1 Пс. 63(62), 3. 2 Мф. 4, 4. 3 Втор. 8, 3. 4 Исх. 1, 17 5 Пс. 63 (62), 6. 6 Иной перевод: «ниже которой они ставят все». 7 Пс. 55 (54), 23. 8 Лк. 18, 12. 9 Числ. 11. 10 Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5. 11 Лк. 19:26. 12 2 Петр. 1, 5. 13 2 Кор. 8, 5. 14 Лк. 10, 42. 15 Дан. 10, 2 сл. 16 Иоиль 2, 12. 17 Беседа о богатом//Patrologia Orient. Т. 31. Р. 22. 18 Скобки принадлежат оригиналу. 19 Hieron. Epistola 59, 11//PL Т. 22. Col. 537А. Блаж. Иероним здесь только приводит греческий стих: «Упитанный желудок не рождает тонкий ум». — Прим. Mnsr. Жюжи. 20 Скобки принадлежат оригиналу. 21 Т. е. прежде Моисеева Законодательства. 22 1 Кор. 8, 13. 23 Мф. 9, 15; Лк. 5, 34. 24 Общая мысль на основании Мф. 23, 23; Лк. 11, 42. 25 Эту мысль находим у св. Григория Двоеслова, Беседа XVI на Еванг. § 5. Т. е. Десятословие — десять заповедей Божиих, данных в Ветхом Завете, представляли собою сущность Ветхозаветного Закона, которую исполнил Христос, как Он сказал: «Не приидох разорити закон, но исполнити» ( Мф. 5, 17). 26 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 27 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1 † 2 † 3 † 4 ­­ 10. 28 Гал. 5, 24. 29 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27). 30 Кол. 2, 12. 31 Или: «по причине оного праздника». 32 Оригинал: «начало года». 33 В марте месяце день имеет 12 часов и ночь имеет 12 часов. 34 2 Кор. 7, 10. 35 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 36 Все это, конечно, следует понимать образно. 37 Мф. 17, 21. 38 Скобки принадлежат оригиналу. 39 Т. е. постом, молитвою и милостынями. 40 2 Ездр. 3, 20. Здесь «бесстрашие» следует понимать в смысле «наглости». 41 Исх. 32, 6. 42 Лк. 16, 24. 43 Еккл. 2, 3; в тексте сокращено. 44 Переводим, следуя совету, данному в примечании Mnsr. Жюжи. 45 «Сухая» в понятии суровости к себе, в воздержанности. 46 Скобки принадлежат оригиналу. 47 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 48 Схоларий обращается к монахам, для которых была предназначена вся эта проповедь. 49 Пс. 63 (62), 3 50 Мф. 4, 4 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3017...

Дары Божии Все то, что есть человек, или чем владеет он, суть дары Божии: Давид сказал: все, что на небе и на земле, Твое, Господи. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. Кто я, и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе ( 1Пар.29:11–14 ). От божественной силы Господа нашего даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2Петр.1:3 ). Дары Божии а) изобильны: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам всего? ( Рим.8:32 ); б) распределяются по воле Его: Каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор.7:7 ). Дары Божии духовные суть а) душа человека: Отходит человек в вечный дом свой, и возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ( Еккл.12:5,7 ); б) Господь воплотившийся, величайший из всех дар Божий: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Иисус сказал самарянке: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую ( Ин.4:10 ). Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим.2:5–6 ); в) Дух Святый: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный дает Духа Святого просящим у Него ( Лк.11:13 ). Я умолю Отца, и дает вам Духа истины и в вас будет ( Ин.14:16–17 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа ( Тит.3:4–6 ); г) покаяние: И язычникам дал Бог покаяние в жизнь ( Деян.11:18 ); д) вера: Благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ). Вам дано ради Христа веровать в Него ( Флп.1:29 ); е) оправдание и усыновление: Дар не как суд за одного согрешившего, – ибо суд за одно преступление к осуждению, а дар благодати к оправданию от многих преступлений. Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни ( Рим.5:16–18 ). Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Стефан Фиваидский. Аскетическое слово 7. Прежде всего, чадо, отрекись от мира; отрекись от земли своей и сродников своих ( Быт. 12, 1 ); отрекись от являемого [очам] вещества, то есть от забот века сего, дабы смог ты узреть Царство Небесное 719 . 