Монашеская жизнь в З. возродилась в нач. 90-х гг. XX в., З. был освящен Католикосом-Патриархом Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) . Был построен церковный дом (1992-1995), отреставрированы церковь (1994-1995) и рака с мощами прп. Иоанна Зедазнели (1995). К 2009 г. в мон-ре подвизались 5 насельников. По народному выражению, которое цитирует Б. Канделаки, «Зедазени стоит лестницей к небосводу». О З. писали М. Ю. Лермонтов («Мцыри»), Н. А. Заболоцкий («Сагурамо»), Б. Ахмадулина («В Зедазени»), Р. Амашукели («Луна Зедазени») и др. Известные настоятели З.: прп. Иоанн Зедазнели (VI в.); св. диак. Илия (кон. VI - нач. VII в.); Гавриил (1-я пол. IX в.); Михаил (кон. XI в.); Захария (после XI в.); Самуил (после XI в.); свт. Александр (Окропиридзе) (с 1888); исп. Евфимий (Кереселидзе) (1929-1944); игум. Савва (Кучава) (с нач. 90-х гг. XX в.). Г. Марсагишвили, Н. Т.-М. Архитектура Мон-рь расположен на плоском участке склона, ограниченного с юга, со стороны Мцхеты, отвесной скалой, на северо-западе от к-рой размещена военно-оборонительная башня, на востоке - руины крепости. Между ними по всей длине мон-ря (до 140 м) сохранилась ограда (XVII в., с более древними фрагментами); вход на территорию находится между малой и военно-оборонительной башнями. Древний храм представляет собой небольшую зальную церковь (площадь 10,1 кв. м) с прямоугольным алтарем и конхой на тромпах. Предположительно вход был сделан в сев. стене храма. Триумфальная арка конхи, равно как и цилиндрический свод вимы, имеет подковообразное очертание. Капители, подпорка, арка, триумфальная арка сделаны из гладкотесаного камня; снаружи на уровне внутренних капителей проходит 2-ступенчатый карниз из того же материала. Стены возведены из камня грубой обработки. Единственное окно алтаря имеет традиц. для народной архитектуры Картли и Кахети прямоугольную форму. При строительстве 3-нефной базилики католикос Климент включил древнюю церковь в вост. часть сев. нефа новой, в результате чего зап. стена и значительная часть юж. стены древней церкви были разобраны; полностью сохранились сев. стена др. храма, алтарь, могила прп. Иоанна Зедазнели (у сев. стены перед алтарем) и колодец в зап. части.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Схимонах- пустынник Онисифор (Пачулия), духовное чадо прп. Алексия Подвижники Бетанского монастыря: св. прав. Иоанн (Мхеидзе), духовное чадо прп. Алексия, св. прав. Иоанн (Маисурадзе) Священноисповедник Евфимий (Кереселидзе), духовное чадо прп. Алексия Учеником и духовным чадом Преподобного был также архимандрит Шио (Дзидзава) , духовник Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, который о нем неоднократно отзывался как о своем «великом наставнике». На основании архивных материалов Патриархии Грузии, любезно предоставленных заведующей архивом Патриархии М.Г.Кацадзе, удалось приблизительно составить биографию архимандрита Шио (Дзидзава). Архимандрит Шио (в крещении Спиридон) родился 1 июня 1882 года в Мингрелии, в селении Хорши в семье священника Петра Дзидзава. Оба его деда, как со стороны отца, так и матери, были священниками. В 1897 году Спиридон окончил четырехклассное Мингрельское духовное училище в городе Сенаки. Далее учился в Кутаисской, а затем в Донской духовной семинарии, которую окончил в 1908 году. До 1913 года он вел преподавательскую деятельность в разных церковно-приходских школах Мингрелии. В августе 1913 года Спиридон Дзидзава был рукоположен в сан диакона и священника Гурийско-Мингрельским епископом Леонидом (Окропиридзе) в городе Поти и назначен штатным священником храма великомученика Георгия в селении Уплискари Сенакского уезда. При Уплискарском храме отец Спиридон на свои средства основал церковно-приходскую школу, в которой детям безвозмездно преподавал грамоту и другие предметы. Параллельно в течение двух лет он заведовал четырехклассной школой в близлежащем селении Еки. После советизации Грузии и массового закрытия храмов в 1922–1923 году, овдовевший к тому времени и изгнанный из своего храма отец Спиридон отказался дать подписку о прекращении священнодействия и поступил на исторический факультет Тбилисского государственного университета, однако за неимением материальных средств был вынужден оставить учебу. Затем начал преподавать в семилетней школе села Нокалакеви  Сенакского района, в которой исполнял также обязанности заведующего школой.

