1 Если не считать известного Введения в Богословие, сочин. Высокопреосвященного М. Макария, — сочинения несколько устаревшего. 2 Tertull. Praescr. с. 37. Ed. Leopold. Lips. 1839—41. 3 Римская цифра означает том, или часть сочинения, арабская — страницу. 4 Рассуждаем в относительном смысле, памятуя мудрое «ничто не ново под солнцем» Еккл. 1:9. 5 И. Злат. Беседы на посл. к Ефес., рус. пер. Спб. 1858. Стр. 177. 6 Vgl. Schmid. Die Darwinschen Theorien und ihre Stellung zur Philosophie, Religion u. Moral. 1876. См. у Heinrici 243. Voigt 5—6. 7 Strauss 75. 8 О недостатках современной научно-философской мысли подробно гов. Fr. Pilgram 5 ff. 9 Leipz. 1864. 3 (unveänd.) Auflage 1874. 5 Aufl. Bonn. 1889. 10 Delitsch 4 ff. o Schwartz 11 Iren. Contra haeres. lib. V. с. 20. § 2; lib. III. с. 4. § 1. 12 Iren. C. haer. lib. III. c. 24. § 1 13 Сург. De unit. eccl. f. 109. 14 Об отношении православия к рационализму (к протестантизму) см. у Хомякова, 66 и сл., где высокопочтенный автор опровергает возражение, что «римский раскол, поставив на место вселенской веры свое частное, областное мнение, тем самым, в момент своего возникновения, совершил акт протестантства» и что из этого, заключает возражение, будто бы «следует, что протестантство может возникнуть прямо из Церкви». В своем опровержении приведенных слов Х-в не достаточно выдвинул догматический аргумент, заключающийся в строгом разграничении между входящими в состав Церкви верующими и самою Церковью, между материальною и существенною сторонами Церкви. Первое отчасти подвержено изменениям, второе-неизменно. 15 Подробней об этом будет сказано ниже. 16 Dorner. 1—3. 17 Подробнее об этом говор. Pilgram 128—146. 18 Rosenkr. 1 — 25 и мн. др. смотрят на дело совершенно иначе. «Чистое мышление», говорит Rosenkr. 15, «не равнозначуще с абстрактным мышлением». Чистое мышление «не имеет своим содержанием никакой внешней материи, а производит его только из одного себя». 19 Под объективным знанием понимаем (следуя понимания многих) здесь не беспристрастно — научное, но безлично- индифферентное знание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2855...

