Особенное восхищение у Псалмопевца вызывает сотворение человека. Когда я взираю на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! (Пс. 8, 4–10). Итак, человек превыше и превосходнее всего творения, кроме Ангельского мира. Однако позднее святой апостол Павел скажет: не Ангелам Бог покорил будущую вселенную (Евр. 2, 5) — и далее, процитировав 8-й псалом, переосмыслит умаленное положение человека по сравнению с Ангелами как временное унижение Иисуса Христа для искупления рода человеческого и восхождения в полноту славы. Псалмопевец восхищается и духовным, и телесным устроением человека: Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! (Пс. 138, 13–17). В другом месте Псалмопевец говорит: Ты еси Бог от чрева матери моея (Пс. 21, 11). Эти свидетельства Священного Писания являются сильнейшим аргументом против тех, кто утверждает, что плод во чреве матери — еще не человек, а лишь часть ее тела и поэтому с ним-де можно делать все, что угодно. В Псалтири ничего не говорится о грехопадении Адама и Евы, но последствия грехопадения показаны с ужасающей наглядностью и конкретностью. Во-первых, грех — наследственная болезнь. Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50, 7). Во-вторых, о грехах и падениях достаточно часто говорится в псалмах. От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба Твоего, тогда чист буду от греха велика (Пс. 18, 13–14). Грех связывается с неведением: Грех юности и неведения моего не помяни (Пс.24, 7). Однако он также ассоциируется и с рабством. Состояние грешного человечества достаточно наглядно отображается в описании евреев, пребывавших в египетском плену: Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил (Пс. 106, 10–16).

http://pravoslavie.ru/66012.html

Подробнейшее разделение первой части может быть следующее: а) тщетное восстание и б) мятеж иудеев, в) совокупное вооружение царей и князей, г) намерение их против царства И. Христова. Ст. 1. Вскую шаташася и пр. Пророк, созерцая состояние будущего царства Мессии и неистовство врагов, силящихся разрушить оное, не имеет нужды спрашивать, как бы не зная, почему язычники восстают на оное; однако вопрошает. Посему Евсевий 1 находит в сем изложении укоризну, другие же – удивление пророка столь тщетному восстанию, предполагая, что пророк, обозрев величие Вечного Царя и царства, и ничтожность всякого противостояния оному, приступил к настоящему вопросу. Вскую () по производству слова означает к чему, иногда – на какой конец, Быт.3:13 , иногда же – по какой причине ( Быт. 4:6 по Евр.). Шаташася LXX перевели (φραξαν) от (φρυττω) возшумели, возскрежетали зубами, каковое слово собственно употребляется в изъяснении конской ярости. Симмах и Акилла – смесися толпами, на подобие разнородных жидкостей, вливаемых в единый сосуд. Таким образом шатание изъясяет то смятение народа, когда, раздражаясь в мыслях своих каким–либо оскорблением нестерпимым для надмения, отвсюду толпами и с шумом стекаются, и будучи движимы яростью на все устремляются. Языцы (). Некоторые отцы разумеют здесь иудеев, выродившихся и сделавшихся подобными язычникам, так как сим словом называются и израильтяне (напр. Быт.12:2 ). Но Св. Лука ясно прилагает сие пророчество к римлянам, и языков отделяет от людей израилевых. Деян.4:27 . Посему Давид под именем языцы разумел все необрезанные народы; так как известно, что не одни римляне, но все вообще язычники, узнавши, что проповедью Евангелия ниспровергается древнее суеверие их, вооружились на царство Христово. Тем более утверждается сей разум пророка, что Иисус Христос предсказал о сем ученикам Своим, возводя их к исполнению всего написанного о Нем пророками. Лук.18:32 . И людие. По изъяснению дееписателя апостолов разумеются люди израилевы. Поучашеся (). Здесь излагается то внутреннее действие, в коем мы сами себя вопрошаем, и сами же ответствуем, и которое совершаясь в сердце ( Пс.47:11 ) от избытка онаго открывается на языке ( Пс.48:28 ). Посему поучения нечестивых, коих разумеет здесь псалмопевец, суть мятежные замыслы, сперва таящиеся в сердце, потом открывающиеся в устах и на языке, впрочем, не в слух другим, наконец занимающие все тайные разговоры и увещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Посему, готовясь к сретению Его, надобно не сокрыть только худое, не повалить только безобразное, а истребить и уничтожить. Для слабости нашей это дело немалое, еще большее - для