После обеда нас маршал Егоров пригласил в биллиардную, где мы, балагуря, смеясь и остроумничая, проиграли втроем до 24.00, когда были приглашены маршалом к столу. Дамы играли за этим же столом в карты, а мы втроем стали ужинать. На столе была одна бутылка красного вина и ситро. Я пил ситро, маршал с т. Хрулевым вино. Мало-помалу разговор, перепрыгивая с одной темы на другую, наконец был твердо направлен маршалом в русло исторических событий гражданской войны и предвоенного периода лета и осени 1917 г. Маршал, говоря о своей персоне, явно старался придать ей особо важное значение в исторических событиях. Говоря о событиях в Киеве осени 1917 г., он в возмущенно-презрительном тоне отзывался не только о Гамарнике, который был в то время в Киеве, но и обо всей киевской большевистской организации, вопрошая, где были тогда эти Горкомы и Губкомы, когда меня полковника вся многотысячная масса солдат и граждане Киева несли на руках по Крещатику до самого вокзала. Где были тогда Гамарники с Губкомом и Горкомом, когда на митингах выступая меньшевик требовал моей и Крыленко казни? Они все попрятались, Крыленко скрылся и был где-то в Чернобыльском округе арестован, а я… эсер!, оставшись лицо к лицу с многотысячной массой, добился её расположения к себе и к власти Советов, и она меня (масса) несла по всему городу на руках. Это противопоставление себя Губкому и Горкому, это яканье и самолюбование невольно по своей театральности напоминало " торжественный въезд " Корнилова в Москву на Совещание. Возбуждаясь с каждым стаканом вина все больше и рисуя последующие картины триумфальных его побед над массой, которой он всегда говорил речи в стиле приказов, маршал перешел к событиям под Царицыном и на Южном фронте, продолжая в том же возбужденном тоне рисовать картины необычайной смелости мысли и действия. Дальше, почти крича, стал уже возмущенно доказывать, что после гражданской войны, после столь блестящих побед на Южном фронте по разгрому Деникина, по созданию 1-й Конной армии (которую он, по существу, создал еще под Царицыном), по разгрому белополяков, по тем действиям, которыми могут и должны гордиться вся страна и партия, а между тем его Фрунзе в свое время сплавил в Китай, отнесся к нему весьма и весьма несправедливо, отдали его в Китае в подчинение Карахана, а когда он благодаря своей настойчивости перед ЦК вырвался из Китая, то ничего не нашли лучшего, как использовать его, Егорова, на промышленности. Я это считал и считаю, подчеркивающе заявил маршал, было величайшим издевательством над собой со стороны Фрунзе…

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/16/...

331 Имеется в виду библиографический журнал «Исторические известия». Издавался Историческим обществом при Московском университете. Редактор – Д. Н. Егоров. Вышли в свет: 1916. 1–4; 1917. 1–2. 333 Под «Городовым положением» подразумевается «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи» (сокращенно «Жалованная грамота городам»), законодательный акт Екатерины II, принятый в 1785 г. одновременно с Жалованной грамотой дворянству. Жалованная грамота городам состояла из 14 глав, регулирующих положение отдельных категорий городского населения и работу органов городского самоуправления. Глава «Д» имела заголовок: «О личных выгодах городовых обывателей, среднего рода людей, или мещан вообще». 334 См.: Кизеветтер А. А. Городовое положение Екатерины II: Опыт исторического комментария. М., 1909. 335 17 марта 1916 г. черноморское госпитальное судно «Португалия» в 8 часов 30 минут утра было атаковано немецкой подводной лодкой и затонуло. Из 273 человек совместного русско-французского экипажа спасти удалось 158 человек. Раненых на судне в этот момент не было. По заявлению представителей Красного Креста, судно имело отчетливо видимые знаки Красного Креста и соответствующий флаг. По существовавшим международным нормам, госпитальное судно не могло защищаться само или быть защищаемым, так как в противном случае оно теряло свои права на неприкосновенность. Подводная лодка имела право только остановить госпитальное судно для досмотра. 