А.В. Попов Беседа в Майфильдской церкви в день открытия Конвенции Православного Общества Взаимопомощи Вы слышали, братие, слова Св. Апостола Павла, читанные днесь на Божественной Литургии: вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего ( 1Кор.6:12 ). Все позволительно христианину, но не все полезно; все позволительно, но и позволенным он должен пользоваться так, чтобы оно не возобладало им, не сделало его покорным рабом своим. Сегодняшнее Евангельское чтение и показывает на примере блудного сына, к каким печальным последствиям приводит человека неправильное пользование дозволенным и неумелое употребление свободы. Некто имел двух сыновей, и сказал младший из них отцу: отче, дай мне следуемую мне часть имения; получив и собрав все, он пошел на дальнюю сторону ( Лук.15:11–13 ). Младший сын чувствовал избыток сил, ему хотелось их применить на деле, хотелось пожить самостоятельно, свободно, без опеки, без стеснений, быть может, иногда и лишних со стороны старика отца. И такое стремление молодого сына, одно, само по себе, предосудительного не заключало; оно допустимо, но, как и можно было ожидать, оказалось не на пользу: никем не стесняемый, не удерживаемый, вдали от любящего родительского ока, богатый молодой человек расточил все свое имение, живя блудно; друзья, вино, женщины довели его до печальной нищеты; пока были деньги, он постоянно веселился, а потом пришлось пасти ему свиней. Вероятно, иные из его удовольствий были позволительны, но в должных границах. Слово Божие не осуждает радостей земных: ешь с веселием хлеб твой, говорит премудрый, и пей в радости сердца твоего вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим; да будут одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей; наслаждайся жизнью с женою твоею, которую любишь и которую дал тебе Бог . Веселись, юноша, в юности твоей и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых будешь говорить: нет мне удовольствия в них; но помни, что за все Бог приведет тебя на суд ( Еккл.9:7–9; 11:9 ). Чистые радости и невинные удовольствия вполне позволены христианину, ими скрашивается горечь житейская; но если кто в них полагает весь смысл жизни, делает их целию своею, живет только для того, чтобы есть, пить и веселиться, по вся дни предается им, тогда такой – раб своих страстей и погибший человек; его ожидает та же печальная участь, что и блудного сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое «Аскетическое слово» Стефана из Фиваиды построено в форме наставлений старца ученику, который следуя им в постоянной борьбе со страстями и помыслами проходит путь от отречения мира до стяжания внутреннего Царства. Слово аскетическое Стефан из Фиваиды 1. Прежде всего, чадо, расстанься с миром. Расстанься с землей твоей, со сродниками твоими Расстанься с призрачным веществом (τη λη τη φαινομη), то есть с заботой века сего, да узришь прекрасное Царствие Небесное. 2. Сними покрывало с сердца твоего, чтобы стать зрячим. Расстанься с видимым, чтобы узреть невидимое. 3. Стой на страже сердца твоего, чтобы распознавать колеблющих тебя, потому что совершенным свойственна твердая пища, тем, кто навыкли упражнять свои чувства в распознавании добра и зла. Это и есть " стража сердца " . 4. Чадо, бойся Бога и расстанься с гордостью, расстанься с пороком, расстанься с завистью, расстанься со тщеславием, расстанься со злословием, расстанься с многословием. 5. Расстанься с похотью очей твоих, расстанься с двоедушием, расстанься с надменностью, расстанься с малодушием, расстанься с гневом и яростью, расстанься с ропотом и возмущением. 6. Чадо, не будь самоуверенным, расстанься с желаниями чрева твоего и смехом и не суетись. 7. Перестань насмехаться над человеком и не затевай спора ни по какому делу. Расстанься со злонравием и с размышлениями. 8. Отбрось напрасную печаль и не будь беспечен. Расстанься с невоздержанностью, не будь робким, чтобы не упасть в брани. 9. Сыне, будь прямым во всех делах и словах твоих, ибо Бог любит прямоту в речах. 10. Не люби удовольствий и не будь бесстыден лицом, но стяжи себе прекрасную стыдливость, не будь непослушным, чтобы не умереть тебе без времени (см, Еккл 7:17). 11. Чадо, не будь сребролюбив, ибо в этом корень всех зол (см. 1 Тим 6:10). 12. Не будь лицемерным и не пожелай ничего чужого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Остановимся на основных положениях христианского учения о сердце, в том виде, как оно изложено в Библии и святоотеческих трудах, несколько повторив и продолжив сказанное нами ранее 1 . Библейское учение о сердце Начнем с библейского учения о сердце. Вообще в русском переводе Библии слово сердце встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Новом Завете (плюс больше 150-ти производных от него слов). Может быть, некоторые случаи ветхозаветного употребления слова «сердце» и не вполне соответствуют нашему современному контексту, но и оставшиеся случаи будут свидетельствовать о центральности понятия сердца как в Новом, так и в Ветхом Завете. Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). Это же подтвердит и сам Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ) (см. также: Мк.12:30 ; Лк.10:27 ). К Богу нужно стремиться сердцем: «всем сердцем моим ищу Тебя» ( Пс.118:10 ); «в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» ( Пс.118:11 ); «потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» ( Пс.118:32 ). Подобное доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» ( Притч.3:5 ). Но сердце главенствует не только в добром, но и в плохом : «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» ( Мф.15:18-20 ); «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). В Ветхом Завете высказывания о сердце неоднократно имеют негативный смысл: «огрубело сердце народа сего» ( Ис.6:10 ); «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ) (на это ветхозаветное место ссылается Иисус Христос: Мф.15:8 ; Мк.7:6 ); «и не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» ( Ос.7:14 ); «обратитесь к Богу во глубину сердца, от которого вы далеко отступили» ( Ис.31:6 ); «рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ); «помышления сердца их было зло» ( Быт.6:5 ); «сердце сынов человеческих исполнено зла» ( Еккл.9:3 ); «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» ( Иер.17:9-10 ).

