Свят. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к единому Божественному действию: «Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь... от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым» 531 . Подобного рода высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к словам ап. Павла, которые лучше рассмотреть в славянском переводе. Ап. Павел говорит о Боге: Яко из Того и Тем и в Нем всяческая ( Рим.11:36 ). Как результат осмысления этих слов ап. Павла родилось святоотеческое выражение: «Из Отца, через Сына, в Духе Святом». Отсюда следует, что внутрибожественный образ бытия отличен от образа Откровения Святой Троицы в мире. Если в предвечном бытии Троицы, безотносительно отношения Бога к миру, рождение и исхождение совершаются «независимо», то в Божественном домостроительстве имеет место своя вневременная последовательность. Отец выступает как Источник действия, Сын – как Явление или как Совершитель, Который действует посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как Сила, являющая, усвояющая и завершающая 532 . Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и Их неизреченный порядок. Можно это пояснить на конкретных примерах. Так, Отец есть Источник Премудрости, Сын – Сама ипостасная Премудрость, явление Премудрости, а Дух Святой – та Сила, Которая усвояет Премудрость человеку. Можно сказать, Отец благоволит, Сын действует, а Дух Святой усовершает тварь в добре и красоте. Отец есть Источник любви: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин.3:16 ). Сын есть явление любви, ее Откровение: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего ( 1Ин.4:9 ), и Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым ( Рим.5:5 ). Следует отметить, что такой порядок Откровения Бога в мире не умаляет достоинства Сына и Духа Святого. Преп. Иоанн Дамаскин отмечает, что «все, что делает Отец, делает чрез Единородного Сына Своего, не как служебным орудием, но естественной и ипостасной Силой» 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Чтение из Исаии: «Умолкните предо Мною, острова. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков» ( Ис. 41,1 ; 45:17). 1.«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (Кор. 1:3). Благословен и единородный Сын Его. Вместе с представлением о Боге соединяй представление и об Отце, чтобы славословие Отца и Сына со Святым Духом совершалось нераздельно, потому что не иная слава у Отца, и не иная у Сына, но одна и та же со Святым Духом. Поскольку Отчий есть единородный Сын, то когда прославляется Отец, приемлет славу и Сын, потому что слава сыну – честь отца его; и взаимно, когда прославляется Сын, тогда чествуется Отец столь близкого Сына. 2. Весьма быстро постигает мысль, но язык требует речений и длинного объяснения посредствующих понятий. Глаз вдруг объемлет великий сонм звезд, но если захочет кто объяснить подробно, что такое денница, что такое вечерняя звезда, и что такое каждая звезда порознь, то потребуется ему много слов. Подобно этому также землю, и море, и все пределы мира в самое краткое мгновение времени объемлет мысль, но что постигает так мгновенно, объясняет то во многих словах. Высок и представленный мною пример, но все еще он слаб и недостаточен. Ибо о Боге сказуем не все то, что должно сказать (сие ведомо Ему единому), но только то, что вмещает человеческая природа, и что может перенести наша немощь. Что такое Бог, сего объяснить не можем; благознательно же исповедуем, что не имеем точного о Нем познания. В отношении к Богу высокое для нас ведение – признаться в своем неведении. Поэтому «величайте Господа со мною и превознесем имя Его вместе» ( Пс. 33:4 ).– все сообща, потому что один не имеет достаточных к тому сил, лучше же сказать, если и все вместе соединимся, то не исполним сего, как должно. Говорю это не о вас одних, предстоящих здесь, но если соберутся и все овцы целой Вселенской Церкви, и настоящей и будущей, то не возмогут достойно воспеть своего Пастыря. 