Святыни В научной лит-ре XIX - нач. XX в. описаны лишь нек-рые образцы богатой утвари монастыря, среди к-рых было немало произведений искусства. Мощи В статейном списке, составленном свящ. Павлом Захарьевым, описывается интерьер кафоликона, в т. ч. и святыни М.: «...в том монастыре каменая церковь с олтарем прегрожена, престол и жертвеник и деисусы по подобию и местные образы - Спасов образ в киоте; и образ ис кивота вымали и позади образа написано многие святые, а под теми святыми мощи тех святых, которые тут написаны, а всех их девяносто святых написано» (Материалы посольств. 2014. С. 443). Согласно его сведениям, в М. хранились мощи (руки и ноги) первомч. архидиак. Стефана, к-рые, согласно преданию, были присланы из К-поля имп. Константином I Великим (306-337) ( Павел Алеппский. 1973. С. 71; Материалы посольств. 2014. С. 417, 444). По замечанию Кристофоро де Кастелли, мощи лежали в таком месте, что их легко было достать; «в нашей стране (т. е. в Италии.- Авт.) они стали бы предметом большого поклонения» ( Кристофоро де Кастелли. 1976. С. 176). Также в М. хранились мощи и частицы мощей вмц. Ирины, прп. Мелании, прмц. Евгении, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, мучеников Тарсских Прова, Тараха и Андроника, прп. Илариона, мч. Власия, свт. Николая Мирликийского, прав. Лазаря, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, ап. Луки, мч. Аверкия (Материалы посольств. 2014. С. 417). В М. находились и крест с частицей Животворящего Древа Господня, украшенный камнями, «а писма на кресте образа Божия и Распятие Христово нет», и веретено Пресв. Богородицы (Там же. С. 417, 444). Иконы и кресты В зугдидской ц. в честь Влахернской иконы Божией Матери в специальном киоте, расположенном перед алтарной преградой, хранились пояс Пресв. Богородицы из М. и Моквская икона Божией Матери. По мнению прав. Евфимия Такаишвили , Броссе опубликовал надписи именно с этой иконы: 1-я принадлежала католикосу-патриарху Зап. Грузии (Абхазскому) Евфимию I (Сакварелидзе ; 1578-1616; в 1560-1589 - архиепископ Моквский), заказчику и жертвователю Моквской иконы; во 2-й надписи говорилось об обновлении иконы в 1814 г. кн. Леваном V Дадиани. В кон. XIX - нач. XX в. кн. Дадиани перенес икону во дворец в Зугдиди (утрачена) ( Brosset. 1851. P. 24-26; Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 198-199).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

В церкви Цаленджиха хранился (ныне утрачен) серебряный крест с сионом из М. (30×20 см). На лицевой стороне было вычеканено рельефное «Распятие Господне» с груз. надписью: «Иисус Христос, царь иудеев». На рукавах креста в медальонах были изображены архангел (вверху), Пресв. Богородица (слева), ап. Иоанн Богослов (справа). В нижнем медальоне изображение отсутствовало. Крест был украшен драгоценными камнями. На сионе были представлены Иисус Христос, Пресв. Богородица, св. Иоанн Предтеча, композиция «Смерть Христа» и фигура архангела с пояснительными груз. надписями. На оборотной стороне креста и на сфере, соединяющей крест и древко, помещались дарственные надписи М. католикоса-патриарха Евфимия I ( Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 233-235). Серебряная чеканная икона Божией Матери с Младенцем (25×19 см), помещенная в складень-триптих (105×63 см, центральная часть - 50 см), согласно надписи на пилястрах, была заказана и пожертвована М. еп. Моквским Андреем (Сакварелидзе). Надписи царицы Бурдухан (XII в.) и Левана Дадиани (XVII в.), к-рые цитировали Н. П. Кондаков и Бакрадзе, принадлежат др. иконе. До нач. XX в. икона хранилась в мон-ре Хоби , ныне - в коллекции Зугдидского историко-этнографического музея 398). Икона выполнена в грубой технике. Пресв. Богородица изображена в рост, Ее фланкируют св. Иоанн Предтеча и архидиак. Стефан. Вверху в арке помещена композиция «Распятие Господне» с предстоящими ап. Иоанном, Пресв. Богородицей, св. Марией Магдалиной, св. Лонгином Сотником. Внизу - композиция «Положение во гроб» с 12 апостолами (изображения частично переходят на створки триптиха). В верхней части створок помещена композиция «Благовещение Пресв. Богородицы». Имена святых написаны асомтаврули. Складень украшен крестами из сапфиров и бирюзы: 12 - на пилястрах, 4 - на арочной части кивория, 2 - по сторонам Распятия ( Кондаков. 1890. С. 79, 88; Такаишвили. 1914. С. 146-148). В нач. XX в. главной святыней М. была серебряная икона «Успение Пресв. Богородицы» (утрачена). Вероятно, та, к-рую в 50-х гг. XIX в. нашел местный житель-абхаз, когда переезжал р. Дваб ( Милованова. 2014. С. 261). Рукописи и книги

