Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУБАНСКОЕ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ставропольско-Кавказской епархии, существовало в 1916-1919 гг. Образовано вместо ранее существовавшего Ейского викариатства по указам Синода от 12 и 24 окт. 1916 г. как вик-ство с полусамостоятельным статусом, с особыми полномочиями архиерея в границах Кубанской обл. Этому предшествовало решение Синода от 5 окт. 1916 г., к-рым в связи с предоставлением епископу Ейскому полномочий по управлению приходами Кубанской обл. Ставропольско-Кубанская епархия была переименована в Ставропольско-Кавказскую. Тем же решением Ставропольскому еп. Агафодору (Преображенскому) было дано указание ввести в действие на территории Кубанской обл. синодальную инструкцию от 13 сент. 1916 г. об институте «викарных епископов с особыми в епархиях полномочиями» (ЦВед. 1916. 40. С. 357-359). Такие особые полномочия получил бывш. Ейский еп. Иоанн (Левицкий) , занявший 12 окт. 1916 г. Кубанскую и Екатеринодарскую кафедру. Резиденцией архиерея стало Екатеринодарское подворье Екатерино-Лебяжского муж. мон-ря (см. Лебяжский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь ). 31 дек. 1916 г. Синод одобрил проект образования полусамостоятельной Черноморско-Новороссийской епископии для 32 приходов Черноморской губ., к-рые с 1886 г. относились к Сухумской епархии Грузинского Экзархата. После получения Кубанской епархией самостоятельного статуса эти приходы могли войти в ее состав. Однако благочинный Новороссийского округа прот. Владимир Львов 7 февр. 1917 г. просил Синод об учреждении самостоятельной Черноморско-Новороссийской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 220). Тогда решение не было принято. Также не было поддержано прошение Кубанского еп. Иоанна от 9 дек. 1916 г. о возобновлении Ейского викариатства с подчинением его Кубанской кафедре (Там же. Д. 221. Л. 7). 15 нояб. 1916 г. состоялся епархиальный съезд духовенства по вопросу выделения Кубанской обл. из Ставропольской епархии в Кубано-Екатеринодарское вик-ство с особыми полномочиями главы вик-ства, но разделения тогда не произошло. В янв. 1917 г. Синод дал разрешение на учреждение при Кубанской кафедре пресвитерского совета духовенства Кубанской обл. (аналог епархиального совета) и епископской канцелярии (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. Д. 36). 13 апр. 1917 г. съезд духовенства и мирян Кубанской обл. обратился в Синод с очередным прошением образовать отдельную Кубанскую епархию, аналогичные обращения от кубанского духовенства поступали и позднее. 30 сент. 1917 г. Синод принял решение о подготовке процесса выделения из Ставропольской епархии приходов Кубанской обл. в самостоятельную епархию. При этом Кубанский еп. Иоанн поставил вопрос о передаче 4 благочиннических округов в Черноморской губ. из Сухумской епископии Кубанской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462171.html

епископ Ейский Герман ЦВ 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г. Епископ Герман: Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение 1 мая в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Германа (Камалова) во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии. Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы! Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред вами, готовясь принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия и таково осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу. А вокруг звучит пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9–11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе». Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4). Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_german_...

Чеченская Республика Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Христова (Наурская) Чеченская Республика (чеч. Нохчийн Республика, Нохчийчоь) — субъект Российской Федерации, республика в её составе; располагается в восточной части Северного Кавказа (Северо-Восточный Кавказ). Граничит со следующими субъектами РФ: на западе — с Ингушетией (граница точно не определена, после разделения ЧИ АССР в 1992 году стороны отложили решение вопроса на будущее), на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Дагестаном; на юго-западе ЧР граничит с самостоятельным государством — Грузией. Население более 1,4 млн человек, столица — Грозный . Содержание Православие в Чечне [ править править код ] Исторически территория Махачкалинской епархии входила в состав Астраханской епархии (Астраханская и Ставропольская епархия (1723–1799 гг.); Астраханская и Моздокская епархия (1799–1803 гг.); Астраханская и Кавказская епархия (1803–1829 гг.)). С 1829 по 1842 гг. она входила в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с 1842 по 1885 гг. – Кавказской епархии (Кавказская и Черноморская (1842–1867 гг.); Кавказская и Екатеринодарская (1867–1885 гг.)). С 23 апреля 1885 г. происходит отделение Терской области от Ставропольской епархии и присоединение ее к Владикавказской епархии. В этот самый момент Владикавказская кафедра становится самостоятельной в составе Грузинского Экзархата. А с 10 сентября 1894 г. епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. В 1922 г. епархия прекратила существование. В 1945 г. территория епархии вошла в состав Ставропольской епархии (Ставропольская и Бакинская (1945–1994 гг.); Ставропольская и Владикавказская (1994–1998 гг. (до 2011 г. – территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия))). 28 декабря 1998 г. территория Дагестана вошла в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. 22 марта 2011 г. Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав восстановленной Владикавказской и Махачкалинской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чечня

