В житии сообщается о крещении будущего святого, о его трудах по созданию Кожеезерской обители и пропитанию братии. Обращает на себя внимание, с какими трудами и искушениями настоятеля было сопряжено начало этого монашеского вертограда; тот испытал “поругания и побои терпя недостатки, скорби и озлобления” (Евр 11:36–37). Но Господь “призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа” (Пс 101:18–19). Действительно, сила Божия “совершается в немощи” (2 Кор 12:9). И Кожеезерская обитель молитвенными трудами настоятеля стала школой монашеского делания. В дореволюционном описании встречаем объяснение названию обители: “Кожеозерский монастырь на Лопском полуострове, омываемом водами озера «Коже» (которое по своим береговым очертаниям имеет вид распростертой кожи)” 13 . Еще ранее здесь трудился старец иеромонах Нифонт, который принял Сергия и со временем сподобил его ангельского образа с именем Серапиона. Начало обители, то есть поселение святого на этом месте, в одном случае относят к 1565 г. 14 , в другом случае — к 1566 г. 15 Архиепископ Филарет (Гумилевский) датирует приход преподобного Серапиона на Кожеезеро 1560 годом 16 . Эта дата, на наш взгляд, более точна, так как согласно грамоте царя Феодора Иоанновича к 1595 г. святой пустынник трудился над созданием монастыря уже 36 лет 17 . Видя усердные подвиги Преподобного по созданию монастыря, “и от того убо времени начаша жителие Онеги реки к сему богодухновенному мужу и начальнику старцу Серапиону многу веру и любовь имети и подаваху ему кийждо от имений своих” 18 . В новосоздаваемую обитель стали давать вклады. Например, в 1577 г. были даны “на Кожозеро к Богоявлению корова да двое телят” 19 . Позднее иеромонах Нифонт скончался в поездке в Москву 20 . Поэтому в последующее время преподобный Серапион неоднократно сам путешествовал в Москву. В 1585 г. он “просит царя Феодора Иоанновича об отводе места для святой обители, заведенной Нифонтом. Великий Государь, уважив просьбу старца, приказал отвести место под обитель: полуостров Лопский и кругом озера Кожи матерой земли по 4 версты во все стороны, на что дана в 7093 году (1585) 30 сентября царская, а с нею и от Митрополита Дионисия благословенная грамота на устроение обители” 21 . В ней, согласно справочному труду Л. И. Денисова, было создано 3 храма: в 1589 г., в год учреж­дения Патриаршества на Руси — главный во имя Богоявления Господня, два года спустя — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1591 г. — во имя святителя Николая 22 . Однако в царской грамоте Феодора Иоанновича от 1595 г. названы только два: летний Богоявленский и зимний Никольский 23 .