http://pravenc.ru/text/2564014.html

И. П. также приписывают (Каухчишвили) перевод комментария Михаила Пселла на нек-рые места из гомилий свт. Григория Богослова ( Каухчишвили. Georgica. 1966. Т. 6. С. 260-263; Rayfield. 2000. P. 90) и перевод «Катехизиса» патриарха Антиохийского свт. Анастасия I Синаита ( Rayfield. 2000. P. 25). Исторические произведения И. П. принадлежит перевод первых 15 книг «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Все рукописи XV-XVI вв., содержащие этот текст (Кут. 10; НЦРГ. A 675, S 315-319), восходят к экземпляру католикоса-патриарха Зап. Грузии Евфимия I (Сакварелидзе) (НЦРГ. S 332), в к-ром переписчик Давид (Инанашвили) указывает на авторство И. П. ( Tarchnischvili. 1955. S. 212). Лолашвили на основе филологического анализа анонимного произведения «Жизнь царя царей Давида», посвященного груз. царю св. Давиду IV Строителю, приписывает его И. П. (Лествица добродетелей. 1968. С. 62-63); Панцхава считает И. П. также автором памятника церковного груз. канонического права «Уложение Руис-Урбнисского Собора» ( Панцхава. 1982. С. 58). Агиографические и литургические произведения Груз. историк прав. Евфимий Такаишвили ( Такаишвили. 1909. Т. 1. Вып. 3. С. 14) считает, что И. П. перевел Жития св. Феодоры Александрийской ( Цагарели. 1894. Т. 1. Вып. 3. С. 158) и метафрастическую редакцию Житий св. Меркурия и вмц. Варвары ( Кекелидзе. 1918. Вып. 1. С. XXIV). И. П. также приписывают сокращенное ямбическое переложение 1-6 песней (сент.-март) «Календаря» гимнографа Христофора Митилинского (XI в.) (7-9 песни (апр.-авг.), согласно рукописи НЦРГ. A 290, составил «его брат Павел», о к-ром больше ничего не известно), а также ямбические прологи в честь каждого святого, упоминаемого в Синаксаре (сент.-янв.), к-рые написаны по образцу аналогичных прологов гимнографа Христофора Митилинского (НЦРГ. A 85. Л. 196-212; A 67. Л. 92-105; A 415. Л. 26; S 379; Tarchnischvili. 1955. S. 213-214). Католикос-патриарх Антоний I считает И. П. автором нек-рых ямбических песнопений, к-рые он выписал из различных сборников гулани, содержащих тексты Минеи и Постной и Цветной Триодей (не сохр.), и поместил в свою Минею (НЦРГ. Н 1339, 1340): это стихиры на «И ныне», к-рые поются на утрене в праздники Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресв. Богородицы, Крещения Господня, в день памяти прп. Антония Марткопского (19 янв.); богородичен, исполняемый в день памяти прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов (7 мая); стихира на «Слава» на утрене в день памяти сщмч. Киприана и мц. Иустины (2 окт.). Все песнопения внесены в совр. богослужебные книги Грузинской Православной Церкви. Экзегетические произведения

