Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Отцы IV Вселенского собора, свтт. - житие Халкидонский собор (или Халкедонский) четвертый вселенский, созван был в Халкедоне в 451 г. при имп. Маркиане, по поводу ереси Евтихия (см. соотв. статью). Согласно эдикту императора, епископы собрались сперва в Никею, но скоро вызваны были в Халкедон, поближе к столице, так как император желал иметь постоянные и точные сведения о ходе соборных заседаний. Заседания Х. собора происходили в храме св. мученицы Евфимии, пострадавшей ок. 304 г. Собор открыт был 8 октября 451 г. и продолжался до 1 ноября. Число всех присутствовавших на соборе отцов, если не выключать и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600—630. Из наиболее замечательных были: Анатолий константинопольский, перед вступлением Маркиана на престол решительно перешедший на сторону православных; Домн антиоехийский, низложенный Диоскором и возвращенный из заточения Маркианом; Максим, поставленный на его место, Ювеналий иерусалимский, Фалассий кесарие-каппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий дорилейский, Диоскор александрийский и друг. Папа Лев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал все-таки своих легатов (епископов Пасхазина и Луценция и пресвитера Бонифация) на Х. собор. На соборе встречаем большое стечение высших государственных сановников и сенаторов, принимающих участие в деяниях собора, за исключением тех случаев, когда рассматривались дела чисто церковные, напр. суд над епископом. Председателем собора был Анатолий константинопольский. Прежде всего отцы собора занялись рассмотрением деяний собора разбойничьего (см. Диоскор), и судом над Диоскором. Обвинителем был известный Евсевий дорилейский, который представил записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на разбойничьем соборе. По прочтении записки, отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых.

http://pravicon.com/info-3113

Содержание IV. Собор Халкидонский, Вселенский четвертый...    После того как низложен был Несторий, церковию Константинопольскою управлял Максимиан, затем Прокл, и по его кончине Флавиан. Последний, в царствование Феодосия II младшего, при консулах Флавиях — Зеноне и Постумиане, т. е. спустя восемнадцать лет после Ефесского собора, созвал собор в Константинополе из 30-ти епископов для рассуждения по делу, которое возникло между Флоренцием, главным епископом (митрополитом) Лидии Сардийской, и двумя подчиненными ему епископами — Иоанном и Коссинием. На этом соборе, кроме других представителей, заседал Евсевий, епископ фригийского города Дорилеи, муж вполне знаменитый как славою учености и нравственными качествами, так и твердостию опровержения еретиков. Он донес святому собору, что Евтихий, пресвитер и архимандрит знаменитейшего в том городе монастыря, давно уже начал заблуждаться и мыслит об Искупителе и о таинстве искупления совсем иначе, нежели как предано от апостолов и отцов никейских. Ибо он учил, что Христос не состоит из двух естеств, и что Он не воспринял от Девы человеческого тела односущественного нашим телам. Но тогда как он свыше меры хотел избегнуть несторианской крайности, т. е. двух во Христе личностей, стремительно впал в противоположную ей бездну, приписав Господу Христу не только одну ипостась, но и одно естество. Затем, превратив Слово Божие в плоть, и смешав между собою два естества чрез слияние их в одно, говорил, что одно божество не истинно, а только под образом плоти, претерпело голод, жажду, утомление, бодрствование, крест, смерть, и после трех дней воскресло из гроба. Когда епископ Дорилейский сообщил о всех этих бреднях, которые Евтихий заимствовал из нор и логовищ Манихея, Валентина и Аполлинария, и рассеивал по монастырям посредством изданной им книги: то Флавиан и находившиеся с ним епископы сильно были возмущены. Собор прежде всего рассудил, чтобы Евсевий, по причине прежней дружбы, бывшей между ним и Евтихием, убедил сего последнего возвратиться к своему долгу и благочестию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВТИХИЙ [правильнее Евтих; греч. Ετυχς] (378 - после 454), пресв. и архим., ересиарх. Визант. историки дают о нем крайне скудные сведения; его сочинения почти не сохранились и вряд ли имели значительный объем. Дата рождения Е. определяется на основании его свидетельства (в 448 он писал папе св. Льву I , что «70 лет прожил в воздержании и всякой чистоте» - PL. 54. Col. 717). Большая часть сведений о Е. содержится в деяниях Соборов 448-451 гг. и в связанной с ними переписке. Е. стал монахом в юном возрасте, а впосл. был настоятелем мон-ря Иова в Евдоме, на побережье к западу от К-поля. Братство насчитывало 300 монахов, но, как предполагает Р. Жанен , мон-рь был распущен после осуждения Е. по причине солидарности монахов со своим архимандритом ( Janin. 1969. P. 272). Учителем Е. называют некоего Максима (АСО II. Vol. 1(2). р. 114 возможно, это борец против Нестория , неумеренное рвение к-рого пытался сдерживать свт. Кирилл Александрийский (PG. 77. Col. 320-321). Когда разгорелся несторианский спор, Е. был одним из влиятельных вождей оппозиции столичному епископу. Свт. Кирилл отметил заслуги Е., послав ему список деяний Эфесского Собора. В это же время Е. сблизился с Евсевием , чиновником, к-рый публично выступил против Нестория во время его проповеди. Вскоре Евсевий стал епископом Дорилейским. Продолжая общаться со своим К-польским соратником, он со временем обнаружил, что Е. впадает в ересь, противоположную несторианской,- монофизитство , и после безуспешных уговоров начал его обличать. Положение было тем более серьезно, что Е. имел огромное влияние на политику через своего крестника Хрисафия, всесильного министра имп. Феодосия II . По недоброжелательному описанию Нестория, Е., «не будучи епископом, благодаря императорской власти играл роль епископа епископов. Он управлял церковными делами, как слугою пользуясь Флавианом для исполнения приказаний двора. Он изгонял из Церкви как еретиков всех, кто не разделял его мнений» ( Nestorius. 1910. p. 294-295). Впосл. стало ясно, что свт. Флавиан К-польский при всем миролюбии и снисходительности к кающимся умел быть твердым и стал исповедником Православия.

