Выходы царей. 348 стр. 38 Снегирев, не находя на Мичуринском плане г. Москвы в 1739 г. Евдокиинской церкви, высказал то предположение, что она была сломана в XVIII веке. (Памятники древности 232 стр.). Того же мнения держался и Строев (Выходы царей. Указатель, 25 стр.). Что же касается Воскресенской церкви, то Строев считает ее предельной при Верхоспасском соборе (ibid 89 стр.), а Снегирев делает такое предположение, что эта церковь могла быть памятником польского похода царя Алексея Михайловича, у которого во время похода была тафтяная церковь в честь Воскресения Христова, и что может быть начатое родителем строение храма совершил его сын Феодор. (Памятники 228 стр.). Из всего сказанного нами очевидно, что эти предположения неосновательны. 47 Один из них был взят к царице Прасковье Феодоровне, а другой – в сребровызолоченой раме, по указу Петра I, в 1700 г. в село Преображенское. оп. 1123. л. 24. 50 оп. 1122, л. 20 и на обор. В описях нет упоминания об иконе Воскресения Христова, которую велено было написать в 1688 г. 17 июля на липовой цке, вышиною 2 арш. и шириною – 1 ½ аршина, живописцу Луке Смольянинову живописным письмом, для помещения в киоте на стене Воскресенской церкви. Г. 196, ст. 573. 54 В приписке к описи значилось, что по скаске ризничего Якова Кононова, тот крест взял Благовещенский ключарь к Государю Царевичу в комнату. 57 По описи 1123 л. 11. этот крест в 1700 году, по указу Петра I, был взят в село Преображенское. 64 оп. 1123, л. 33. По сей описи значилось, что риза и сударь с мощами великомуч. Феодосия были взяты к царевне Феодосии Алексеевне. 104 Снимок с этой арки помещен в нашей книге: Московские Кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке. Москва 1906 г. 135 Средняя часть подписи под именем последнего святого настолько не ясна что можно читать: Евстратий и Евстафий. Но изображение святого в воинских богатых одеждах дает нам основание полагать, что это св. Евстафий Плакида. 144 Как уже было раньше сказано, Салтанов писал на полотнах Вознесение Господне, Воскресение Христово и другие в пещеру ко гробу Господню. Несомненно, эти картины и находятся теперь в отделении Распятской церкви. оп. 962, л. 582 на обороте. Читать далее Источник: Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве/Прот. Н.Д. Извеков. – Москва : Рус. печатня, 1912. - 51 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Из моря повествований таковых возьму несколько малейших капель для настоящей вечери нашей. Напр., вздумал завистник рода человеческого искусить св. Симеона Столпника. Претворяется в ангела светла, показывает святому колесницу огненную с коньми огненными и говорит: «Слыши Симеоне, Бог небесе и земли посла мя к тебе, якоже видиши с колесницею и коньми, да якоже Илию возму тя на небо, достоин бо еси чести таковыя, святыни ради жития твоего... Гряди убо не медля, рабе Господень, да видиши Творца твоего... да узрят же и тебе ангели и архангели... иже тя видети желают». Сия и подобная сим глаголющу бесу, не позна святый прелести вражия, рек же: «Господи, хощещи ли мя грешника к небеси взяти? Подвиже ногу одесную, во еже ступити на огненную колесницу». Обаче простер и руку десную, знаменася крестным знамением, и абие диавол с колесницею и конми исчезе яко прах, от ветра возметаемый. Вот – крестным знамением прогнася бесовское коварство. Или св. мученицу Василиссу бросают в разженную пещь, она же, знаменавши себе честнаго креста знамением, вниде посреде пламене и стоя на мног час во огни горящем, без вреда соблюдена бысть. Вот – крестное знамение силу огненную укроти!». Или св. великомученик Евстафий Плакида приведен из язычества ко Христу явлением светлого креста между рогами оленя, за которым гнался Евстафий. Знамение крестное яко огнь опаляет бесов, это видеть можем в житии св. священномученика Киприана и Иустина. В сем же житии и то видим, что крестное знамение и неверныя от бесов защищает. Тут же видим, что и ангели на небеси почитают крест и лобызают. В житии препод. Иллариона Великого повествуется, что однажды был велик трус земли, от которого море волнами зельными воскипе и из брегов своих изыде, так что жители приморского города пришли в ужас от разлива волн морских и обратились к преподобному Иллариону, да помолится о них к Богу. Преподобный, став между морем и городом, «начерта на песце три креста, и воздвиг руце горе, молящеся прилежно к Человеколюбцу Богу, помиловати Ему создание свое...

