Как странно! Ведь нам только что казалось, что высокоталантливый автор статьи понял основное, понял дух православия, усмотрел эту невидимую лествицу, которая ведет из Православной Церкви в Церковь Небесную! Зачем же после этого исторический ритм? Зачем же бытовые, политические и национальные атмосферы? Как странно слышать о французской революции и о законах социологии… И мне внезапно вспомнилась иная картина. Я вижу маленькую церковь среди выжженой, бурой кастильской пустыни. В чахлом саду, перед крытой галереей настоятельского домика со мной беседует старенький испанский священник. Он только что говорил мне о святой Терзе из Авила, о ее жизни с Богом, о ее провидении Бога даже в самых маленьких, незначительных вещах, о ее всегдашней осиянности божественным Духом, от которого солнце казалось тусклым. Он рассказал мне о Екатерине Сиенской, которая молила Бога убавить силу ее любви, об Ассизском Бедняке, для которого земля сливалась с небом. А я взял и рассказал ему о посещении Мотовиловым Саровского Чудотворца. Помню светлое лицо старика. — Друг мой, — после долгого молчания сказал священник: — неужели вы думаете, что эти принадлежали к различным Церквам? И вот теперь, глядя на эти номера изданий, где написано столько умных, ученых статей, где столь разносторонне, столь тонко освещены вопросы, глубокие вопросы богословия, церковной психологии, почему, спрашиваю, столь настойчиво вспоминается мне этот старый испанский священник? Так ли? Путем ли богословских споров, путем ли глубочайших психологических анализов мы приблизимся к решению вопроса? На верном ли пути стоит? Ученейшим ли академикам-богословам поручим это дело? Нет ли во всем этом какой-то ошибки? Основной трагической ошибки? И вот, смутно чудится еще иной образ. Там, “идеже празднующих глас непрестанный”, — дух пресветлый того самого апостола Петра, того камня, о который столько сотен тысяч разбилось, который стольким тысячам тысяч послужил камнем соблазна и разделения, иным же камнем утончения, камнем прозрения. Того самого Петра, о котором одна милая прихожанка нашего храма воскликнула в порыве благочестивого неведения: “И на что он родился этот Петр, что столько из-за него споров!..”