нашего пристрастия к миру, к самым нечистотам нашим. Посему и времени на приготовление дается немало: целых четыредесять дней! За столько времени Моисей успел принять на Синае из уст Божиих весь закон (Исх. 24; 18); мы ли не успеем принять нужных для каждого из нас заповедей? За столько времени Илия мог измерить неоднократно стопами своими всю землю Израилеву - от Дана до Вирсавии (3 Цар. 19; 8); мы ли не возможем перейти черту, отделяющую нас от жизни благой и христианской? За столько времени Спаситель победил все искушения сатаны в пустыне (Мф. 4; 1-11); для нас ли, при помощи благодати Его, невозможно будет победить несколько прихотей или привычек? Нет, братие, Церковь надеется  что мы  в лучшем состоянии (Евр. 6; 9). Как ни велики в другое время рассеянность наша и миролюбие, но теперь, с приближением великого праздника, она уповает, что мы, подобно рассеянным воинам, соберемся под ее знамена, станем на страже спасения, устремим мысли и желания к Вифлеему и начнем приготовлять душу и сердце к достойному сретению грядущего с небес Господа. Чтобы облегчить для нас сие святое дело, Церковь матернею рукою сама сложила с нас половину тяжести, заповедав пост. Она знает, что чрево есть главный враг наш, и потому заранее посадила на цепь сего льстивого, но ужасного зверя. Если, начав духовное шествие к Вифлеему так благовременно, не успеем явиться с пастырями у яслей; если, и при руководстве поста, совратимся с пути истинного к Ироду и его клевретам, то это будет уже не ее, а наша вина, -это знак, что мы сами в заговоре с врагом нашего Спасителя, что мы - живи уловлени от Него в свою его волю (2 Тим. 2; 26).     Итак,  уготовися срести Бога твоего, Израилю! Воспрянь, душа верующая, и осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Пс.110:2–3 Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его: исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века. По связи с предыдущим, пророк-псалмопевец находит уместным прославить Бога за величие дел Его. В собрании народа чем другим и прославить Бога, как не указанием на великие дела Его, которые Он чудодейственно совершил при сотворении мира, и после того всегда творил, при всех случаях благодетельного промышления Его о мире и человеке, и все эти дела Господни в точности и как нельзя более соответствуют всем Его хотениям, изыскана (приспособлены) во всех волях Его. «Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает во век» (пер. с евр.). «Все дела Господни, – по словам св. Иоанна Златоуста , – сами по себе велики, но не представляются велики, когда не имеют праведного судии о них. Так и солнце само по себе светло и блистательно и освещает всю вселенную, но для больных глазами оно не таково, хотя нельзя винить в том солнца, а недостаток, состоящий в болезни их; почему и Сирах сказал: «дела Господа все хороши и всякой нужде, во время ея, могут помочь, и нельзя сказать: это хуже сего; ибо все в свое время может заслуживать одобрение. Также нельзя сказать: что это? для чего это? Ибо все на пользу их создано» ( Сир.39:40–41,21–22 )» с. 298). К делам присовокупил слово и о правде, конечно, для опровержения той всеобщей жалобы, что Бог нечестивым попускает превозноситься, а благочестивым бедствовать. Но пусть все знают и помнят, что судьбы Божии сокровенны, а дела Его всегда праведны, и правда Его пребывает в век века. Пс.110:4–5 Память сотворил есть чудес Своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой. Господь Бог соделал так, что воспоминание, или память, о сотворенных Им чудесах сохранилась в древней иудейской Церкви чрез слово Его, или чрез Священное Писание, а потом, вместе с Евангелием, сделалось достоянием и всей христианской Церкви. Неисчислимое множество этих чудес, и все они свидетельствуют о великой милости Божией к роду человеческому, о том, что милостив и щедр Господь. По причине сей милости, Он пищу даде боящимся Его. Здесь, впрочем, говорится не «о пище тленной», которую Господь Бог дает не одним только боящимся Его, но всем вообще, а о той пище, о которой учит Иисус Христос в Св. Евангелии и которая питает и «приводит человека в жизнь вечную» ( Ин.6:27 ). О том, что «боящиеся Бога не лишатся» не только пищи, но и вообще «всякаго блага», говорится и в других псалмах (напр. Пс.33:10–11 ). Слова: помянет в век завет Свой в переводе с еврейского читаются так: «вечно помнит завет Свой». Это значит: как хотел