(1) Слова Оригена : Я, хотя Бог и внял мне, по безумию моему не чувствую, что Он внял мне. Но кто простерся вперед и сделал уже успех, тот не бесчувствен в отношении ко вниманию или отвращению Божию. Потому-то и говорит: Ты внял мне, а в другом месте: для чего отвращаешь лице Твое от меня? Слова Афанасия и Евсевия: Псалом этот учит Идифума не думать, что Бог отстоит далеко от вопиющих к Нему, но что Он близок призывающим Его и что в тесных обстоятельствах должно прибегать к одному Богу и у Него находить утешение. Потому-то и в начале (псалма) говорит: голосом моим к Богу, и Он внял мне. Пс.76:3 .  В день скорби моея Бога взысках Речение: «взысках», выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей (1). (1) Слова Афанасия: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии. Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам Симмаха, притом в ночное время, когда т. е., по словам Феодорита, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью – скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, – так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам Афанасия, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам Феодорита (1). Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иерусалим, и каждому христианину избавленному от опасностей (2). (1) Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

20) Псалтирь ( Пс.38:14 ) по-новому: «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Вы даже и Бога-то от себя гоните! Разбор: Старообрядцы, чтобы как-нибудь очернить пгравославную церковь иногда пользуются русским переводом Библии, а иногда славянским. При богослужении у нас употребляется славянский перевод и там указанный стих читается: «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду». Чтобы понимать этот стих (14) надлежащим образом, необходимо брать его в связи с другими стихами. Тогда видно будет, что здесь псалмопевец просит Бога отступить от него (по русск. пер.) с наказанием: «Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его» (стихи 11–12). Бл. Феодорит, толкуя 10 стихии этого псалма, пишет: «По Твоему попущению... наругался надо мною Семей, и он уподобился бичу, а Ты им наказал меня. Посему-то безмолвно принял я раны, обращая внимание не на него, но на Тебя наказующего... ст. 11: отстави от .мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Посему прошу и умоляю Тебя. Владыка, прекрати наконец наказание; потому что истощен я множеством ран... стих 14: Ослаби ми, да почию. Посему дай мне малую ослабу, чтобы несколько дней прожить без болезни, прежде нежели отойду к будущей жизни» (ч. 2, стр. 185–186, изд. 1905 г.). Евфимий Зигабен объясняет 11 стих так: «Удали, говорит, от меня, Господи, как искушения, которые постигают меня отвне чрез людей, так и раны и болезни... Потому что я совершенно изнемог от силы Твоей, где рукою Божиею называет силу в наказывании. Примечай, что в предыдущем псалме, предавая себя исправительным наказаниям, Давид говорил: я готов на раны ( Пс.37:18 ): а теперь, поскольку наказан уже достаточно, просит об освобождении его от наказания, опасаясь, чтобы излишняя скорбь не тяготила его и не ввергнула его в отчаяние... Ослаби ми да почию... Сжалься, говорит, надо мною, Господи, и останови бич и наказание, терпимое мною, дабы, получив некое утешение, я мог отклонить скорби прежде своея смерти» (Толковая Псалтирь стр. 309–311). Из этих толкований ясно, что царь и пророк Давид просил Господа удалить от него наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

(22, 31) И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Ведь у него в обычае выпрашивать для сражения самых испытанных, как Иова. «Сеять» (σινισαι) же сказано в значении «волновать, приводить в смятение, сотрясать». Ведь словом «σινον» некоторые называют наше сито, в котором трясут пшеницу, двигая ее туда-сюда. Предсказывает же Он им о будущем искушении, когда все они, оставив Его, убежали. (22, 32) Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. Я молился Отцу, говорит Он как человек, чтобы не пропала окончательно вера твоя в Меня во время отречения. (22, 32) И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. «Обратившись», очевидно, после отречения, посредством горького плача, то есть, заново восстановившись в первом чине. Братьями же его Он называет других Апостолов или тех, которым предстоит уверовать через него. (22, 33) Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Нужно было, услышав это от Самой Истины, просить от Него силы и помощи, он же напротив с горячностью возражает, что ничего такого с ним не случится. (22, 34) Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. Он сказал «сегодня», потому что это была наступающая ночь того дня. Пишет же Матфей в своей шестьдесят четвертой главе: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» 751 . И прочти там толкование. (22, 35) И сказал им: когда Я посылал вас без 752 мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Причем тогда Он не упоминал о мешке (βαλντιον), однако вместе с золотом и серебром 753 указал и на него, ибо запретив иметь золото и серебро, Он, очевидно, запретил и мешок, поскольку если нет сокровищ, то излишне и хранилище сокровищ. Ведь в суму (πρα) клали хлеб, в кожаную сумочку (φασκλιον) 754 – медь, то есть оболы 755 , а в мешок – золото и серебро. Недостатком же Он называет нужду. (22, 36) Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

