Разделы портала «Азбука веры» См. также: Как готовиться ко Святому Причащению Вопрос: Что может служить препятствием к участию в причащении Святых Тайн? Ответ: «Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” ( Ин.6:53-54 )» (из документа «Об участии верных в Евхаристии»). В любом из Таинств Церкви, если оно правильно совершено, тому, кто его принимает, подается Божественная благодать. Однако Таинство, как может послужить на пользу человеку, так и навредить ему, в зависимости от того, в каком расположении и состоянии он участвует в нем. Так, по учению Церкви, «пречистое Тело и Кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание» ( Посл. восточ. патриархов, чл. 17 ). Препятствия духовно-нравственного характера: • наличие тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид; • состояние озлобленности, гнева; • нахождение под запрещением от архиерея или священника-духовника; • многоядение и многопитие с вечера; • осквернение во сне (поллюция), если оно было вызвано греховными причинами (см. 4 канон. ответ свт. Дионисия Александрийского , 12 канон. ответ Тимофея Александрийского); • состояние одержимости демоном, если одержимый хулит Святые Тайны (см. 3 канон. ответ Тимофея Александрийского). Препятствия дисциплинарного порядка: • интимная близость в ночь накануне причастия (см. 5 и 13 канон. ответ Тимофея Александрийского); • вкушение пищи и питье с полуночи до святого причащения (см. 41 (50) канон Карфагенского собора ). Требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин;

http://azbyka.ru/prepjatstvija-k-uchasti...

   Что можем мы перед лицом этой великой Тайны? Разве что — молитвенно вздохнуть вслед за благоразумным разбойником: «Господи, помяни мя, грешнаго, егда приидеши во Царствии Си» (Лк. 23:42)!    Мф. 9:6: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»:     Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию, 6, 7/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 2. 3-е изд. М., 1891. С. 203.    Молитва на пострижение власов в «Обрядах восьмого дня».     Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 6, 2. С. 63—64 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Святой Иоанн Кронштадтский называет его «чувством души», которое должно «наполнять мозг высшими впечатлениями добра» [Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 377].    Жития святых. Кн. 11. (Июль.) М., 1910. С. 71 (под 4 июля).    Великий канон, кондак по 6-й песни, глас 6.    См.: Мф. 21:21; Мк. 11:23.     «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»:     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 232.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 230.    Последование мертвенное мирских человек, стихира на целование 2-я, глас 2.     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие LV, 2; 481—482. С. 589—590.     Снабдение (περιποησις) — сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение (Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις — сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987).    Евхаристический канон, возглас после молитвы анамнезиса.    Евхаристический канон, молитва sancmus’a.    На литургии святого Иоанна Златоуста благодарственная молитва в Евхаристическом каноне (реалии см. в: Дан. 7:10; Евр. 12:22; Ис. 6:2; Иез. 1:7, 18:21; Апок. 4:8).    Последующий за указанной молитвой возглас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

648 Иоанн Златоуст. Беседа 9, О покаянии и о тех, кто оставляет собрания (PG 49, 345). Рус. пер. С. 384–385. 651 Исаак Сирин.О божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 12, 1 (CSCO 555, 54). Рус. пер. С. 149. 653 Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. С. 32. 661 «Аллилуия» – евр. halll Yah «Хвалите Бога (Яхве)!». Подробнее см. на с. 397–398. 662 Вставка «молитвами Богородицы» отсутствует в церковном уставе и в греческой практике; она имеется только в русской практике. 666 Греческие слова «Ис полла эти, дэспота» означают «На многая лета, господин». Они поются неоднократно за архиерейским богослужением – как правило, после того как архиерей благословит народ или после совершения архиереем каких-либо священнодействий. 671 Ср. Молитву Манассии: «Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным. Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского». 672 Ср. Иуд. 24–25 : «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему через Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». 684 В греческой практике священник в таком случае стоит в царских вратах и обращен лицом к народу. В русской практике священники нередко читают Евангелие стоя перед престолом лицом к востоку, по книге, лежащей на престоле. Чтение Евангелия священником лицом к народу более соответствует смыслу Евангелия как слова, обращенного к пастве, а не к Богу. 695 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 705 В некоторых приходах чтение записок с именами за здравие и за упокой растягивается на 15–20 минут, а то и на полчаса. Эта порочная практика создает искусственную «паузу» в богослужении, заполняемую многократным пением «Господи помилуй». Здравый смысл подсказывает, что число имен, произносимых вслух, не должно превышать нескольких десятков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

