И согнутся мужи ратные – «и смутятся все самые крепкие в войске твоём» [ блж. Иероним, там же]. И перестанут молоть мелющие – «когда умолкнут слова учителей» Раши добавляет при этом о более поздних временах: «Это учения великих – раби Акибы, и учение раби Хии, и учение бар Капары» И померкнут смотрящие – «и померкнут пророки, обычно получавшие с неба свет видений своих» Еккл. 12:4 И запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; И заперты двери на улицу – «когда заключатся двери храма» Когда замолкнет звук жернова – «из-за того, что не занимались Торой достаточно. Сказал раби Шмуэль: Сынов Израиля сравнивают с работающими жерновами. Подобно тому, как жернова не останавливаются ни днём, ни ночью, так и здесь: И размышляй над ним день и ночь ( Нав. 1:8 )» И подниматься он будет от голоса птичьего . Кто будет подниматься? – Навуходоносор со своими халдейскими полчищами. Какая птица поднимает его? Блж. Иероним приводит мнение, что это пророк Иеремия: «И придёт халдей, накликанный голосом Иеремии, как бы пением птицы» Раши приводит слова некоего раби Леви: «На протяжении восемнадцати лет раздавался глас с неба и грозно взывал он во дворце Навуходоносора: «Нерадивый слуга! Иди, разрушь дом твоего Господа, потому что сыновья твоего Господа Ему не внемлют!» Голос, который, согласно преданию, слышал Навуходоносор, говорит то же самое, к чему сводилось пророческое слово Иеремии, обращённое к иерусалимлянам. И замолкнут дщери пения – «хоры поющих в храме» Ещё Давидом установленное пение умолкло. В разрушенном Иерусалиме уже никто не слышал хоры поющих. Не слышно их было и в земле Халдейской. Там пленившие нас требовали от нас слов песней и притеснители наши – веселья: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Ягве на земле чужой?.. ( Пс. 136:3–4 ). Еккл. 12:5 И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветёт миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Андрей Чичигин 24 июня 2016, 09:09 " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. " (Быт.2:7) Если " душа " возникает (начинает быть) в момент когда Бог " вдунул " " дыхания жизни " в " прах " в форме тела, то не логично, что при разлуки дыхания жизни и тела, душа исчезает (перестаёт быть)? " Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. " (Иов.33:4) " Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости " .(Еккл.9:10) " потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! " (Еккл.3:19) Darina 23 июня 2016, 21:34 Кровь человека (и животных) постоянно обновляется, вызревая из клеток-предшественниц – стволовых клеток. Место нахождения стволовых клеток – костный мозг. Наиболее активное кроветворение происходит в плоских костях, в т.ч. в ребрах. Так что выбор кости для сотворения жены может иметь значение, отличное от фольклорного «объяснения». Хорошо бы этот интереснейший вопрос и вопрос о душе и крови осветил еще и верующий гематолог. С выбором консультанта, мне кажется, мог бы помочь отец Андрей (Битюков), настоятель храма при Институте детской гематологии. Интервью с о.Андреем публиковалось на Православие.ru 18.09.2015. Владислав 23 июня 2016, 15:45 Иван, Вы правильно заметили, что значение ивритских слов со смыслом " душа " нераскрыто, поэтому некоторые утверждения статьи как бы повисают. Но в одной из лекций Солодков как раз и говорит, что одно из этих слов применяется только по отношению к животным, в том числе и в книге Левит в 17 главе 14 стихе. Насчет крови Авеля, согласно толкованиям святых отцов на книгу Бытия, она вопиет также, как и вопили к Богу грехи строителей Вавилонской башни. Или как вопиет плата, удержанная у работников. (Смотрите послание от Иакова 5:4).