3. Велик и честен был Авраам, но велик пред людьми, когда же предстал пред Бога, благосознательно изрекает истину: «я прах и пепел» ( Быт. 18, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Этот глас, который принадлежит одному Богу Отцу; и эта плоть, в которой один только Единородный Бог стал человеком; и этот голубь, в образе которого Дух Святой снизошел на Христа; и эти языки огненные, коими разделяющимися Он [Дух] преисполнил верующих, находящихся в одном месте, — все это деяния всей Святой Троицы, то есть единого Бога, Который сотворил на небесах и на земле все видимое и невидимое. Правило 7. Разделение Лиц 51. Тверже всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что один только Бог Сын, то есть одно из Лиц Троицы, есть Сын одного только Бога Отца. Дух же Святой, также одно из Лиц Троицы, есть Дух не только Отца, но вместе — Отца и Сына. Ведь Сын Божий, показывая, что только Он рожден от Отца, сказал: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин 3:16). И чуть позже: А неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин 3:18). Дух же Святой есть Дух Отца и Сына, как учит Апостол, сказавший: Но вы не по плоти живите, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим 8:9). И продолжает: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Правило 8. Дух Святой 52. Крепче всего придерживайся и нисколько не сомневайся, что Тот же самый Дух Святой, Который есть Дух Отца и Сына, от Отца и Сына исходит. Ибо и Сын говорит: Когда же приидет Дух Истины, Который от Отца исходит (Ин 15:26), где [Он] учит, что это — Его Дух, ибо Сам Он есть истина (Ин 14:6). Что Дух Святой исходит также и от Сына, передает нам учение пророков и Апостолов. Исаия говорит о Сыне: И жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого (Ис 11:4). Об этом же сказал и Апостол: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих (2 Фес 2:8). Которого [Духа] Сам единый Господь Иисус явил как “духа уст Своих”, вдунув [Его] в учеников после Своего Воскресения и сказав: Примите Духа Святаго (Ин 20:22). И апостол Иоанн в Откровении сказал об устах Самого Господа Иисуса, что [из них] выходил острый с обеих сторон меч (Откр 1:16). Следовательно, сей дух уст Его и есть тот “меч”, который выходил из уст Его.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Мессии – Д. Ю.] во время Его служения» 311 . Действительно, в Евангелиях только один раз приводятся слова Иисуса о Себе как о Христе ( Χριστς) – при ответе на прямой вопрос первосвященника: " Ты ли Христос, Сын Благословенного ? Иисус сказал: Я» ( Σ ε Χριστς υς το ελογητο δ ησος ε πεν, γ εμι, Μκ. 14:61–62). Во всех остальных случаях, по мнению скептиков, Иисуса называют Христом евангелисты или другие лица. В действительности же Иисус, неоднократно называя Себя Сыном Божиим ( υς το θεο), употребляет это выражение как понятный иудеям эквивалент титула Христос . Например, говоря о болезни Лазаря: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» ( Ин. 11:4 ), или в беседе с Никодимом: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного , дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Иоанн Креститель, указывает на Иисуса как ожидаемого Христа и говорит: " сей есть Сын Божий» ( ο τ ς στιν υς το θεο, Ин. 1:34 ). Члены Синедриона, допрашивая Иисуса, спросили сначала: «Ты ли Христос ?«, а затем, повторяя вопрос, сказали: »Итак, Ты Сын Божий ? " ( Лк. 22:67, 70 ). Свидетельство Евангелия, шедшее вразрез с известной до середины XX века иудейской межзаветной литературой, подтолкнуло западных библеистов на различные спекуляции, призванные примирить кажущееся «противоречие». До кумранских находок было известно, что выражение «Сын Божий» употреблялось накануне времени Христа в греко-римской культуре. В силу национальных мифов, и, возможно, под влиянием древневосточных воззрений, некоторых римских императоров после смерти провозглашали «божественными», а их преемников называли divi filius – «сын божественного». Юлий Цезарь (48–44 гг. до Р.Х.) был первым императором, объявленным «божественным» после смерти. Его приёмный сын и преемник Октавиан (30 г. до Р.Х.–14 г. по Р.Х.) начал называть себя титулом «сын божественного» (divi filius). Конечно, это не было равнозначно выражению «сын божий», однако обе фразы переводились на греческий язык одинаково: «сын божий» ( θεο υς), и латинское различие пропадало.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Этому противоречат слова Августина: «Бог Отец в силу Его природы без начала породил Сына равного Себе» 619 . Отвечаю: Сын не был рожден из ничего. Ибо, как было сказано выше (27, 2; 33, 2, 3), отцовство, сыновство и рожденность действительно и истинно существуют в Боге. Далее, есть различие между истинным «порождением», когда некто происходит от другого как сын, и «изготовлением», когда изготовитель производит нечто из внешней материи, как, например, плотник изготавливает скамью из дерева, тогда как человек рождает сына сам. Далее, как ремесленник изготавливает вещь из материи, так Бог создает вещи из ничего, о чем будет сказано ниже (45, 1 ), но не так, что это ничто является частью субстанции изготовленной вещи, а поскольку вся субстанция вещи создана Им без чего бы то ни было предданного. Поэтому, если бы Сын происходил от