Если же сам Сын не устыдился приписать одному Отцу знание последнего дня, сказав сущую истину; то и мы не должны стыдиться относить к Богу решение таких вопросов, которые превышают наш разум. Ибо никто не выше своего Учителя. И потому, напр., если кто спросит нас: каким образом Сын произошел от Отца? мы должны отвечать ему, что сего происхождения, или рождения, или воплощения, или явления, или – как бы мы ни назвали это неизглаголанное событие, – никто не знает, ни Валентин, ни Маркион, ни Ангелы, ни Архангелы, ни Начала, ни Власти, разве только Отец родивший, и Сын родившийся. Таким же точно образом, рассуждая и о существе материи, мы не погрешим, когда скажем, что ее произвел Бог; ибо из священного Писания мы знаем, что Бог всем владеет. Но из чего, или каким образом Он произвел ее – о сем ни священное Писание ничего нам не сказало, ни мы сами не должны умствовать и составлять свои бесконечные гадания о Боге; но знание сего должны предоставить единому Богу. Подобно сему, и знание причины, по которой, тогда, как все в мире сотворено Богом, некоторые из сотворенных существ сделали преступление и не покорились Богу, а некоторые и, притом, большая часть, остались и остаются в повиновении своему Создателю; равно, как и знание природы тех и других существ, мы должны предоставить единому Богу и Слову Его, Которому одному и сказано: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. ( Пс.109:1 ), между тем, как мы еще доселе пребываем на земле, и не вознеслись к престолу Его. Ибо Дух, находящийся в Спасителе, испытывает вся, и глубины Божия ( 1Кор.2:10 ); что же касается до нас, то в нас разделения дарований суть, и разделения служений, и разделения действ ( 1Кор.12:4–6 ), – и мы, живя на земле, только отчасти, как говорит Павел, разумеваем, и отчасти пророчествуем ( 1Кор.13:9 ). И, поскольку мы разумеваем только отчасти; то и в отношении ко всем вопросам мы должны нечто предоставлять Тому, Кто даровал нам благодать отчасти. Хотя Бог ясно сказал, и все Писание возвестило, что нам, преступникам, уготован вечный огнь, и Писание говорит о сем точно так, как ведает сие Бог , Который и уготовал вечный огнь будущим преступникам; но самой причины преступления и прироста преступников не открыли нам ни Писания, ни Апостол, ни Сам Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

В самом деле, братия, если только вы были внимательны к явлениям опыта и обыкновенной жизни человеческой, то вы не могли не заметить, кто более других склонен судить и осуждать своих ближних: люди ли, отличающиеся строгою добродетелию и честностию в жизни, или люди злые, сами подвергающиеся бесчисленным нравственным падениям, люди порочные и нечестивые? – Без сомнения, последние. Тогда как человек добрый и кроткий, нежный и благородный, видя известные слабости и недостатки своего ближнего, старается покрыть их любовию и снисхождением, извинить общею слабостию человеческой природы, если можно, умолчать о них, простереть руку своему падшему ближнему и извлечь его из бездны падения или подать благой совет или действительную помощь и содействие к его нравственному исправлению, – человек злой и порочный как бы радуется, если ему удастся открыть и в его ближнем какие-нибудь недостатки и пороки, он немедленно разглашает их с преувеличением, рассказывает с прибавлениями и искажениями. Нет, братия, не в том состоит высота и сила физическая или телесная, чтобы все низшее и слабейшее ниспровергать и попирать, все ломать и разрушать, истреблять и уничтожать; но чтобы слабое поддержать и подкрепить, упавшее поднять и восстановить, разрушенное воссоздать и привести в первобытный или даже и лучший вид. Так же точно высота и сила нравственная, душевная не в том, чтобы все и всех осуждать и укорять, порицать и бесчестить, срамить и унижать. а в том, чтобы уметь снизойти с высоты на степень своего униженного ближнего, чтобы невежествующего просветить, заблуждающего наставить на путь правый и истинный, печального утешить, падшего восстановить, нуждающемуся подать руку помощи – и все это без оскорбления чувства своего ближнего, без унижения его достоинства и чести. Ах, как много иногда значит и много может сделать для самого закоренелого и развращенного грешника один ласковый взгляд, одно мягкое и доброе слово, одно снисходительное и приветливое обращение человека доброго, участливого к судьбе и состоянию своего несчастного ближнего!!