В то же время Книга Екклесиаста (или, по крайней мере, некоторые ее части) имеет и христологическое значение. Екклесиаст, κκλησιαστς, созывающий Церковь (κκλησα 438 ), «царь над Израилем» и «сын Давидов» (ср. Еккл. 1:1 ), – это, согласно Григорию, Сам Христос, собирающий рассеянное в единую плерому 439 . Поскольку, согласно Оригеновой версии рассказа о началах бытия, человеческая природа неразумно использовала свою свободу и исторглась из исходной полноты – плеромы – духовных существ, заблудилась подобно заблудшей овце (ср. Мф. 18:12 и ниже; Лк. 15:3–7 ) из «священной сотницы духовных овец» 440 , Христос пришел привести ее обратно, дабы исходное количество вновь пополнилось (так Григорий комментирует стих Еккл. 1:15 «чего нет, того нельзя считать» 441 ). Однако для того, чтобы Христос смог собрать обратно все растерянное, Он должен «взять на себя наши немощи» ( Мф. 8:17 ), быть, «подобно нам, искушен во всем» ( Евр. 4:15 ), подобно тому, как и мудрый Екклесиаст решил исследовать и познать все человеческое (ср. Еккл. 1:13–17 ) 442 . Только так конец снова может принести полноту, которая была в начале, зло – уйти в забвение (см. Еккл. 1:11 «нет памяти о прежнем»), праведный – вновь вернуться к первоначальной красоте: очищенная душа снова будет образом и подобием Божиим (ср. Еккл. 1 :9а «что было, то и будет»), воскресшее тело снова будет таким, каким в начале вышло из Божьих рук (ср. Еккл. 1:96 «что делалось, то и будет делаться» 443 ). Время как интервал Для раскрытия нашей темы наиболее интересны Григориевы беседы 6–8 на стихи Еккл. 3:1–13 , посвященные «времени всякой вещи под небом», или же времени как таковому. Стих Еккл. 3:1 содержит сразу два ключевых понятия: χρνος (текущее время 444 ) и καιρς (время определенной вещи, подходящий момент) – «Всему свое время (χρνος), и время (καιρς) всякой вещи под небом». В этих и последующих словах Григорий пытается найти поучение Екклесиаста, как «жить добродетельно» 445 , и даже некие «искусство и способ к преуспеянию в жизни» 446 . Как в любом искусстве, для этого необходимы правила 447 и образцы, как своего рода ориентиры 448 . Опираясь на Еккл. 3:1 , Григорий указывает два таких «критерия прекрасного» 449 в искусстве жизни: соразмерность и благовременность (τ σμμετρν τε κα τ εκαιρον 450 ). Последнее отвечает обеим ключевым категориям: время-χρνος и благоприятный момент – καιρς.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Слово Божие повелевает нам царя бояться и почитать, быть верными ему и хранить тайну его ( Тов.12:7 ; Притч.24:21 ; 1Пет.2:17 ); оно повелевает даже нечестивого царя почитать ( Вар.1:11 ; 1Цар.21:11–13 ; 4Цар.9:34 ; Мф.22:21 ) и объявляет личность царя, помазанника, неприкосновенной ( 2Цар.1:14–15 ; Пс.104:15 ). На нас, христианах, по учению православной церкви, основанному на Слове Божием, лежит священный долг молиться за царя и начальников ( 1Тим.2:1–4 ) и повиноваться им ( Рим.13:1–5 ; ср. Тит.3:1–2 ). Для нас должны быть непреложны наставления святых апостолов Петра и Павла: «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти» ( 1Пет.2:13 ), «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям» ( Тит.3:1 ). Непокорные же строго осуждаются. «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример: так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд.1:7–8 ; ср. Рим.13:4 ). Будем же твёрдо помнить учение Слова Божия: Воздадите Кесарево Кесареви и Божия Богови ( Мф.22:21 ). Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя, с мятежниками не собирайся ( Притч.24:21 ). Царь – Божий слуга, тебе же на добро ( Рим.13:1–4 ). Слово царское храни ( Еккл.8:2 ), начальников, судей не злословь и князя (верховной власти) народа твоего не поноси ( Исх.22:28 ). Будь верен до смерти и дам тебе венец живота ( Откр.2:10 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании царской власти и Богом установленного повиновения властям О царской власти Ин.18:36 . «Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но Царство Моё не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего», не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому-то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф.22:21 ; 1Пет.2:17 ; Рим.13:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Источником христианского вероучения служит Слово Божие или Божественное Откровение, возвещенное через пророков и апостолов и ими частью письменно, частью устно переданное Церкви ( 2Фес.2:15 ). Священное Предание и есть Слово Божие, только записанное не самими богодухновенными мужами, а их преемниками и учениками и устно переданное ими Церкви (ср. Деян.13:5; 17:13; 20:31 ; 1Фес.2:13 ; 2Тим.2:2 , и др.), которая с тех пор