http://pravoslavie.ru/94542.html

Кто же, скажешь, назвал блаженными просто умерших? Соломон, премудрый Соломон. Не будь невнимателен к этому мужу, но представь, кто он был, как жил, в какой безопасности и наслаждении провел приятную и беспечальную жизнь. Он прошел все роды удовольствий, обдумал все способы душевного наслаждения, изыскал различные и многообразные виды радостей, и, повествуя о них, говорил: « построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи сделал себе водоемы приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также имущество из крупного и мелкого скота было у меня, собрал себе серебро и золото, как песок; завел у себя певцов и певиц, виночерпиев и виночерпиц »  (Еккл. 2:4–8). Итак, что сам он говорит при таком обилии богатства, имуществ, удовольствий и наслаждений? « И ублажил я , говорит, мертвых, более живых, а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал » (Еккл. 4:2–3). Поистине достоверный обличитель наслаждений, произносящий о них такой приговор. Если бы кто–нибудь из живших в бедности и нищете произнес этот приговор против удовольствий, то можно было бы подумать, что он осуждает их не по справедливости, а по незнанию их; но когда порицает их тот, кто прошел все эти удовольствия и исследовал каждый путь их, то осуждение уже не подлежит сомнению. Может быть, вы думаете, что слово наше уклонилось от настоящего своего предмета; но если мы вникнем, то найдем, что сказанное находится с ним в ближайшем отношении. В дни памяти мучеников необходимо последовательно и беседы вести о любомудрии. Говорим это не осуждая настоящую жизнь, — да не будет, — но порицая удовольствия, потому что не жизнь есть зло, но — жизнь бесцельная, необдуманная. 2. Итак, кто прожил настоящую жизнь в добрых делах и в надежде будущих благ, тот возможет сказать, подобно Павлу, что « а оставаться во плоти несравненно лучше »  ; ибо это плод дела (Флп. 1:23–24), — как было и с блаженным Евстафием, который и жизнью и смертью воспользовался по надлежащему. Он потерпел смерть за Христа не в собственной стране, а в чужой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 10 Еккл.10:1 . Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Мёртвые мухи портят благовонную масть; сильнее мудрости и славы небольшая глупость. Доказательство представляет мысль предшествующего стиха, в котором сказал, что из-за одного глупого может погибать много доброго, что худой человек, примешавшись к хорошим, заражает многих, подобно тому как мухи, если умрут в благовонной масти, портят и запах и цвет ее. И так как к мудрости часто примешивается хитрость, и ум часто бывает соединён с нечестием: то повелевает, чтобы мы искали мудрости чистой, чтобы она соединялась с голубиною невинностью, чтобы мы были разумны на добро, а просты на зло. Может быть и такой смысл: праведному лучше иметь немного простоты и, при чрезвычайной терпеливости, когда отмщение он предоставляет Богу, казаться неразумным, чем, тотчас отомщая, делать зло, сохраняя вид умного. Иначе: мухи, которые, по Исайе ( Ис.7:18 ), владеют частью реки Египетской, портят вкус елея, в каждом верующем оставляя запах и следы своей нечистоты. От этих-то мух и получил название князь бесовский Веельзебуб ( Мф.12:24 ), что в переводе значит: «идол мух», или «человек мух», или «имеющий мух». Еккл.10:2–3 . Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую. По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Сердце мудрого на правой стороне его, а сердце глупого на левой стороне его. Но и по дороге, когда глупый идёт, сердце его уменьшается, и он говорит, что всякий глуп. В Евангелии заповедуется, чтобы левая рука мудрого не знала, что делает правая ( Мф.6:3 ). И получившим удар в правую щеку, повелевается подставлять бьющему не левую щеку, но другую ( Мф.5:39 ). Ибо праведный не имеет у себя левого, а у него все правое. И когда Спаситель придёт для суда, агнцы станут по правую, а козлища будут по левую сторону ( Мф.25:33 ). И в Притчах написано: «пути бо десныя весть Господь, развращени суть, иже ошуюю» ( Прит.4:28 ). Итак, кто мудр, тот всегда помышляет о будущем, о том что ведёт к правой стороне; а кто неразумен, тот помышляет о настоящем, что поставлено по левую сторону. Следуя этому, философ и поэт сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 5 Еккл.5:1–2 . Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Не торопись устами твоими, и сердце твое да не спешит произнести слово пред лицом Божиим, потому что Бог на небе, а ты на земле. Посему пусть не многи будут слова твои, поскольку придет сновидение во множестве заботы, и голос неразумного во множестве слов. Многие думают, что в настоящем месте внушается то, чтобы мы не обещали чего-нибудь пред Богом опрометчиво, и не взвесив своих сил, не давали таких обетов, которых не можем исполнить. Ибо при нас присутствует Бог, и хотя Он, по-видимому, на небе, а мы на земле, однако слышит, что мы говорим, и из множества слов обличается наше неразумие. Другие же, объясняя лучше, утверждают, что этим внушается то, чтобы мы ни словом, ни мыслью не размышляли о Боге больше, чем сколько можно, но сознавали слабость свою, – что насколько отстоит небо от земли, настолько наша мысль далека от естества Его, и что поэтому слова наши должны быть сдержанны. Ибо, как занятый многими заботами часто как в бреду представляет то, о чем думает: так желающий размышлять о Божестве слишком много, впадает в неразумие. Или так: слова наши потому должны быть не многочисленны, что и то, что мы, по нашему мнению, знаем, мы видим как бы чрез тусклое стекло, гадательно, и то, в чем уверены, представляем как в сновидении. Когда выскажем слишком многое, то для нас будет ясно, что конец нашего рассуждения – неразумие. Ибо от многоглаголания не избежим греха. Еккл.5:3–4 . Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Когда сделаешь обет Богу, не замедли отдать, поскольку нет благоволения к глупым. Все, что ни обещаешь – исполни. Лучше не давать обета, чем обещать и не исполнить. Простой смысл не требует объяснения. Лучше не обещать, чем не исполнять обещанного: ибо не исполняющие обетов неугодны Богу и считаются между неразумными. В словах: «нет благоволения к глупым» – подразумевается: «Божия», согласно с словом апостола: «не было воли, чтобы я ныне пришёл к вам» ( 1Кор.16:12 ). Если же хотим сказать нечто более важное, то здесь заповедуется христианину, чтобы он восполнял веру делом и не уподоблялся Иудеям, которые, давая обеты и говоря: «вся словеса, яже глагола Господь, сотворим» ( Исх.24:3 ), поклонялись идолам, и подвергши мучениям рабов и камнями побив их, наконец умертвили и самого Сына Домовладыки. Итак, лучше долго взвешивать сомнительное решение, чем, будучи лёгким на словах, быть тяжёлым на деле. Ибо раб, знающий волю господина своего и не исполнивший ее, «биен будет много» ( Лк.12:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Всему свое время. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом... время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать»...  (Екклесиаст, 3, 1–4). Такую самоочевидную, казалось бы, истину высказал, по вдохновению от Духа Божия, еще в далекие от нас ветхозаветные времена премудрый Екклесиаст. Тот самый Екклесиаст, который, будучи царем над Израилем в Иерусалиме, изследовал и испытал мудростью все, что делается под небом, видел все дела, какие делаются под солнцем, и нашел, что  «все суета и томление духа»   ( Еккл. 1, 12–14 ). И вот к какому заключению пришел он: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом – все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо»  ( Еккл. 12, 14 ). Все эти Богооткровенные и непреложные истины навеки запечатлены для нас в Слове Божием и постоянно проповедуются Святою Церковью. Но не внемлет им человеческая греховная испорченность: упорно силится она на место Закона Божия поставить свой собственный закон. И делает это весьма часто вопреки всякому здравому смыслу... на собственную погибель. Так, много, очень много, нездорового, ненормального, противного Закону Божию, нравственно-разлагающего, духовно-растлевающего вошло в жизнь нашего русского общества перед страшной катастрофой, постигшей русскую землю, так называемой «революцией». Тяжко сетовали на это, постоянно говорили об этом и писали наши выдающиеся архипастыри, пастыри и лучшие представители верующего русского народа. Одной из таких нравственных болезней, подточившей здоровый нравственный организм православного русского народа и сыгравшей свою пагубную роль в деле крушения России, была все усиливавшаяся в последнее время у нас  страсть к развлечениям  – развлечениям неумеренным, нездоровым. Вот как говорил об этом еще в самом начале нынешнего ХХ-го столетия (в 1904 г.) наш великий всероссийский пастырь, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский в своей высокопоучительной беседе с сопастырями – священнослужителями г. Сарапуля:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 2 Еккл.2:1 . Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это – суета! Сказал я в сердце своем: приди теперь, я испытаю тебя в веселье и посмотрю во благе: и вот и это суета. Узнав, что во множестве мудрости и приложении знания есть труд и печаль, и что это ничто иное, как напрасная и безконечная борьба, я перешел к веселью, чтобы утопать в роскоши, собирать имения, жить в обычном богатстве, и прежде чем умру, срывать скоропреходящие удовольствия. Но и в этом сам я увидел суету свою, так как удовольствие прошедшее не удовлетворяет моей страсти в настоящем, и исчерпанное не насыщает; и не только радость телесная, но и духовная есть покушение для обладающего ею, так что мне нужен вразумляющий жезл и ангел сатанин, который бы удручал меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Поэтому и Соломон говорит: «богатства и нищеты не даждь ми», и непосредственно за тем присовокупляет: «да не насыщься ложь буду, и реку, кто мя видит.» ( Прит.30:8–9 ). Ибо и диавол овладевает нами чрез обилие благ. Посему и у апостола написано: «да не разгордевся в суд впадет диаволь» ( 1Тим.3:6 ), то есть такое осуждение, какому подпал и диавол. Но можем сказать и то, что радость духовная, как и прочее, объявляются теперь суетой потому, что видим ее теперь в зеркале и гадательно, а когда она откроется лицом к лицу, тогда она будет уже не суетою, а истиною. Еккл.2:2 . О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» Смеху сказал я: безумие, и веселью: что ты это делаешь? Где мы читаем «безумие», в еврейском стоит «molal», что Акила перевел πλνησιν, то есть заблуждение, а Симмах θροβον, то есть «шум»; Семьдесят же и Феодотион, как во многих местах, так и в этом месте согласно перевели περιφορν, что мы, переводя буквально, можем выразить словом «обношение». Итак, как те, кои носятся всяким ветром учения, непостоянны и колеблются в разные стороны ( Еф.4:14 ); так и те, кои разражаются смехом, о котором Господь сказал в Евангелии, что он переменится в плачь ( Лк.6:25 ), охватываются заблуждением и вихрем века сего, не разумея бездны грехов своих и не оплакивая прежних пороков, но думая, что скоропреходящие блага вечны, и радуясь тому, что скорее достойно плача. Это можно понимать и в отношении к еретикам, которые удовлетворяясь ложными учениями, обещают себе радости и благополучие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Такова жизнь земная. Такова же и жизнь духовная. И дальше мудрый царь и странствующий философ говорит о бесполезности человеческой нерешительности. Дожди и ветры мешают земледельцу начать посев. Кто с опаской смотрит на облака и следит за ветром, тот может так и не приступить ни к посеву, ни к жатве. Еккл. 11:3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт. Ветер разносит семена и не даёт сеять, проливные дожди не позволяют собрать урожай. Кто этого боится, тот так и будет стоять в нерешительности. Еккл. 11:4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Прп. Серафима Саровского спросили: «Почему сейчас мало подвижников?» Он ответил: «От того, что нет решимости». И сейчас всё, как всегда: весна – осень, посев и жатва. И люди те же, и ветры, и дожди. Решимости нет. Решайся сеять слово Божие – и пожнёшь обращение душ ко Христу. Сей со слезами, пожнёшь с радостью ( Пс. 125:5 ), а простоишь – ни с чем останешься. Уповай на Бога и трудись! Глаза боятся, а руки делают. Дождь прольётся, когда облака будут полны , а мы боимся, когда они ещё только едва обозначились на небе. Да и лукавство в этом. Увидели облачко – и опять можно целый день по праву бездельничать. Хорошо нам – и дела нет, и причина тому есть. Кольнуло в животе – и пост необязателен, заныли ноги на службе – и в храм уже можно не ходить. Слова Екклесиаста если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт , можно приложить к утверждению, которое в данном контексте не просматривается. Иисус Христос сказал: «В чём Я найду вас, в том и буду судить» Разговор с Трифоном, 47] 75 . Ветер ломает деревья. Если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт , пока не сгниёт. Умирает человек, упал на юг, где теплота Духа Святого, в том и застаёт человека Христос и возносит душу его в небесные обители. Умер человек, упал на север, где холод души, в том и будет судить душу Христос, низвергая её в холод тартара.