336 Главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта ген. Н. И. Иванов 17 марта 1916 г. был назначен членом Государственного совета и состоящим при особе императора. Главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта стал командующий 8-й армией ген. А. А. Брусилов. 337 Подписка на новый военный заем 1916 г. на общую сумму 2 триллиона рублей была открыта 15 марта 1916 г. По условиям займа с 1 февраля 1917 г. по облигациям его выплачивались 5,5 процентов годовых. Все облигации предполагалось погасить к 1 февраля 1926 г. 338 Эта сумма была выплачена Богословскому Московской духовной академией за рецензирование книги Лысогорского, получившей премию им. митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

3) Временно, впредь до утверждения Временным Правительством основных начал правового положения Грузинской Церкви в русском государстве, церковные учреждения бывшего грузинского экзархата остаются на прежних основаниях. 4) Окончательное установление и закрепление правоположения православной Грузинской Церкви принадлежит Учредительному Собранию. Временное Правительство выражает твердую уверенность, что закрепление церковно-канонических основ великого акта самоопределения Грузинской Церкви совершится в духе церковного мира и любви, по сношению Церкви Грузинской в Православной Русской Церковью». Подписано Министром-Председателем кн. Львовым, Обер-Прокурором Львовым, 8-мью министрами и Управляющим делами Вр. Правительства Набоковым. Как и надо было ожидать, грузины не стали рукоплескать по поводу данного правительственного акта, ибо он не осуществлял их действительных заветных стремлений. Управление Грузинскою Церковью еще 23 марта своей декларацией, поданной в Тифлисский Комиссариат Временного Правительства, настаивало на признании автокефалии в следующих территориальных границах, в которые входит все православное население, а именно: губерний Тифлисской и Кутаисской, округов Сухумского и Закатальского, области Батумской и Бзыбской Абхазии (от Пицунды до Гагр), приписанной к Сочинскому округу, причем для православно-русского населения названных местностей предлагался русский епископ, который должен находиться в номинальной зависимости от главы Грузинской Церкви, выражающейся в возношении за церковными службами имени Католикоса-Патриарха. Управление Грузинскою Церковью так ответило Временному Правительству на вышеизложенное его постановление: «Выражая удовольствие по поводу признания Временным Правительством Мцхетского акта 12 марта 1917 г., Временное Управление Грузинской Церковью считает необходимым заявить следующее: признание за Грузинскою Церковью характера национальной, а не территориальной автокефалии, не имея прецедента в истории, решительно противоречит канонам церковным, обязательным для всех православных, оно не гарантирует грузинам блага церковного и мирного сожительства с русским элементом края, ибо воинствующим представителям Русской Церкви открывается возможность создания среди грузин церковного русского прозелитизма, а равно фактического стеснения и умаления Грузинской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Союз» преследовал следующие цели: – «Демократизация политической, социальной и экономической жизни. Союз определил и формально заявил о своём осуждении монархического порядка вещей, о губительности его и для народа, и для Церкви. Демократизацию политическую он понимал в форме полного народовластия, наилучшим выражением которого считал демократическую республику. – Союз выдвигал принципы социально-экономические: борьба против капитализма, предоставление земли трудящимся и фабрик рабочим. В осуществлении социального равенства и братства и поддержке требований уничтожения сословий, равноправия женщин, абсолютной свободы мысли, слова и совести, обязательного бесплатного обучения в низшей школе и бесплатности школы средней и высшей, преподавания на