непрерывно и неизменно сохраняет его. «Под именем Священного Предания разумеется то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки – потомкам: учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» (Правосл. Катих.). Священное Предание было первоначальным и единственным способом распространения Божественного Откровения Адам и последующие патриархи непосредственно от Бога получали откровения и устно передавали их своим современникам. Божественные истины хранились в памяти и из рода в род передавались. Пророк Моисей первый положил начало Священному Писанию , написав пять книг, из коих книга «Бытие» содержит истины, записанные им на основании предания. Однако Моисей в священные книги внес только часть учения, открытого Богом до него в течение четырех тысяч лет; напр., умолчал о пророчестве Еноха ( Иуд.1:14–15 ), ο прообразном значении жертв и др. Книгу закона (Пятикнижие) Моисей отдал на хранение священникам и старейшинам Израилевым, повелев положить ее «одесную ковчега завета» ( Втор.31:26 ) и через каждые семь лет читать закон «пред всем Израилем вслух» ( Втор.31:11 ); только царю вменил он в обязанность иметь для руководства список с книги закона ( Втор.17:18–20 ). Давая писаный закон Божий, или Священное Писание, Моисей повелел евреям соблюдать и закон Божий, сохраняемый в предании ( Исх.10:1–2 ; Втор.4:9–10, 32–33, 6:6–9, 20–25; 32:6–7 ). Из этих повелений Моисея видно, что Священное Писание не могло и не имело в виду лишить предание значения руководства, так как источником их была одна и та же воля Божия. Ο высоком достоинстве устно передаваемого откровения свидетельствует писатель кн. «Судей Израилевых» ( Суд.2:10–11 ), праведный Иов ( Иов.8:8–10, 15:17–19 ), Давид ( Пс.43:2–4, 77:3–7 ), Соломон ( Еккл.12:11 ), Исаия ( Ис.38:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В данной цитате из 2 Кор. у Антиоха Монаха стоит (открываемся) вместо ( открыты , явлены). 41 Букв.: уменьшить, сжать. 42 Молитва на повечерии. 43 То есть язычником. 44 Свт. Григорию Чудотворцу во время размышления об истинах веры по велению Божией Матери явился святой апостол Иоанн Богослов и объяснил ему суть богословского учения. См.: Свт. Григорий Нисский. О жизни святого Григория Чудотворца//PG. 46. Col. 1912—1913. 45 То есть для этих людей, не обладавших истинной верой, данные их подвиги остались тщетными для их спасения. 46 То есть в эпоху от сотворения человека и до окончания Ветхого Завета. 47 Пс. — Климент Римский. Письма о девстве. II, 2. 48 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 15. 49 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 8, 8. 50 В церковнославянском переводе Священного Писания и в тексте 70-ти: отстави ярость от сердца твоего (Еккл. 11:10). 51 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9//PG. T. 79. Col. 1145—1164. 52 Евагрий Понтийский. О молитве. 12. 53 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 10//PG. T. 79. Col. 1156. 54 Там же. 9//PG. T. 79. Col. 1153. 55 Радостью для диавола преп. Иоанн Пророк именует отчаяние — крайнюю степень печали ( Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк . Вопросоответ 168 по рус. изд.). 56 То есть сердце, которое на греческом языке женского рода. 57 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 11//PG. T. 79. Col. 1156. 58 «Пастырь Ерма». Заповеди. 10, 2. 59 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 13—14//PG. T. 79. Col. 1157—1160. 60 Там же. 13//PG. T. 79. Col. 1160. 61 Термин из «Ареопагитиков» (см.: О небесной иерархии. 1, 1; 4, 4; О Божественных именах. 1, 3). 62 То есть с теми, кто одержим этими злыми навыкам. 63 В синодальном тексте: третий. 64 В синодальном переводе и в греческом тексте: устами своими. 65 Букв .: натирающему маслом. 66 Данное слово было бы точнее перевести как «любопытствуют». 67 В действительности — Малахия. 68 То есть хороший бегун, скороход. 69 То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Возбудителем к таким трудам сам Ориген называет 8 друга своего Амвросия. Возбуждения сии состояли не в одних усильных просьбах Амвросия, но и в пособиях и средствах, какие доставлял он Оригену для совершения таких трудов 9 . В самых толкованиях своих Ориген нередко обращает речь свою к Амвросию: из чего видно, между прочим, что окончательно изготовленные отделы изъяснений он передавал, или пересылал Амвросию 10 . На этом основании, нельзя однакоже считать толкования Оригена написанными только для назидания Амвросия. Сам Ориген говорит о другой, более обширной цели, которая одушевляла его в трудах. Оправдывая свое многоглаголание, осуждаемое в св. Писании ( Еккл.12:12 ; Притч.10:19 ), он между прочим говорит: «теперь, когда еретики под предлогом