http://pravenc.ru/text/471437.html

В 1913 г. по инициативе прав. Евфимия Такаишвили была организована экспедиция в неск. мон-рей Гареджийского многогорья. Рака, установленная в сев.-вост. рукаве Преображенской ц., повторявшая формой и размерами могилу св. Давида, была известна как место погребения Д. Г. ( Карбелашвили. 1895. С. 2), но Г. Чубинашвили считал ее усыпальницей прп. Лукиана Гареджийского ( Чубинашвили. 1948. С. 40). Сохранилась фотография раки, сделанная Ф. Кюне, одним из членов экспедиции. По-видимому, рака была изготовлена из дерева, украшена металлическими, возможно бронзовыми, деталями и находилась под покровом. На гробницу был возложен живописный образ Д. Г. Мощи помещены в специально высеченную в полу небольшую раку (Кекел. Фонд Е. Такаишвили. Ед. хр. 295). Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский, Давид и Додо Гареджийские. Икона. XIX в. (ГМИГ) Преподобные Шио Мгвимский, Иоанн Зедазнийский, Давид и Додо Гареджийские. Икона. XIX в. (ГМИГ) В нач. 20-х гг. ХХ в. с закрытием Давидгареджийской лавры и остальные мон-ри Гареджи пришли в упадок и опустели. В 1917-1918 гг. лавра неск. раз подвергалась нападению, пострадали местные святыни, были разорены раки преподобных Давида и Д. Г. В 60-х гг., во время восстановительных работ в лавре, раки покрыли бетонным раствором. В нач. авг. 2000 г. с благословения КатоликосаПатриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака Д. Г. была вскрыта. После разборки кирпичной кладки на полу сев. рукава церкви показался обозначенный слегка процарапанным контуром прямоугольник, размерами соответствующий раке прп. Давида. В юго-зап. части было обнаружено высеченное в полу небольшое углубление (70×30 см, глубина 35 см) с мощами Д. Г. Стало очевидно, что рака была создана позднее, для ее устроения был частично расширен и переделан сев. рукав церкви ( Схиртладзе. 2006. С. 35, 89. Таб. 53, 54, 62). 6 авг., после вскрытия раки и явления мощей Д. Г., в Гареджи прибыл Католикос-Патри-арх Илия II и отслужил молебен. На основе проекта (автор Т. Беридзе), выполненного в Отделе охраны и поиска святынь Грузинской Патриархии, была создана каменная рака малых размеров в виде саркофага, куда были положены мощи Д. Г. Ее поместили в сев.-вост. рукав Преображенской ц. и т. о. перекрыли полость, созданную при перенесении мощей Д. Г. в 1880 г. Иконография

http://pravenc.ru/text/178730.html

Монастырь Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Название мон-ря (букв. с груз. и с тур. языков - Четыре церкви), согласно преданиям местных грузин, связано с тем, что О. был построен 4-м после мон-рей Ишхани , Ошки и Хахули . О. впервые упоминается в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (1042-1044), составленном прп. Георгием Святогорцем . Согласно источнику, О. был основан до 965 г.- очевидно, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. X в. В кон. 60-х гг. X в. сюда пришел прп. Иоанн Святогорец и от известных в то время местных старцев Моисея и Геласия принял постриг. Чуть позже здесь подвизались прп. Иоанн (Грдзелисдзе) и оставивший Ниноцминдскую кафедру свт. Арсений Ниноцминдский ( Георгий Мтацмидели. 1967. С. 42-44; Idem. 2009. P. 55-56). Монастырские здания были построены между 961 и 978 гг. На это указывают надписи асомтаврули («И(и)с(ус) Х(ристос), в(озвеличь) Да(вида)») на антефиксах, вставленных между облицовочными камнями (сев. неф и юж. пастофорий кафоликона, вост. часть сев. стены интерьера семинарии): в них Давид III не назван Куропалатом (в 961 он стал полновластным правителем Имиер-Тао, в 978 получил титул куропалата). Ок. 980 г. Давид III возобновил храм (надпись на фронтоне вост. фасада: Такаишвили. 1952. С. 83-84; КГН. 1980. Т. 1. С. 288; Джобадзе. 2007. С. 185, 195, 200-201). По мнению нек-рых исследователей, Давид III изображен в алтарной части кафоликона: над входом в диаконник сохранились фрагменты полуфигуры овеянного ореолом венценосца, в надписях над входом в жертвенник и около алтарной триумфальной арки читается имя Давид ( Схиртладзе. 2009. С. 27-29). Еще 2 ктиторские надписи сохранились в эпиграфике фасадов кафоликона. В надписи (асомтаврули, смешанное с нусхури) на зап. фасаде прочитываются имена неких Баадура и Гаиане; в надписи вост. части юж. стены упоминается эристав эриставов Хурси (возможно, великий эристав Хурси, погибший в 1021 и часто упоминавшийся в источниках) ( Такаишвили. 1952. С. 85-86; Схиртладзе. 2009. С. 24-27). В 9-строчной надписи на сев. фасаде церкви, расположенной к западу от кафоликона, указано, что церковь была построена в 984 г. свт. Арсением Ниноцминдским ( Baumgartner. 1996. S. 536-541; Схиртладзе. 2009. С. 31-33).