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание В 1907 г. было учреждено Ейское викариатство , 30 сент. 1916 г. указом Синода Ейский епископ был наделен особыми полномочиями и получил 12 окт. титул «Кубанский и Екатеринодарский». На Ставропольском Соборе 19-24 мая 1919 г. было принято решение образовать Черноморскую и Новороссийскую епархию, выделив ее из состава Сухумской. 18 июня 1919 г. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России учредило Кубанскую и Екатеринодарскую епархию. В 1922-1933 гг. епархия имела название «Кубанская и Черноморская», в 1933-1995 гг.- «Краснодарская и Кубанская», в 1995-2001 гг.- «Краснодарская и Новороссийская», с 2001 г.- «Екатеринодарская и Кубанская». По решению Синода от 12 марта 2013 г. из состава Екатеринодарской и Кубанской епархии выделены Армавирская и Лабинская, Ейская и Тимашевская, Новороссийская и Геленджикская, Тихорецкая и Кореновская епархии. Все 5 епархий вошли в состав вновь учрежденной К. м. Главой митрополии стал еп. Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко), являющийся также временно управляющим Армавирской и Тихорецкой епархиями. Епископом Новороссийским и Геленджикским был избран насельник Троице-Сергиевой лавры игум. Феогност (Дмитриев; 14 апр. 2013), епископом Ейским и Тимашевским - викарий Екатеринодарской епархии еп. Герман (Камалов; хиротонисан 1 мая 2011 как викарный епископ Ейский, назначен епископом Ейским и Тимашевским 12 марта 2013). Решением Синода от 25-26 дек. 2013 г. епископом Тихорецким и Кореновским избран благочинный Тихорецкого церковного окр. Екатеринодарской епархии игум. Стефан (Кавтарашвили; хиротонисан 25 февр. 2014). 19 марта 2014 г. епископом Армавирским и Лабинским избран член епархиального совета Тихвинской епархии игум. Игнатий (Бузин; хиротонисан 13 апр. 2014). 28 дек. 2018 г. по решениею Синода в административных границах города Сочи и Туапсинского района Краснодарского края путем выделения из Екатеринодарской епархии была образована Сочинская и Туапсинская епархия. Епископом Сочинским тем же решением назначен епископ Герман (Камалов) с освобождением от управления Ейской епархией. На Ейскую кафедру получил назначение епископ Колыванский, викарий Новосибирской епархией Павел (Григорьев) .

http://pravenc.ru/text/2462169.html

Визит Святейшего Патриарха Алексия в Калининград Фото: С. Власов, В. Ходаков 9 сентября 2006 г. начался первый в истории первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Калининградскую область, приуроченный к 60-летию образования области, а также к 20-летию создания епархии Русской Православной Церкви в самом западном регионе России. Специальным авиарейсом Святейший Патриарх Алексий прибыл в аэропорт «Храброво». Вместе со Святейшим Патриархом из Москвы прибыл архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. В аэропорту Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), епископы Балтийский Серафим и Вяземский Игнатий, викарии Смоленско-Калининградской епархии, губернатор Калининградской области Г. В. Боос, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области А. Я. Дацышин, председатель областной думы С. В. Булычев, мэр Калининграда Ю. А. Савенко, председатель Калининградского горсовета А. Г. Ярошук, командующий Балтийским флотом вице-адмирал К. С. Сиденко; начальник УВД Калининградской области генерал-майор С. А. Кириченко. В честь Святейшего Патриарха хор духовенства пропел тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…», а оркестр Калининградского пограничного института ФСБ исполнил Гимн России, совершив затем торжественное прохождение военным маршем. По окончании торжественной встречи Святейший Патриарх подошел к встречавшим его журналистам и вместе с Г. В. Боосом и митрополитом Кириллом ответил на насколько вопросов. Визит Его Святейшества начался с посещения Никольского женского монастыря, где предстоятеля встречали прибывшие на торжества иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Виленский и Литовский Хризостом, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий, викарий Смоленско-Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим, заместитель председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк, викарий Смоленско-Калининградской епархии епископ Вяземский Игнатий, а также насельницы и прихожане обители.

