В соборе находится икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Написана она масляными красками на кипарисовой доске. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан. Образ Богородицы, согласно надписи, – «дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков-патриотов отцу-настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубокое, Литовской епархии, Виленской губернии, Дисненского уезда, священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сея церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям, селению и по всему округу православным жителям…» Из документов, собранных бывшим настоятелем собора в Глубоком, протоиереем Серафимом Гоголушко, известно, что образ принесен в июне 1911 года крестным ходом при участии многочисленного духовенства. В течение 3 суток богомольцы с иконой прошли 36 верст, останавливаясь по пути во всех населенных пунктах. В Глубоком икону встречало множество людей, в том числе и сестры Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила. Несмотря на позднее время было совершено богослужениие с акафистом Божией Матери. Архиепископ Виленский и Литовский составил рапорт императору о торжестве, на что получил ответ: «Прочел с удовольствием. Николай». Глубокский образ Богородицы издавна известен своими чудотворениями. Интересен собор и своими подземельями. Несколько столетий его подвалы служили подземной усыпальницей для монахов, здесь же покоились и останки фундатора монастыря Иосифа Корсака. В 1831 г. кармелиты поддержали восстание против царского правительства, поэтому подземелье стало местом для хранения арсенала оружия, лечения раненых и укрытия для повстанцев. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников “русской освободительной армии Родионова”, воевавших на стороне фашистов. После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ХАХУЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоанн Хахульский Литература Использованные материалы   Hieros. Patr. 123, XI в. Л. 2 [Цагарели]; Hieros. Patr. 151 [Блейк   Hieros. Patr. 35, XI в. Л. 252-252 об. [Цагарели]. Текст известен по описанию А. Цагарели и по сведению исследовавшего ее архим. сщмч. Григория (Перадзе) ; позже рукопись была передана в одну из библиотек Вены . Предположительное отождествление сделано Цагерели (см. Цагарели А., Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае, СПб., 1888, с. 164, 179).   Основанием для этого предположения служит упоминание преподобного Георгия Святогорца , который, говоря о преподобном Евфимии Святогорце , пишет: " Многие достойные и святые мужи приходили к нему [т. е. к прп. Евфимию] ... Арсений Ниноцмидели и Иоанн Хахулели и Окропири " . См. ПДГАЛ, 1967, т. 2, с. 95. По кн. о. Захарии Мачитадзе - Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 118-120 (в русском переводе на сайте ) уход на Афон случился около 1019 года. Однако, если верно то что он отправился на Афон с преподобными Арсением и Иоанном, эта датировка ошибочна, т.к. святой Арсений скончался в 1018 году.   Относительно личности Иоанэ Болнели в науке долгое время существуют разногласия. Ряд историков (А. Цагарели, М. Джанашвили и К.Кекелидзе и др.) считают что Иоанэ Болели и Иоанэ Хахулели - одно и то же лицо, бывшее вначале епископом в Болниси , а затем получившее кафедру в Хахули . Другие исследователи (П.Ингороква, Р.Барамидзе, И.Лолашвили, М.Тархнишвили и др.) отрицают соображение об идентичности Иоанэ Хахулели и Иоанэ Болнели и иначе датировали эпоху деятельности последнего. См., например, Чумбуридзе, Т. З., " Жизнь и деятельность Михаила Тархнишвили " , автореферат диссертации по филологии,   Так определяет последовательность В. Силогава в ст. " ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I " , Православная энциклопедия, т. 13, сс. 191-229, http://www.pravenc.ru/text/638558.html   НЦРГ. А 602; Н 192; S 1; РНБ. E 65; еще в 8 рукописях - Антоний I (Багратиони), ред.: Р. Барамидзе, Мерное слово (на груз. яз.), Тбилиси, 1972, т. 1, с. 164, 700, 701. Редакция текста от: 25.07.2021 16:00:43 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/10711.html