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Сверх того будуте часто задаваемы рассуждения, как для публичного чтения, так и для частного. Прочитав этот план лекий, Платон написал: «метод, избранный профессором философии, мне нравится: но хорошо, если бы он также читал философа, чтоб каждое предложение, по возможности, объяснял примерами. Сверх того я желаю и предписываю, чтоб студенты философии занимались разного рода сочинениями, и прежде всего реторическими. Г. профессор постарается занимать студентов сочинением писем, хрий и речей всякого рода на двух языках (латинском и русском). В противном случае. если они будут заняты одними умозрениями, реторические упражнения легко могут выйти из их памяти. Диспуты должно производить чаще, как заметил и г. профессор. Пусть студенты внимательно изучают (ruminent. пережевывают) избранных авторов, которых укажет им г. профессор, и пусть он следит, какую от чтения получают они пользу 202 . Из отзывов Ильинского за последующие годы видим, что чтение философии продолжал он по Баумейстеру, с присовокуплением своих объяснений и замчаний 203 . О том, каковы были философские приемы ректора Аполлоса Байбакова (1775–1783) и как мудрствовали в его время студенты философии в троицкой семинарии нод руководством префекта Мельхиседека Зоболотского, можно видеть из предложенных на диспут в 1781 году философских возражений ректора и ответа на оныя, читанного одним из студентов (к сожалению, не совсем удовлетворительного) 204 . ВОЗРАЖЕНИЯ НА БЕССМЕРТИЕ ДУШИ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РЕКТОРОМ. Ежели бы я, ссылаясь на славу древности, речь мою предначинать хотел: то коснулся бы немедленно самых древнейших философских сект. Демокрит и Еппикур необиновенно говорят, что душа человеческая есть смертная. Последователь Эпикура Лукреций (в кн. 3 о натур, вещей) говорит, что духи суть смертные, а души самое легчайшее тело. Панеций научает, что они исчезают. Хризипп уверяет, что души остаются одних философов. Плиний в книге 7 гл. 55. говорит: куды кань безумно верить, будто бы смертью паки возвращается жизнь. Истину сего славнейших писателей мнения часто подтверждает толикое различие толков о начале, существе и силе души. Стоики почитали душу частицею божества; платоники говорили, что души сотворены вместе с ангелами, но после осуждены жить в телах. Иные душу называли огнем, иные составленною из стихий. Не упоминаю уже о саддукеях и древних в Аравии еретиках, названных тнетопсихитами (душеборцами), которые не отличали душ человеческих от скотских, и купно с телами их исчезающими почитали. Имена сих ере- тиков и Писания часто приводит Евсевий в кн. 6 гл. 30. Августин, Дамаскин и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Весьма приятно получать от вас через таких людей такие вести. Некоторым образом и я с вами нахожусь там – в темнице – будучи соединен с вами сердцем, думаю, что вместе с вами чувствую сладость Божественного посещения. Неотпадающая любовь ваша влечет меня к вам, и дух не позволяет мне отделиться от вас любовью; вас содержит там исповедание, меня – здесь – сердечное желание. Памятуя о вас день и ночь, и вознося, вместе со многими другими, молитвы при совершении жертвы, и молясь уединенно втайне, прошу Господа Бога, чтобы Он благоволил вполне и совершенно прославить и увенчать вас. Но, при всем этом, мое смирение не может воздать вам по достоинству; вы гораздо более делаете для меня, когда воспоминаете