Вокруг него собралось много неравнодушных людей, главной целью которых было просвещение родной страны, чьи жители в большинстве своем неграмотны. Всего этого в фильме нет. Камера выборочно перескакивает на самые узловые этапы жизни героя. 25 февраля 1921 года, на Иверскую, в Грузию «по просьбам трудящихся» входят части Красной армии. Председатель правительства Грузинской Демократической Республики поручает Эквтиме Такаишвили сохранить сокровища Грузии. За одну ночь надо было собрать все ценное, разложить по ящикам и составить точное описание национального достояния. За одну ночь надо было собрать все ценное, разложить по ящикам и составить точное описание национального достояния Это были древние иконы в золотых и серебряных окладах, изделия из золота и серебра с драгоценными камнями, редкие рукописи, картины, сокровища Зугдидского дворца Дадиани, имущество Гелатского и Мартвильского монастырей и многое другое. Многовековые шедевры были упакованы в 39 одинаковых ящиков и снабжены точной описью. В фильме есть сцена, как готовятся к последнему бою на подступах к Тбилиси юнкера. Каждому из них генерал дает веточку от виноградной лозы и произносит речь: – Если суждено нам здесь погибнуть, то в пролитой нами крови еще вырастет виноград, и будущие поколения выпьют в память о нас. Вскоре они погибнут, так как силы изначально неравные. В Грузии установится власть большевиков. 11 марта 1921 года грузинское правительство отбыло из Батуми сперва в Марсель, потом в Париж, взяв с собой все национальные ценности Грузии. Их хранение Ноэ Жордания поручил Эквтиме как самому доверенному лицу. – Что за ирония судьбы! – восклицает ученый. – Столько лет я потратил на то, чтобы не допустить вывоза за рубеж ни одной реликвии Грузии, а теперь сам должен вывозить собранное с таким трудом. Он боялся нападения бандитов и только молился, чтобы благополучно довезти сокровища до банка и сдать их на хранение. Инвалид с палочкой, без охраны – и сокровища нации. Для этой цели был выбран корабль «Эрве Ренан». Решено было везти драгоценный груз на нем, но в последнюю минуту пришел отказ. Военный корабль – и грузы все секретные, специального назначения. Пришлось в спешке искать другой корабль до Константинополя. Там пересели на следующий – «Бьен Гоа», – и так, с приключениями, через Тунис добрались до Марселя.

http://pravoslavie.ru/136715.html

Г. Марсагишвили Зедазенская крепость сохранившаяся в руинах, расположена в 150 м от З. В источниках названа «вратами в Кахети». До XI в. сдерживала натиск иранцев и лезгинских племен, считаясь неприступной. При груз. царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125), объединившем Грузию, в систему укрепления крепости входила также Херкская (Сагурамская) крепость; здесь находились гарнизоны хорепископа Кахети Квирике IV (1084-1102) и союзных ему турок. В 1101 г. св. царь, выиграв битву у р. Арагви, взял крепость. В течение года овладев Кахети, св. Давид смог за 2 последующих года освободить и занятый турками Тбилиси. Крепостные сооружения сложены из кирпича и тесаного камня, в юго-зап. части крепости имелись 2-этажные ниши. Площадь позволяла укрыться 6 тыс. чел. Сохранились фрагменты жилых помещений, за оградой найдены врытые в землю квеври - кувшины для хранения вина. Ист.: Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-58 (на груз. яз.); ПДГАЛ. Т. 1. 1963. С. 3-68, 191-217; 1971. Т. 3. С. 83-107. Лит.: Dubois Er. Voyage autour du Caucase, cher les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et Crimée. P., 1839. Vol. 2. P. 43; 1840. Vol. 4. P. 239, 244; Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С. 254-262; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 55-56; Пурцеладзе Д. Груз. церк. гуджары. Тифлис, 1881. С. 97-109; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 10-14; Такаишвили Е. Хроника Месхийской псалтири//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 10-12; Рункевич С. Г. Груз. экзархат//ПБЭ. 1903. Т. 4. С. 747; Амиранашвили Ш. Я. Зедазенский мон-рь//Тифлис и его окрестности. Тифлис, 1925. С. 332-333; Микеладзе Д. Зедазени//Там же. С. 327-331; Меликишвили Г. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахети. Тбилиси, 1959. С. 97-109 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 111-115; Шмерлинг Р. О. и др. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Вып. 1. С. 268-273; Канделаки Б. Зедазени. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Вольская А. Рельефы Зедазени//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 1971. 26. С. 11-16 (на груз. яз.); Чубинашвили Н. Г. Зедазени, Кликис Джвари, Гвиара//Ars Georgica. Сер. А: Древнее искусство. Тбилиси, 1971. Т. 7. С. 27-66; ОИГ. 1989. Т. 1. С. 259-260, 395-399; Андгуладзе Н., Девдариани Ф. Зедазени: Опись истории Грузии и памятников культуры. Тбилиси, 1990. Т. 5. С. 284-287 (на груз. яз.); Гуниа И. Груз. мон-ри: Энцикл. справочник. Тбилиси, 2005. С. 68-69 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/199695.html

