Живя в Иверском скиту, Старец в основном вырезал нательные кресты и кресты для освящения воды. Один маленький водосвятный крест он сделал изнутри пустым, а вокруг вырезал шестнадцать ликов разных Святых. Крест сделан с таким искусством, что видны все детали и даже ногти на пальцах у Святых. Старец выучился резьбе по дереву не у учителя — он был самоучкой. Он постарался освоить это искусство сам и стал превосходным резчиком. Творения его рук — помимо того что были совершенны внешне, излучали особую Благодать, потому что он делал их с благоговением и молитвой. Об искусстве резчика по дереву Старец говорил: «Христос на Кресте, Пресвятая Богородица, Святые должны на резных иконах выглядеть естественно, но одновременно и более тонко, более аскетично — так, чтобы через них было видно что-то духовное. Христос не должен выглядеть полным, тем более что перед тем, как Его распять, Ему ничего не давали есть». Старец советовал: «Если, вырезая икону, ты думаешь о том, где раздобыть дерево для рукоделия, то это не молитва. Однако если ты думаешь о том, как придать лику Христа должное выражение, то это молитва». Живя на Катунаках, Старец вырезал иконы, изображавшие Распятого Господа с предстоящими Пресвятой Богородицей и святым Иоанном Богословом. Также из лаврового дерева он делал ножи для разрезания бумаги с изречениями из Священного Писания. Эти ножи он раздавал в благословение людям. В келье Честного Креста Старец в основном делал штампованные иконки. Он выставлял их за калиткой и паломники брали, сколько хотели. Для штамповки иконок у Старца было несколько матриц, изображавших: икону Божией Матери «Сладкое Лобзание», Распятого Господа, святую Евфимию, преподобного Арсения, Святую Афонскую Гору, Богошественную Гору Синай, крест с копием и губкой — для пряжек на монашеских поясах. Самым трудным делом было изготовить матрицу. Сделав из стальной пластины овал или квадрат, Старец с помощью молотка и маленьких резцов собственного изготовления выбивал на стали «негативные изображения» той или иной иконы. Потом Старец шел в лес и искал особые деревья, которые годились для этого рукоделия — крушину и острию. Издалека на плечах он приносил срубленные деревья в келью, давал им подсохнуть, потом ножовкой разрезал их на косые «ломтики» и гладко шлифовал наждачной бумагой. Потом на огне он нагревал матрицы и с помощью ручного завинчивающегося пресса вдавливал их в подготовленные кусочки дерева. Иконки получались очень красивыми. Старец учил этому рукоделию и других отцов и даже давал им готовые матрицы.

http://pravmir.ru/249925/

Макарий принял мальчика в число духовных чад. В мон-ре в это время подвизались такие церковные писатели, как Антоний Мнате (груз.- пономарь; † 1085), составивший канон прп. Евфимию Святогорцу, Василий, сын груз. царя Баграта III, автор перевода с греч. языка «Лавсаика» и сочинений прп. Ефрема Сирина, прп. Иларион Твалели, к-рый стал наставником Г. С. Юноша изучал Свящ. Писание, церковное пение и устав. В 1022 г. прп. Георгий Хахулели вместе с Г. С., к-рый уже овладел искусством канонарха, переехал в Самцхе и стал духовником кн. Персо (Фероза) Джоджикисдзе, зятя груз. царя Баграта III, и его супруги. Вскоре Персо был оклеветан и визант. имп. Василий II казнил его за участие в заговоре. Вдова Персо была отправлена в К-поль, где 12 лет Г. С., сопровождавший ее, под рук. прп. Георгия изучал философию и риторику и достиг совершенства в знании греч. языка. В 1034 г. они возвратились в Триалети, затем юноша в Хахули принял постриг под духовным рук. прп. Илариона. Вскоре он тайно отправился в Иерусалим. Его попутчик оказался одержим злым духом, и ночью, во время грозы, у него случился приступ, Г. С. молился, и к утру его спутник полностью был исцелен. Как повествует Житие, на Дивной горе (близ Антиохии, Сирия; см. Чёрная Гора ) Г. С. встретил прп. Георгия Затворника († 1068), к-рый стал его духовным отцом. Следуя благословению подвижника, Г. С. 3 года провел в дивногорском груз. мон-ре Романацминда, после чего старец облек его в великую схиму и отпустил в Св. землю. По приезде Г. С. из Иерусалима старец Георгий, удостоверившись в духовной зрелости и просвещенности ученика, благословил его отправиться в Иверский мон-рь на Афоне и продолжить начатый св. Евфимием Святогорцем перевод необходимых для Грузинской Церкви богослужебных книг и творений св. отцов. Как повествует Житие, в Анатолии вмч. Георгий Победоносец в образе прекрасного юноши на белом коне перевел Г. С. через поток. Г. С. по смирению не обнаруживал своих глубоких знаний и был принят в мон-ре за простеца и невежду, исполнял различные монастырские послушания.