родном языке. – Союз выдвигал задачи специально церковные: реформу Церкви, а также отделение преподавания закона Божия от светского прохождения наук. – Христианство не может быть равнодушно к социальному злу, оно требует полной христианизации всех человеческих отношений и с этой стороны освящает стремления к социальным преобразованиям социалистических партий – такова основная идея Союза демократического духовенства» 363 . На пасхальной неделе 1917 года священник А. Введенский едет в Москву, где на квартире протоиерея Н. Цветкова выступает перед собранием духовенства. Выступление успеха не имело. Отделение «Союза» в Москве открыть не удалось. Тем временем в «Союз» вступил профессор Б.В. Титлинов. «С его помощью официальный орган при реорганизованном Синоде „Церковно-общественный вестник“ удалось взять в свои руки. В этом „Вестнике“ мы и повели всемерно пропаганду наших идей. Одновременно с этим мы начали и свою работу по организации публичных выступлений – лекций и диспутов. Первый такой диспут был устроен в Большой физической аудитории Петроградского университета. С речами о Церкви и революции выступили прот. Егоров и проф. Титлинов, с речью о христианстве и социализме выступил я» 364 . Издаётся журнал «Соборный разум», который проповедует идею радикальной реформации Православной Церкви, возникает идея создать христианско-социалистическую партию. Ведь что такое социализм в то время, в сознании таких «передовых» священников? Это самая научно обоснованная, самая справедливая теория, которая позволяет решить веками не решавшиеся в мире проблемы социальной несправедливости и создать совершенные, идеальные условия для человеческой жизни. Конечно, Христос был бы социалистом, рассуждают они, живи Он сейчас. Конечно, историческое христианство во многом терпело поражение именно потому, что оно игнорировало социальную тему, так вот, мы попытаемся соединить христианство и социализм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Арх.: Дело о б-ке Е. Е. Егорова, 1917-1921 гг.//РГБ. Дело ф. 98; Георгиевский Г. П. Описание рукописных книг собр. Е. Е. Егорова [ок. 1945-1948 гг.]//РГБ. Ф. 217. Карт. 8. 39. Ист.: Барсов Е. В. Федосеевцы и старопоморцы на Всерос. соборе//Моск. листок. 1908. 12 нояб.; [Трушин И. А.] «А было это так...»: Рассказывает ветеран моск. милиции//На боевом посту: Газ. 1957. 29 нояб. Лит.: Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1915. 7. С. 158-159. (ЭСФ; Вып. 4. Ч. 1); Зёрнова А. С. Памятник Нижегородской печати 1613 г.//Сб. Публичной б-ки СССР им. В. И. Ленина. М., 1928. Вып. 1. С. 57-98; Георгиевский Г. П. Рус. миниатюра XVI в.// Владимиров М. [Алпатов М. В.], Георгиевский Г. П. Древнерус. миниатюра. М., 1933. С. 37-40; Державина О. А. Списки «Сказания» Авраамия Палицына, хранящиеся в ОР ГБЛ//Зап. ОР ГБЛ. 1952. Вып. 14. С. 51, 76-77; Рогов А. И. Сведения о небольших собраниях слав.-рус. рукописей в СССР. М., 1962. С. 261-262; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2 (по указ.); Щапов Я. Н. Новый список Новгородского устава кн. Святослава Ольговича (из собр. Е. Е. Егорова)//Зап. ОР ГБЛ. 1963. Вып. 26. С. 395-398; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 358-396; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., С. 68-76, 88-89; Шеломанова Н. Б. Предварительный список слав.-рус. рукописей XI-XIV вв., хранящихся в СССР//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 225. 648; С. 226. 676; С. 227. 678; С. 259. 1306; С. 261. 1333; Зимин А. А. Из истории собр. рукописных книг Иосифо-Волоколамского мон-ря//Зап. Ор ГБЛ. 1977. Вып. 38. С. 19-20; Клосс Б. М. Царская книгописная мастерская времени Ивана Грозного//Конф. по истории средневек. письменности и книги: Тез. докл. Ереван, 1977. С. 39-40; Неволин Ю. А. Три лицевые рукописи XVI в., оформленные кремлевским мастером - знатоком и интерпретатором западноевроп. гравюры//Там же. С. 67-68; он же. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и о составе б-ки Ивана Грозного//СА.

