Новогодние думы «Ты надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей» ( Пс. 70:5 ). Еще один год прошел, и еще ближе каждый из нас подошел к пределу своей земной жизни. «Время коротко», – говорит св. ап. Павел ( 1Кор. 7:29 ). Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошедший год, разделяя с нами свои надежды и ожидания будущего, уже переселились в вечность. Не подлежит сомнению, что и некоторые из нас в течение наступающего года переселятся туда же. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Стоя пред закрытыми дверями будущей жизни, не зная, что ожидает нас за ними, посмотрим внутрь себя, чтобы спросить: как мы готовим себя к вечному спасению? Будем помнить всегда, что при краткости земной жизни за правильное употребление времени можно купить целую вечность блаженства, равно как и за злоупотребление – целую вечность скорби! Как же драгоценна тогда для нас земная жизнь, не только каждый год, но каждый час, каждая минута! Ничто не мешает человеку исполнять важнейшие христианские обязанности, совершать дела благочестия, веровать, молиться, приносить покаяние, приобретать добродетели смирения и чистоты, быть милосердным, не превозноситься, читать слово Божие, участвовать в святых таинствах – словом, быть истинным христианином! Нет должности или работы в обществе, которая поглощала бы все время жизни. Вспомните: древние христиане, находясь и в римском языческом войске, и при дворе языческих царей, умели быть верными исполнителями христианского долга. И не было от первых христианских времен таких забот семейных, которые не позволяли бы доброму семьянину быть вместе с тем и настоящим христианином. Время для приготовления к вечной жизни должно быть и у нас; и оно есть при всех обстоятельствах земной жизни христианина. Как сказано в Свящ. Писании: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» ( Еккл. 3:1 ). И что же? Пусть испытает себя каждый из нас в глубине своей совести: много ли времени посвящал он Господу Богу? Может ли сказать каждый из нас, что он готов непостыдно предстать душою пред Лицом Всевидящего Судии мира? Такое самоиспытание будет лучшим приготовлением к вступлению в новый год жизни. Оно покажет нам, от чего нам нужно уклоняться и бегать, к чему стремиться и чего искать, что исправить и улучшить в своей жизни на будущее время. Смерть не должна застать нас не готовыми к суду Божию!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Книга Екклесиаст      Духовный смысл книги определяют слова, поставленные в самом начале книги: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! (Еккл 1, 2). Слово суета в этой небольшой книге встречается тридцать девять раз. В еврейском тексте стоит хэвэл . Первоначальное значение этого слова — дыхание, дуновение , то есть то, что быстро исчезает, испаряется. Отсюда переносный смысл: пустое, безрезультатное занятие. У пророка Исаии словом хэвэл названо дело, которое не приносит пользы, напрасное, тщетное (30, 7). В еврейской грамматике словосочетание хэвэл хавалим (суета сует) переводится как сопряженное отношением . Применяется оно для выражения предельной степени чего-либо. Например, в положительном значении: небеса небес (см.: Втор 10, 14; Пс 67, 34), Царь царей (см.: Езд 7, 12; Дан 2, 37). В Екклесиасте сопряженное отношение выражает крайнюю суету, бессмыслицу: Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (Еккл 1, 3). Суета всё, потому что нет пользы. Это понятие польза является как бы искомым, достижение чего сделало бы жизнь человека несуетной, имеющей смысл. Священный писатель употребляет существительное итрон . Оно в Библии, кроме книги Екклесиаста, нигде не встречается. Все испытал в жизни Екклесиаст , но все пережитое и увиденное не итрон , а хэвэл хавалим (суета сует). Недостижимость прочного человеческого счастья выражается в постоянной смене человеческих поколений: Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки (Еккл 1, 4). Печаль на душу наводит и однообразная повторяемость явлений природы: Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием (Еккл 1, 5–8).

