Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 1 (Ин. 7, 30–35)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 11. С. 193–208 (1-я пагин.). (Продолжение.) —193— образом одни оказываются в аду, а прочее сонмище (народа) спасается. Ведь надлежало бы без сомнения, если бы наказание было совсем не от божественного гнева, а от часа, обрушиться ему не на одну, только часть сонмища, но равномерно обнять всех. Итак, мы не должны считать причиной скорби или радости ни час, ни день, ни время, поскольку это относится к собственной природе и если выражаться правильно, но можем получать от часа или времени как пользу, так напротив и вред и, обращаясь умело или бестолково, находиться или в приятном или в неприятном положении. Так для примера могу сказать: „время всякому предмету“ ( Еккл.3:1 ), как написано, и знать времена весьма полезно, а не знать весьма вредно. Зимой конечно не подобает пускаться в мореплавание, а делать это летом благоразумно. Так рассуждая об этом, управление нами мы должны усвоять Владыке всего Богу. Ведь если, по неложному слову Спасителя ( Мф.10:29 ), совсем маленькая и малоценная птичка (воробей) никогда не попадёт в сеть 2464 без изволения Бога и Отца, то каким образом удостоенный такой чести и превознесённый над всем может подвергнуться чему-либо вопреки ожиданию или по желанию, если Промысл не посылает чего-либо из сказанного соответственно жизни каждого? Присоединю к этому и ещё нечто другое, что едва было не исчезло из моей памяти, хотя это и имеет очень близкое отношение к нашему предмету и даже требует точно такого же исследования о себе, —194— впрочем, не представляет трудности для решения, напротив, человек одарённый разумом и имеющий ум, приученный к различению добра и зла ( Евр.5:14 ), весьма легко поймёт это. Что же это такое, о чём говорим это? Брак совершали бывшие некогда Хананеянами обитатели страны смежной с Иудейской. То была Галилея. На пир они звали и Господа с Матерью Его и святыми учениками, а поводом к торжеству было у них заключение супружества. Когда Господь присутствовал здесь в качестве сотрапезника вместе с другими, собранными на пир, для благословения узаконенного Им брака, у трапезовавших оказался недостаток вина. Тогда Мать, как продолжавшая ещё иметь власть над Сыном, ради превеликого смирения Спасителя, а вместе с тем уже по большему опыту знавшая о Его божественной силе, говорит: „вина не имеют“. Знала она, что Он весьма легко совершит то, чего требовало положение вещей. Но Господь говорит ей: „что Мне и тебе, жена? ещё не пришёл час Мой“ ( Ин.2:3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Верующие должны регулярно посещать богослужения. " Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения " (80-е пр. 6-го Всел. собора) Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания: " ... ибо из этого открывается одно из двух - или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим? " (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел. собора) " В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь, якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится " . (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). 2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы. " Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго " . (9-е Апост. пр.) 3. Мирянам запрещается всенародно учить в церквях. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом. " Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12,27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5, 1), не распростирайся убог сый с богатыми (Притч. 23, 4), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго " (64-е пр. Антиох. соб.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1370...

А.И. Солодков Харизматическая секта «Новое Поколение» Скачать epub pdf Специалист в области Православного богословия, преподаватель Перервинской Духовной Семинарии, Российского Православного Университета (г. Москва). Содержание 1. История возникновения 2. Ложное понятие о благодати 3. Заблуждения в вопросе исцеления и чудес 4. Дар языков в Апостольской Церкви и у «новопоколенцев» 5. Дар языков в понимании Отцов Церкви 6. Истинное и ложное учительство 7. Спасение 8. Понятие о Духе Святом и Церкви в Православном вероучении 9. Заблуждение в вопросе крещения 10. Святое Крещение, Миропомазание, Евхаристия – как начало совершения пути спасения Заключение Библиография     Со времени основания Церкви на земле Христом Спасителем, Который Сам является Основанием, появлялись и возникают в наши дни множество различных ересей, противящихся истине Божьей, а значит, и Самому Христу. Но все новое – это хорошо забытое старое, как и говорит об этом Екклезиаст: «Нет ничего нового под солнцем» ( Еккл.1:9 ). В этом смысле объект исследования данной работы – харизматическая секта «Новое поколение» и их заблуждения в вопросах экклезиологии, христологии, учение о дарах Святого Духа – далеко не новы. В трудах Отцов Церкви свт. Иринея Лионского , свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого и других мы находим ответы на еретические заблуждения того времени, которые близки, а порой и точно совпадают с духом заблуждения современных харизматов вообще и в частности – в исследуемых нами документах. Отцы Церкви, опровергая то или иное заблуждение, брали за основы письма, трактаты, документы еретиков, и в своих сочинениях показывали, в чем заключается их заблуждение и как тот или иной вероучительный вопрос понимает Церковь . Последуем и мы в нашем исследовании методологии Отцов и учителей Церкви. Предметом исследования являются документы внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение». Документы именно внутреннего пользования харизматической секты взяты для аналитического исследования не случайно, так как именно они служат методическим пособием подготовки лидеров и на их основании строится все еретические заблуждения, передаваемые впоследствии рядовым членам «Нового поколения». Именно из этих документов-пособий впоследствии формируется религиозно-идеологическая система всего движения, которое они называют « церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

