Сначала он был очень незначительным монастырьком. Но в 1046 г. игумен его Илия подписался девятым под уставом, который дал святогорцам Константин Мономах. Немного ранее 1071 г. название этого монастыря – Ксиропотам было перенесено на Стратоникийскую обитель Никифора, а ему дано наименование Павловского. Это произошло таким образом: незадолго до 1071 г. обитель св. Никифора опустела или по недостатку материальных средств, или вследствие разорения ее пиратами; тогда по распоряжению прота св. Горы в нее перешло несколько монахов из Ксиропотамского монастыря, построенного для преп. Павла. От них-то она и стала прозываться Ксиропотамской, а прежний их монастырь удержал имя первого своего игумена – преп. Павла. 1135 Монастырь Дохиарский был основан ранее 738 г. неким Дохиаром. Он был посвящен св. Николаю и находился в Дафне. В первой половине XI в. он был обновлен игуменом Евфимием. Но в 1044 г. Дохиар был разорен арабами. Евфимий, едва спасшись от смерти с несколькими своими собратьями, приобрел готовый дом в нагорной части Афона и устроил здесь новый монастырь, назвав его старым именем. Игуменом в нем он сделал монаха Феодула, а сам стал вести отшельническую жизнь. Под уставом 1046 г. Феодул подписался одиннадцатым. 1136 Наконец, монастырь св. Николая возник в начале XI в. Ктитор его неизвестен. В 1024 и 1030 гг. его игумен – монах и пресвитер Феодул заседал в Протате как один из почетных старцев. Под святогорским уставом 1046 г. Варфоломей, игумен обители св. Николая, подписался двадцать восьмым. В первой половине XIII в. (1221–1245) монастырь св. Николая был передан болгарам, тогда же возобновлен болгарским монахом Григорием и получил наименование Григориата. 1137 Что касается числа монахов на Афоне, то о нем можно судить уже по количеству монастырей, которое восходило до 180. В уставе замечено, что в одной лавре св. Афанасия в это время подвизалось 700 монахов. Они принадлежали к самым разным национальностям – грузинской, армянской, русской, сербской, греческой, латинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Афонский Геронтикон. Статья 2. О чудесном вмешательстве Божественного Промысла Продолжаем знакомить читателей сайта «Православие.ру» с трудом архимандрита Иоанникия, который в виде кратких рассказов поведал об афонских подвижниках новейшего времени (хотя некоторые истории знакомят с преданием и о святогорцах древних времен). В этой главе автор собрал рассказы о случаях чудесной помощи Бога и Его святых, явленных на горе Афон. Иверский монастырь / Человеком, который основал монастырь Дохиар, был святой Евфимий, сподвижник нашего святого отца Афанасия Афонского. Он также построил церковь во имя святого Николая и весьма много подвизался ради Господа. Второй строитель монастыря – святой Неофит, племянник святого Евфимия. Он был сыном вельможи при дворе императора Никифора Фоки и служил первым советником императора Иоанна Цимисхия. Его отказ от почестей и славы этого мира был поистине достоин восхищения. Преподобный Феофан Дохиарский удостоился наименования чудотворца. Он превратил соленую морскую воду в пресную, а бурное море в спокойное. Он построил монастырь вблизи города Верия, посвященный ангелам, и после его смерти там происходило множество чудес. Наша преславная Божия Матерь и Защитница Владычица Богородица не раз доказывала Свою материнскую заботу о возлюбленных чадах Ее – афонских монахах. Известно огромное множество доказательств Ее опеки. Однажды, когда пираты готовили тайное нападение на монастырь, благочестивый игумен ватопедский услышал голос Пресвятой Богородицы, исходящий от иконы. Она велела ему не открывать ворот, но бить тревогу и приказать монахам подняться на крепостные стены для отпора врагу. В том же монастыре жил преподобный иеродиакон, который спрятал икону Божией Матери, называемую «Виматарисса», в монастырском колодце. Она была обнаружена лишь спустя много лет после захвата монастыря варварами стоящей вертикально в воде с зажженной перед нею свечой. Геннадий, келарь ватопедский, жил святой жизнью в согласии с волей Божией и сподобился стать свидетелем чуда от Пресвятой Богородицы: он видел, как пустой сосуд сам наполнился таким количеством масла, что оно полилось через край и под дверь в кладовую.