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

Конечно, в наших спорах так много человеческой страстности, греховности, ограниченности... Их можно и должно просвещать молитвой, любовью и терпением. И никому не дано вместить в себя всю полноту истины. Но от каждого требуется стремление к ней, духовное напряжение разума, сердца и воли для вхождения в «разум истины» ( 1Тим.2:4 ). «Все испытывайте, хорошего держитесь», – говорит апостол ( 1Фес.5:21 ). И если мы будем стремиться всегда к смиренному послушанию истине, если будем все время стараться преодолеть все греховное и ограниченное ради истины, то и наши споры, происходящие от человеческой слабости, смогут послужить к славе Церкви, «ибо сила Христова в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ). Если по-новому вслушаться 3 «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Слова эти очень часто понимали упрощенно, буквально – как некую гарантию непрерывного успеха, роста, благополучия и процветания христианства. В этих толкованиях был часто привкус исторического и даже духовного квиетизма 4 . Точно в Евангелии не записано других слов: об оскудении веры и любви, о бесконечной трудности «узкого пути», ведущего в Царство, о мощи демонических сил в мире. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Этот квиетизм, это нечувствие соприродного христианскому благовестию трагизма в отношении судеб мира и человека слишком часто усыпляли в христианах чувство ответственности, а также то напряженное внимание ко «времени и срокам» истории, которое было так сильно у первых христиан. Веками создавался тип благополучного, самодовольного христианина, веками христианство переживалось не как огонь, который Христос пришел низвести на землю, – очищающий, переплавляющий и обжигающий огонь, а как некая самоочевидность, как один из необходимых «устоев», столь же бесспорный, как всевозможные «ценности», накопленные человечеством в процессе исторического развития и ставшие предметом школьного изучения и преподавания. Да, конечно, во все времена были, во все времена сияли и прорывы в этот огонь, его свет и жар обжигали святых, праведников, безумцев, «которых весь мир не был достоин» ( Евр.11:38 ). Но и их научились быстро «утилизировать» – как помощников, заступников, покровителей, но не как призыв и суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Вера – это 1 в нашей жизненной повестке Сегодня за литургией мы слышали отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 9, 6–11), где он говорит следующие слова: кто сеет щедро, тот щедро и пожнет . О каком же сеянии идет речь? Речь идет о том сеянии, в результате которого вырастает урожай всей нашей жизни. И этот результат, этот урожай, будучи нематериальным, вместе с человеческой душой переходит в вечность и предстает пред Богом. Сеяние – это наша инвестиция в самих себя. Но ведь для того чтобы вкладывать инвестиции, нужно руководство. Этим руководством является слово Божие. Вот почему я всегда говорю, что религия – это не 25-й и не 38-й пункт в повестке дня, а если так, то и верующим себя не следует называть. Вера – это 1 в нашей жизненной повестке. Помните это, пожалуйста, – 1. Самый главный закон, основополагающий для всех иных законов, – это закон Божий. А значит, вера во Христа, Господа и Спасителя, посещение храма, молитва, добрые дела – это не то, что мы должны делать по остаточному принципу, когда уже все прочее сделали, – ну, теперь и в церковь схожу. Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице после литургии в храме Христа Спасителя 24 октября 2021 г. О христианском браке « И будут двое плоть едина; то, что Бог соединил, человек да не разлучает» (ср. Мф. 19, 5–6). Другими словами, мы должны стоять на страже заповедей, Божиих законов, но наши слова убедительны лишь тогда, когда мы говорим с людьми их языком и реально понимаем, что с ними произошло. О новоначальных христианах К таковым должно быть снисхождение, ведь и в Писании сказано, что новоначальным не нужно давать твердую пищу (ср. Евр. 5, 12). А если вы на новоначального христианина будете сразу возлагать Устав Афонского монастыря, то ничего не получится. Поэтому священник в первую очередь должен сознавать, что он пастырь. « Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (ср. Ин. 10, 11). Вот если пастырь недобрый, то он разгонит овец, что и происходит. Если приходит какой-нибудь пьяный пастух, то стадо разбегается.

http://pravoslavie.ru/142662.html

Для него Церковь - только узор, украшающий эту систему. Мы все знаем об отказе от христианских ценностей в Конституции объединенной Европы. А Христос говорит ревнителям «системы» своего времени: «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). И ответ Ему дается типичный для всех «систем»: «Мы семя Авраамово». Не имеет значения, какой человеческий институт будет точно так же реагировать в конце истории на Того, Кто претендует быть несравненно более высоким и более объединяющим, чем кто бы то ни было. Это может происходить даже в Церкви - постольку, поскольку она не только Божественное установление, но тоже человеческий институт. Эта реакция, это утверждение истины самой по себе, в себе и собой одним фактом своего существования (и обладанием властью) есть противоборство Христу. Христос был убит из-за этой реакции, для мира было невыносимо слышать, что Он принес истину «не отсюда» (Ин. 18, 36), что Его истина выше, чем любая система, какой бы она ни была. Враги Христа воспринимали Его слово как «кощунственное» и «богохульное», потому что оно подрывало систему. «Прежде чем Авраам был, Аз есмь», - говорит Христос (Ин. 8, 58). Так до этого уже пророчествовал Иоанн Креститель: «Из камней сих Бог может воздвигнуть чад Авраамовых». Противостать существующей системе, открыть в ней пролом - значит обрушить все здание, которое строится на иллюзии быть всеохватывающим, универсальным,  абсолютным. В дивном, исполненном таинственности видении Апокалипсиса о поклонении всякого создания, находящегося на небе и на земле, Сидящему на Престоле и Агнцу - на совсем другом языке  возвещается то же самое (Откр. 5, 11-14). Основание истины, единственное абсолютное основание, находится в Самом Боге. Строящему свою жизнь на абсолютном основании нечего бояться, даже «второй смерти» (Откр. 2, 11). Мы знаем, как поразительно это раскрылось во времена ни с чем не сравнимых гонений на нашу Церковь в минувшем веке. Не напрасно сказано о мучениках Христовых: «Были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча… - те, которых весь мир не был достоин» (Евр.

