p. 675 sq. Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. I. p. 642: ’Ιουστινιανς μγας βασιλες ωμαων… τν ναν τν γων Σεργου κα Βκχου… κα σνεγγυς τοτου ναν τν γων ποστλων... μοναστριον περιφανν νδρν πεκλρωσε. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 135). По взятии Царьграда Турками, церковь Сергия и Вакха обращена в мечеть, которая носит ныне название Киучук-аия-София, т.е. Малой святой Софии (Патр. Константия, Κωνσταντινις, σελ. 31 κα 79. Византия, . Κωνσταντινοπ. τμ. α´. σελ. 265, 266).– Свв. мученики Сергий и Вакх были придворными сановниками и любимцами Максимиана, который, даже узнав, что они исповедуют христианскую веру, не захотел сам мучить и казнить их, а отослал к правителю восточных стран Антиоху (Чет. Мин. 7 октября).– О св. Епимахе см. выше, примеч. 88. 250 Подромий – ипподром, ππδρομος, ππικν, circus (Сн. примеч. 144). Находился в III-й части города (Константия, Κωνσταντινις, σελ. 31). Начат при импер. Септ. Севере (οτος κα τ Ζεξιππον λουτρν κτισε Βυζαντοις, κα τ πρτον κτσμα τ πποδρμ παρδωκε. Кедр. ed. 1. t. I. p. 442), а приведен в окончательное устройство при Константине Великом (ς κτσας τν πλιν μετονμασε Κωνσταντινοπολιν, ν κα κοσμσας χαλκουργμασι, κα τ ππικν ναπληρσας, πρτος πετλεσεν ν τ γενεϑλ μρ τς πλεως τν ππικν γνα, τις τελεται ια´ μρ μαου. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. II. p. 102. Бандури, Imper. Orient. t. II. p. 662 sq. Подробно у Византия, . Κωνσταντινοπ. τμ. α´ σελ. 225–255). 252 Безкоимитами – τν κοιμτων μον, обитель Неусыпающих, о которой сказано выше (См. примеч. 84).– Кажется, что «о Безкоимитами» написано вм. «с Безкоимитами»: иначе трудно объяснить сочетание слов. 254 Св. Иулиания, Никомидиянка знатного рода, обрученная царедворцу Елевсию, но отвергшая руку его за то, что он был язычник, после разных истязаний, усечена мечем, при Диоклитиане. По указанию Минеи, в Царьграде была церковь во имя св. мученицы Иулиании, близ св. Евфимии, в Петрии, где 21 декабря совершалась и память ее: τελεται δ ατς σναξις ν τ μαρτυρ ατς, πλησον τς γας μρτυρος Εφημας ν τ Πετρ (Дюканжа, Constantinop.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

После сего, приведя из ветхозаветной и новозаветной истории примеры и указания, свидетельствующие о важном знаменовании троичного числа, и воспомянув страшную тайну Триипостасного Божества, блаженный Епифаний продолжает: «Подобало и сему младенцу трижды провозгласить еще во чреве матери, прежде рождения на свет, в предзнаменование того, что он будет некогда служителем Святой Троицы и многих приведет к познанию Бога, научая словесных овец своих веровать во Святую Троицу, единосущную во едином Божестве. И действительно, — рассуждает далее Епифаний, — не служило ли все это явным указанием на все дивное и досточудное в последующей его жизни? Не сбылось ли все это самым делом в его чудесных деяниях? И кто видел и слышал о первых предзнаменованиях, тот должен был потом верить и тому, что последовало за ними, ибо не просто, не без особенной цели были даны эти предзнаменования: они были предвестниками и началом всего, что совершилось впоследствии. Вспомним древних святых, просиявших в Ветхом и Новом Завете: как зачатие, так и рождение многих из них предваряемо было особенным откровением от Бога; так, пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил; то же свидетельствует о себе другой пророк — Исаия, а святой и великий пророк и Предтеча Христов Иоанн, еще будучи во утробе матери, познал Господа, носимого в ложеснах Пречистой Приснодевы Марии: взыграся младенец радощами во чреве (Лк. 1, 44) матери своей Елисаветы, и ее же устами пророчески возопил: откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне (Лк. 1, 43). О святом пророке Илие есть сказание, что родители его видели, как светлые и благообразные мужи повивали сего младенца огненными пеленами и питали его пламенем огненным...» Далее Епифаний приводит подобные же рассказы о святых: Николае Чудотворце, Ефреме Сирине, Алипии и Симеоне столпниках, Феодоре Сикеоте, Евфимии Великом, Феодоре Едесском и Петре, митрополите Московском, — рассказы, которые мы опускаем, дабы, по выражению самого блаженного Епифания, «долготою слова послушателем слухи ленивы не сотворити», и приводим здесь только заключительные его мысли: «Досточудно, — говорит он, — было это возглашение младенца во чреве матери; досточудно было его воспитание от младенческих пелен; досточудна была и вся жизнь этого поистине досточудного мужа! Господь еще до рождения отметил его Своею благодатию и необычным случаем предуказал Свое особенное Божественное о нем промышление».