http://pravenc.ru/text/189529.html

Соч.: Арх.: РГАЛИ. Ф. 2077. Оп. 3. Ед. хр. 43: Методика хорового исполнения. Б. г. Ркп.; Этюды для курса техники дирижирования: Ркп. 1947; Сб. ст. по вопросам художественного пения и техники дирижирования. Б. г. Ркп.; Хоровая хрестоматия. 1948. Ркп.; Пособие по практическому изучению гармонического сольфеджио. 1948. Ркп. Изд.: Основы хорового письма. Л.; М., 1939; Теория и практика работы с хором. Л.; М., 1951; Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин. Л., 1958; Гордость рус. муз. культуры: [Об А. К. Лядове]//Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962. С. 73-74. Муз. соч.: «Единородный Сыне», «Тебе поем», «Отче наш»: Для смеш. хора; «Разбойника благоразумнаго»: Трио; «Душе моя»: Для муж. хора//Духовно-муз. соч. М.; Лпц.[: Юргенсон], 1910; «Достойно есть», «Свете тихий»: Для смеш. хора; «Тебе поем» 1]: Для жен. хора//Там же. 1912; «Ныне отпущаеши» 1], «Милость мира... Тебе поем» 1]: Для смеш. хора; «Господи, спаси благочестивыя... Святый Боже»: Для баса соло и муж. хора//Там же. 1913; «Благослови, душе моя, Господа» (на всенощном бдении), «Господь воцарися» (прокимен), «Ныне отпущаеши 2], «От юности моея», «Во царствии Твоем», Херувимская 2], Херувимская 3], «Милость мира» 3] и «Тебе поем» 2]//Там же. Б. м., «Христос воскресе»: Для жен. или детского хора//ХРД. Нотное прилож. СПб., 1911; «Милосердия двери»: Для муж. хора//Там же. 1912. 8. С. 178; «Памяти Отечественной войны»: Для 3-голосного жен. хора. СПб., б. г.; Кантата к 300-летию Дома Романовых: Для смеш. и жен. хоров. СПб., 1912; «Богородице Дево», «Господи, спаси благочестивыя... Святый Боже»; «Милосердия двери»: Для муж. хора; То же: Для смеш. хора; «Приидите, поклонимся», Песнопения из венчания, «Свете тихий» 2], Сугубая ектения, «Тебе поем» 2], «Хвалите имя Господне», «Христос воскресе», «Милость мира... Тебе поем» 2]//Собр. духовно-муз. соч. СПб.[: Аккорд], 1914; «Молитва»/Слова М. Ю. Лермонтова. СПб., 1914; «Приидите, поклонимся» 2], «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое 2]//Сб. духовно-муз. песнопений из произведений совр. авторов/Изд.: П. М. Киреев. Пг.[: Самообразование], 1916. Вып. 14: На литургии. 5, 6; «Ныне отпущаеши» 2]//Там же. Вып. 15: Из всенощного бдения. 7; Часы на Св. Пасху/Изд.: П. М. Киреев. Пг.[: Самообразование], 1917.