В.В. Крикунов Введение Актуальность Личность прп. Феодора особо примечательна тем, что начало подвижнических трудов святого приходится на сложный период в жизни Византийской Церкви. В период, когда после правления иконоборческих императоров духовная жизнь монашества пришла в упадок, вследствие гонений нарушилась преемственность в опыте духовного делания; обмирщение и нравственная порча глубоко поразили церковную жизнь 1 . И все же, несмотря на эти трудности, прп. Феодору удается создать большую монашескую общину высокой духовной жизни, просиявшую исповедническим подвигом во второй период иконоборчества. Что же стало руководством преподобному в создании такой общины? Сам прп. Феодор говорит братии: «...у меня нет другого дела, кроме попечения и заботы о ваших драгоценных душах…дабы вы все спасались, так как я один только достоин погибели» 2 . То есть для преподобного определяющим была забота о спасении душ пасомых, а главным делом – воплощение в жизнь своих сотериологических взглядов. Последние для нас представляют практический интерес, т. к. возрождение Русской Православной Церкви, после периода господства атеистической идеологии проходит нередко в условиях нарушенной преемственности в опыте духовного делания и при существенном недостатке слаженных монашеских общин 3 . Полагаем, изучение сотериологических взглядов Студийского игумена и его опыта созидания общины спасаемых, могло бы помочь делу возрождения Церкви. Тем более, что сам преподобный писал: «Братия и отцы. Время всякой вещи, как написано ( Еккл.3:1 ). Время же к содеиванию спасения нашего всегда и везде» 4 . Актуальность исследования сотериологических воззрений прп. Феодора для церковной науки определяется тем, что данная тема в современной историографии недостаточно изучена. Дело в том, что несмотря на немалое количество хороших исследований, посвященных жизни и письменному наследию Студийского игумена, его богословским взглядам, сотериология преподобного нигде не находит целостного освещения, а только фрагментарное упоминание 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Раздел первый. Письма 1–80 Письмо 1 Возлюбленные о Господе чада! Сегодня воспоминаем, как премилосердый Господь на Тайной Своей Вечери преподал Своим ученикам пребожественное, пречистое Тело Свое, и пречистую и Животворящую Кровь Свою, во оставление грехов наших, и так крепко соединил всех нас с Собой, сказав: ядый Мою Плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6:56 ), а Церковь поет в 5-ом ирмосе: «Союзом любве связуеми апостоли, яко ратолюбцы, себе Христу пренесше» Я, многогрешный, умыслил в сей самый день написать вам сие к воспоминанию и утверждению союза вашего о Господе, так как неисповедомый промысел Божий призвал вас в одну св. обитель и расположил сердца ваши к согласному купножитию в товариществе, дабы удобнее и отраднее проходить подвиг самоотвержения, побеждать страсти и искать спасения. Ибо горе единому, аще впадет в уныние, или разленение, несть воздвизай его, – говорит премудрый. ( Еккл. 4:10 ). Но чтобы сей союз утвердился и был крепок между вами, надобно просить от Бога помощи и претерпеть многий искус и брань вражию, воздвизаемую в вас друг против друга, ибо он ненавидит добро, стараться будет насевать между вами немирство и смущение за самые ничтожные вещи, и когда вы по немощи помысла и по неразумению, а более по гордости, принимая возникающие помыслы, не будете их отражать, но еще умножать в мысли, то что из того будет? Смущение день ото дня будет возрастать и вместо желанного мира поселится вражда, от чего да избавит вас Господь! Начало сему уже и здесь стало было показываться, а что еще опаснее, когда ты за принятие или за прилог помысла смущалась, считая себя уже виновной и преступницей, когда имела твердое произволение на сохранение дружбы, открыть сестре опасалась, что она вперед не будет тебе говорить или оскорбится, да и меня боялась, что буду на тебя скорбеть, и эти спекуляторы терзали тебя не малое время. Так же и ты, N… смущалась, что наносила и наносишь ей скорбь по худому своему навыку. Все сии и подобные брани можете с помощью Божьей обращать в свою пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Верующие должны регулярно посещать богослужения «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80е пр. 6го Всел. собора). Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания: «… ибо из этого открывается одно из двух — или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80е пр. 6го Всел. собора). «В неделях и в праздниках завещавай не делати, но приходити в церковь , якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится» (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике). 2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». (9е Апост. пр.) 3. Мирянам запрещается всенародно учить в церквях. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом «Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола ( 1Кор.12:27 ), которое изъясняя Григорий Богослов , ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах ( Еккл.5:1 ), не распростирайся убог сый с богатыми ( Притч.23:4 ), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго» (64е пр. Антиох. соб.).