http://azbyka.ru/fiction/obrazy-carstva/

193 Отличительной особенностью церковного мировоззрения Вл. С. Соловьева является его переоценка папизма, благодаря чему он мыслил соединение западной и восточной части единой вселенской Церкви не иначе как в форме признания римского первосвященника законным и непогрешимым главой Церкви со стороны православного Востока. Быть может, здесь скрывается у Соловьева не пережитый им в обычной форме политического и социального утопизма соблазн иудейского хилиазма, хотя и не вполне им осознанный. 194 На этом основании я совершенно отвергаю мистическую связь между православием и самодержавием. Насколько она существует, она имеет церковноисторический и религиозно-психологический характер. Она создана была историей и ею же на наших глазах – медленно, но верно – разрешается. 195 Пер. с нем. В. Н. Линда, со вступительной статьей профессора И. М. Гревса. С.-Петербург. 1907. С. LX+729. 196 Счастливым совпадением можно считать, что одновременно появилось и новое издание перевода классической книги Якова Буркхардта о Возрождении, дальнейшем этапе духовной истории человечества: Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. СПб., 1906. 197 Государство будущего (нем.). «Представление социал-демократии о Zukunftstaat’e» – писал С. Н. Булгаков, – является «типичнейшим примером утопизма» (Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. Киев, 1905. С. 10). 198 Букв.: «прекрасное» и «доброе». В классической античной философии «калогатия» означает «соразмерность» (гармонию) души и тела. Подробнее см.: Лосев А. Ф. , Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. С.100–110. 199 Бернард Клервоский (1091–1153) – французский средневековый мистик, общественный деятель, цистерцианский монах, аббат монастыря Клерво. 200 Екатерина Сиенская (1347–1380) – итальянская религиозная деятельница и писательница позднего Средневековья. Причислена к лику святых Католической церковью, является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме, признана одной из трёх женщин-учителей Церкви. 201 Ср. очерк проф. В. И. Герье: Торжество теократического начала на Западе (XII век). Папа Иннокентий III (Вестник Европы, 1892, январь-февраль).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Прежде чем он вступил в монастырь, в его душе постоянно звучал стих Виргилия: «Эй, беги жестоких стран, беги от берегов алчных». 54 . По его именно совету Камилла Ручелаи основала свою знаменитую школу живописи в монастыре св.Екатерины Сиенской. В своем собственном монастыре св.Марка он основал школы для изучения скульптуры, живописи, архитектуры, а также и для изучения восточных языков. В средние века не принималось никакого другого перевода Св.Писания, кроме Вульгаты; а Савонарола не только поощрял изучение еврейского и арабского языков, но, через своего брата Альберта, 55 заказал шесть еврейских Библий, очевидно для употребления в своем монастыре. Его именно просвещенной щедрости Флоренция обязана была сохранением библиотеки Медичей. Он желал изгнать из школ Овидия, Катулла, Проперция и Теренция; но в то же время готов был дать в руки мальчикам Горация, Виргилия и Цицерона под условием, чтобы то, чего им не доставало, было восполняемо из сочинений бл.Иеронима и Августина. В годы юности он приготовил извлечение из Платона, хотя и сжег его, когда убедился, что в делах веры любая старуха знает больше о Христе, чем знал этот аттический Моисей. Под влиянием того же чувства он писал: «Все, что можно сказать в похвалу мастеров и князей философии, которыми так громко хвастались язычники, – Пифагора, Сократа, Платона и всех тех, в ком природа, как они говорят, сделала свое высшее усилие для достижения человеческого совершенства, – то самое можно сказать о наших маленьких детях». 56 Исключительно обращая внимание на нравственные и религиозные тенденции искусства и литературы, он находил в стремлениях эпохи Возрождения более такого, что нужно было осуждать, чем такого, что можно было одобрять. И он был не одинок и не неоснователен в своем мнении. Баттисто Мантовано 57 относил гуманистов к числу семи чудовищ мира под названием «Superbia». Фра Джиованпи Сан-Минрато нападал на изучение классиков на том основании, что языческие поэты весьма опасны для юношества. Даже папа Пий II думал, что движение это перешло все границы, когда Сигизмунд Малатеста ввел языческие символы в церковь в Римини.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/ieroni...

Когда обличены были порицающие непорочную жизнь Пресвятой Девы, отрицающие Её Приснодевство, отрицающие Её достоинство Божией Матери, гнушающиеся Её икон – тогда, когда слава Богородицы осветила всю вселенную, тогда появилось учение, как будто возвышающее высоко Деву Марию, а в действительности отвергающее все Её добродетели. Это учение называется учением о непорочном зачатии Девы Марии, а приняли его последователи римского папского престола. Оно состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и благодатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи. Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века, эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы Западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа. Впрочем, члены Римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились во мнениях даже знаменитейшие богословы Запада, так сказать, столпы латинской церкви. Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам: латинские монахи и доминиканцы, за своим учителем Фомой Аквинатом, проповедовали против учения о непорочном зачатии, а последователи Дунса Скотта — францисканцы старались его всюду насадить. Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких веков. И на одной и на другой стороне были личности, считавшиеся среди католиков величайшими авторитетами. Не помогало решению вопроса то, что некоторые сообщали, что имеют о сем откровение свыше. Знаменитая в XIV веке среди католиков монахиня Бригитта в своих записках говорила о явлениях ей Богородицы, Которая Сама ей сказала, что Она зачата непорочно, без первородного греха; а еще более знаменитая современная ей подвижница Екатерина Сиенская утверждала, что в зачатии св. Дева была причастна первородному греху, откровения же она получает от самого Христа (Прот. Ал. Лебедев. «Разности в учении о Пресвятой Богородице церкви восточной и западной»).

