего духовного существа человека, или исходное духовное существо человека. Таким образом, с одной стороны, это было уже не просто безжизненное тело, а, с другой – еще и не человек в полном смысле этого слова. Это был «будущий человек».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С учетом очевидности того, что уврачевано (исцелено) может быть только воспринятое 307 , можно сделать вывод (в рамках положения о решающем значении исцеления Иисусом Христом в Самом Себе греховного человеческого естества) о восприятии человеческим естеством Иисуса Христа всех последствий первородного греха, именно для возможности их исцеления. Действительно, из Священного Писания известно, что тело воскресшего Иисуса Христа было преображено (изменено). Оно приобрело новые свойства, в частности: возможность проходить сквозь стены 308 , стало бессмертным 309 и бесстрастным 310 . В связи с этим, тем более, следовало бы предположить и изменение собственно духовного состояния человеческого естества Спасителя. Это обусловлено тем, что душа важнее тела, ибо: «по откровенному учению тело, по сравнению с душою, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души оно мертво есть ( Иак. 2: 26 ), есть прах, чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еклл. 12: 7)» (40: 175); «… при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа» (свт. Иоанн Златоуст ) (58: 105). Кроме того, как уже говорилось выше, именно духовное состояние прародителей в раю и определило, в том числе, физическое состояние как их самих, так и их потомков. Однако в Писании ничего не говорится об изменении собственно духовного состояния человеческого естества Спасителя, в котором Его человеческая воля полностью подчинялась Его божественной воле. Как отмечает протоиерей Николай Малиновский : «Отцы VI-ro Вселенского Собора определили, что должно исповедовать во Христе “две естественные воли и действия, согласно сочетавшие между собою для спасения рода человеческого”. Они существуют одна в другой и одна возле другой, не уничтожая друг друга и однако не противореча и не разноглася между собою, так как “человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле”, – существуют “нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно”» (10: 388. Кн. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Кн. 7. Гл. 28, § 43). Здесь (в мнении блаженного Августина ), по видимому, следует считать, что душа сотворена в первый день, когда творился духовный мир. Об этом также говорит протоиерей Николай Иванов : «Небо – это весь духовный мир, то есть как весь мир ангельский, бытие которого исповедует Церковь , так и весь человеческий духовный мир, то есть все то, что в человеке является духовным, называемым, согласно принятой Церковью терминологии, духом, душой, бесплотным, невещественным (то есть то, что несводимо к объектам, изучаемым физикой)» (22: 70). Однако такое понимание происхождения души связано с двумя недостатками. Во-первых, остается непонятным почему об этом не сказано в Библии конкретно, в то время, как о создании тела человека сказано вполне определенно, хотя «по откровенному учению тело, по сравнению с душою, есть низшая составная часть человеческой природы. Без души оно мертво есть ( Иак. 2: 26 ), есть прах, чем и было действительно до оживления душою и становится по разлучении души от тела (Еклл. 12: 7)» (40: 175). Свт. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «… при сотворении самого человека прежде является тело, а потом уже, что драгоценнее (его) – душа» (58: 105). Другим недостатком, причем весьма серьезным, является необходимость считать, что Бог вначале сотворил богообразную душу, а только потом стал размышлять об этом в Своем Совете: сотворим человека по образу Нашему… ( Быт. 1: 26 ). О данном Совете протоиерей Григорий Дьяченко пишет: «Так как Бог имеет три лица, то сначала между лицами Божества было как бы совещание о том, как сотворить человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему ( Быт. 1: 26 ), такого сотворим, который был бы Нам подобен, который владел бы рыбами в воде, птицами в воздухе, животными на суше, и всею землею, и всем, что на земле, который чувствовал бы цену всего и умел бы пользоваться всем» (11: 72). Отметим, что некоторые авторы, полагая, что душа произошла в результате вдуновения Божиего, не говорят, что она была именно вдунута в тело и вообще не конкретизируют способ ее происхождения (свт. Иоанн Златоуст , прп. Иоанн Дамаскин и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

