А после, Он молился Отцу и обо всех, говоря: не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:20–21 ). Сколь велика благость и попечение Господа о нашем спасении, когда Он, не довольствуясь тем, что искупил нас кровью Своею, сверх того, еще и молился за нас! И смотрите, чего желает Он в молитве – чтобы, как Отец и Сын едино суть; так и мы пребывали в таком же единстве; так что отселе можно уразуметь и то, как беззаконно поступает тот, кто разрывает единство и мир, когда об этом молился Господь, желая, чтобы люди Его жили в мире и благополучии, ибо Он знал, что вражда не приводит в царствие небесное. Когда же, братия возлюбленнейшие, стоим на молитве, то должны всем сердцем предаваться молитве и бодрствовать. В это время да удалится от нас всякое плотское и житейское помышление, и ум наш, да не помышляет в сие время ни о чем другом, кроме того, о чем молится. Посему-то и Священник, приступая к молитве, приготовляет к ней мысли братии сими словами: горе имеем сердца, дабы люди, ответствуя: имамы ко Господу, знали, что в сие время не должно мыслить ни о чем другом, кроме Господа. Да заградится сердце для противника; да будет оно отверсто для одного Господа, и да не допустит к себе врага Божия во время молитвы; ибо он часто подкрадывается и входит внутрь, и тонким обольщением отвлекает нас от молитвы к Богу, так что иное бывает у нас на сердце, а иное на словах; тогда как в искренней молитве должно молиться Господу не звуком голоса, но духом и чувством. – И какая беспечность – позволять себе увлекаться суетными и студными помыслами во время молитвы; как будто что-нибудь другое более достойно твоего помышления, нежели беседа твоя с Богом! Как ты просишь Бога услышать тебя, когда ты сам себя не слышишь? Как хочешь, чтобы Бог вспомнил о тебе во время твоего моления, когда ты сам себя не помнишь? Это значит – вовсе не блюстись от врага; это значит – нерадением в молитве оскорблять величество Божие; это значит – очами бодрствовать, а сердцем спать; между тем, как Христианин должен бодрствовать сердцем даже и в то время, когда спит очами, как написано от лица Церкви, говорящей в книге Песни Песней: аз сплю, а сердце мое бдит ( Песн. 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

А, что действительно и Ангелы, и Архангелы, и Престолы, и Господства сотворены Тем, который есть Господь, превыше всех и созданы Словом Его; сие подтверждает святой Иоанн. Ибо он, сказавши о Слове Божием, что Оно было у Отца, присовокупил: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). И Давид, восписав Богу все похвалы, и упомянув, также, о небе и о всех Силах небесных, прибавляет: ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Кому же Он повелел? – Слову 24 Которым, говорит он же, небеса утвердишися и Духом уст Его вся Сила их ( Пс.32:6 ). Поскольку же Он все сотворил свободно и по своему произволению, то Давид опять говорит: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс.113:11 ). Но сотворенное – совершенно отлично от Сотворившего, и создание – от Создателя. Ибо Сей не сотворен, не имеет ни начала, ни конца, ни в чем не имеет нужды, но есть Существо самодовольное, и, притом, Сам же подает всем прочим тварям все, необходимое для продолжения их существования; между тем, как сотворенное Им – имеет начало; а что имеет начало, то может подвергнуться и разрушению, то подчинено и покорно Тому, Кто создал оное. А потому, совершенно необходимо, чтобы люди, хотя сколько-нибудь имеющие смысла для различения сих предметов, употребляли и различные слова, так, чтобы только Создатель всего, вместе со Словом своим, Один, по всей справедливости назывался Богом и Господом; а что сотворено Им, то не имело бы права на такое название, и не усвояло бы себе того имени, которое прилично только Творцу 25 . Святого Иринея, Епископа Лионского о церкви Хотя Церковь рассеяна по всему миру, по всем странам земли; но от Апостолов и учеников их она приняла одну веру во Единого Бога, Всемогущего Отца, который сотворил небо и землю, море, и вся, яже в них ( Пс.145:6 ); и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения; и в Духа Святого, который проповедовал через Пророков о Божественном домостроительстве, – о пришествии и рождении от Девы возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, – о Его страдании, воскресении из мертвых и о вознесении с плотию на небо; также, о пришествии