http://pravoslavie.ru/97749.html

К правилам св. Харитона возводят начало Иерусалимского устава. Они касались правил пищи и пития, порядка и цели дневных и ночных псалмопений, значения постоянного пребывания в монастыре, обязанностей гостеприимства, власти настоятеля 12 . Более тесное соединение лавры и киновии характерно для подвижничества св. Евфимия Великого (377–473). Основанная им и его сподвижником блаженным Феоктистом (t 467) лавра была совершеннее лавр IV в.: подчинение келлйотов авве было значительно больше, а власть его шире; он заботился и о духовных подвигах, о пропитании добровольно подчинившихся ему аскетов, от которых требовалось подчинение лаврскому уставу. У входа в лавру было устроено общежитие, где неопытные еще подвижники проходили первые ступени монашеского послушания до тех пор, пока настоятель киновии не находил их способными к жизни келлиотской 13 . Преп. Савва Освященный (439–532) был устроителем и распространителем лавр. Иерусалимский патриарх назначил его архимандритом-начальником всех палестинских «мандр»: лавр и келий. Вместе с тем его занимало и устроение киновий, раскрытие правильного взаимоотношения лавр и киновий. Сам преп. Савва, в отличие от многих других подвижников, начинал свою монашескую жизнь не в качестве отшельника, но в общежительных монастырях, и лишь после более чем десятилетнего пребывания в монастыре св. Феокти- ста, где существовали и отшельнические кельи, и киновия, получил благословение жить в уединенной пещере. Собственную общину он основал в 484 г.; всего им было создано три лавры и четыре киновии; но, по словам его агиографа, Кирилла Скифопольского , на деле под его влиянием учениками и сподвижниками было создано значительно больше обителей, он населил палестинскую пустыню подобно городу 14 . Если киновии при преп. Евфимии Великом и преп. Савве Освященном не считались еще такой же самостоятельной формой монашеской жизни, как и лавры, но лишь готовили монахов к более совершенной лаврской жизни, то в палестинских городах преобладали строго-общежительные монастыри; «киновия – дальнейший шаг в развитии монашеской общины, завершение этого развития – должна была со временем проникнуть из городов в пустыни и здесь занять такое же положение, как и лавра» 15 . Окончательное утверждение общежительства в лаврах Иудейской пустыни связано с деятельностью преп. Феодосия Киновиарха (424–529).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Евфимий Новгородский, свт. Описания иконы Евфимий Новгородский, свт. - житие Преподобный Евфимий Новгородский, архиепископ (память 11 марта по старому стилю) Родился в Великом Новгороде в благочестивой христианской семье. Родители святого долго не имели детей и усердно молили Бога и Пресвятую Богородицу о разрешении их неплодства. После рождения младенца, которому было дано при крещении имя Иоанн, родители в храме перед образом Божией Матери дали обещание посвятить дитя на служение Богу. Отданный в научение, отрок Иоанн с успехом изучал Божественное Писание, не предаваясь никаким иным занятиям, кроме тех, которые приводили его к размышлению о предметах Божественных. В пятнадцать лет он пожелал принять иноческий чин, который и принял по устроению Божественного Промысла в Вяжицкой обители святителя Николая Чудотворца. Преподобный Евфимий оказывал во всем строгое повиновение и, будучи в юном возрасте, обладал умом многолетнего мужа, и прежде совершенного возраста святой стал руководителем в иноческой жизни. О преподобном Евфимии узнал и архиепископ Симеон и[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород. 1549.] Свт. Евфимий Новгородский. Шитьё. Новгород. 1549 г. 198.5. х 88. В 1917 году пелена поступила из Вяжищского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Файл 5824.jpg:   Размер: 531x1200, 0.64 MPix, 208 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (234) , (4) . Описание: [Русь. XVI.] Спас на престоле с припадающим свт. Евфимием Новгородским. Икона. Русь. 3-я четверть XVI века. 42 х 34. Из Собора Покровского монастыря в Суздале. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль. Файл 5825.jpg:   Размер: 940x1200, 1.13 MPix, 426 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (209) , (3) . Описание: [Русь. XVI.] Свтт. Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Святая Троица " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в ГВСИАХМЗ. Суздаль.