http://pravenc.ru/text/2581749.html

По сведениям 80-х гг. XIX в., М. оставался единственным действующим жен. мон-рем в Имеретинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ ( Церетели И., свящ. 1886. С. 4-5; Беридзе. 2014. С. 90). К западу от старой часовни была построена 2-этажная часовня. По сведениям «управлявшего делами женского монастыря Мгвимеви благочинного священника» Авессалома Чачанидзе, в обители в тот период подвизались 30 монахинь и послушниц, в монастырском дворе были возведены неск. деревянных домов для монахинь ( Чачанидзе. 1894. С. 3). Эти постройки сфотографировал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили в 1919 г. (НЦРГ. Ф. прав. Евфимия Такаишвили. Д. 495). Благочиние, в к-рое входил М., окормлял прот. Иоанн Абашидзе (Иверия. 1889. 170. С. 2-3). В тот же период в обители настоятельницей мон-ря (до 1895 или 1898) игум. Еленой было основано 3-летнее учебное заведение, просуществовавшее 4 года ( Вашадзе. 1898. С. 12-14). Кроме духовных и общеобразовательных предметов здесь преподавали также вышивание, шитье и т. п. В кон. XIX в. в регионе были обнаружены залежи руды, что благотворно сказалось на развитии мон-ря (Внешняя хроника. 1885. С. 2; Церетели С. Н. 1894. С. 3-4; Иверия. 1897. 196. С. 2). Последней настоятельницей мон-ря до его закрытия была мон. Христина ( Гуния. Груз. мон-ри. 2005. С. 152). М. опустел предположительно в 1921 г., когда в Грузии была установлена власть большевиков, и вскоре упразднен ( Гордеев. 1927. С. 197). В 1923/24 г. все святыни обители, имевшие ценность как предметы искусства, были перенесены в ГМИГ. Монастырская жизнь в М. была восстановлена в 1992 г. по благословению митр. Маргветского Константина (Меликидзе). Настоятельницей монастыря назначили мон. Прасковию (Пачуашвили). М. был заново обустроен: очищен двор, отремонтированы и выстроены новые бытовые здания. Позже проложили новую дорогу к М., серым камнем были облицованы двор, пещера и тоннель. В пещере была возведена солея, камень, по к-рому течет родник, был окружен стеклянной перегородкой. В пещере совершаются богослужения. В 2009-2010 гг. и в последующие годы восстановительные работы проводили сотрудники фак-та реставрации, истории и теории искусства Тбилисской академии художеств (руководитель проекта Н. Купрашвили, реставраторы О. Хачидзе, Н. Китовани, Г. Чеишвили). Были перекрыты кафоликон и малая церковь, очищены и укреплены фрески в интерьере кафоликона и на фасаде малой церкви, проведена консервация икон иконостаса. В 2013-2016 гг. во дворе М. были построены 2-этажная церковь, трапезная и жилой корпус для монахинь. Ремонтные работы продолжаются.