http://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uch...

Слово 40. О клевете Страсть клеветы ужасна и, более того, есть [страсть] диавольская, в соответствии со сказанным в псалмах: и смирит клеветника( Пс. 71:4 ). Будучи непримиримы и ненавистны Богу, клеветники становятся сообщниками, сопричастниками и сонаследниками предавших и распявших Истину, то есть Господа нашего Иисуса Христа. Ибо говорит: Я есмь истина и жизнь ( Ин. 14:6 ). Посему Закон увещает, говоря, что недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или… трех свидетелей состоится всякое слово ( Втор. 19:15 ). Саул же, презрев эту заповедь, триста иереев Господних убил из-за свидетельства одного клеветника – Доика Сирийца. И опять же: ниже оклеветает кийиждо ближняго ( Лев. 19:11 ). И Приточник: Оклеветаяй убогаго раздражит Сотворшего и ( Притч. 14:31 ). И продолжает: Слава мужу отвращатися от досаждения, всяк же безумен ими соплетается ( Притч. 20:3 ). Давид же: Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху ( Пс. 34:20 ). И сам он молится быть избавленным от клеветы человеческой и обещает сохранить заповеди Его. И тотчас: покрый мя от клеветы человеческия ( Пс. 118:134 ) и: сонма лукавнующих… иже изостриша, яко мечь, языки своя ( Пс. 63:3 ). И продолжает: Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть ( Пс. 31:2 ). И другой: Обидяй нищих много себе зла творит ( Притч. 22:17 ); [ Col. 1560 ] Продерзый в нечестиих оклеветает нищия ( Притч. 28:3 ). И опять-таки: лев алчен и волк жажден, иже тиранствует, нищ сый, над языком убогим. И еще: Царь скуден уроком 71 , велик клеветник бывает ( Притч. 28:16 ). И: Кто копает яму, тот упадет в нее ( Еккл. 10:8 ). И Екклесиаст: И обратихся аз и видех вся оклеветания бывающая под солнцем: и се, слезы оклеветанных, и несть им утешающаго, и от руки клевещущих на ня крепость, и несть им утешающаго ( Еккл. 4:1–3 ). И тотчас: Клевета льстит мудраго и погубляет сердце благородствия его ( Еккл. 7:8 ). Господь же спасет сыны убогих, и смирит клеветника ( Пс. 71:4 ). Посему обезопасим себя, братия, от всезлейшей клеветы, устрашаясь горького наказания тем, кто творит такое. Напротив же, Павлово с Павлом воспоем: Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор. 4:12–13 ). Да не осудимся вместе с неприязненными врагами Христа – иудеями, которые, придя к Пилату, говорили: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем ( Лк. 23:2 ). Он же все это, словно овча безгласное, великодушно терпел. Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Идея о реинкарнации полностью противоречит библейскому учению. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд , так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр.9:27-28). В приведенной цитате подчеркнуты слова, которые как в Ветхом, так и в Новом Завете составляют богословский стержень учения о жизни и смерти человека – однажды умереть. Через все священные книги проходит представление о человеке как образе и подобии Божием, о единственности и неповторимости каждой человеческой индивидуальности. С этим несовместима вера в перевоплощение его в другое человеческое существо. А человек умирает и распадается ; отошел, и где он? (Иов.14:10). Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный (Иов.16:22). Что общего здесь с учением, которое утверждает, что после смерти человек получает новое тело, чтобы прожить еще одну жизнь, когда автор библейской книги говорит о том, что по смерти он отходит в путь невозвратный? Мысль эту многократно высказывает праведный Иов: Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить ? (Иов.14:11-14). Создается впечатление, что современные западные сторонники идеи реинкарнации настолько оторвались от христианских корней, что ни разу не прочитали целиком Библию, а знают только те места, которые их интересуют и в которых тщетно пытаются увидеть подтверждение своей ложной идеи. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; – доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его (Еккл.12:5-7). Совершенно ясная богословская мысль, что человек со смерти сразу же идет в иной мир (в вечный дом), а не в иное тело.