Бог, – и устроил, чтобы израильтяне памятовали о чудесах Его, которые Он соделал, при изведении их из Египта и в разные другие времена в истории сего народа, так равно и Сам обещал помнить Завет Свой, в который вступил Он с праотцами и патриархами сего народа, в особенности об обещанном потомству их «семени», чрез которое получат благословение все народы ( Быт.22:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Служение епископское воистину необычайно трудно и ответственно. Однако, по слову апостола Павла, чести сей никто сам собою не приемлет, но лишь призываемый Богом (Евр. 5:4), а потому и Судию имеешь себе — Великого Архиерея Христа, Который взыщет, как распорядился ты данными Им талантами. Впрочем, не хочу лишь устрашать тебя опасностями и искушениями в предстоящем служении, но ободряю тебя великими словами Псалмопевца: близ Господь всем призывающим Его во истине — волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит (Пс. 144:18-19). Сии слова Псалмопевца да станут для тебя источником утешения и вдохновения. А потому почаще припадай к стопам Спасителя, испрашивая Его помощи в епископском служении, ибо не своим умением и усердием сможешь успешно проходить это нелегкое поприще, но силой и могуществом Божиим. Более же всего проси у Господа дара мудрости и духовного рассуждения, дабы распознавать доброе и полезное для Церкви и исторгать из среды злое. Пусть же свет твоей веры, действующей любовью (Гал. 5:6), ярко светит людям. Точно маяк в ночном мраке, пусть освещает он путь всем жаждущим спасения и желающим преодолеть бушующее житейское море. Хотя и ветер ревет, и волны со всей мощью обрушиваются на маяк сей, но твердо и непоколебимо стоит он на своем основании. Таким и тебе надлежит быть. Таким желает тебя видеть Церковь, молившая ныне Всещедрого Бога о даровании тебе благодати Святого Духа и непорочного архиерейства. Вдохновляемый и наставляемый таким отеческим напутствием, прими же с трепетом жезл сей — видимый символ епископской власти и апостольского преемства — и, благословив народ православный, зде присутствующий, гряди с дерзновением на новое служение; и Бог любви и мира да будет с тобою (2 Кор. 13:11). Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6116981.ht...

Теперь в 20 гл. мы снова встречаемся с дьяволом, снова видим его в его отношении к христианской Церкви, хотя в отношении, рассматриваемом с другой стороны, – со стороны победоносной борьбы христиан против их исконного врага. Иоанн видит ангела, сходящего с неба. Он не придает этому ангелу никакого эпитета и не говорит, за кого можно принимать его; в греческом тексте не поставлено даже и определенного члена перед γγελος. Некоторые толкователи 1445 под ангелом разумеют Самого Иисуса Христа. Основанием своего мнения они выставляют во-1) то справедливое мнение, что Иисус Христос один только имеет ключи ада (1:18) и что Он только один есть победитель дьявола ( Мф. 12:29 ; ср. Евр. 2:14 ; 1Ин. 3:8 ; Кол. 2:15 ), а во-2) то обстоятельство, что ангел здесь изображается имеющим ключ от бездны, но не получившим его от кого-либо, как это прямо сказано о звезде-ангеле, открывшем кладязь бездны 9:1. Но почти все остальные толкователи 1446 считают этого ангела за обыкновенного ангела, как вестника и исполнителя Божией воли. И это тем более справедливо, что тайнозритель не придал ему никаких особенных атрибутов славы и величия, с которыми он описывал Самого Иисуса Христа (14:14) и даже ангелов важной миссии (10:1–2; 15:1). Миссия ангела (20:1) умалена даже и в самом тексте. В тексте ничего не говорится о борьбе явившегося ангела с дьяволом и о победе над ним; дьявол представляется уже обессиленным, уничтоженным и побежденным ранее 1447 . Ангелу в его исполнении миссии остается только связать дьявола и заключить в темницу, в бездну. Дракон, это – тот самый древний змей, дьявол и сатана, о котором была уже речь в 12:3–4, 7–9 и 13–17. Там победа ангелов над ним кончилась тем, что он вместе с своими приверженцами был изгнан с неба и потерял возможность доступа к престолу Божию для постоянной клеветы против людей. Тогда победа была достигнута, благодаря пролитой крови Иисуса Христа, которою воспользовались и ангелы и христиане. Теперь говорится о следствии этой победы. Побежденный дьявол не только изгнан с неба на землю, но даже низвержен и заключен в бездну. Бездна (9:1; 11:7; 17:8) – не место вечных мучений (19:20; 20:10), не