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @1565@ Подпись к иллюстрации: Прп. Евфимий (Кереселидзе), исповедник Размер файла: 13.65 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 13.03.2008 08:34:13 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/1565.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви ЕВАНГЕЛИСТРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ в честь иконы Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Тинос, одно из важнейших мест паломничества в Греции ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_22.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История музыки. Региональные традиции A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/rubrics/123278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История музыки. Региональные традиции. Персоналии ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ГЕРАСИМОВА-ПЕРСИДСКАЯ Нина Александровна (род. 23.12.1927, Киев), укр. музыковед, исследователь укр. традиции многоголосного пения XVII в. ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи

http://pravenc.ru/rubrics/123280.html

Я обратилась к моему духовнику, отцу Алексию, потом и митрополит Серафим Джоджуа, который духовно взрастил меня, благословил меня на этот труд. 14 июня. ПРАВМИР. Кинорежиссёр Гия Кереселидзе утвердил актрису на роль святой Нины, сообщает Благовест-Инфо . В кастинге участвовало 4000 девушек, выбор пал на 16-летнюю Ницу Капанадзе. Узнав об утверждении, девушка так испугалась, что сначала отказалась от роли. «Католикос-Патриарх Илия II с отеческим теплом и лаской принял меня и с любовью напутствовал: «Смотри, чтобы голову тебе не вскружило», — рассказала Ница в первом в жизни интервью газете «Квирис палитра». «Режиссёр Гия Кереселидзе признался, что его заворожили мои глаза; что у святой Нины на иконе в Сионском кафедральном соборе точно такие глаза. Об этом мне и раньше говорили», — сказала Ница. «Конечно, я осознаю всю меру ответственности, которая выпала на мою долю. Я действительно поначалу так испугалась, что отказалась играть эту роль, но теперь всё проанализировала и продумала… Два года назад режиссёр Гия Кереселидзе проводил скрытый кастинг. И многие мне звонили, спрашивали – почему я не приму участия в этом отборе. Случайно одна из участниц фильма Лилико Элбакидзе увидела мои фотографии в Фейсбуке и показала режиссёру. Потом она мне позвонила и сказала, что Гие Кереселидзе понравились мои фотографии, пригласила на пробы. Я отказалась, но она позвонила вторично. Я обратилась к моему духовнику, отцу Алексию, потом и митрополит Серафим Джоджуа, который духовно взрастил меня, благословил меня на этот труд. Господин Гия Кереселидзе рассказывал, что, молясь в Сиони у иконы святой Нины, просил: «Святая Нино, пришли мне ту, которую Ты сама пожелаешь… И вот спустя два года свершилось. А актёр Зура Бегалишвили, который играет роль Верховного жреца, не скрывает, что, когда увидел Ницу впервые, непроизвольно осенил себя крестным знамением». — Вам только 16 лет, эта роль, быть может, в корне изменит вашу дальнейшую жизнь. Готовы ли вы к этому? — Я знаю, будет тяжело, придётся жить по-другому. Но я всё проанализировала, я готова. Понимаю и то, что съёмочный процесс будет тяжелейшим испытанием, но какой радостью будет выход в свет фильма, и это представляю… Меня всемерно поддерживают мой духовный наставник и митрополит Серафим, верю, что они придают мне сил преодолеть все препятствия. Я готова самозабвенно исполнить всё, что будет от меня зависеть…

http://pravmir.ru/gruzinskij-rezhisser-u...