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святых ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ схимник, прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 20 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_9.html

Евсеев И. Е. 89, 90, 94 Евстафий Виленский (Литовский), св. мч. 563, 1243 Евстафий Плакида, Римский, вмч. 2540 Евфимий Новгородский, архиеп., свт. 1281 Евфимий Суздальский, прп. 1213 Евфросиния Полоцкая, игум., прп. 1282 Егоров А., прот. 1126 Егоров Н. А. 1300 Егоров Ю. М. 2471 Егорцев А. Ю. 1364 Ездра, ветх. 112 Екатерина, вмц. 2537 Екатерина II, импер. 2396 Екатерина (К. В. Полюхова), мон. 1190 Екатерина (Н. В. Сахарова), схимон. 1128 Елевферий (Богоявленский), экзарх РПЦ в Западной Европе 1142, 1143 Елевферий (Воронцов), митр. Пражский; митр. Ленинградский и Ладожский 620, 622, 623 Елена (Казимирчак-Полонская), мон. 1748, 1749 Елиезер, раб Исаака праотца 146 Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. 1247 Елисеев В., свящ. 1797 Емельянов А., свящ. 2025 Емельянов Н. Е., свящ. 853–855, 1034, 1224–1226, 2089 Емельянова Т. 1191 Емченко Е. Б. 2393 Епифаний Премудрый , Радонежский, прп. 1298 Епифаний Славинецкий 2016 Епихин В. А. 2732 Еремин А. 1012 Еремина В. М. 459, 1002 Ермаков В., прот. 2076 Ермогена (Заломова В. С.), мон. 1021 Ерофеева Н. А. 75, 384, 468 Ершов Н., свящ. 2728 Есфирь, ветх. 113 Ефимов А. Б. 106, 787 Ефрем, игум. Филофейского мон-ря 2129 Ефрем (Лэш), архим. 186, 627 Ефремова О. 815, 817, 831, 2318 Жаворонков П. 3010 Жамкочян А. С. 37, 38 Жданова А. Н. 2577 Желнавакова М. С. 836 Желтов М. С., диак. 2188, 2203, 2217 Женевьева см. Геновефа, (св. мц.) Жернакова Н. 2782 Жилякова А. В. 2906 Жиркевич А. В. 825 Жиркевич Н. 825 Жиромская В. Б. 837 Жиянова И. 2318 Жолобов О. Ф. 2958 Жолондзь А. Г. 1491, 2447, 2471, 2565, 2566, 2626 Жукова Л. Н. 756 Жукова Н. Г. 2043 Журавлев А. С. 3004 Журавлев В. К. 1619, 2090, 2729, 2959, 2960 Журавлева Е. А. 2937 Журавский Алексей Васильевич (статьи по исламу) 1777–1780, 2440, 2801 Журавский Александр Владимирович (статьи по истории РПЦ) 802, 866, 980, 1325–1327, 2392 , 2777, 2781 Журинская М. А. 57, 110–115, 189, 446, 566, 700, 1067, 1068, 1162, 1334, 1365, 1444, 1492, 1704, 1738, 2267 Заболотная Н. В . 2231 Заболотский Н. А. 543, 954 , 1856, 1962, 2883

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На правосл. Востоке память Е. П. и его семьи праздновалась 20 сент., на Западе - 20 сент. или в 1-х числах нояб. В миссалах и бревиариях Е. П. чаще всего упоминается 2 нояб. (напр., в Мартирологе Узуарда) или 3, 4, 5, 9 нояб. Возможно, первоначально память Е. П. совершалась 1 нояб. (в списке Мартиролога блж. Иеронима из Корби (XI-XII вв.) - ActaSS. Nov. Т. 2. Pars 2. P. 138), но в связи с установлением в этот день праздника Всех святых была передвинута на 2 нояб., а потом из-за того, что к этому числу было приурочено поминовение усопших, перенесена на следующие дни нояб. В разных типах сакраментариев имя Е. П. не упоминается. Самой распространенной была дата празднования 20 сент. (в Евангелиариях рим. типа сер. VIII в.), перешедшая впосл. в составленный Ц. Баронием Римский Мартиролог (1586). Эта дата все чаще появляется в рим. литургических книгах с XVI в. и затем становится общепринятой. На Западе Е. П. входил в группу т. н. 14 св. помощников. Его жизнеописание пользовалось большой популярностью, было переведено на старофранц., итал., испан., англ., нем. и ирл. языки. В позднем средневековье Е. П. считался покровителем охотников и лесников, но впосл. его почитание (особенно в Центр. Европе) было вытеснено культом св. Губерта . Позднее Е. П. стал считаться покровителем г. Мадрида. Видение вмч. Евстафия Плакиды. Икона. XVII в. (Национальный музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили) Видение вмч. Евстафия Плакиды. Икона. XVII в. (Национальный музей искусств Грузии им. Ш. Амиранашвили) Е. П. посвящена церковь Эртацминда в Вост. Грузии. Предполагают, что название села произошло от искаженного груз. «эстатецминда» (святой Евстафий). Е. П. является небесным покровителем потомков груз. царя-мч. Луарсаба II и груз. полководца великого моурави Георгия Саакадзе: летом 1609 г. груз. войска в битве в Цхиретской долине близ с. Эртацминда разгромили турок, эту победу связали с заступничеством Е. П., и «знамя победы водрузили перед иконой святого» ( Сабинин. 