http://pravenc.ru/text/187577.html

Они происходят от настоятеля одного из константинопольских монастырей Евтихия, который, с ревностию восстав против лжемудрований Нестория, по невежеству 176 стал распространять, а потом и защищать противоположную ересь, говоря, будто во Иисусе Христе божеское и человеческое естества так слились между собою в воплощении, при ипостасном соединении, что последнее из них утратило все свойственное ему, кроме видимого образа; что в Нем, посему, явилось и жило на земле собственно Слово, под видом только плоти, и что Слово именно и страдало и было погребено и воскресло 177 . Хотя друг Евтихия 178 , епископ дорилейский, Евсевий и старался вразумить его, представляя, что такое мудрование об Иисусе Христе противно учению вселенской Церкви о Нем, а Боэтий написал против него две обличительные книги о естествах; хотя Проспер старался опровергнуть суемудрие Евтихия своими посланиями, а патриарх константинопольский Флавиан и поместный собор константинопольский (448 г.) осудили самого Евтихия, лишив его сана и отлучив от Церкви; хотя, наконец, епископ римский Лев великий , у которого Евтихий искал себе защиты против Флавиана, также обличил его, а другой собор, под председательством епископа Кесарии каппадокийской Фалассия, осудил Евтихия вторично: несмотря на то, Евтихий продолжал упорствовать в своем лжеучении и возмущать Церковь . Преемник св. Кирилла, епископ александрийский Диоскор, приняв сторону Евтихия, убедил императора Феодосия созвать собор вселенский для рассмотрения суемудрия его, вопреки настойчивости Флавиана и Льва, представлявших, что нет нужды к тому, когда Евтихий осужден уже на двух поместных соборах. Созванный (в 449 г.) в Ефесе, собор сей, производившийся под председательством Диоскора, оправдал Евтихия, восстановил его, осудил ревнителей Православия и оставил по себе имя разбойничьего соборища (λυστικ σνοδος, latronum synodus). Св. Лев, узнав о позорных делах сего соборища, поспешил созвать в Риме новый собор, который и осудил все, сделанное на том соборище. Вслед за тем, жалуясь на насильственные действия Диоскора и на неправоту соборища разбойничьего, св. Лев просил Феодосия назначить другое место для нового собора, а членов императорского дома – ходатайствовать пред ним за Веру православную. О том же просил он и западного римского императора Валентиниана, когда он был (в 450 г.) в Риме с материю своею и супругою. Валентиниан, его мать и супруга писали посему к Феодосию 179 ; но Феодосий, окруженный приверженцами Евтихия и Диоскора, не слушал ничьих просьб, и наконец умер, не успев назначить себе и преемника 180 . Уже император Маркиан назначил вселенский собор в Никее (в 451 г.), который и составился потом из 630 епископов, под председательством патриарха константинопольского Анатолия, в Халкидоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). История Церкви на Западе (Римская кафедра, диоцезы).Вероучение. Богословие. Борьба с ересями и расколами ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ДИФИЗИТСТВО богословская доктрина, выражающая христ. веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления ИОАНН ЕГИПТЯНИН († после 541), еп. г. Гефестополь (Ифест, Н. Египет), видный деятель монофизитства эпохи имп. Юстиниана I (527-565) ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист КАМПИТЫ (нач. IV-V в.), редко употребляемое наименование группы раскольников в древней Александрийской Церкви ЛУКИЙ архиеп. Александрийский (после 24 дек. 361 - 21 февр. 362, 24 окт. 362 - 5 сент. 363, окт. 365 - 1 февр. 366, кон. 375 - 30 мая 378), арианин МИХИАНСКАЯ СХИЗМА церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями НЕСТОРИАНСТВО учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. К-польского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе ПЕЛАГИЙ (2-я пол. IV - 1-я пол. V в.), лат. христ. учитель и богослов, автор экзегетических и нравственно-аскетических сочинений; один из основоположников пелагианства