http://pravenc.ru/text/2562748.html

К востоку, западу и югу от церкви сооружена платформа. Возможно, в какой-то ее части находилась гробница ксанских эриставов. Другие строения Крепостная стена мон-ря укреплена контрфорсами и неравномерна по высоте, что вызвано неоднородным рельефом местности. Наибольшие ширину и высоту она имеет с запада, в этой части на уровне 2-го яруса расположены бойницы, со стороны двора к ним ведет широкая ступень, т. н. тропа воинов. В ключевых для обороны местах возведены башни. В самой низкой точке комплекса близ слияния рек находится квадратная в плане башня-ворота; ее внешний фасад однороден с кладкой стены. По мнению прав. Евфимия Такаишвили , над 2-м этажом башни была надстроена колокольня; по мнению П. П. Закараи, она могла размещаться над 3-м этажом ( Закарая. 1956. С. 59; Он же. 1973. С. 113). Цитадель, построенная из сланцевого камня в сев.-зап. части комплекса, с внешней стороны примыкает к крепостной стене. Ее юж. фасад, выходящий во двор, является продолжением ограды. С внешней стороны башня имеет квадратную форму, центральное пространство ее интерьера - форму равностороннего креста; угловые комнаты - различные формы и размеры. Сохранились 3 этажа с карманами для балок межэтажных перекрытий. Юго-зап. комната 2-го этажа, по-видимому, предназначалась для знати; она крупнее остальных и имеет зальное перекрытие - уступчато-венчатый купол, т. н. гвиргвини. Широкие в интерьере 4-угольные окна сужаются к внешней стороне и превращаются в узкие бойницы. Их расположение, кажущееся бессистемным на фасаде, в интерьере свидетельствует о хорошо продуманном распределении. В сев.-вост. части внутренней крепости находится одноэтажное жилое строение продолговатой формы, к которому примыкает небольшая цилиндрическая башня. Снаружи крепостных стен, к юго-западу от центральных врат, у слияния рек, возведена квадратная башня, от которой сохранились 2 этажа. Очевидно, она имела функцию защиты врат и дозорное назначение. Святыни Единственный ряд деревянного иконостаса (не сохр.) был представлен 4 большими иконами с погрудным изображением святых, написанными одной рукой. Справа от царских врат были помещены иконы Спасителя и св. Иоанна Предтечи, слева - Пресв. Богородицы с Младенцем и св. ап. Иоанна Богослова. Под фигурой Богоматери - пространная надпись, выполненная нусхури, в к-рой упоминались дата создания иконы (1762) и имена ктиторов (по инициативе архимандрита Л. эристав Давид (III) и его мать Кетеван пожертвовали этот образ во спасение души сына эристава Шалвы) и иконописца Иоанна ( Евфимий Такаишвили. 1915. С. 89-91. Ил. 36-39). Царские врата украшала меньшая икона Спасителя (XIX в.) с выполненной мхедрули ктиторской надписью, указывающей имя жертвователя - Тамар Амилахвари (Там же. С. 91-92). Иконы живописные

http://pravenc.ru/text/2463127.html

Крест. Рельеф фасада храма Баракони в с. Цеси. 1753 г. Крест. Рельеф фасада храма Баракони в с. Цеси. 1753 г. Кн. Мераб I Цулукидзе выстроил или обновил церковь во имя вмч. Георгия в Тлуги. Она представляла собой однонефную базилику, выложенную из тесаного камня и частично травертина. В интерьере сев. стена и часть алтаря были расписаны: библейские сцены и изображения святых сопровождались пояснительными надписями на грузинском и частично на греческом языках. На сев. стене в 3-м ряду были изображены ктиторы кн. Мераб I и его супруга кнг. Аника с моделью церкви в руках, над церковью - Спаситель, благословляющий храм обеими руками. Между супругами были помещены их сыновья Гиорги и Кайхосро. Престол был украшен декором. В XIX в. церковь в зап. части была расширена, воздвигнута колокольня; в 1924-1925 гг. церковь частично разрушена, в 1927 г. руинирована ( Бочоридзе. 1994. С. 147-149). В нач. XX в. в ц. во имя вмч. Георгия в Агаре хранилось неск. святынь, описанных груз. исследователями. Главной святыней храма являлась сребропозлащенная икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в. (?); 126×72 см), на к-рой святой изображен в полный рост в образе воина; правая рука прижата к груди, в ней находится меч, левая рука опущена и держит ножны, за спиной святого виден щит. Из 55 драгоценных камней, когда-то украшавших нимб святого и боковые поля, по подсчетам исп. Амвросия (Хелаи) и прав. Евфимия Такаишвили, сохранились 9. На боковых полях были вычеканены позолоченные фигуры Пресв. Богородицы и 13 святых, в т. ч. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, свт. Николая, прор. Иоанна Предтечи, апостола и евангелиста Марка и др. с пояснительными надписями. Икона была поновлена в XVI-XVIII вв., о чем свидетельствует 5-строчная надпись свящ. Саввы Евнукидзе на нижнем поле. Согласно легенде, царь Грузии Баграт III, строитель Никорцминды, подарил эту икону некоему мусульманину; тот крестился с именем Георгий и считается родоначальником рода Момцемлидзе из с. Агара. Вначале Георгий отнес икону в мон-рь Мтис на горе Св. Георгия; позже ее перенесли в с. Агара. До нач. XX в. существовал обычай, согласно к-рому во время засухи жители Агары несли икону вмч. Георгия на гору Св. Георгия к развалинам мон-ря и там молились о ниспослании дождя. В 1923-1924 гг. икона была разбита на части; удалось спасти только неск. фрагментов. В церкви хранилась также утварь, пожертвованная кн. Мерабом I: оловянный крестик, серебряные лжица, звездица и 2 дискоса; на них сохранились дарственные надписи. Особый интерес вызывала пространная надпись на дискосе, повествовавшая о деяниях кн. Мераба I (вся утварь утрачена) ( Такаишвили. 1963. С. 41-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-206). Храм Баракони