Его с неба во славе Отца, чтобы возглавить всяческая ( Еф.1:10 ) и обновить всякую плоть человеческую, дабы Иисусу Христу, Господу нашему и Богу, Спасителю и Царю, по заповеди Невидимого Отца, поклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал Его ( Флп.2:10 ), и, чтобы сотворить праведный суд над всеми, т, с. духов злобы, преступивших и отпадших ангелов, и нечестивых, неправедных, беззаконных и хульных человеков, осудить во огнь вечный, а праведным и преподобным, соблюдающим Его заповеди и пребывающим в любви Его (из коих некоторые пребыли такими с самого начала, а другие сделались такими посредством покаяния), даровать жизнь, сообщить нетление и украсить их вечною славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Блаженный Апостол в послании своем говорит: если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив ( Рим.3:3–4 ). Большая и лучшая часть исповедников твердо стоит в своей вере, в истинном законе и учении Господа. Те не отступают от мира Церкви, кои помнят, что в Церкви они получили благодать, по благоволению Божию; а потому, тем большую приобретают похвалу за свою веру, что, удалившись от вероломства людей, с коими соединены были общением исповедания, избежали через то заразы греха. Просветившись истинным сиянием Евангелия, озарившись чистым и ясным светом Господним, они столько же восхваляются за сохранение мира Христова, сколько и за победы, одержанные ими в ратоборстве против диавола. Возлюбленнейшие братия! я желаю, умоляю и убеждаю, чтобы никто, если можно, не погибал из братии, и, чтобы матерь заключала в своих объятиях весь народ, как бы, одно единодушное тело. Если же некоторых вождей раскола и виновников несогласия, пребывающих в слепом и упорном безумии, спасительный совет не может возвратить на путь спасения; то, по крайней мере, вы, уловленные простодушием, или обольщенные обманом, или введенные в заблуждение какой-либо хитростью, расторгните коварные сети, освободите от заблуждения колеблющиеся стопы ваши, познайте правую стезю небесного пути. Апостол говорит: завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ). И в другом месте: никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их ( Еф.5:6–7 ). Должно удаляться намеренно согрешающих, должно даже бегать их, дабы кто-нибудь, присоединясь к бесчинно ходящим, и шествуя с ними по путям заблуждения и порока, не совратился и сам с истинного пути, и не был бы виновен в том же грехе. Один Бог, один Христос, одна Церковь , одна вера, и люди совокуплены в единство тела союзом согласия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся ( Дан.3:16–18 ). Хотя они верили, и знали, что ради веры своей могут избавиться от настоящей казни: при всем том, они не захотели сим тщеславиться, и приписывать это собственным силам; а потому и сказали: если же и не будет того, дабы, т. е., подвиг не потерял сколько-нибудь своей цены, не быв запечатлен страданием. Хотя они и говорили, что Бог все может сделать; однако, они не полагались на то, и не показывали желания освободиться от настоящего бедствия, а помышляли о славе вечной свободы и безопасности. Воодушевляясь такою верою, и размышляя о ней день и ночь, стремясь всем сердцем к Богу и презирая настоящее, будем и мы помышлять только о будущем, о радостях в царстве небесном, о сретении и объятиях Господа нашего, и о лицезрении Божием. Следуйте же во всем Рогациану – сему дивному старцу, указавшему вам собственной доблестью путь к славе нашего времени; ибо он вместе с Фелициссимом, мужественным и доблестным братом нашим, выдержав нападение неистовствующего народа, наперед приготовил для вас пристанище в темнице, и, как некий распорядитель, предварил вас своим в нее заключением. Мы не перестаем молить Бога, да совершит Он сие в вас, да приведет к концу это благое начало. Удостоив вас исповедничества, да дарует вам и венец победный. Братия возлюбленные и блаженнейшие! желаю вам всегда возмогать о Господе, и получить венец славы небесной. Священномученика Киприана, Епископа Карфагенского письмо к исповедникам Киприан Моисею, и Максиму, и прочим исповедникам и братиям желает здравия. Братия возлюбленные! И всех вас вместе, и каждого порознь приблизил к нашему сердцу пришедший к нам Целерин, сподвижник вашей веры и доблести, ратоборец Божий в знаменитых сражениях; с его пришествием я, как бы, всех вас увидел; и когда он мне так приятно и так часто рассказывал о вашей ко мне любви, то в его речах я слышал, как бы, вас самих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