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-miryan

Скачать epub pdf О том, как непросто дается Церкви исполнение заповеди апостола Павла о непрестанной молитве – свидетельствует вся история православного монашества. Об эволюции понимания этой заповеди, а также о способах её реализации в православной аскетической практике – рассказал в своем исследовании митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) . Статья была прочитана на конференции Англиканской церкви в Оксфорде 5 июля 1967 года. «Непрестанно молитесь» ( 1Фес 5:17 ): этот краткий и выразительный призыв апостола Павла фессалоникийцам оказал мощное влияние на все православное монашество 1 . С IV века в православной традиции Востока прочно укрепилась мысль о том, что молитва должна совершаться не только в определенное время, а неотступно сопровождать монаха всю жизнь. Эта мысль кратко выражена в «Изречениях отцов-пустынников»: «Монах, который молится, только когда встает на молитву, не молится вовсе» 2 . С той же мыслью палестинский монах Антиох, живший в VII веке в монастыре св. Саввы Освященного, обращается к следующим строкам из книги Екклесиаста ( Еккл.3:1–7 ): «Всему свое время, и время всякой вещи под небом? время рождаться и время умирать; …время плакать и время смеяться; …время молчать и время говорить». И Антиох делает вывод: «Всему свое время, кроме молитвы? для молитвы всегда свое время» 3 . «Непрестанно молитесь»; но как это исполнить на практике? Свой ответ предложили мессалиане – аскетическое монашеское общество, широко распространенное в Сирии и Малой Азии в конце IV и на протяжении V века. Название «мессалиане» (по-гречески «евхиты») означает «молитвенники». Мессалиане истолковали апостола Павла буквально. Для них, по всей видимости, молитвой считалась, главным образом, устная молитва . Под молитвой они понимали осознанную и намеренную деятельность, которая исключает все другие занятия: «молиться» значит «произносить молитву». По правилам мессалианства, человек, который непрестанно молится, не может заниматься никаким трудом – ни физическим, ни умственным. Он не работает в саду, не говорит, не стирает, не подметает свою комнату, не отвечает на письма. Он просто молится и больше ничего не делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ne...

Бессмертие души. (Из бесед Евсевия, архиепископа Могилевского) Слово Божие раскрывает нам бессмертие нашей души, как истину общеизвестную. Оно говорит: Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его: завистию же диаволею смерть вниде в мир ( Прем.2:23–24 ). Человек был бы бессмертен и по телу, если бы по зависти дьявола не был вовлечен в грех. Бог заповедал Адаму: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете ( Быт.2:17 ). Отселе явно, что только через грех подвергся человек смерти по телу. Но смерть тела не разрушает существа души, не прекращает бытия души. Премудрый говорит: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его ( Еккл.12:7 ). To есть, из персти или из земли созданное тело опять возвратится в землю, из которой оно взято; а душа возвратится к Богу, Который создал ее по Своему образу. Все ветхозаветные праведники верою в будущую жизнь усовершались в благочестии и праведности, и были верны Богу среди тяжких испытаний настоящей жизни, все умерли в этой вере, как пишет Апостол: по вере умроша сии вси, не приемше обетований. но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли. Ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют ( Евр.11:13–14 ); все они спасались верою в обетованиого Искупителя: но Искупителя в настоящей жизни они не дождались, а только издали верою созерцали те благодатные дни, в которые имел Он совершить спасение рода человеческого, и радовались, уповая, что и они будут участвовать в спасении не в этой, а в другой жизни, и потому в этой жизни почитали себя странниками и пришельцами, показывая тем, что они ищут и ожидают отечества небесного. Бог, промышляя о сохранении и воспитании веры в бессмертие, являл в ветхозаветной Церкви и чудесные свидетельства о будущей жизни. Так праведный Енох ( Иуд.1:14 ), за свою веру и праведную жизнь, Богом переселен был на небо, не видев смерти ( Евр.11:5 ). Пророк Илия с телом взят был на небо ( 4Цар.2:11 ). Были примеры воскресения мертвых: так Пророк Илия воскресил сына бедной вдовы ( 3Цар.17:21 ); кости Пророка Елисея возбудили к жизни прикоснувшегося к ним мертвеца ( 4Цар.13:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