http://pravoslavie.ru/104009.html

О христианском погребении усопших мая 2015 Документ утвержден решением Священного Синода от 5 мая 2015 года ( журнал 30 ).  О христианском погребении усопших О христианском погребении усопших Подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами. Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших (Ис. 26:19; Рим. 8:11; 1 Кор. 15:42-44, 52-54; Флп. 3:21) и отношением к телу христианина как к храму Божию (1 Кор. 3:16). " В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека " (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XII, 7). Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда " земля извергнет мертвецов " (Ис. 26:19) и " посеянное в тлении восстанет в нетлении " (1 Кор. 15:42). " Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его " (Еккл. 12:7), - говорит слово Божие. Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). " Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле " , - писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс. Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле. В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации. 

http://mitropolia.spb.ru/docs/o-khristia...

Разделы портала «Азбука веры» Дихотомия (от греч. διχοτομα – двухсоставность (от δχ — надвое, двояким образом; и τομ — сечение, разделение) – богословский термин, употребляемый, как правило, для обозначения двухсоставности человека (душа и тело). В «Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» сформулировано учение о двухсоставности человека: человек «составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела» (Ч. 1, вопрос 18). В Священном Писании можно найти ряд свидетельств, выделяющих в человеке две составляющие. « И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » ( Еккл.12:7 ). « Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне » ( Мф.10:28 ). « Тело без духа мертво, так и вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). « Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии » ( 1Кор.6:20 ). Есть два изречения, которые, по-видимому, выделяют в человеке три части: « Сам Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранит без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа » ( 1Фес.5:23 ). « Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдно острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные » ( Евр.4:12 ). Митрополит Макарий (Булгаков) пишет:  «Если Слово Божие само себе противоречить не может; если оно так многократно и так ясно говорит только о двух частях в человеке; если сам апостол Павел с такой раздельностью изображает человека состоящим только из двух частей ( 1Кор. 5:3–5; 6:20; 7:34 ): то быть не может, чтобы в двух означенных местах душа и дух были различаемы в человеке, как особые самостоятельные части, а не в другом смысле. И действительно, в первом месте, они различаются только как две стороны или силы одной и той же духовной природы человека: потому что говорит Апостол, Слово Божие точно так же  проникает до разделения души и духа,  как  составов и мозгов ; но составы и мозги только части одного и того же тела человеческого, а не отдельные части человека. На основании этого же место можно заключать, что и во втором своем изречении святой Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую ее способность. А может быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол имеет ввиду здесь собственно благодать Святого Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился:  духа не угашайте  ( 1Фес.5:19 )».

http://azbyka.ru/dixotomiya

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Прошу помощи в вопросе. Господь всеведущий. Он “ведый вся, веси, чесо ради бывает сия и чесо ради быть”, что было, что будет. 1. Случайной смерти не бывает. Господь забирает человека в лучший момент его жизни, что бы спасти, зная, что он либо сотворит что-то пагубное для его души, либо просто готов (как объясняют батюшки). Чаще говорят так, объясняя детскую смертность (что бы не сделал что-то плохое, значит, Господь точно знает будущее) 2. Господь даровал дар видеть будущее своим угодникам (например, блаженной Матроне) Вопросы 1. Почему среди богословов (к примеру, Осипов) и многих священников на просторах интернета распространено мнение, что будущее непредопределено? 2. Почему Церковь принимает святость Блаженной Матроны, но других порицает за предсказания, утверждая, что такой дар может быть только от лукавого (помня слова Господа “не обращаться к предсказателям”)? Спасибо 5 Ответов Прп. Иоанн Дамаскин пишет: Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою. Поэтому предопределение есть дело Божественного повеления, соединенного с предведением. Но, по причине предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти. Ибо по предведению Своему Бог уже предрешил все, сообразно со Своею благостью и правосудием. Коротко говоря: Бог знает то, что произойдет, но многое зависит от нас. То, что в нашей власти (например, вступить в брак или остаться одиноким, пойти учиться в университет или не учиться и т.п.), мы выбираем сами и, таким образом, строим свое будущее вариативно. Нужно различать предведение и предопределение, это разные понятия. Что касается представления о том, что человек всегда умирает в лучшие моменты жизни, то оно не универсальное и не учитывает всех возможных судеб. Это некая схема, которая пытается попроще объяснить тайны Промысла Божия . Например, в Библии прямо сказано, что человек, который грешит, сокращает время своей жизни и умирает не вовремя: Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?  ( Еккл.7:17 ). На эту тему есть интересное рассуждение прп. Анастасия Синаита .

http://azbyka.ru/vopros/budushhee-predop...

