Евлогий Марковский 23 .07(05.08).1942–1943: Винницкая (укр.) Евлогий Воронежская (григ.) Евсевий Гроздов 17(30).04.1912–1919: Псковская 1924–12(25)(?).08.1929: Нарвская Евсевий Никольский 01(14).01.1899–1920: Владивостокская 1919–1920: Смоленская, в. у, 1920–18(31).01.1922: Крутицкая 1920–18(31).01.1922: Московская и Коломенская, в. у. Евсевий Рождественский 15(28).03.1920–1923: Яранская 1923–1923: Ставропольская 1923–1925: Ейская 1926–1927: Нижне-Удинская 1926–1927: Иркутская, в. у. 1927–21.03(03.04).1930: Читинская и Забайкальская 03(16).04.1930–12.1930: Шадринская 03(16).04.1930–12.1930: Свердловская, в. у. 1930–1934: Читинская (?) Евстафий Сафран 12(25).03.1934–22.11(05.12).1935: Можайская (обн.) 22 .11(05.12).1935–08(21).04.1937: Московская (обн.) Коломенская (обн.) Евфимий Калишевский Звенигородская (Киевское вик.) (укр.) Евфимий Лапин 26 .01(08.02).1916–1920: Якутская 1920–1924: Петрозаводская и Олонецкая Евфимий Офейн 30 .04(13.05).1917–1918: Питтсбургская –23.07(05.08).1933: Бруклинская Елевферий Богоявленский 21 .08(03.09).1911–15(28).06–1921: Ковненская 06 .1917–15(28).06.1921: Виленская и Литовская, в. у. 28 .06(11.07).1921–1923; Виленская и Литовская 1921–18(31)12.1940: Ковненская, в. у. 11(24).12.1930–18(31).12.1940: Западно-Европейский Экзархат Московской Патриархии, в. у. 1939–18(31).12.1940: Виленская и Литовская, паки Елевферий Воронцов 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Ростовская на Дону 23 .03(05.04).1946–25.11(08.12).1951: Пражская Елевферий –1923: Камышинская Ефрем Ефремов 07(20).04.1932–01(14).01.1934: Яранская 07(20).12.1936–1937: Саранская 07 .1937–13(26).10.1937: Рязанская, в. у. 01(14).09.1937–13(26).10.1937: Курская Ефрем Кузнецов 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Селенгинская Захария Лобов 22 .09(05.10).1923–1928: Нижне-Чирская 01(14).10.1923–1923: Аксайская 1928–1928: Новоторжская 1928–11(24).04.1929: Бежецкая 24 .04(07.05).1929–12(25).11.1935: Воронежская Захария Попов 17(30).12.1922–: Острогожская (обн.), в. у. Зиновий Дроздов 17(30).01.1913–09(22).05.1918: Мичуринская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из-за решеток тюрем и подвалов устремлены к нам тысячи глаз томящихся, скованных, ни в чем не повинных узников: мужчин, женщин и даже детей, служителей церкви и мирян. Эти люди приговорены к смерти и ждут от нас спасения. Люди ума, знаний и искусства, даже сильные волей, не выдерживают ужасов жизни и гибнут, а многие из них, не вынося страданий медленной смерти, кончают жизнь самоубийством. Хотя в Православной Руси сатанистами поруган Христос, поруганы святыни, но верующий многострадальный народ горячо молится Богу, и в этой молитве теплится надежда его на скорое избавление от антихристианского ига. Ни на минуту мы не имеем права забывать об этих ужасах, господствующих на нашей Родине. С верой в Бога и в наше правое дело мы обязаны работать напряженно и не покладая рук для создания единства в святом деле освобождения Родины. Священный долг обязывает нас принести в жертву этому делу все, чем мы одарены от Бога: несите Веру, разум, чистую совесть, силу и все свои материальные достатки. Помогите в борьбе нашему Христолюбивому Воинству, душу свою полагающему за гибнущий народ. Только в единении между собой вы сбережете русское воинство, а с ним и край, освобожденный от врага. Только в полном единении мы достигнем нашей цели – освобождения Родины. Бог в помощь всем вам. Аминь. Кончина митрополита Евсевия Крутицкого, наместника Всероссийского Патриарха 447 В Харбине и во Владивостоке получен ряд писем, извещающих о кончине бывшего Владивостокского архипастыря митрополита Евсевия. Доброе имя покойного Владыки хорошо известно всему Дальнему Востоку. Владыка Евсевий скончался шестидесяти лет. Большую половину своей жизни митрополит Евсевий посвятил служению