http://pravenc.ru/text/164429.html

Евфимия Святогорца; переведенные ранее сочинения, дополненные, исправленные и сверенные с греч. оригиналами Г. С. Их можно разделить по следующим темам. Библиологический пласт составляют: Псалтирь (Кекел. А 214 - здесь и далее указано хранение рукописей в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе Грузинской АН), Четвероевангелие (А 37), Апостол полный (А 34). Труды по экзегетике: Шестоднев Василия Великого (А 55), «О сотворении человека» свт. Григория Нисского (A 95), Толкование Песни Песней до 6-й гл. свт. Григория Нисского (A 59), Толкование на кн. Бытие свт. Иоанна Златоуста (Ath. 81). Труды по догматике: множество творений св. отцов - Григория Неокесарийского, Афанасия Александрийского, Иоанна Дамаскина, Василия Великого, патриарха Фотия, Игнатия Богоносца (15 посланий) и др. Литургика и гимнография: Великий Синаксарь (A 97), Октоих (A 93), Постная Триодь, Цветная Триодь, Профитологий (H 1350), Евангелие-лекционарий (H 1299), Великий Покаянный канон, Минея (на каждый день 12 месяцев - от 1 до 5-6 гимнографических канонов, собранных Г. С. из разных источников), Большой Требник (А 194), множество разного рода стихир, ирмосов, ямбических стихотворений и т. д. Труды по гомилетике: Книга прп. Феодора Студита «Поучения на Великий пост» (50 Слов, А 500), «Слово на Благовещение» свт. Софрония Иерусалимского (А 162), «Восхваление св. Феодору Тирону» Григория Нисского (А 55), «О чудотворениях Феодора» Нектария Константинопольского (А 272), «О Рождестве Христовом» прп. Иоанна Дамаскина (А 162). Труды по агиографии и истории: Мученичество св. Феодора Тирона (А 276), Мученичество св. Георгия Каппадокийского, «Осада Константинополя персами и варварами в 626 г.» (пространная редакция), «Об учениках Господа» сщмч. Дорофея Тирского (А 193). Среди переводов Г. С.- множество мелких статей об обязанностях священников, материалы III Вселенского Собора, неск. гимнографических канонов (преподобным Евфимию Святогорцу и Иоасафу (Н 1710) и др.), а также ямбические стихи с акростихами. Г. С. также является автором переводов апокрифов «Авгар, или Переписка царя Эдесского Авгара с Христом» (A 908), «Книги Иосифа Аримафейского, ученика Христа, о Воскресении Господа» (Ath.