22. (В) достояние Израилю, рабу своему; яко в век милость Его. Все это изъяснено в предыдущем псалме, где и смотри изъяснение сие. 23. Яко во смирении нашем помяну ны Господь; яко в век милость Его. 24. И избавил ны есть от врагов наших; яко в век милость Его. Господь, исповедует, вспомнил о нас Иудеях, когда мы были угнетены, т. е. злострадали в Египте: ибо видя, говорит, видел Я злострадание народа моего в Египте и снизшел, чтоб изъять их от руки египтян (Исх. 3, А сказывая: нас (ημων и ημας), Давид сим указывает на предков своих в Египте и усвояет их себе по сродству с ними. За сим, оставя прочие частные благодеяния, оказанные Богом евреям, опять обращается к всеобщему промыслу и благодеянию Божию. Во смирении нашем. Не в подвигах наших, и не в благополучии; но во смирении, т. е. само несчастье и злострадание наше могло преклонить Бога по словам Златоуста. Слова Феодорита: О том упоминает и Моисей: возстенали, говорит, сыны Израилевы от дел, и взошел вопль их пред Бога (Исх. 2, 23). 25. Даяй пищу всякой плоти; яко в век милость Его. Господь, продолжает, дает приличную пищу всякому роду как людей, так и всех животных земных и морских и земноводных. Слова Златословесного: Дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам и нечестивым и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии. Феодорита: Доставляет пищу не людям только, но и бессловесным соответственную природе каждого, как сказано: воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Посему промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней. 26. Исповедайтеся Богу небесному; яко в век милость Его. Благодарите, заключает, Господа Бога и Творца и Владыку неба. А когда Он Творец неба, то, без сомнения, и земли.

http://predanie.ru/book/73379-tolkovaya-...

(23, 34) Иисус же говорил: Отче! прости им. Помолившись, как человек, о распявших Его иудеях, Он дал людям образец сострадания к тем, которые чинят насилие. Некоторые же недоумевали, что если отпущен им грех , то почему из-за него позднее они были преданы римлянам на истребление? Таким людям мы ответим, что эта молитва была не обо всех, но только о тех, которые не совершили больше никакого злодейства. Если же кто после этого, когда и солнце померкло, и храмовая завеса разодралась, и земля потряслась, и камни расселись 787 , и иные знамения произошли после Воскресения, прибавили лукавства и, рассудив, что все это – дело случая, по своему злому нраву оклеветали Божественное Воскресение, то о таковых Он не молился. Поэтому и они, конечно же, были преданы врагам. (23, 34) Ибо не знают, что делают. Будучи упоены завистью. Некоторые же говорят, что Он творил молитву не об иудеях, но о содействовавших им в распятии римских воинах, ведь они совершенно не знали того, что о Нем предвозвещал закон и пророки. Обрати же внимание, что прежде, когда Он сказал: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, да будет воля Твоя» 788 , представляется так, что заклание Сына желательно Отцу, а здесь, когда Он говорит: «Отче! прости им» – что оно Ему нежелательно, ведь Он не смог смягчить Его гнев на этих запятнанных кровью злодеев. Так что можно сказать на это? Что само по себе оно Ему было нежелательным, но желательным – ради нашего спасения. Как и раны славного мужа сами по себе мы считаем неприятными, но ввиду того, что они получены из-за доблести против врагов, они нам приятны. (23, 34–35) И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. В указанной прежде главе Евангелия от Матфея ищи толкование места: «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий» 789 . Там записаны тонкие разъяснения заслуживающих внимания вопросов. (23, 35–37) Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(24, 12) И пошел назад. К своему пристанищу. Ведь и Иоанн говорит о Петре и о себе самом: «Итак ученики опять возвратились к себе» 814 . (24, 12) Дивясь сам в себе происшедшему. Ибо он понял, что Его не перенесли в другое место, ведь иначе его перенесли бы с пеленами. Поэтому представляется, что Петр трижды уходил ко гробу: теперь – один, а позже – с Иоанном, как сам Иоанн написал 815 , когда же они вернулись, он не удержался от того, чтобы побежать одному. Ибо не позволяла ему ждать силу любви и крайнее желание встретить учителя прежде других учеников, и получить от Него полное прощение за отречение, ведь Господь действительно явился ему, как мы увидим далее. Итак, трижды уходя ко гробу, он и этим тоже получил исцеление своего троекратного отречения. Глава 83. О Клеопе (24, 13) В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус. В последней главе Евангелия от Марка ищи место: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение» и т. д. И прочти его толкование 816 , которым можно воспользоваться и для предложенных слов Луки. «Из них» же он сказал в общем смысле, то есть, из всех учеников 817 . (24, 14) И разговаривали между