преподобный Никита Стифат НИКИТЫ ПРЕПОДОБНОГО МОНАХА И ПРЕСВИТЕРА СВЯТЕЙШЕЙ ОБИТЕЛИ СТУДИЙСКОЙ деятельных глав сотница первая 1. Четыре, полагаю, есть причины, побуждающие писать о душеспасительных вещах. Первая есть свобода, самое, разумею, бесстрастие души, чрез притрудное делание достигшее до естественного созерцания творения, и оттоле вступившее в мрак Богословия. Вторая, слезами и молитвою производимая, чистота ума, от коей рождается слово благодатное, и источаются струи спасительных разумений. Третья – вселение в нас Святые Троицы, от Коей исходит светолитие Духа на пользу всякому из очищаемых, для проявления тайн царствия небесного и откровения сокрытых в душе сокровищ Божиих. Четвертая, – лежащий на каждом, получившем талант «слова разума» ( 1Кор. 12, 8 ), долг, по смыслу угрозы Божией, гласящей: «рабе лукавый и ленивый подобаше тебе вдати сребро мое торжником: и Аз пришед, истязал бых свое с лихвою» ( Мф. 9, 25–27 ); по каковой причине, конечно, и Давид говорил: «се устам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа» ( Пс. 39, 10. 11 ). 2. Начало жизни по Богу – всецелое удаление от мipa. Удаление же сие есть отвержение пожеланий души и земного мудрования отменение: вследствие чего, востекая к Божественному мудрованию, делаемся мы из плотских духовными, умерщвляемы бывая плоти и мipy, оживотворяемы же в душе, во Христе и Духе. 3. Ведение о Боге неложное, вера глубоко-внедренная, при презрении всего видимого, и добродетельное действование, чуждое самолюбия – се «треплетная вервь,» которая, по Соломону, «не скоро расторгнется» ( Еккл. 4, 12 ) от духов лукавствия. 4. Верою чаем получить воздаяния за труды; потому легко переносим труды доброделания. Духом же Святым будучи в чем удостоверяемы, любовью воспаряем к Богу. 5. Не тогда, как терпим приражения нечистых помыслов, бываем мы уже принадлежащими и к части тех, кои делают непотребное. Но когда, по ослаблении в душе усилий ревности о добром и ум, вследствие небрежного и беспорядочного поведения, начнет вращаться в смутительных и омрачительных воображениях, и труды по добродетели, при лености к богомыслию и молитве, престанут. Тогда, и не делая непотребного, числимся мы на стороне произвольно валяющихся в блате нечистых сластей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Скачать epub pdf Предварение Дорогие друзья, я рад вас всех приветствовать! Перед вами моя новая книга, которая составлена из тех лекций, которые я в разное время читал и в Троице-Сергиевой Лавре, и в разных монастырях, и в храмах. Многие просили меня обобщить данный материал, снабдить необходимыми ссылками и издать в виде брошюры. Что получилось, судить не мне, а читателю. Единственное, на что я решился при написании этого труда, так это сохранить разговорный стиль. Это приблизит меня к читателю, а читателя – ко мне. Тем более что целые разделы этой брошюры – прямая речь, записанная во время моих лекций, произнесенных экспромтом. Сегодня мы с вами будем говорить о ценности земной жизни (не удивляйтесь), о смерти, о мытарствах, о частном суде, о загробной участи человека и о воскресении мертвых. Мы с вами рассмотрим все двадцать мытарств, а также поговорим о Последнем суде. Надо сказать, что в наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию 1 , или, хуже того, повторяют древние ереси, осужденные святыми Отцами 2 и на Церковных Соборах 3 . Сторонникам апокатастасиса (греч. ποκατστασις – восстановление, учение о всеобщем спасении) рекомендую чаще вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста : « Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну » 4 . Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского православного богословия. Священномученик Ириней Лионский писал: « Ибо заблуждение не показывается одно само по себе, чтоб, явившись в своей наготе, оно не обличило само себя, но, хитро нарядившись в заманчивую одежду, оно достигает того, что по своему внешнему виду для неопытных кажется истиннее самой истины » 5 . О ценности земной жизни В Библии сказано: « Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд » ( Еккл. 11, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010