Оно говорит, что человек принадлежит двум мирам: духовному по душе и материальному по телу. §30. Названия, придаваемые ветхозаветными священными писателями существу человеческому и составным частям его 306 Говоря о существе человеческом и частях его, священные писатели употребляют такие названия, которые необходимо требуют для себя уяснения. Эти названия суть следующие: прах, плоть, душа, дух, сердце. Словом „прах“, „персть“ наиболее обычно обозначается то вещество, из которого создано Творцем тело человека, или, что то же, земля. В поте лица твоего, говорит Творец Адаму, будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). Также называется, поэтому, и тело, но только мертвое, безжизненное. И возвратится, говорит Екклесиаст, прах в землю, чем он и был, а дух возвратился к Богу, Который дал его ( Еккл.12:7 ). Есть несколько мест, где словом „прах“ называется и весь человек, но только для выражения слабости и ничтожества человека в сравнении с могуществом Божиим. Вот я, смиренно заявляет Авраам, решился говорить Владыке, я, прах и пепел ( Быт.18:27 ). Значительно иной смысл имеет слово „плоть“. Оно тоже означает тело, но тело не мертвое, а живое, одухотворенное. Вот, это, говорит Адам о жене, кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт.2:23 ). Плотью же называются иногда и отдельные части тела ( Быт.17:11:14 ). В смысле более широком, плотью называется, во-первых, все животное царство ( Быт.6:19, 8:17 ), во-вторых, совокупность людей ( Быт.6:12–13 ) и, в-третьих, такое нравственное состояние сих последних, когда они, подобно животным, руководятся исключительно одними чувственными побуждениями. Не вечно, говорит Господь о допотопном человечестве, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть ( Быт.6:3 ). Еще более разнообразный смысл имеет слово „душа“. Оно употребляется для обозначения и силы жизненной, присущей живому существу вообще ( Быт.9:16 , Лев.17:11 ) и силы особенной, только человеку чрез дыхание Божества дарованной ( Быт.2:7 ), со всеми ее разумными проявлениями ( Пс.103:1, 141:7 ), и всей личности человека ( Быт.46:15, 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

А Он ранен был за наши грехи ( Ис.53:4–5 ). И у Апостола читаем: Христос искупил нас от проклятия Закона, быв ради нас проклятием ( Гал.3:13 ). Сей и в двадцать первом Псалме говорит: Далеко от спасения Моего слова грехопадений Моих ( Пс.21:2 ); и в шестьдесят восьмом Псалме: Боже, Ты знаешь безумие Мое и грехопадения мои не сокрыты от Тебя ( Пс.68:6 ). Они и называются вообще одеждами запятнанными и будут сняты с Него, когда Он изгладит наши грехи, так что вследствие того, что Он был одет в одежды запятнанные, мы снова возставая в Нем после крещения, услышим слова: Одежды мои да будут всегда чисты ( Еккл.9:8 ) и вся Церковь верующих слышит сказанное чрез Исаию: Омойтесь, будьте чисты ( Ис.1:16 ). О ней пророчествуется и в книге Песнь Песней: Кто это та убеленная, которая восходит? ( Песн.3:6 ). А над подиром ( ποδρην) понимай воплощение Его, которое как земное и обозначено понятием нога ( πος). Кидар чистый на голове Его рассматривай, как сияние Божественнаго величества. Таким образом один и тот же созерцается и как человек, украшенный достигающею до стоп одеждою ( ποδρη), и как Бог – кидаром. Зах.3:6–7 . И Ангел Господень стоял; и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу говоря: Так говорит Господь воинств: «Если ты будешь ходить по путям Моим и будешь стоять на страже Моей, то будешь также судить дом Мой и охранять дворы Мои, и Я дам тебе ходящих из этих, ныне здесь стоящих». LXX: И Ангел Господень стоял, и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу, говоря: Так говорит Господь всемогущий: «Если будешь ходить по путям Моим и сохранишь заповеди Мои, и ты будешь судить дом Мой, и если сохранишь двор Мой, Я дам тебе тех, которые обращаются среди стоящих сих». – Евреи, следуя прежде принятому порядку толкования, понимают эти, сказанные ангелом Господним, слова в отношении к Иисусу, сыну Иоседека в том смысле, что после снятия с него грязных одежд и восстановления в нем достоинства непорочного священства, ему дается повеление, – подобно тому, кик написано в Евангелии: Вот ты сделался здрав, не согрешай более, чтобы не было с тобою чего-либо худшего ( Ин.5:14 ), – и обещается ему награда: если он будет ходить по путям Господним и сохранять заповеди Господа, то и он сам будет судьей дома Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Λ если так, то долг всех людей молиться о своих умерших братиях, да избавит Господь души их от вечного осуждения. «Прошу совершать молитвы, прошения, моления… за всех человеков» писал Св. Апостол Павел ( 1Тим.2:1 ), конечно, молиться нужно не только о живых, но и об умерших. Почему? Да потому, что у Бога нет мертвых, у Него все живы: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» , сказал Христос ( Лк.20:38 ). «А живем ли , писал христианам Святой Апостол Павел, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Таковы Библейские обоснования православного учения о молитвах за умерших. 