ад, как местопребывание и состояние душ грешников до всеобщего суда ( Быт. 37:35 ; Лк. 16:23 ), но «собственное место» 1448 сатаны, «откуда он делает свои экскурсии на землю»; собственно это есть особенное свойственное злым духам состояние и положение связанности и стесненности, в котором они находятся в своей злой деятельности по отношению к людям 1449 ; «для духа бесплотного и узы должны быть невещественные» 1450 . Такая связанность и стесненность, начавшаяся для злых духов со времени связания их цепью, должна продолжиться в течение тысячи лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Природа греха, согласно Посланию, такова, что он способен, подобно болезни, усиливаться и осквернять не только отдельного человека, но и всю общину (Евр 12. 15). Чтобы преодолеть это осквернение и войти в небесное святилище, человек нуждается в освящении (Евр 10. 19-22), источником к-рого является Сам Христос (Евр 2. 11), Его кровь (Евр 10. 29), пролитая на кресте (ср.: Евр 10. 10). Без этого освящения никто не может увидеть Господа (Евр 12. 14). Совесть, очищенная жертвой Христа, позволяет христианину «приступить с дерзновением к престолу благодати» (Евр 4. 14-16) и дает упование «иметь участие в святости» Бога (Евр 12. 10). Терминология ветхозаветных предписаний о жертвоприношениях, понятых типологически (Лев 16. 6, 24; ср.: Евр 9. 11, 15, 18), используется в Послании, когда речь идет об искуплении ( λτρωσις) грехов Христом (Евр 9. 12, 15; ср.: τ λσκεσθαι - умилостивление в Евр 2. 17). Место принесения умилостивительной жертвы в Святое святых - τ λαστριον (очистилище) - понимается в Послании как таинственное указание на Самого Христа, на Кровь Его крестной Жертвы (Евр 9. 5, 22), прообразованные ветхозаветными предписаниями о жертвоприношениях Дня очищения (Лев 16). В этот день, раз в году, первосвященник совершал в Святое святых жертвоприношение (Евр 9. 7), символически возлагая грехи народа Израиля на «козла отпущения» (Лев 16. 22), который отсылался в пустыню (Лев 16. 16). Крестная смерть Христа в Послании также понимается как источник очищения верующих (ср.: Евр 9. 13-14) и «уничтожения» (θτησις, букв.- отложения) греха (Евр 9. 26). Ветхозаветное священство и священство Христово В Е. П. священство Иерусалимского храма объявляется лишь тенью истинного священства. Храмовые жертвы не очищают от грехов, а напоминают о них (Евр 10. 4). Заповеди Божии, которые были причиной установления храмового культа и Ааронова священства, теперь отменяются по причине их «немощи и бесполезности» (Евр 7. 18). «Прежняя скиния», т. е. Иерусалимский храм, по сути препятствовала полноте общения с Богом, закрывая путь в истинное святилище (Евр 9. 8). Ветхозаветные священники были простыми смертными (Евр 7. 23), которые приносили жертвы не только за грехи народа, но и за свои (Евр 5. 3; 7. 27).

http://pravenc.ru/text/187302.html

На протяжении всего послания проходит мысль об исполнении, завершении Ветхого Завета и в Новом через принесение жертвы Христовой, в которой совершилось и наше искупление ( Евр.10:14 ). И хотя в действительности христиане переживали скорби, стоял еще и храм Иерусалимский с его жертвами, послание возводит мысль верующих к конечному завершению начатого прославления. В послании временное и историческое рассматривается в неразрывной связи с вневременным, вечным. С этой точки зрения надо понимать и жертву Христову, и наше участие в ней в служении, и наше спасение. Послание, кроме краткого послесловия ( Евр.13:22–26 ), состоит из 2-х разделов: 1 . Догматического ( Евр.1:1–10, 18 ); 2 . Нравоучительного ( Евр.10:19–13, 21 ). В догматической части раскрывается превосходство Иисуса Христа как установителя Нового Завета над ветхозаветными установителями. Это достигается через изображение: а) превосходства Христа над пророками ( Евр.1:1–3 ); б) высшего достоинства Христа перед Ангелами ( Евр.1:4–2, 17 ); Христос есть Сын Божий ( Евр.1:2–3 ), Ангелы же – служебные духи, посылаемые Богом для спасения людей ( Евр.1:14 ); в) превосходство Христа перед Моисеем ( Евр.2:18–4, 13 ), поскольку Бог выше твари и Сын выше слуги; г) превосходства первосвященства Христа над священством Аароновым, левитским ( Евр.4:14–8, 5 ); д) новозаветные таинства и обряды тоже превосходнее ветхозаветных ( Евр.6:6–10, 18 ), которые есть только «тень будущих благ» ( Евр.8:5 ). Место служения вечного Первосвященника есть небесное