http://pravoslavie.ru/18449.html

Евгений (Шершилов) Евгений (Шершилов или Шершило Николай), еп. Могилёвский и Мстиславский. Родился в 1826 году. Сын диакона. Уроженец г. Чернигова. В 1853 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия. В том же году 5 июня пострижен в монашество и назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 1858 года – инспектор Ярославской духовной семинарии. G 1861 года – ректор Черниговской духовной семинарии в сане архимандрита. С 11 дек. 1868 года – ректор Литовской духовной семинарии и настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря. 9 марта 1870 года хиротонисан во епископа Брестского, вик. Литовской епархии. С 10 февраля 1875 года – епископ Ковенский, вик. той же епархии. С 16 мая 1877 года – епископ Минский и Туровский. С 26 июля 1880 года – епископ Астраханский. С 16 дек. 1889 года – епископ Ставропольский и Екатеринодарский. С 17 июля 1893 года – епископ Могилёвский и Мстиславский. С 10 авг. 1896 года уволен на покой, согласно прошению, и пребывал в Херсонском монастыре, Таврической епархии. Скончался 22 марта 1897 года. Преосвященный Евгений был муж правды и истины. Это был епископ и начальник в своей епархии в полном смысле этого слова. Доступный для всех и каждого, владыка всех принимал, всякого выслушивал и – кому давал совет, кому делал выговор. Приём просителей обычно начинался у него с восьми часов утра, – так как вставал владыка в пять часов утра, а ложился в десять – одиннадцать вечера, – и первые два часа употреблял на приём простых просителей. Он сам принимал от крестьян их просьбы, расспрашивал каждого о его деле и тут же полагал резолюции. Для простого народа это было великое благо: каждый из них к вечеру был уже дома и не проживался в городе понапрасну. В десять часов утра у него шли интеллигентные просители – духовенство и светские лица. Высшие чины губернии приезжали уже от двенадцати дня. И это ежедневно изо дня в день по заведённому порядку. В предоставлении мест духовенству владыка руководствовался не продолжительностью службы, не списком наград и отличий, а искал людей труда и энергии. Небольшое значение придавал он и разным учебным дипломам, если видел в просителе простую посредственность и желание только быть священником – ничего не делая. За время своего епископства преосвященный рукоположил во священники много лиц разного звания, из разных учебных заведений и даже нигде не учившихся, но, благодаря своей начитанности самообразованию, проявивших себя на поприще духовной деятельности. Таких лиц он умел как-то отличать и находить в них нужных и полезных деятелей для Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви от 17 ноября 2010 года 1 декабря 2010 г. 16:45 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл своей резолюцией утвердил решения , принятые на заседании Общецерковного суда 17 ноября 2010 года.   Решение Общецерковного суда по делу 02-01-2010   Общецерковный суд Русской Православной Церкви, в составе председателя митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, судей архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия и архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, секретаря епископа Дмитровского Александра, заседая в Москве, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, 17 ноября 2010 года с 10.00 по 11.30, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви и на основании резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12.10.2010 года, рассмотрев дело о решении епархиального суда Тобольской епархии о запрещении клирика Тобольско-Тюменской епархии священника Александра Геннадьевича Павловича от 16.06.2010 года, а также материалы дела, заслушав участников дела, РЕШИЛ 1. Констатировать, что епархиальный церковный суд Тобольско-Тюменской епархии, рассматривая дело по обвинению священника Александра Павловича в поступках, подпадающих под действие правил Карфагенского Собора 42-го, Антиохийского Собора 24-го и 25-го, Феофила архиепископа Александрийского 10-го, не заслушал ряд свидетелей, могущих высказаться в пользу обвиняемого лица, и не дал оценки ряду документов, могущих послужить к его оправданию. 2. Констатировать, что при вынесении решения о виновности священника Александра Павловича в совершении действий, повлекших за собой банкротство ООО «Сибирский зодчий», и таким образом нанесения ущерба церковному имуществу, епархиальный суд Тобольско-Тюменской епархии не рассматривал деятельность священника Анатолия Войнова, находившегося на посту директора предприятия с 23 января 2006 года и до решения светского суда о банкротстве ООО «Сибирский зодчий» 1 октября 2008 года. Отметить, что таким образом не поставлен вопрос о возможной ответственности священника Анатолия Войнова, и что данное обстоятельство не позволяет вынести суждение о том, насколько действия священника Александра Павловича на посту директора ООО «Сибирский зодчий» неизбежно влекли за собой банкротство предприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1331729.ht...