Р. Лабадзе Ист.: Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тбилиси, 1909. Т. 2. С. 1-46 (на груз. яз.); Кекелидзе К., ред. Раннефеодальная груз. литература. Тбилиси, 1935. С. 147-184 (на груз. яз.); он же. Агиогр. лит. 1956. Т. 1. С. 63-101; он же. Этюды. 1973. Т. 12. С. 139-163 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152 (на груз. яз.); Джикия С. Пространный реестр Гурджистанского вилайета. Тбилиси, 1941. Т. 2 (на груз. яз.); Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 319-347 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 665 (на груз. яз.); Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 278-282; Чхартишвили М. Мученичество и страдания св. Евстафия Мцхетского: Житие и деяния св. Серапиона Зарзмского: Источниковедч. исслед. Тбилиси, 1994. С. 54-83 (на груз. яз.). Лит.: Brosset M. Zarzma, église du XI siecle// Idem. Rapports sûr un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 132-135; Загурский Л. Поездка в Ахалцихский у. в 1872 г.//Изв. Кавказского отд-ния РГО. 1873. Кн. 8. 2. С. 54; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 70-71; он же. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 119-137; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 117; он же. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 83-84. Рис. 18; Уварова П. С. Христ. памятники//МАК. 1894. Кн. 4. С. 48-60; она же. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2. С. 174-189; Худадов В. Зарзмийский мон-рь//Иверия. 1902. 146 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археол. экскурсии, разыскания и заметки. Тбилиси, 1905. Вып. 1. С. 5-59; он же. Зарзмийский мон-рь, его реставрация и фрески//СМОМПК. 1905. Вып. 35. С. 18-19 (на груз. яз.); он же. Примечания о Зарзмийской церкви и ее древности//Моамбе (Вестник)/Тифлисский ун-т. Тифлис, 1919. Вып. 1. С. 105-124 (на груз.