ведения (προφσει γνσεως), коим будто бы обладают, восстают на св. Церковь Божию, обнародывают многотомные сочинения 11 , обещая в них объяснение евангельских и апостольских заповедей, – если будем теперь молчать, не противопоставляя им здравых и правых учений, они овладеют гладными, по недостатку пищи спасительной, душами, склонив их к принятию запрещенных и нечистых яств. Посему кто может, тот должен, по моему мнению, стать на защиту церковного учения, обличать увлекающихся лжеименным знанием и вымыслам еретиков противопоставить высоту евангельской проповеди » 12 . В самых толкованиях своих, особенно на Евангелие Иоанна, Ориген часто приводит и опровергает еретические изъяснения разных мест нового завета. Нужно предполагать, что Ориген писал свои изъяснения не последовательно одно за другим, а прерывая одно, занимался другим, и таким образом приготовлял в одно время толкования на несколько книг. Начало изъяснительных трудов совпадает с временем возвращения Оригена в Александрию из Антиохии 13 , куда вызван был он Маммеею, матерью императора Александра Севера. Это случилось в 219-м году. Евангелие Иоанна Ориген называет 14 «Начатком» (παρχ) других Евангелий, а потом и всего св. Писания, как более зрелый и совершенный плод Духа: и объяснение сего Евангелия было начатком его толкований. Конечно, по этой причине, его изъяснение на евангелие Иоанна обработано с особенной тщательностью, и может быть признано лучшим из толкований Оригеновых. По словам самого Оригена 15 , путешествие в Ахаию (228 г.) и потом начавшиеся неудовольствия с епископом александрийским Димитрием прервали его изъяснение Евангелия на шестом томе. Самый этот шестой том, случайно забытый в Александрии 16 , он должен был вновь написать в Кесарии, вероятно, уже по смерти Димитрия (232 г.); а все толкование, по Евсевию 17 , окончено долго спустя после Максиминова гонения. На основании некоторых указаний самого Оригена 18 , за более вероятное можно считать свидетельство блаж. Иеронима 19 , что Ориген написал всего 39 томов на Евангелие Иоанна. Но до нашего времени из них сохранилось весьма немногое 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

II. Религиозное образование и воспитание в христианской перспективе 1. Христос указал на детей в качестве образца веры и, особо приблизив их к Себе, призвал подражать им (Мф. 19, 13-15; 11, 25). Следуя примеру Христа и полученной от Него заповеди (Мф. 28, 18-20), наши Церкви призваны проявлять заботу о христианском воспитании детей в духе Евангелия. 2. Христианское образование и воспитание, основывающееся на христианской антропологии, имеет своей целью формирование надлежащих связей человека с Богом, ближними и окружающим миром (Втор. 6, 20-25; Пс. 77, 2-7). Оно не просто представляет собой процесс интеллектуального усвоения определенного набора знаний, но имеет своей целью целостное и гармоничное развитие личности человека (Притч. 3, 13-18). 3. Бог даровал человеку совесть, способность различения между добром и злом (Рим. 2, 14-15). Однако это понимание легко затемняется грехом, и поэтому человек нуждается в руководстве Слова Божия. Христианское воспитание основывается на ценностях Евангелия, стремится к пробуждению и усилению голоса совести (Еф. 6, 4). 4. Церковь должна иметь право и возможность принимать активное участие в процессе созидания и рецепции ценностного базиса общества, в том числе на том этапе, на котором формируется личная ценностная картина человека – в его детстве и юношестве. Каждый ребенок имеет право получать ответы на важные вопросы о Боге, происхождении мира и смысле жизни. Наши Церкви осознают свою ответственность за ознакомление подрастающего поколения с христианскими ответами на основополагающие вопросы бытия (Еккл. 12, 1-7). 5. Любая культура испытывает влияние тех религиозных традиций, с которыми она исторически связана. Христианское благовестие на протяжении двух тысяч лет в значительной мере влияло на развитие культур. Поэтому христианское образование помогает детям и молодежи осознать христианские корни нашего общества. 6. Христианское образование и воспитание представляет собой процесс передачи традиции христианского мировоззрения, этики и образа жизни. Традиция является одним из фундаментальных принципов развития цивилизации и культуры. Традиция – не статическое состояние, но творческий процесс. Христианская традиция созидает и поддерживает атмосферу безопасности и надежности, сопровождающую ребенка в процессе формирования его личности. Знание и усвоение собственной традиции является прочным основанием для уважения к традициям других людей (Лев. 19, 33-34; Втор. 10, 17-19).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208348...