В самом деле, мы делаемся изменниками своей веры и упования, если то, что говорим, дышит неправдою, притворством и лицемерием. Что пользы показывать на словах уважение к добродетели, а поступками уничтожать истину оных? Апостол Павел укоряет и обвиняет тех, кои скорбят о кончине своих братий. Не хочу же оставить вас, братия, говорит он, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним ( 1Фес.4:13–14 ). Он говорит, что скорбеть об отшествии в вечность братий своих прилично только тем, кои не имеют упования. Почему же мы, живущие надеждою, верующие в Бога, исповедующие, что Иисус Христос за нас умер и воскрес, почему, говорю, мы, пребывающие во Христе, и через Него, и в Нем воскресающие, ни сами не хотим расстаться с сим миром, ни оставляем плача об умерших своих братиях, как бы, совершенно погибших, тогда как сам Христос, Господь и Бог наш, говорит нам: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек ( Ин.11:25–26 )? Если мы веруем во Христа, то должны также верить и всем Его словам и обетованиям; будучи же уверены в том, что не умрем во веки, должны приходить с радостным дерзновением ко Христу, с Которым всегда будем жить и царствовать. А, что мы умираем – это значит, что через смерть переходим к бессмертью, и что вечная жизнь не иначе может быть нашим уделом, как через отшествие из сего мира, так что смерть, в собственном смысле, не есть исхождение из жизни, а только прохождение, или преселение в вечность, по окончании временного пути. И кто из нас не поспешит приобрести лучшее? кто не пожелает измениться и преобразиться в образ Христа, и скорее достигнуть небесной славы? Апостол Павел ясно говорит, что наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его ( Флп.3:20–21 ). Таким же обещает содеять нас и Сам Господь наш Иисус Христос, когда молит Отца Своего, чтобы мы вместе с Ним были, и с Ним жили в вечных селениях, и наслаждались блаженством в небесном царствии. Отче, говорит Он, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира ( Ин.17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

В сие-то время в Антиохийской Церкви между верующими из Иудеев и Еллинов возник известный спор об обрезании и о прочих обрядах закона Моисеева, коих необходимость внушали некоторые выходцы Иудейские, утверждавшие, что, если язычники, по вступлении в Христианство , не обрежутся, то не могут получить спасение: на что Еллнны не соглашались. Когда же у Павла и Варнавы произошло разногласие с Иудеями и немалый спор: то положено было, чтобы Варнава, и Павел, и некоторые из Иудеев отправились по сему делу в Иерусалим к Апостолам и Старцам, и предложили им на разрешение вопрос об обрезании. Посланные, проходя через Финикию и Самарию, рассказывали об обращении язычников, и тем производили во всех братьях великую радость. По прибытии в Иерусалим, они также возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам. Потом Апостолы, созвавши в Иерусалиме Собор, определили свое мнение по предложенному им вопросу и отпустили, с Варнавой и Павлом, Иуду и Силу – в Антиохию, с письмом, в котором писали, что язычникам уверовавшим нет нужды возлагать на себя другого какого-либо бремени, т.е., из обрядового закона Моисеева, кроме сих необходимых обязанностей – удерживаться от идоложертвенного, от крови, удавленины и блуда. Вместе с тем, отправляя Варнаву и Павла в Антиохию, Собор Иерусалимский выхвалял их, как верных слуг Божиих, предавших души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа ( Деян.15:1–30 ). После того, как Варнава и Павел принесенным ими от Иерусалимского Собора посланием утешили и успокоили Антиохийских Христиан, спустя несколько времени Павел предложил Варнаве пойти опять посетить братьев по всем городам, в которых они проповедовали слово Господне, и посмотреть, как они живут. Варнава изъявил свое согласие; но, поскольку непременно хотел взять с собою родственника своего Иоанна Марка, между тем, как Павел не хотел сего; то между ними, по премудрому, впрочем, смотрению Божию, т. е., для лучшего и большего успеха проповеди 42 , произошло разделение, и Варнава, взяв с собою Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избравши Силу, посетил Сирию и Киликию, утверждая Церкви ( Деян.15:36–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