http://pravenc.ru/text/182627.html

С. Автор летописного извода «Жития святой Нины»// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 270-275; Он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 236-243). Анализ приписываемых Л. М. сочинений дает основание считать, что автор был знатоком истории, церковной и апокрифической письменности, владел греческим и персидским языками. «Житие св. Нины», включенное в «Обращение Картли св. Ниной» Л. М., является переработанным вариантом более раннего Жития святой, составленного неизвестным автором. В соч. «Жизнь грузинских царей» автор описывает историю грузин в общемировом контексте, ссылается на иностранные исторические и художественные произведения, сказания и апокрифы, демонстрирует высокую технику письма, благодаря чему историческая повесть приобретает черты художественного произведения. Л. М. принадлежат также неск. переводов на древнегруз. язык, наиболее известный из к-рых - апокриф «Сказание святого отца нашего Ефрема, перевод творения неба, земли и Адама», к-рый был использован в соч. «Жизнь грузинских царей». Соч.: Жизнь груз. царей//КЦ. 1955. Т. 1. С. 1-71;То же [Жизнь картлийских царей]/Сост., пер. с древнегруз., предисл., коммент.: Г. В. Цулая. М., 1979; То же [Жизнь груз. царей]/Пер. с древнегруз., коммент.: В. Г. Ахвледиани//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-43, 69-72; Мокцеваи Картлисай [Обращение Картли св. Ниной]//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; То же [Обращение Грузии]/Пер. с древнегруз.: Е. Такаишвили; ред., исслед., коммент.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; То же [Обращение Картли св. Нино]/Пер. с древнегруз., коммент.: В. Г. Ахвледиани//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-69, 72-73; Мученичество царя Картли Арчила//КЦ. 1955. Т. 1. С. 245-248;То же [Мученичество св. вмч. царя Грузии Арчила]/Пер. с древнегруз., коммент.: М. Д. Абашидзе//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-43, 69-72, 135-142; Картлис цховреба: Леонти Мровели, Джуаншер/Пер. с древнегруз., коммент.: Н. Николозишвили. Тб., 2011 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Агиографические памятники по груз.

http://pravenc.ru/text/2463557.html

Ист.: Inscriptions géorgiennes et autres, recueillies par la Père Nersès Sargisian et expliqueés par M. Brosset. St.-Pb., 1864. (Mémoires de l " Académie Impèriale des sciences do St.-Pèterbourg. Sér. 7; Vol. 8. N 10); Степанос Таронский (Асох " ик). Всеобщая история/Сост.: Н. Эмин. М., 1864; Бакрадзе Д. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878; Армянские надписи в Карсе, Ани и в окрестностях последнего/Пер., предисл.: Н. Эмин. М., 1881; Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 166-170; Хелмицкий П. Карсская область: Воен.-стат. и геогр. обзор. Тифлис, 1892-1893. Ч. 1-2. 3 отд.; Такаишвили Е. Археол. экскурсия в 1902 г.//МАК. 1909. Вып. 12. С. V-XII; он же. Альбом груз. зодчества. Тифлис, 1924 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1907 г. в Кола-Олтиси и село Чангли//Дабрунеба (Возвращение). Тбилиси, 1991. Вып. 1. С. (на груз. яз.); Ибн-ал-Асир. Мат-лы по истории Азербайджана из Тарих-ал-камиль (полного свода историй) Ибн-ал-Асира. Баку, 1940; Thierry J. M. A propos de quelques monuments chrétiens du vilayet de Kars//REArm. 1966. Vol. 3. Р. 73-90; Эвлия Челеби. Книга путешествий/Сост.: Г. Путуридзе. Тбилиси, 1971. Т. 2. Ч. 1 (на груз. яз.); Аристакес Ластивертци. История/Пер. с древнеарм.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. с древнеарм.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Кятиб Челеби. Сведения Кятиба Челеби о Грузии и Кавказе/Сост.: Г. Аласаниа. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник/Сост.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1978 (на груз. и арм. языках); Тбели Абусеридзе. Сочинения/Сост.: Н. Гогуадзе и др. Батуми, 1998 (на груз. яз.); Armenia: А hist. atlas/Ed.: R. Hewsen. Chicago, 2001. Р. 75-80, 112-115, 124-131, 148-154, 169-176, 216; Вардан Аревелци. Всеобщая история/Сост.: Н. Шошиашвили, Е. Квачантирадзе. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили, Тбилиси, 2003. С. 28-37, 55 (на груз. яз.); Картлис Цховреба : История Грузии/Сост.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили и др. Тбилиси, 2008.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Восстанавливая ясность смысла надписи, Мусхелишвили дает следующий текст: «Положил его (Самшвилдского собора) основание Варазбакур, после кончины которого продолжил стройку, очевидно, его близкий родственник Иован. Этот последний тоже не успел довести дело до конца. А довершило постройку уже третье, неизвестное нам лицо, вероятно, тоже из питиахшей, бывшее, очевидно, епископом, ибо ему же пришлось совершать и торжественное освящение нового храма». Надпись начинается словами «родом питиахшей», на основании чего исследователь сделал вывод, что, так как грузинские источники позже VII века не знают питиахшей, упоминание их потомков можно закрепить за временем до IX века. Определению точной даты постройки дало возможность установление личностей царей Константина и Леона (в 20-й год царствования первого строительство было положено, а в третий год правления второго – завершено). Отождествление царей с абазскими царями дало бы в результате общее время постройки храма – 68 лет, что невероятно, если сравнить это с примерами Цилкани (25 лет) и Болнисского Сиони (24-25 лет). Более того, как отмечает Л. Мусхелишвили, в продолжение всего X века в Самшвилде резидировали армянские цари, поэтому датировка постройки временем правления абхазских царей, еще не владевших в эту эпоху Восточной Грузией, совершенно невозможна. Обращаясь к отысканию личностей царей, Л. Мусхелишвили основывался на византийских источниках, поскольку царей с такими именами не было больше ни в Грузии, ни в Армении. И он нашел такую пару — византийских императоров Константина V Копронима (775-780) и Льва IV Хазара (775-780). Анализ композиции храма и его архитектурных форм всецело поддерживает дату возведения храма, установленную Л. Мусхелишвили. В Самшвилде есть еще и вторая надпись, помещения на южном фасаде, между строчек которой вставлена надпись на армянском языке. Содержание фрагмента не ясно. М. Броссе и Е. Такаишвили предполагали, что грузинский текст принадлежит надписи восточного фасада, однако, установить смысловую связь с ней не смогли. Армянский фрагмент, где упоминается армянский католикос Георг, никак не связан по смыслу с грузинским фрагментом. Л. Меликсет-Беков датирует армянскую надпись второй половиной XI века, поскольку в 1067-1072 гг. престол армянского католикоса занимал Георг III Лорийский.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