Итак, вопрос сводится к критерию настоящего человечества, подлинной человечности, истинного гуманизма. Не гуманно по отношению к ребенку предоставить ему свободу делать что хочет. Это значит – лишить присмотра незрелое, недоросшее существо, еще не способное управлять самим собой и самого себя созидать без нашей помощи и общения с нами, всеми остальными членами Церкви, – Церкви, которая есть общность всех Божиих детей во Христе ( екклесиа на греческом языке и означает: собрание, собор, община) . Естественно, не следует выдвигать неумеренные и бесчеловечные требования к ребенку, но нельзя его и недооценивать, как будто только одни мы умны и всё знаем! Ведь многие воспитатели, да и многие родители и даже некоторые духовники, думают, что только они и должны принимать решения и полностью руководить людьми. Человек – это тайна, тайна сама по себе и тайна Божия, и эту тайну надо чтить, необходимо уважать человеческую свободу, существо человека, его богоподобную личность. Но точно так же надо способствовать тому, чтобы детская и вообще человеческая свобода, похожая на молодое растение, правильно и успешно, положительно развивалась и росла, как юная ветвь, привязываемая к колышку. Не получает ветвь роста непосредственно от колышка, но он ей помогает, особенно когда дуют сильные ветры. Поэтому еще премудрый Екклесиаст сказал молодым: « Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих... И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего... И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые [в сербск. яз. «злые». – Примеч. перев .] дни... И возвратится прах в землю... а дух возвратится к Богу, Который дал его... Выслушаем сущность всего: бойся Бога [=в Бога веруй] и заповеди [=законы, правила] Его соблюдай, потому что в этом всё для человека [в сербск. яз. «потому что в этом весь человек». – Примеч. перев. ]» (Еккл. 11, 9–10; 12, 1, 7, 13). Божии законы и заповеди суть правила здоровой и нормальной жизни, жизни богоугодной, спасительной для человека.

http://pravoslavie.ru/jurnal/07013116019...

Не потому ли так мрачна и тяжела современная жизнь, что все меньше и меньше остается на свете людей и даже христиан, свободных от этого диавольского свойства? Не потому ли зло все более и более ширится на земле, что слишком много у современных людей лукавства? Как мало в наше лукавое время людей, которые искренно, от всего сердца способны сознать и глубоко прочувствовать свою греховность и не только одними устами, но всем внутренним существом своим, из глубины души воззвать к Богу словами мытаревой молитвы: «Боже, милостив буди мне грешнику!» ( Лк.18,13 ) . Но зато, как много фарисеев, высоко ставящих себя, высоко ценящих свои «труды» и «заслуги» и готовых безстыдно говорить о себе: «Несмь, якоже прочии человецы» ( Лк.18,11 ) . Фарисейское самопревозношение и «высокоглаголание», которое часто скрывается даже под напускной личиной мнимого «смирения», уступчивости и примирения со всеми, если это нужно для укрпления собственной славы и «популярности» – это одна из характернейших черт нашего лукавого времени. Как мало сейчас людей, искренно сознающих себя «блудными сынами», ушедшими, ради угождения своим порочным страстям, от своего любящего Отца – Бога «на страну далече» и готовых возвратиться к Нему с искренним покаянным воплем: «Отче, согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори мя яко единого от наемник Твоих!» ( Лк.15,18–19 ) . Но как много таких которые в своем горделивом превозношении способны сказать Богу: «Толико лет работаю тебе, и николиже заповеди твоя преступих» ( Лк.15,29 ) , да еще и похвалиться этим своим мнимым усердием перед другими людьми, уничижая их. А уж о Страшном Суде, который напоминает нам Святая Церковь в третью приготовительную неделю к Великому посту – неделю мясопустную – многие в наше время и слышать и думать не хотят: «Зачем пугать людей?» – говорят они: «зачем отравлять себе жизнь такими мрачными мыслями? Да ведь, если это и будет когда-нибудь, то будет очень не скоро: может быть, через много миллионов лет. Зачем же заранее портить себе настроение?» И ведут такие лжехристиане крайне легкомысленную жизнь, «в свое удовольствие», совсем не думая о том, что рано или поздно, все равно, придется дать ответ Богу за все свои злые дла, ибо «все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво» ( Еккл.12,14 ) . Не хотят думать они и о том, что ведь смерть неизбежно постигнет каждого из нас и, может быть, гораздо скорее, чем мы об этом помышляем, а после смерти уже нет покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Еккл.7:7 .  