20:7; Втор. 5:11). Примером суровой кары за нарушение клятвы может служить трехлетний голод, поразивший при Давиде Землю Израиля за истребление Саулом жителей Гаваона, которым предводители израильтян при завоевании Ханаана поклялись сохранить жизнь (Иис. Нав. 9:15). В Библии принесение клятвы не считается предосудительным: клянется сам Бог, Его именем так же предписано клясться, как и бояться Его, служить и быть верным Ему: «Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись» (Втор. 10:20). Даже союз, заключенный между Богом и израильским народом, в особенности в той версии, в которой он описан во Второзаконии, сходен по своей форме с хеттскими и аккадскими договорами II тысячелетия, которые, в сущности, не что иное, как клятва вассала хранить верность своему сюзерену, завершавшаяся перечислением угроз и проклятий нарушителю договора , , (см. Втор. 27, 28, 29:12-14). Лишь в изречении: «Не торопись устами своими, и пусть сердце твое не спешит молвить слово пред Богом» (Еккл. 5:1), – можно усмотреть предостережение от поспешной клятвы . В древности клятвы сопровождались любопытными ритуалами. Для большой торжественности клятва обыкновенно сопровождалась призывом Бога в свидетели, что выражалось, кроме упоминания Его имени, особым жестом поднятием руки вверх по направлению к небу (Быт. 14:22); отсюда выражение: «я поднимаю руку», , то есть «я клянусь» (Исх. 6:8) . Использование таких жестов в клятвенных ритуалах древнего Египта, по мнению И.М. Лурье, «объясняется не только культовым значением неба как обители богов, чьи имена призывались при произнесении клятв, но и тем, что этот жест устанавливал, вероятно, магическую связь между человеком и богом» . Два раза в Библии встречается особый символический жест при клятве: обещающий какую-нибудь услугу другому кладет свою руку под чресла последнего. В обоих этих случаях обещание дается престарелому человеку, и выполнение обещания предполагается после смерти последнего (Быт. 24:1-2, 47:29).

http://bogoslov.ru/article/3109806

14 . Возжелав ведения, неподвижно должен утвердить «стояла» (основания) ( Исх. 26:19 ) души пред Господом, как Бог говорит Моисею: «ты же зде стани со Мною» ( Втор. 5:31 ). Должно знать, что есть различие даже между стоящими пред Господом, если только любознательные не небрежно прочтут сие: «суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дóндеже видят Царствие Божие пришедшее в силе» ( Мк. 9:1 ). Ибо не всем стоящим пред Ним, Господь всегда является со славой, но к новоначальным приходит в рабском виде ( Флп. 2:7 ), а тем, которые могут последовать за Ним, восходящим на высокую гору преображения Его ( Мф. 17:1–7 ), Он является во образе Божием ( Флп. 2:6 ), в котором был, «прежде» даже «мир не бысть» ( Ин. 17:5 ). Тот же Господь может тем же образом являться и всем при Нем находящимся, но одним так, другим иначе, по мере веры каждого, открывая им различные созерцания. 15 . «Восходит солнце, и заходит солнце» ( Еккл. 1:5 ), говорит Писание. Посему и Слово иногда кажется стоящим высоко, иногда низко, то есть по достоинству и соразмерности и сообразности проходящих добродетель и обращающихся вокруг Божественного ведения. Но блажен, кто, подобно Иисусу Навину ( Нав.10:12–13 ), удерживает в себе незаходимым Солнце правды, во все продолжение дня злобы ( Мф. 6:34 ) настоящей жизни, описуемое вечером и неведением, чтобы возмог он законным образом прогнать восставших на него лукавых бесов. 