собою о всех сих событиях. О Кресте и о столь страшных знамениях, о гробе и о том, что возвестили жены о Воскресении Господа. (24, 15) И когда они разговаривали и спрашивали друг друга 818 , и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Совопросничеством (συζτησις) Евангелист называет изыскания, такие примерно: «Как образом Он, будучи таковым, претерпел все это, и как, умерши, Он воскрес?» (24, 16) Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Удержано на то только, чтобы они не узнали Его. (24, 17) Он же сказал им: что это за слова, которыми вы, идя, обмениваетесь 819 , и отчего вы печальны? Обмениваетесь (ντιβλλετε), или же сопоставляете, исследуете их. (24, 18) Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один – пришелец 820 в Иерусалиме и не знаешь 821 о происшедшем в нем в эти дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(24, 53) И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Они пребывали в храме всегда, очевидно, во время собраний, О, если бы и нам всегда прославлять и благословлять Бога, и так обрести сладостный и блаженный конец настоящей жизни во Христе Иисусе Господе нашем. «Аминь» 840 . КОНЕЦ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ АНОНИМНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ДВУХ ПЕСНЕЙ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Из кодекса Московской Синодальной Библиотеки 344 ПЕСНЬ БОГОРОДИЦЫ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ЛУКИ ЭПИГРАММА Рождаешь, Мариам, Богочеловечное Слово И иное порождаешь восхвалений слово Одно – чрез само дыханье от Бога Другое – прежде самого дыхания чрева 841 . Величит (1) душа Моя Господа, и возрадовался (2) дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел (3) Он на смирение Рабы Своей, ибо вот 842 (4) отныне будут ублажать Меня все роды; что (5) сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость (6) Его в роды родов к боящимся Его; сотворил 843 (7) силу мышцы Своей; рассеял (8) надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял (9) Израиля, отрока Своего, воспомянув (10) милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века 844 . СХОЛИИ (1) То есть, восхваляет и прославляет. (2) Возрадовалась, говорит Она, душа Моя о Боге, спасшем Меня от всякой диавольской сети. (3) Такова причина благодарения. «Смирением» же Она называет ничтожество. (4) Роды, очевидно, уверовавших. (5) Что сотворил во Мне великие и превышающие естество чудеса Тот, Кто может творить такое. (6) И милость Его вечно в боящихся Его. (7) Она перечисляет Божественные силы и говорит, что Он Своей силой сотворил нежданную победу. (8) Надменных помышлениями душ своих, то есть, превозносящихся в себе, исполненных самомнения. (9) Посетил израильский народ, раба Своего, очевидно, что народ новый, знающий Его как Владыку. (10) Воспринял и посетил тем, что воспомянул милости до века, или же вечные милости, как Он говорил, то есть, возвещал отцам нашим, или, что то же самое, Аврааму и тем, кто от него произошел. А «милость до века» – это Божественное вочеловечение, поскольку оно произошло по милости к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 14) В человеках благоволение. Ныне в человеках давнее благоволение Отца. Состоит же оно в том, что Сын вочеловечился и спас погибшего человека. Ибо ныне исполнилось то, что издавна Он соблаговолил, то есть, назначил, изволил. (2, 15). Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим на сказанное (μα) сие случившееся 83 , о чем возвестил нам Господь. Посмотрим на сказанное, то есть, проверим сказанное о том, что родился нам сегодня Спаситель. А проверим это посредством данного нам знака 84 . (2, 16–17) И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, узнали (διεγνρισαν) 85 о том, что было возвещено им о Младенце Сем. Узнали, то есть, удостоверились в сказанном им об этом Младенце, что родился народу Спаситель. (2, 18) И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Ибо они тотчас возвестили Иосифу и Матери Младенца то, что слышали от Ангела и о небесном воинстве. Притом не только им, но и всем оказавшимся там, которые, услышав это, дивились тому, что услышали. (2, 19) А Мария сохраняла все слова сии. Сказанные пастухами. Сохраняла же их при себе. (2, 19) Слагая в сердце Своем. Рассматривала их в Себе, сопоставляя с благой вестью, изначально полученной от Гавриила, с бессеменным зачатием, с безболезненным вынашиванием и непорочным рождением, и получая тем самым еще более полное удостоверение. (2, 20) И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. Возвратились к своему стаду. (2, 21) По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать (Младенца), дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Как у нас священники, когда крестят, тогда и нарекают по имени, так и у евреев, когда совершают обрезание, тогда и вручают имя. Кто-то будет недоумевать, зачем Христос был обрезан, если Он собирался прекратить обрезание? В оправдание следует такому ответить, что Он это сделал по домостроительству. Ведь если бы Он не был обрезан, то Его, когда Он учил, совсем бы не приняли, но прогнали бы как иноплеменника, и не поверили бы