http://pravoslavie.ru/41650.html

Порталы храма выделены особыми сюжетными композициями. На южном написаны Антоний и Феодосий Печерские, в арке «Спас на убрусе» и «Не рыдай мене, мати», на северном Зосима и Савватий Соловецкие, на западном «Троица Ветхозаветная», Иоанн Дамаскин и Епифаний Кипрский, являвшийся тезоименитым святым строителя церкви Е.А. Светешникова. Алтарь соединен с основным кубом храма тремя широкими арками. В конхе центрального алтаря изображен «Великий вход», в своде «Бог Саваоф» и «Колесница Иезекииля», в апсиде в три ряда русские и вселенские святители в узорчатых фелонях и омофорах, в верхней части окна «Спас на убрусе». В конхе жертвенника «Христос в потире», в своде «Малый вход», в апсиде святители в два ряда. Среди них Филарет Милостивый, небесный патрон патриарха Московского Филарета Никитича, с которым Е.А. Светешников был хорошо знаком. На восточной стороне над жертвенником помещены «Страсти Христовы». В конхе диаконника размещены композиции «Похвала Богородицы», «Рождество» и «Успение», а также фигуры святителей в медальонах. На восточной стене над диаконником - «Сошествие во ад». В северном, Благовещенском приделе, служившем домовой церковью храмоздателя Е.А. Светешникова, иллюстрированы сцены из жизни Богородицы, в т. ч. и апокрифические(например, «Вознесение Богородицы»). Крупные композиции богородичного цикла размещены на стенах в духе традиции, без разделения на отдельные ярусы. В нишах придела написаны святые князья-мученики. Паперть Благовещенского придела также украшена росписями. В ее своде композиция «Древо Иессеево», на восточной стене «София Премудрость Божия», на южной «Покров», Петр и Феврония Муромские, Макарий Унженский и Александр Свирский. На северной стене изображены святые Евфимий и Ефросиния Суздальские (святая, соименная жене заказчика), а также св. Сильвестр и Епифаний Кипрский. На западной и отчасти на северной стене в 10 сценах иллюстрировано афонское «Сказание о Дохиарском отроке», разоблачающее алчность и корыстолюбие монахов. Той же теме посвящена и роспись небольшой ризничной палатки, расположенной под колокольней. Роспись иллюстрирует «Лествицу райскую» игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника. Оба этих цикла напоминают о реальных событиях из жизни храмоздателя и связаны с длительной борьбой ярославского посада и Спасского монастыря вокруг отмены привилегий беломестцев.

http://sobory.ru/article/?object=00577

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Дохиар     Дохиар   Ксеноф ныне считается между первыми из богатых монастырей афонских ....   В виду его, на четверть часа ходу по пути к Зографу, красуется на прибрежной низменной скале другой монастырь, Дохиар, посвящен­ный бесплотным Силам, святым Архангелам и Ангелам. «Дохиар» в русском переводе значит вместилище, или складочную комнату вроде подвала, куда слагаются жизненные продо­вольствия.    Первоначально Дохиар был пос­вящен имени святителя Николая Чудотворца; основатели его были игумен Евфимий, друг святого Афанасия Афонского (в царствование Никифора), и Николай Парижанин, князь и близкий родственник Евфимия.       Чудо святого Архангела Михаила над отроком   В этом самом монастыре совершилось чудо святого Архангела Михаила над отроком, который открыл на противолежащем отсюда острове, за заливом Монте-Санто, сокровище и которого двое из здешних насельников бросили в море с надеж­дою завладеть обретенным кладом.   В зло­дейском замысле против невинного мальчика, который жертвовал найденный клад Дохиару, посланные с ним для поверки и принятия от него денег двое из здешнего братства навяза­ли огромный камень ему на шею и на средине залива бросили бедняжку в воду. Между тем, воспользовавшись сокровищем, злодеи донесли игумену и братии по прибытии в Дохиар, что мальчик их обманул и вместо того, чтоб указать клад, скрылся от них.   Но ложь недолго остава­лась в тайне: Бог открыл преступление и самое сокровище чудным образом. Тогда как мальчик был брошен в море и лишился чувств, вдруг предстали пред ним два светлые юноши; в их райской красоте и в неуловимых для кисти чер­тах и виде он узнал - Архистратига Михаила и своего Ангела хранителя. Последний, обраща­ясь к воеводе Небесных Сил, говорил:   - Если угодно тебе, Архистратиг, избавь от потопления этого отрока.   И в то же мгновение отрок очутился в алтаре дохиарской церкви; его нашли там всего измок­шего, и тяжелый камень висел на шее, так что несчастный едва мог говорить. Когда мальчик в присутствии игумена и братии рассказал об избавлении его от потопления предстательством святых Ангелов, убийцы невольно сознались в своем преступлении и представили игумену най­денное им сокровище.