815 Ср. Евр. 9:6–7 : «В первую скинию всегда входят священники совершать богослужение, а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа». 820 Mateos J. La célébration de la parole dans la liturgie byzantine. P. 176; Taft R. F. The Great Entrance. P. 352–357. 822 Диаконы совершают целование с теми же словами на горнем месте, но в другой момент Литургии – непосредственно перед тем, как они будут причащаться Святых Тайн. 823 О происхождении обряда и его месте в раннехристианском и византийском богослужении см.: Ткаченко А. А. Лобзание мира. ПЭ 41. С. 329–331. 826 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 827 То есть через уста. Златоуст проводит параллель между обычаем целовать дверь, входя в храм, и обычаем христиан целовать друг друга. Отметим, что в современной практике принято целовать двери при входе в алтарь. 828 Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам 30, 3, 4 (PG 62, 322–323). Рус. пер. С. 383–384. 833 Подробнее о закрытии и открытии царских врат в русской литургической практике см. в: Печатнов В. В. Божественная Литургия. С. 181–202. 836 Буквально «Верую в одного Бога» (возможный перевод: «Верую в одного единственного Бога»). Славянское слово «един» означает «один» (в отличие от русского слова «единый», означающего «цельный», «нераздельный»). То же относится к другим случаям употребления термина «един» в Символе веры (букв. «в одного Господа Иисуса Христа», «в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », «одно Крещение»). 837 Предложенный вариант русского текста основывается на переводе из издания: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной академии. Казань, 1910. (3-е изд.) Т. 1. С. 119–120. 838 Смысл этих слов следующий: «хотя богами называют различные вымышленные существа на небе и обожествленные людьми предметы на земле, на самом деле есть только один Бог». 839 Этот термин не встречается в Новом Завете, однако в христианском богословии получил широкое распространение не позднее III века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8 Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет... 11 Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено (4, 8. 11). Такая богослужебная обстановка символизирует (скрывает в себе) смысл гораздо более грандиозного плана. Именно здесь нам пригодится знание основных правил храмового культа как языка, выражающего богословие. В Откр. 4–5 описано видение Бога как Господина истории, правящего в центре Вселенной. Старцы (presbu/teroi) как представители народа Божия формируют своего рода «пресвитериум» вокруг Бога и похожи на пресвитеров вокруг епископа на богослужении . Четыре животных представляют мир со всех его четырех концов. Семь светильников (4, 5) символизируют Духа Святого. Хвалебные песни — это славословие Богу как Творцу и Вседержителю. Они соответствуют тем благословениям из иудейского богослужения, которые унаследованы и христианской традицией . Евхаристия (Евхаристический канон Божественной Литургии) также начинается с хвалы Богу как Творцу и своим смысловым центром имеет ангельское славословие «Свят, свят, свят Господь...» (ср. Ис. 6, 3). Следующее славословие в иудейской традиции — прославление Бога как Искупителя, как Дарителя Закона и как Того, Кто избрал Свой народ и заключил с ним Завет. Именно это мы и читаем ниже, в гл. 5, где речь идет об Агнце. Иудейская богослужебная форма наполняется здесь уже чисто христианским содержанием, что опять-таки и сейчас прочно удерживает христианская, в том числе православная литургическая традиция. Так, Сидящий на престоле держит книгу, запечатанную семью печатями (5, 1), но никто не может раскрыть ее. Св. Иоанн пишет: И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее (5, 4). Но вот появляется «Агнец как бы закланный» (5, 6), о котором сказано, что это «лев из колена Иудина» (5, 5). Именно Он и может раскрыть книгу. Здесь поется новая песнь — песнь об искуплении, но не о том, что было в Ветхом Завете, а что совершилось во Христе:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Op. cit., pp. 13-14. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. «The Shape of the Liturgy», pp. 12-15. «Altchristlicher Kult und Antike» in: «Jahrbuch fer Liturgiewissenschaft». III Band. 1923,Ss. 1-17. Eduard Schweizer. «Das Abendmahl eine Vergegenwartigung des Todes Jesu oder ein eschatologisches Freudenmahl?» in: «Theologische Zeitschrift», Basel, Mars/April 1946, Ss. 81-101; Lietzmann. «Messe und Herrenmahl», 1926; E. Lohmeyer. «Vom urchristlichen Abendmahl» in: «Theolog. Rundschau», 1937; J. Jeremias. «Die Abendsmahlworte Jesu», 1935: O. Cullmann. «Urchristentum und Gottesdienst», 1944; M. Barth. «Das Abendmahl — Passamahl. Bundesmahl und Messiasmahl», 1945. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. E. Schweizer, op. cit.. Ss. 94-95. Op. cit., pp. 19-23. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Евхаристия послеапостольского времени Евхаристическое богослужение первых времен христианства обозначалось самыми различными именами, как, например: κυριακν δεπνον [Господня Вечеря], κλσις το ρτου [преломление хлеба], προσφορ [приношение], πκλησις [призывание], Coena [Вечеря], Coena Dominica [Вечеря Господня], Mensa Domini [Трапеза Господня], oblatio [приношение], fractio [преломление], liturgia [литургия (от греч. " общее дело " )], anaphora [анафора (от греч. " возношение " )], agape [агапа (от греч. " любовь " )], synaxis [синаксис (от греч. " собрание " )], etc. Впрочем, наиболее часто встречается название " Евхаристия " . В ветхозаветном словоупотреблении этим именем обозначалось у Семидесяти благодарение, выражение благодарности; например, Иудифь 8:25 2 Мак. 12:31 В Новом Завете это слово часто употребляется в смысле благословения (Мф. 14:19 Мк. 6:41 Ин. 6:11 Лк. 24:30 В повествовании о Тайной Вечере это слово употреблено в смысле именно литургическом. Во всяком случае, писатели раннего христианства очень рано и охотно пользуются этим словом Наряду с ним на Востоке так же очень часто пользовались термином " анафора " , возношение. Это последнее значит, как само евхаристическое богослужение вообще, так и в более узком смысле евхаристический канон, т.е. та часть Божественной Литургии, которая начинается словами " Благодарим Господа... " и до конца приношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей – «освящение сердца и желаний», в) очей, ушей и уст – «освящение чувств»; г) рук и ног – «освящение дел и всего поведения христианина» 435 . В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника – Иисуса Христа 436 . 2.3. Таинство Евхаристии 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии Евхаристия есть таинство, в котором а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа; б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную 437 . Чинопоследование таинства Евхаристии – Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь , то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары. 2.3.2. Установление таинства Евхаристии Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). 2.3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности»: «Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина – в сущность Его Крови» 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Алтарь (священник) А. Ritus initiales [Начальные обряды] Вход священнослужителей Благословение собравшихся Confiteor [обряд покаяния]: «Исповедаюсь перед Богом Всемогущим,.. что я много грешил...» Kyrie eleison [«Господи помилуй»] Примечание: В воскресные дни покаянный чин заменяется благословением воды и окроплением ею. Introit (Входная песнь) Gloria in excelsis Deo Коллекта дня (вступительная молитва) I. Liturgia verbi [Литургия Слова] чтец: I чтение (пророческое) Псалом с рефреном диак: 2 чтение (апостольское) Градуал (прокимен) с аллилуйа свящ: 3 чтение (евангельское) Проповедь Credo in unum Deum Общая молитва верных. 2. Liturgia eucharistica [Евхаристическая] 1. Offertorium [Приношение] (Проскомидия) Приношение хлеба: «Благословен Ты, Господи...» Приношение чаши: «Благословен Ты, Господи...» Омовение рук: «Омой меня, Господи, от беззакония моего...» «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему» Молитва над Дарами. 2. Seu canon [Евхаристический канон] «Господь с вами» – «И со духом твоим» «Ввысь сердца» – «Возносим ко Господу» «Возблагодарим Господа» – «Достойно и праведно» Praefatio (Благодарственная часть) «Vere dignum et justum est...» [Воистину достойно и справедливо... благодарить Тебя...] Consecratio [Пресуществление] (Anamnesis Epiclesis) «Te igitur, clementissime Ратег...»[Тебя, всемилостивый Отче...] или другой чин. «Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано» «Примите и пейте от нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов...» Intercessio (Ходатайственные молитвы) «...