Церкви в Сибири и на Дальнем Востоке. Сын бедного Тульского сельского дьячка, в мире Евгений Никольский, покойный с малых лет видел тяжелую материальную нужду и еще ребенком начал трудовую жизнь. Владыка Митрополит многократно делился со мною воспоминаниями о своем детстве и рассказывал мне, как он служил пастухом в родном селе, чтобы облегчить тяжелую жизнь семьи своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Евгений (Ждан) 31.05.1987 хирот. во еп. Тамбовского и Мичуринского; с 25.02.1991 в сане архиепископа. Евгений (Зернов) с 11.07.1914 еп. Приамурский и Благовещенский; с 30.11.1923 в сане архиепископа; с 27.08.1923 под арестом; 1924–1926 в Соловецком лагере; 1926–1929 в ссылке; с 26.08.1930 архиеп. Белгородский; с 1931 г. архиеп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 8.09.1933 архиеп. Вятский и Слободской; с 3.05.1934 митр. Горьковский; с 1935 г. в заключении; расстрелян 20.09.1937. Евгений (Кобранов) 27.03.1926 хирот. во еп. Муромского; с 15.09.1927 еп. Балашевский, вик. Нижегородской епархии; с 14.12.1927 еп. Ростовский, вик. Ярославской епархии; с 22.11.1933 уволен на покой; расстрелян в окт. 1937 г. Евгений (Мерцалов) с 14.06.1912 еп. Юрьевский, вик. Владимирской епархии; с 1919 г. еп. Олонецкий; убит ок. 1920 г. Евгений (Решетников) 16.04.1994 хирот. во еп. Верейского, вик. Московской епархии. Евдоким (Мещерский) с 29.07.1914 архиеп. Алеутский и Североамериканский; с 1919 г. архиеп. Нижегородский; с 16.07.1922 в обновленческом расколе; † 10.05.1935 без покаяния. Евлампий (Краснокутский) 30.09.1917 хирот. во еп. Александровского и Павлоградского, вик. Днепропетровской епархии; † 1922. Евлогий (Георгиевский) с 14.05.1914 архиеп. Волынский и Житомирский; с 1919 г. в эмиграции; с марта 1921 г. управ. русскими западноевропейскими приходами; с 10.06.1930 уволен от управления; с 1931 г. в юрисдикции Конст. П.; 2.09.1945 воссоединился с РПЦ; † 8.08.1945. Евлогий (Марковский) 23.07.1942 хирот. во еп. Винницкого; с 1943 г. в эмиграции; † 24.03.1951. Евлогий (Смирнов) 11.11.1990 хирот. во еп. Владимирского и Суздальского; с 25.02.1995 в сане архиепископа. Евмений (Хорольский) 28.02.1954 хирот. во еп. Черновицкого и Буковинского; с 9.12.1958 архиеп. Житомирский и Овручский; † 25.08.1967. Евсевий (Гроздов) с 17.04.1912 еп. Псковский и Порховский; с 25.04.1918 в сане архиепископа; с 1924 г. управ. Нарвской епархией; † 12.08.1929. Евсевий (Никольский) с 6.05.1906 архиеп. Владивостокский и Приморский; с 1920 г. митр. Крутицкий; † 18.01.1922.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   В Москве на первый план вышел обновленец С. Калиновский. Выпускник гимназии, в 1905 г. он пытался поступить в Московскую Духовную Академию, но на экзаменах выяснилось, что он не годится даже в первый класс семинарии и потому вынужден был отказаться от мечты о духовной карьере. Но когда началась война и нехватало полковых священников, Калиновский сумел добиться рукоположения. Он замещал приходского священника в московском храме, да так и остался на этом приходе, ни разу не выехав на фронт. Служил он, своевольничая, грубо нарушая устав, выдумывая всякие новшества в угоду экзальтированным, истеричным прихожанкам. В конце концов, митрополит Евсевий (Никольский), помогавший Патриарху в управлении Московской епархией, запретил Калиновскому священнослужение, но тот продолжал свои бесчинства в храме. Тогда митрополит Евсевий решил провести расследование, чтобы подвергнуть бунтовщика прещению. Но неожиданно в канцелярии Патриарха произвели обыск и агенты ГПУ забрали документы, подготовленные для церковного суда над Калиновским. Затем последовал арест Святейшего Патриарха и захват патриаршей канцелярии обновленцами, среди которых важную роль стал играть и сам Калиновский. Прошло еще несколько месяцев, и Калиновский, объявив себя безбожником, занялся антирелигиозной пропагандой, постоянно сетуя на низкую оплату его атеистических выступлений.    