Где, когда и при каких условиях произошло вступление св. Астерия в клир – ничего нельзя сказать даже предположительно. Вообще из начального периода жизни св. Астерия в качестве клирика до вступления его на епископство в Амасии, нам ничего, или почти ничего, неизвестно. Говорим – „почти», потому что нам известна только одна речь Астерии, произнесенная им не в Амасии и не с епископской кафедры, а в Халкидоне, на неизвестном и неопределенном собрании верующих, быть может, одних только мужчин 57 . Это – слово об иконе св. мученицы Евфимии. Св. Евфимия претерпела мученичество в отечественном городе Халкидоне, в Вифании, в 301 году. Здесь во имя ее был построен великолепный храм, при котором в особенном мраморном приделе находились мощи ее в серебряной раке и икона 58 , о которой говорит св. Астерий. Слово это не носит на себе никаких признаков церковного поучения. Из уст епископа и при том с кафедры, было бы странно слышать слово, не содержащее в себе никаких нравственных наставлений для слушателей, и кроме Демосфена и Эстина упоминающее еще о древнем греческом живописце Евфраноре и о баснословной Медее. Вполне естественно думать, что это слово было простым опытом упражнения в риторическом искусстве, написанном до епископства 59 . Быть может, это экспромт начинающего клирика, который в собрании клириков же хотел показать свою проповедническую правоспособность. Пребывание св. Астерия в Халкидоне было, вероятно, очень кратковременно. Можно думать, что в Халкидоне св. Астерий был как-нибудь на пути в Константинополь или из Константинополя, который он очень хорошо знал. Знакомство св. Астерия с этой столицей тогдашнего мира и вместе с умственным и культурным центром того времени, вполне объясняет тот интерес и то внимание, с каким Амасийский епископ следит за событиями в столице и откликается на них в своих речах 60 . В последней четверти IV-ro века мы уже видим св. Астерия на епископской кафедре в Амасии, в Понте. „Амасия, наша родина, говорит Страбон, расположена в глубоком большом ущелье, чрез которое протекает река Ирида. С помощью искусства и по самой природе город наш устроен чрезвычайно хорошо, может исполнять вместе с назначением города и назначение крепости.» Сросшиеся горные вершины представляют собой прекрасные для защиты города башни. „В этих пределах есть царские дома, гробницы». Прошлое Амасии было блестящим в свое время: она была столицей Понта. „Амасия была отдана царям, а теперь, с грустью заключает знаменитый географ о своей родине, – она составляет провинцию» 61 . Но впоследствии ее значение опять возросло. На древних монетах времен императоров: Аврелия Севера, Антония Каракалла и Александра, Амасия называется „Metropolis prima Ponti» 62 . При Константине Великом Понт был разделен на две провинции: Helepontum, в честь матери царя Елены, и Pontum Polemoniacum. Метрополией первой провинции была Амасия, а второй – Неокесария.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Как только поклонники начинают подходить к лавре, монах со сторожевой башни дает знать в монастырь и путника встречает, прежде всего, колокольный звон, приятно поражающий слух в этой отдаленной пустыне. Останавливаются у небольшой окованной железом калитки, едва заметной среди высоких каменных стен, сливающихся по виду с окружающими скалами. В былое время и этой калитки не существовало во избежание, чтобы в монастырь не пробрались лихие люди, и потому поклонников подымали вверх на стену посредством веревки. Но и теперь впускают мужчин – только снабженных разрешением из Иерусалимской православной патриархии, а женщин, по завету Св. Саввы, не впустившего в лавру свою мать, совсем не пускают. Почти невозможно описать обстоятельно внутренность лавры, до того в ней переплетены спуски и подъемы, келии и проходы, пещеры и церкви. Пройдя калитку, спускаешься ступеней 50 вниз, затем проходишь ряд келий, проходов, высеченных в скале, опять спускаешься по лестнице и выходишь на небольшую площадку, среди которой возвышается