8. Сними покров [греха] 720 с сердца своего, чтобы обрести зрение; отрекись от [вещей] зримых, чтобы увидеть незримые 721 . 9. Да будет хранение в сердце твоем, чтобы смог ты познать побуждающих тебя [ко греху] 722 , потому что твердая пища подобает совершенным – тем, которые посредством постоянного навыка приучили чувствилища [свои] к различению добра и зла. Это и есть хранение сердца 723 . 10. Чадо! Убойся Бога и отрекись от гордыни, от порока, от зависти, от тщеславия, от злословия, от многоглаголания 724 . 11. Отрекись от похотей очей своих, от двоедушия, от превозношения, от малодушия, от ярости и гнева, от ропота и возмущения 725 . 12. Чадо! Не будь своенравным, отрекись от желаний чрева своего и от смеха и не развлекайся. 13. Отрекись от [желания] насмехаться над человеком и не стремись к соперничеству в чемлибо; отрекись от злонравия и [худых] мыслей 726 . 14. Отвергни тщетную печаль 727 и не унывай 728 ; отрекись от невоздержанности; не будь робким, дабы не впасть тебе в [бесполезную] брань 729 . 15. Сын [мой]! Будь искренним во всех делах своих, ибо Бог любит слова правдивые 730 . 16. Не будь сластолюбивым и бесстыдным лицом 731 , но стяжай себе добрый стыд. Не будь неслухом 732 , «да не умреши не во время свое» ( Еккл. 7, 18 ). 17. Чадо! Не будь сребролюбив, ибо сребролюбие есть корень всех зол ( 1Тим. 6, 10 ) 733 . 18. Не будь притворщиком и не желай чужого. 19. Убегай от греха, дабы не стать тебе рабом похоти. Не будь алчным, но избегай лукавства. 20. Не следуй плотским похотям своим, но владычествуй над ними 734 . 21. Не будь обманщиком, но отрекись от лжи. Будь кротким, а не упрямым 735 . 22. Чадо! Не будь беспокойным и любящим суету мира [сего] 736 . 23. Не увлекайся мыслью о перемене мест 737 . 24. Чадо! Стяжай себе доброе послушание 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но такими равными и «сопрестольными» Богу Лицами могут быть не Ангелы – служебные духи, а только Сын Божий ( Евр.8:1, 10:11, 13, 1:7–9 ; Пс.109:1, 3 ) и Дух Св. ( 2Пет.1:21 ; 1Кор.2:10, 11 ; Пс.103:30 ; Иов.33:4 : Иоил.2:28 ; Ис.48:16, 64:14 ). Поэтому и Авраам беседует с явившимися ему странниками то как с одним Богом, то как с тремя Божественными Существами, чрез что доказывается и единство Божества и троичность составляющих Его Лиц 138 . В связи с приведенным толкованием увязанного библейского события, как доказательства Троичности Лиц в Боге, стоит рассуждение «Просветителя» по поводу различного понимания св. отцами церкви того же события (явления Бога Аврааму): по словам одних, Авраам видел Св. Троицу, других – Бога с двумя Ангелами, третьих – трех Ангелов 139 . Но, по мнению «Просветителя», между св. отцами церкви нет несогласия и взаимного противоречия 140 . Подобно тому, как и в Слове Божием встречаются кажущиеся противоречия ( Лев.1:1 ; ср. Иер.7:22 ; Ис.56:6–7 ; ср. 1:11, 14; Пс.28:1 ; ср. Пс.39:7; 49:9 ; Еккл.3:19 ; ср. 6:8; 9:10; Прем.3:1; 5:15, 6; 5:5 ; Еккл.11:9 ; ср. 11:10: Еккл.5:17 ; ср. 7:3; Ин.5:22 ; ср. Ин.8:15, 8:14 ; ср. 5:31; Деян.10:34–35 ; Рим.2:10 ; ср. Деян.4:11, 12, 10:43 ; Мф.28:19–20 ; Мк.16:16 ), но они устраняются правильным толкованием 141 ; так и св. отцы церкви, хотя учат о Св. Троице в различных словах, «но в всем зело едину мысль и един разум имут» 142 . Поэтому, если они и говорят о явлении Аврааму двух Ангелов (вместе с Богом) или трех, но под ними разумеют Лиц Божественных, так как св. Писание и Бога именует иногда Ангелом ( Ис.9:6 ; Быт.22:11–12, 32:24, 30–31 ; Суд.13:3, 6, 8–9, 15–16 ) 143 . Как на частные предметы христианского поклонения, «Просветитель» указывает: образы Христа Спасителя и Божией Матери, св. Евангелие, свящ. сосуды и храмы. Образ Иисуса Христа должно почитать ради Самого Господа и совершенного Им дела нашего спасения. Желая оставить в людях память о Своем земном пребывании, Христос чудесно изобразил Свое пречистое Лице на урбусе и послал его Едесскому князю Авгарю: от этого нерукотворенного образа совершались многие чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Сходство очевидно и в композиции обеих книг. Притчи Соломона начинаются похвалой мудрости человека (Притч 1. 