16 . Кто проходит любомудрие, (основанное) на благочестии, и ополчается на невидимые силы, тот должен молиться, чтобы в нем сохранились и естественное рассуждение, имеющее свет соразмерный (с его силой), и просветительная благодать (Святого) Духа, ибо то (естественное рассуждение) деятельным исполнением заповедей, как наставник, руководит плоть к добродетели; сия же (благодать Святого Духа), просвещая ум, возводит его к тому, чтобы он всему предпочитал сожитие при мудрости ( Прем. 7:8, 8:9 ), которой разоряет и твердыни злонравия, и «всяко возношение взимающееся на разум Божий» ( 2Кор. 10:5 ). Сие показывает молитвой своей Иисус Навин, прося, чтобы солнце стало против Гаваона, то есть, чтобы сохранялся оный незаходимый свет боговедения над горой умственного созерцания, а луна – против дебри ( Нав. 10:12 ), то есть, чтобы естественное рассуждение, лежащее над плотской немощью, пребыло неизменным (в отношении) добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

6–7. Долговременное испытание несчастьями и медленность в избавлении внушает псалмопевцу человекообразное представление о Господе, что Он, в праведном гневе Своём, как бы забыл о всегдашнем милосердии Своём к людям и помнит только прежние его грехи, чтобы карать за них наказаниями. Поэтому он молит Господа, чтобы Он, наоборот, вспомнил в отношении к нему о Своих милостях и щедротах, какие всегда являл людям от начала мира и которые вечно свойственны Самому Божественному существу Его ( к вка сть), след. должны всегда простираться в грешный род человеческий, и, напротив того, не вспоминал бы более, т. е. совершенно простил, все прежние грехи юности его, т. е. вообще его молодости, – свойственного этой поре жизни увлечения и легкомыслия, каково было его грехопадение с Вирсавиею и соединённые с тем распоряжения о убиении мужа ее Урии ( 2Цар.12:9–12 ), а равно и все другие преступления его, или уклонения от Божественного закона, которые он когда-либо допустил в последующее время своей жизни, и вообще пусть Господь не вспоминает о нем, как карающий праведный судия, а вспомнит о нём по Своей благости, т. е. милостиво ниспошлёт ему избавление от всех испытываемых их несчастий. Евр. слово (=преступления) обыкновенно употребляется в значении важных нарушений божественных ( Исх.34:7 ; Числ.14:18 ) или человеческих законов ( 1Цар.24:12 ; Притч. 28:2 ) и вообще тяжких грехов ( Пс.18:14; 50:3–5 ), и грек.-лат.-слав. перевод его значением грехи неведения надобно понимать в том смысле, что грехи Давида, как бы они ни были тяжки, не были злонамеренными действиями злой, испорченной воли, а допускаемы были им по свойственной падшему человеку немощи ( Пс.50:7 ), неосмотрительности, необдуманности, вообще вследствие невозможности для человека предусмотреть и предотвратить все случаи грехопадений (см. объясн. на Пс.18:13 ), хотя он в сердце своём желал всегда и во всем исполнять волю Божию (ср. ст. 4–5 и Пс.18:8–12 ). Может быть в первоначальном тексте 70-ти вмест. γνοας=грехи неведения, читалось νοας – грехи неразумия или безрассудства, как нередко называются грехи в писаниях Соломона ( Притч. 9:6 ; Еккл. 7:26 и др.) и, как совершенно сходно с тем, сам Давид называет иногда свои грехопадения ( Пс.37:6, 68:6 ; 1Пар. 21:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Пред очами нашими образ Божественного Праведника, в присутствии которого все праведные человеки, с их судьбою, скрываются, как звезды при солнце. Христиане! роде праведных! наследники и подражатели Праведника Иисуса! «Праведный погибе! взяся праведный!» Сей высочайший и единственный Праведник Тот, Ему же имя: «Господь правда наша» (Иерем. XXIII. 