Притесняя других, мудрый делает­ся глупым, и подарки по­ртят сердце. «И подарки портят сердце». Разумеются, преимущественно, подарки должностным лицам. Еккл.7:8 .  Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Еккл.7:9 .  Не будь духом тво­им по­спешен на гнев, по­тому что гнев гнездит­ся в сердце глупых. Еккл.7:10 .  Не говори: «отчего это пре­жние дни были лучше нынешних?», по­тому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное. Еккл.7:11 .  Хороша мудрость с наслед­с­т­во­м, и особен­но для видящих солнце: «Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце». Частица имеет здесь, как в Еккл 2.16 , значение «ровно как», «подобно». Следовательно, можно перевести: хороша мудрость как и наследство, и преимущественнее (наследства) для видящих солнце, т. е. для людей. Еккл.7:12 .  потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но пре­восход­с­т­во знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею. Преимущество мудрости в том, что она дает жизнь, – жизнь не только истинно-нравственную, но и физическую, поскольку отвращает человека от страстей, губящих тело. Еккл.7:13 .  Смотри на дей­с­т­во­вание Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Еккл.7:14 .  Во дни бла­го­получия по­льзуйся бла­гом, а во дни несчастья раз­мышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог ска­за­ть про­тив Него. «Не мог сказать против Него». (как в Еккл 3.22, 6.12 ) значит: после него. Следует перевести: не мог сказать после себя. Для того Бог посылает человеку благополучие и несчастье, чтобы он не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Бога. Еккл.7:15 .  Всего насмотрел­ся я в суетные дни мо­и: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Еккл.7:16 .  Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? «Не будь слишком строг», буквально: не будь слишком праведен. В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος χειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.5:8 .  превосход­с­т­во же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Деспотическому государству противопоставляется патриархальное царство с царем, который самолично управляет народом и заботится о благосостоянии его. Точный перевод стиха должен быть таков: «Преимущество же страны всегда в царе, преданном полю». Выражение «полю» (lesadeh) указывает на земледелие, как главное занятие народа и главный предмет заботливости патриархального царя. Еккл.5:9 .  Кто любит серебро, тот не насытит­ся серебром, и кто любит богат­с­т­во­, тому нет по­льзы от того. И это – суета! Сребролюбец не в силах утолить своей жажды к богатству и, потому, всегда остается неудовлетворенным и несчастливым. Еккл.5:10 .  Умножает­ся имуще­с­т­во, умножают­ся и по­требля­ю­щие его; и какое бла­го для владеющего им: раз­ве только смотреть сво­ими глазами? Еккл.5:11 .  Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пре­сыще­ние богатого не дает ему уснуть. «Потребляющие его». По мнению одних, здесь разумеются члены фамилии, по мнению других – слуги и компаньоны, расточающие богатство хозяина. В том и другом случае, богатому приходится не столько пользоваться своим богатством, сколько смотреть, как пользуются им другие. Еккл.5:12 .  Есть мучи­тель­ный недуг, который видел я под солнцем: богат­с­т­во­, сберегаемое владетелем его во вред ему. Еккл.5:13 .  И гибнет богат­с­т­во это от несчаст­ных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Еккл.5:14 .  Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким при­шел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он по­нести в руке своей. Еккл.5:15 .  И это тяжкий недуг: каким при­шел он, таким и отходит. Какая же по­льза ему, что он трудил­ся на ветер? Еккл.5:16 .  А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раз­драже­нии, в огорче­нии и досаде. Екклезиаст приводит случай, когда богатство не только не дает счастья, но и делает человека положительно несчастным. Неожиданная потеря богатства, в особенности когда есть дети, есть величайшее несчастье, которое гораздо тяжелее всегдашней бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010