http://pravenc.ru/text/189525.html

Одним из первых постановлений Комитета было выражено пожелание, чтобы Высокопреосвященный Экзарх Грузии вновь обратился к Святейшему Синоду с запросом о даче руководственных указаний, дабы, на основании их, Комитет мог в окончательной форме выявить свои отношения к создавшемуся положению церковных дел в Закавказье. Экзарх Грузии 24 марта телеграфировал г. Синодальному Обер-Прокурору следующее: «В виду объявления грузинами автокефалии и требования именующим себя местоблюстителем Католикосата Преосвященным Леонидом передачи ему в заведывание и распоряжение Синодальной Конторы, экзаршеского дома и прочих учреждений Экзархата с их делами, имуществом капиталами, почтительнейше просим Ваше Высокопревосходительство, в дополнение посланной Вам и Синоду срочный телеграммы от 14 марта, во-первых, испросить, у кого следует, незамедлительных указаний, подлежит ли удовлетворению означенное требование Преосвященного Леонида предварительно признания автокефалии Высшей Правительственною властью и разрешения последнею вопроса, кому должны принадлежать и быть переданы эти учреждения, а также приобретенные или переданные им Правительством и Синодом имущества и капиталы и во-вторых, объявить служащим в этих учреждениях лицам, желающим подчиняться Временному Правительству и Святейшему Синоду, что они должны оставаться при исполнении своих обязанностей с правом на содержание, впредь до особых распоряжений законной власти, дабы оставление ими своих обязанностей или манкирование ими не вносило расстройства в деятельность этих учреждений, столь необходимых для местного духовенства и населения, продолжающего обращаться к ним с своими насущными нуждами». Телеграмма эта была Обер-Прокурором получена 24-го же марта, но Св. Синоду опять не была доложена и распоряжений по ней так и не было дано. Какими соображениями к тому руководился г. Львов, то ему одному известно. Между тем, в целом ряде ежедневных заседаний Исполнительный Комитет продолжал устанавливать точку зрения на провозглашение автокефалии и вырабатывать положения, которые бы обеспечили дальнейшие условия существования Русской Церкви в Закавказье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экзархи преследовали в грузинских церквах изображения священных лиц на камнях и дереве, приказывая таковые уничтожать, не терпели низких иконостасов, каковые разрушались их распоряжениями, чтобы поставить русские многоярусные... грузинские надписи, по приказанию экзархов, стирались и заменялись славянскими... преследовали грузинские рукописи. Своими действиями экзархи породили в грузинах мысль о совершенном отделении от православия с объявлением Русской церкви раскольнической или о переходе в католическую унию» (Отзывы епарх. архиереев, ч. III, стр. 507–508). «Духовные училища и семинарии при экзархах были безусловно вредны для церкви, воспитывая в стенах своих отщепенцев от веры, от народа и от церкви» (там же стр. 513). Причины упадка духовных школ Преосвященный Леонид видит в том, что учителями почти всегда были русские, бездушные формалисты, враждебно настроенные против всего национального грузинского; что схоластика и учеба изгнала из духовных школ все живое, что было при католикосах; что религиозное настроение старались воспитать грубыми внешними мерами, дрессировкой, наказаниями и пытками; что учащихся отучали говорить по-грузински; что воспитанники не обучались даже чтению церковно-грузинского шрифта; что ученики отстранялись от знакомства с местными церковными обычаями и особенностями; что окончившие курс семинарии священники были «маловерами» (извлечение из тех же отзыв. стр. 513–515). Эти обвинения, тяжелым ударом кажущиеся вначале, с легкостью были опровергнуты Предсоборным Присутствием 1906 года, несмотря на горячую их защиту Епископом Кирионом в первых заседаниях, а потом и самим Преосвященным автором их. Предсоборное Присутствие остановилось на разборе обвинений и упреков по адресу русских экзархов и синодального управления со всею тщательностью, основываясь на фактах и документальных данных, принимая во внимание устные дополнения к обвинениям от Епископов Кириона, Евфимия и Леонида, требуя указания фактов и обоснований. Присутствие посвятило на это три заседания (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