http://pravicon.com/icon-1734

209  Этот обычай принят на всём востоке, и арх. Антонин отмечает его существование на Афоне. Несколько соображений по этому поводу см. Заметки поклонника св. горы, 202.   210  Это остаток древних панихид, которые справлялись в Великой церкви, в течение первой и страстной недели, и на которых было положено евангелие.   211  Таким образом, икосами называются и здесь всё 24 строфы акафиста без различия кондаков от икосов, согласно древне-церковной терминологии. У греков это обозначение остаётся в полной силе в старопечатных церковных книгах. Если последование акафиста совершается на утрене, то чтение его начинается после шестопсалмия, разделяется также на четыре статьи и оканчивается по 6-й песни канона.   212  Об этом храме см. Cplis Christ. L. IV, p. 93; о мощах св. Евфимии там же выдержка из Крузия in notis ad Malaxam.   213  О чествовании св. Елевферия, в связи с суеверными представлениями Греков см. Bezoles. Le Bapteme p. 127, 128.   214  В нём упоминается о бдениях и говорится, что они «бывают в недели и владычние праздники и в память прочих великих святых, о них же синаксарь научит». Последнее замечание показывает, что в уставе (синаксаре), который имел в виду составитель, уже существовало на этот счёт положительное правило. А такое правило, действительно, читается вслед за изложением всенощного бдения в иерусалимских уставах, где обозначено число всенощных на круглый год, и в какие праздники они справляются. В службе утрени говорится, что при пении 19-го и 20-го псалмов нужно соображаться, чтобы священник успел покадить всю церковь . То же замечание читается и в иерусалимском уставе. Замечательно совпадение и в статье о поклонах, как их нужно делать. Но что в уставе хиландарском мы имеем не список с иерусалимского типика, видно из правил о Великом посте, которые не сходятся с постановлениями иерусалимского устава и совпадают с святогорскими: например, на первой неделе Великого поста не бывает литургии и трапезы только в понедельник, о трапезе во вторник и четверг говорится определённо. В Великую пятницу полагается «сочиво квашено и зелие сурово», а по иерусалимскому – «ниже трапезы поставляем, ниже ядим». На другой день Благовещения дозволяется употреблять то, что осталось от вчерашней трапезы, не исключая рыбы, и два варевия с маслом. По святогорскому у Никона – рыба три дня: в предпразднство, праздник и попразднство (см. Никона Черногорца изложение правил о посте по уставу Святой горы). Отсюда видно, что на Афоне держался особый устав, близкий к иерусалимскому, в некоторых служебных особенностях, но отличный в правилах о посте.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Когда наступил день рождения, родила она блаженного ребенка, а затем в восьмой день принесли его к священнику, чтобы, как принято у христиан, имя ребенку дать. А пресвитер, увидев ребенка, глазами сердца по Божьей благодати прозрел, что хочет он смолоду посвятить себя Богу. Затем, когда ребенку исполнилось сорок дней, пресвитер его окрестил. Мальчик рос и вскармливался своими родителями, и была с ним благодать Божья, и Божий Дух уже в молодости вселился в него. И когда по благодати Христа мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться, по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился, к тому же он не играл с другими детьми, но спешил прежде других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка. Ведь на нем была Господня благодать, которая просвещала его разум и наставляла на путь Христовых заповедей. Когда же он вырос, он как свет сиял красотою телесною и своими добродетелями. Хотя родители принуждали его вступить в брак, он сам не захотел этого, и, более того, сам наставлял и учил их презирать и ненавидеть славу здешней жизни, соблазны этого мира, и советовал постричься в монахи. Когда же его родители отошли к Богу, он весьма обрадовался и воздал хвалу Богу, который так устроил, а все богатство, которое оставили родители его, раздал нищим, вдовам и сиротам, и инокам, помышляя о том, как бы ему без печали отказаться от земных благ и обратить свою мысль к Богу, и утверждая себя в этом, и учась Господнему слову, гласящему: «И кто не берет креста своего и не следует за мною, тот не похож на меня». Читая же боговдохновенные книги и жития святых, желая последовать их жизни, и трудам, и подвигам, он отказался от богатых одежд и облекся в бедные, и ходил как нищий, и стал юродивым, и раздумывал, прося и молясь Богу, о том, как бы ему спастись и в какое бы уйти место. Следуя наставлениям Бога, он отошел далее пяти поприщ от города, скрыв это от всех, и постригся, как известно многим, в монастыре