небольшая постройка, видом своим напоминающая Елеонскую часовню над местом Вознесения Господня. В этой часовне некогда почивали мощи Св. Саввы Освященного, святотатственно увезенные отсюда латинянами в Венецию, повторяю святотатственно, ибо сам великий основатель лавры, умирающий, приказал перенести себя из Иерусалима в созданную им лавру, дабы среди основанной им обители найти вечное упокоение для своего тела. У места, где лежало некогда Святое его тело, прилично будет припомнить главные черты его ангелоподобного жития. Св. Савва Освященный родился в 439 г. в Малой Азии. Рано возымел он желание удалиться от мира, променяв блага его на блага небесные. Восьмилетним отроком поступил он в соседний с его родиною монастырь Флавиана. Здесь он провел десять лет, приготовляясь к высшим монашеским подвигам. Желание поклониться Святыням Св. Земли побудило Св. Савву покинуть монастырь Флавиана и отправиться в Св. град. Здесь, услыхав о Св. Евфимии, как о великом, наставнике монашеской жизни, он отправился к нему, прося принять его в число духовных своих детей, но Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Евфимии уже в последние годы славы Новгородской (1436 г.). Камень, обрушившийся со свода церкви Предтечевой, сделал отверстие над гробом Иоанна, и св. Евфимий с радостным изумлением увидел нетление его схимы, еще не ведая, кто сей блаженный усопший? Он молил Господа открыть ему имя Своего угодника, и в ночном видении представился молящемуся древний Святитель Новгорода, который сказал ему и прежнее свое имя Илии и схимническое Иоанна, и как послужил Новгороду во время бывшего знамения от иконы Богоматери. Он заповедал также, чтобы в день своего явления, т. е. 4 октября, всегда совершать память всех почиющих в великой церкви Премудрости Божией Князей Российских и Архиепископов Новгорода. Уже в царствование Грозного устроена была рака великому Святителю с описанием его жития в медных ее кругах; на ней изображено: «Божиею милостию и Пречистые Богоматери состроена бысть сия честная рака и образ, иже во святых отца нашего Иоанна чудотворца, такожде и вход сотворен, идеже лежат честные мощи Святителя Иоанна и брата его Григория, Святителей Новгородских, лета 7603, при благоверном Государе и великом Князе Иоанне Васильевиче всея Руссии, повелением преосвященного Пимена, Архиепископа великого Новгорода и великих Лук: их же молитвами святыми оставление грехов получить и жизнь вечную, во веки веков аминь.» – Святители Никита и Иоанн, как первые ближайшие заступники своей паствы великого Новгорода, всегда изображались вместе на иконах его по сторонам св. Софии, Премудрости Божией, иногда с двумя славными отшельниками, Антонием Римлянином и Варлаамом Хутынским, иногда и без них; так изображены они и доныне на городской стене над бывшими Литовскими вратами. Теперь от лика сих избранников Софийских обратимся к сонму Владык Новгорода, устлавших собою обе паперти, Мартириевскую и Корсунскую. Но каменные их гробы, стоявшие поверх земли, сняты были в начале нынешнего столетия; остались только на стенах имена усопших, пред коими благоговели современники и должно еще благоговеть потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 484 г. умер авва Лонгин, игумен мон-ря прп. Феоктиста, и его место занял Павел, к-рый решил завладеть средствами, завещанными этой обители и мон-рю прп. Евфимия крещеным арабом Теревоном, что вызвало конфликт между мон-рями. В 485 г. К. О. поселился в лавре Сука (Древняя, или Старая, лавра, ныне Хирбат-Хурайтун, в груз. традиции Палавра), где в течение неск. лет был пекарем, больничным, странноприимником (гостиником) и экономом, а затем его рукоположили во диакона. В 489 г. на него были возложены обязанности ризничего и канонарха, к-рые он исполнял 31 год. В 502 г. К. О. стал пресвитером. В 526 г. он с учеником удалился в пустыню Натуф. Там они питались горькой травой (σκλλα - «морской лук» ) , которая по молитве преподобного становилась съедобной. Однажды ученик сварил траву