106, 123, 124, 125 Гундяев Михаил Васильевич; (6 января 1907 – 13 октября 1974). Окончил среднюю школу (1924). В 1926–1928 учился на Высших Богословских курсах в Ленинграде. В 1929–1930 служил в Красной Армии. В 1933 работал техником-конструктором на заводе им. Калинина. Окончил Ленинградский механический техникум. Арестован в Ленинграде в декабре 1933 по делу «евлогиевцев». Приговорен 25 февраля 1934 к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Дальнем Востоке. С 1938 учился в заочном машиностроительном институте, работал инженером в Ленинграде. Участник Великой Отечественной войны. С 1946 – главный механик на ленинградском заводе. С 16 марта 1947 – священник Смоленской церкви, с 1951 – Спасо-Преображенского собора, с 1960 – настоятель Александро-Невской церкви Красного Села, с 1970 – настоятель Серафимовской церкви, с 13 января 1972 – настоятель Никольской Большеохгинской церкви. Протоиерей. Окончил Ленинградскую ДА (1970, заочно). См.: Некролог.//ЖМП 1976. 6. С. 23–24. 363 Гуревич (Гурович; Гурвич) Яков Самойлович; (1 февраля 1869 (1870?) – 8 декабря 1936). Адвокат Присяжный поверенный. В 1914 приехал из Екатеринослава в С.-Петербург, занялся преимущественно кассационной практикой в сенате. Вместе с А. Ф. Кони основал институт ораторского красноречия. Защищал митрополита Вениамина. В 1922 эмигрировал в Париж. Член Объединения русских адвокатов во Франции (Париж). 273 Гурий (Егоров Вячеслав Михайлович); (1 июля 1891 – 12 июля 1965). Родился в с. Опоченский посад Боровичского уезда Новгородской губ. в семье владельца артели ломовых извозчиков, осиротел в раннем детстве. Окончил Петровское коммерческое училище в С.-Петербурге (1911), учился в С.-Петербургской ДА (1912–1917), к. б. 14 ноября 1913 рукоположен во чтеца. В 1914 – феврале 1915, прервав обучение, служил на фронте братом милосердия. В феврале 1915 демобилизован по состоянию здоровья (болел туберкулезом), с осени вновь приступил к занятиям в Академии. 4 декабря 1915 пострижен в монашество, 5 декабря рукоположен в иеродиакона, 6 декабря 1915 – в иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сентябре 1937-го отец Лев был обвинен в контрреволюционной агитации среди заключенных и вызван на допрос. Известно, что он категорически отверг обвинение и виновным себя не признал. При этом он не скрывал своих взглядов и мужественно заявил следователю: «Я по своим убеждениям являюсь глубоко религиозным человеком, посвятившим всю свою жизнь служению Богу, и целью моей жизни является ведение религиозной пропаганды в массах, поэтому я вел, веду и всегда буду вести религиозную пропаганду среди окружающих меня людей». На предложение Дрибинского назвать фамилии лиц, ведущих контрреволюционную подрывную работу в лагере, о. Лев ответил отказом: «…мне не известно, кто этим занимается, но даже если бы я что-нибудь знал о лицах, ведущих к/р-подрывную работу в лагере, то все равно об этом ничего не сказал бы, так как по моим убеждениям мне чуждо всякое доносительство» . Вместе с архимандритом Львом был осужден его приятель – заключенный Матиас Грабовский, немецкий мастер-чулочник, когда-то в 1917 году дезертировавшим из немецкой армии и с тех пор живший в России. На требование следователя сообщить факты «контрреволюционной деятельности» Грабовского и других лиц, архимандрит ответил отказом: «Я вторично заявляю, что категорически отказываюсь давать какие либо показания о известных мне к/р взглядах з/к Грабовского, а что касается вопросов его практической к/р деятельности в лагере, то я об этом ничего не знаю, а также мне не известно, кто из з/к проводит в лагере к/р подрывную работу, но если бы я даже и знал фамилии этих лиц, то повторяю, что все равно не назвал бы их следствию» . Приговор Леониду Егорову, 1937 год. Источник: feosobor.ru Желая спасти от ареста своего брата – архимандрита Гурия, проживавшего в то время в Ташкенте, о. Лев ответил на допросе, что у него нет близких родственников. Однако следователь из доноса знал, что заключенный вел нелегальную переписку с братом, и стал добиваться признания этого факта. На что о. Лев твердо заявил, что за время нахождения в Ахпунском отделении не вел никакой переписки – ни легальной, ни нелегальной.

http://pravmir.ru/prepodnobnomuchenik-le...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010