Монастырь Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Название мон-ря (букв. с груз. и с тур. языков - Четыре церкви), согласно преданиям местных грузин, связано с тем, что О. был построен 4-м после мон-рей Ишхани , Ошки и Хахули . О. впервые упоминается в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (1042-1044), составленном прп. Георгием Святогорцем . Согласно источнику, О. был основан до 965 г.- очевидно, в кон. 50-х - нач. 60-х гг. X в. В кон. 60-х гг. X в. сюда пришел прп. Иоанн Святогорец и от известных в то время местных старцев Моисея и Геласия принял постриг. Чуть позже здесь подвизались прп. Иоанн (Грдзелисдзе) и оставивший Ниноцминдскую кафедру свт. Арсений Ниноцминдский ( Георгий Мтацмидели. 1967. С. 42-44; Idem. 2009. P. 55-56). Монастырские здания были построены между 961 и 978 гг. На это указывают надписи асомтаврули («И(и)с(ус) Х(ристос), в(озвеличь) Да(вида)») на антефиксах, вставленных между облицовочными камнями (сев. неф и юж. пастофорий кафоликона, вост. часть сев. стены интерьера семинарии): в них Давид III не назван Куропалатом (в 961 он стал полновластным правителем Имиер-Тао, в 978 получил титул куропалата). Ок. 980 г. Давид III возобновил храм (надпись на фронтоне вост. фасада: Такаишвили. 1952. С. 83-84; КГН. 1980. Т. 1. С. 288; Джобадзе. 2007. С. 185, 195, 200-201). По мнению нек-рых исследователей, Давид III изображен в алтарной части кафоликона: над входом в диаконник сохранились фрагменты полуфигуры овеянного ореолом венценосца, в надписях над входом в жертвенник и около алтарной триумфальной арки читается имя Давид ( Схиртладзе. 2009. С. 27-29). Еще 2 ктиторские надписи сохранились в эпиграфике фасадов кафоликона. В надписи (асомтаврули, смешанное с нусхури) на зап. фасаде прочитываются имена неких Баадура и Гаиане; в надписи вост. части юж. стены упоминается эристав эриставов Хурси (возможно, великий эристав Хурси, погибший в 1021 и часто упоминавшийся в источниках) ( Такаишвили. 1952. С. 85-86; Схиртладзе. 2009. С. 24-27). В 9-строчной надписи на сев. фасаде церкви, расположенной к западу от кафоликона, указано, что церковь была построена в 984 г. свт. Арсением Ниноцминдским ( Baumgartner. 1996. S. 536-541; Схиртладзе. 2009. С. 31-33).

http://pravenc.ru/text/2581749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Зарзма [груз. ], в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (сер.- 3-я четв. IX в., возобновлен в 1989) Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в с. Зарзма, в ущелье р. Кваблиани, в 8 км к западу от пос. Адигени. Сведения об основании мон-ря прп. Серапионом Зарзмским (Зарзмели) содержатся в соч. X в. «Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели» (НЦРГ. А 69, XVI в.), написанном племянником прп. Серапиона и 5-м настоятелем З. прп. Василием Зарзмским . Мн. груз. ученые (П. Ингороква , В. Беридзе, М. Джанашвили , С. Какабадзе и др.), основываясь на данных Жития о том, что прп. Михаил Парехский - ученик и последователь одного из сир. отцов, прп. Шио Мгвимского (сер. VI в.), датируют период деятельности прп. Серапиона и время основания мон-ря VI-VII вв. Ко 2-й пол. IX в. относит деятельность прп. Серапиона Э. Челидзе ( Челидзе. 1991. С. 188-213). Однако в научной лит-ре принята т. зр. груз. ученых И. Джавахишвили и прав. Евфимия Такаишвили , датирующих деятельность прп. Серапиона сер.- 2-й пол. IX в., как установил груз. летописец Георгий Мерчуле время жизни современников прп. Серапиона, чьи имена упомянуты в Житии,- еп. Ацкурского Георгия Мацкверели и прп. Михаила Парехского. Данное предположение косвенно подтверждает и надпись на Зарзмской иконе «Преображение Господне» , датирующая оклад иконы, который был изготовлен при 4-м настоятеле мон-ря Павле, 886 г. Англ. картвелолог Д. Рейфилд считает, что З. был основан ближе к 865 г., а кончину прп. Серапиона относит приблизительно к 900 г. История Предыстория создания З., согласно Житию, начинается еще в мон-ре Парехи Кларджетской пустыни , где под упр. прп. Михаила Парехского подвизались прп. Серапион и один из его братьев, Иоанн. В источнике рассказывается, как однажды прп. Михаил во время ночной молитвы был восхищен на небо, где ему явился «благолепно, по-священнически одетый муж», повелевший немедленно отправить в «страну Самцхийскую» (Самцхе, Юго-Зап. Грузия) прп. Серапиона и Иоанна, «при этом он показал ему приметы места, на котором, найдя его, они должны были построить монастырь, чтобы в нем собрались многие души во славу Бога и Владыки всех».