12. Путешествие мое по Кавказской епархии в 1876 и 1877 годах Вследствие отношения преосвященного Германа, епископа Кавказского и Екатеринодарского, к преосвященнейшему Иннокентию, митрополиту Московскому, я послан был владыкою митрополитом в Кавказскую епархию для собеседования со старообрядцами. Выехал я из Москвы 18-го ноября 1876 года, в сопровождении иеродиакона Иоанна (меньшего), взяв с собой старопечатные книги, нужные для собеседования со старообрядцами. По пути мы заехали в Новочеркасск получить благословение от высокопреосвященнейшего Платона, архиепископа Донского, и повидаться с новочеркасскими знакомыми. Приехавши в город Ставрополь, я получил от преосвященного Германа сведение о местностях, в которых жительствуют старообрядцы, и документы, которыми мне разрешалось в Кавказской епархии священнодействие. Преосвященный снабдил меня полезными наставлениями для предстоящего мне дела и, напутствовав молитвой, отпустил. В Ставрополе, по желанию преосвященного Германа, я беседовал о старообрядчестве с воспитанниками семинарии. Кавказская епархия разделяется на три части: на Ставропольскую губернию, населенную не казацким сословием, Кубанскую и Терскую казачьи области. Мне от преосвященного Германа предложено было прежде проехать Ставропольскую, а потом Кубанскую и Терскую области. В Ставропольской губернии старообрядцы жительствуют в пяти местах в селениях: Пелагиаде, или, по народному названию, Пелагеевке, Кугульте, Медвежьем, Жуковке и Развильной. Все они беспоповцы поморской секты; есть между ними и поповцы по австрийскому священству, но это не постоянные жители, а только приезжающие сюда для торговли. Эти приезжие старообрядцы есть и в некоторых других селах Ставропольской губернии, где кроме их никого старообрядцев нет. Первое собеседование со старообрядцами имел я в Пелагиаде; беседа была о вечности Христопреданного священства в Христовой церкви, и необходимом в церкви существовании преданных ей от Христа всех семи таинств; потом говорил о правоте православной церкви, что она не имеет никаких ересей; потом о церковных, обрядах, что они по воле церкви подлежат изменению; о старопечатных книгах, что разные их выходы представляют много различий не только в ектеньях, молитвах, обрядах, но и в самом совершении семи таинств 131 , и эти различия тогда же показывал старообрядцам в старопечатных книгах: в заключение объяснил, как несправедливо и незаконно поступили старообрядцы, из-за обрядовых различий, которые и в старых книгах встречаются во множестве, отделившись от церкви и тем лишив себя священства и прочих таинств, без которых невозможно спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Святые образы русского Архистратига станут в строй на передовой» «Суворовское движение» обратилось к атаману Кубанского казачьего войска А.И. Власову с просьбой поддержать предложение о прославлении А.В.Суворова в лике местночтимого святого Кубанской епархии 19.07.2023 400 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами «Уважаемый Александр Иванович! В Екатеринодарской и Кубанской епархии на рассмотрении находится письмо КРОД " Суворовское движение " с прошением на имя Высокопреосвященнейшего митрополита Григория о причислении отца-основателя земли Кубанской, Архистратига земли Русской Александра Суворова к лику местночтимых святых Русской Православной Церкви. Кубанская область вошла в состав Российской Империи во многом благодаря воинским, дипломатическим и административным трудам А.В. Суворова и его ставки на казачество. Исторически Александр Васильевич является отцом-командиром Черноморского казачьего войска, которое было спаяно в сражениях под его руководством. Суворов лично вручал Черноморцам регалии, дарованные Императрицей Екатериной II, и образ подвижника духа и генерала победы имеет все основания светиться на знаменах наследников суворовской славы Кубанского казачьего войска», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ открытом обращении Атаману Кубанского казачьего войска Александру Ивановичу Власову от Краснодарского регионального общественного движения «Суворовское движение». «В связи с этим, просим поддержать данное прошение о прославлении А.