Видным деятелем обновленчества стал и бывший обер-прокурор Синода В. Н. Львов, вольнослушатель Московской Духовной Академии. Депутат Государственной думы от партии октябристов он считался знатоком церковных вопросов,— доносчик и клеветник он требовал крови Патриарха и «чистки епископата». Примкнул к обновленчеству и профессор Б. Титлинов, один из самых яростных противников восстановления патриаршества. Были, конечно, среди обновленцев и более порядочные люди, например, петроградский священник А. И. Боярский на процессе по делу митрополита Вениамина давал показания в пользу обвиняемых, за что сам рисковал оказаться на скамье подсудимых. Истинным дирижером этой группировки был не епископ Антонин, даже не Александр Введенский, а чекист из ОГПУ Евгений Александрович Тучков. Обновленческие главари в своем кругу так и называли его — «игуменом», сам же он предпочитал именовать себя «советским обер-прокурором».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Различные ученые имя Еммануил понимают различно. Одни находят в нем только указание на божественную помощь, на божественную защиту, а не на свойства того Лица, которому приписывается это имя. В таком смысле понимает имя Еммануил, напр., бл. Иероним. В своем комментарии на место Исаии Ис.7:14 он пишет: «Этот Отрок, который родится от Девы, теперь пусть называется тобою, дом Давидов, именем Еммануил, т. е. с нами Бог , поскольку из самых дел, будучи освобожден от двух враждебных царей, ты узнаешь, что Бог с тобою (что имеет присутствие Божье – Deum te habere praesentem); после Он назовется именем Иисус, т. е. Спаситель, потому что Им имеет быть спасен весь род Человеческий; теперь же пусть называется тобою именем Еммануил» 57 . Подобным образом Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, к словам: «и наречет имя Ему Еммануил» замечает: «ты, дом Давида, ради которого это предсказывается, назови Его Еммануилом, вследствие полученного залога в спасении и признай Его виновником победы, полученной над врагами. Хотя Он родится некогда от Девы в будущем, но, однако, также и теперь с тобою Бог, который дает тебе великое для спасения. Если ты, таким образом, поверишь божественной заповеди, то призывай Его часто, как помощника, и называй Его Еммануилом. Чтобы ты не прибегал к помощи демонов, но только призывал Еммануила и у Него просил спасения, для этого призывание такого рода необходимо» 58 . По примеру Евсевия и Иеронима и многие другие древние и некоторые новые ученые признают, что имя Еммануил указывает только на то, что Бог пошлет своему народу помощь и освободит его от врагов. Нельзя, конечно, не согласиться, что имя Еммануил в нашем месте может иметь и действительно имеет это значения, хотя, как увидим ниже, только одно указанное значения, далеко не выражает вполне того смысла, который заключается в имени Еммануил. По мнению других, имя Еммануил имеет более глубокое значение: оно показывает собою свойства того Лица, которому приписывается, и относится к вочеловечению Бога в Мессии, означая следующее: вочеловечившийся Бог, Бог, сделавшийся человеком, ενϑρωπος.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Революционные события поставили Корейскую миссию на грань выживания. После большевистской революции из России в Корею перестали поступать деньги, а собственных источников доходов у миссии не было. На просьбу начальника Сеульской миссии архимандрита Феодосия (Перевалова) 1159 о финансовой помощи находящийся в Москве на Соборе епископ Николо-Уссурийский Павел (Ивановский) 1160 смог ответить лишь советом сдать в аренду здание миссии. 