http://pravenc.ru/text/182627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖОРДАНИЯ [груз. ] Гиви Георгиевич (29.12.1911, Тифлис - 3.09.2001, Кобулети), груз. историк, педагог, общественный деятель. Род. в семье юриста и этнографа Георгия Жордании и Нино Кумсиашвили, внук Ф. Д. Жордании . В 1929 г. с отличием окончил 1-ю тифлисскую среднюю школу, в 1930 г. поступил на исторический фак-т МГУ, по окончании был оставлен в аспирантуре, в 1937 г. защитил под рук. акад. С. Д. Сказкина канд. дис. «Экономическая политика правительства кардинала Ришелье». В конце того же года вернулся в Грузию, где читал курс лекций по истории Европы в Кутаисском и Горийском педагогических ин-тах. С 1940 г. доцент в Тбилисском гос. ун-те (ТГУ), с 1963 г. профессор. В 1961-1969 гг. возглавлял кафедру истории средних веков, в 1969-1991 гг.- кафедру новой истории ТГУ. В 1959 г. издал монографию по франко-русским отношениям в кон. XVI - 1-й пол. XVII в., в 1960 г. на ее основе защитил докторскую диссертацию, ввел в научный оборот мн. архивные материалы. Неск. трудов Ж. посвящены истории Кавказского музея в Тбилиси (ныне Национальный музей Грузии). В 1967 г. совместно с проф. Ш. Хантадзе подготовил к изданию 3-й т. сочинения Ф. Жордании «Хроники и другой материал для истории и литературы Грузии». В 1994 г. в соавторстве с З. Гамезардашвили выпустил книгу, посвященную деятельности римско-католич. миссии в Грузии в кон. XVI - 30-х гг. XVII в., где опубликовал архивные материалы, хранящиеся в Ватикане. Ж. изучал судьбу церковных ценностей и исторических памятников, вывезенных после революции 1917 г. из тбилисских музеев (Об-ва по распространению грамотности среди грузин, Об-ва истории и этнографии, Национального музея Грузии, Национальной галереи и т. д.), 24-летний период их пребывания во Франции, обстоятельства возвращения в Грузию, деятельность прав. Евфимия Такаишвили . Результатом этой работы стала монография «Возвращенные сокровища» (1983). Последние годы жизни Ж. посвятил расследованию обстоятельств убийства прав. Илии Чавчавадзе в с. Цицамури. Изучив архивный материал, он подготовил к изданию монографию, к-рая вышла в свет после его смерти (во время летнего отдыха утонул в Чёрном м.).