1, 3) и заканчиваются построенной по принципу акростиха песней о добродетельной жене (Притч 31. 10-31); И., с. С., к. также начинается похвалой Премудрости и завершается гимном в честь праведников ВЗ. Кроме того, Иисус, сын Сирахов, подобно автору Притчей, выражает свои мысли в форме афоризмов, сравнений, загадок. Некоторые толкователи считают, что И., с. С., к. содержит полемику с Книгой Екклесиаста ( Marböck. 1997. P. 281), хотя наряду с примерами, возможно подтверждающими эту позицию (ср.: Сир 31. 3-4 и Еккл 5. 12, 14-16), многое свидетельствует о близости этих книг (Сир 37. 26 и Еккл 12. 9-10; Сир 11. 26 и Еккл 12. 13-14). Параллели с И., с. С., к. отмечаются также в Книге Премудрости Соломона (напр.: Сир 16. 1-5; Прем 4. 1-6), хотя большую часть Книги премудрости составляет пространное повествование о Премудрости Божией, тогда как конкретные нравственные наставления в отличие от И., с. С., к. занимают значительно меньше места. Эту особенность обычно объясняют тем, что Книга премудрости подверглась большему эллинистическому влиянию, чем И., с. С., к. И., с. С., к. в экзегетической литературе ранней Церкви Влияние И., с. С., к. на НЗ, за исключением неск. спорных аллюзий, практически не обнаруживается ( Gilbert. 1994. Sp. 888-889). Исследователи видят ряд мест, зависимых от И., с. С., к., в «Дидахе», напр.: Didache. 1. 6 (Сир 12. 1, текст, возможно, зависит от греч. перевода И., с. С., к., выполненного в сер. I в. по Р. Х. в Палестине, к-рый отличался от перевода, представленного в визант. унциалах IV-V вв.); Didache. 4. 5 (Сир 4. 25). Аллюзия на Сир 18. 30, возможно, присутствует в «Пастыре» Ермы ( Herm. Pastor. III 7. 3). Во II-III вв., до появления авторитетных канонических списков, некоторые авторы цитируют И., с. С., к. (напр.: Tertull. Adv. gnost. 7. 1//CCSL. 2. P. 1081), в т. ч. и как Свящ. Писание,- напр., Климент Александрийский ( Clem. Alex. Strom. VII 105. 1; I dem. Paed. I 68. 3; II 46; И., с. С., к. цитируется 60 раз), св. Киприан Карфагенский (напр.: Cypr. Carth. De mort. 9; ок. 30 цитат). Ориген в поздних произведениях цитирует книгу, указывая, т. о., на ее авторитет как Свящ. Писания ( Orig. In Gen. hom. 12. 5; In Ier. Hom. 16. 6; Contr. Cels. 7. 12; 8. 50; и др.).

http://pravenc.ru/text/293952.html

Старейшины, «ставшие вместо Бога посреди сынов человеческих», на самом деле, будучи людьми, неспособны постигнуть божественного замысла в происходящих событиях: «...как же испытаете вы Бога... и познаете ум Его, и поймете мысль Его?» (Иф 8. 11-14). Здесь перефразирована важнейшая для Е. к. мысль об ограниченности человеческой мудрости и непознаваемости для людей божественной воли (ср., напр.: Еккл 3. 11). В Новом Завете получает развитие ряд тем Е. к. Утверждение Екклесиаста о подверженности всех людей греху («Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» - Еккл 7. 20), по мнению комментаторов, использовано ап. Павлом в Рим 3. 10: «как написано: «нет праведного ни одного»» ( Nestle-Aland. NTG. S. 789). В отличие от Е. к., где благоденствие и радость в жизни представлены как непредсказуемые события, являющиеся божественным даром, ап. Павел говорит о доступной для каждого человека правде Божией «через веру в Иисуса Христа», дающей оправдание и искупление от греха (Рим 3. 21-25) ( Krüger. 2004. P. 32). Важнейшая для Е. к. идея, согласно к-рой все в мире преходяще и суетно, нашла отражение в словах ап. Павла о том, что «тварь покорилась суете (ματαιτητι)» (Рим 8. 20). В отличие от Екклесиаста, лишь констатирующего подверженность всего мироздания суете, ап. Павел проповедует надежду на избавление: «...сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8. 21). Содержащиеся в НЗ утверждения об ожидающем людей всеобщем суде также связывают с Е. к. Так, слова ап. Павла во 2-м Послании к Коринфянам: «...всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле,- доброе или худое» (2 Кор 5. 10) - нередко считают аллюзией на последний стих Е. к.: «...всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12. 14) ( Krüger. 2004. P. 32). Точно так же имеющиеся в НЗ указания на то, что время прихода Сына Человеческого неизвестно людям (см., напр.: Мк 13.