меня в своих молитвах, – вы, кои стремитесь к одному небесному, размышляете только о божественном, и самой продолжительностью страданий восходите все выше и выше, и долговременностью не только не уменьшаете своей славы, но еще увеличиваете оную. Блаженным делает уже и первое единократное исповедание; а вы столько же раз делались исповедниками, сколько предлагали вам выйти из темницы; за веру и добродетель, вы всему предпочитаете темницу; у вас столько славы, сколько дней; столько степеней в заслугах, сколько лунных изменений. Кто однократно приемлет мучение, тот побеждает однажды; но кто беспрерывно подвергается биениям, борется со скорбью, и, между тем, остается непобедим, тот ежедневно увенчивается. Пусть ныне придут сюда Власти, Консулы или Проконсулы, и пусть похвалятся здесь знаменитостью своей единолетней власти и двенадцатью ликторами: небесное достоинство ознаменовано и в вас блеском единолетней славы, и даже долговременностью победных подвигов превзошло круговое обращение года. Восходящее солнце и полная луна освещали мир, но для вас был лучшим сего светом Тот, Кто сотворил солнце и луну; и свет Христов, сияющий в сердцах и душах ваших, озарил немерцающим и ясным светом страшный и невыносимый для других мрак узилища. С течением месяцев пришла зима; но вы, будучи заключены в темницу, вместо зимы естественной претерпели хлад гонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Рабам Божиим и всегда бы надлежало так поступать, но, в особенности, теперь, когда мир уже преклоняется к падению, и волнуется вихрями ужасных злоключений, дабы, видя начало лютых бедствий, и зная, что наступят еще лютейшие, мы почитали величайшим для себя благодеянием скорое удаление из сего мира. Если бы в доме твоем от ветхости колебались стены, тряслась кровля, весь дом обветшалый и полусгнивший угрожал падением и совершенным разрушением: то не поспешил бы ты скорее переселиться из него? Если бы во время твоего плавания, бурная погода, вздымая волны, предвозвещала вскоре имеющее последовать кораблекрушение, то не поспешил бы ты в пристань? Но вот, мир колеблется и падает, вот он свидетельствует о своем разрушении не столько обветшанием, сколько приближающейся своей кончиной: почему же ты не благодаришь Бога, и не радуешься о том, что, будучи рано похищен из него, избегаешь тем его ударов, падения и развалин? Итак, братия возлюбленные, должно всегда помнить и непрестанно размышлять, что мы отреклись от мира, и живем на земле, как странники и пришельцы. Благословим день, который каждого из нас приводит к собственному его жилищу, который, восхитив нас от земли, и разрешив от мирских уз, паки вводит в рай, и в царство небесное. Какой странник не спешил бы возвратиться в отечество? Какой мореплаватель не желал бы благоприятного ветра, чтобы скорее достигнуть родного края, и обнять своих сродников? Мы должны отечеством своим почитать рай; родителями – Патриархов; почему же мы не спешим скорее увидеть свое отечество, приветствовать родителей? Нас ожидает там великое множество любимых нами; ожидают родители, братья, дети, кои, удостоившись уже бессмертия, заботятся о нашем спасении. Какая вообще радость и для них, и для нас – прийти к ним, насладиться их лицезрением и объятиями! Какое веселие там – в царстве небесном, где нет уже страха смерти, а одна вечная жизнь! Какое высочайшее и нескончаемое блаженство! Там славный лик Апостолов; там сонмы радующихся Пророков; там бесчисленное множество мучеников, увенчанных за победу в подвигах и страданиях; там торжествующие девы, победившие похоть плотскую оружием воздержания; там награжденные благотворители, кои питанием и одеянием нищих сотворили дела правды, и по заповеди Господа, земные свои сокровища перенесли в небесные сокровищницы. К ним, братия возлюбленные, поспешим с пламеннейшим рвением: возжелаем быть скорее с ними, скорее прийти ко Христу. Сие произволение наше да видит Бог; на сие намерение и решимость нашего духа да воззрит Господь наш Иисус Христос, который воздаст большие награды в царстве Славы Своей тем, кои ревностнее будут стремиться к Нему. Аминь. Священномученика Киприана, Епископа Карфагенского слово о милостыне