http://pravenc.ru/text/182335.html

Перенесение мощей священномученика Авива Некресского состоялось в Грузии 13 декабря, 2011. Новостная служба Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси 13 декабря. ПРАВМИР. Вчера, 12 декабря, Грузинская Православная Церковь отметила день памяти священномученика Авива Некресского, одного из 12 сирийских отцов, которые во главе с прп. Иоанном Зедазнийским проповедовали Христианство в Восточной Грузии в VI в. Мощи священномученика Авива Некресского из церкви св. Иоанна Крестителя, находящейся в 8 км от районного центра Кварели (Кахети, Восточная Грузия), были перенесены в монастырь Некреси, сообщает Седмица.ru . В кварельском выставочном зале им. праведного Евфимия Такаишвили открылась приуроченная к торжеству выставка. На ней представлены иконы и ряд других экспонатов, хранящихся в Национальном музее искусств Грузии. Также состоялся концерт духовной музыки, в котором участвовали хоры студентов Кварельской духовной семинарии им. священномученика Авива Некресского, учащихся Кварельской гимназии имения праведного Илии Чавчавадзе и ансамбль народной песни «Хеуро». Священномученик Авив стал первым епископом Некресской епархии. Он проповедовал среди горцев, проживавших в Арагвий­ском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Восточной Грузии. Святой Авив принял мученическую кончину: недалеко от Некреси на зороастрийском капище он погасил «священный» огонь, и персидский марзпан (наместник), обеспокоенный успешной проповедью архипастыря, обвинил его в том, что он «убил бога». Подвижник был брошен в тюрьму в Рехи, подвергся бичеванию и пыткам, затем был забит камнями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/perenesenie-moshhej-sv...

С юго-востока от кафоликона находится полуразрушенная 2-этажная церковь, выстроенная, очевидно, одновременно с его основной частью (до 965). Первый этаж, частично подземный, выложен из рваного камня, на 2-м этаже расположена церковь, построенная в технике opus mixtum и перекрытая цилиндрическим сводом. По сторонам апсиды находятся узкие и длинные пастофории. Здание семинарии и скриптория соединено поздней пристройкой. По архитектурным формам оно близко к трапезной Ошки. Строительство предположительно относится к 60-м гг. X в., когда вслед. увеличения числа братии, очевидно, возникла необходимость возведения просторных помещений. За монастырским оврагом, на вост. склоне стоит зальная церковь 2-й пол. X в. В 90 м от мон-ря на горе расположены 2 зальные церкви 2-й пол. X в. Они известны под названием Арсенисеули, т. к. на одной из них на вертикальной плите на юж. фасаде сохранилась надпись прп. Арсения Икалтойского с указанием даты постройки - 984 г. ( Baumgartner. 1996. S. 548-552; Схиртладзе. 2009. С. 31-32). По композиции оба храма сходны с 2-этажной церковью О. В 2 км от О., вверх по реке, с правой стороны, находятся развалины купольной церкви типа тетраконх, к-рая известна под названием Мухлджигилиси ( Такаишвили. 1952. С. 89). Ист.: Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тб., 1952; Георгий Мтацмидели (Святогорец), прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105 (То же: Idem (George the Hagiorite). The Life of Our Blessed Fathers John and Euthymios//Georgian Monks on Mount Athos: Two Eleventh-Century Lives of the Hegoumenoi of Iviron/Transl., notes, introd. T. Grdzelidze. L., 2009. Р. 53-96); Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: М. Сургуладзе, Т. Абашидзе. Тб., 2016. Т. 4: Груз. ист. док-ты XVI в. (на груз. яз.). Лит.: Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории груз. архитектуры. Тб., 1981; Алексидзе Н., Хоштария Д. Новые сведения о древностях Тао-Кларджети: Экспедиция 1990 г.//Лит-ра и искусство.