http://pravenc.ru/text/164429.html

Иоанн Святогорец подвизался (958 г.) в Иверском монастыре. О его учёных трудах ничего неизвестно, но несомненно, он участвовал в переводе Библии на грузинский язык, хотя труд этот многими исключительно приписывается Св. Евфимию и Георгию. Св. Евфимий Афонский, умерший в 1028 году. Он перевёл с греческого «Правила VI вселенского Собора» и каноны Иоанна Постника ; «Жизнь и проповедь Ап. Андрея», «Краткий годичный Синаксарь», «Слово Иоанна Дамаскина о двух естествах Христовых», Лествицу Иоанна Синайского; стихиры на великий пост и др., «Учение о Вере Св. Ефрема Сирианина», обряд иноческого посвящения, молитвы на Св. Пятидесятницу, «Жизнь Евангелиста Иоанна», правила преподобных отцов Макария, Исаакия и Дорофея, правила Василия великого , толкование на Псалмы, жизнеописание многих мучеников и святых, правила Кассиана, «О чудесах Св. Ангелов», «Слово Максима Исповедника об восьми помыслах», «Слово Василия в. о зависти» и мн. др. Иоанн Грдзелис-дзе, жил при царе Баграте IV Куропалате (1027–72). Из его сочинений замечательны: «Опровержение магометова учения» и «Слово к Сарацинам об обращении к христианству». Иоанн Хахульский, прозванный Златоустом, современник предыдущего. В грузинских летописях находим о нём следующую заметку: «К царю Баграту явился Армянский учёный проповедник, именем Состень, с намерением поколебать в Грузии православие; никто не решался вступить с ним в прения о предметах веры. Наконец царь вызвал находившегося при Хахульском 17 архиепископе, некоего Евфимия Грдзели. Евфимий явился сильным противником пришельца, опроверг все его софизмы устно и письменно, так что Состень вынужден был со стыдом удалиться восвояси». Православию Грузин, утверждённому на незыблемом основании, которого, по слову Господа, и самый ад не одолеет, не раз угрожали подобные попытки иноверцев, старавшихся внести в него свои расколы и совратить с пути истины. Это заставляло пастырей того времени вооружаться против них тем же оружием, каким в свое время отстаивали православие св. Вселенские Учителя – Василии, Богословы, Златоусты... Следовательно, отечественному языку оставалось только усвоить их Боговдохновенные произведения. Поэтому-то они большей частью ограничивали свою деятельность переводом с греческого сочинений духовного содержания, которая с чистотою учения соединяла в себе правила жизни по разуму Евангелия. Естественно, что в таких обстоятельствах оригинальные произведения являлись редко, и если являлись, то все-таки предметом имели религию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, рисуя таким образом некоторые светлые черты из дивной жизни преподобного, что можем мы сказать надлежащим образом о сердечных качествах, – именно: о милосердии, кротости и безгневии, о сострадательности ко всем и каждому, равно как и о постоянных его подвигах молитвенных и о всех свойствах иноческого образа, которые возвышают человека над всем чувственным и видимым и прежде времени доставляют ему ангельское безстрастие и Божественную славу? Это выше всякого описания и человеческой речи. При всех этих, так сказать, сокровенных и внутренних свойствах преподобный Евфимий и по обстоятельствам внешним оставался для всей Святой Горы украшением и славой, так что где требовала нужда каких-нибудь царственных пособий и святогорские отцы просили его ходатайства пред императором, – он с удовольствием принимал на себя труд лично ходатайствовать пред ним и просить о пользах Святой Горы. А император, зная его с давнего времени и постоянно слыша прекрасные отзывы о святой его жизни, с особенной внимательностью и чувством уважения принимал его просьбы и тотчас исполнял их. Так случилось, когда на Святой Горе проявились некоторого рода нестроения, святой Евфимий по просьбе отцов немедленно отправился в Константинополь, и следствием сего были для Святой Горы желанный мир и тишина, а для самого преподобного – страдальческая кончина. Находясь там, он по надобности отправился однажды на муле, в сопутствии инока, в часть города, называемую Платия. На одной улице сидел нищий и просил милостыни. Сострадательный Евфимий, не трогаясь с мула, хотел продать просившему что-нибудь, но безсмысленное животное, испугавшись движений нищего, одичало, понеслось вдоль улицы, и преподобный, не в силах будучи удержать его, был сброшен на землю и разбился смертельно. Стеклись христиане, подняли его и едва дышащего отнесли в дом, где он останавливался тогда в Константинополе. Преподобный не смог оправиться от убийственного удара и чрез несколько дней мирно предал святую свою душу Господу, 13 мая. Так судил Господь преподобному Евфимию окончить подвижническую свою жизнь! А в проявление святости и дерзновения его пред лицом Своим тотчас прославил его: от священных мощей преподобного потекло много исцелений и чудес. Впоследствии мощи его перенесены были на Святую гору и положены в обители честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленной преподобным Евфимием и прозванный потом Иверской, во славу Отца и Сына и Святаго Духа, единого Божества и Аминь.