святилище. Скиния истинная, «которую воздвиг Господь, а не человек» ( Евр.8:1–2 ), в то время, как земное святилище – несовершенное и кровь его жертв «не может сделать в совести совершенным приносящего» ( Евр.9:9 ). Нравоучительная часть ( Евр.10:13–13, 21 ) начинается с увещания к твердости исповедания веры, к взаимной любви, к дисциплине жизни и др. ( Евр.10:19–11, 4 ). Апостол предлагает примеры веры ветхозаветных праведников ( Евр.11:1–40 ), вера которых нашла оправдание в христианстве ( Евр.12:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Сравнение людей с землею, добрых – с плодоносною, злых – с негодною. Первая – получает и человеческий труд на возделание и благословение Божие, вторая – ни того, ни другого, и даже проклятие и сожжение грозит ей, потому что производит «терния и волчцы» – вредящие человеку (ср. Мф 15:13 ; Ин 15:2 ; Мф 3:10 ). Евр.6:9 .  Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так, Евр.6:10 .  Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. «Возлюбленные…» – ср. Рим 9:3 . Уверенность в том, что его слушатели не находятся в опасности потерпеть только что описанную участь отпадших, апостол обосновывает на христианской любви их, проявленной в делах милосердия к своим братьям по вере (святым) (ср. Евр 13:24 ; Рим 15:25, 31 ; 1Кор 16:1 ; 2Кор 8:4 ). Евр.6:11 .  Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, Евр.6:12 .  дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Пожеланием, чтобы и в будущем слушатели преуспевали в ревности к добродетели, апостол, очевидно, ободряет их, указывая, что добродетель – непременное условие получения Божиих обетований, как вообще вера и долготерпение, с коими она неразрывно соединяется. Евр.6:13 .  Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, Упомянув о вере и долготерпении, Апостол приводит на память слушателей величайший образец сих добродетелей – отца верующих Авраама, который является вместе с тем и образцом непреложности Божественных обетовании верующим ( Быт 22:16–18 ). Евр.6:14 .  говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. Евр.6:15 .  И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Евр.6:16 .  Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Евр.6:17 .  Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иногда замечается смешение в употреблении частей речи, так наречия, предшествуемые членом и логически относящиеся к именам существительным, выступают как бы в качестве имен прилагательных-предикатов, например, в Евр. 10: 32 : Λναμεμνησκεσθε δε της προτερον ημερας; помимо адъэктивизации наречий еще более часты случаи, когда наоборот, прилагательное среднего рода принимает адвербиальный характер или ставится вместо существительного, так в Евр. 6:17 εν περισσοτερον (вместо περισσοτερως) βουλομενος ο θεος επιδειξαι... το αμεταθετον κτλ. Здесь прилагательное το αμεταθετον субстанцивировано. Иногда причастия страдательной формы употребляются в смысле отглагольных прилагательных (adjectivum verbale) по аналогии еврейского страдательного причастия каль, например, Евр. 12:18 слово ψηλαφωμενς; есть случаи постановки неопределенного наклонения глагола в смысле существительного, например, в Евр. 2:15 δια παντος τοο ζην – во всю жизнь, вместо δια πασης ζωης, причем характерно, что здесь допускается постановка определения при субстантивированном глаголе, не встречающаяся у классиков, а из христианских писателей замечаемая у одного Игнатия Богоносца . Из других типичных синтаксических особенностей в употреблении глаголов можно отметить преимущественное употребление глагола, имеющего у греческих писателей как действительное, так и среднее значение, в одном каком-либо залоге, напр. καθιζειν у классиков означает: сажать и сидит, в послании же к евреям этот глагол только neutrum (I,3; VIII,1; X,12; XII,2). Иногда одно наклонение заменяется другим, в Евр. 7, 11 indicat. вместо conjunct.; практикуется и замена одного времени другим, в Евр. 4, 3 praes. вместо fut., в IV,8-aorist. вместо plusquamperf. Особенно часта подмена у склоняемых глагольных форм, так в Евр.10:8 ανωιερον λεγων говоря выше (вместо λεξας сказав) или в 11,8 καλονμενος вместо κληθεις – призываемый вместо призванный. Сравнительно реже попадается замена tempora finite через причастия, в Евр.2:13 πεποιθως вместо πεισω и 8,10 διδους вместо δωσω (впрочем в цитате).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010