7. Возражения сектантов против молитв за умерших Отвергая молитвы за умерших, сектанты прежде всего утверждают, будто улучшение участи людей за гробом вообще невозможно. В доказательство сектанты ссылаются на следующие места Священного Писания : 1) Еккл.9:5 . «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» . Из приведенного свидетельства сектанты делают вывод, будто молиться за умерших бесполезно. Но в таком случае, зачем праведный Маккавей, помышляя о воскресении, посылал в Иерусалим пожертвования «чтобы принести жертву за грех» воинов, убитых в сражении? Зачем молились об умерших пророк Варух и другие праведники? Как разрешить это противоречие? Дело в том, что, как видно из связи речи, слова Екклесиаста имеют в виду не то воздаяние, какое постигает мертвых в загробной жизни, а то состояние, каким пользуются живые на земле «под солнцем». Разумеется, все то, что составляло удел людей при жизни, прекращается для них со смертью : «и любовь, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Ст.6). Вот о каком воздаянии говорит Екклесиаст, что его нет для мертвых, а совсем не о загробном состоянии душ умерших. 2) Пс.6:6 . «Ибо в смерти нет памятования о Тебе; во гробе кто будет славить Тебя»?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

А.В. Попов Беседа в Майфильдской церкви в день открытия Конвенции Православного Общества Взаимопомощи Вы слышали, братие, слова Св. Апостола Павла, читанные днесь на Божественной Литургии: вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего ( 1Кор.6:12 ). Все позволительно христианину, но не все полезно; все позволительно, но и позволенным он должен пользоваться так, чтобы оно не возобладало им, не сделало его покорным рабом своим. Сегодняшнее Евангельское чтение и показывает на примере блудного сына, к каким печальным последствиям приводит человека неправильное пользование дозволенным и неумелое употребление свободы. Некто имел двух сыновей, и сказал младший из них отцу: отче, дай мне следуемую мне часть имения; получив и собрав все, он пошел на дальнюю сторону ( Лук.15:11–13 ). Младший сын чувствовал избыток сил, ему хотелось их применить на деле, хотелось пожить самостоятельно, свободно, без опеки, без стеснений, быть может, иногда и лишних со стороны старика отца. И такое стремление молодого сына, одно, само по себе, предосудительного не заключало; оно допустимо, но, как и можно было ожидать, оказалось не на пользу: никем не стесняемый, не удерживаемый, вдали от любящего родительского ока, богатый молодой человек расточил все свое имение, живя блудно; друзья, вино, женщины довели его до печальной нищеты; пока были деньги, он постоянно веселился, а потом пришлось пасти ему свиней. Вероятно, иные из его удовольствий были позволительны, но в должных границах. Слово Божие не осуждает радостей земных: ешь с веселием хлеб твой, говорит премудрый, и пей в радости сердца твоего вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим; да будут одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей; наслаждайся жизнью с женою твоею, которую любишь и которую дал тебе Бог . Веселись, юноша, в юности твоей и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых будешь говорить: нет мне удовольствия в них; но помни, что за все Бог приведет тебя на суд ( Еккл.9:7–9; 11:9 ). Чистые радости и невинные удовольствия вполне позволены христианину, ими скрашивается горечь житейская; но если кто в них полагает весь смысл жизни, делает их целию своею, живет только для того, чтобы есть, пить и веселиться, по вся дни предается им, тогда такой – раб своих страстей и погибший человек; его ожидает та же печальная участь, что и блудного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Священном Писании содержатся многочисленные увещания к исканию мудрости и ведения, к познанию истины. «Ходите путем разума», говорит Премудрый ( Притч.9:6 ). «Примите учение мое. Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга и ничто из желаемого не сравнится с ней. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него ( Притч.8:10–11 ; Притч.33 ). Истину стяжи и не отрини мудрости, и учения и разума ( Притч.23:23 ). Подвизайся за истину до смерти и Господь Бог поборет за тебя» ( Сир.4:32 ). «Исследуйте Писания» ( Ин.5:39 ), сказал Христос Спаситель и Сам отверз ученикам Своим ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ). В другой раз Господь сказал Своим ученикам: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Св. апостол Павел пишет Тимофею: «вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая и себя спасешь, и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). Юноши предостерегаются от лености и нерадения в учении указанием на печальные последствия такого нерадения. «Уклоняющийся от учения впадет в беды», говорит Премудрый ( Притч.17:16 ). Указывается на любовь к родителям, как на одно из сильных побуждений для детей употреблять все усилия, чтобы оправдать надежды и заботы первых о доставлении последним образования. При этом напоминается, что нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби. Говорится в Писании: «сын мудрый радует отца, а сын глупый, – огорчение для его матери ( Притч.10:1 ). Родил кто глупого, – себе на горе и отец глупого не порадуется. Глупый сын, – досада отцу своему и огорчение для матери