http://isihazm.ru/1/?id=1826

12) игуменья Стефана (Бандура), настоятельница Зимненского Святогорского женского монастыря; 13) протоиерей Василий Яковчук, секретарь Комиссии по канонизации святых Киевской епархии, преподаватель Киевской духовной академии и семинарии; 14) протодиакон Василий Марущак, клирик Симферопольской епархии. ЖУРНАЛ 35 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия о назначении монахини Евфимии (Дасаровой) на должность настоятельницы Свято-Архистратиго-Михайловского женского монастыря Харьковской епархии Украинской Православной Церкви (г. Лозовая Харьковской области) с возведением ее в сан игумении и возложением наперсного креста по должности. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Евфимию (Дасарову) на должность настоятельницы Свято-Архистратиго-Михайловского женского монастыря Харьковской епархии Украинской Православной Церкви (г. Лозовая Харьковской области) с возведением ее в сан игумении и возложением наперсного креста по должности. ЖУРНАЛ 36 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, об установлении дня памяти Собора всех святых воинов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить установление празднования дня памяти Собора всех святых воинов в Неделю по Воздвижению Креста Господня. 2. Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 37 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Нежинского и Прилукского Иринея об освобождении от должности наместника (игумена) Свято-Николаевского Пустынно-Рыхловского мужского монастыря Украинской Православной Церкви (с. Рыхлы Крупского района Черниговской области) архимандрита Гурия (Фирова) и назначении на эту должность иеромонаха Елисея (Ткаченко) с возведением в сан архимандрита.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Иоанн Хахульский. Икона. XX в. (частное собрание) [Хахульский; Окропири; груз. ] (X-XI вв.), прп. (пам. груз. 10 марта) Грузинской Православной Церкви, мон. расположенного в Кларджетской пустыни монастыряря Хахули (ныне на территории Турции). Сведения о нем сохранились в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев (Мтацмидели), написанном прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели), а также в колофонах 2 груз. рукописей, хранящихся в Иерусалимской Патриаршей б-ке рукописей. Предполагают, что И. Х. подвизался в груз. Иверском монастыре на Афоне и именно его прп. Георгий Святогорец упоминает как афонского сподвижника и друга прп. Евфимия:«Многие достойные и святые мужи приходили к нему (прп. Евфимию.- Э. Г.)... Арсений Ниноцмидели и Иоанн Хахулели и Окропири» (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 95). Считается, что прп. Георгий назвал И. Х. Окропири (груз.- Златоуст), т. к. преподобный славился ораторским искусством. И. Х. как заказчик рукописи упоминается в сборнике Поучений свт. Кирилла Александрийского (Hieros. Patr. 123, XI в. Л. 2 [Цагарели]; Hieros. Patr. 151 [Блейк]), как переписчик - в Минее на февр. (Hieros. Patr. 35, XI в. Л. 252-252 об. [Цагарели]), известной по описанию А. Цагарели и по сведению исследовавшего ее архим. сщмч. Григория (Перадзе) ; позже рукопись была передана в одну из б-к Вены. По мнению Цагарели, «писец этой рукописи... вероятно, известный архиепископ Иоанн Хахулели, прозванный за красноречие Окропири, который жил и подвизался при царе Баграте III, † 1014 г.» ( Цагарели. 1888. С. 164, 179). И. Х. был хорошо известен в позднее средневековье; груз. гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) писал о нем: «Окропири имя, золотой голос Иоане, взошел, как солнце, в Хахули, просветитель грузин и абхазов, любящий мудрость, фразу прекрасную, достойный похвалы» (НЦРГ. А 602; Н 192; S 1; РНБ. E 65; еще в 8 рукописях - Антоний I (Багратиони). 1972. С. 164, 700, 701). Некоторые грузинские исследователи отождествляют И. Х. с груз. писателем и проповедником того же времени архиеп. Иоанном Болнели. Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888. С. 164, 179; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Bibliothèque patriarcale grecque à Jérusalem//ROC. 1922/1923. Vol. 23; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 2. С. 454-456; Антоний I (Багратиони). Мерное слово/Ред.: Р. Барамидзе. Тбилиси, 1972. Т. 1. С. 164, 700, 701 (на груз. яз.). Лит.: Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2002. С. 39; Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 408. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/471537.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН ОЛИМПИОТ [греч. Γερμανς Ολυμπιτης], иером., греч. писатель, переводчик, переписчик певч. кодексов (1688/89-1760). Судя по второму прозвищу - Κρητικς, происходил с о-ва Крит ( Α. Λ. Β. ). Согласно записям, оставленным Г. О. в рукописях, в 1711 г. он пришел на Св. Гору, где в 1718/19 г. начал обучаться грамоте, в 1721 г. поселился в келлии мон-ря Симонопетра ( Герцман. Т. 1. С. 333), впосл. жил в мон-ре Св. Троицы на Олимпе. Написал «Албанскую грамматику» и соч. «О критской музыке», перевел с тур. языка «Грамматику великого везира Ибрагима». Среди сохранившихся певч. сборников, принадлежащих перу Г. О., первое место по числу списков занимает Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр. Это датированные рукописи Vatop. 1470 et 1481 (1714 г.), Ivir. 473 (1720 г.), Ivir. 694 (1721 г.), Ivir. 465 (1743 г.), Ivir. 989 (1743 г.; список создан в Литохороне близ горы Олимп, содержит славники и самогласны на литии прп. Евфимию Святогорцу Иверскому - вероятно, ркп. предназначалась для Иверского мон-ря), БАН. РАИК. 50 (1749 г.; кодекс написан в Веррии), БАН. РАИК. 46 (1750 г.; согласно записи, ркп. создана «в монастыре», вероятно Св. Троицы), Patm. 478 (1753 г.), БАН. РАИК. 51 (1754 г.) и недатированная Athen. Ben. T A 105. Из др. типов певч. сборников, выполненных Г. О., сохранились списки: Ирмология Баласиса Chil. 37 (1720 г.) и Athen. Bibl. Nat. 967 (1748 г.), Анастасиматария Хрисафа Нового (часто вместе с Анфологией) - Chil. 67 (1721 г.), РНБ. ОЛДП. О. 117 (1729-1731 гг.), Gregor. 24 и Athen. Bibl. Nat. 2222 (оба - 1736 г.), Meteor. Stephan. 65 (1744 г.) и Athen. Bibl. Nat. 2220 (1745 г.), Анфологии - Pantokr. 242 (1733 г.) и Pantel. 901 (1734 г.), Анфологии литургии - Матиматария - Pantel. 901 (1734 г.; написан вместе со свящ. Афанасием из Галаты). Лит.: Α. Λ. Β. Γερμανς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 388; Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 2. Σ. 174, 177, 178, 634-635; Τ. 3. Σ. 846; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1. С. 331-332; 1999. Т. 2. С. 174, 177, 178, 221, 242. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/164807.html