http://pravoslavie.ru/38392.html

По С.Н. Булгакову, «способность совершенно особого восприятия божественной полноты, выделения из нее особого луча из божественной плеромы и есть то, что для религиозного воззрения представляется в природе национальности наиболее ценным и важным″ (Два града, т. II, стр. 299). Тут-то и бросается в глаза роковой недостаток всей разбираемой точки зрения. Ведь божественная плерома объединяет в себе все лучи спектра, всю ту бесконечно многообразную радугу цветов, которая составляет содержание духовной жизни всех национальностей. Неужели же в природе национальности самым важным и ценным представляется ее способность воспринимать один только свой особый луч? Не значит ли это возводить в идеал и норму национальную ограниченность? Это несправедливо прежде всего в отношении самой национальности. Совершенно верно, что у каждой национальности есть свой «особый луч»; но самое важное и ценное в ней не ее способность отделяться и замыкаться в этой своей особенности, а ее призвание – объединять этот луч со всеми другими лучами в единстве плеромы, ее способность видеть их всех в единстве белого солнечного луча. Этим окончательно ниспровергнут «национальный мессианизм» в смягченной булгаковской его форме. Национальным может быть лишь тот или другой ограниченный угол зрения на мессианство, но отнюдь не оно само. На случай, если сказанное по этому предмету покажется недостаточно убедительным, я позволю себе напомнить, что точка зрения С.Н. Булгакова за много веков до него была известна апостолу Павлу и вызвала с его стороны протест столь же горячий, сколь и убедительный. По словам С.Н. Булгакова, «нам, русским, ближе и доступнее именно наш русский Христос, Христос преп. Серафима и преп. Сергия, нежели Христос Бернарда Клервоского, или Екатерины Сиенской, или даже Франциска Ассизского» (там же). С точки зрения чисто фактической это, разумеется, так же верно, как и то, что католикам ближе христианство Петрово, а протестантам христианство Павлово. Но фактически нам, может быть, еще ближе христианство Обломова. Вот почему, если мы попытаемся наше фактическое возвести в нормальное и должное, мы встретимся с категорическим запретом апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

   Блаженный Августин, в свою очередь, вопрошает: “И что это за гора, на которую мы восходим, если не Господь Иисус Христос”. Деяния апостола Филиппа называют Христа “огненным столпом”, στλος πυρς, а в аскетических писаниях духовно совершенный воспроизводит тот же образ: “огненный столп, соединяющий небо и землю”.    Но библейский образ, который лучше всего выражает значение этих представлений, – это лестница Иакова. Ангелы восходят и нисходят по ней. Небо отверсто, и лестница опирается на центр земли, а поскольку Христос и есть эта лестница, то она возникает на каждом святом месте, в бесчисленных центрах. Иаков Серугский говорит: “Христос, находясь на кресте, опирался на землю, как на лестницу, полную ступеней”. Екатерина Сиенская видит Его в образе моста, воздвигнутого между небом и землей, словно радуга, как живое знамение Завета. Святой Ефрем говорит в своем гимне на Богоявление: “Братия, созерцайте столп, таящийся в воздухе, основание которого покоится на водах и который достигает врат небесных, как лестница, которую видел Иаков”.    И, наконец, это круг (ограда храмов и городов), обладающий защитной силой, т. к. он символически изображает вечность. Так, например, при звуках труб стены Иерихона рушатся, и город оказывается без небесной защиты. Точно так же, когда город находится в осаде, крестный ход со священниками, которые несут мощи или чудотворную икону, то есть святыню, обходит по верху стены: такая образная молитва призывает и усиливает защитную силу. То же значение можно видеть в каждой церковной процессии, совершаемой вокруг храма: она следует образу вечности и придает новое значение протяженности в священном пространстве. Если священное время утоляет глубокую тоску по вечности, то священное пространство отвечает жажде по потерянному раю. В этих предельных переходах через эмпирическое, которые совершаются с помощью священного, человек отчасти вновь обретает свое исходное предназначение и устремляется к его осуществлению. 4. Устройство священного: храм     А. Зритель, глядя на храм, может последовательно рассмотреть его различные части, определить его архитектурный стиль и оценить его художественную выразительность, но все равно он будет для него закрытой книгой. Чтобы каждый камень, каждая частица начали говорить и чтобы все вместе стало песнью, литургией, – нужно постичь грандиозную цельность идеи храма. Из окружения его выделяет, прежде всего, то, что он является организованным пространством. Чин освящения храма в большой степени говорит об этом. Он вырезает определенную поверхность, отделяет ее от мирского пространства, очищает ее и призывает в эпиклезе, входящей в чин, схождение Святого Духа, который преобразует любую местность в конкретное место богоявления, в святую гору, в космический центр и лестницу Иакова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕЛЕАЗАР, НАЗАРИЙ И ЕВМЕНИЙ (XVI-XVII вв.?), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Муромские (Мурманские), Олонецкие ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛЕНА (Мантурова Елена Васильевна; ок. 1805- 1832), прп. Дивеевская (пам. 28 мая, 21 июля - в Соборе преподобных жен Дивеевских) ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЕЛИЗАВЕТА [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская] (1207 - 1231), ландграфиня Тюрингии, св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя

http://pravenc.ru/rubrics/123062_30.html

А священников надо любить и по человечески к ним, ну как к людям надо, с пониманием, с участием. Брат же твой. И они, даже и приходские, много чего понимают. фотиния 20 октября 2013, 23:49 фотиния Иисусова молитва помогает всегда пребывать в покаянии! пусть учиться ее творить и с помощью Божией и грехи свои увидит и бороться с ними научиться А священство из мира пришло и они не без греха но с них и спроситься больше А хороших священников в России очень много! Алевтина 8 октября 2013, 13:28 Отец Нектарий, спасибо за стать-ответ! Как хорошо, что находите Вы слова убедительные Надеюсь, они убедительны и для тех кто соблазниться " откровением " этой самой в себе авторши статьи. А Правмир иногда очень разочаровывает тем, что помещает такие статьи у себя. Марина 6 октября 2013, 11:00 Согласна с о.Нектарием! Зачем такую статью поместили на сайте " Правмир " ? Совершенно очевидно, что это подрывная деятельность, тех кто хочет разрушить нашу церковь изнутри. Статьи рекомендуемые " правмиром " для прочтения по этому вопросу, очень коварны и лукавы, никогда не бываю на этом сайте! Роман 1 октября 2013, 11:59 Мне вообще интересно, как женщины дерзают вообще что-то писать по поводу духовной жизни, а тем более ТАКОЕ, когда апостол Павел запрещает женщинам говорить в Церкви, а при возникающих недоумениях спрашивать у мужей? Кто приведет пример из жизни какой-либо святой, выступавшей с такой дерзостью и бесстыдством против священников, да и вообще относительно установлений Церкви? Или эта непокоривая подражает католическим святым-учителям, которые писали воззвания к папам Римским, наподобие Екатерины Сиенской? Но ее духовный опыт в таком случае находит ту самую яблоню, от которой недалеко упал плод - гордыня и прелестное состояние. Мне кажется, что такая дерзость подлежит прещениям от епископа, если она, конечно, признает его власть над собой. Странно и горько, что подобные самозванцы-учителя-однодневки находят поддержку у считающих себя христианами, а также то, что сайт " Православие и мир " порочит себя, публикуя такие глубоко антицерковные мнения.