6), который есть самая правда , по существу своему, и правда наша , по благодати нам от Него подаваемой, «Святый святых и святяй» освящаемых, «живый посреде грешных преставлен бысть!» ( Прем.4:10 ) «Краеугольный «камень», на нем же зиждется всякое создание Божие, о нем же и мы «созидаемся в жилище Божие духом» ( Еф.2:22 ), пренебрежен и » отвержен зиждущими» ( Пс.117:22 ). «Сын Божий возлюбленный, о немже благоволи» ( Мф.3:17, 17:5 ; Мк.1:11 ) Отец, возненавиден, поруган и умерщвлен сынами человеческими, сынами гнева и погибели! Если тако чистейший цвет человечества, древо живое и плодоносное сожигается огнем суда Божия, – что же будет с остальным человечеством, с сим древом бесплодным, прежде прозябения умершим и сухим хврастием? «Аще в сурове древе сия творятся, в сусе что будет?» ( Лyk. XXIII. 31 ). Востани «лежащий во зле» и спящий «мир» ( 1Ин.5:19 ), и виждь, «како праведный погибе: ...от лица бо зла взяся праведный» ( Ис.57:1 ). Надлежало бы всему миру быть праведным, якоже «сотвори Бог» первого «человека праваго» ( Еккл.7:29 ); и тогда бы Сын Божий, глава праведных, обитал в человеках, и царствовал во всем мире, открыто и торжественно, и непрестанно проливал бы свет и силы небесные на землю дотоле, доколе наконец соделал бы ее самым небом. Теперь, поелику мир есть владычество зла, то царство Сына Божия «несть от мира сего» ( Uoah. XVIII 36). Посетил было сей Царь правды землю на краткое время, но и в сие краткое время. – «о роде неверный и развращенный!» – жаловался Он: «доколе буду с вами? доколе терплю вам?» (Мат. XVII, 17). И не стерпел Он зла, или, лучше, зло не стерпело Его присутствия: и се – «несть зде! ( Мф.28:6 , Мк.16:6 , Лк.24:6 ) Потщася от среды лукавствия! ( Прем.4:14 ) От лица зла взяся праведный!» ( Ис.57:1 ) Но почто взываю я к миру? Не подумали бы слышащие, что сие до них и не касается? – Нет! Кто бы ты ни был предстоящий здесь, хотя един Бог ведает твои дела; но, поелику слово Божие сказует и о тебе, также как и о всех прочих, яко «прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» ( Быm. VIII. 21 ); и поелику ты не можешь не примечать, чаще или реже, «исходящих от сердца» твоего «помышлений злых» (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Садоводство во все времена было главным занятием Израильтян в Палестине. У каждого из св. писателей ветхого завета говорится о еврейских садах или новонасаждениях ( Быт.9:20 ; Чис.24:6 ; 4Цар.25;4 ). При Давиде было множество виноградников, маслин и черничий, находившихся под особенным присмотром ( 1Пар.27:27,28 ). Соломон сам говорит о себе, что он насадил виноградники, устроил вертограды и сады ( Еккл.2:4,5 ). Эти знаменитые сады Соломона находились при соединении трех горных ущелий при подошве Сиона. В Итаме или Этаме находился у Соломона еще сад заповедный, или, по священному выражению, вертоград заключенный 7 ( Песн.4:12–15 ; Песн.5:1 ; Песн.6:1,10 ). Особенно много садов было у Израильтян во времена пророка Амоса. Он, обличая первых лиц между Израильтянами за их жестокосердие, вопиет: «умножисте вертограды ваша, винограды ваша, и смоквы ваша, и масличия ваша» ( Ам.4:9 ). В правление Симона Маккавея (1Макк.14:12.) «возвеселися Израиль веселием велием и седе кийждо под виноградом своим и смоковницею своею». Во времена Христа Спасителя, страна Геннисаретская (богатые сады) отличалась красотою и изяществом садовых растений. Св. Кирилл Иерусалимский говорит о саде голгофском: «там сад был, где Спаситель распят. Хотя теперь место сие весьма украшено царскими дарами; но прежде оно было садом и признаки сего и остатки доселе находятся». Кроме сего в св. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском 8 , где Спаситель наш перед спасительными страданиями своими молился до кровавого пота. Сады у Евреев большею частию располагались вокруг домов. Нечестивый Ахаав потому и желал приобрести себе виноградник Навуфеев, что он был близь дома его ( 3Цар.21:2 ). Для некоторых Израильтян сады служили местом погребения: Манассия царь Иудин погребен был «в вертограде дома своего, в вертограде Озы» – ( 4Цар.21:18,26 ); в вертограде распят и погребен был Спаситель наш – бе же на месте, идеже распятся, верт и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. ( Ин.19:41 ). Еврейские сады состояли вообще из тенистых деревьев, всякого рода цветов и пахучих растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Так превосходна бдительность. Не мало назидает нас и приточник, говоря: «аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави: яко изцеление утолит грехи велики» (Еккл.10:4), ибо страсти, обуздываемые в начале, утихают и прекращаются, а если получат как бы широкое и неудержимое распространение к худшему, то всецело овладевают душой и не поддаются вразумлению наказующего. Иоил.1:5. Утрезвитеся, пиянии от вина своего и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино до пиянства, яко отяся от уст ваших веселие и радость.    И отсюда, полагаю, без труда можно с ясностью усмотреть, как премудр был божественный Павел, который иногда возглашал уловленным верою во Христа ко спасению и говорил: «востани, спяй» (Еф.5:14), — иногда же, убеждая любить выносливость в труде, по этой же причине и говорил: «аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец» (Евр.12:7), потому что Бог, будучи человеколюбив, поражает грешников неохотно, но как бы по нужде наказуя их и делая для них это средством помощи. Без сомнения так же знающие врачебную науку дают больным и весьма едкие лекарства, доставляя им нанесением боли исцеление недуга. Смотри же, как предуказав побои и предвозвестив излияния гнева, так сказать, «броздами и уздою востягает челюсти их», по написанному (Пс.31:9),и как бы побуждает повернуть назад, обращая ум к усвоению того, что было лучшим и превосходнейшим. Посему — «утрезвитеся, пиянии от вина своего». Слышишь: наказует как чад исступленных и опьяневших, так как если бы они ранее отрезвились, то для них было бы достаточно наказания от одних только гусениц, но после того, как они не унялись при первой наведенной на них каре, то прибавлена другая, за ней — третья, дошло и до четвертой. Впрочем, хотя и поздно, но просыпающихся, приходящих в себя и оставляющих, как бы некоторое опьянение, любострастие ума и чрезмерную склонность к греху, Он побуждает придти к сознанию того, что случилось, плача и рыдая о своих грехах.    Следует заметить, что и каждому из нас присуще как бы некое вино, опьяняющее сердце, именно, мы, так сказать, разделяемся по различным страстям: один из нас, помимо других недугов, необузданно стремится к сребролюбию; другой печется о мирском и страдает плотоугодием, будучи всемерно привязан к утехам и сластолюбию; иной наклонен к какому-либо другому греху.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3523...