тому, что Он – ожидаемый Христос (Мессия) от семени Авраама. Ибо все потомки Авраама в качестве печати и знака имели обрезание, отделявшее их от других народов. Следовательно, затем Он принимает обрезание, исполняя закон и в этом, как и в других законных предписаниях, чтобы не показаться преступником закона. Но Он прекратил обрезание, и с полным на то основанием. Ведь обрезание евреев было прообразом и предзнаменованием христианского крещения. А именно, как обрезание запечатлевало потомков Авраама и отделяло их от других народов, так и крещение – христиан. [И как обрезание словно бы нечто лишнее отсекает часть тела, так и крещение отсекает грех , который является лишним] 86 . Но прообразу надлежало прекратиться, когда пришел Первообраз, и возвещению умолкнуть, когда предстал Тот, о Ком возвещали. Ведь Он исполнил то, что относилось к Нему Самому, а прочее – излишне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 24) И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Привели его, говорит он, ради того, чтобы представить пред Господа, как говорилось, и ради того, чтобы принести в жертву за него то, о чем сказано. Ибо закон предписывал дать пару горлиц, ради целомудрия младенца, ведь горлица – всех целомудреннее 94 . Или двух птенцов голубиных, ради чадородия Его, ведь голубь – плодовитее всех. То и другое приношение было двойным, дабы одно животное было для умилостивления, а второе – для всесожжения 95 . Но как Матерь Христа не подлежала прежде сказанному закону, так и Христос – настоящему. Глава 3. О Симеоне (2, 25) Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. Призвания 96 , избавления израильского народа от рабства. Ожидал же он этого из-за того, что читал пророческие книги, возвещавшие о Христе, Который есть призвание новому израильскому народу, призывая его от рабства заблуждению. (2, 25) И Дух Святый был на нем. Дух Святой – пророчества. А священником Симеон не был, как мне, во всяком случае, представляется. Ведь непременно указал бы на это Евангелист, как на достоинство этого мужа. (2, 26) Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Ибо читая некогда пророчества о Христе, и открыв, что это – Бог , Которому надлежит вочеловечиться, он, как человек, пришел в смятение перед сверхъестественным величием этого таинства. Потому он и получил предсказание, то есть, божественный ответ, что не умрет, доколе не увидит Христа Господня собственными глазами 97 . А Христос назван Господним из-за Его свойственной близости к Отцу. А именно, под Господом понимай здесь Отца. [Обрел я в неких списках об этом праведном муже и то, что он был из числа семидесяти толковников, евреев, в дни Птолемея Филадельфа. Ибо когда они переводили пророчество Исаии пророка: «Се, Дева во чреве зачнет» 98 , в этом один только Симеон отказывался поверить пророку, пока не было ему предсказано Божиим Ангелом, что он не увидит смерти, доколе не примет Христа Господня на свои руки] 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(2, 27) И пришел он по вдохновению в храм. Подвигнутый Духом Святым. (2, 27–28) И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки свои 100 . Ведь он тотчас распознал Его проницательным взором. (2, 28) И благословил Бога. Вочеловечившегося. (2, 28–29) И сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему. Ныне Ты вполне отпускаешь меня из этой жизни, как Ты сказал мне, некогда пришедшему в недоумение относительно Твоего вочеловечения. (2, 29) В мире. В мире помыслов. Ибо ныне смущавшие меня помыслы относительно Твоего вочеловечения умиротворились. Или в мире бесстрашия, более не боящегося смерти ввиду преклонной старости. Или в мире радости, более не скорбящего по поводу освобождения Израиля, ведь я уже увидел Освободителя. (2, 30) Ибо видели очи мои спасение Твое. Ныне отпускаешь меня, говорит он, ибо я увидел Твое вочеловечение. Ведь он его называет спасением, поскольку оно произошло ради спасения. (2, 31) Которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Каковое спасение Ты устроил перед всеми, чтобы всем оно было открыто, не только иудеям, но и другим народам. (2, 32) Свет во откровение 101 язычников и славу народа Твоего Израиля. [Свет, как Свет истинный, каков Он есть, каким и зовется, к откровению язычников, к обнаружению страстей, к изобличению демонов. «И славу народа Твоего Израиля», Нового, очевидно, чья слава – через Тебя, утрата противоестественного зла, стяжание естественного блага и приобретение сверхъестественного блага. Или добродетель, ведение и обожение] 102 . Свет к прозрению язычников, ослепленных заблуждением. Ведь откровением он называет прозрение. Во славу же и похвалу народа израильского. Ведь слава для них, что Он прозяб от них по человечеству. И подлинно спасительное вочеловечение Его и язычников просветило просвещение богопознания и добродетели, и иудеев прославило то, что Он соизволил стать их сродником. (2, 33) Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. Дивились не потому, что тогда узнавали 103 о Нем, но потому, что дополнительно к тому, что узнали прежде, они слышали еще более удивительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010