Другим философом из Тифлиса был Владимир Францевич Эрн (1881–1917). Он выпустил несколько замечательных книг, самые значительные из которых: «Борьба за Логос», М., 1911 и «Г. Сковорода», М., 1912 – исследование о жизни и учении интереснейшего русского религиозного мыслителя XVIII века. 160 Эрн происходил из немецкой семьи, однако, подобно некоторым немцам, примкнувшим к Православию, стал воинствующим сторонником антизападных настроений в философии, которые сформулировал в двух статья: «От Канта к Круппу» и «Время славянофильствует», опубликованных в начале Первой мировой войны. Смерть от чахотки лишила Россию талантливого философа, посвятившего свою жизнь проповеди Православия. Совсем иного склада был Валентин Павлович Свентицкий (1880–1932), наиболее интересный и противоречивый в своих взглядах. Он походил, казалось, на одного из героев Достоевского. Наделенный исключительными умственными способностями, в пятнадцать лет он обсуждал с профессиональными философами «Критику чистого разума». В молодости Свентицкий начал крестовый поход против пороков общества, и провозглашал безжалостное умерщвление плоти. Марк Вишняк, русский политический деятель-радикал, еврей по происхождению, весьма критически относясь к взглядам Свентицкого, считал его, тем не менее, самым талантливым человеком из всех, с кем встречался когда-либо. Как пишет Вишняк, Свентицкий говорил едва слышным голосом, опустив глаза. Однако его голос, истощенная фигура и глаза производили почти магнетическое впечатление. 161 Будучи студентом, Свентицкий проповедовал крайние формы аскетизма, в то же время оказывая активную поддержку революции. Вместе с Эрном он выпускал в Москве журнал «Вопросы религии» (1906–08) и печатался также в другом журнале «Живая жизнь». В одной из статей («Христианское отношение к власти и насилию») он отстаивал законность забастовок. 162 Эрн и их друг и издатель о. Егоров разделяли эту позицию. Профессор А. Карташев в своих воспоминаниях об о. Сергии Булгакове живо обрисовал Эрна и Свентицкого, приехавших в Петербург в 1905 г., чтобы найти сторонников для своего «Христианского братства борьбы», вскоре распущенного основателями – общества, целью которого было соединение активного участия в Православной Церкви с политической борьбой против самодержавия. Карташев писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Вечером у меня Егоровы и Готье. Толки о событиях. Единодушное осуждение крайностей левых. Егоров только что вернулся из Петрограда, куда он ездил, сопровождая Кишкина, московского комиссара, или генерал-губернатора 699 . Он побывал там на заседании Совета министров. 8 марта. Среда. В газетах продолжается вакханалия, напоминающая мне сцены из реформации XVI в., когда ломали алтари, бросали мощи, чаши, иконы и топтали ногами все те святыни, которым вчера поклонялись. Прочтешь газету – и равновесие духа нарушается. Мысль идет к текущим, или, вернее, к мчащимся событиям, и бурно мчащимся. Переворот наш – не политический только, не революция июльская или февральская. Он захватит и потрясет все области жизни и социальный строй, и экономику, и науку, и искусство, и я предвижу даже религиозную реформацию. В частности, наша русская история испытает толчок особенно сильно: новые современные вопросы пробудят новые интересы и при изучении прошлого, изменятся точки зрения, долго внимание будет привлекаться тем, что выдвинулось теперь, будут изучаться с особенным напряжением революционные движения в прошлом. Положительное, что сделано монархией, отступит на второй план. Надолго исчезнет спокойствие тона и беспристрастие. Разумеется, со временем все войдет в свое спокойное русло, но вопрос, как долго ждать этого. Наука наукой останется и после испытанной встряски. Методы не поколеблешь общественным движением. Наука – одна из твердых скал среди разбушевавшегося моря. 9 марта. Четверг. Утром работал над рецензией, а затем читал на Богословских курсах, где сказал несколько слов по поводу событий. На втором часе читал об общественном строе в Киевской Руси. С Курсов пришел домой, а к 8 часам надо было идти в Университет на государственный экзамен в круглой зале Правления, т. к. новое здание всецело занято под митинги. Никого из держащих экзамены по русской истории не явилось, и мы собрались напрасно. Грушка, Готье и М. К. [Любавский] рассказывали о вчерашнем бурном собрании младших преподавателей, на котором выяснялся вопрос об отношении к войне и о «моральном очищении университета», об удалении ставленников Кассо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Шепитковский