http://pravenc.ru/text/2577595.html

(PO; T. 19. Fasc. 5. [N 95]); Абуладзе И. Грузино-арм. лит. взаимоотношения в IX-X вв. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археологическая экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тбилиси, 1952; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1 (на груз. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах визант. империи (XI в.). М., 1980; Мачавариани Е. Иверский мон-рь на Афоне и груз. иллюстрированная книга X-XI вв. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Джобадзе В. Ошкский храм. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); idem. Early Medieval Georgian Monasteries in History Tao, Klardjet " i and Šhavšheti. Stuttg., 1992; Цагареишвили Е. О значении «Враци Азглав» в арм. письменных памятниках//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1991. Вып. 16 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки истории афонских культурно-просветительских очагов на Афоне. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Гивиашвили И. , Коплатадзе И. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Силогава В. Ошки. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.). М. Рапава Афонская литературно-просветительская школа сформировалась в X-XI вв. в Иверском мон-ре и связана с именами ее основателей преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев. Здесь создавались оригинальные произведения, переводились религиозно-философские трактаты, переписывались рукописи, их большая часть посылалась в Грузию (микрофильмы фонда Иверского мон-ря, привезенные в 1982 экспедицией Г. Патарая, хранятся в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе). Школа прекратила деятельность в XIII в., в XIV в. грузины потеряли право собственности на Ивирон, в XIX в. мон-рь перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата, хотя монахи-грузины долгое время подвизались здесь: Виссарион, последний из груз. монахов, скончался в 1956 г. Афонская школа оказала значительное влияние на груз. лит-ру и культуру, на развитие груз. богословской мысли, на укрепление грузино-визант. культурных взаимоотношений (напр., соч. «Мудрость Балавара» вошло в визант. и через нее в европ. лит-ру благодаря переводу с груз. на греч. прп. Евфимия Святогорца).

http://pravenc.ru/text/639853.html

     Остались ли какие-то поучения древних грузинских отцов? Есть, но немного, потому что, как я уже сказал, Грузия постоянно претерпевала нападения, и завоеватели, враждебно относившиеся к христианству, без жалости уничтожали церкви и монастыри а, соответственно, письменные памятники, в которых хранились исторические сведения, свидетельства духовной культуры. Расцвет монашества пришелся на XII–XIII столетия, царствование Давида IV Возродителя, затем царицы Тамары. Но впоследствии вновь были века войн, разорений, раздела страны. В XVII веке, при шахе Аббасе приняли мученическую смерть шесть тысяч монахов в Гареджийской пустыне, теперь они пребывают в лике святых. Конечно не щадились при этом ни рукописи, ни книжные собрания… К сожалению, и правительство Российской империи в XIX веке руками своих чиновников, от которых трудно было ожидать понимания чужой национальной культуры, нанесло большой урон памятникам грузинской письменности, а также, например, церковной живописи – уничтожались фрески; из богослужения вытеснялся грузинский язык и т. п. Это известные факты. В 1917 году была восстановлена автокефалия Грузинской Церкви, но уже через несколько лет Грузия снова была окуппирована Советским Союзом и начались новые масштабные гонения…      Потери наших национальных ценностей, в том числе и церковных, были бы еще больше, если бы в 1921 году большая их часть не была вывезена за границу эмигрировавшим меньшевистским правительством Грузии. И если бы не самоотверженность одного человека – Евфимия Такаишвили, назначенного хранителем этого национального достояния. Сейчас он причислен к лику святых. В очень тяжелых условиях эмиграции он спас весь этот огромный бесценный материал – это были целые вагоны. Уже после Второй мировой войны, по договоренности между СССР и Францией, при личном участии Сталина, это наследие вернулось в Грузию, стало основой коллекций многих музеев, а рукописи поступили в Институт рукописей (с 2009 года – Грузинский национальный центр рукописей. – Ред.). Там хранятся переводы на грузинский Священного Писания, агиографические, литургические, гимнографические и другие труды разных авторов и переводчиков, среди них немало святых, подвижников. Например, преподобный Евфимий Афонский, Святогорец, настоятель Иверского монастыря на Афоне в конце X – начале XI века, и другие. Собственно грузинские богослужебные тексты, песнопения тоже сохранились, но в малом количестве. Слава Богу, существуют еще источники в Греции на Святой Горе, на Синае и в других местах, где были большие центры грузинского монашества.

http://pravoslavie.ru/114028.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010