http://pravoslavie.ru/6956.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли отпевать после кремации? 2 мин., 07.11.2023 Кремация не является традиционным для христиан способом погребения тела усопшего человека. В связи с этим возникает вопрос, можно ли отпевать после кремации. То, что происходит с телом после смерти, не влияет на посмертную участь человеческой души. Человек может утонуть в море, пропасть без вести или умереть иным образом, так что тело будет утрачено и организовать похороны окажется невозможным. Это не означает, что человека нельзя отпевать. Именно поэтому, если по каким-либо причинам человека кремировали, отпевание возможно. В официальном документе Русской Православной Церкви «О христианском погребении усопших» сказано, что погребение тела в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда “ земля извергнет мертвецов ” (Ис 26:19) и “ посеянное в тлении восстанет в нетлении ” (1 Кор 15:42). “ Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл 12:7)». Однако в некоторых обстоятельствах кремация оказывается более приемлемым для семьи способом погребения, чаще всего — в силу тяжелых финансовых обстоятельств или когда невозможно перевезти тело на родину, если человек умер, например, в путешествии. В таких ситуациях стоит узнать насчет государственных программ, субсидий и выплат, которые позволяют похоронить человека обычным способом. Если это невозможно, в некоторых случаях, предупредив священника, сперва совершают обычное отпевание, с присутствием тела в храме, а уже после организуется кремация. Может быть и так, что похороны человека организуют неверующие, очень светские родственники, для которых кремация — принятый в их среде способ обращения с телом покойного близкого человека. В таком случае, точно зная, что отпевания не было, возможно договориться со священником о заочном отпевании уже после совершения кремации и даже после помещения урны в колумбарий или захоронения на участок на кладбище. Давности отпевание не имеет: если известно, что человек не отпет, возможно исправить эту ошибку спустя даже достаточно продолжительное время, рассказав священнику об обстоятельствах дела.

http://foma.ru/mozhno-li-otpevat-posle-k...

Вопрос: ...Вы сами то читаете, что пишите? Душа " бессмертна " , но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа, используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16).  Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне, т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14).   2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце.