Василий Петрович. Родился в 1881 г. в г. Мариуполе Екатеринославской губернии. В 1902 г. по набору направлен в ж. д. батальон Заамурской пограничной стражи на КВЖД. Был зам. Начальника нескольких ж. д. станций. В 1910 г. после увольнения занялся строительными подрядами. В 1921 г. переехал в Харбин. Участвовал в обустройстве Старо-Покровского кладбища Харбина, как памятника, и в строительстве Свято-Покровской церкви. По болезни переехал в Дайрен, где и скончался 28.04.1938 г. Похоронен в Харбине на Покровском кладбище. Р. Б. Вера Осипова Вера Георгиевна. Родилась в 1909 г. во Владивостоке. С 1924 г. жила в Китае на ст. Пограничная КВЖД, а затем в Харбине. Преподавала русский и китайский языки. В 1957 г. выехала в Австралию, где преподавала в прицерковных школах и несла различные послушания при церкви. Скончалась 25.09.1993 г. в г. Брисбене. Р. Б. Виктор Городилин Виктор Владимирович. Служил псаломщиком-регентом при церкви г. Цицикара в 1930-х гг. и Успенской, и Алексеевской церквях Харбина в 1940-х гг. Р. Б. Виктор Егоров Виктор Алексеевич. Родился в 1915 г. в Никольск-Уссурийске. С 1916 г. жил в Харбине. Окончил Харбинский политехнический институт. Эмигрировал в Австралию. Принимал деятельное участие в постройке часовни на православном участке кладбища Руквуд в Сиднее. Председатель строительной комиссии Общества Заботы о Русском кладбище в Сиднее. Скончался 26.03.1989 г. Р. Б. Виктор Федотов Виктор Иванович. Регент хора Благовещенской церкви Харбина в 1950-х гг. и Свято-Николаевской церкви в Старом Харбине. Р. Б. Виталий Мирошниченко Виталий Афанасьевич. Родился в 1917 г. в г. Благовещенске. В начале 1920-х гг. семья перебралась в Харбин. Работал в коммерции. Хороший фотограф-любитель. Во второй половине 1950-х гг., когда многие навсегда покидали Харбин, запечатлел на фотопленке харбинские кладбища, места погребения духовенства, церковных деятелей и большого количества прихожан. Эти кладбища теперь стерты с лица земли, но осталась память и фотографии. На основе оставшихся фотоматериалов его дочерью, Татианой Жилевич, осуществлено в Австралии издание книги «В память об усопших в земле Маньчжурской и харбинцах». Некоторые материалы и фотографии из этой книги использованы в данном синодике. Эмигрировал в Австралию в 1959 г. Жил в Мельбурне. Скончался 30.10.1997 г. Похоронен на кладбище Фокнер. Р. Б. Виталий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более конкретно описана частная московская гимназия. Автор использовал реальные имена ее директора, Рихарда Францевича Креймана (переиначив в Рихарда Себастьяновича Кеймана), и двух преподавателей, фон Фолькмана и словесника Семенова (сохранив их без изменений) 150 . Но буржуазный характер гимназии Креймана роднит ее и с Тенишевским училищем, которое Набоков окончил в 1917 году. В «Других берегах» Тенишевское училище описано бледно. Больше сведений дают устные воспоминания Набокова, записанные его биографом Эндрю Филдом. Головкой класса, вспоминает Набоков, был богатый еврей Самуил Розов; ему противостоял не менее богатый сын владельца транспортной компании, некий П... Вспоминает Набоков также милого толстяка армянина, ленивого и обаятельного Савелия Киянджунцева... не нужно быть слишком угадливым, чтобы распознать в этих соклассниках тройку учеников, описанных в «Романе с кокаином»: здесь «головку класса» держит еврей Штейн, сын богатого меховщика, живший «во дворце с мраморными лестницами», после революции, как и Розов, уехавший за границу; его по временам «допекает» русский ухарь, простоватый и развратный Егоров (Яг), сын казанского предпринимателя; их обоих оттеняет рослый, добрый армянин Такаджиев, бездельник и вечный троечник... Добавим, что среди одноклассников Набокова были и такие, которые стали после революции комиссарами (как Буркевиц в романе) 151 . Но, может быть, особенно поражает ономастическая схожесть героев «Романа с кокаином» с героями не только «Подвига», но и других романов Набокова. В обоих произведениях главная «роковая» героиня названа Соней. Имя Вадима мы встречаем в «Подвиге», где оно принадлежит второстепенному персонажу, но в последнем англоязычном романе Набокова «Look at the Harlequins!» оно возвращено главному герою, одному из бесконечных двойников автора. Более того, выбор имени Вадим Набоков объясняет тем, что в быстром русском произношении его собственные имя и отчество «Владимир Владимирович» становятся «разговорно сходными с именем Вадим». Имя Нелли встречается во всех трех нами поименованных произведениях. Имя главной героини «Романа с кокаином», Соня Минц, фонетически близко имени героини «Дара», Зины Мерц. Именем Зины названа невинная жертва развращенных нравов Вадима. В «Паршивом народе» имя прокурора Синат предвещает имя будущего подсудимого «Приглашения на казнь», Цинцинната, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питомцем Петербургского университета был С.