Изъяснение псалма 115-го. «Аллилуия». Еврейский текст, и как другие переводчики, так и сирский, псалом сей соединяют с предшествующим; потому что продолжает он ту же мысль. Поскольку же разделяют на два псалма псалом девятый, то соединением сих псалмов сохраняют равное с нами число псалмов. Впрочем псалом сей и содержание имеет тоже самое; ибо Иудеи, упомянув там о стране живых и заключив сим речь, начинают здесь оную так: Пс.115:1 .   Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Пс.115:2 .   Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь. «Веровах темже возглаголах». Не телесными очами узрел я оную страну, но явною для меня соделала ее вера. «Аз же смирихся зело». «Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек ложь». Акила же перевел сие так: я в изумлении моем сказал: всякий человек лживость; и Феодотион: всякий человек исчезает; а Симмах: с прискорбием сказал я: всякий человек обманывается. Не без намерения же представил я все сии переводы, но желая показать, что Пророк " ложью» называет человеческое благоденствие, всего скорее минующееся и неимеющее никакого постоянства: увидев, говорит Пророк, внезапную эту перемену, приведя себе на память прежнее наше благополучие, и взирая на следующия одно за другим бедствия, с прискорбием сказал я: ничего нет постояннаго и прочнаго; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее, как на нечто продолжительное. Сие сказал он и в псалме тридцать осьмом: «обаче всяческая суета всяк человек живый» ( Псал. 38, 6 ). Сему обучившись и премудрый Соломон, хотя жил во всяком благоденствии, но коснувшись естествословия дел человеческих, такое сделал вступление; «суета суетствий, всяческая суета» ( Еккл. 1, 2 ). Пс.115:3 .   Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?» Будучи ущедрен многими и различными благодеяниями, не знаю, чем вознаградить Благодетеля. Не без намерения же Пророк присовокупил это к предыдущему, но учит сим, что, при многоразличных переменах жизни, Бог всяческих оказывает людям помощь, и упадающим в духе подает всякаго рода утешения. Сие сказал и блаженный Павел: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога: зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше» ( 2Кор. 1, 3–5 ). Тоже говорил и блаженный Давид: «по множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою» ( Псал. 93, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство иеромонах Иов (Гумеров) Существуют ли колдуны? " decoding="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) 30 миллиардов долларов тратят ежегодно россияне на колдунов и экстрасенсов, 2/3 женщин в нашей стране обращались к гадалкам. Действительно ли существует магическое воздействие, или это приемы шарлатанов и чем вредно обращение к магии, надо ли бояться сглаза или порчи, отвечает насельник Сретенского монастыря, кандидат философских наук, кандидат богословия иеромонах Иов (Гумеров). Данные об астрономической сумме трат россиян на услуги магов и колдунов привел на днях главный кардиолог Москвы Юрий Бузиашвили. Это подтверждает и социологический опрос «Левада-центр». Его результаты свидетельствуют, что с 2000 г. доля россиян, которые хотя бы раз обращались к услугам гадалок, ворожей, магов и народных целителей для снятия сглаза, порчи и других целей, остается неизменной — 20%. Из них доля тех, кто считает, что хотя бы иногда такие специалисты действительно помогли им решить проблемы, выросла с 41 до 47%. К гадалкам и колдунам обращались около 2/3 российских женщин. Среди мужчин доля на порядок меньше. – Отец Иов, обладают ли так называемые колдуны и маги сверхъестественными способностями или они просто морочат голову легковерным людям? Э. Делакруа “Фауст” – Во все времена были люди, совершавшие сверхъестественные действия не по Божьей воле, а с помощью духов злобы. Вспомните Писание: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя приводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» ( Втор.18:9–12 ). Сегодня они себя называют по-другому – экстрасенсы, целители, маги, ясновидящие, даже наукообразная терминология появилась: метод Бронникова, метод Норбекова, энергетическая клизма (и такое выражение однажды мне встретилось!). Но суть не изменилась – это общение с темными силами, с помощью которых они совершают рационально необъяснимые вещи, чем удивляют и привлекают многих людей, находящихся в духовной слепоте. В Деяниях святых Апостолов рассказывается о Симоне, который «волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» ( Деян.8:9 ). Все это давно известно. По словам Екклезиаста: «Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» ( Еккл.1:10 ). Пройдут десятилетия. Уйдут из жизни сегодняшние маги и колдуны, придут другие. И так будет до конца истории, когда в последней великой битве добра и зла будут побеждены и заключены в бездну все творившие темное и злое.