В следующий день, говорит он, мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит, ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме ( Деян.20:15–16 ). Видишь ли, как он, сказав, не наблюдайте месяцев и времен, сам, однако, имел в виду для себя день Пятидесятницы? Притом же, он наблюдал не только день, а и самое место. Ибо он спешил не только день Пятидесятницы праздновать, по и праздновать оный в Иерусалиме. Что ты это делаешь, блаженный Павле? Иерусалим должен разрушиться, Святое Святых, по Божественному определению, должно опустошиться, прежнее Богослужение – уничтожиться. Не ты ли взывал к Галатам, говоря: оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати ( Гал.5:4 )? Зачем же ты опять ведешь нас в порабощение закону? Дело немаловажное, о котором мы говорим, чтобы, узнать, подлинно ли не противоречит сам себе Павел? Ибо Павел не только наблюдает дни, но соблюдает и другие требования закона, и, между тем, Галатам говорит: вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа ( Гал.5:2 ). Тот же самый Павел, который говорит: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа, сам, как известно, обрезал Тимофея. Ибо он, говорит Писание, нашедши в Листре некоего юношу, сына жены некой Иудеянки верной (христианки), отца же Еллина, обрезал его ( Деян.16:1–3 ); потому что не хотел послать необрезанного учителем. Что ты делаешь, блаженный Павле, – словом уничтожаешь, а делом снова поддерживаешь обрезание? Нет, говорит он, я не поддерживаю, а истребляю оное делом. Так как Тимофей был сын жены Иудеянки верной, а отца имел язычника – из рода необрезанных; то Павел, намереваясь послать его учителем к Иудеям, не захотел послать его необрезанным, дабы тотчас с самого начала не заключить дверей его учению. И потому, пролагая путь к уничтожению обрезания, и отверзая врата учению Тимофееву, он его (Тимофея) обрезал, дабы уничтожить обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

В то время, как Апостол, пронося по всем странам слово благочестия, искореняя плевелы беззакония и пороков, и, с тем вместе, насаждая в сердцах людей слово истины, пришел в один Македонский город (как повествует нам блаженный Лука, написавший книгу Деяний Апостольских), и здесь, со всей Апостольской властью, единым словом и велением, как бы, неким мечом, освободил от власти диавола девицу, одержимую злым духом, которая не в состоянии была молчать, но, ходя вслед за Апостолами, по действию сего духа, всюду разглашала о них, – когда, говорю, после сего случая, жителям города надлежало бы принять Апостолов, как особенных благодетелей и спасителей своих, и всевозможными услугами возблагодарить их за такое благодеяние, они, напротив, воздали им совершенно противным. Послушай, какую они воздали Апостолам благодарность: господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. И, приведя их к воеводам… и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их ( Деян.16:19–20, 23 ). Видите ли крайнее развращение жителей града? Видите ли терпение и великодушие Апостолов? Пождите мало, и вы узрите благость Божию. Поскольку Бог премудр и благопромыслителен, то Он не вдруг, не в самом начале потребляет зло; но, как скоро злоба врагов, восставших на Апостолов, уже достигла высочайшей степени, и терпение подвижников дознано и испытано было на самом деле, тогда Он посылает им помощь Свою, дабы никто не мог сказать, что Апостолы сами добровольно подверглись оным бедствиям, будучи твердо уверены, что они не потерпят от сего никакого огорчения. По сей-то причине, Бог одних оставляет иногда в несчастиях, а других изымает из среды бедствий, дабы мы во всем могли видеть Его человеколюбие, т. е., что Он бедствующим часто готовит величайшие награды, в то самое время, когда попускает им подвергаться жесточайшим напастям. Таким образом поступил Бог и в упомянутом нами случае. После столь великого и благотворительного чуда, какое явили Апостолы в изгнании того беспокойного беса, Бог попустил им терпеть биение и заключение в темницу, и здесь-то, в особенности, обнаружилась сила Божия. Потому блаженный Апостол говорит: потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, и далее: когда я немощен, тогда силен ( 2Кор.12:9, 10 ), называя немощью всегдашние искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