1161 В этом же письме епископ Павел писал о том, что главной задачей миссии теперь является не просвещение корейцев, а выживание: Ваша задача протянуть с Миссией как можно дольше в ожидании помощи. Помощь же может придти и не придти, ибо события идут с головокружительной быстротой. 1162 Примерно в том же духе писал архимандриту Феодосию и епископ Приморский и Владивостокский Евсевий (Никольский): Посредством сокращения штата и продажи всего, что можно продать, вы можете просуществовать и еще несколько месяцев, а тем временем, Бог даст, выяснится и наше положение. Во всяком случае, патриарх высказал мне решительное намерение поддержать Сеульскую миссию. 1163 Из России помощь так и не пришла, зато православную миссию поддержал начальник местной англиканской миссии епископ Троллоп, а затем – проживавший в то время в Иокогаме российский гражданин М.А. Гинсбург. Затем появились и другие жертвователи. 1164 11.1.5. Урмия Начало миссии в Северной Персии относится к 1898 году, когда 13 тысяч сирийцев-несториан присоединилось к православию. После этого события была учреждена Урмийская миссия «с целью привлечения в недра православия сирийцев-несториан, а также и сирийцев-католиков и англикан». 1165 К 1900 году к Русской Церкви было присоединено почти 20 тысяч несториан. 1166 Как это неоднократно случалось, деятельность православных миссионеров встречала противодействие не только со стороны иноверцев, но и со стороны российского Министерства иностранных дел. 1167 Противостояние МИДа и Синода ярко иллюстрирует история несостоявшегося присоединения к православию несторианского патриарха Мар-Шимуна Биньямина. В мае 1913 года начальник Урмийской миссии архимандрит Сергий (Лавров) получил от Мар-Шимуна перечень условий, на которых могло произойти присоединение. Однако продолжению переговоров воспрепятствовал российский МИД. По мнению российского посла в Константинополе М.Н. Гирса, 1168 турецкое правительство никогда не согласилось бы с тем, чтобы бывшие несториане подчинялись Русской Церкви. М.Н. Гирс считал, что присоединение должна совершать не Урмийская миссия, а расположенный на турецкой территории Антиохийский патриархат. Давление со стороны МИДа сильно затруднило переговоры, и к началу Первой мировой войны они не успели завершиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Итак, первые римские узы апостола окончились его освобождением. За это говорит и соображение, что целый ряд событий, изложенных в пастырских посланиях, как-то: путешествие ап. Павла на остров Крит и продолжительная деятельность его там, деятельность его спутников Тита и Тимофея в должности епископов и ряд других, никак нельзя без грубых натяжек поместить в рамки событий до первых римских уз апостола, и мы приходим к выводу, что эти события имели место после первых римских уз апостола 102 . Сведения о жизни и деятельности апостола в последний период его жизни дают нам некоторые пастырские послания (Филиппийцам и Филимону), послание к евреям, свидетельство современника и ученика апостола св. Климента Римского , отрывок из канона, изданного Мураторием, и, наконец, историк Евсевий Памфил . Сведения эти крайне скудны и отрывочны, и в жизни апостола и его деятельности после первых римских уз остаётся много неясного и недосказанного. Ввиду важности перечисленных документов остановимся несколько подробнее на них и посмотрим, что они дают для характеристики так называемого четвёртого миссионерского путешествия ап. Павла. В заключительных словах послания к евреям ап. Павел пишет: «Знайте, что брат наш Тимофей освобождён и я вместе с ним... Приветствуют вас италийские» (т. е. христиане) 103 . Св. Климент Римский , ученик и современник апостола, в своем послании к коринфянам пишет: «Будучи проповедником на востоке и западе, он (ап. Павел) приобрёл благородную славу за свою веру, так как научил весь мир правде, и доходил до границ запада, и мученически засвидетельствовал истину пред правителями» 104 . В этом сообщении современника апостола «под границами запада» многие исследователи разумеют крайние пределы Римской империи, именно, Испанию, как конечный западный пункт империи. В понимании жителей древней Римской империи «под границами запада» разумелась именно Испания, называвшаяся ещё «конечная страна», «предел мира» 105 Поэтому св. Климент Римский , употребляя это выражение, ясно мыслил под ним Испанию, лежащую на запад от Рима, тем более, что сам Климент жил в Риме и оттуда писал послание к коринфянам. Однако под «границами запада» разумелась и провинция Галлия (современная Франция), лежавшая к северо-западу от основной Италии, т. е. Аппенинского полуострова. Таким образом, правильное понимание выражения Климента «до границ запада» таково: ап. Павел проповедывал до пределов, лежащих за границами основной Италии, но необязательно до Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Даже и эти взгляды он опровергает неполно и не обстоятельно. В конце своего сочинения Терновский решает некоторые трудности, встречающиеся при мессианском объяснении рассматриваемого места и представляемые, обыкновенно, как возражения против этого объяснения. Но и из этих трудностей Терновский решает очень немногие и опять неполно и не обстоятельно. 11 Санкций находил возможным относить местоимение «сам» к слову „знамение“, причем рассматриваемые нами слова он понимает так: „Тщетное усилие неприятелей, погибель обоих царей и царств и 1. п. – все это само служит знамение (есть самое знамение) девственного рождения». Но натянутость и непригодность такого объяснения очевидны, с чем впоследствии отчасти согласился даже и сам Санкций. «Если относить слово ipse, говорит Санкций, к стопу Dominus, а не к signum, то получится более легкий и удобоприменимый смысл». См. Reinke, S. 8. 71–72 13 Christologie des Alten Testaments und Commentar über die Messinigchen Weissagungen der Propheten. Von E. W. Hengstenberg. Ersten Theiles juzweite Abtheilung. Berlin, 1829. 8. 61 18 Против указанного нами понимания места Исх.3:12 защитники немессианскаго объяснения места Исаии Ис.7:14–16 делают некоторые возражения. Решениям этих возражений мы займемся в той части нашего сочинения, в которой мы будем разбирать вообще все возражения против мессианского объяснения места Исаии Ис.7:14–16 . Мы здесь только с положительной стороны постараемся доказать истинность и пригодность строго мессианского объяснения для этого места. 22 Св. И. Златоустого беседы на разные места Св. Писания, переведенные с греческого при С.-Петербургской Духовн. Академии. Том 1-й, 1861 г. стр. 162–163. 27 Sancti Hieronimi Strid. operum. Tomi IV–V, continentes coramentaria in omnes prophetas et in ecclesiastem. Opera ac studio Mar. Vitor. Reatini epis. amerini. Parisiis. 1643. Pag. 28. 35 Scholia in vetus Testamentum. Partis tertial, Jesaiae vtpcinia completentis. Editio Secunda. Annotationes ad Cap. VII. Additamentum I de Immanuile virgine nascituro, vs. 14. Er. Trid. Carl. Rosenmuller. Lips. 1811. Pag. 299. 37 Joh. Fried. Schleusner. Novus Thesaurus plulologico-criticus Pars quarta (N-P). См. слово Νετης – стр. II (по изданию 1821 r. Lips.). 45 Памятник древней христ. письменности в рус. переводе. Том 1-й. Приложение к Прав. Обозр. Москва. 1860 г. Разговор св. Иустина с Трифоном иудеем, гл. 84, стр. 286–287.