“Продавать правого за деньги”, по мысли Симиана-Йофре, означает “готовить невиновному подвох в трибунале посредством ложного свидетельства или же через подкуп судей с целью выиграть процесс. Обвинение Амоса, таким образом, косвенно падает на судебную несправедливость и на судей, неспособных защитить невиновного перед ложным обвинителем” 15 . Корыстолюбие — вот что движет, согласно блаженному Феодориту, и богатой знатью, и пособничающими им судьями: “И они, говорит, имея в виду подарки, продавали праведного и, служа гнусному корыстолюбию, не отказывались брать даже обувь, эту последнюю потребность для человека, оставляя без защиты обиженных, притесняя бедных и не принимая оправданий от незнатных” 16 . Властолюбием и корыстолюбием объясняет и святитель Кирилл Александрийский неправедные решения судей в отношении бедняков: “По властолюбию и корыстолюбию они были нечестивы и немилосерды и обыкновенно несправедливы в отношении к тем, о которых, напротив, достойно было иметь попечение, которых следовало почитать и у которых подобало приобретать расположение оказываемою по любви помощью, терзая несносными и горькими скорбями обременённых бедностью”. Незаслуженные скорби, причиняемые беззащитным людям, Бог, по мысли Александрийского святителя, “относит к собственному лицу”. Это значит, что преступления против правосудия носят не только социально-нравственный, но и религиозный характер. Обижая слабого, сильный тем самым “безмерно оскорбляет Самого Бога” 17 . Шоафим (жаждут Синодального перевода) — причастие множественного числа от корня шоаф. Этот глагол может иметь разные значения, например “нюхать” (Иер 2:24) 18 , “пыхтеть”, “тяжело дышать” (Ис 42:14) 19 , “страстно желать”, “томиться” (Иов 36:20), “спешить” (Еккл 1:5), “приготовлять ловушку” (Иез 36:3) 20 . В контексте проповеди Амоса против Израиля это слово представляет большую трудность для перевода. Таргум переводит так: “Они трут как пыль в пыли земли голову слабого”. По-русски мы бы сказали стирают в порошок или втаптывают в грязь.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Да и как может обретаться мир там, где ссора и состязание? Выслушай говорящего: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ). Если у нас воля находится в правде, то мы обитаем во граде мира, где совсем не будет какой-либо причины состязания, потому что как неправда бывает началом ссоры, так из правды выходит мир. Не смотри на телесное угнетение, а на ту пользу, какая происходит из того угнетения: часто ведь сражение и состязание бывают причиной мира. Подобно тому, как в то время, когда воины ведут сражение, города и народы пользуются миром, а когда по трусости отстают и не борются с неприятелем, тогда мир исчезает, – так происходит и здесь. «И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» ( Ис. 32:17, 18 ): ничто не дает покоя душевного, ничто не успокаивает совести и не услаждает мысли, как только справедливость, когда нет ничего, что бы причиняло мучение и возмущало ум. «Спокойствие и безопасность вовеки». Правда не знает изменчивости времени, равным образом человеческих затруднений, все этого рода вещи от ее лица отгоняются, пренебрегаются, презираются. «И будут живущии в дубравах уповающе, якоже сущии на полях» (в русск. переводе этих слов нет). Обитающий с добродетелью в лесах будет жить безопаснее, чем в городе; напротив, предавшийся неправым действиям, хотя бы был окружен тысячью стен, ничем не отличается от безоружного и незащищенного. Великое благо добродетель, сохраняемая со всяким попечением; но великое зло – грех, т.е. предание себя растлению. «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе» ( Еккл.7:19 ). «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» ( Притч.14:7 ). Облечемся же в эти доспехи: нет ничего крепче этого вооружения, никогда не оставляющего нас безоружными и незащищенными. Какой вред принесла Иоанну наклонность к пустынничеству? Каким злодеям или разбойникам предал Бог пустынного человека? Какой вред принесла Илии гора Кармил? Не были ли более подвержены страху укрепленные города, чем та гора? Нет ничего безопаснее добродетели, нет ничего безобразнее порока.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Исх.20:12 .  Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц ( Притч. 20:20 ), целых поколений ( Иер. 35:18–19 , Притч. 