без благословения К. О. и, попробовав ее, от горечи потерял дар речи. Он заговорил только после того, как преподобный причастил его. На 5-й год пребывания К. О. в пустыне о нем узнал один из жителей Фекуи (Текоа) и привел к нему своего сына-лунатика. Преподобный исцелил отрока, эта новость быстро распространилась в Палестине, и к нему стало приходить множество людей. Стремясь к уединению, К. О. ушел в пустыню Рува, где прожил 5 лет. Но и туда приходили страждущие. Тогда К. О. поселился в труднодоступной и дикой местности, называемой Сусаким. Когда через 7 лет началась эпидемия, насельники лавры Сука упросили К. О. вернуться к ним, т. к. верили, что если преподобный будет с ними, то их минует гнев Божий. К. О. поселился рядом с лаврой в пещере, где подвизался основатель мон-ря - прп. Харитон Исповедник , и жил в ней 5 лет. В этот период он познакомился с Кириллом Скифопольским, к-рый принес ему послание от прп. Иоанна Молчальника , где говорилось о нестроениях в Иерусалимской Церкви из-за приверженцев оригенизма. К. О. предсказал скорую гибель еретиков Нонна и Леонтия и укреплял в вере насельников Суки и др. монахов, к-рых Нонн склонял к ереси. К. О. рассказывал Кириллу Скифопольскому о прп. Евфимии Великом, прп. Савве Освященном и др. подвижниках. Он продолжал навещать К. О. и после того, как тот снова на 8 лет ушел в Сусаким. Там святому, как и прп. Герасиму Иорданскому, служил лев, охраняя старца от разбойников, а его огород от диких коз. Кирилл Скифопольский описал, как однажды в засуху по молитве святого пошел дождь.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

10-е Свв. мучч. Терентия, Африкана, Максима, Помпея, Зинона, Александра, Феодора, Макария и прочих с ними Сказание о св. муч. Терентии и дружине его (в числе 40 человек) и пострадавших во время гонения от Декия, в III веке, очень древнее. Существует предположение, что оно получено в Греческой Церкви в IV-м стол. вместе с мощами Терентия и Африкана, перенесёнными 22-го сентября, при императоре Феодосии Великом, в церковь св. Евфимии, в Петре – в северной части Константинополя. Об этом перенесении говорит Феодор чтец 89 . По вышеупомянутому сказанию известно, что сорок христиан: Терентий, Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и другие, имена которых не сохранились до нашего времени, пострадали в Африке, за исповедание Иисуса Христа и сопротивление их принести жертвы идолам, к чему принуждаемы они были правителем Африканской провинции Фортунатом – на основании указа Декиева. Объявив всенародно указ императора, Фортунат выставил при этом и орудия казни для устрашения христиан и действительно повлиял этим на слабейших из них... но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, «не убоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих». – Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, – попытался убедить их Фортунат, – как же можете вы называть Царём и Богом человека, которого Иудеи распяли, как злодея? – Если бы ты знал силу Христа распятого, – отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, – то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал бы служить Ему, потому что Он – Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошёл Он на землю и, соединив Божество своё с человечеством, претерпел добровольно крестную смерть для нашего спасения... – «Поклонитесь лучше богам! – настаивал закоренелый язычник, – иначе вы все погибнете в жестоких мучениях» ... – «Напрасно думаешь устрашить нас, – возразил Терентий, – мы уже сказали тебе, что мы – христиане. Было бы безумием бояться смерти, через которую открывается для христиан жизнь блаженная – бесконечная... На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Николай оказался патриархом, какой и нужен был в то время Византии, чтобы поднять в ней понизившийся авторитет духовной власти и упорядочить церковную жизнь, расстроившуюся после Фотия 18 . Но патриарх Николай не мог упрочить за собой расположение царя, так как не хотел быть