Под определениями 7 вселенского собора первым за епископами подписался Савва архимандрит и игумен монастыря Студийского. Цимисхий поручает Студийскому игумену Евфимию уладить несогласие между святогорцами, и первый устав для тамошних общежитий был составлен с его одобрения (Порф. Афон. I, 89). Грамотой патриарха Матфея (1381 г) студийскому игумену усвояется первенство между архимандритами или, лучше сказать, подтверждается, право, которым он пользовался издревле. Второе место занимает настоятель Манганского монастыря, третье – Предтечи в Петре (Acta Fatriarchat. I, p. 22–23) Студийские настоятели принимают участие в делах церковных, стоят в близких отношениях ко двору, дают из своей среды патриархов, а их имена занимают почётное место в подписях и правительственных актах. Наконец, перед нами проходит целый ряд царственных лиц и знатных византийцев, которые добровольно, или поневоле, принимают здесь монашество и ищут покоя от треволнений и интриг тогдашней общественной жизни. Между покровителями монастыря особенно выдаётся император Константин Дука, проведший здесь остаток дней по отречению от престола, и его супруга. По словам Скилицы, она украсила пречестный храм Предтечи и так много сделала для монастыря, что описать всё это было бы трудом Геркулеса (Patr. t. 122, col. 380. Cf. Du Gang. Famil. Byzant. p. 170–171). Приняв монашество в Мирилейском монастыре, она просила студийского игумена похоронить её на братском кладбище. При занятии Константинополя крестоносцами, Студийский монастырь много пострадал от неприятелей и сделался жертвой пожара, но не был разрушен совершенно. Это видно из слов Георгия Акрополита, который, рассказывая о торжественном въезде Михаила Палеолога в отнятую у Франков столицу, говорит, что император ехал с иконой Одигитрии от Влахернского монастыря и по дороге заезжал в Студийский монастырь. Здесь он оставил икону, и, сев на коня, направился к Софийскому собору (Georg. Acrop. Annal. Patr. t. 140, col. 1217). Константин Палеолог восстановил монастырь, и в этом виде он продолжал существовать до завоевания Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

51 Приведенные за этим в рукописи описание приема у коптского патриарха и разговор с ним преосвящ. Порфирия напечатаны слово в слово в Путешествии по Египту и в монастыри Св. Антония Великого и преподобн. Павла Фивейского в 1860 году. Спб. 1856, стр. 118–120, м в Отрывках из путешествия в египетские обители, помещенных в Литературных прибавлениях в Журн. Минист. Народн. Просвещ. 1855, стр. 5–8. Ред. 53 Смотри все это в моем альбоме на листах от 15 до 27-го. П. – Заглавие альбома см. выше, стр. 23–24, примеч. 1. ед. 55 (Первые 29-ть) картин смотри в моем Египто-Синайском альбоме, на листах начиная с 26 до последнего 70-го. П. – Заглавие альбом см. выше, стр 25, примеч. 1. Ред. 56 Оно помещено в особом сочинении моем о священной живописи на Востоке и Западе. П. – В указанном сочинении изображение не находится; оно помещено в альбом XIX, о котором см. у Сырку в Описании бумаг еп. Порфирия, стр. 394. Ред. 57 Все рисунки с 31 до 48-го помещены при моем сочинении о священной живописи на Востоке и Западе под заглавием: Живопись книжная. 58 Перечень на арабском языке всех арабских книг Синайского монастыря (м. у Сырку в Описании бумаг еп. Порфирия, стр 325–351. Ред. 60 Эта рукопись принадлежит ныне Императорской Публичной Библиотеке. См. Отчет за 1883 г., стр. 178, 16. Она подробно имследована бароном В. Р. Розеном в его книге: Император Василий Болгаробойца. Спб 1883, где напечатаны и довольно обширные отрывки из нее. Ред. 61 Смотри их в моем каталоге синайских рукописей. П. – Об этом каталоге см. у Сырку в Описании бумаг еп. Порфирия, стр. 353. Ред. 62 Вопросы святогорских монахов святейшему патриарху Николаю. Нач. Из нашей лавры послан был брат к святости твоей вопросять. Ред. См. там же в каталоге. 65 Того же (Никона) о духовных братьях наших, называемых Цатами. Копия с питтакиона патриаршего, посланного к господину Евфимию, патриарху Иерусалимскому. Ред. 66 Копия с питтакиона, посланного тому же патриарху игуменом монастыря, что на Дивной Горе, Св. Симеона, монахом Петром. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Но, рисуя таким образом некоторые светлые черты из дивной жизни преподобного, что можем мы сказать надлежащим образом о сердечных качествах, — именно: о милосердии, кротости и безгневии, о сострадательности ко всем и каждому, равно как и о постоянных его подвигах молитвенных и о всех свойствах иноческого образа, которые возвышают человека над всем чувственным и видимым и прежде времени доставляют ему ангельское бесстрастие и Божественную славу? Это выше всякого описания и человеческой речи. При всех этих, так сказать, сокровенных и внутренних свойствах преподобный Евфимий и по обстоятельствам внешним оставался для всей Святой Горы украшением и славой, так что где требовала нужда каких-нибудь царственных пособий и святогорские отцы просили его ходатайства пред императором, — он с удовольствием принимал на себя труд лично ходатайствовать пред ним и просить о пользах Святой Горы. А император, зная его с давнего времени и постоянно слыша прекрасные отзывы о святой его жизни, с особенной внимательностью и чувством уважения принимал его просьбы и тотчас исполнял их. Так случилось, когда на Святой Горе проявились некоторого рода нестроения, святой Евфимий по просьбе отцов немедленно отправился в Константинополь, и следствием сего были для Святой Горы желанный мир и тишина, а для самого преподобного — страдальческая кончина. Находясь там, он по надобности отправился однажды на муле, в сопутствии инока, в часть города, называемую Платия. На одной улице сидел нищий и просил милостыни. Сострадательный Евфимий, не трогаясь с мула, хотел продать просившему что-нибудь, но бессмысленное животное, испугавшись движений нищего, одичало, понеслось вдоль улицы, и преподобный, не в силах будучи удержать его, был сброшен на землю и разбился смертельно. Стеклись христиане, подняли его и едва дышащего отнесли в дом, где он останавливался тогда в Константинополе. Преподобный не смог оправиться от убийственного удара и чрез несколько дней мирно предал святую свою душу Господу, 13 мая. Так судил Господь преподобному Евфимию окончить подвижническую свою жизнь! А в проявление святости и дерзновения его пред лицом Своим тотчас прославил его: от священных мощей преподобного потекло много исцелений и чудес. Впоследствии мощи его перенесены были на Святую гору и положены в обители честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленной преподобным Евфимием и прозванный потом Иверской, во славу Отца и Сына и Святаго Духа, единого Божества и Царства [ 131 ]. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1363 . Kallistos Ware. The Sacrament of Baptism and the ascetic life in the teaching of Mark the Monk//StPatr 1970. 10:1. 441–452. (TU 107). 1364 . Khalifé I. A. L’inauthenticité du «De temperantia» ( ΚΕΦΑΛΑΙΑ ΝΗΠΤΙΚΑ)//Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949–1950. 28. 61–66. [Трактат является центоном из Сотниц преп. Максима Исповедника и Макария/Симеона]. 1365 . Khalifé I. A. Les traductions arabes de Marc l’Ermite//Mélanges de l’Université de S. Joseph. Beyrouth 1949–1950. 28. 139–217. 1366 . Krüger P. Überlieferung und Verfasser der beiden Memre über das «geistige Gesetz» des Mönches Markus//OS 1957. 6. 297–299. 1367 . Krüger P. Zum theologischen Menschenbild Babais des Grossen nach seinem noch unveröffenlichten Kommentar zu den beiden Sermones des Mönches Markus über «das geistige Gesetz»//OrC 1960. 44. 37–73. 1368 . Peterson E. Die Schrift des Eremiten Markus über die Taufe und die Messalianer//ZNW 1932. 31. 273–288. 1369 . Quasten J. Mark the Hermit//Quasten. Patrology-3 4 .308). 504–509. [Библ.]. См. также 7 .181. Варсануфий и Иоанн 25 CPGS 7350; DS 1. 1255–1262; DHGE 6. 945–946; BibS 2. 839–840 Варсануфий – египетский монах кон. V-nepb. пол. VI в. Преп. Иоанн Газский – вместе с Варсануфием, автор многочисл. писем о духовной жизни и монашеском подвиге. Собрание этих писем, имеющих форму вопросоответов, быстро стало высокоавторитетным источником духовного научения в монашеской среде, войдя в аскетич. классику. 1370 . Краткое сведение о святом Варсануфии//ХЧ 25. 1827. 249–252. [Перевод-пересказ ср.-векового лат. Жития]. Издания греч. оригинала вопросоответов: В PG лишь небольшие фрагменты: PG 86/1, 892–901 [ответы относительно учения Оригена , Евагрия и Дидима]; PG 88, 1812–1820В [ответы преп. Иоанна на вопросы аввы Дорофея ]. 