90-й псалом Давид-псалмопевец есть Заступник и надежное Прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличают возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. Псалом имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1–2, 3–13, 14–16). Главная композиционная особенность — диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным. Первый голос уверенно и утешительно возвещает: — Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека — того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога Небесного?» Второй голос во втором стихе подтверждает это: — Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2). В стихах 3–13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога: — Яко Той избавит тя от сети ловчи... В еврейском тексте: от сети птицелова . Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих (Пс 123, 7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл 9, 12). — ...и от словесе мятежна (3), то есть злословия, клеветы. — плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися... (4). Плещма — значит плечами. В еврейском тексте ebrah — крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф 23, 37). — оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием — значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям. — Не убоишися от страха нощнаго... (5), то есть от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров. — от стрелы летящия во дни (5). Здесь как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

http://pravoslavie.ru/103815.html

О христианском отношении к собаке Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху? Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню. Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали. Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними» (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни. Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2: 22).

http://pravoslavie.ru/5752.html

Почему были канонизированы Борис и Глеб? Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? 6 августа, 2012 Борис и Глеб родились примерно в годы Крещения Руси и с самого детства воспитывались в христианской вере. За что же Церковь прославила их в лике святых? Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Память совершается 6 августа. …Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории. Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси. Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб. Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни. Владимир-язычник. В.М. Васнецов. Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь. Владимир беседует с греческим философом. Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример. Великий князь Владимир Святой подавал пример своим подданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества. Крещение Руси. В. Васнецов. Старшие дети Владимира были рождены в то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.

http://pravmir.ru/pochemu-byli-kanonizir...

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова Спасителя: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Чем для нас являются эти слова? Лишь неким обещанием Господа Своим особым и величайшим избранникам? Словами для укрепления прочих? Или это действительно так – и всё возможно верующему? Вера – это великая загадка и таинство христианской жизни. «Сокровище веры не вмещают ни земля, ни небо», – говорит преподобный Исаак Сирин. Вера – это действительно самое главное, что есть у нас. И в то же время – самое зыбкое, самое неуловимое, то, чему мы зачастую изменяем, находясь в состоянии между верой и безверием. Как происходит в нас становление веры? Первый шаг – осознание того, что Бог есть, что Он управляет миром, что, хотя Он и абсолютно непостижим, но бесконечно любит нас. При этом мы знаем из слов апостола и учения Святой Церкви, что «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Следующий этап нашей веры – это начало следования заповедям Христовым. Преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно», т.е. исполнения заповедей Христовых. Долгое время первого пути между верой и сомнениями, в которые ввергает человеческую душу дьявол, и сопутствующие этому пути искушения должны пройти все мы, как прошли их в борьбе за свою веру апостолы и все святые. А потом начинается следующий этап – битва со страстями, определяемая святыми отцами как «подвиг даже до крови». Господь нас не торопит. Но для познания мира, самого себя и Бога этот этап духовной жизни необходим как завершение пути того самого познания добра и зла, который так трагически начали наши праотцы. Что в этом мире истинно ценно? Что и Кто приводит ко спасению? А что, каким бы обольстительным и по-человечески мудрым ни было, есть «суета сует и томление духа» (Еккл. 1: 2,14)? Рейтинг: 9.7 Голосов: 311 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/145518.html

Разделы портала «Азбука веры» Оптимизм – (от лат. optimus — лучший) — 1) жизнерадостное мироощущение; 2) склонность находить и видеть в происходящем, главным образом, светлые стороны. Цитаты об оптимизме «Пусть предаются скорби язычники, пусть плачут иудеи, пусть рыдают грешные – праведным прилична радость! Если уж те, кто любят все земное, радуются тленными и ненадежными предметами – нам ли не гореть восторгом, если мы только подлинно ожидаем небесной славы и вечного блаженства?! Не этому ли учит нас апостол: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите ( 1Сол.5:16-18 )?» Авва Аполлоний «Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается во время Великого поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утро надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва». патриарх Алексий II «Святой Павел, прежде нежели сказал: всегда радуйтеся , давно уже изрек, что верующим в Бога вся поспешествуют во благое ( Рим.8:28 ). После сего очень понятно, как можно всегда радоваться; даже непонятно, как бы после сего можно было не всегда радоваться, ибо если верующим все поспешествует во благое, а благое, по самому существу своему, таково, что вся и всегда может радовать, то в таком случае печалиться, особенно безотрадно, свойственно только тому, кто не верует в Бога. Но желательно знать, на чем опираясь проповедуют оптимизм те, кои проповедуют его без веры в Бога и Ходатая Бога и человеков, без Коего вера в Бога не столько радует, сколько страшит человека-грешника? В таком случае скорее надобно сказать наоборот, вместо: всегда радуйтесь — всегда скорбите! Ибо посмотрите на себя и вокруг себя беспристрастно: много ли причин ко всегдашней радости? Соломон умел находить источники радости; он особенно трудился над открытием и умножением их: что же? На дне всякой радости он находил — суету и сокрушение духа! ( Еккл.1:2 ; Ис.65:14 ). Без Бога и Единородного Сына Его, Спасителя человеков, нет радости для человеков. Всегда радоваться может и должен только один истинный христианин». свт. Иннокентий Херсонский Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/optimizm