Состоялась встреча с режиссером Гией Кереселидзе февраля 2020 Встреча с православным американским режиссером Гией Кереселидзе состоялась 13 февраля в Бирюзовом зале ОРОиК . " Гия приехал из центра западного киноискусства - Голливуда, - представил гостя председатель ОРОиК и епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров . - Его пример показывает, что для православного человека нет границ и стереотипов, он готов проповедовать Христа в любом месте и в любом формате. Режиссер много лет вынашивал идею снять фильм про святую равноапостольную Нину, просветительницу Грузии, и прошли переговоры с киностудией " Ленфильм " о съемках. Для меня как для священника, служащего в блокадном храме , имя святой Нины особенно дорого и значимо, ведь в день ее памяти, 27 января, наш город был освобожден от осады " . Гость подтвердил, что прошла встреча с гендиректором " Ленфильма " . Идею фильма он вынашивал десять лет. " Я - кинорежиссер в третьем поколении, - сказал он. - Мой отец говорил, что кино касается сердец, останавливает время для будущих поколений, оно обязано быть добрым. Как врач дает клятву Гиппократа, так режиссер должен давать клятву, что его фильмы не навредят человеку. В Голливуде в последнее время снимают депрессивные ленты. Например, в картине " Джокер " актер играет гениально, но сама она внушает зрителю мрачные мысли. Я рад, что фильм " Нино " будет создан на " Ленфильме " , хотя имя Ленина неприятно слышать. Ваш город благодаря молитвам святой Нины был спасен " . Режиссер рассказал, что, работая в газете " USA Today " , чувствовал, что делает однодневный продукт, который " сегодня посмотрят, а завтра забудут " . В свободное от работы время решил сделать мультфильм " Hope " ( " Надежда " ). Показав его и другие короткометражные фильмы-притчи " Le Coq " , " Rose " и " Elizium " , мастер рассказал об истории их создания. Он является оператором своих картин, при этом не использует ни искусственный свет, ни грим. Автор отметил, что ленты заведомо многозначны: люди считывают различные смыслы, зритель становится соучастником создания фильма. Важные темы в фильмах - терпение, творчество и надежда.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Был показан рабочий отрывок будущего фильма о святой Нине. На вопрос, не опасается ли режиссер, что зрителей не заинтересует фильм о святой, автор ответил, что такие же опасения были по поводу фильма Мела Гибсона " Страсти Христовы " , но люди штурмовали кинотеатры. Говоря о самой интерпретации евангельских событий, он признался, что ему ближе трактовка Франко Дзеффирелли - фильм Мела Гибсона излишне эмоционален. Поначалу режиссер хотел, чтобы в фильме звучала аутентичная речь, но сценарий написан по-русски - скорее всего, и играть будут по-русски. Будет сделан грузинский и английский варианты. Есть замыслы пригласить сниматься Киану Ривза, Пьера Ришара, а композитором фильма будет Эдуард Артемьев. Во встрече также принимали участие актер фильма " Elizium " Алексей Неймышев, петербургский актер Сергей Кошонин, который рассказал о переговорах с директором " Ленфильма " Инессой Юрченко. Георгий (Гия) Кереселидзе родился 13 марта 1966 года в Тбилиси. Его отец, Константин Кереселидзе, - режиссер документального кино, мать - художник Лариса Алексеева. Когда Гии было девять лет, его отец подарил ему кинокамеру, с которой Гия снял свой первый анимационный фильм. Его ранние мультфильмы были удостоены первых премий на многочисленных детских и молодежных кинофестивалях. В 1991 году окончил Академию художеств в Тбилиси. Выпускной анимационный фильм " Brighter Than The Sun " был представлен на фестивале анимационных фильмов MGM в Орландо (США). Жил в США, девять лет работал старшим дизайнером в газете " USA Today " , затем решил основать собственную кинокомпанию " Artmangia Pictures " . В 2007 году его анимационный фильм " Hope " был показан на Каннском кинофестивале в разделе " Short Сотег " , где был специально отобран международным телеканалом Mini Movie, а также получил награды за лучшую анимацию на кинофестивале Святого Андрея и приз зрительских симпатий за лучшую анимацию на Вашингтонском международном кинофестивале DCIFF. В 2016 году его короткометражный фильм " Solo " получил премию за " Лучшую кинорежиссуру " на Кипрском международном кинофестивале dFF, а также премию " Признание " на международном кинофестивале в Голливуде; в 2017 году был отмечен премией " За лучшую кинематографию " на международном кинофестивале в Ницце. В 2019 году Гия создал три новых короткометражных фильма - " Le Coq " , " Rose " и " Elizium " , которые в данный момент представлены на конкурсные программы международных кинофестивалей.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

певч. практике//Доклады 1-го междунар. симп. по традиц. многоголосию. 2003. С. 442-457 (на груз. и англ. яз.); Асанидзе М. К вопросу о «чрели» и «кило» в древнегруз. профессиональной музыке//Вопр. музыкознания. 1991. Вып.: Древнегруз. профессиональная музыка. С. 112-121 (на груз. яз.); Асланишвили Ш. С. К вопр. о старинных груз. нотных знаках: Система нотных знаков в древних груз. рукописях (X-XII вв.)//Там же. С. 22-60 (на груз. яз.); Долидзе Д. Литург. особенности песнопений всенощного бдения в груз. богослуж. практике: (На мат-ле певч. сб. «Вечерня» и «Утреня», сост. Э. Кереселидзе)//Там же. С. 193-202 (на груз. яз.); она же. К исслед. песнопения Причащения в иерусалимской и савваитской богослуж. практике: (На мат-ле древнегруз. литург. памятников)//Вопросы музыкознания. 1999. С. 91-99 (на груз. яз.); Шуглиашвили Д. О единстве ветвей груз. церк. пения//Вопр. музыкознания. 1991. Вып.: Древнегруз. профессиональная музыка. С. 122-131 (на груз. яз.); он же. «Унисонное» многоголосие груз. пения//Проблемы духовного и светского многоголосия: Доклады междунар. науч. конф. 2001. С. 101-118 (на груз. и англ. яз.); он же. Груз. певч. школы и традиции//Докл. 1-го межд. симп. по традиц. многоголосию. 2003. С. 427-441 (на груз. и англ. яз.); Хвтисиашвили М. Первые итоги исслед. груз. Пассиона//Вопр. музыкознания. 1997. С. 78-96 (на груз. яз.); Chkheidze T. Compositional Peculiarities of the Georgian Christian Liturgy//Bull. of the Georgian Academy of Sciences. Tbilisi, 1997. Vol. 155. N 3. P. 487-490; Чхеидзе Т. К проблеме взаимоотношения словесного и муз. текстов в груз. песнопениях: (На примере анализа тропарей 4-го гласа)//Вопросы музыкознания. 1999. С. 100-135 (на груз. яз.); она же. Праздничный тропарь и его композиционные особенности//Там же. 2001. С. 275-286 (на груз. яз.); Ониани Е. Общие невменные формулы по Тропологию Микаэла Модрекили (X в.)//Там же. 1999. С. 77-90 (на груз. яз.); она же. К вопр. о проявлении христ. символики в груз. невменной системе//Там же. 2001. С.

http://pravenc.ru/text/168199.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010