1371 . Ββλος ψυχωφελεσττη περιχουσα ποκρσεις διαφροις ποθσεσιν νηκοσας συγγραφεσα μν παρ τν σων κα θεωφρον πατρων μν Βαρσαννουφου κα ωννου, πιμελς δ διορθωθεσα, κα τ τν σων Βιογραφα, κα πλατυττ πνακι πλουτισθεσα παρ το ν Μοναχος λαχστου Νικοδμου γιορετου... Venetiis 1816. Данное изд. преп. Никодима Святогорца (и, соответственно, все переводы с него, в т.ч. рус.) ненадежно текстологически. Письмо 58 принадлежит Павлу Исихасту; 150, 152, 154, 156 – Евфимию Исихасту. Улучш. переизд.: Shoinas S.N. (изд.). Volos 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Василий (Багратиони), сын царя Баграта III, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Василий (Багратиони), сын царя Баграта III, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Василий (Багратиони), сын царя Баграта III, прп. Преподобный Василий, сын царя Баграта III (XI в.), подвизался в Хахульской обители (южная Грузия, ныне территория Турции) и руководил церковно-духовным просветительством южной Грузии. Иоанн Батонишвили (Багратиони), известный этнограф XVIII века в своем сочинении " Калмасоба " так характеризует его: " Василий Багратиони был глубоко просвещенным в философии и богословии. Он владел несколькими языками и занимался переводами, создавая высоко ценимые риторико-ораторские сочинения. Совершенного в монашестве и церковно-духовном образовании преподобного Василия называли драгоценностью Грузии " . Вахушти Батонишвили (Багратиони), известный историк и географ XVIII века в своём сочинении " Древняя история Грузии " , делая обзор культурного развития Грузии времён Баграта IV, в числе выдающихся церковных деятелей называет Василия: " Переводчиками того времени были: Василий, сын Баграта: " В " Житии Георгия Святогорца " автор - Георгий Малый - вспоминает подвижника Хахульского монастыря " Великого Василия, сына царя Баграта III, который в тот период был пастырем и просветителем нашей страны " . Впоследствии преподобный Василий отправился на Афон и пребывал там до самой смерти. Там и написал святой Василий " Воспевание святому отцу Евфимию " . Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий (Багратиони), сын царя Баграта III, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3634

Помимо Киприана, среди учеников Феодосия Тырновского тогда же оказался в Константинополе и Евфимий Тырновский, о пребывании которого в 1364-1365 гг. сообщается в «Похвальном слове свт. Евфимию Тырновскому» Григория Цамблака. Незадолго до этой поездки в 1360 г. на соборе в Тырново по инициативе Феодосия Тырновского были осуждены еретики, « от еврейских ересов зле мудрствующих ». В 1371 г. сразу же по возвращении Евфимия Тырновского со Святой горы Афон был основан монастырь Св. Троицы, ставший оплотом борьбы с еретиками. Приезд Феодосия Тырновского вместе со своими учениками в Константинополь вряд ли был случайным, учитывая тот факт, что после кончины патриарха Каллиста во время дипломатического визита в Сербию в 1363 г., самое заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Византии стал вновь оказывать Филофей (Коккинос). С 1353 по 1355 гг. Филофей († 1379) уже занимал патриарший престол, но был вынужден удалиться на Святую гору Афон. Вместе с ним в 1355 г. принял монашеский постриг василевс Иоанн Кантакузин (в иночестве – Иоасаф), также вынужденный покинуть императорский престол. Иоанн-Иоасаф Кантакузин († 1383) и патриарх Филофей (Коккинос) были решительными сторонниками святогорского исихазма во главе со свт. Григорием (Паламой) († 1359). Как известно, именно константинопольский патриарх Филофей (Коккинос) канонизировал свт. Григория (Паламу) на церковном соборе в апреле 1368 года; ему же принадлежит принятая в Церкви кодификация учения Паламы, т.е. соответствующие параграфы Синодика в неделю Православия, названные А.Ф.Лосевым « наиболее зрелым плодом византинизма ». В Кантакузине-императоре современники видели монаха, поскольку « с самого начала своей карьеры Кантакузин был тесно связан с антилатинскими, монастырскими, исихастскими и вообще ведущими церковными кругами, особенно с Григорием Паламой, который стал во многом его alter ego ». По свидетельству его друга патриарха Филофея (Коккиноса), « этот замечательный император издавна был одержим божественным стремлением и страстным влечением к отшельничеству», православием и апостольскими и отеческими догматами он гордился больше, чем императорской короной и багряницей ».