http://pravenc.ru/rubrics/121320_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОР (V в.), еп. г. Вита в рим. провинции Бизацена (Сев. Африка), церковный историк. Ок. 484 г. написал «Историю гонений в Африканской провинции во времена Гейзериха и Гунериха, королей вандалов», опубликованную в 489/90 г. Сочинение, состоящее из 3 книг, охватывает период со времени перехода вандалами Гибралтара (429) до смерти кор. Гунериха (окт. 484). Как современник описываемых событий, автор главное внимание уделяет арианскому преследованию правосл. Церкви в Африке при Гунерихе (477-484). Используя «Страдания семи блаженнейших мучеников» (Passio septem beatissimorum martyrum), к-рое ранее приписывалось самому В., историк дает подробное описание мученичества и преследований правосл. епископов и священников, среди к-рых был и св. Вигилий Тапский. Достоинством труда является широкое включение документального материала: эдикты Гунериха от 20 мая 483 г. и 25 февр. 484 г. (II 39; II 3-14), письмо митр. Карфагена Евгения (II 41-42), текст «Книги кафолической bepы»(Liber Fidei catholicae), предназначавшейся для диспута с арианами, к-рый имел место 1 февр. 484 г. и др. «История» В.- ценный исторический источник и для анализа общественно-политической истории гос-ва вандалов. Соч.: Historia persecutionis Africanae provinciae/Ed. M. Petschenig. Vindobonae, 1881, 1967. (CSEL; 7); History of the Vandal Persecution/Ed. J. Moorhead. Liverpool, 1992. Лит.: Ferr é re F. La langue et le style de Victor de Vita//Revue de Philologie. 1901. Vol. 25. 110-123, 320-336; Capello G. Il latino di Vittore di Vita//Atti d. Società italiana per il progresso d. scienze. 1937. Vol. 25. 74-102; Courtois C. Victor de Vita et son œuvre: Étude crit. Alger, 1954; Diesner H. J. Sklaven und Verbannte, Märtyrer und Confessoren bei Victor Vitensis//Philologus. 1962. Bd. 106. S. 101-120. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство)