2004. С. 284). Е. П. почитали на Руси как воина-великомученика, как «княжеского» и «царского» святого, прообразующего равноапостольного Константина Великого.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Евдоксия, црц., персонаж из Жития Иоанна Златоуста Евсевий Кесарийский , историк Евсегниев Якимка, стр. Евсеева И.А. Евстафий Плакида, св. Евстратий, мч. Евтифеев Ивашка, пов. Евтюшка, казак Евфимий Чудовский, перев. Евфимий, архидк. Евфимий, архим. новгородского Вяжицкого мон. Евфимий. патр. Тырновский Евфимий, спр. Егор, дк. Егоров А.А. Езекия, ц. Иудеи, библ. Екатерина Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Екатерина, вмц. Екклесиаст, автор одной из священных книг, библ. Елеазар Анзерский, прп., св. Елеазар, первосвщ., третий сын Аарона, библ. Елена, црц., мать византийского имп. Константина Великого Елеонская А.С. Елизаров Прокопий Кузьмич, д. дв. Елисей, пророк, библ. Емченко Е.Б. Епифаний Премудрый , инок Троице-Сергиева мон. Епифаний Славинецкий, иером. Киево-Братского мон., поэт, перев. Епифаний Соловецкий, духовник пртп. Аввакума Епифаний, архиеп. Кипрский Еремеев Паршутка, сл. Ерёмин И.П. ЕрёминаТ.С. Ермил, св., мч. Ермолаев С.С. Ермолай-Еразм, русский публицист Еропкин Алексей Павлович, дв. Еропкин П., стар. Ново-Спасского мон. Есипов Андрей, сот. стр. Ефимова Л.В. Ефрем Потёмкин, стар., стрл. Ефрем Сирин, св. Ефрон И.А. Ж еглов Иван, митрополичий с. б., двор, новгородского Софийского дома Жеглов Тимофей, с. б. Живов В.М. Жизневский А.К. Жуковская Л.П. Журова Л.И. З абелин И. Заборский Пётр Иванович, трудник Заворуй Игнашка, крст. Зайцев (Заецов) Иван, дв. Замалеев А.Ф. Замврий, израильский военачальник, библ. Зверинский В.В. Зевей, библ. Зеленская Г.М. Зеньковский С.А. (Zenkovsky Serge А.) Зернова А.С. Зиборов В.К. Зимина Т.А. Зиновьев Афанасий, допрошен по «делу» о новокрещёных евреях Змеев Л.Ф. Зыбин Михаил, гол. стр. Зыбин Остафий, гол. стр. Зызыкин М.В. Зюзин Никита Алексеевич, бр. И аир, служитель синагоги в Капернауме, библ. Иакинф, св., мч. Иаков Боровичский, блж., св. Иаков, ап. библ. Иаков, архим. Новгородского Свято-Духова мон. Иаков, один из братьев Иисуса Христа, автор Послания, библ. Иаков, сын Исаака и Ревекки, младший брат-близнец Исава, библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

То же говорится о святом и блаженном Иакове Боровичском, новом чудотворце (23 октября (5 ноября)), и о других. Дни св. Мироточивых Мироточивыми наречены в Прав. Церкви те святые, по успении коих Бог источил целебное и благоуханное от честных мощей их миро, напр. от мощей святого и славного великомученика Димитрия Мироточивого, или Мироточца, Солунского, коего память творится 26 октября (8 ноября), и других. Солунский чудотворец почитается покровителем Сибири, которая завоевана 26 октября 1581 года. Дни св. приснопоминаемых Приснопоминаемыми, или приснопамятными Церковь называет создателей св. обителей и храмов 1927 и всех прав. христиан, в том же смысле, как и блаженными 1928 . Но в особенности нарицает приснопоминаемыми: св. исповедеика Даниила, нареченного Стефана (17 (30) декабря) 1929 , и царицу Феофанию (16 (29) декабря) 1930 , супругу греческого императора Льва Мудрого , в IX веке царствовавшего (886–911). Видя благочестие супруги своей, Лев вознамерился еще при жизни ее построить храм во имя ее. Ho по совету пастырей Церкви, начатый постройкой во имя ее храм император переименовал в честь всех святых 1931 . «Глаголаше бо царь: аще Феофания свята есть, со всеми убо святыми вкупе да празднуется (да приснопоминается и она) во славу Богу, от всех святых славимому». Мощи ее почивают в константинопольской патриаршей церкви вместе с мощами Всехвальной Евфимии 1932 . Дни св. Новых или Новоявленных Некоторые из святых одного и того же имени, но младшие по времени и внесенные в