(НЦРГ. S 4927, X в.; каллиграф мон. Гавриил Патараи (Малый); 29,5×23 см, 147 листов; листы 1-122 - пергамен (2 колонки, нусхури), листы 123-130 - бумага (нусхури XVIII в.); колофон каллиграфа выполнен нусхури, приписки разных времен - нусхури и мхедрули; рукопись имеет указатель и приложения; заглавия чтений и литургические пометки выполнены киноварью, обозначены крестиками). Было создано в мон-ре Пархали. Это одно из первых грузинских Четвероевангелий, выполненных нусхури. Приписки позволяют установить, что в XVI в. рукопись хранилась в Тао-Кларджети. Приписка Зандара Камнагарели (XV-XVI вв.) сообщает о том, что богато отделанный чеканный оклад Четвероевангелия был украден, рукопись значительно повредили турки, Зандара отреставрировал ее и сделал новый переплет. Примерно этим же периодом датируют молебную приписку (мхедрули, киноварь), созданную неким Шуэниери из рода Кавкасидзе; на основании этого считают, что в это время рукопись принадлежала роду Кавкасидзе. Позже рукопись попала в Музей об-ва распространения грамотности среди грузин, затем в составе фонда музея вошла в коллекцию Ин-та рукописей. В разное время рукопись изучали И. Абуладзе, И. Имнаишвили, М. Капанадзе и др. Ист.: Такаишвили Е. Три исторические хроники: Обращение Грузии в христианство. Сведения Сумбата о Багратионах. Месхийская хроника. Тифлис, 1890. С. XLV-LVII, XX (на груз. яз.); он же. Пархальское Евангелие//МАК. 1909. Вып. 12. С. 139-151; Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 94-99; Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи Церк. музея: Колл. А/Сост.: Х. Шарашидзе, Л. Кутателадзе. Тб., 1955. Т. 5. С. 1-2 (на груз. яз.). Лит.: Шанидзе А. Две древние редакции груз. Евангелия по 3 шатбердским рукописям. Тб., 1945. С. 032-039 (на груз. яз.); Имнаишвили И. Адишское Евангелие//Шромеби (Труды)/ТГУ. Тб., 1946. Вып. 28. С. 119 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 2. С. 458-460; Абуладзе И. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тб., 1973. С. 36-37, 119, 352 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Художественное оформление груз. рукописной книги IX-XI ст. Тб., 1979. С. 56-60; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 96, 412; Шатиришвили Л. Принципы составления электрокаталога для веб-страницы//Грузинская рукописная книга (создание сайта): Мат-лы конф. Тб., 2009. С. 13-21 (на груз. яз.); Капанадзе М. Оклады рукописей тао-кларджетского происхождения, хранящихся в Национальном центре рукописей//Междунар. конф. Тао-Кларджети: Мат-лы. Тб., 2010. С. 133-148 (на груз. яз.); Рукописное наследие Тао-Кларджети/Исслед.: М. Сургуладзе и др. Тб., 2018. С. 103-105.