http://sueverie.net/sushhestvuyut-li-kol...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство протоиерей Евгений Пейков Фильм «Вода» — лженаучная проповедь оккультизма " decoding="" title="" data-ll-status="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. ( Еккл.1:10 ) Каждый, кто учился в советской школе, прекрасно помнит, как нам рассказывали о том, что тайна святой воды раскрыта, что все дело в серебре, из которого сделан крест или емкость для воды. Многих такое объяснение удовлетворяло, кое-кто задумывался: а что если крест был деревянный, а вода освящалась прямо в речке? Наукой — по сквернословию Фильм «Великая тайна воды», был впервые показан по телеканалу РТР 9 апреля 2006 года и сразу же приобрел популярность не только у постоянно жаждущей мистики и сенсаций «широкой аудитории» но и у людей, считающих себя верующими, посещающих православные храмы. Запись фильма, известного также под сокращенным названием «Вода», тиражируется, передается из рук в руки, устраиваются коллективные просмотры для подростков с благим намерением — научно объяснить, почему нельзя сквернословить, желать другим плохого, слушать тяжелый рок. Незнакомого с технологией изготовления телепродукции человека сразу подкупает наличие в фильме трех вставок с высказываниями митрополита Смоленского Кирилла, авторитетного иерарха Московской Патриархии, которые были извлечены из его интервью и на самом деле к пропагандируемым идеям никакого отношения не имеют. Очевидно, что владыка, отвечая на вопросы журналиста о важной роли воды в Библии и Таинствах Церкви, умышленно не был поставлен в известность авторами проекта, рядом с какими личностями и вместе с какими идеями эти ответы будут показаны зрителям. Автора! Автор сценария — Михаил Вайгер к науке, равно как и к православию никакого отношения не имеет и не скрывает, что «начал изучать древние духовные знания с 1983 года». Участник ежегодных международных конференций и круглых столов по «изотерическим знаниям» и «Кабале». В 2000 году награжден Министерством культуры РФ знаком «За достижения в культуре». Автор программ из цикла «Теория невероятности»: «Гороскоп для Черчилля», «Поражающая тишина», «Живая вода», «Биополе», «Жизнь после смерти», «Телепатия», «Телекинез», «Чудеса в Христианстве», «Сущность денег». «Академики»