http://pravenc.ru/text/158536.html

170-177 177-178 178-179 179-180 180-181 181-183 183-184 184-185 185-186 186-188 ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока 188-189 189-190 ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) 190-193 ЕВПРАКСИЯ кнг. зарайская, мц. (пам. 10 июня - в Соборе Рязанских святых) - см. Феодор, Евпраксия и Иоанн Постник, святые князья и княгиня 194-195 195-196 196-198 ЕВПСИХИЙ И КАРТЕРИЙ мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 5 и 15 нояб.) - см. Домнин, мученик (пам. греч. 5 нояб.) 198-209 ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич (1877 - 1959), титулярный архиеп. Парийский, деятель рус. католичества 209-210 210-212 212-226 226-237 237-238 238-239 ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) 239-242 242-245 ЕВСЕВИЙ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ЕВСЕВИЙ мч. Никомидийский (пам. 20 янв.) - см. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид, мученики Никомидийские 245-246 ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСЕВИЙ († 341 или 342), еп. Никомидийский, архиеп. К-польский (с 338), один из сторонников арианства 246-249 249-250 250-251 ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) 251-252 ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания 252-267 267-270 270-271 271-273 273-275 275-276 276-277 ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле и на Афоне в 1-й четв. XV в. 277-278

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

Но антиохийцы радовались рано: после смерти Кирилла Александрийского положение Восточной церкви стало еще хуже. Авторитет Кирилла был возведен в догму, а его учение, вплоть до мельчайших подробностей, объявлено беспрекословной истиной. С самим Кириллом еще можно было спорить, с его тенью – уже нет. Преемником Кирилла стал его племянник и архидиакон Диоскор, который придерживался крайних взглядов и меньше всего был настроен на примирение. В вопросе о Богочеловечестве Христа он твердо опирался на постулат Кирилла – «из одной природы» – и не принимал никаких оговорок и нюансов. Кроме того, Диоскор болезненно относился к любым намекам на ущемление прав Александрийской церкви и косо смотрел на Константинопольскую патриархию, считая, что Константинополь несправедливо ставят выше Александрии. Он не признавал постановления Второго Вселенского собора, сместившего александрийскую кафедру на третье место после Рима и Константинополя, а константинопольскому патриарху Флавиану, сменившему Прокла, за всю жизнь не написал ни одного письма. Монофизитство тем временем становилось все более популярным, даже на Востоке. Оно было понятней и ближе большим массам верующих, не разбиравшихся в тонкостях богословия. Императорский фаворит Хрисафий был на стороне монофизитов, что давало им сильную поддержку при дворе. Хрисафий имел неограниченное влияние на Феодосия II и, по слухам, находился с ним в интимной связи. Крестным отцом Хрисафия был константинопольский архимандрит Евтихий, один из лидеров монофизитов. Новый антиохийский епископ Домн продолжал отстаивать восточное богословие, но силы были неравны. Император личным указом отменил хиротонию некоего Иринея, друга Нестория, которого Домн рукоположил в епископы. Домн, не смевший спорить с императором, в ответ обвинил в аполлинаризме архимандрита Евтихия. Затем, в ноябре 448 года, на соборе, проходившем в Константинополе, могущественного архимандрита Евтихия обвинил в ереси и потребовал вызвать на собор епископ Евсевий Дорилейский. Это был опасный шаг, несмотря на то что Евсевий заручился поддержкой патриарха Флавиана. Больше всего Евсевий боялся, что Евтихий отречется от своей ереси и потом станет его преследовать за клевету: «Если я окажусь клеветником, то потеряю сан. Я боюсь гонения со стороны Евтихия, я беден, ничего не имею, а он богат, он грозит мне ссылкой, он уже назначил мне и место ссылки!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 ноября 448 года в Константинополе состоялось заседание синода эндимуса – это было уникальное учреждение: поскольку столичная кафедра, несмотря на свой высокий ранг в диптихе, усвоенный ей II Вселенским собором, не имела митрополичьего статуса и от нее не зависели другие кафедры, в Константинополе вместо обычных епископских соборов, которые созывались в митрополиях, действовал этот своеобразный орган, в котором под председательством столичного архиепископа заседали епископы, оказавшиеся по разным делам в столице. И Евсевий Дорилейский, принимавший участие в заседании синода эндимуса, поднял на нем вопрос о заблуждениях Евтихия. Как заправский юрист, он представил свое обвинение в письменном виде, не раскрывая, однако, в нем содержания заблуждений Евтихия, с тем чтобы тот сам, будучи вызванным на синод, вслух перед всеми обнаружил свою ересь: «Я просил Евтихия, пресвитера и архимандрита, дабы он не предавался такому поражению чувств, опьянению мышления и исступлению ума, чтобы забыть страх Божий и пренебречь страшным судилищем Христа, Спасителя всех нас… Но он, имея невоздержные уста и необузданный язык, не перестает отрицать благочестивые догматы Православия, отметаться от святых отцев и меня, который никогда не был подозреваем еретиком, а, напротив, всегда сражался с еретиками… Умоляю и прошу вашу святость, не оставьте без внимания моей просьбы, но прикажите Евтихию… явиться на святый ваш собор и защищаться в том, в чем я обвиняю его» . Председательствовавший на заседании архиепископ Константинопольский Флавиан (преемник святого Прокла, преставившегося в 447 году), отличаясь особым миролюбием и кротостью, выразил в связи с этим доносом свое изумление: «Прочитанное удивляет нас, потому что взводит такую укоризну на почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия. Однако пусть удостоит твое благочестие сходить к нему и побеседовать с ним о правой вере; и, если в самом деле он найден будет мудрствующим неправильно, тогда будет вызван святым собором и станет защищаться» . Но епископ Евсевий категорически отверг несколько раз повторенную просьбу пойти в монастырь к Евтихию и попытаться переубедить его: он лучше Флавиана, не чуждого доверчивого прекраснодушия, знал своего бывшего друга, знал его убежденность в своих идеях, его упрямство и высокомерие, а еще, зная также и о могуществе его крестника Хрисафия, имел основание опасаться за свою собственную участь.