А. Новгородов, первый якутский ученый-лингвист (в 1917 г. был издан составленный им первый якутский букварь), который в марте 1919 г. в статье «Якуты и университет», опубликованной в одной из сибирских газет, писал о необходимости создания специальной кафедры якутского языка при Иркутском университете. Но только в 1930 г. при Иркутском государственном педагогическом институте было открыто якутское отделение, где обучалось 40 студентов. К этому времени в других центральных вузах и рабфаках обучалось свыше 200 молодых якутян. В 1930-е годы их количество возросло в несколько раз. В те же годы в различных вузах учились будущие организаторы высшей школы в республике, профессора А.Е. Мординов, И.М. Романов, А.Д. Егоров, Л.Н. Харитонов, Г.П. Башарин и другие. Из брошюры «Университет: вчера, сегодня, завтра». Мирный. 1996. О синкретизме якутов (К постановке вопроса) В 1947 г. на первой научной сессии Якутской базы Академии наук СССР С.В. Бахрушин в числе задач изучения «истории якутской религии» поставил такие вопросы, как влияние православной религии на традиционные верования местных жителей, на их мировоззрение. (Очередные задачи исторического изучения Якутии). (Научные труды, т. III, ч. II, М., 1955 г., с. 269). Эти важные вопросы, связанные с духовным развитием якутского народа, все еще не стали предметом специального исследования. В 1976 г. Т.В. Жеребина опубликовала статью «Христианство и традиционные верования якутов». (Актуальные проблемы изучения истории религии, Л., 1976 г.). При изучении проблемы религиозного синкретизма необходимо разграничить два типа подобного феномена: этнический и этноконфессиальный. Термин «этнический» введен Т.В. Жеребиной для обозначения естественного, т.е. ненасильственного синкретизма религии якутов с религиями тюркских, монгольских и других сибирских народов, связанных с ними генетически или ассимилированных в процессе этногенеза. Понятие «этноконфессиальный синкретизм» употребляется для характеристики религии, представляющей собой синтез религиозных верований какого-либо этноса с одной (или двумя-тремя) из мировых религий: христианством, исламом, буддизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Н. Бенешевичем. Грузинам была нужна территориальная автокефалия, им необходимо было тотчас же быть хозяевами положения в крае, не ожидая ни окончательного решения вопроса Всероссийским Церковным Собором, Временным Правительством и Учредительным Собранием. Характерна просьба Временного Управления Грузинской Церковью, обращенная к уполномоченному 18 апреля, за 49, в коей Управление просит профессора В. Н. Бенешевича сделать распоряжение о предоставлении освобождающегося, после отъезда Архиепископа Платона в Петроград на летнюю сессию в Синод, экзаршеского дома местоблюстителю Католикоса-Патриарха и об учреждении особого комитета для управления делами в смешанных учреждениях духовного ведомства. Временное управление Грузинскою Церковью, видимо, совершенно не желало считаться с п. 3 постановления Временного Правительства, по которому все учреждения бывшего грузинского экзархата, а, следовательно, и экзаршеский дом и Синодальная контора оставались на прежних основаниях. Неудивительно, если грузины встретили отказ. Впоследствии с такими же просьбами они обращались к Особому Закавказскому Комитету и также получали отказ. Комиссар Временного Правительства, В. Н. Бенешевич, наоборот, счел себя вынужденным указать членам Синодальной Конторы из грузин, не являющимся на заседания Конторы, на необходимость более правильного и законного отношения к своим служебным обязанностям на точном основании преподанного Временным Правительством по сему вопросу указанию. Однако, это указание не возымело действия: грузины продолжали, состоя членами Конторы и получая за то положенное содержание, бойкотировать Контору. Выпады грузинской стороны по адресу В. Н. Бенешевича усилились, когда он 18 апреля переехал из гостиницы в одно из помещений экзаршеского дома, где было наиболее удобно заниматься делами, имея вблизи и учреждения Экзархата, и грузинское управление. Временное управление Грузинской Церковью в тот же день телеграфно просило Временное Правительство незамедлительно прислать на место В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тотчас