http://pravenc.ru/text/2579122.html

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 3; Муравьёв А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 3; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. (ЗОЛКА; Т. 1); Сборник законов груз. царя Вахтанга VI/Сост.: Д. З. Бакрадзе. Тифлис, 1887; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. Тифлис, 1890; Павлинов А. Христианские памятники Кавказа: Мартвильский мон-рь//МАК. 1893. Т. 3. С. 46-57; Марушко М. Из области народной фантазии и быта (Тифлисской и Кутаисской губерний)//СМОМПК. 1894. Вып. 18. С. 228-410; Такаишвили Е. С. Из археол. путешествия в Мегрелию//Древняя Грузия. Тифлис, 1913/1914. Т. 3. С. 1-241 (на груз. яз.); Картлис Цховреба: Список царицы Анны/Сост.: С. Каухчишвили. Тб., 1942 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: В. Силогава и др. (на груз. яз.); Сулхан-Саба Орбелиани. Грузинский словарь. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Кипшидзе И. Грамматика мингрельского (иверского) языка с хрестоматиею и словарем// Он же. Избр. соч. Тб., 1994; Каухчишвили Т. С. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.). Лит.: Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Гордеев Д. П. К стилистической характеристике Мартвильской росписи//Haykobi записки Hayk.-дocлiдчoï катедри icmopiï укр. культури. Х., 1927. 6. С. 357-364; Толмачевская Н. И. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931; Чубинашвили Г. Памятники типа Джвари. Тб., 1948; он же. Грузинское чеканное искусство. Тб., 1959; Берадзе Т. Один вопрос из ист. географии Мегрелии//Сборник ист. географии Грузии. Тб., 1964. Т. 2. С. 115-130 (на груз. яз.); он же. Из ист. географии Одиши//Сб. ист. географии Грузии. Тб., 1967. Т.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