святой Богородицы, в месте, называемом Селище, к востоку от города. И был он с тех пор по благодати Христа еще более склонен к подвигу, готовый на все труды, и мысленно представлял себе святой город Иерусалим и Гроб Господень, и все священные места, где избавитель Бог и Спаситель всего мира претерпел мучения ради нашего спасения, и все святые места и пустыни преподобных отцов, где они подвиг и труд совершили; и я говорю о дивном основателе пустынножительства и воссиявшем, равном ангелам великом Антонии, который был крепок и храбр и победил крестной силой враждебных духов, о Иларионе, бывшем его учеником; затем о прославленном среди постников Евфимии-чудотворце; затем о Савве и Феодосии-архимандрите, самом первом наставнике всех иноков, живущих вокруг Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христиане в своем Проскинитарии говорят, что он трижды восстановливался после неоднократных и разрушительных набегов варваров, а между тем всегда являлся наиболее почитаемым, величественным и достойным удивления среди всех палестинских монастырей. Под названием мар-Саба, древняя лавра Саввы Освященного считается доселе одной из самых достопримечательных Святынь Палестины и привлекает к себе паломников всех вероисповеданий. IV. Феодосий Киновиарх При изложении заслуг Евфимия Великого и Саввы Освященного в деле устройства жизни палестинского монашества, мы неоднократно отмечали параллельное существование двух форм монашеской общины лаврской или келлиотской, и киновиальной. Пустынными подвижниками явное предпочтение отдавалось лавре, как такой форме монашеской жизни, которая совмещала в себе выгоды одиночества и общинного жития. Лавра Фаран, старейшая из обителей иудейской пустыни, служила образцом для других палестинских лавр. Киновия при Евфимии Великом и Савве Освященном не считалась такой же самостоятельной формой монашеской жизни, как и лавра; на её обязанности лежало подготовлять иноков к более совершенной лаврской жизни. Настоятели киновии находились в прямом подчинении аввам лавр. Блаженный Феоктист и Св. Герасим 255 и их преемники (Лонгин) испрашивали совета Св. Евфимия по разным вопросам внутренней жизни киновий. Но в то время, как пустынные отцы стояли на стороне келлиотского жития; обители, расположенные в палестинских городах, были строго общежительными. Иерусалимские монастыри бл. Мелании, вифлеемские обители Иеронима и Павлы были киновиями и имели своих отдельных архимандритов, назначаемых патриархом. Со второй половины V в. во главе палестинских киновий стоял архимандрит Геронтий, смененный аввой Маркианом, тоже киновитом. 256 Естественно, что киновия – дальнейший шаг в развитии монашеской общины – завершение этого развития, должна была со временем проникнуть из городов в пустыни и здесь занять такое же положение, как и лавра. Первым устроителем пустынной киновии, имевшей самостоятельное, вполне независимое от лавры, положение, был Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прот. Кекелидзе в книге «Литургические грузинские памятники», стр. 228–313. Ср. там же, стр. 488–506. Прот. Кекелидзе (Лит. Груз. памятники, стр. 499) определяет время происхождения греческого оригинала Великого Синаксаря совершенно точно 895–906 годами на том основании, что в Синаксаре есть па­мять св. патриарха Антония, умершего в 895 г., и нет памяти следующего патриарха Николая, умершего в 906 году; совершенно таким же образом определяет он и время появления синаксаря Устава Великой Церкви, изданного проф. Дмитриевским, годами 878 (смертью патриарха Игнатия, имеющегося в числе святых Синаксаря) и 886 (смертью патриарха Фотия, отсутствующего в Синаксаре). Но мы совершенно не понимаем такого метода определения. Наличность памяти Антония и Игнатия, конечно, свидетельствует, что памятники в их настоящем виде не могли появиться ранее смерти этих лиц, но отсутствие в числе святых, указанных Синаксарем, следующих за Антонием и Игнатием патриархов Николая и Фотия свидетельствует не о том, что Синаксари составлены до смерти этих патриархов, а о том, что они явились до дня внесения и утверждения Николая и Фотия в числе святых, последовавшего конечно не тотчас же после их смерти, а значительно позже. В действительности Великий Синаксарь никак не мог явиться ранее второго десятилетия XI века. Св. Афанасий, умерший между 997–1011 г.