http://moral.ru/rus_dom_a_sharg.html

Для подтверждение данной позиции автор также использует цитату из Первого послания св. Иоанна Богослова: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4, 12). Здесь зачем-то производится принципиальная подмена общения с Богом на общение с человеком. Вместо теоцентризма, который является основой любой религиозной жизни в монотеистических религиях, о. Вячеслав предлагает антропоцентризм, где в центр религиозной жизни перемещается человек. Всякий религиозный антропоцентризм неизбежно превращается в антрополатрию – разновидность идолопоклонства, где объектом религиозного поклонения является именно человек, а не Бог. Так устроена религия: находящееся в центре ее внимания становится объектом почитания и поклонения. Христианство здесь не исключение. В ситуации антропоцентризма заповедь Спасителя: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) – теряет всякий смысл, поскольку общение с Богом подменено на общение с другими людьми, а уподобление Богу без личного общения с Ним абсурдно. О. Вячеслав пытается обосновать эту подмену ссылкой на притчу о Страшном Суде и не замечает следующее: 1) в этой притче речь идет не о богообщении в прямом смысле слова, а о принципах Божественного правосудия: Христос принимает доброе дело, совершенное людям, как дело, совершенное для Него, но прямого общения между Христом и людьми здесь нет, поэтому как праведники, так и грешники недоумевают: «Когда мы видели Тебя?» (Мф. 25, 37); 2) Христос нигде в Евангелии не предлагает свести богообщение к доброделанию. Даже если доброе дело, совершенное для ближнего, Бог принимает как дело, совершенное для Него, это совсем не значит, что только в этом должно состоять богообщение, а личная форма взаимодействия с Богом исключается; 3) Господь Иисус Христос много говорит о необходимости прямого общения людей с Богом посредством молитвы (Мф. 6, 5; 9; 9, 38; 17, 21; 21, 22; 24, 20; 26, 41; Мк. 9, 29; 11, 24–25; 13,18; 33; 14, 38; Лк. 6, 28; 10, 2; 11,1–2; 18,1; 21, 36; 22, 40; 22, 46 и мн. др.), посредством таинств (Мф. 28, 19–20; Ин. 3, 3–7; 6, 35, 48–58; Лк. 22, 19–30; Евр. 10, 22 и др.), через очищение от грехов и страстей (Мф. 5, 8; Ин. 8, 31–36; 9, 41; 15, 24 и др.). Это свидетельства Евангелия. А если обратиться к другим новозаветным книгам, то этот список увеличится в несколько раз.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/24/antrop...

Можно быть честным, искренним, нравственным человеком, но если свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу, то гибельность их очевидна В принципе, в этом проявляется сущность человеческой жизни – в посвящении себя чему-то. Мы созданы Богом для того, чтобы жертвовать, служить Творцу. Человек по природе своей жрец. А значит, себе принадлежать он не может. Но может служить своим страстям, греховным привычкам, даже идеям, мировоззрению. Этим идолам он может посвящать все лучшие силы души. При этом самое гениальное изобретение диавола состоит в том, что он смог убедить людей, что его не существует, что, служа своим порывам, люди не становятся его рабами. Ведь так можно быть даже альтруистом, примерным гражданином, честным, искренним, нравственным человеком. Но смысл остается один и тот же – свои главные силы, устремления человек посвящает не Богу. И пусть это будут даже самые замечательные идеи, если в них нет места Христу, Церкви, то гибельность их очевидна. Ведь грех – это не только явное попадание в нечто темное, злое. Слово грех по этимологии с древнееврейского означает именно «промах, трата сил впустую». Апостол Павел однозначно говорит о предназначении человека и всего созданного в мире: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!.. Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:33,36). Далее он призывает рабов Христовых: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1,2). Из этих слов ученика Христова мы видим, что смысл христианской жизни состоит в посвящении себя, своих трудов, всего самого лучшего в нашей жизни, даже и незначительных начинаний Богу. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин, – говорит Апостол. – Верою Авраам , будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя» (Евр. 11:4,17,18). Добрый труженик на ниве спасения тот, кто утвердился в сознании: «Я не свой». А значит все, что нам дано в жизни – Божие. И дано не просто в пользование, а для служения Творцу, как в притче о талантах. И Господь потребует отчета не из-за Своей жестокости. Нет, причина в другом. Она состоит в том, что все равно служить кому-то, отдавать себя человек будет. Но если он не ставит целью посвятить свою жизнь Христу, послужить Ему тем, что имеет, значит, он служит кому-то другому.