Святцы после, для отличия от прежде прославившихся соименных святых, называются иногда Новыми, Новоявленными (января 28, марта 29). Это название встречается у святых IV века (авг. 30), но особенно у святых последующих веков, начиная с Примеч. Кроме вышеозначенных имен святых, в Святцах встречаются и иные, о значении коих можно вкратце упомянуть, напр. Евстафий Плакида, пострадавший в царствование Траяна (98–117) (20 сентября (3 октября)): последнее имя великомученик имел до крещения, а первое принял по крещении; преподобный Феодор Трихина (20 апреля (3 мая)), с греческого Трихина – значит власяной или власяничник, потому что преподобный всегда ходил во власянице, и проч. Праздники церковные и храмовые

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Силою благодати Божия приведен быв ко преподобному пустынножителю Александру Свирскому , терпению того умилился еси, преподобне, аще и млад быв боярин и от великаго князя любим, обаче силу словес Христовых: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне да идет», уразумел еси, и Тому невозвратно последовал еси с песнию: Аллилуиа. Икос 3 Имения многа бедным раздал еси, преподобне, и вся отложив, к преподобному Александру пришел еси и жестокому того житию поревновал еси, слышай днесь от нас по достоянию сицевыя хвалы: Радуйся, якоже древле Евстафий Плакида, еленем приведенный к спасительному пути жизни твоея. Радуйся, обретый пустыннаго мужа, от негоже познал еси иноческое пустынное житие. Радуйся, тое возлюбивый абие. Радуйся, ревнителю иноческих подвигов. Радуйся, егоже дух яко елень возжада к Богу Крепкому Живому. Радуйся, учениче дивнаго Александра, Святыя Троицы собеседника. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 4 Бури езера Ладожскаго не убоялся еси, преподобне, егда бури и суеты житейския бежал еси: с радостию бо устремился еси, отнюдуже яко свещы, во тме мерцающыя, светях и звоном церковным окрестная оглашающя, обители Валаамская и Коневская украшахуся лики иноческими, иже немолчно воспеваху Богови: Аллилуиа. Икос 4 Слыша божественное пение и зря монахов множества, к стопам игумена Валаамскаго припал еси, преподобне, и смиренне молил еси, да приимет тя яко единаго от наемник. Мы же зря твое смирение, тако ти рцем: Радуйся, пришельче, знатность рода сокрывый глубиною смирения. Радуйся, приятие обета нестяжания упредивый раздаянием имений меньшей братии. Радуйся, браку честному предпочтый обручение ангелообразному житию. Радуйся, всякое послушание приимавый со благодарением. Радуйся, вся тяготы искушения иноческаго пренесый добре. Радуйся, тако ся предуготовавый ко приятию иноческаго великаго пострига. Радуйся, Адриане, скорый наш помощниче и чудотворче. Кондак 5 Боготечный апостол Павел многи страны обтекий благовествуя Евангелие, глаголаше верным: «Глаголю безбрачным и вдовицам, добро им есть аще пребудут яко же и аз, аще ли же ни, да посягают. Оженивыйся бо печется, како угодити жене, а не оженивыйся печется, како угодити Господеви.» Ты же, преподобне девство паче брака честна избрал еси, яко духу твоему сродное, и егда ангельскаго образа сподобился еси, умиленне воспевал еси Богови: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Чаще Господь посылает трудности любящим Его для их большего духовного роста. «Его же любит Господь, того и наказует» (св. Иоанн Златоуст , 3:86–88; срав. 4:127–128). «Лучше мне здесь пострадать, – размышляет многострадальный Пимен, – чтобы там обрести вечное здоровье. Апостол говорит к страждущим телесными болезнями: «Если вы наказание терпите, то Бог поступает с вами, как с сынами. Если же остаетесь без наказания, то вы незаконные дети, а не сыны» (22:225). Безгорестная жизнь, по мысли преподобного Максима Грека , уподобляется пространному пути, ведущему к гибели, а трудная жизнь – тесному пути, приводящему к Богу (28:107). Разумный человек, «аще ему случится беда, воспоминая грехи, кается и Богу молится о них» (св. Иоанн Златоуст , 4:129). Праведные Иовы были не только в Ветхом Завете. Они были и потом. «Ты (Плакида. – К. С.) будешь вторым Иовом в несчастьях. Опасайся, чтобы