Отца как из ничего, то тогда Сын был бы по отношению к Отцу тем же, что и вещь по отношению к изготовителю, и понятие сыновства было бы неуместным, кроме как по какому-либо сходству Таким образом, если Сын Божий происходит от Отца из ничего, то Он не может в собственном смысле истинно называться Сыном, тогда как сказано противоположное этому: «... да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» ( 1Ин. 5, 20 ). Следовательно, истинный Сын Божий не [происходит] из ничего и является не созданным, а рожденным. То, что некоторые твари, созданные Богом из ничего, называются сынами Божьими, следует понимать в метафорическом смысле, обусловленном некоторой степенью сходства с Ним, Который есть истинный Сын. Поэтому, коль скоро Он есть единственный по природе истинный Сын Божий, Он называется «единородным» согласно сказанному: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Также поскольку другие удостоены имени сынов в силу сходства с Ним, Он называется «первородным» согласно сказанному: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» ( Рим. 8, 29 ). Поэтому Сын Божий рожден от субстанции Отца, но не так, как человек рождается от человека; ведь часть человеческой субстанции при порождении переходит в субстанцию рождаемого, тогда как божественная природа не делится на части, из чего с необходимостью следует, что Отец при рождении Сына не передает какую-либо часть Своей природы, но сообщает Ему всю Свою природу, так что между ними остается различие лишь по происхождению, как было сказано выше (40, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

10: 34). А в другом месте назвал Себя и Сыном Человеческим, и Сыном Божьим, говоря: Когда Моисей вознес змея в пустыне,так должно быть вознесено и Сыну Человеческому, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:14). После чего изложенное здесь Сам Спаситель добавил от Мебя, назвав Себя Сыном Божьим, сказав: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына не судить мир, но чтобы мир спасся через Него. Кто поверит в Него, тот не будет судим; а кто не верит, уже осужден, потому что не верует во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:17 и след.). Ибо даже когда Он Сам нарек Сына Человеческого, сказав ученикам Своим: «Кто, по мнению людей, есть Сын Человеческий» (Мф. 16:13)? и выслушав мнения людей разного рода, то есть тех, которые по собственной воле выдумали себе ложь относительно самой Истины, Он сказал бы: Но кем же, вы говорите, Я являюсь? Потому что Петр сказал в ответ: Ты Христос, Сын Бога живого (Там же, 15, 16); поэтому он удостоился называться блаженным, отвечая таким образом Самому Господу: Блажен ты, Симон Ионин, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах (Там же, 17). 18. Посему Бог Слово стал плотью, а не Бог, у которого было Слово, потому что Единородный, сущий в недре Отчем, по мере того, как Он есть плоть, полон благодати, и по тому, что Он есть Слово, Он полон истины: Он Сам есть одно Слово, ставшее плотью, Которое обитало среди нас. Пророк также говорит о Нем: Это Бог наш, и никто другой не будет почитаться так, как тот, кто открывает закон и отдал Иакова сыну своему, а Израиль возлюбленной своей. После этого его видели в земле и беседовали с людьми (Варух 3:36). Истинная вера приняла это свидетельство о Единородном Сыне. Ибо Он был виден на земле по плоти и беседовал с людьми. Поэтому святой евангелист Матфей в полном соответствии с пророческой речью говорит, что Иисус беседовал с учениками. Ибо так говорит: И когда они беседовали с ними в Галилее, Иисус сказал им: должен быть предан Сын Человеческий в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мтф.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

15. Не имамы бо архиерея, не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Сказав прежде о строгости Божией к древним непокорным Евреям, и также упомянув о Божеском величии нашего великого Первосвященника, прошедшего небеса и «седящего одесную Бога Отца», Господа Иисуса Христа, теперь утверждает в непоколебимой надежде на Него как всем доступного, и готового каждому оказывать необходимую помощь. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших». Мы имеем не такого первосвященника, каковы были первосвященники ветхозаветные, которые, как подобные нам, немощные и смертные люди, не могли оказывать людям необходимой помощи в их нуждах, – и по общему человеческому бессилию и по своей смертности: иногда и хотели бы они, но не могли, по недостатку сил; а иногда хотели бы, но смерть прекращала их деятельность. «Но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Но имеем такого первосвященника, который, хотя «прошел небеса и седит одесную Бога Отца», во славе Божией, как единородный Сын Божий и истинный Бог, всесвятый и всесовершенный, но всегда близок к нам, всегда готов сострадать нам, или являть свою милость помогать нам в нуждах наших: потому что Он воспринял в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем наше естество человеческое, и в нем, пребывая на земле, «искушен был во всем кроме греха», нес все труды и подвиги, какие должен нести человек, и испытал все скорби и болезни, каким подвергаются смертные люди, по причине бренности человеческой своей природы. Как это понес и испытал Сын Божий? – Иисус, единородный Сын Божий, приняв наше человечество, принял на Себя и обязанности человеческие, и грехи всего рода человеческого. Так Он подчинился закону, и по закону был обрезан, как подзаконный ( Лк.2:21 ); потом принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, и принести за него жертву (ст. 22–24); наконец, быв уже двенадцатилетним отроком, он вместе с своими родителями, ходил опять в храм Иерусалимский (ст. 42–51). Как воспринявший на себя вину грехов человеческих, Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти ( Евр.5:7 ), которой добровольно подвергся, как Агнец вземляй грех мира ( Ин.1:29 ). Так молился Он, умилостивляя Отца небесного, и в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–42 ), и на кресте ( Мф.27:47 ). Иисус Христос терпел искушение и от диавола ( Мф.4:1–10 ; Лк.4:1–13 ), и от людей, как-то книжников, фарисеев и иродиан; терпел искушение от разных затруднений; терпел бедность, голод и жажду, утомление от пути, презрение и посмеяние от врагов и грубого невежества народа: но все искушения перенес и преодолел; был послушен Отцу до смерти крестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1Ин.4:12 . Бога виде никтоже нигдеже. Параллельными местами к приведенному служат: Бога никтоже виде нигдеже; Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин.1:18 ); Бог живет во свете… неприступнем, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может ( 1Тим.6:16 ). В этих местах говорится о невозможности для нас видеть телесными очами самое существо Божие. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ), – тогда увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ), – тогда будем подобны ангелам, которые «на небесах всегда видят лицо Отца… Небесного» ( Мф.18:10 ). Но из этой невозможности для нас зреть телесными очами самое существо Божие не вытекает вовсе запрещение употребления св. икон, как думают сектанты. На св. иконах мы изображаем не самое невидимое существо Божие, а изображаем Бога так, как Он благоволил открываться нам, и преимущественно представляем Его в человеческом образе, ибо Сам Единородный Сын Божий принял на Себя зрак раба, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек ( Флп.2:7 ), в Нем живет всяко исполнение Божества телесне ( Кол.2:9 ). Пусть сектанты гордятся своим духовным христианством, но, настаивая на этой духовности, они не понимают истинного существа человеческой природы, которая всегда нуждается в видимом, чувственном, чтобы посредством него возвышаться к невидимому, небесному. Ап. Иоан учит: «кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» ( 1Ин.4:20 ). И в своей любви к невидимому Богу мы, следовательно, возвышаемся и укрепляемся чрез любовь к видимому нами брату своему. 1Ин.5:21 . Чадца, храните себе от идол. Сектанты ссылаются на это место, как и на предшествующее, в доказательство запрещения употреблять священные изображения. Но если под «идолами» Апостол разумеет языческие кумиры, то нет нужды долго разъяснять, что между языческими кумирами и христианскими св. иконами нет никакого сходства: в первых почитается самое видимое, или видимое обожествляется, во вторых же видимое служит только знаком невидимого и таким образом оно облегчает нашему духовному взору возноситься к невидимому. Гораздо, впрочем, вероятнее, что под «идолами» разумеются здесь не языческие кумиры, а языческие ложные божества. Такое понимание вполне оправдывается предшествующем стихом, где Апостол говорит, что «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного», – а отсюда естественный вывод, что верующие должны хранить себя от почитания ложных языческих божеств. Кто обратился к Богу живу и истинну, тот не должен уже служить ложным языческим богам ( 1Сол.1:9 ). –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Кор 1:24 ), поскольку через Него Он (Отец) все совершил и устроил, и поэтому о Нем говорится: «Он мощно распростирается от одного конца до другого и все устрояет прекрасно» ( Прем. 8:1 ) 6 . Глава IV. Сын Божий не сотворен и не является меньшим по отношению к Отцу. Против ереси ариан. Боговоплощение и христология. Против заблуждения манихеев (§§ 5–10) 6 . Но поскольку «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин 1:14 ), Та же Самая Премудрость, Которая рождена от Бога, соблаговолила быть сотворенной среди людей. Именно к этому относится и следующее выражение: «Господь создал Меня в начале путей Своих» ( Притч. 