послушным орудием в его руках. Исходной точкой разногласий между патриархом и царем явился вопрос о четвертом браке последнего с Зоей Карбонопсиной, от которой раньше бездетный Лев в 905 г. имел уже сына Константина, единственного своего наследника. Когда какой-то пресвитер Фома обвенчал затем императора с Зоей 19 , патриарх, чтобы успокоить возмущенную церковь , умолял царя прекратить это сожительство и «не все позволять своей власти, а помнить, что есть Сидящий превыше его могущества». Но никакие убеждения, даже епитимия не действовали на упорного. Мало того, Лев решил даже созвать собор из представителей патриарших престолов, чтобы добиться признания своего четвертого брака, а пока удалил самого патриарха со многими архиереями в ссылку. Добиваясь от Николая отречения от: кафедры, Лев готов был прибегнуть даже к шантажу, в роде того, какой раньше выставлял он против Фотия. Но патриарх, в надежде на лучшее будущее, и сам решил уступить дорогу своему преемнику. Получив даже письменное отреченье Николая от кафедры, Лев созвал епископов, среди которых оказались и готовые на компромиссы, и «приказал им исследовать и отыскать достойного на патриаршество» 20 . Они «как бы сговорившись, остановились на великом Евфимии» 21 . Этот Евфимий, игумен одного столичного монастыря, по своему мягкому характеру и преклонным летам казался императору наиболее податливым и уступчивым. Под угрозами царя он согласился принять на себя тяжелое бремя управления патриархатом, если папа и прочие патриархи предварительно решат вопрос о четвертом браке: «когда они устроят твое дело, говорил Евфимий царю, я не буду противодействовать и препятствовать» 22 . А это только было и нужно Льву, который дипломатическим путем достиг того, что в это время уже плыли в Константинополь легаты папы патриаршие послы, везя с собой заранее составленные «грамоты с примирительным распоряжением» относительно четвертого брака царя. Хотя прибытие в столицу таких легатов и послов создавало и далеко не умилительную картину, однако они с почетом были встречены у Льва 23 и с частью византийского духовенства составили в 907 году собор, на котором и было постановлено исключительным образом принять царя в церковь , не расторгая его четвертого брака, а патриаршую кафедру утвердить за Евфимием 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 св. муч. Трифона. 2 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 3 св. прав. Симеона и Анны пророчицы. 11 св. священномуч. Власия, еписк. севастийского. 16 св. мучеников в Мартирополе и св. Маруфы и св. муч. Памфила, Валента и проч. 23 св. муч. Поликарпа, еписк. смирнского. 24 обретение честные главы Крестителя Иоанна. Март 9 св. 40 мучеников в Севастии. 22 Фомы, патриарха константинопольского. 25 Благовещение Пресв. Богородицы. Апрель 6 св. отца нашего Евтихия, архиеп. константинопольского. 23 св. великом. Георгия. 25 св. ап. и евангелиста Марка и обновление св. апостола Петра, прилежащего Великой церкви. 26 св. священномуч. Василия, еписк. амасийского. 30 св. апостола Иакова, брата Господня. Смотри службу в неделю по Рождестве Христове. Май 2 св. Афанасия, архиеп. александрийского (см. службу 18 янв.). 8 св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. 11 обновление города (Константинополя). 12 св. Епифания, архиеписк. кипрского, и св. Германа, патриарха константинопольского. 21 св. царей Константина и Елены. Июнь 2 св. Никифора, архиеписк. константинопольского. Служба Иоанна Златоустов а в ноябре. 4 св. отца нашего Митрофана, архиеписк. константинопольского. 5 избавление от варваров и лития на поле. 11 св. апостолов Варфоломея и Варнавы. 14 св. прор. Елисея и Мефодия, патр. константиноп. (Служба пророку. Апостол и Евангелие те же, что и ныне). 24 Рождество Иоанна Предтечи. 25 Избавление от Сарацынов и лития во Влахернах. 29 св. первоверховных апостолов Петра и Павла. 30 св. апостолов. Июль 1 свв. чудотворц. Космы и Дамиана. Служба написана 1 нояб. 2 Ризы Богоматери во Влахернах. 4 пр. отец наших Марка и Андрея иерусалимского. Служба, что Григорию нисскому 10 янв. 8 св. муч. Прокопия. 10 45 муч. в Никополе арменском. Служба 9 марта. 11 св. муч. Евфимии. Служба 16 сентября. 15 св. муч. Кирина и Иулиты. 16 память IV вселенского собора в Халкидоне, в следующую затем неделю память V собора на Севира. 27 св. муч. Пантелеимона. 31 обновление святого храма Богородицы во Влахернах. Август