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

исп. Полиевкт Карбелашвили , Кекелидзе, Ж. Б. Тибо) - что это термин музыкальный. Л. Джгамаия обнаружила упоминание о мехури в 2 завещаниях из Минеи прп. Георгия Святогорца; по ее мнению, «мехури» - муз. термин, обозначающий песнопение для голосового исполнения, также это гимнографический термин, распространенный в груз. литургическом пространстве, обозначающий написанное (переведенное) «для слогового размера» и сочетающееся с мелодией песнопение. Среди груз. источников известны лишь 3 Иадгари мехури: 2 синайских Иадгари (Sinait. iber. 1, Sinait. iber. 14) и Новый Иадгари М. М., а также невмированный сборник ирмосов и богородичных, составленный мон. Иорданом в XI в. (НЦРГ. A 603) ( Кекелидзе. 1986. Т. 14. С. 208). Одновременно был сформирован новый тип гимнографа - мехели ( - «искусный в песнопении»), задачами к-рого являлись подбор интонирования (мотива) и его распространение в поэтическом тексте песнопения. М. М. поместил в сборнике существующие на тот момент как грузинские, так и переведенные с греч. языка мехури ирмосы и песнопения (НЦРГ. S 425. Л. 24). Памятник представляет собой рукопись большого формата (39 ´ 40 см), в качестве материала использован обработанный тонкий пергамен. Первоначально в Новом Иадгари было 1264 страницы, сохранились 544. Большая часть рукописи, выполненная изысканным каллиграфическим почерком письмом нусхури и демонстрирующая тонкий художественный вкус, составлена и переписана М. М. Небольшая часть принадлежит анонимному переписчику и некоему Евфимию. Рукопись богато декорирована орнаментальными виньетками и расписанными заглавными буквами, снабжена миниатюрными изображениями груз. гимнографа еп. Иоанна Мтбевари и свт. Василия Великого (Там же. Л. 60). Как текст, так и живопись говорит о высоком уровне книжного мастерства. Текст содержит ценные для истории груз. и греч. гимнографии сведения о структуре Иадгари нового типа, о жанровом составе песнопений, о гимнографических и литургических терминах, об ирмосах и о богородичных. Иадгари М.

http://pravenc.ru/text/2563174.html

Большинство опубликованных П. канонов является его переводами или переработками древних произведений, но нек-рые он составил самостоятельно, напр. каноны новопрославленным св. равноап. Николаю (Касаткину) , архиеп. Японскому (пам. 3 февр., с акростихом «Японие спасаися Православием Парфении»: Минея (МП). Т. 6. С. 79-94), прп. Аляскинскому Герману (Зырянову; пам. 13 дек., с акростихом «Германа России и Америки похвалу пою П(арфену)»: Там же. Т. 4. Ч. 1. Дек. С. 469-482), тропарь прав. Иоанну Кронштадтскому (Сергиеву: Письма разных лиц к свт. Афанасию (Сахарову). М., 2013. Кн. 1. С. 56). Двум канонам можно приписать его авторство на основании упоминания в акростихах имени Партений или его слав. перевода «Девий»: прп. Феодосию Тырновскому, с акростихом «Богоданному воспе[в]ает Девии похвалу» (пам. 27 нояб.: Минея (МП). Т. 3: Нояб. Ч. 2. С. 458-473), свт. Евфимию Тырновскому, с акростихом «Сеющии слезами радостию пожнут Девии» (пам. 20 янв.: Там же. Т. 5: Янв. Ч. 2. С. 183-197), и частей канона равноап. Мефодию (пам.: 6 апр.: Там же. Т. 8: Апр. Ч. 1. С. 120-127). Из своих переводов П. опубликовал тексты Литургии ап. Иакова (Божествената литургия на св. ап. Иаков, брат Божий. София, 1948; перевод с нем. языка при сопоставлении с греч. изданием 1931 г. и переводом еп. Филиппа (Гарднера), изданным в Словении в 1938), Литургии свт. Иоанна Златоуста (Божествена литургия на св. Йоан Златоуст за православния христианин. София, 1949), канона прп. Симеону Новому Богослову прп. Никодима Святогорца (пам. 12 дек.: Минея (МП). Т. 7: Март. Ч. 1. С. 308-340) и «Лавсаика» ( Паладий, еп. Еленополски. Лавсаик или Животопис на св. отци. София, 1939, 20142). В 1981 г. за научные достижения был награжден почетным знаком Болгарской АН и орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени. Похоронен на Центральном кладбище Софии. Соч.: Добросамарянството без маска. София, 1942, 20032; Добросамарянство и православие. София, 1943; Божествената литургия на св. ап. Иаков, брат Божий. София, 1948; Българска святост//ДК. 1954. Год. 34. N 6. С. 10-15; Православие и католицизм//Там же. 1954. N 7/8. С. 4-19 (То же: Orthodoxie et catholicisme//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 228-237); Свети патриарси в България и от български произход//Десет години Българска патриаршия. София, 1963. С. 71-77.

http://pravenc.ru/text/2579089.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010