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Значит в подобном смысле можем и мы небо, землю, моря и все, что содержится в их пределах, признавать хотя добрым в себе, но, по сравнению с Богом, считать за ничто. Смотря на огонек светильника, я довольствуюсь его светом; но потом, когда взойдет солнце, не замечаю того, что издавало свет, и вижу, что от блеска солнца скрылись даже светила звездные. Подобно этому, смотря на мир и на широкое разнообразие предметов, я хотя и удивляюсь величию творений, но, размышляя, что все это проходит, и что мир стареется и имеет конец свой, и что один Бог всегда есть то, что был, я невольно вынужден не однажды, а дважды сказать: «суета сует и все суета». В Еврейском вместо суета сует стоит: abal abalim, что, за исключением Семидесяти Толковников, все одинаково перевели: α’ τμς α’ τμδων, или ατμν, что мы можем перевести «пар» дыма и легкий «ветерок», который скоро рассеивается. Этим словом показывается, следовательно, тленность и ничтожность всего существующего. Ибо все видимое временно, а невидимое вечно. Или: поскольку тварь подчинена суете и воздыхает, болезнует и ожидает откровения славы чад Божиих, и поскольку ныне отчасти уразумеваем и отчасти пророчествуем: то все суета, пока не придет совершенное. Еккл.1:3 . Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Что остается человеку во всем труде его, которым трудится под солнцем?. После общей мысли, что все суета, начинает с людей, – что напрасно изнемогают они в труде мира сего, собирая богатство, уча детей, стремясь к почестям, созидая здания, когда, похищаемые среди трудов неожиданною смертью , они слышат: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси кому будут» ( Лк.12:20 )? – особенно, когда из всего труда не уносят ничего с собою, а нагими возвращаются в землю, из которой взяты. Еккл.1:4 . Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Род проходит и род приходит: а земля во век стоит. Когда одни умирают, рождаются другие, и не видя тех, кого видал, начинаешь видеть кого не видал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И впоследствии сердце, смущаясь, мучается оттого, что ум и страсть, будто палачи, тащат его то туда то сюда (ср. Рим. 7:23 ). Посему суета для нас [заключается в том], как было уже сказано прежде, чтобы, оставив родителей и братьев, приобретать [такие] свидания на погибель души. Ибо человеку, желающему подвизаться, вообще не подобает есть и пить вместе с женщиной, или получать услуги от женщины, или заботиться о женщинах, или вообще знаться с ними. Также и церковным девственницам ( κανονικαι ς) не подобает общаться с мужчинами наедине, чтобы никто не соблазнился из-за нас, но чтобы мы были для всех беспреткновенны. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открываемся 40 ( 2Кор. 5:11 ). Посему убоимся соблазнить кого-либо, но послушаем Господа, сказавшего, что лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской… тому… кто соблазнит одного из малых сих ( Мф. 18:6 ). Посему следует, словно от змеи или от великого греха, бежать от них из-за того, что для желающих подвизаться смертоносна не только беседа с ними, но и помышление [о них]. Учит нас об этом Приточник, говоря: Не даждь женам твоего богатства и твоего ума и жития в последний совет ( Притч. 31:3 ). И другой:К спевающей не примешайся, да не како увязнеши в начинаниех ея ( Сир. 9:4 ). Полагаю, что и Исаия о них говорит: понеже вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием очей и так далее. И продолжает: Господь открыет срамоту их в день онь ( Ис. 3:16–17 ). Что и произошло, как полагаю, в нашествие халдеев. Говорит и иначе: Девы не назирай, да не когда соблазнишися в красоте ея ( Сир. 9:5 ); и далее: Вино и жены превратят разумливых ( Сир. 19:2 ). И Екклесиаст: И обретох аз ю, и реку горчайшу паче смерти жену, яже есть ловитва, и сети сердце ея, узы в руку ея, благий пред лицем Божиим изымется от нея, а согрешаяй ят будет от нея ( Еккл. 7:27 ); и продолжает: Веселися, юноше, во юности твоей, и да ублажит тя сердце твое во днех юности твоея, и ходи в путех сердца твоего непорочен и не в видении очию твоею; и разумей, яко о всех сих приведет тя Бог на Суд ( Еккл. 11:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010