В.Суворова в лике местночтимого святого Кубанской епархии РПЦ, и направить митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Григорию, а также председателю Синодального отдела по взаимодействию с казачеством, митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу соответствующее обращение от имени Кубанского казачьего войска. Надеемся, что прославление позволит уже всей полнотой Церкви молитвенно обращаться к святому. Молитвы пред иконами вознесутся в семьях и храмах. Святые образы русского Архистратига станут в строй на передовой, укрепляя и воодушевляя наше воинство, появятся в кадетских классах и молодёжных клубах, формируя поколение победителей. Чтобы Бог через Суворова показывал нам путь к нашим победам», - говорится в обращении, которое подписал председатель движения К.В. Кудинов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Назарий (Кириллов), еп. Гдовский. Фотография. Между 1893 и 1897 гг. (Кириллов Николай Яковлевич; 4.12.1850, Новочеркасск - 22.07.1928, Одесса), митр. Курский и Обоянский. Из семьи священника. В 1873 г. окончил Донскую ДС. 19 мая 1874 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Никольской ц. в ст-це Багаевской Черкасского окр. обл. Войска Донского, также с 4 июня того же года был законоучителем Багаевского церковноприходского училища. В 1876 г. овдовел, принял решение оставить приходскую службу и продолжить духовное образование. В том же году поступил в КДА. Окончил академию в 1880 г. со степенью кандидата богословия, получил назначение учителем лат. языка в Екатеринодарское ДУ. С 26 июня 1881 г. служил законоучителем в реальном уч-ще и преподавал педагогику в Екатерининской жен. гимназии в Ростове-на-Дону. 1 янв. 1883 г. переведен на должность законоучителя в Новочеркасскую муж. гимназию. Одновременно был делопроизводителем Донского епархиального училищного совета и председателем совета Донского епархиального жен. уч-ща. В 1892 г. был назначен ректором Ставропольской ДС. Принял монашеский постриг с именем Назарий и был возведен в сан архимандрита. 30 сент. 1893 г. определен на кафедру епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хиротонию 24 окт. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Палладий (Раев) . 13 нояб. того же года Н. был переведен на кафедру епископа Гдовского, 2-го викария С.-Петербургской епархии. Был ответственным за организацию церковно-школьного дела в С.-Петербургской епархии, являлся председателем совета епархиального братства Пресв. Богородицы, обладавшего правами епархиального училищного совета. 21 окт. 1897 г. назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. Во время его архиерейства началось издание «Олонецких епархиальных ведомостей» (1898). 20 янв. 1901 г. Н. стал епископом Нижегородским и Арзамасским. Участвовал в освидетельствовании мощей прп. Серафима Саровского и вместе с С.-Петербургским митр. Антонием (Вадковским) и др. архипастырями возглавил в 1903 г. торжества по случаю его прославления. Во время архиерейского служения Н. в Н. Новгороде было закончено строительство храма Всемилостивого Спаса, нового здания для братства во имя св. Георгия (Дом Георгиевского братства), произведен ремонт Спасского Ярмарочного собора, а у зап. входа в собор выстроена новая колокольня, освящены новопостроенные Спасо-Преображенский собор в с. Сормово и Владимирская ц. в с. Гордеевка (ныне в черте Н. Новгорода). В июле 1908 г. в Киеве участвовал в IV Всероссийском миссионерском съезде, был избран там председателем противораскольнической комиссии. 6 мая 1909 г. возведен в сан архиепископа. В этом же году стал почетным членом КазДА.

http://pravenc.ru/text/2564626.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010