9. 352 Экуменический институт в Боссэ 36. Программные единицы комиссии, отделы, департаменты]. 36 Программная единица 1 " Вера и свидетельство " ] 9. 361 Комиссия «Вера и церковное устройство» 9. 362 Комиссия «Всемирная миссия и евангелизация» 9. 363 Рабочая группа « Церковь и общество» 9. 363 Рабочая группа «Диалог с людьми живых вероучений и идеологии» 37 Программная единица 2 " Справедливость и служение " ] 9. 371 Комиссия Церквей по международным делам (КЦМД) 9. 371–1 Борьба с милитаризмом и гонкой вооружений, проблемы разоружения… 9. 371–2 Проблемы прав человека 9. 371–3 Преодоление очагов военных и политических кризисов 9. 371–4 Экономические угрозы миру 9. 371–5 Экологический кризис и сохранение естественных ресурсов 9. 371–6 Другие проблемы 9. 372 Комиссия по участию Церквей в развитии (КУЦР) 9. 373 Комиссия «Программа борьбы с расизмом» 9. 374 Комиссия межцерковной помощи, помощи беженцам и служение миру 9. 374–1 Венгерское агентство межцерковной помощи (ВМП) 9. 375 Христианская медицинская комиссия 38 Программная единица 3 " Образование и обновление " ] 9. 381 Рабочая группа по образованию. 9. 382 Рабочая группа «Женщина в Церкви и обществе, женщины в экуменизме 9. 383 Рабочая группа «Обновление и общинно-приходская жизнь» 9. 384 Рабочая группа «Молодежь» 9. 385 Рабочая группа «Богословское образование» 9. 386 Миряне в Церкви и обществе 9. 387 Местный экуменизм 9. 39 Представительство Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве. 9. 4 Вопросы Православия во Всемирном Совете Церквей 9. 5 ВСЦ и РКЦ (Совместная рабочая группа РКЦ и ВСЦ: «СОДЕПАКС» – комитет по обществу, развитию и миру) 9. 6 ВСЦ и Всемирные конфессиональные семейства 9. 7 Церкви – члены ВСЦ из социалистических стран во Всемирном Совете Церквей 9. 8 Другие всемирные, региональные и национальные экуменические организации 81 Всемирные организации] 9. 811 Всемирная студенческая христианская федерация (ВСХФ) 9. 812 Христианская ассоциация молодых мужчин (ИМКА). 9. 813 Христианская ассоциация молодых женщин (ИВКА

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. 9. Выводы 4. 3. Представления о материи в сочинениях свт. Григория Богослова 4. 3. 1. Обзор литературы 4. 3. 2. Учение о воскресении и об обожении плоти 4. 3. 3. Онтологический статус материи, телесности и плоти 4. 3. 4. Грехопадение Адама как нарушение меры и порядка созерцания 4. 3. 5. Терминология обновления творения 4. 3. 6. Евхаристический реализм 4. 3. 7. Выводы 4. 4. Представления о материи в сочинениях свт. Григория Нисского 4. 4. 1. Обзор литературы 4. 4. 2. Свт. Григорий и его философское знание 4. 4. 3. Творец и творение – различие природ 4. 4. 4. Разнообразие и гармония материального мира 4. 4. 5. Апофатика в богословии материального мира 4. 4. 6. Отрицательные характеристики вещества 4. 4. 7. Антропология свт. Григория 4. 4. 8. Происхождение зла и его действие в природе человека 4. 4. 9. Древо познания и кожаные ризы 4. 4. 10. Восстановление первичной гармонии 4. 4. 11. Изменения природных стихий в природе 4. 4. 12. Анализ контекстов употребления глаголов «μεταποιω» и «λλοιω» и их производных 4. 4. 13. Анализ употребления глагола «μεταστοιχειω» и его производных 4. 4. 14. Анализ терминологии, использованной для описания воскресших тел 4. 4. 15. Выводы 4. 5. Представления о материи в сочинениях свт. Кирилла Александрийского 4. 5. 1. Обзор литературы 4. 5. 2. Творец и творение 4. 5. 3. Учение о космосе и его частях 4. 5. 4. Анализ употребления термина «λη» 4. 5. 5. Учение о материальной природе человека до и после грехопадения 4. 5. 6. Учение свт. Кирилла о животворящем Теле Христа 4. 5. 7. Евхаристический реализм свт. Кирилла 4. 5. 8. Терминология обновления свт. Кирилла 4. 5. 9. Выводы Глава 5. Представления о материи в ареопагитском корпусе и у преп. Максима Исповедника 5. 1. Сакраментально-антропологический аспект учения о материи в Ареопагитиках 5. 1. 1. Краткий обзор литературы 5. 1. 2. Общие определения и свойства материи, согласно Ареопагитикам 5. 1. 3. Негативные свойства материи 5. 1. 4. Антропологические (нравственно-аскетические) аспекты 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