http://pravenc.ru/text/189649.html

Надеюсь этого достаточно, чтобы понять, что во время скорби кажущейся невыносимой следует сперва обратить свое внимание на то, Тому ли, кому подобает мы воздает честь (1Парал. 16:28) или не чествуем Его, воздавая честь иным богам, а потом, покаявшись в нечестии своем, обратиться за помощью и поддержкой к Тому, очи Которого обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2Парал. 16:9). Нечестивый же не способен поддержать нечестивого, ибо сказано Премудрым, что нечестие нечестивого не спасает ( Еккл. 8:8 ). Оно скорее наказывает по свойству природы своей ( Иер. 2:19 ) и нечестивый в конце концов падает от нечестия своего ( Притч. 11:5 ). Так что в отношении их совместного нечестия можно сказать вместе с пророком: «Вы возделывали нечестие, так пожинайте беззаконие» ( Ос. 10:13 ). И как бы это долго не продолжалось ( Еккл. 7:15 ), цель Божьего долготерпения одна – чтобы познано было ими наконец их совместное нечестие глупости ( Еккл. 7:25 ) и сказали бы они от сердца: «Сознаем, Господи, нечестие наше» ( Иер. 14:20 ). А потом, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:12 ). Аминь. (Авраамиев Богоявленский женский монастырь). г. Ростов Великий – 2005 год Печальное примечание: Инокиня Евстолия, к которой было обращено сие «Увещание» умерла от рака 11 июня 2015 года в возрасте 38 лет, оставив на попечении бабушки и своей сестры 4-летнюю дочь свою. Со времени написания «Увещания» и до ее смерти прошло ровно 10 лет. Было ли это сроком, который Бог дал ей на покаяние?! Мы можем только предполагать. Возможно, что Бог ждал от нее возвращения к прежнему чину. Но так как она не только не вернулась, но и продолжала жить по-прежнему, была попущена такая смертельная болезнь, которая считается проявлением особой милости Божией, ибо дает возможность приготовиться (настроиться) к жизни вечной. За полгода до своей смерти (когда был выявлен рак печени) Юля (это ее мирское имя) уже знала, что умирает. Конечно, она надеялась на выздоровление, лечилась… но как-то неожиданно быстро и легко смирилась с диагнозом и на удивление всем окружающим безропотно переносила эту болезнь до конца. Никто не видел у нее отчаяния или уныния. Последние недели две она ежедневно причащалась св. Таин и умерла в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» (перед которой она давала обеты при постриге). Этот факт дает нам надежду на то, что Пресвятая Дева поручилась за нее пред Своим Сыном и сподобила достижению спасения, хотя и без венцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

172 Там – , по сравнению с Быт., 49:24: Оттуда (– от Бога, ср. ст. 25) Пастырь и твердыня Израилева, указывает на другой мир. Слова «суд» нет в подлиннике. Оно прибавлено в виду того, что – время не соединяется с предлогом , а только с предл. , с первым же соединяется глагол в смысле судиться за что ( Иер.2:35 ) и – суд ( Еккл.11:9 ; Еккл.12:14 ). У LXX: καιρς τ παντ πργματι κα π τ ποιματι κε. 173 От чего в Ветхом Завете не отрадный взор на смерть? «От того, что тогда, как говорит Апостол, царствовала смерть ( Рим.5:14 ), еще не побежденная животворящею смертию Христовою; от того, что тогда не у явися святых путь ( Евр.9:8 ), еще не был открыт вход во святилище неба, идеже Предтеча о нас вниде Иисус ( Евр.6:20 ); – от того, что ветхозаветные патриархи, пророки и праведники по вере умроша вси сии, неприемше исполнения обетований, но издалеча видевше я и целовавше ( Евр.11:13 ); и потому на них сильнее знаменовался близкий мрак смерти, нежели отдаленный свет воскресения». Высокопр. митр. Филарет – Слова и речи, т. V (1885 г.), стр. 134. 174 Бл. Феофилакт думает, что в данной притче изображается Господом будущая жизнь по воскресении, «ибо не настало это время ни праведным наследовать блага, ни грешным противное». Благовестник, или толков. на. Св. Евангелие, ч. 3-я, над. 2-е (1874), стр. 276. 