1:8 , Сир. 3:6–9 ) и всего народа. Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами ( Еккл. 4:9–12 ) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство, распадение семьи – признак близкой гибели целого народа ( Мих. 7:6 и др.). В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья – залог прочного общества. Выражение: «да благо ти будет», отсутствующее в еврейском чтении Исх.20:12 , но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии ( Втор.5:16 ), имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX. Исх.20:13 .  Не убивай. Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог ( Иов. 10:10–12 ), а потому и отнять ее может только Он один. Исх.20:14 .  Не прелюбодействуй. Под прелюбодеянием разумеется связь женатого мужчины с чужой женой, замужней женщиной, а также замужней женщины с чужим мужчиной ( Лев.20:10 , Притч. 6:32 , Иер. 29:23 ), и даже невесты с посторонним мужчиной ( Ос. 4:13 ). Оно рассматривается как нарушение брачного союза, почему и идолопоклонство народа еврейского, измена завету с Богом, который представляется под образом союза мужа с женой ( Иер. 3:1 , Ос. 2:4, 13 ), называется прелюбодеянием. И так как брачный союз является божественным установлением, то уже в патриархальный период прелюбодеяние считается великим злом, грехом пред Господом. Исх.20:15 .  Не кради. Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого ( Быт. 3:19 ), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего ( см. толкование 22 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На позднее происхождение книги также, возможно, указывают отдельные термины, характерные для книг, входящих в поздний корпус ВЗ: такие, как   («копье» - Иоил 2. 8, к-рое употребляется в Иов 33. 18; Неем 4. 11, 17),   («задняя часть» - Иоил 2. 20, встречается также в 2 Пар 20. 16; Еккл 3. 11; 7. 2),   («смрад» - Иоил 2. 20, встречается также только в Сир 11. 12) и др. По мнению др. авторов, свидетельствами позднего языка Книги прор. Иоиля являются краткая форма местоимения 1-го лица ед. ч.-   (Иоил 2. 27), использование существительного   для обозначения храма (Иоил 1. 13, 16), а также словосочетания «Иуда и Иерусалим» (       - Иоил 3. 1) и «чада Сиона» (     - Иоил 2. 23) ( Crenshaw. 1995. P. 26). Существуют и др. лексические совпадения с поздними книгами: напр., отдельные фразы из Иоил 2. 13b и 14a повторены в Ион 4. 2b и 3. 9а. Параллельное сопоставление вост. и зап. морей в Иоил 2. 20 встречается в более позднем отрывке из Зах 14. 8. И. также цитирует слова предшествовавших пророков (см., напр.: Авд 17; Ис 2. 4; Мих 4. 3) ( Wolff. 1977. P. 5). Кроме того, апокалиптический жанр, к к-рому относится Книга прор. Иоиля, был сформирован в период после плена ( Coggins. 2000. P. 17-18). Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Прор. Иоиль. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Существуют сторонники и более ранней датировки, относящие возникновение пророчеств И. ко времени непосредственно перед вавилонским пленом, т. е. к кон. VII - нач. VI в.: отсутствие упоминания в книге о царской власти могло отражать небольшой временной период, когда монархия уже прекратила существование, а Иерусалим пребывал в относительной защищенности, т. е. перед пленом - ок. 587-586 гг. (4 Цар 25. 4-8) ( Stuart. 1997. P. 224; Koch K. The Prophets. Phil., 1982. Vol. 1: The Assyrian Period). По мнению сторонников этой гипотезы, сохранившиеся в Книге прор. Иоиля аллюзии на события, происшедшие во время плена (Иоил 3. 1-7) не обязательно отражают период после 586 г., поскольку политика депортации народов могла привести к возникновению более ранних локальных переселений, начиная уже с VIII в. (The Judean Exile after 701 в. с. e.//Scripture in Context/Ed. W. Hallo et al. Winona Lake (Ind.), 1983. Vol. 2. P. 147-175). Это могут быть обстоятельства, связанные с др. вражескими вторжениями, напр. ассирийским 701 г. или вавилонским 598 г. Х. Штокс на основании схожести с кн. Второзаконие, к-рая была обнаружена, по его мнению, во времена царя Иосии, а также на основании отождествления народа «от севера» (Иоил 2. 20) со скифами относит возникновение пророчеств к этому же периоду ( Stocks H. H. D. Der «Nördliche» und die Komposition des Buches Joel//NKZ. 1908. Bd. 19. S. 750).

http://pravenc.ru/text/578234.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010