на рус. яз.: Н. Я. Марр. Тбилиси, 1982. С. 107-204; он же. То же (Труд и подвижничество достойного жития святого и блаженного отца нашего Григола, архимандрита Хандзтийского и Шатбердского строителя, и с ним поминовение многих отцов блаженных)/Пер. на рус. яз.: прот. Иосиф Зетеишвили//Символ. П., 1999. 42. Дек. С. 253-324; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. Лит.: Чубинашвили Г. История груз. искусства. Тбилиси, 1936. Т. 1. С. 168-179. Ил. 127-129 (на груз. яз.); Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 191-192; Такаишвили Е. Ишханский кафедральный храм// Он же. Археологическая экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952. С. 23-44. Табл. 1-38; он же. То же. Тбилиси, 1960. С. 7-37 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. История груз. искусства. М., 1963. С. 110-111, 165-167; Thierry N. et M. Peintures du Xe siècle en Géorgie méridionale et leurs rapports avec la peinture byzantine D " Asie Mineure//Cah. Arch. 1975. Vol. 24. Р. 86-104; Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории груз. архитектуры. Тбилиси, 1981. С. 150-153; Закарая П. Зодчество Тао-Кларджети. Тбилиси, 1990. С. 23-41; Алексидзе Н., Хоштария Д. Новые сведения о древностях Тао-Кларджети//Лит-ра и искусство. Тбилиси, 1991. 1. С. 117-161 (на груз. яз.); Kadiroglu M. The Architecture of the Georgian Church at Ishan. Fr./M.; N. Y., 1991; Piguet-Panayotova D. L " église d " Iškhan: Pamrimoine culturel et création architecturale//Oriens Chr. 1991. Vol. 75. P. 198-253; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet " i and Šavšet " i. Stuttg., 1992. P. 191-216; он же. Ишханский кафедрал// Он же. Груз. монастыри раннего средневековья в исторических Тао, Кларджети и Шавшети. Тбилиси, 2007. С. 217-243 (на груз. яз.); Привалова E. A. Некоторые заметки о росписях Тао-Кларджети//Ежегодник науч. тр. Главного науч.-производственного управления охраны и использования памятников истории и культуры Грузии. Тбилиси, 1996. Вып. 2. С. 5-14 (на груз.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

493 . Новиков Н. Е. Константин Багрянорордный, «О церемониях», кн. II, гл. 15//KANICKION. Юбилейный сб. в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. – М.: ПСТГУ, 2006. – С. 318–363. 494 . Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона/Изд. В. Нарбеков. Ч. 1: Историко-каноническое исследование: Ч. 2: Рус. пер. с пред. и прим. – Казань, 1899. – 316 с. [источник церковного права, 70-е гг. XII в.]. 495 . Об Армуре. Греческая былина византийской эпохи. Издал Гавриил Дестунис. – СПБ., 1877. 496 . Обращение Грузии/Пер. с древнегруз. Е. С. Такайлишвили. Ред. обр., исслед. и коммент. М. С. Чхартишвили. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 78 с. (Источники по истории Грузии. 59; Памятники грузинской исторической литературы. 7). 497 . «Обращение Картли в христианство»/Пер. с груз. Е. С. Такаишвили//Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1900. – Вып. 28. – С. 1–116. 498 . Ованес Драсханакертци (897–925). История Армении/Пер. с дреевнеарм., вступ. ст., коммент. М. О. Дарбинян-Меликян. Отв. ред. К. Н. Юзбащян – Ереван: Со- ветакан грох, 1986. – 400 с. (Памятники древнеармянской литеатуры). 499 . О девстве, или О подвижничестве (Слово спасения к девственнице)//У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 131–176. 500 . Олимпиодор Фиванский. История [греч. текст и пер.]/Пер., коммент. Е. Ч. Скржинской. – СПб., 1999. – 234 с. 501 . Османские завоевания на Балканах и падение Византии в XV столетии (Дука, Георгий Сфрандзи)//Муртузалиев С. И. Административно-судебная и военная системы Османской империи XIII-XVII вв. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. – Махачкала: ИД Наука плюс, 2005. – С. 20–38. 502 . О стратегии. Византийский военный трактат VI в./Изд. подг В. В. Кучма. – СПб.: Алетейя, 2007. – 160 с. 503 . От берегов Босфора до берегов Ефрата: Антология ближневосточной литературы/Пер., пред., коммент. С. С. Аверинцева . Отв. ред. Д. С. Лихачева. – М.: Наука, 1987. – 360 с. [извлечения из прозаических и стихотворных текстов византийских авторов IV-VIII вв.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010