http://pravenc.ru/text/2581749.html

Чкондидская епархия ГПЦ ( Вардосанидзе. 2001. С. 171; Отарашвили. 2005). Начиная с 1-й пол. XIX в. М. обращал на себя внимание исследователей и ученых Ф. Дюбуа де Монперё ( Dubois de Montp é reux. 1839. P. 39-48), Броссе ( Brosset. 1849. P. 39-48), А. Н. Муравьёва ( Муравьев. 1848. С. 246-260), Д. З. Бакрадзе ( Бакрадзе. 1875. С. 96-97), А. М. Павлинова ( Павлинов. 1893. С. 46-57), Н. П. Кондакова ( Кондаков. 1890. С. 66-79), Ф. Жордании ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 172-174), прав. Евфимия Такаишвили ( Такаишвили. 1913/1914. С. 39-130). В 30-х гг. XX в. в архиерейском доме М. была открыта больница, колокольня подверглась разрушению; в 50-х гг. здесь разместилась турбаза ( Отарашвили. 2005. 5. С. 19). В 1988 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в М. возобновились богослужения, настоятелем был назначен свящ. Гоча Цаава. В 2007 г., когда Чкондидским епископом стал Петр (Цаава), М. был возвращен статус резиденции чкондидели и в нем возобновилась монашеская жизнь: на территории М. начали функционировать муж. мон-рь во имя ап. Андрея Первозванного и жен. мон-рь во имя равноап. Нины. Были проведены реставрационные работы, выстроены кельи, гостевой дом. М. имеет небольшое фермерское хозяйство, возобновлено виноделие, функционирует древний винный погреб, монахини занимаются вышивкой ( Вардосанидзе. 2010. С. 452). С 2005 г. постановлением Синода ГПЦ 25 сент., в день памяти св. Георгия Чкондидели, в М. проводится праздник чкондидлоба ( Отарашвили. 2005. 5. С. 6). Главный храм М. входит в т. н. группу церквей типа Мцхетского Джвари (586-604/5) и представляет тетраконх с широким центральным куполом и угловыми помещениями. Неоднократно подвергался переделкам. В плане внутреннее пространство храма образует крест, каждый рукав заканчивается полукруглой апсидой с конхой и коробовым сводом над продолжением рукава. В восточном рукаве 3 окна, в южном и северном - по одному над дверью. В X в. был выстроен зап. притвор, к-рый закрыл окна угловых комнат.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