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

История боголюбцев. С. 158). Согласно Житию, прп. Евгений (Мар Евген, или Мар Авген) был родом из Египта, подвизался некоторое время в обители прп. Пахомия, а затем отправился в Вост. Сирию. «И из тамошних отцов пошли со святым 70 мужей, чтобы идти с ним до страны Месопотамской во владение города Низибии» (Там же. С. 387-392). Т. о., егип. иночество наложило свой отпечаток на окончательное оформление автохтонной сир. аскетической традиции, дав ей импульс к преобразованию в монашество. М. продвигались на север, на Русь, и на северо-запад. М. в Константинополе М. в Константинополе, по мнению нек-рых ученых, возникли еще в царствование Константина Великого ( Марен. 1899. С. 8-10). Мон-рь «неусыпающих» (κοιμτων), основанный в Вифинии (до 430) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997. Т. 3. С. 252), в к-ром «иноки занимались непрерывным совершением богослужения» ( Соколов. 1894. С. 350), являлся обителью, ставшей «матерью» многих византийских М.; в частности, когда в 463 г. Студий задумал основать ставший впосл. знаменитым свой (Студийский) М., устав и первых иноков для него он испросил у тогдашнего настоятеля обители «неусыпающих» прп. Маркелла ( Dagron G. La Vie ancienne de saint Marcel 1968. Vol. 86. P. 271-276). Тот же аббат Э. Марен пишет, что ок. 240 г. еп. Кастин основал М. на крутом холме Петрион и посвятил его св. мц. Евфимии (хотя признание основателем храма еп. Кастина считается ошибочным, однако древность М. не подвергается сомнению - см. в ст. Константинополь , разд. «Каталог храмов и монастырей»). М. был домом молитв и уединения для девиц, посвященных Богу. Но в III в. Византий был городом, не имевшим того религ. значения, которое он приобрел при имп. Константине Великом, когда монашеская жизнь достигла в нем большого развития ( Марен. 1899. С. 7). По примеру имп. Константина его мать Елена тоже построила М.: Вифлеемский, святых Карпа и Папила, св. Феодора, св. Романа и др. У подножия Акрополя заботами имп. блгв. Пульхерии (453) был воздвигнут М. в честь Божией Матери Путеводительницы христиан; это был муж. М., в нем находился образ Св. Девы Марии, по преданию написанный евангелистом Лукой. Руины Студийского мон-ря, Стамбул Руины Студийского мон-ря, Стамбул В непосредственной близости от столицы Византии, близ Халкидона, ок. 392 г. был основан Руфинианский М. При имп. Зиноне (474-491) прп. Домника (пам. 8 янв.) построила в К-поле жен. М. во имя пророка Захарии. Марен называет царствование св. Юстиниана (527-565) «золотым временем основания монастырей» (Там же. С. 15). Василий Македонянин за 18 лет (867-886) своего царствования построил или возобновил более 100 мон-рей: М. св. Диомида, 40 Мучеников, св. Романа, св. Анны, св. Димитрия, св. Анастасии, св. Платона и др. В К-поле не было такой части города или его окрестностей, где бы не было М. (Там же. С. 41).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Он обратился к архимандриту с просьбой отпустить его в святой град с молитвой и благословением. Но тот не хотел его отпустить, говоря: — Нехорошо тебе, такому юному, странствовать, лучше побудь на одном месте. Но Бог, все устрояющий на пользу, повелел архимандриту не удерживать Савву. — Отпусти Савву послужить Мне в пустыне, — открыл Он архимандриту в видении. Тогда, призвав блаженного, архимандрит дал ему благословение и отпустил его с молитвою в путь. Он же, направляемый десницею Всевышнего, пришел в Иерусалим на восемнадцатом году от роду, в конце царствование Маркиана и патриаршества Ювеналия во святом граде. Он