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Блаженны, говорит Писание, нищие духом. Конечно, слова сии первоначально относились к современникам Иисуса Христа; но то же самое можно сказать и теперь, поскольку цель добродетельной жизни во всякое время есть уподобление Богу. Впрочем, Существо чистейшее и бесстрастное никогда, во всех отношениях, не может быть предметом подражания человеческого. Ибо нельзя думать, чтобы человек, обуреваемый страстями, во всей полноте мог уподобиться Существу, совершенно свободному от влияния страстей. А, если один Бог блажен, как называет Его Апостол ( 1Тим.6:15 ), людям же принадлежит блаженство только по мере уподобления Богу, каковое уподобление крайне трудно; то и блаженство Божие остается недосягаемым для человеческой природы. Но, при всем том, есть в Боге нечто удобоподражательное и для людей, если только они сами захотят сего. Что же такое? Мне кажется, что Слово нищетою духовною наименовало произвольное смиренномудрие. Пример такого смиренномудрия Апостол указывает нам в обнищании Бога, Который будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ). Поскольку же все прочее, касающееся Божественного естества, превосходит силы человеческой природы, а смирение весьма сродно и прилично нам, пресмыкающимся долу, сотворенным из земли, и опять имеющим возвратиться в землю; то, если ты, по мере сил своих и возможности, станешь подражать Богу в смиренномудрии, сим достигнешь блаженного состояния. Однако, никто не должен думать, что смиренномудрие есть дело легкое и удобосовершимое. Напротив, из всех подвигов добродетели это есть самый трудный. Почему же так? Потому, что во время сна человека, посеявшего доброе семя, враг жизни нашей досеял семя злое, и плевелы высокомерия пустили свои корни. Как сам он с высоты низвергся долу, равно, и бедный род человеческий вместе с собою увлек в погибель, и потому для природы нашей нет зла более того, какое рождается от гордости. Итак, поскольку страсть надмения заразила собою весь род человеческий, то Господь отсюда и начинает Свое учение о блаженствах, желая этим истребить из души нашей гордость, как некий зловредный зародыш, и внушить подражание Себе, добровольно обнищавшему, Который истинно блажен, дабы, по возможности, уподобляясь Ему произвольным обнищанием, получить и нам некое участие в Его блаженстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Чтобы яснее показать еще знаки Божественного Промысла, т. е., что Господь, предвидя будущее, заботится об истинном спасении верующих, скажем о случившемся у нас. Один из сотрудников и сослужителей наших, будучи изнурен немощью, и страшась приближающейся смерти, просил Бога о продолжении жизни. В то время, когда он молился, и когда близок уже был час его кончины, предстал пред ним юноша, носящий знаки чести и величия, высокий ростом, имеющий взор светлый, присутствие коего едва ли могло видеть плотское око человека, а только мог взирать на него тот, кто уже разлучался с сим миром. Явившийся, с неким негодованием духа, громким голосом сказал умирающему: «что мне делать с вами? страдать вы боитесь, а умирать не хотите». Это – глас обличителя и, вместе, друга: он не одобряет настоящего расположения людей – и гонений страшащихся, и призыванием Божиим недовольных, – а, притом, заботится и о будущей судьбе их! Услышав оные слова, брат и сотрудник наш, приближающийся к смерти, сказал, об этом прочим – он для того и слышал их, чтобы передать другим, – именно, слышал не для себя, а для нас. Ибо, к чему было учиться тому, кто вскоре должен был преселиться из сего мира? Нет, он узнал это для нас, остающихся в живых, дабы мы, ведая об укоризне, сделанной Священнику