http://pravoslavie.ru/6572.html

Предчувствие новой Церкви: Размышления перед иконой «Праведная Анна с Богоматерью» Обнимает Новозаветная Церковь мать свою, прижимается нежно к груди её. И нельзя оторвать Новозаветную Церковь от матери её 21 сентября, 2014 Обнимает Новозаветная Церковь мать свою, прижимается нежно к груди её. И нельзя оторвать Новозаветную Церковь от матери её Ольга Джарман, всматриваясь в икону сегодняшнего праздника, раскрывает нам один из аспектов его понимания. Церковь Ветхого Завета, состарившаяся в ожидании, бесплодная до старости своей печальной и не имеющая утешения (Быт.18:12), внезапно и чудесно обретает Дщерь, как Сарра обрела Исаака в старости своей. Ольга Шульчева-Джарман Анна и Иоаким становятся родителями Той, которая даст плоть Сыну Божию. Все века и народы воскликнут ей: «Радуйся, Сыну Божию плоть заимодавшая!» (Акафист Богородице). «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?» (Быт.18:12) вопрошала после долгих веков ожидания ветхозаветная Церковь, подобно Сарре и Анне. Уже иссякла надежда получить обетование, получить то, что было обещано Богом, обрести Мессию-Христа и Его Новый Завет – ибо сказал Экклесиаст (буквально это имя значит: «проповедующий в церковном собрании»): «нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9). И когда уже по всему было видно, что надежды более нет, то «явилась благодать Божия спасительная всем человекам» (Тит. 2:11) вместе с явлением Мессии-Христа, Сына Божия, Сына Человеческого – Сына Мариина. …От ветхозаветной Церкви, которую символизирует фигура праведной Анны, рождается Церковь Нового Завета, символизируемая фигурой Дитяти-Марии. Обнимает Новозаветная Церковь мать свою, прижимается нежно к груди её – ибо питается она писаниями Закона и Пророков, глаголющих о Мессии, молоком словесным. И нельзя оторвать Новозаветную Церковь от матери её – ни Маркиону, ни кому-то другому из христиан, отрицавшему Ветхий Завет не под силу это. Новозаветная Церковь – эта сокровеннейшая тайна Церкви Ветхозаветной, чаяние её и надежда её. Фигура Младеницы-Церкви напоминает собою сердце – это то новое сердце, (Иез.36:26) которое дал людям Своим Бог Израилев, Бог Живой во Христе Духом Святым, исполняя Свои неложные обетования. Написан в сердце этом Завет Новый, не на каменных скрижалях, но на обновленной Духом плоти, которой коснулся Воскресший духом Своим Святым.

http://pravmir.ru/predchuvstvie-novoy-ts...

Обращение Всеказахстанского православного съезда к духовенству и верующим Митрополичьего округа в Республике Казахстан 10 июня 2013 г. 12:38 9 июня 2013 года в Астане прошли торжественные мероприятия с участием архипастырей, духовенства, монашествующих и мирян Казахстанского Митрополичьего округа, посвященные 1025-летию Крещения Руси и 10-летию учреждения Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. По результатам работы форума был принят итоговый документ. Дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Мы, епископат, представители духовенства, монашествующих и мирян Православной Церкви Казахстана, собравшиеся на Всеказахстанский православный Съезд в столице нашей страны, городе Астане, по случаю знаменательных дат 1025-летия Крещения Руси и 10-летия образования Митрополичьего округа ныне возносим благодарственные молитвы Творцу и Подателю всяческих благ, Господу нашему Иисусу Христу, промышлением Которого в последние 20 лет наша Церковь развивает свою жизнедеятельность в благоприятных условиях религиозной свободы. Мы молим Бога, чтобы Он и впредь не отнял Свою милость от нас и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28:11). Христианство имеет на земле Казахстана древние, глубокие исторические корни. Русская Православная Церковь пришла в Центральную Азию более полутора веков назад и сформировала здесь свою собственную уникальную духовную традицию. Казахстан стал родиной для миллионов носителей величайшей православной культуры. Выдающиеся памятники церковного зодчества, духовно-просветительские и образовательные труды архипастырей и пастырей, подвиги страдальцев за правду Божию составляют драгоценное духовное наследие Казахстана. Сегодня, после трагического периода господства воинствующего безбожия, который явил на земле Казахстанской множество исповедников и мучеников XX столетия, поистине наступило «время собирать камни, ... созидать и строить» (Еккл. 3:1-8). Церковная жизнь в нашей стране неуклонно развивается. За последние годы построены величественные православные храмы в Алма-Ате, Караганде, Павлодаре, Актюбинске и других городах. Великолепный Успенский собор Астаны с уникальным иконостасом стал подлинной визитной карточкой Святого Православия во всей Центральной Азии. Открылись духовная семинария, духовно-культурный центр Округа в Астане, осуществляется еще несколько важных церковных строительных проектов.

http://patriarchia.ru/db/text/118384.htm...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010