http://pravoslavie.ru/76195.html

Очи Божии, как говорит Соломон, в миллионы раз светлее солнца, и нет места, куда не проникало бы всеведение Божие. Так же говорит и апостол: ведение Божие проникает до разделения духа и души, а не только до разделения души и тела (см.: Евр. 4: 12). Человек – образ Пресвятой Троицы . У него имеются ум, слово и дух. Тот дух, который подобно лучам света сияет в сердце и благодаря которому человек больше Ангелов; ибо Ангелы не созданы по образу и подобию Божию, один только человек. Человек – живой образ Святой Троицы на земле: у него есть ум, слово и дух. Ум – это образ Отца, слово – образ Христа, а дух – образ Духа Святого. Дух Святой посетил этого крестьянина страхом Божиим, и он подумал: «Отныне не стану больше воровать вовеки, доколе буду жив. Более того, пойду исповедуюсь и понесу епитимию за всё, что натворил в жизни. А если еще отправлюсь воровать, то надо будет посмотреть сначала наверх. И если посмотрю наверх, то мне этого будет достаточно, чтобы больше не смочь воровать во веки веков, ибо от Вышнего ока ничто не может скрыться». Рейтинг: 9.9 Голосов: 406 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Перевод выполнен по книге:  Arhimandrit   Cleopa   Ilie .  Povestiri i rugciuni pentru copii. Vol. 1. Editura Mnstirea Sihstria, 2006. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антонина 18 января 2015, 12:08 спасибо очень поучительно - Храни Вас всех Господь и с Рождеством Христовым всех поздравляю Дмитрий 17 января 2015, 20:05 этот рассказ про меня Алексей 13 января 2015, 08:41 Отличный рассказ! Очень понравился:) Сергий 12 января 2015, 11:09 Замечательный рассказ. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. С Рождеством Христовым! Алексеев Александр 12 января 2015, 10:55 О Православие.РУ. узнал из интервью с Федором Емельяненко как глоток воздуха все здорова. Рассказ интересный дал сыну прочитать 13 лет ему тоже понравился. евгений 11 января 2015, 17:55 Душе Святый,посети и меня грешника Страхом Божиим,да оставлю навсегда грехи свои. Помилуй мя,Господи,ИИсусе Христе,Сыне Божий