Божию, молившему о продолжении жизни, ведали и то, что каждому из нас служит в пользу. Да и мне, также, малейшему и последнему из рабов Божиих, сколь многократно открываемо было, сколь часто и ясно, по благоволению Божию, заповедуемо было, чтобы я непрестанно внушал и возвещал, что не должно плакать о братиях наших, по призванию Господню оставляющих настоящий век. Ибо мы знаем, что они не погибают, а только предшествуют нам; что они, отходя в вечность, предваряют нас, по примеру путешественников и мореплавателей. Итак, отпуская их, мы не должны сетовать о них; не должны надевать здесь черных одежд, когда они уже облеклись там в белые ризы, дабы через это не подать язычникам довода справедливо осуждать нас за то, что мы, как погибших, оплакиваем тех, о которых говорим, что они живут у Бога, и не оправдываем сердечным и искренним убеждением той веры, которую возвещаем и проповедуем устами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Но, при сем, может быть, кто-нибудь спросит: для чего изгнан Апостолами демон, который не только не противоречил им, но еще разглашал об их достоинстве; ибо он, в продолжении нескольких дней, кричал: сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения ( Деян.16:17 )? Не дивись сему, возлюбленный! Ибо и это было дело мудрости Апостольской и благодати Святого Духа. Хотя бес нимало не противоречил Апостолам, но и не показывал особенной веры, а, между тем, мог увлекать других в заблуждение; потому Апостол заградил ему уста, изгнал его из девицы, и запретил ему говорить то, что превосходит его понятие. Сделал же сие Апостол, подражая своему Господу; ибо и к Нему подобным образом приступали одержимые бесами, говоря: знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий ( Лк.4:34 ); и, однако, несмотря на сии слова, Он изгнал их. А целью, для которой Иисус Христос совершил сие чудо, было осуждение бессмысленных Иудеев за то, что они, ежедневно видя бесчисленные знамения и чудеса, не уверовали в Него, между тем, как самые демоны признали и исповедали Его Сыном Божиим. Но возвратимся к предмету нашего слова. Дабы вы знали, что любящим Бога, все содействует ко благу, нужно предложить вам вполне сию историю изгнания демона; и вы увидите, каким образом все – и биения, и темницу рука Божия обратила ко благу Апостолов. Послушаем, как повествует о сем Богоглаголивый Лука: темничный страж, говорит он, получив такое приказание, ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду ( Деян.16:24 ). Смотри, как умножаются бедствия, и, вместе, как возрастает терпение Апостолов, и как ясно открывается беспредельная сила Божия! Послушай, что за сим следует. Около полуночи, повествует тот же святой Лука, Павел и Сила, молясь, воспевали Бога ( Деян.16:25 ). Возлюбленные! видите ли всю высоту мысли, всю бодрость души Апостольской? Не опустим же без внимания ничего из сказанного. Евангелист не без причины указал на самое время, говоря: в полуночи; сим словом он дает разуметь, что это случилось в такое время, когда все прочие люди смыкают вежды и вкушают сладкий сон, наипаче же погружаются в глубокий сон те, кои удручены многими скорбями и болезнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Ты боишься, чтобы не оскудело твое достояние, если щедро будешь благотворить из него? Но были ли когда-нибудь опыты, чтобы у праведника не доставало средств к продолжению жизни? В Писании сказано: не убьет Господь гладом душу праведную ( Притч. 