http://isihazm.ru/1/?id=1225

    Евдокия, 5 сент.     Евкрат мечем, 21 окт.     Евладий иерарх, 30 авг.     Евлогий странноприемный, 27 апр.     Евноя и Евора мучч., 20 окт.     Евпатий, 3 июня.     Евпл муч., 30 мая.     Евпраксия, 17 февр. и 19 мая.     Евпрепий, 20 сент.     Евпсихий муч., 28 мая.     Еврсихий, 24 дек.     Еврет, 16 янв.     Евсевий пр, 23 янв.     Евсевий с Ипподитом, 30 янв.     Евсевий пр., 23 мар.     Евсевий с Харадампом, 31 мая.     Евсевий муч. с Неставом, 19 сент.     Евсевий пр., 24 сент.     Евсевий, пресв., 7 окт.     Евсевий диакон муч., 19 окт.     Евсевий монах муч. в Тивериополе, 28 нояб.     Евсевиот муч., 27 мая.     Евсевия с Дорофеем и Кириакою, 26 июля.     Евстафий, патриарх констант., 31 мая.     Евстафий, священномуч., 7 июля.     Евстафий, муч. во Фракии, 20 авг.     Евстафий, монах римский, 25 сент.     Евстафий, муч. римский, 27 и 28 сент.     Евстафий муч., 24 окт.     Евстратий муч., 13 июня.     Евсузий, 24 дек.     Евтихиан муч. со Стратигием, 19 авг.     Евтихиан муч., 2 сент.     Евтихий муч., 2 сент.     Евтихий муч. с Фессалоникою, 19 дек.     Евтихия, дочь ап. Филиппа, 4 сент.     Евтропий, 19 февр.     Евтропия с Леонидом, 25 июня.     Евфрасий, еп. ионопольский, 17 июля.     Евфрасия или Евфросиния 8 и 14 мар.     Евфродисий муч., 31 янв.     Евфросиния муч., 25 июня.     Евфросин пр., 23 февр.     Евфросин муч., 6 марта.     Евфалия, 6 мая.     Евфасия муч., 12 янв.     Евфимиан муч., 23 нояб.     Евфимий новый, 4 янв.     Евфимий, болгар. патриарх 14 века, без числа.     Евфимий серб., без числа.     Евфимий, игумен ватопедский, 4 янв.     Евфимий муч., 1814 г., 22 мар.     Евфимий, пр. чудотворец, 1 апр.     Евфимий муч., 1814 г., 1 мая и 21 мар.     Евфимий новый, основатель иверского монастыря на Афоне, 13 мая.     Евфимий, патр. констант., 5 авг.     Евфимий с Неофитом дохиарские, 9 нояб.     Ефмимия муч. с Хрисанфом, 4 янв.     Евфимия близ Неория, 16 мая.     Евфимия с Христофором, 19 и 22 нояб.     Еглон пр., 16 авг.     Езекия царь, 28 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евсевий с Харадампом, 31 мая. Евсевий муч. с Неставом, 19 сент. Евсевий пр., 24 сент. Евсевий , пресв., 7 окт. Евсевий диакон муч., 19 окт. Евсевий монах муч. в Тивериополе, 28 нояб. Евсевиот муч., 27 мая. Евсевия с Дорофеем и Кириакою, 26 июля. Евстафий , патриарх констант., 31 мая. Евстафий , священномуч., 7 июля. Евстафий , муч. во Фракии, 20 авг. Евстафий , монах римский, 25 сент. Евстафий , муч. римский, 27 и 28 сент. Евстафий муч., 24 окт. Евстратий муч., 13 июня. Евсузий , 24 дек. Евтихиан муч. со Стратигием, 19 авг. Евтихиан муч., 2 сент. Евтихий муч., 2 сент. Евтихий муч. с Фессалоникою, 19 дек. Евтихия , дочь ап. Филиппа, 4 сент. Евтропий , 19 февр. Евтропия с Леонидом, 25 июня. Евфрасий , еп. ионопольский, 17 июля. Евфрасия или Евфросиния 8 и 14 мар. Евфродисий муч., 31 янв. Евфросиния муч., 25 июня. Евфросин пр., 23 февр. Евфросин муч., 6 марта. Евфалия , 6 мая. Евфасия муч., 12 янв. Евфимиан муч., 23 нояб. Евфимий новый, 4 янв. Евфимий , болгар. патриарх 14 века, без числа. Евфимий серб., без числа. Евфимий , игумен ватопедский, 4 янв. Евфимий муч., 1814 г., 22 мар. Евфимий , пр. чудотворец, 1 апр. Евфимий муч., 1814 г., 1 мая и 21 мар. Евфимий новый, основатель иверского монастыря на Афоне, 13 мая. Евфимий , патр. констант., 5 авг. Евфимий с Неофитом дохиарские, 9 нояб. Ефмимия муч. с Хрисанфом, 4 янв. Евфимия близ Неория, 16 мая. Евфимия с Христофором, 19 и 22 нояб. Еглон пр., 16 авг. Езекия царь, 28 авг. Елеазар муч., 1 авг. Елеазар , сын Аарона, 2 сент. Еиевферий , 1 апр. Еиевферий перс муч., 