же после разрыва грузин с Русскою Церковью чувствовалось, что наступает церковная анархия. Св. Синод безмолвствовал. Грузино-Имеретинская Синодальная Контора не могла работать, так как большинство ее членов, грузины, не являлись в заседания. Ректор Семинарии, Прот. К. Кекелидзе прекратил подачу журналов Правления на утверждение Экзарха и т. п. Возле вопроса об автокефалии начали разгораться страсти национального характера, грозя перейти в серьезные осложнения государственного характера. Положение Экзарха, лишенного руководственных указаний Церковной высшей власти, было трагическое. По инициативе пастырского собрания военного духовенства г. Тифлиса 19 марта решено было на 22 марта созвать общее собрание русского приходского и военного духовенства г. Тифлиса, представителей приходов и духовно-учебных заведений для определения своей позиции к Грузинской автокефальной Церкви. Собрание состоялось 22 марта в здании Тифлисской Александро-Невской церковно-приходской школы и постановило организовать союз русского духовенства, мирян и представителей учреждений Экзархата, находящихся в Тифлисе. 23 марта в покоях Экзарха было общее собрание русского духовенства, законоучителей и служащих в учреждениях и заведениях Экзархата. Экзарх Грузии, Архиепископ Платон принял вновь образовавшийся союз под свое покровительство и подробно доложил собранию о событиях и фактах, которые произошли с 12 марта, дня объявления автокефалии Грузинской Церкви, а также и о том, что Св. Синод по этому поводу доселе не дал руководственных указаний. Принимая во внимание, что Высшая церковная власть не только не санкционировала провозглашенную автокефалию, но даже и вообще не высказалась по ее поводу, собрание постановило: 1) основываясь на свободе самоопределения религиозных обществ, сохранить самостоятельность Русской Церкви в Закавказье, оставив ее по-прежнему в подчинении Св. Синоду; 2) в целях восстановления нарушенной церковной жизни, учредить Исполнительный Комитет из представителей духовенства и мирян г. Тифлиса для сношения с Временным Правительством и его представителями в Тифлисе, с Временным Управлением Грузинской церковью, а также для разработки вопросов организации Русской Церкви в Закавказье. В состав Комитета, под председательством Архиепископа Платона, избрано 12 членов при 3-х секретарях. Исполнительный Комитет 27 марта представителем Временного Правительства, Комиссаром В. А. Харламовым, был признан правомочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Антоний заявил, что грузинские иерархи действуют в соответствии с требованием голоса грузинского народа. Это заседание Синодальной Конторы было последним, в котором присутствовали члены – грузины. Так были разорваны грузинами канонические отношения с Православною Русскою Церковью . Высокопреосвященный Архиепископ Платон, Экзарх Грузии, в тот же день послал две срочных телеграммы в Петроград на имя Св. Синода и Синодального Обер-прокурора. В первой он изложил содержание письма Епископа Леонида, поданное Экзарху 14 марта, a во второй испрашивает указаний на дальнейшие действия. Он писал: «В случае признания Высшею властью автокефалии Грузинской Церкви и полной независимости ее от Святейшего Правительствующего Синода, почтительнейше просим возможно ускоренных и незамедлительных указаний, кому Св. Синод благоволит поручить управление негрузинскими приходами в Экзархате, коих насчитывается: 130 русских, 76 греческих и 5 айсорских, если греческие и айсорские приходы пожелают быть в зависимости от Синода. На каких началах Епархиальный Архиерей, Консистория, Училищный Совет и какие средства следует организовать и поддерживать эти управления? Как будет поступлено с Синодальною Конторою, Прокурором оной, другими служащими и денежными средствами, имуществами, делами, архивами оной, а также духовно-учебными заведениями и другими учреждениями экзархата? Как будет поставлено управление Сухумскою епархиею, подчиненной ныне Экзарху и Конторе?» Телеграмму, кроме Архиепископа Платона, подписали: Дамиан, Епископ Эриванский, и Прокурор Синодальной Конторы М. Попов. Телеграммы, как ныне видно из дел Синода, были получены в Петрограде 15 марта, но ни одна не была доложена Св. Синоду г. Обер-Прокурором В. Н. Львовым. По свидетельству членов состава Св. Синода того времени, они, члены Синода, узнавали о церковном мятеже в Грузии лишь из газет. Таковы были расчеты г. Львова. Между тем, фактическое осуществления автокефалии Грузинской церкви, никем пока еще не признанное и не санкционированное, уже входило в фазисы своего