1884. Т. 2. 7/8. С. 181-229 (отд. отт. СПб., 1884); Феофан Керамевс, архиеп. Тавроминский Х в. и проповедник//Странник. 1884. 5. С. 3-23; 6. С. 161-181; 7. С. 453-473; Из Царьграда во святый град Иерусалим (в 1893 г.)//ДЧ. 1894. Май/июнь. С. 264-295; Авг. С. 623-636 (отд. отт.: М., 1894). Изд.: Геннадий (Георгий) Схоларий, патр. Константинопольский. Разговор. Новгород, 1896; он же. Новый мыслитель, или Туманная болтовня. Новгород, 1896; Записки о мученичестве св. Арефы и других с ним в г. Негране, служащие к пояснению истории христианства в южной Аравии VI в.//Странник. 1873. 6. Отд. 1. С. 217-262; Мануил Пелопоннесский, великий ритор. Ответ иеропсалту, Герасиму иеромонаху: О богоначальном мановении//ЧОЛДП. 1884. 1, 3; он же. О Марке Ефесском и Флорентийском соборе и проч.//ХЧ. 1886. Ч. 2. С. 102-162; он же. Ответ доминиканцу Франциску//ЧОЛДП. 1889. 7/8. С. 79-97; он же. Сочинение, написанное для уяснения догмата об обожении плоти Господа нашего Иисуса Христа и о прославленном Его состоянии//Там же. 1890. 5/7. (Прил.); Григорий Кипрский, патр. Константинопольский. Похвальное слово Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому//Там же. 1889. 3/5. Прил. С. 1-70 (отд. отт. М., 1889); Иосиф Студит, еп. Фессалоникийский. Похвальное слово св. вмч. Димитрию Солунскому//Там же. 1890. Вып. 2; Арефа, митр. Кесарии Каппадокийской. Проповедь на 1-й псалом. М., 1891; Матфей Властарь. Письмо к принцу Кипрскому Гюи де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия. М., 1891; Нил Диазорен, митр. Родосский. Четыре неизданных произведения. М., 1891; Три статьи неизвестного греческого писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии. М., 1892; Мефодий, архиеп. Константинопольский, свт. Слова о святых иконах//ЧОЛДП. 1893. Вып. 11/12. (Прил.; отд. отт.); Некоего митрополита Ефесского, XIII в., неизданное доселе произведение. М., 1893; Григорий Палама, свт. Три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895; Нил Дамила, иером. Ответ греколатинянину монаху Максиму на его письмо в защиту латинских новостей в вере/Ред. греч. текста и пер. еп. Арсения (Иващенко) и Е. Ловягина. Новгород, 1895; Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу. М., 1895; Николай Гидрунтский (Отрантский), игум. греч. мон-ря в Казулах. Три записки о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных. Новгород, 1896; Николай, еп. Мефонский. 2 неизданных произведения: Против латинян по поводу клеветы их на Духа Святого. Об опресноках. Новгород, 1897; Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. Новгород, 1897; Филофей, Патр. Константинопольский. Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость созда Себе дом». Новгород, 1898; Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Юрьев, 1899; Димитрий Кидонис. О презрении смерти. СПб., 1900; Михаил Акоминат, митр. Афинский. 4 неизданные беседы. Новгород, 1901.