через Христа, со Христом и во Христе...» Sanctus [Свят, Свят, Свят] Pater noster 3. Communio [Причащение] свящ: «Избавь нас, Господи, от всякого зла...» Благословение. Приветствие мира. все: «Agnus Dei» [Агнец Божий] свящ: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя...» все: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя». Причащение священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Анафора (в переводе с греческого «возношение»), или евхаристический канон — это время богослужения, когда приготовленные в сосудах хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Именно в анафоре содержатся установительные слова Иисуса Христа, произнесенные Им на Тайной вечере и вокруг которых выстроилась вся Литургия: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26-28 ). Однако нельзя выделить анафору как нечто самодостаточное, ведь преложение хлеба и вина в Тело и Кровь совершается ради того, чтобы человек мог соединиться с Богом. Поэтому вторым центром Литургии верных мы обозначим время причащения. Ход Литургии верных являет всех собравшихся в храме как идеальную христианскую общину — члены единого тела Иисуса Христа, в Котором мы и совершаем это богослужение. Соучаствуя в жизни Христа, соучаствуя в Его жертве, мы не просто по-человечески усыновляемся Богу, но становимся частью Его единородного Сына, а значит, и всецелыми причастниками полноты Божественной жизни. Херувимская песнь, которая исполняется во время перенесения хлеба и вина с жертвенника на престол, предлагает нам уподобиться ангелам в воспевании хвалы Творцу и отложить все земные заботы. Призыв возлюбить друг друга, потому что мы исповедуем Единого Бога, подводит нас к так называемому «целованию мира». Сегодня на большинстве приходов его совершают только священники в алтаре, однако древняя практика предполагает, что и прихожане видимым образом покажут свое братское отношение к тому, кто стоит рядом, в этом акте, после которого мы подтверждаем единое исповедание Бога совместным пением Символа веры. Наконец, наступает время самой сосредоточенной молитвы — время анафоры. Структурно она состоит из нескольких частей: вступление, воспоминание, призывание и ходатайство. То есть сначала мы благодарим Бога за все мыслимые и еще не понятые нами благодеяния, которые Он оказал нам в течение жизни (вступление); затем мы вспоминаем исторические события жизни Иисуса Христа, тогда же произносятся и установительные слова (воспоминание); после этого мы призываем Святой Дух на хлеб и вино, чтобы Бог соделал их Телом и Кровью Иисуса Христа (призывание); и в завершение молимся об умерших и живых членах Церкви (ходатайство).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Будучи способен выявлять грех и делать человека ответственным за грех, закон не способен истребить его. Грех истребляется благодатью Божией, принесенной в мир Иисусом Христом: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» ( Рим.5:21 ). Павел – не единственный новозаветный автор, противопоставляющий благодать закону. Аналогичное противопоставление мы встречаем в завершающем стихе пролога Евангелия от Иоанна: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). По общепринятому в науке мнению, согласующемуся со свидетельствами древних историков 1246 , Евангелие от Иоанна было написано позже посланий Павла, и автор этого Евангелия мог быть знаком с богословием Павла 1247 . С другой стороны, можно предположить, что противопоставление христианской «благодати» иудейскому «закону» – характерная особенность языка ранних христиан, отразившаяся и у Павла, и у Иоанна. Павел напоминает, что закон «имеет власть над человеком, пока он жив». Он поясняет это примером: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества» ( Рим.7:1–2 ). Точно таким же образом вера во Христа освобождает от рабства закону. Конкретным выражением этой свободы является отказ от практики обрезания для обращающихся ко Христу, но в более общем плане речь идет об освобождении от всех «дел закона», поскольку закон не дает ни оправдания, ни искупления, а только выявляет грех. По утверждению Павла, «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). В то же время, будучи святым сам по себе, закон не только не помогает избавиться от греха, но, наоборот, делает грех еще более привлекательным. В результате, парадоксальным образом, по причине закона грех оживает, а зараженный им человек умирает. Пребывание под властью закона Моисеева Павел сравнивает с рабством, а пребывание под благодатью – с сыновством: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010