175 Schumann (Die Unsterblichkeitslehredes Alten und Neuen Testaments, Berlin, 1847, S. 20–22) со ссылкой на Eisenmenger " a (Enidecktes Judenthum – сочинение, изданное в 1711 г. и представляющее в настоящее время библиографическую редкость) утверждает, что, по верованиям современных Иисусу Христу иудеев, шеол разделялся на два отделения – рай и геенну. Оба эти отделения разделялись пропастью, но находящиеся в том и другом души могли видеть друг друга, через что мучение злых увеличивалось еще более. 176 По мнению св. Амвросия Медиоланского , рассказ представляет нечто более, чем притчу, так как указывается далее имя, чего в прочих притчах не встречает (Expositio Evangelii Secundum Lucam, – Migne, s. I., t. XV, col. 1768).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Опирающиеся на свой ум, заключенные в его теснины, гордые умом не хотят даже знать никого выше себя, не хотят знать и Бога: они Его или не признают, или сводят к какой-то слепой силе и вообще не могут правильно рассуждать и умствовать о Боге Творце или о мире как творении Божием. Поэтому Бог их и предал превратному уму – делать непотребства ( Рим.1:28 ) и совершение этих злых дел еще и оправдывать извращенными рассуждениями своего поврежденного ума. 62. Живя без Бога, ум человеческий повреждается, истлевает, заражается грехом, поражается смертью, становится одним духом с сатаной. И приходит к тому, что действительно не желает знать Бога. Но, не зная Бога, человеческий ум тем самым не знает ни себя самого, ни человека, ни окружающий мир. Такой о-без-боженный, утративший знание о Боге ум в то же время становится и бесчеловечным, утратившим все человеческое. Так, в конце концов, человек без Бога – это всегда человек без ума: Рече безумен в сердце своем: несть Бог ( Пс.13:1 ). В силу самого отсутствия Бога в человеческом уме, а это значит – в силу самого отсутствия Истины в уме, ум тлеет, разлагается, становится διεφθαρμνος, и в нем естественно плодятся злые мысли, как черви в загнившем мясе (см.: 1Тим.6:5 ). Понятно тогда, что люди истлевшего, поврежденного, извращенного ума (см.: 2Тим.3:8 ) противятся истине, любой истине, а более всего – Вечной Истине: Христу Богу. 63. Богомудро познав природу человеческого ума, апостол Павел благовествует, что суетность ума – это занятие суетными вещами (см.: Еф.4:17–18 ). А что такое суета, если не все настоящее, о чем и говорит Екклесиаст: Суета сует, все суета ( Еккл.1:2 ). Но скажет кто-нибудь: если все суета и везде суетность, что тогда вообще существует? Если это – дело Божие, как тогда оно – суета? И много подобных возражений по этому поводу. Но – отвечает святой Иоанн Златоуст – Екклесиаст не называет суетой дела Божия; ибо не суета – ни небо, ни земля; ни солнце, ни луна, ни звезды, ни тело наше. Все это добро весьма ( Быт.1:31 ). Что же тогда суета? Сам Екклесиаст говорит: Я посадил себе виноградники, завел у себя певцов и певиц, сделал себе водоемы; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех; собрал себе серебра и золота, и оглянулся я на все дела мои, и вот, все – суета ( Еккл.2:4–11 ). И пророк говорит: Человек... сокровиществует, и не весть, кому соберет я ( Пс.38:7 ). Поэтому суета сует – это великолепные строения, изобилие и преизбыток золота, множество слуг, гордость и славолюбие, мечтательность и надменность. Все это – суета: ибо это произошло не от Бога, но создано людьми. Как напрасно трудился бы человек, если бы наливал воду в худой сосуд, так и человек, предающийся суетным удовольствиям, льет воду в худой сосуд. Вообще суетным называется то, что не служит ничему долговременному. Посему апостол и сказал о людях-язычниках (не ведущих Бога), что они поступают по суетности ума своего ( Еф.4:17 ) (Святой Иоанн Златоуст , Беседа 12 на Послание к Ефесянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010