развития. Грузинское духовенство и учреждения Экзархата, руководимые начальствующими из грузин, прервали всякое общение с Экзархом, Архиепископом Платоном, подчинившись приказанию Епископа Леонида. Что такие распоряжения Епископа Леонида были, свидетельствует ниже приводимая копия официального сношения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 июля Св. Синод, определением своим за 4423, утвердил нижеследующие временные правила об устройстве Православной Русской церкви в Закавказье, в пределах губерний: Тифлисской, Елисаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской и Черноморской; областей: Карсской, Батумской и Закаспийской; округов: Артвинского, Закатальского и Сухумского. 1) В экзархат Русской Церкви на Кавказе входят православное русское население и другие народности некартвельского племени, по выраженному ими на то желанию. 2) Кафедра экзарха находится в г. Тифлисе, где сосредоточиваются и органы церковного управления Экзархата. 3) Экзарх именуется митрополит Тифлисский, экзарх Кавказский. 4) Экзархат делится на епархии, управляемые епископами, подчиненными Экзарху и 5) Экзарх управляет судебно-административными и церковно-просветительными учреждениями Экзархата через экзаршеские органы. Эти правила утверждены Временным Правительством. 25 июля Временное Правительство опубликовало следующее свое постановление об установлении временных правил о положении Грузинской Православной Церкви в Российском Государстве: I. Установить временные правила о положении Грузинской Православной Церкви в Российском Государстве, при сем приложенные. II. Поручить особой комиссии, состав коей определяется Временным Правительством, разработку вопросов о выделении подлежащих церковных учреждений из Грузинского экзархата для передачи в ведение Грузинского католикосата, а равно о размерах и основаниях отпуска из государственного казначейства кредитов на содержание Грузинской Православной Церкви, с тем, чтобы заключения комиссии представлялись на усмотрение Временного Правительства. III. Впредь до окончательного устройства Грузинской Церкви, в соответствии с настоящим постановлением, и впредь до учреждения министерства вероисповеданий, сохранить за обер-прокурором Святейшего Правительствующего Синода в отношении Грузинской Церкви те права, кои принадлежали ему в отношении Грузинского экзархата. Подписали: Министр-Председатель А. Керенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ряду библиографий наиболее подробные сведения содержит первый том словаря украинских писателей 40 , в который, однако, не говоря уже просто об ошибках и пробелах, намеренно не включены собственно богословские сочинения; этот недостаток отчасти восполнен благодаря исторической библиографии, изданной украинскими василианами в Риме 41 . Начальную общую информацию можно найти в различных исторических, биографических, богословских и литературоведческих справочниках 42 . В качестве легко обозримого и удобного в работе дополнения может быть рекомендован каталог авторов и названий И.У. Будовница 43 . Наконец, в журнале Russia Mediaevalis 44 уже на протяжении нескольких лет регулярно публикуются подробные систематические и детально рубрицированные библиографические обзоры. 1 ЖМП. 1960. С.33–35; цитата на с.33; Borovoy V. Die orthodoxe Quelle der russischen Kultur in historischer Sicht//Reformatio. 1980. Bd.29. H.9. S.562–574 (со множеством неточностей). 2 Анахронизм. Сложение самостоятельного монгольского государства на основе улуса Джучи, за которым в историографии закрепилось условное название “Золотая Орда”, никак нельзя относить ко времени ранее возвращения Батыя из европейского похода в 1243 г. (см.: Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. М., 1985. С. 27, 151 155). Формально же государство преемников Батыя получило самостоятельность лишь ок. 1260 г., после смерти великого хана Мункэ (1259 г.) (см.: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., Л., 1950. С.75). (А.Н.) 3 Никакой истории богословской литературы, о необходимости которой говорил еще архиепископ Филарет (Гумилевский) , так и не было написано, даже до 1917 г. Вместо этого богословские сочинения выделялись в более или менее самостоятельный раздел общих ресурсов по церковной истории или истории литературы. 4 К настоящему времени вышли тома 1 (1960) – 36 (1995). См.: Zuek R. Los sciencias eclesiásticas rusas en la Union Soviética, según la revista “Bogoslovskie trudy”//OChP. 1980. T.46. P. 281–305; Rohling H.//ThLZ. 1982. Bd.107. S. 301–316.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010