http://sueverie.net/film-voda-lzhenauchn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юбилей непослушания 15.11.2010 2128 Время на чтение 40 минут Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. (Еккл. 1, 10). В стремительно меняющемся мире я чувствую себя случайно сохранившимся осколком прошлого века. Так, я не всегда понимаю разговор собственных детей, не могу отличить киллера от дилера, компьютерная мышь приводит меня в трепет и не допускает до компьютерных собак. Да что там говорить? Даже мобильным телефоном я пользуюсь самым примитивным способом: нажму кнопку с цифрой 2 – слышу голос старшего сына: нажму кнопку с номером 3 – слышу голос младшей дочери. Попытка набрать многозначный номер всегда кончается неудачей – пальцы какую-нибудь цифру нажимают вместо одного два раза, и я попадаю не туда. Так что я с гораздо большим основанием могу повторить слова Грибоедовского героя: Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший – Свежо предание, а верится с трудом. И вот предо мной новое! Это – СФИ, что расшифровывается как «Свято-Филаретовский Институт». И возглавляет его признанный новатор – профессор священник Георгий Кочетков. Правда, это новое – уже с бородой. 1-2 декабря 2009 года этот институт отпраздновал свой 20-летний юбилей. Целых 20 лет новаций! И у меня возникает мысль – насколько это новое ново! Не было ли уже – по слову Премудрого – что-то похожее в веках, бывших прежде нас? Можно поискать ответ на этот вопрос в собственном жизненном опыте. Я родился во время сталинских репрессий. Из многих арестов, которым подвергался мой отец – исповедник Сергий (память 5(18) декабря) – я застал два: в 1935-м и в 1942-м годах. В 1935-м мне было четыре года. Отца водили на допрос из тюрьмы в милицию под окнами нашей квартиры два милиционера с наганами. С тех пор я долго панически боялся милиционеров; следы этого страха остались во мне до сих пор. В 1942 году отца арестовали в день Преображения Господня. В эти дни стояла яркая солнечная погода, а у меня сквозь этот свет проглядывала физически ощутимая чернота, до сих пор мне памятная. В войну и после нее – до 60-х годов – атеисты несколько ослабили давление на Церковь. В это время я неожиданно для себя успел проскочить в университет и, несмотря на университетское образование, стать священником. Слово «проскочить» требует пояснения.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/16/...

Загробная участь души и поминовение усопших Небесная трапеза праведников      Если не верить в бессмертие души, в то, что человек живет вечно, жизнь становится бессмысленной. Какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор 15, 32) — так святой апостол Павел выражает мысли не верящих в будущую жизнь. Однако уже в Ветхом Завете Бог дал откровение о бессмертии души. Смерть есть лишь отделение души от тела. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; — доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл 12, 5-7). Мы, люди новозаветной благодати, точно знаем, что Господь создал нас для вечности и жизнь земная — это испытание, приготовление к будущей жизни. Наше подлинное Отечество не на земле, а на Небе. Все, что мы совершим в земной жизни, плохое или хорошее, пойдет с нами туда, в вечность. Научимся мы любить Бога или отринем Его — это зависит только от нас. Если мы здесь будем жить с Господом, то и там будем с Ним. А если мы жили здесь только интересами материального мира, то Господь не сможет принять нас к Себе. Мы сами сделали свой выбор. Как жить с Богом? Стремиться к Нему, не закрывать для Него двери своей души, своего сердца. Жить по заповедям, которые Он дал, каяться в грехах и соединяться с Ним в святых Таинствах Церкви. Вечность, бесконечность. А на другой чаше весов — наша совсем короткая человеческая жизнь, которая дается нам один раз. Люди духовно мудрые не только не боятся кончины, но и постоянно помнят о ней. Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир 7, 39), — говорит Иисус, сын Сирахов. Что нынешний день принесет для вечности, как прожить его не напрасно? Смерть не является установленным Богом законом жизни. Творец создал человека для нетления, но грехом вошла смерть в мир. После грехопадения прародителей смерть стала общим уделом всех людей, путем всей земли (3 Цар 2, 2). Она — последнее событие земной жизни человека. Для праведника заканчивается время подвига, а у грешника отнимается последняя возможность совершать грехи. Однако христианство учит, что смерть смерти рознь. Слово Божие называет кончину грешников лютой (см.: Пс 33, 22), если даже внешне она была обычной и спокойной. Лютая она потому, что за ее вратами начинаются лютые терзания, нескончаемая скорбь.

http://pravoslavie.ru/105151.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010