хула не вошла в твое сердце» («Сказание об Евстафии Плакиде», 6:231). А рязанцы так говорили перед смертным сражением с полчищами Батыя: «Если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть». И ни один из рязанцев «не повернул вспять» («Повесть о разорении Рязани», 22:268, 269). Важное место в духовной жизни христианина занимает также пост. В церковных сборниках Древней Руси имеется немало поучений, раскрывающих на основании Священного Писания и святоотеческих творений необходимость поста, спасительность, а также и то, в чем состоит истинный пост, как его проводить. Обильным источником для данных поучений послужили творения св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого , преподобного Феодора Студита . Поучения последнего явились образцом для проповедей преподобного Феодосия Печерского . Следует отметить и труды инока Никона Черногорца, подвизавшегося в XI столетии на одной из гор возле Антиохии, – «Пандекты» («Книги все содержащие») и «Тактикой» (наставления касательно праздников, постов и др. в виде посланий к разным лицам).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

III, с. 1) излагает сведения об иерапольской ехидне и миссионерской деятельности здесь свв. асостолов Иоанна Богослова, Варфоломея и Филиппа с Мариамною. Начиная с пророчества св. Иоанна Богослова на месте Херотопа о имеющих совершиться тут чудесах св. архистратига Михаила и до чуда у горы Гарган сказание Святителя соответствует латинскому (narratio у Сурия, с. 496 и др.) и славянскому в ВЧМ (сентябрь, вып. I, стб. 301–306) причем анализ текста дает основание предполагать, что Святитель обращался к обоим этим источникам. Чудо у горы Гарган взято у Сурия (relatio) а последнее чудо – Афонское – заимствовано из ВЧМ (стб. 295-й). 20-го – св. великомученика Евстафия Плакиды, «от Метафраста»; в месяцеслове; Сурия (VI, 30 – мучение С. Метафраста), но Святитель пользовался не только Метафрастом, но и ВЧМ (вып. II, стб. 1286–1298), из которых некоторые места (напр., начало жития) передал почти с буквальною точностью; о том, что Плакида был вождем римских войск, свидетельствует Иосиф иудей (О древностях, IV); во многих местах Святитель очень свободно отнесся к указанным источникам и внес в изложение немало дополнений и изменений). – св. Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора, «от великия Минеи-Четьи и от Летописца Печерского» (во втором издании Четиих-Миней); из ВЧМ Святитель воспользовался первым сказанием (вып. II, стб. 1298-й), дополнил его из летописца и Синопсиса, а начало жития составил самостоятельно. 24-го – св. первомученицы Феклы, «от многих свв. Отец свидетельствованное», на полях сделаны ссылки: на Василия Селевкийского , списателя жития святой, на Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Епифания Кипрского , Киприана Карфагенского , Амвросия Медиоланского 340 , Иеронима и на Римское мученикословие. Творениями указанных свв. Отцов Святитель, действительно, пользовался и привел из них свидетельства о св. Фекле, но главными источниками его труда были: житие святого Василия Селевкийского , взятое из какой-то рукописи, Метафрастово житие из ВЧМ (вып. II, стб. 1376–1390; ср. PG, т. 115, с. 822) 341 и Свящ. Писание (кн. Деяний апост., гл. 14-я и послание к Тимофею 2-е, гл. 1, с. 16); передавая содержание источников, Святитель внес много изменений и дополнений с целью произвести более сильное впечатление на читателя. 26-го – св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, только на поле сделана ссылка на Прохора, ученика Апостола, на Иеронима и на Климента Александрийского ; житие написано по руководству ВЧМ (вып. III, стб. 1584–1660, Прохорово житие), Евангелия, Никифора Каллиста (кн. И, гл. 42 – рассказ Климента о юноше), Сурия (VI, с. 1114, § 13-й, Метафрастова жития, где повествуется о должнике, покушавшемся на самоубийство, ср. PG, т. 116, с. 683) и сочинения блаж. Иеронима «de viris illustribus» (мучение св. Иоанна Богослова при имп. Домициане); основным источником было житие, составленное Прохором 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010