http://pravoslavie.ru/50695.html

Далее символ константинопольского II вселенского собора, бывший доселе предметом спора в церкви, правда, спора, который обнаруживался не особенно ясно и шумно, является и теперь предметом разногласия на соборе халкидонском, но разногласия явного, прямого. Левая сторона стояла за символ Константинопольский, правая же исключительно признавала символ никейский и слышать не хотела о символе константинопольском. Когда перечитано было на соборе халкидонском исповедание веры, произнесенное Евтихием пред лицом собора Диоскорова 449 года, в котором (исповедавии) заключался только символ никейский, то один из членов левой стороны Диоген, епископ кизический, заявил, что неправильно произносить символ никейский без тех поправок и дополнений, какие сделаны к нему в Константинополе 381 года, и что без этих пояснений символ никейский неполон и несовершен. Значит, истинным выражением церковного христологического учения он считал не символ никейский, а константинопольский. Диоген говорил: я Евтихий коварно поставил на первом месте собор св. отцов, бывший в Никее, тогда как (собор константинопольский) принял прибавления ( προ θx ας) по причине нечестивого мнения Аполли- нария, Македония и подобных им, и именно в символе прибавлено: сшедшего и воплотившегося от Духа святаго и Марии Девы; это Евтихий опустил, как аполлипарист. И Аполлинарий принимает св. собор, бывший в Никее, но понимает Слова по собственному извращенному смыслу и избегает выражения: от Духа св. и Марии Девы. Св.отцы, жившие после, прояснили ( αφην αν) символ никейский 832 . Мы уже знаем, что Евтихий чуждался символа константинопольского; поэтому заявление Диогена составляет протест против исключитольного предпочтения символа никейского, какое господствовало в кругах александрийских. Евсевий, епископ дорилейский, по поводу того же исповедания Евтихиева заявлял на соборе халкидонском: Евтихий отрицал приписываемую ему мысль, что плоть Господа И. Христа с неба, но отказывался объяснить, откуда же она. Т. е. Евсевий укорял Евтихия в том, что он не признавал редакции символа константинопольского, в которой изъяснено, что Христос воплотился от Духа святого и Марии Девы 833 . Так смотрела на символ Константинопольский левая партия собора. Иных взглядов держалась правая сторона собора халкидонского. Епископы египетские и другие епископы, составлявшие с первыми одну и ту же группу, ревностно вооружались на соборе в Халкедоне против редакции символа константинопольского, усвояя церковный авторитет лишь символу Никейскому. Эти епископы вышеупомянутые слова Диогена встретили такими кликами, в которых выражалось их недоверие к символу константинонольскому: „Никто да не принимает ни прибавления, ни убавления; да хранится постановленное в Никее». И когда епископы левой стороны нашли эти заявления несправедливыми, епископы правой – снова восклицали: „прибавление ( προ θx ην) никто да не принимает; да хранится, что постановлено в Никее, да держится то, что от святого Духа» 834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010