9.371–1 Борьба с милитаризмом и гонкой вооружений, проблемы разоружения 9.371–2 Проблемы прав человека 6922. КРАВЧЕНКО А., прот. Заседание рабочей группы по правам человека. – 1984, 9, 62. 9.371–3 Преодоление очагов военных и политических кризисов 9.371–4 Экономические угрозы миру 9.371–5 Экологический кризис и сохранение естественных ресурсов 9.371–6 Другие проблемы 9.372 Комиссия по участию Церквей в развитии (КУЦР) 6923. ЗАСЕДАНИЕ Комиссии по участию Церквей в развитии (КУЦР). – 1985, 8, 68. 9.373 Комиссия «Программа борьбы с расизмом» 6924. ЗАСЕДАНИЕ комиссии ВСЦ. “Программа борьбы с расизмом” (ПБР). – 1985, 8, 68. 9.374 Комиссия межцерковной помощи, помощи беженцам и служение миру 6925. ЗАСЕДАНИЕ ВСЦ по вопросам помощи Эфиопии. (Хроника). – 1986, 4, 66. 6926. СЕМИНАР “Религиозное и диаконическое образование в Русской Православной Церкви”. – 1992, 3, XVI. 6927. “КРУГЛЫЙ стол” “Религиозное образование”. – 1992, 9, XVI. 9.374–1 Венгерское агентство межцерковной помощи (ВМП) 6928. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 21 марта 1996 года: О работе миссии “Церкви в совместном действии”. – 1996, 4–5, 15. 6929. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: Об участии РПЦ в межцерковной программе помощи жертвам конфликта в Югославии. –2000, 4, 18. 9.375 Христианская медицинская комиссия 9.38 Программная единица 3 «Образование и обновление» 6930. ХРОНИКА. – 1989, 4, 54. 9.381 Рабочая группа по образованию 9.382 Рабочая группа «Женщина в Церкви и обществе, женщины в экуменизме 6931. ШУВАРСКАЯ Е. (Православная Церковь в Чехословакии). Христианское служение женщин в современном мире. – 1984, 4, 63. 6932. БОБРОВА Н. Участие женщин в современной жизни Православной Церкви. – 1984, 7, 70. 9.383 Рабочая группа «Обновление и общинно-приходская жизнь» 9.384 Рабочая группа «Молодежь» 9.385 Рабочая группа «Богословское образование» 9.386 Миряне в Церкви и обществе 9.387 Местный экуменизм 9.39 Представительство Московского Патриархата при ВСЦ в Женеве 6933. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 декабря 1984 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Похоронен на Востряковском кладбище. На время отпуска штатного диакона Анатолия Сорокина прикомандирован из храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом переулке диакон Сергий Хохлов (27 сентября 1927 — 11 апреля 1986), в 1956 г. окончивший Московскую Духовную семинарию и рукоположенный во диакона. В 1958 г. диакон Сергий Иванович Хохлов рукоположен во пресвитера. Служил на приходах Москвы и Московской епархии. С 1966 г. был клириком Троицкого храма в Наташино (г. Люберцы, Московской области). Погребён протоиерей Сергий Хохлов на Николо-Архангельском кладбище. 7/9 Всенощная перед праздником Адриана и Наталии. 8/9 Святых Адриана и Наталии. 2 литургии. Пел левый хор. Акафист после поздней литургии. 9/9 Воскресенье. 2 литургии. Вечером акафист и беседа. 10/9 Понедельник. Будничная служба. Вечером всенощная. Народу очень много. Сбор на позолоту. 11/9 Усекновение Главы Иоанна Предтечи. 2 литургии. За ранней сбор. Всего сбор дал 8-300. 12/9 Будничная служба 13/9 ”—” 14/9, 15/9 Будни 16/9 Воскресенье. 2 литургии. Вечером акафист Неопалимой Купине, беседа. 17/9 Праздник “Неопалимая Купина” 18/9 вторник. Захарии и Елисаветы праведных. 19/9, 20/9 Будни. Вечером всенощная. 21/9 Пятница. Рождество Богородицы. 2 литургии. 22/9 Суббота. Святых Праведных Иоакима и Анны и Феодосия, святителя Черниговского. Вечером всенощная. 23/9 Воскресенье. 2 литургии. Вечером акафист и беседа. 24, 25, 26/9 Будни. 26/9 Всенощная под Воздвиженье. Вынос Креста. Удар у протоиерея Введенского о. Владимира . Протоиерей Владимир Федорович Введенский (1893 — 27 июня 1960) — настоятель храма Петра и Павла (Спаса Преображения) на Преображенской площади. Погребён отец Вла­­­димир Введенский перед храмом с. Николо-Ар­хан­гель­ское. 27/9 Воздвиженье. 2 литургии. Вечером акафист и беседа. 28/9, 29/9 Будни. Вечером Всенощная. 30/9 Воскресенье. Вера, Надежда, Любовь и София. За 2 литургиями 600 причастниц. Октябрь 1, 2, 3/X Будни. 3/X Всенощная. 4/X Алексей художник подал заявление о переводе на пенсию. 4/X Отдание и Святителя Димитрия Ростовского.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010