своей» ( Притч.17:21–25 ). He менее сильное побуждение для учащихся, прилагать должные старания к развитию своего ума и обогащению его познаниями, заключается в том важном значении, какое имеет образование для службы государственной и вообще для деятельности общественной. «Благоволение царя, – к слуге разумному, а гнев его, – против того, кто позорит его», говорит Премудрый ( Притч.14:35 ). «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми» ( Еккл.9:17 ). «Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении» ( Притч.12:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Да будут во всякое время белы одежды твои и да не оскудевает елей на голове твоей. Имей, говорит, тело чистое, и будь милосерд. Или так: да не будет времени, когда бы у тебя одежды были не белы, остерегайся когда-либо ходить в нечистых одеждах. Ибо народ грешный изображается сияющим в тёмных одеждах. А ты облекайся светом, а не проклятием, которое написано на Иуду: «и облечеся в клятву яко ризу» ( Пс.108:18 ). Облекай внутреннее свое милосердием, благостью, смирением, кротостью, терпением. И когда совлечёшься ветхого человека с делами его, облекайся в нового, который обновляется со дня на день. А касательно сказанного: «да не оскудевает елей на голове твоей» нужно знать, что свойство елея таково, что он и питает свет, и облегчает страдания измождённых. Есть и елей духовный, елей радости, о котором пишется: «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник твоих» ( Пс.44:8 ). Этим-то елеем должно радостно сиять лице наше. Этим-то елеем должна быть помазана голова постящегося, елеем, которого не могут иметь грешники, коим говорится: «несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания» ( Ис.1:6 ). Ибо они имеют елей противоположный, которого гнушается муж праведный, говоря: «елей грешников не утучнит головы моей». Этот елей имеют еретики, и им-то хотят умащать головы обольщённых. Еккл.9:9 . Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Повидь жизнь с женою, которую полюбил ты, во все дни жизни суеты твоей, какие даны тебе под солнцем: потому что это доля твоя в жизни и труде, которыми ты трудишься под солнцем. Следуй мудрости и ведению Писаний и пойми в супружество себе ее, о которой говорится в Притчах: «возлюби ее, и она сохранит тебя; обними ее и она оградит тебя» ( Прит.4:8 ). А дни суеты означают дни века сего непотребного, о котором не умалчивает и апостол. А сказанное: «повидь жизнь с женою, которую полюбил ты», сказано в смысле двояком, – или повидь и посмотри жизнь ты сам и жена твоя с тобою (ибо ты один без такой жены не будешь в состоянии видеть жизнь), иди: посмотри на то и другое – повидь и жизнь и женщину во дни суеты твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ответ . И вы ими не очень восхищайтесь. Никакими добрыми делами нельзя нам гордиться. Мы их творим редко, и знаем их за собой мало; хотя, получив от Господа неисчислимые блага, в благодарность Ему, должны бы творить их всегда, должны бы богатеть ими, и мы так ими бедны и убоги, наги и не покрыты ( Откр. 3:17 ), что и самые лучшие из нас на протяжении всей истории человечества, видя свою нищету перед богатством величия и благости Божией, восклицали: «Я – червь а не человек» (Давид); «лжец всякий, кто думает, что он богат добрыми делами» ( 1Ин. 1:8–10 ), а не немощами, падениями и всякого рода и вида согрешениями» ( Рим. 7:15–24 ). «Праведность наша», думаем мы. И что же такое праведность-то наша? «Вся она – как запачканная одежда» ( Ис. 64:6 ). Кто же истинно чистоплотный будет хвалиться такой нечистой одеждой? Да на земле и не найдётся такого человека, который бы имел совсем незапачканную одежду, т. е. совершенную праведность. Вот слышите, что говорят нам с небес, откуда лучше нас видят, чем мы сами себя: «кто может сказать: я чист от греха (моего), я очистил моё сердце» ( Притч. 20:9 ). Никто этого не может сказать, ибо: «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не согрешил бы» ( Еккл. 7:20 ). Господи, дай мне никогда, никогда не восхищаться ни собой и никакими делами своими. Даруй мне, помня осуждённого фарисея ( Лк. 18:10–14 ), не забывать, что пред Тобою не оправдится никакая плоть. «Не входи в суд с рабом Твоим, Господи, потому что не оправдается перед Тобою ни один из живущих» ( Пс. 142:2 )! 9) Зачем православные целуют иконы и крест? Ответ . А зачем штундисты целуют Слово Божие, Священное Писание ? Если целуют потому, что на той бумаге, которую они целуют, отпечатлено Слово Господа, которое лилось из уст Его, то на иконе отпечатлены не только уста, из которых лилось Слово Святейшего, а и весь Святейший, всё лицо Его; крест целуем потому, что на нём изображён весь Святейший, и то древо, на котором Он возлежит, освящено не только теми словами, которые Он говорил, вися на кресте, но и Пречистою Кровью, истекшею из жил Его. Почему это у штундистов смысл особенный – не такой, как у всех других людей. Почему у них только Слово Христа свято, а не весь Христос? Почему не свят и лик Его, и Кровь Его ни на кресте, ни в таинстве причащения, где не свята, по-ихнему, и плоть Его? Такое мудрование не от Господа и не к спасению их.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010