13 апр. Елевферий , патриарх антиох., с 1012 г., без числа. Елевферия собор близ Ксиролофа, 21 июля. Елен , еп. тарсийский, 23 нояб. Елладий пр., 9 нояб. Елисаветы и Захарии собор, 24 июня. Елисавета , 18 дек. Елиссея пророка пренес. мощей, 20 июня. Емилиан св. отец, 18 янв. Емилиан , 16 мар. Емилиан с Терентием и Викентием, 11 дек. Емилия , бабка Василия, без числа. Еммануил или Мануил муч., 20 мар. Еннафа муч. с Феклою и Марфою, 9 июня. Енос праотец, 1 мар. Енох праотец 1 мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евфимий Дохиарский (Афонский), прп. Описания иконы Евфимий Дохиарский (Афонский), прп. - житие Преподобные Евфимий и Неофит Дохиарские, дядя и племянник, принадлежали к высшей византийской аристократии. Преподобный Евфимий, еще будучи в миру, удостоился чести быть другом преподобного Афанасия Афонского (память 5 июля), а впоследствии стал пострижеником и учеником великого подвижника. За искреннее братолюбие, кротость и особенное усердие в подвижнической жизни святой Афанасий удостоил преподобного должности дохиара (эконома), которую инок Евфимий исполнял как возложенную на него Самим Богом. С несколькими иноками святой Евфимий поселился в местечке Дафна, где основал монастырь во имя святителя Николая, названный им Дохиар, в память своего послушания. Наставляя свое малое братство, преподобный Евфимий учил необходимости глубокого внимания к себе, ко всем движениям души, поясняя, что брань христиан, по апостолу Павлу, не «к крови и плоти, но к началам, и ко властем, и к миродержателем тьмы века сего» (Еф. 6, 12). Мирная подвижническая жизнь иноков была нарушена сарацинами. Преподо[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1732

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Архим. Григорий Дохиарский. О Церкви и смирении Архим. Григорий Дохиарский. О Церкви и смирении Архим. Григорий Дохиарский призывает вернуться к истиному Православию. На минуте 0.58 он говорит:«Охи проволес». Переводчик не перевел этого слова. Имеется в виду: «Церковь не должна выставляться на видное место, лезть вперед всех, делать напоказ…». Видите, не зря прп. Паисий Святогорец призывал всех выучить древнегреческий язык, убеждая в особенной пользе этого языка. Ну, что же, переводчик еще молод, будем надеятся, что у него все еще все впереди... Комментарии Всего комментариев: 11 2015/06/22, 18:45:46 а много ли мы по жизни говорим : я люблю тебя Отец . валериан 2015/06/22, 14:35:56 Православному: Жизни основа Церковь Христова Охи проволес (χι προβολες) Подвижность твоя Будь смиреннопроста На камне стоя Торь дорогу Христа. От неги беги И комфорт не цени Стада береги Дух аскезы цели. Не зная покоя Готовься для боя Отца следуй Воле Отринь показное… P.S. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Откр. 3:20,21 р.Б. Николай 2015/06/16, 20:49:34 Сестра Людмила,никто,здесь на портале не унижал другого. Говоря ,Бог вам судья,вы Людмила осуждаете человека которому этого желаете. Это сказал бл. Паисий святогорец С уважением Виктор Виктор 2015/06/16, 17:08:50 Мир вам, друзья и братия. Нам всем сегодня так не хватает мира. Мирности и молитвы.Остановись мгновение. И ум и сердце скажи : ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ . . . .+ ο Θες να ευλογε . ΠαπαΝηκανδρε 2015/06/16, 10:20:54 Что написал монах Мартирий в комментариях? (Не все понимают греческий. Возможно, нам, мирским людям, было бы полезно знать, как монахи реагируют в подобных случаях. В наших молитвах он не нуждается, за него и так отцы молятся. Милости Божией вам, отец Мартирий. И вашей маме. Молитесь за нас, грешных).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=211...

Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство,/разумех дела Твоя/и прославих Твое Божество. Ирмос: Услышал я, Господи,/о таинстве Твоего промысла,/уразумел дела Твои,/и прославил Твоё Божество. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Во всех концех чудотворный Твой образ прославися,/и ныне вси устами Скоропослушницу произносят. Во всех концах земли/чудотворный образ Твой прославился,/и ныне всех уста Скоропослушницу призывают. И во сне, Всецарице, и яве, Скоропослушнице, являяся,/чудеса совершаеши в мире преславная. И во сне, и наяву являясь,/Ты всех Царица, Скоропослушница,/совершаешь в мире преславные чудеса. Слава: Кто Твое, Дево, имя в нужде всякой призываше,/и скоро того не услышала еси, яко Скоропослушница сущая? Слава: Кто Твое, имя Дева,/призывал в какой-либо нужде/и не был Тобою услышан скоро?/Ибо Ты – истинная Скоропослушница. И ныне: Блаженна еси Дохиарская обитель славная,/иконою бо обогатилася еси Скоропослушницы всечестною. И ныне: Блаженна Дохиарская обитель славная,/ибо обогатилась ты всесвященною/иконою Скоропослушницы. Песнь 5 Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи,/и мышцею Твоею высокою/Твой мир подаждь нам, Человеколюбче. Ирмос: Просвети нас повелениями Твоими, Господи,/и рукою Твоею вознесенною/Твой мир подай нам, Человеколюбец. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Како на Твой пречистый образ/аз, недостойный, воззрю, Скоропослушнице,/нечистыми очесы моими! Как я, недостойный, воззрю/на Твой пречистый образ, Скоропослушница,/нечистыми очами моими? Море и земля, Всецарице,/Твоея иконы чудеса проповедуют:/Твоих бо благодатей сия обоя насладишася. Море и земля, Царица всех,/о чудесах Твоей иконы провозглашают:/ибо благодатными Твоими дарами/они вместе насладились. Слава: Татя являеши, пенязи похитивша ближняго, Матеродево,/и возвращаеши праведно сия имущему. Слава: Вора Ты изобличаешь,/похитившего деньги ближнего,/и их возвращаешь, Матерь-Дева,/кому они принадлежат по справедливости.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Церковнославянский Русский КБогородице притецем, сущии в бедах,/и святей иконе Ея ныне припадем,/с верою зовуще из глубины души:/скоро наше услыши моление, Дево,/яко Скоропослушница нарекшаяся./Тебе бо раби Твои в нуждах/готовую Помощницу имамы. КБогородице прибегнем, пребывая в бедах,/и ко святой Её иконе ныне припадём,/с верою взывая из глубины души:/“Скоро услышь наше моление, Дева,/как Скоропослушницею нареченная”./Ибо мы, рабы Твои, в Тебе имеем/в нуждах готовую Помощницу. КАНОН, ТВОРЕНИЕ ПРЕПОДОБНАГО НИКОДИМА СВЯТОГОРЦА, ГЛАС 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Ирмос: По воде пройдя, как по суше,/и египетского развращения избежав,/израильтянин взывал:/“Избавителю и Богу нашему воспоем!” Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Чудес Твоих Божественных множество благохвалити предпринимая,/Тя молю, Дево, от сердца, Скоропослушнице,/благодать подаждь ми. Чудес Твоих Божественных множество/восхвалить намереваясь,/молю Тебя, Дева, от сердца:/“Скоропослушница, благодать подай мне!” Кто не изумится Твоего образа чудесем, Дево?/От него бо служителю трапезы возгласила еси трижды,/Скоропослушница нарекшися. Кто не изумится/чудесам Твоего образа, Дева?/Ибо от него служителю трапезы возгласила трижды/Ты, Скоропослушницею нареченная. Слава: Како чудодеяние Твое изрещи возмогу, Отроковице?/Ты бо прежде непокорнаго инока безочна соделала еси/и паки сего устроила еси видяща. Слава: Как чудотворение Твое/выразить смогу, Отроковица?/Ибо Ты прежде непокорного инока слепотою наказала/и вновь ему возвратила зрение. И ныне: Радуйся, священная обитель Дохиарская:/ты бо имаши всех Госпожу Предстательницу и покров,/якоже Сама Она ясно возвести. И ныне: Радуйся, священная обитель Дохиарская:/ибо ты имеешь всех Госпожу/Заступницей и покровом,/как Сама Она ясно возвестила. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/Едине Человеколюбче.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-pre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010