8:22 ) 10 . В самом деле, началом путей Его является Глава Церкви, то есть Христос, облекшийся в человека, и через Него (Христа) нам дается образец жизни, то есть верный путь, которым мы могли бы прийти к Богу. Ведь мы, которые пали из-за гордости (как сказано нашему первозданному человеку: «Вкусите их ; и вы будете, как боги» ( Быт 3:5 )), могли вернуться [к Нему] не иначе, как благодаря смирению. Поэтому пример такого смирения, то есть пути, которым следует возвратиться, соблаговолил показать в Своем Лице наш Восстановитель, Который, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп 2:6–7 ), чтобы Слово, «чрез Которое все начало быть, в начале путей Его» было сотворено человеком. Поэтому, согласно тому, что Он есть «Единородный», Он не имеет братьев, согласно же тому, что Он есть «Первородный», Он соизволил называть «братьями» (ср. Лк 8:21 ) всех, кто после Него и через Него в первую очередь возрождается благодатью Божией через усыновление, что подтверждает и Апостольское учение (ср. Евр 2:11 ). Таким образом, природный и единственный Сын был рожден из самой сущности Отца (de ipsa substantia Patris) 11 , будучи [по сущности] тем же, что и Отец, Бог от Бога, Свет от Света. Мы же не являемся светом по природе, но освещаемся этим Светом для того, чтобы сами могли светиться премудростью. Ибо, как говорит Апостол, «был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин 1:9 ). Итак, теперь давайте присоединим к вере в вечные реальности также и временное Домостроительство 12 нашего Господа, которое Он соизволил для нас совершить и исполнить ради нашего спасения. Ведь согласно тому, что Он есть «Единородный Сын» Божий, нельзя сказать, что Он «был» и «будет», но только, что Он «есть», поскольку того, что было, уже нет, а того, что будет, еще нет. Поэтому Он неизменен и не подлежит условиям времени и изменчивости. Я полагаю, что именно этим объясняется то, что Он открыл рабу Своему Моисею именно такое Свое имя. Ведь когда Моисей спросил Его: если его будет презирать народ, к которому он посылался, что ему сказать, от кого он послан, – тогда Бог сказал ему: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

339 Особое место в этом ряду занимает вопрос первосвященника и ответ Спасителя на суде: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал» ( Мф. 26, 63–64 , Мк. 14, 61–2 ). Господь подтвердил, однако не сам назвал Себя Сыном Божиим. Подобный же случай, отсутствующий у синоптиков, имеется y Ин., тоже не прямо, а косвенно, как бы в третьем лице, скорее как учение о Сыне, нежели собственное Его именование: Ин. 3, 16–18 : «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сын Своего Единородного... не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия». Сюда же относится косвенно учение о Сыне в отношении к Отцу в V главе и, наконец, вопрос слепорожденному (9, 35). Однако во всех этих случаях имеем более учение о Сыне, нежели Его именование Себя этим именем. Господь учит о Своем богосыновстве, проповедует его и исповедует, но сам Себя Сыном Божиим не называет, как Своим собственным и единственным именем. Почему? Потому что Он имеет еще другое именование в качестве собственного имени, равнозначного (как и всякое собственное имя) местоимению первого лица. Это второе, как бы синонимическое имя Сына Божия есть Сын Человеческий. 340 Выражение это – библейское, оно означает, прежде всего, просто человек (так на протяжении всей книги прор. Иезекииля, также и у Даниила), но имеет и апокалиптическое, и эсхатологическое значение, под влиянием пророчества Дан. 7, 13 (также и в апокалипсисе Еноха); В Евангелии С. Ч. иногда означает преимущественно человек и приближается по своему значению к личному местоимению. Таков первый случай употребления С. Ч. у Мф. 8, 20 = Лк. 9. 58 : «С. Ч. не имеет где приклонить голову». Особенно ясно такое значение из параллельного сопоставления текста Нагорной Проповеди у Мф. 5, 11 : «всячески неправедно злословить за Меня» и у Лк. 6, 22 : «пронесут имя ваше как бесчестное за С Ч.». И еще: Лк. 12, 8 : «всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и С.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010