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Так как во всех других местах betulah употреблено в значении незамужней и непорочной женщины, чего не отрицает и Гезений, то вернее всего предположить, что и у Иоиль.1:8 это слово употреблено в том же значении и именно, употреблено по отношению к непорочной девушке или, точнее, по отношению к невесте, которая плачет о смерти своего жениха. Совершенно правильно в объяснении этого места пишет Креднер следующее: «Еврейское betulah и в нашем месте следует понимать в его собственном значении. Древние евреи выходили из того очень правильного и в Римском праве существующего правила, что брак должно считать действительным и заключенным с момента взаимного согласия и позволения, независимо от позднее празднуемой свадьбы. Поэтому у евреев считались законными для обручниц и невест те же установления, какие и для законных жен ( Втор.22:23 и дал.; срав. Philo: de legg. speciall.p. 608 ed.Colon.;Surenhus: ββλος καταλλαγς p. 137; Michaelis: Mos. Recht. V, S. 292 ff.: Jahn: biblische Archäol. I, 2. S. 250); поэтому еврейское chatan означает как «жених», так и «зять» ( 1Цар.18:18 ; Иер.7:34 ), или «новобрачный» ( Иоиль.2:16 ), как в греческом γαμβρς еврейское kallah означает как «невеста», так и «невестка» (или «сноха») ( Песн.4:8 ; Иер.2:31 ; Быт.11:31 ; Быт.38:24 , и т. д.) и «новобрачная» ( Иоиль.2:16 ) (подобно греческому νμφη,что значит как «невеста», так и вообще молодая супруга – Hom. II, 3, 130; Odyss. 4, 743; 11, 38 и 447); поэтому невеста называется иногда у евреев уже именем ischscha ( Быт.29:21 ; Втор.22:24 ; в Нов. Зав. – γυν у Мф.1:20,24 )» 151 . Да если бы даже и согласиться с мнением Гезения, что betulah у Иоиль.1:8 употреблено по отношению к новобрачной или молодой замужней женщине, то отсюда все-таки ничуть не следовало бы что и almah означает, или хотя бы только и может означать, замужнюю женщину, потому что, по верному замечанию Генгстенберга, «выводить какое-либо заключение по отношению к известному слову из слова с подобным значением нельзя без ущерба в словоупотреблении» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Он как бы видел и представлял себе эти события, имея великую уверенность в сказанном. Ибо пророки яснее наших глаз видели невидимое. Чувство может и обмануться, а благодать Духа сообщала непогрешимую уверенность» 22 . По мнению Клейнерта 23 , частицею hinneh в нашем месте указывается на чудесное видение, в котором Бог показал Ахазу и окружавшим его Деву и Еммануила. Это чудесное видение, по его мнению, и служило очевидным подтверждением слов пророка. Но такое объяснение не имеет для себя ни малейшего основания в тексте рассматриваемого нами места. Здесь нет никакого намека на то, чтобы Ахазу и окружавшим его было чудесное видение, какового намека и даже прямого указания следовало бы ожидать именно вследствие чудесности такого обстоятельства, если бы оно было. Частица hinneh сама по себе, очевидно, не может служить таким намеком. Отчасти мы уже показали и покажем далее, что смысл как частицы hinneh, так и всего рассматриваемого нами изречения пророка, может быть объяснен вполне удовлетворительно и без предположения чудесного видения. Следовательно, указанное мнение Клейнерта должно быть отвергнуто, как совершенно произвольное и излишнее. Указанное нами понимание смысла и значения частицы hinneh вполне оправдывается и подтверждается тем, что далее в еврейской Библии пред словом almah, переведенным в русской и славянской Библиях через слово «Дева», стоит член ha (haalmah). Благодаря этому члену, словом haalmah обозначается уже не какая-либо дева вообще, но Дева определенная, известная, которая для самого пророка существовала уже как бы и в то время, когда он произносил наше пророчество. Так понимают член пред словом almah Витринга, Рейнке, Дрехслер и мн. др. Дрехслер, напр., пишет в объяснении на наше место: «член стоит здесь в своем ближайшем и обыкновеннейшем значении, как применяющей общее понятие к определенной и известной Деве. К определенной, известной Деве пророк направляет свой взор. Хотя Ахазу и окружавшим его она не была известна, но зато была известна Духу, Который говорит через пророков и Который предлагает слушателям, прежде всего, и во всех отношениях принять слово с покорною верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010