прибыл в монастырь святого Пассариона в зимнее время, был принят архимандритом Елпидием и поручен руководительству некоего старца Каппадокийского. У него Савва провел зиму, мечтая о безмолвной жизни пустынника, к чему давно стремился душою. Услышав о Евфимии великом сияющем добродетелью и чудесами в пустыне, находящейся на восток от Иерусалима, Савва захотел видеть его. Испросив у начальствующих благословение, он отправился в путь и, прибыв в Лавру великого Евфимия, пробыл там несколько дней, ожидая, когда можно будет увидеть его, так как преподобный не всегда приходил в собор, а один или два раза в неделю и в известные дни. Когда наступила суббота, Савва увидел преподобного Евфимия, шедшего в церковь, и припал к нему с усердной просьбой принять его в свою Лавру. Но Евфимий, видя его юность, отослал его в монастырь, находившийся еще далее от Иерусалима, под начало к блаженному Феоктисту повелевая ему заботиться о сем юном монахе, — и пророчествовал о нем, что он в скором времени, благодатью Христовой, просияет в иноческом житии более многих других, будет славным образцом для всех палестинских отшельников и воздвигнет лавру большую, чем все лавры в той стране. Принятой Феоктистом в монастырь, Савва весь предался Богу и исполнял все монастырские службы безропотно и послушно, со смирением и усердием. Будучи способен и весьма ревностен к совершению Божественного служения, он прежде всех входил в церковь и выходил из нее после всех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Хронологические данные содержатся почти во всех Посланиях митрополита к прп. Сергию и Феодору 1378 г.: «Приехал есмь в Любутеск в че[верг], месяца иуня 3 «Писано же си грамота мною месяца иуня в 23 день в лето 6886, индикта «Писася си грамота месяца октября в 18 день в Киеве, в То же касается и его пастырских посланий: «А дана грамота на Москв, въ лто 6900, мсяца августа въ 29 день» (Новгородскому архиепископу Иоанну); «А дана грамота въ Великом Новгород, мсяца мaiя, въ 12 день, индикта 3, въ лто 6903» (2 грамоты с этой формулой во Псков); «А дань списокъ въ Новгород въ лто 6903» (новгородскому духовенству); «А дана грамота на Москв, мсяца апрля въ 17 день» (псковскому духовенству, после 1395 г.); «дана бысть грамота… iюhя въ 14, индикта 12, въ лто 6912» (вдове Характерно, что наряду с днем, месяцем и годом в большинстве случаев указывается индикт. Так же видна закономерность указаний индикта в летописных текстах, к которым мог иметь отношение митрополит Киприан. Один из таких случаев – сообщение о поставлении в 1374 г. епископов: в Тверь – Евфимия и в Суздаль – Дионисия:   Рогожский летописец Симеоновская летопись В лто 6882. Индикта 12 Алекси митрополит приехавъ во Тф рь мсяца марта въ 9 день, на память святых мученик 40, иже в Севастии, поставил епископом Еуфимиа граду Тфри, на Средокрестнои недли в четверток, да поехалъ с послом с патриаршимъ в Переяславль с Киприаномъ. Преже того за мало днии того же великаго говина на Зборъ на Москв Пресвященныи архиепископъ Алексеи митрополит постави архимандрита Печерьскаго монастыря, именем Дионисиа епископом Суждалю и Новугороду Нижнему и   В лто 6882 индикта 12 въвеликое  говина на Зборъ на Москв  Пресвященныи архиепископъ  Алекси митрополитъ постави  архимандрита Печерскаго  манастыря, именемъ Дионисиа,  епископом Суждалю и Новугороду      Нижнему и   Известие о поставлении Евфимия (выделено курсивом) имеется только в Рогожском летописце, хотя основной источник, используемый этими летописями, – это их общий протограф. Скорее всего, к нему относится упоминание индикта, а сообщение о Евфимии добавлено из другого источника (видимо, из владычных летописных Представляется, что оба известия созданы не без влияния митрополита, поскольку касаются церковной жизни. Что касается русского летописания в целом, то известно, что свт. Киприан был инициатором составления общерусского митрополичьего «Свода 1408 года» (или «Свода

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010