В одном сравнительно позднем документе «Судебное разбирательство дела между сванами и тавадами (князьями) Джапаридзе» (1503) упоминается «хороший славный епископский купольный храм Распятия» в Зедкалаки (букв.- Верхний город: Холм, расположенный у слияния рек Боко и Чанчахи, близ с. Глола; С. Какабадзе отождествляет его с с. Геби); там хранились архиерейские омофор и саккос, украшенные камнями и жемчугом, утварь и книги, «что епископа и такого храма достойно». По всей вероятности, речь идет о резиденции никозели. В том же документе перечислены неск. церквей и мон-рей Н. е. Среди них - 2 мон-ря в сел. Хидура, один из к-рых - «большой купольный мон-рь Архангелов с двумя большими золотыми иконами, с 50 другими большими иконами, с 12 золотыми и серебряными лампадами» и книгами, среди к-рых названы Большой Обиход, Четвероевангелие, Апостол, Паремийник, Триодь Постная, Метафрас, Псалтирь, Толкования на Псалтирь и Евангелия. Отдельно среди ценностей упоминается палица настоятеля. Во 2-м мон-ре, к-рый назван Саджанским Диди-Сиони (Большой Сиони) во имя вмч. Георгия, находились 32 иконы и «монастырские книги». В с. Брили стояла «полностью украшенная» церковь «с 15 честными иконами и книгами», в с. Шода - ц. во имя вмч. Георгия, в с. Буба - «хорошая церковь... с хорошими крестами и иконами» (Письменные памятники Сванети. 1986. Т. 1. С. 114-115; Какабадзе. 1967. С. 53-54). Однако памятники в этом регионе практически не сохранились: по описаниям путешественников и исследователей древностей XIX - 1-й пол. XX в. Ф. Дюбуа де Монпере, М. Броссе, Д. Бакрадзе , П. С. Уваровой , прав. Евфимия Такаишвили, Г. Бочоридзе, большая их часть уже в то время была разрушена. В Двалети в 1-й четв. XI в. были выстроены Зругский храм , церковь Тли (ист. Жгелесхеви, ныне Мамисонское ущелье), по своим плановым и художественно-декоративным характеристикам аналогичная Зругскому храму, церковь Нар-Дзуар (к востоку от с. Нар) во имя вмч. Георгия (ныне все - в Алагирском р-не, Сев. Осетия). В XII в. Зругский храм и церковь Тли были расписаны.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Пер.: Мудрость Балавара. СПб., 1897. Изд.: Das Martyrium des heiligen Eustatius von Mzcheta/Hrsg. v. H. Harnak. B., 1901. P. 875-902 (на нем., груз. яз.); Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайской горы/Ред.: Н. А. Бердзенишвили, И. А. Джавахишвили. М.; Л., 1940 (на рус., груз. яз.); Георгий Мтацминдели. Житие Иоанна и Евфимия Мтацминдели/Ред.: И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1946 (на груз. яз.). Лит.: Джорбернадзе С. Основание и развитие Тбилисского ун-та//Тбилисский ун-т, 1918-1968. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. Иване Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Метревели Р. Иване Джавахишвили и Тбилисский ун-т. Тбилиси, 1996 (на рус., груз., англ. яз.); Бакрадзе А. , Джавахишвили Н. Описание личного архива Ивана Джавахишвили. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Барамидзе А. Г. И. А. Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Ломтатидзе Г. А. Иван Александрович Джавахишвили. Тбилиси, 1976; Кикнадзе Р. К. И. А. Джавахишвили и источниковедение истории Грузии. Тбилиси, 1976; Киквидзе А. , сост. Сб. к 100-летию со дня рождения академика Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Какулия Ш. Проблема человека в научном наследии И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Каландадзе А. Н. Иване Джавахишвили и археология Грузии. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Джорбенадзе С. М. Жизнь и деятельность Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1981, 19842 (на груз. яз.); Кодуа Е. И. Джавахишвили: Социологические и историко-филос. искания. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Коранашвили Г. Иване Джавахишвили: Попытка нового прочтения. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Иване Джавахишвили: Энцикл. словарь/Ред.: Р. Метревели. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Куталадзе Г. , Талахадзе И. , сост. Иване Джавахишвили: Библиогр., 1976-2004. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Коранашвили Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/171809.html

     Остались ли какие-то поучения древних грузинских отцов? Есть, но немного, потому что, как я уже сказал, Грузия постоянно претерпевала нападения, и завоеватели, враждебно относившиеся к христианству, без жалости уничтожали церкви и монастыри а, соответственно, письменные памятники, в которых хранились исторические сведения, свидетельства духовной культуры. Расцвет монашества пришелся на XII–XIII столетия, царствование Давида IV Возродителя, затем царицы Тамары. Но впоследствии вновь были века войн, разорений, раздела страны. В XVII веке, при шахе Аббасе приняли мученическую смерть шесть тысяч монахов в Гареджийской пустыне, теперь они пребывают в лике святых. Конечно не щадились при этом ни рукописи, ни книжные собрания… К сожалению, и правительство Российской империи в XIX веке руками своих чиновников, от которых трудно было ожидать понимания чужой национальной культуры, нанесло большой урон памятникам грузинской письменности, а также, например, церковной живописи – уничтожались фрески; из богослужения вытеснялся грузинский язык и т. п. Это известные факты. В 1917 году была восстановлена автокефалия Грузинской Церкви, но уже через несколько лет Грузия снова была окуппирована Советским Союзом и начались новые масштабные гонения…      Потери наших национальных ценностей, в том числе и церковных, были бы еще больше, если бы в 1921 году большая их часть не была вывезена за границу эмигрировавшим меньшевистским правительством Грузии. И если бы не самоотверженность одного человека – Евфимия Такаишвили, назначенного хранителем этого национального достояния. Сейчас он причислен к лику святых. В очень тяжелых условиях эмиграции он спас весь этот огромный бесценный материал – это были целые вагоны. Уже после Второй мировой войны, по договоренности между СССР и Францией, при личном участии Сталина, это наследие вернулось в Грузию, стало основой коллекций многих музеев, а рукописи поступили в Институт рукописей (с 2009 года – Грузинский национальный центр рукописей. – Ред.). Там хранятся переводы на грузинский Священного Писания, агиографические, литургические, гимнографические и другие труды разных авторов и переводчиков, среди них немало святых, подвижников. Например, преподобный Евфимий Афонский, Святогорец, настоятель Иверского монастыря на Афоне в конце X – начале XI века, и другие. Собственно грузинские богослужебные тексты, песнопения тоже сохранились, но в малом количестве. Слава Богу, существуют еще источники в Греции на Святой Горе, на Синае и в других местах, где были большие центры грузинского монашества.