http://pravenc.ru/text/76230.html

— Опускай твой меч, только смело и метко, — и в ту самую минуту сильная рука палача опустила меч, и священная глава отделилась от многострадального тела, а праведная душа отлетела в обитель Небесного Отца, в понедельник, 1 мая 1816 г., в шесть часов пополудни. Как только Григорий узнал о кончине св. мученика, первой его заботой было купить у караульных солдат мощи Акакия; для этой цели он сделал предложение некоторым христианам, которые охотно согласились пожертвовать кто что мог, и таким образом составилось восемьсот пиастров, которые были заплачены алчным туркам, а тело мученика с подобающей честью взяли и перенесли на тот самый корабль, который привез святого в Константинополь, так как начальник корабля по любви к мученику согласился ожидать его кончины и отвезти Григория вместе с телом преподобномученика обратно на Св. Гору. В пять часов ночи корабль снялся с якоря и, управляемый рукой Всевышнего, благополучно достиг Афона. Мощи св. мученика были перенесены с корабля в ту самую келью, в которой он подвизался еще при жизни, и с благоговением погребены в новосозданном храме, в честь прежде него пострадавших двух св. преподобномучеников — Евфимия и Игнатия. Благоприятными молитвами преподобномученика Акакия, да сподобимся и мы получить Царство Небесное, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава, честь и держава, всегда и в бесконечные веки. Аминь. В тот же день вместе с св. Акакием совершается память и св. преподобномучеников: Евфимия (см. житие его 21 марта) и Игнатия (см. житие 20 октября). Святые главы всех трех сих преподобномучеников находятся ныне в русской на Афоне обители св. великомученика Пантелеимона. Есть им и отдельная служба, изданная Новонямецким монастырем: «Служба святым преподобномученикам Евфимию, Игнатию и Акакию», Спб, 1871 г., 24, 39 стр. Память преподобного отца нашего Преподобный отец наш Никифор был, по свидетельству святогорца Никодима, латинянин родом, но принял впоследствии исповедание святой православной Восточной Церкви и проводил подвижническую жизнь в пустыннейших местах святой Афонской Горы. Он процветал в сороковых годах четырнадцатого столетия и вместе с богомудрым и преподобным Феолиптом (впоследствии — святителем Филадельфийским) был наставником и руководителем Григория Фессалоникийского (Паламы) в изучении высочайшего учения подвижнического любомудрия, как тот сам о том свидетельствует в своих писаниях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010