http://pravoslavie.ru/62156.html

Напротив, именно первое, незримое «спасение» — возрождение через обретение благодатных даров Божиих, через участие в «Царстве Божием» как вечном достоянии человека — может мыслиться или в форме строго и исключительно индивидуальной, как спасение «моей души», или в форме коллективной, как солидарное спасение всего мира.    Обязательное условие (лат.) — Примеч. ред.    Отказывающемуся от воинской службы по религиозным мотивам (англ.) — Примеч. ред.    Эту мысль можно было бы иллюстрировать бесконечным множеством весьма актуальных примеров. Приведем вместо этого один особенно поучительный пример из истории папства. В конце XIII века, в одну из эпох наибольшего могущества папской власти, наибольшей вплетенности ее в политическую жизнь и, тем самым, ее обремененности особенно тяжкой греховностью, однажды была сделана попытка для спасения церкви возвести на папский престол святого монаха — отшельника, исполненного действенной верой в евангельскую нищету и евангельскую отрешенность от мира, — некого Петра с горы Мурроне, принявшего имя Целестина V. Короткое правление этого святого человека было рядом постыдных неудач. Благодаря его наивности, неосведомленности, неспособности к обузданию зла его волей овладели худшие из интриганов; анархия и бедствие Церкви и Италии только безмерно умножились под его управлением. Уже через полгода он должен был признать свою несостоятельность и отречься от престола. Данте помещает его душу — несмотря на его личную святость — в первый, внешний круг ада, на который обречены бесхарактерные, морально слабовольные люди. — В поучительном контрасте с этим стоят образы двух святых женщин конца XIV века — св. Бригитты шведской и св. Екатерины Сиенской, которые были одновременно мудрыми наставницами пап в их управлении церковью.    Приведенными выше соображениями, однако, еще отнюдь не разъяснена до конца занимающая нас проблематика нравственной жизни. Ими еще не затронуто наиболее глубокое, первичное основание, по которому основоположная онтологическая двойственность между чистым, божественным светом и тьмой непросветленного мира должна отражаться на двойственности начал нравственной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3869...

Я понял, что таким ритмом повествования режиссер не медитирует, как думают и пишут многие критики, особенно зарубежные, а создает новый киноязык, старается изображением передать молитвенный настрой его самого как автора фильма. Содержание кадров, ритм, пластика изображений передают молитву, поддержанную не словами, а музыкой и шумами самой природы. Вот почему подражать Тарковскому пока не удалось никому – здесь потерпели крах даже талантливые авторы. Потому что у них не было той веры, как у Тарковского, а значит, и молитвы. Поэтому их технически точно выпаленные панорамы, вроде как у Тарковского, лишены главного – духовности, которая есть в фильмах Андрея Арсеньевича. Фильмы Тарковского, особенно три последних, исполнены глобального духовного смысла, заключенного именно в религии. В «Сталкере» вместе с героями мы идем по Зоне в глубины своей души , к познанию самого себя, понимая, что этот путь до конца не может быть пройден. В «Ностальгии» и «Жертвоприношении» герои оказываются перед концом света, когда снята уже последняя печать с книги Господней – Апокалипсиса. И чтобы «небеса не свернулись и звезды не опали с неба», как сказано в Откровении Иоанна Богослова, надо сделать решительный шаг, хотя бы попытаться спасти мир. Что и делают итальянец Доменико в «Ностальгии», сжигая себя, а русский писатель Горчаков идет по высохшему бассейну святой Екатерины Сиенской, куда послал его Доменико. И дал наказ: обязательно выполнить, казалось бы, нелепую просьбу. Но когда Горчаков идет по этому бассейну, то понимает, что свечу он несет к Престолу Господа, а не к другому концу бассейна, – вот в чем был подлинный смысл просьбы Доменико. Когда мы с вами это поймем, тогда нам станет ясен н поступок героя картины. Ведь тут смысл, который мы находим в стихотворении архиепископа Иоанна (Шаховского): Ничего я больше не хочу, – Только дай мне, Господи, свечу, Этот малый, тихий огонек, Чтоб его до смерти я берег. А когда, средь раннего утра, Мне в Твой Дом идти придет пора, В тишине Своей, не пред людьми,

http://pravoslavie.ru/145508.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010