1. Библейские тексты о довольства своим состоянием Благочестие с довольством великое приобретение: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» ( Притч.15:16 ). – «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» ( 1Тим.6:6 ). Верующие должны быть довольными: а) во всяком своем состоянии: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» ( 1Кор.7:24 ). – «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, быть в сытости и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» ( Флп.4:12 ). – «Не говори: «отчего это прежде дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» ( Еккл.7:10 ). б) тем, чем они владеют: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» ( Пс.36:16 ). – «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» ( Притч.16:8 ). – «Я научился быть довольным тем, что у меня есть» ( Флп.4:11 ). в) своими доходами: « Спрашивали Иоанна (Крестителя) ...воины: нам что делать? И сказал им: никого не обижайте... и довольствуйтесь своим жалованьем» ( Лк.3:14 ). г) пищею и одеждою: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ). Лучше умеренное состояние с миром и любовью, чем изобильное с немирством и враждою: «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с... томлением духа ( Еккл.4:6 ). – «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» ( Притч.15:17 ). – «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» ( Притч.17:1 ); – «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:8–9 ). Не быть никогда довольным опасно: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:9–10 ). – «человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь, и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!» ( Еккл.4:8 ). – «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющее поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» ( Ис.5:8 ). Апостольское увещание к довольству: «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам Господь сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» ( Евр.13:5 ). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии/сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богатство Богатство принадлежит Богу: Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф ( Агг.2:8 ). Господня земля и что наполняет ее ( Пс.23:1 ). Бог дает богатство: Господь делает нищим и обогащает ( 1Цар.2:7 ). Сказал Бог Соломону: и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои ( 3Цар.3:13 ). Давид сказал: и богатство, и слава от лица Твоего, Господь ( 1Пар.29:12 ). Бог дает силу приобретать богатство: Когда всего у тебя будет много, то смотри, чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство ( Втор.8:17–18 ). Благословение Божие приносит богатство: Если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, пошлет Господь тебе благословение во всяком деле рук твоих, откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою ( Втор.28:2,8,12 ). Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит ( Притч.10:22 ). Бог делает богатым и бедным: Богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь ( Притч.22:2 ). Богатство – а) временно: Богатство не навек ( Притч.27:24 ); б) неверно: Собирает человек, и не знает кому достанется то ( Пс.38:7 ). Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем, во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него ( Еккл.5:12–13 ); в) преходяще: Не заботься о том, чтоб нажить богатство; устремишь глаза свои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья, и, как орел, улетит к небу ( Притч.23:4–5 ); г) подвержено опасности похищения: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Человек не может после смерти учесть свое богатство: Не бойся, когда богатеет человек, ибо, умирая, не возьмет ничего ( Пс.48:17–18 ). Как вышел владетель богатства нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понесть в руке своей ( Еккл.5:14 ). Мы ничего не принесли в мир, явно, что ничего не можем и вынести из него ( Пс.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Радость Радость есть дар Божий: Ты, Господи, исполнил сердце мое веселием ( Пс.4:8 ). Человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость, и знание, и радость ( Еккл.2:26 ). Радость земная смешивается с печалью: При смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль ( Притч.14:13 ). Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа ( Еккл.2:10–11 ). Верующие имеют свою радость в Боге: Буду радоваться о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний ( Пс.9:3 ). О имени Твоем радуются весь день ( Пс.88:17 ). Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. Да хвалят имя Его с ликами ( Пс.149:2–3 ). Радостью буду радоваться о Господе, веселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения ( Ис.61:10 ). Не видя Господа, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая, наконец, верою вашею спасения душ ( 1Петр.1:8–9 ). Радость верующих есть а) радость Господа совершенная в них: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна ( Ин.15:10–11 ). Ныне к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную ( Ин.17:13 ); б) радость и мир о Святом Духе: Ученики исполнялись радости и Духа Святого ( Деян.13:52 ). Бог надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою ( Рим.15:13 ). Плод духа: любовь, радость, мир… ( Гал.5:22 ); в) радость не отъемлемая никем: Я увижу вас, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас ( Ин.16:22 ). Радость испытывается а) теми, которые свое упование возлагают на Господа: Возрадуются все уповающие на Тебя, Боже ( Пс.5:12 ). Душа наша уповает на Господа; о Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали ( Пс.32:20–21 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Об осторожном употреблении человеком слова Не позволяй твоим устам грешить: Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешить мне языком моим, буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною ( Пс.38:2 ). Употребляй немного слов: [Ибо] как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов ( Еккл.5:2 ). Да не исходит из ваших уст всякое слово неблагопристойное или суетное: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Еф.4:29 ). Храни язык твой от зла и уста твои от лести: [Ибо] кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Петр.3:10 ). Не лгите друг на друга: Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ). Да будут ваши слова растворены солью во благодати: Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому ( Кол.4:6 ). Слова из уст мудрого благодать, а уста глупого губят его же ( Еккл.10:12 ). Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса: ( Кол.3:17 ); Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой! ( Пс.18:15 ). Смерть и жизнь во власти языка: Смерть и жизнь во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его ( Притч.18:21 ). От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его ( Притч.12:14 ). Кто хранит свой язык, тот хранит свою душу: Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда ( Притч.13:3 ). Люди отдадут отчет в день суда за всякое праздное слово: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). Убегайте суетных и нечестивых споров: О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ). А непотребного пустословия удаляйся ( 2Тим.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010