10:3 ). Илию в пустыне питают враны ( 3Цар.17:6 ), Даниилу, вверженному в ров львиный, уготовляется пища, по Божественному повелению ( Дан.14:33–34 ). Можно ли тебе бояться, чтобы от благотворительности не погибло имение твое, когда Сам Господь, обличая людей маловерных, говорит в Евангелии: взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их ( Мф.6:26 )? Бог питает ежедневно птиц даже самых малых, не имеющих никакого познания о помышлении Божеском: ужели же ты думаешь, что подвергнется каким-либо лишениям и недостаткам Христианин – раб Божий, упражняющийся в добродетели и угодный своему Господу? ужели ты думаешь, что питающий Христа, сам не будет напитан Им; или имеющий небесное и Божественное сокровище будет терпеть недостаток в земном? Откуда сия маловерная мысль? Откуда сие Богопротивное помышление? Что делает вероломным сердце в самом недре веры? Почему, вовсе неверующий Христу, называется Христианином? Нет! тебе более прилично имя Фарисея. Ибо в Евангелии читаем, что, когда Господь наш предлагал учение о милостыне, и убеждал посредством земных сокровищ приобретать себе друзей, которые в вечности приняли бы нас под кров свой; то слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним ( Лк.16:14 ). Таковых подлинно видим мы ныне в Церкви Христовой; у них слух закрыт, очи ослеплены, дабы не созерцать света спасительных и духовных наставлений Евангельских. Посему удивительно ли, что сии люди в обхождении своем презирают раба, когда они презирают даже самого Владыку? Итак, зачем ты одобряешь сии нечестивые и безумные мысли, желая удержаться от благотворительности, по страху и опасению будущего? Зачем, выдумываешь пустые извинения, и нелепые предлоги? Сознайся лучше в истине, открой сокровенные тайны своего сердца; ибо ты не можешь обмануть Всеведущего! Густая тьма лжи облегла твою душу, изгнавши из нее свет истины! глубокий мрак сребролюбия покрыл твое сердце! Ты раб и пленник твоих сокровищ, ты связан узами любостяжания; ты, будучи разрешен Иисусом Христом, снова находишься в оковах! Береги свои деньги, которые, впрочем, не берегут тебя; умножай богатство, которое, однако, гнетет тебя своею тяжестью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Презрев Епископов и оставив Священников Божиих, он дерзает устраивать другой алтарь, возносить другое моление в словах непозволенных, осквернять незаконными жертвоприношениями истинную жертву Господню, и не хочет даже знать, что, действующий вопреки Божественному устроению, бывает наказываем от Бога за безрассудное дерзновение. Так Корей, Дафан и Авирон, восставшие против Моисея и Аарона Священника, и покусившиеся присвоить себе право жертвоприношения, тотчас подверглись наказанию за свое покушение. Разверзшаяся земля зиянием своим поглотила их живых, и низринула в преисподнюю. Притом, гнев Божий поразил не только начальников сего зла, но, исшедший от Господа, огонь скоро истребил и прочих двести пятьдесят участников и споспешников того же безумия, показывая тем, что все покушения, предпринимаемые нечестивыми по своей воле для разорения Божественного определения, делаются против Бога. Так и Озия Царь за то, что взял в руку кадильницу, и, вопреки закону Божию, насильственно присвояя себе право жертвоприношения, не захотел уступить Священнику Азарии, возбранявшему ему, посрамлен был гневом Божиим, и поражен проказою на челе, – на той части тела, где получают знамение заслужившие милость у Господа. Равно, и дети Аароновы, возложившие на алтарь чуждый огонь, которого не повелел Бог, тотчас истреблены были пред лицом Бога, отмщающего грехи. Сим-то подражают и последуют те люди, которые, презрев Божественные заповеди, ищут чуждого учения, и руководствуются одними человеческими наставлениями. Господь укоряет и обличает таковых людей в Евангелии Своем, говоря: оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого ( Мк.7:8 ). Так, Господь не угрожал бы отнятием венца, когда бы действительно, по отступлении от правды, не отступал и самый венец, Исповедание есть только доступ ко славе, а не стяжание уже венца; оно еще не совершенство похвалы, а только предначинание достоинства. Поскольку написано: претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:22 ), то все, что бывает прежде конца, есть только степень, по которой мы восходим на верх спасения, а не предел, которым уже оканчивается поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010