http://pravoslavie.ru/114028.html

Возможно, она была вытесана в период царствования Баграта IV и во время управления Ишханской епархией архиеп. Антонием (I) (Там же. С. 29). План кафоликона и малой церкви мон-ря Ишхани. Чертеж экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. План кафоликона и малой церкви мон-ря Ишхани. Чертеж экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. В 1033 г. ишхнели архиеп. Иларион (II) (Масурис-дзе) пожертвовал И. Местийское Четвероевангелие (ИЭМС. Ркп. 1, 1033 г.). По его заказу был переписан также сборник аскетических сочинений (НЦРГ. А 35). Из надписи сер. XII в. (очевидно, 1155), выполненной на среднем нефе сев. стены кафоликона И. архиеп. Ишханским Игнатием, известно, что И. владел недвижимым имуществом. В частности, упоминается о возвращении И. царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56) с. Лозни, попавшего в залог. В бумажных вставках XVI в. в пергаменную рукопись песнопений св. Тбели Абусеридзе (НЦРГ. А 85, 1233 г.), сделанных при Ишханском архиеп. Аверкии каллиграфом Симеоном Каргаретели, сохранились сведения о том, что в XVI в. И. был действующим монастырем. Созданные в И. рукописи были использованы для составления Шатбердского сборника (НЦРГ. S 1141) и Пархальского Многоглава (НЦРГ. А 95), о чем сказано в колофонах последнего (подробнее о деятельности монастырей тао-кларджетской литературной школы см. в разд. «Монастырские школы» ст. Грузинская Православная Церковь ). После захвата Тао-Кларджети турками в кон. XVI в. произошла исламизация этой области. Историк XVIII в. Вахушти Багратиони в соч. «История царства Грузинского» характеризует Ишханскую крепость как «довольно твердую», упоминает «огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 681). В 1917 г. в И. побывала экспедиция Грузинского об-ва истории и этнографии под рук. Такаишвили, в ее составе находились инженер А. Н. Кальгин, художники Ладо Гудиашвили и Михаил Чиаурели (впосл. народный артист СССР), художник-график, архитектор и настоятель монастыря Вардзиа иером. Ипполит. Они выполнили точные замеры храмов, сделали чертежи, скопировали и зарисовали надписи и фрески. Такаишвили указал, что во 2-й пол. XIX в. в зап. приделе кафоликона устроили мечеть: помещение было отделено от восточной части храма, включающей 3 рукава, поперечной булыжной стеной с окном. Для входа в вост. часть были пробиты крупные бреши в сев. стене жертвенника и в зап. стене сев. придела. Парадную юж. дверь храма замуровали: здесь был устроен кюмбет (куполообразный водоем) ( Такаишвили. 1952. С. 26-27).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010