г. (см. у нас выше, стр. 29), еще не знает никакой более полной записи монастырского устава, кроме ‘Υποτπωσις; – а св. Феодора Студита . Несомненно не знал его и знаменитый организа­тор Афоно-Иверской Лавры св. Евфимий, действовавший между 997 и 1012 годами. О св. Евфимии известно, что он «введши в своем мона­стыре священные чины и последования всего года в том виде, как они изложены в «Великом Синаксаре», однако почему-то перевел на грузинский язык не «Великий» Синаксарь, а «Краткий». Биограф одного из преемников св. Евфимия – Георгий объясняет этот факт тем, что у св. Евфимия, «всецело занятого переводами других книг, не было времени для перевода более пространного Синаксаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Дальнейшая судьба церкви мало известна. В летописях об ней не упоминается. Но судя по внешнему и внутреннему ее устройству, она в сравнении с другими церквами менее подвергалась изменениям. Известно только, что придел и колокольня приделаны к ней в последующее время, и именно не ранее конца XVII века. Основанием сему может служить частию самая постройка времен Петра Великого, а частию оставшаяся от прежнего иконостаса надпись на продольной дске за нынешним иконостасом, что церковь сия в конце XVII века сгорела и возобновлена. Надпись эта следующая: «лета 6868 (1360) году благословением боголюбиваго архиепископа Алексия Великого Новаграда и Пскова построиша церковь каменную святаго великомученика Феодора Стратилата в Великом Новеграде на Торговой сторон на Федорове улицы, а радением и стяжанием Симеона Андреевича с боголюбивою своею матерью Наталиею в княжение Великаго Князя Димитрия Константиновича Суздальскаго. В лето 7204 (1696) маия в 22 день изволением Божиим грех ради наших бысть пожар страшный: сия торговая страна погоре и церкви святыя со всеми утварьми и святыя иконы и множество народа при митрополите Евфимии Новгородском, и сия церковь св. великомученика Феодора Стратилата; и в 205 и 206 годах при преосвященном Иове, митрополите Великого Новграда и Великих Лук, построися тое церкви приходскими людьми и иных христолюбцев подаянием святыя иконы и книги и ризы церковныя и утвари». В текущем столетии около 1827 года кровля на церкви и на главе изменена. Вместо деревянной кровли, церковь вся покрыта листовым железом, а в 1835 году покрыт таковым же железом и придел. В 1832 году церковь Феодоровская упразднена и приписана к церкви св. Никиты великомученика, жалованье ружное на Федоровскую церковь было положено 30 рубл. 98 коп., из коих 8 рубл. 56 коп. отделяются на церковные потребы, а прочее причту Никитинской церкви. Церковь св. Феодора Стратилата построена из камня и кирпича, а придел и колокольня при ней из одного кирпича. Все здание церковное состоит из продолговатого четвероугольника с полукружием на восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Так, пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил. То же свидетельствует о себе другой пророк – Исаия. А святой и великий пророк и Предтеча Христов Иоанн, еще будучи во утробе матери, познал Господа, носимого в ложеснах Пречистой Приснодевы Марии: И взыграся младенецъ радощами во чреве ( Лк.1:44 ) матери своей Елисаветы, и ее же устами пророчески возопил: Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? ( Лк.1:43 ). О святом пророке Илии есть сказание, что родители его видели, как светлые и благообразные мужи повивали сего младенца огненными пеленами и питали его пламенем огненным». Далее Епифаний приводит подобные же рассказы о святых: Николае Чудотворце, Ефреме Сирине , Алипии и Симеоне столпниках, Феодоре Сукеоте, Евфимии Великом, Феодоре Едесском и Петре, митрополите Московском , – рассказы, которые мы опускаем, дабы, по выражению самого блаженного Епифания, «долготою слова послушателем слухи ленивы не сотворити», и приводим здесь только заключительные его мысли. «Досточудно, – говорит он, – было это возглашение младенца во чреве матери; досточудно было его воспитание от младенческих пелен; досточудна была и вся жизнь этого поистине досточудного мужа! Господь еще до рождения отметил его Своею благодатью и необычным случаем предуказал Свое особенное Божественное о нем промышление». Всегда преданные воле Божией и внимательные к путям Провидения, Кирилл и Мария поняли указания Промысла Божия и, сообразно с этими указанием, должны были вести дело воспитания дитяти. После описанного происшествия особенно мать сделалась необыкновенно внимательна к своему состоянию. Всегда имея в мыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом Святого Духа, Мария во все остальное время беременности готовилась встретить в нем будущего подвижника благочестия и воздержания, а потому и сама, подобно матери древнего судии Израильского Сампсона ( Суд.13:4 ), тщательно соблюдала душу и тело в чистоте и строгом воздержании во всем. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, – говорит святитель Платон, – чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010