В чем же состоит освящение, которого нас удостаивает Бог, об этом так говорит Апостол: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:9–11 ). Апостол называет нас освященными именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего; и мы молимся, чтобы сие освящение в нас пребывало: и, поскольку Господь и Судия наш, строго заповедует исцеленному и оправданному Им не грешить уже более, да и горше ему что будет ( Ин.5:14 ), то и мы непрестанно молимся день и ночь, и просим у Бога того, чтобы наше освящение и оживотворение, как получается от Его благодати, так и сохранялось под Его покровом. В молитве следует: да приидет царствие Твое. Молим, чтобы явилось нам царствие Божие точно так же, как молим, чтобы имя Его в нас святилось. Ибо, когда Бог не царствует? Или, как у Него может начинаться то, что и всегда было, и никогда быть не перестает? Мы просим здесь о том, чтобы пришло наше царство, обещанное нам от Бога, стяжанное кровью и страданием Иисуса Христа; дабы нам, которые прежде рабствовали в мире, потом царствовать в царствии Христовом, как Сам Он обещает, говоря: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). Но, братия возлюбленнейшие, и Сам Христос может быть царством Божиим, которого пришествия мы ежедневно желаем и о котором просим, чтобы оно как можно скорее нам явилось. Ибо, как Он есть воскресение наше; потому что мы в Нем воскресаем; так Он же может быть назван и царством Божиим; потому что в Нем мы будем царствовать. И мы хорошо делаем, что просим царствия Божия, т. е., царствия небесного; ибо есть и земное царство; но кто отрекся от мира, тот уже выше и почестей его, и царства; и потому, кто посвящает себя Богу и Христу, тот желает уже не земного, а небесного царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Варнава и Павел, взяв с собою Иоанна Марка, прошли сперва Селевкию, потом Кипр, после того Саламин, и, наконец, прибыли в Пафос, в котором Проконсул Сергий Павел, увидев наказание, постигшее Вариисуса, уверовал в Иисуса Христа, и с благоговением принял учение Господне ( Деян.13:7, 11 ). Отсюда Апостолы, прошедши Памфилийский город Пергию, где, утружденный путешествием, Иоанн Марк остался, прибыли в Антиохию Писидийскую. Поскольку же в сем месте Иудеи исполнились зависти, и, противореча, и злословя, сопротивлялись тому, что говорили проповедники; то Павел и Варнава смело сказали им: вам, во-первых, надлежало быть проповедану слову Божию; но, как вы отвергаете оное, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то мы теперь обращаемся к язычникам (ст. 45, 46). Когда же проповедуемое Апостолами слово Божие распространялось, и когда язычники, слыша оное, радовались и прославляли слово Господне; в то время Иудеи воздвигли гонение на Павла и Варнаву, и изгнали их из своих пределов (ст.48–50). Они же, оттрясши на них прах от ног своих, пошли в Иконию, в которой небоязненно проповедовали при помощи Господа; впрочем, поскольку народ замышлял обидеть их и побить камнями, то они поспешно отправились в Ликаонские города, и там благовествовали ( Деян.14:2–7 ). В Ликаонских городах – Листре, Дервии, и в окрестностях их – Апостолы исцелили хромого от рождения. Язычники, с изумлением увидев совершенное Апостолами чудо, сочли их за богов и хотели даже принести им жертвы. Павла они назвали Меркурием, а Варнаву – Зевсом, по причине, как замечает о последнем св. Златоуст, достопочтенного вида и стройного телесного стана 41 . Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали на себе одежды, и, бросясь в народную толпу, вопили и говорили: братия! что вы это делаете? И мы – человеки, подобные вам: мы проповедуем, чтобы вы от ложных богов обратились к Богу живому, Который сотворил небо и землю, море и все, что есть в них (ст. 11–15). Но вдруг, переменились мысли народа: язычники были подущены и возмущены Иудеями, – и проповедники Евангелия едва не лишились жизни. Впрочем, столь явная и близкая опасность не отклонила их от проповедания слова Божия; напротив, они, поучивши народ в Дервии, возвращались через те же самые города, утверждая души учеников, и увещевая их пребывать в вере; и, таким образом, прибыли обратно в Антиохию, город Сирийский, откуда были отправлены (ст. 20, 21, 25). Здесь они рассказали происшествия, бывшие с ними, а, равно, и то, как много язычников они привели ко Христу, и пробыли в Антиохии довольно долгое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010