http://pravoslavie.ru/76376.html

А. приобретается к.-н. лицом на пути христ. подвига, христ. мудрости, т. е. посредством подчинения себя Церкви. Разнообразны типы святости, но каждый святой является носителем А., к-рый проявляется в молитвенном обращении к святому, вере в его поддержку, признании его жизненного подвига образцом для верующего. А. иерархии складывается из представления о богоучрежденности иерархии в Церкви, к-рое четко выразил свт. Киприан Карфагенский: не только поставление каждого епископа бывает по особой воле, но Богом установлен самый принцип иерархии. Достоинство епископа есть достоинство апостольское, преемственно сохраняющееся в Церкви (Ep. 3-4 ad Rogatianum). Епископы - главные хранители веры и истины; священники Божии хранят Божественные повеления (Ep. 73-60 ad Iubajan); А. правосл. священства зиждется на силе его великого служения и благодати рукоположения. Библия содержит различные аспекты понимания А. В самой ранней социальной организации евр. народа - союзе племен, к-рый делился на отдельные семьи,- выделяются авторитетные фигуры глав племен и семей, обладающие полным, в т. ч. и религ., А. (Исх 12. 21; 1 Цар 20. 6). Союз 12 племен Израилевых, освященный синайским законодательством, упорядочивает их А. Самые авторитетные главы семей - старейшины (Исх 18. 24-26; Втор 19. 12; Руфь 4. 2). Такие внутриплеменные отношения сохраняются вплоть до послепленного времени (Зах 12. 12-14). Любой А. в древнем Израиле возводился к А. Бога. В теократическом законодательстве Израиля гос. порядок - это порядок, установленный Господом (1 Цар 8; 10). Народ лишь после получения Закона Моисеева взывает к Господу, чтобы Он поставил над ними земного царя , к-рый должен быть своего рода Его местоблюстителем (1 Цар 9. 16; 10. 1). Царь избирается Богом, и в обетовании прор. Натана царю Давиду Бог обещает вечное существование его династии (2 Цар 7. 14-16; Пс 88. 26-38). Богом установлены границы царской власти, а следов., и его А. (Ос 8. 4; 13. 11). Она ограничена необходимостью учитывать голос народа (1 Цар 10. 20-27; 2 Цар 2. 4; 5. 1; 3 Цар 12. 1). Согласно Неемии , ветхозаветный первосвященник является духовным и светским главой народа. Позже его поддерживает синедрион , к-рый сменяет ин-т старейшин.

http://pravenc.ru/text/81016.html

Если же кто, быть может, предположит, что по причине унижения в вочеловечении и здесь Господь называет Себя меньшим, чем Он есть Сам по Себе (по природе), – ведь и это Ему было обычно, – то он нисколько не отступит от правильного рассуждения, однако-ж не вполне точно раскроет содержание толкуемых слов. Ведь если бы Он просил только Сам для Себя славы от Отца, то ничего неестественного для человеческой ограниченности не представляла бы эта просьба, но так как обещается, что и Он со Своей стороны прославит Отца, то разве уже не является необходимость скорее согласиться с только что преподанными нами рассуждениями? —35— Глава IV. О том, что, при благочестивом отношении к делу, никакого вреда не может быть для славы Сына, если говорится, что Он получил нечто от Бога и Отца Ин.17:2 . Яко дал Ему власть всякия плоти, да все, еже дал еси Ему, даст им жизнь вечную. 1502 Опять и здесь Христос изъясняет нам тот образ славы, посредством которого Бог и Отец явит Своего Сына всехвальным и преславным и Сам чрез это будет прославлен от Своего Сына. Распространяет же речь и делает ясным её смысл для нашего назидания и пользы, ибо всё ведающему Богу и Отцу какая надобность научаться образу молитвы? Итак, призывает на вас благоволение от Отца. И так как Он есть первосвященник наших душ ( 1Пет.2:25 ), поскольку явился человеком, хотя и будучи Богом по природе с Отцом, то и делает за нас подобающим образом обращение к Нему, убеждая нас веровать, что и ныне Он есть Умилостивление о грехах наших и Ходатай праведный, по слову Иоанна ( 1Ин.2:1–2 ). Посему и Павел, желая, чтобы мы имели такой образ мыслей, пишет в послании: «ибо не имеем первосвященника, не могущего сострадать немощам нашим, но искушенного во всём по подобию (с нами), кроме греха» ( Евр.4:15 ). Следовательно, как первосвященник, поскольку явился человеком, а вместе с тем и как непорочная жертва, Он принес Себя Самого в выкуп Богу и Отцу за жизнь всех, как некий начаток человечества, «чтобы —36— во всём быть первенствующим», как Павел говорит ( Кол.1:18 ). Приносит же опять род земной отступивший, Своей Кровью явив его чистым и преобразив к обновлению жизни чрез Духа Святого. А так как, о чём мы часто говорили, всё совершается от Отца чрез Сына в Духе, то и делает прошение благ для нас как Посредник и Первосвященник, хотя и будучи соподателем и сораздаятелем божественных и духовных даров со Своим Родителем. Ведь по Своей воле и власти, кому хочет, разделяет Дух – Христос ( 1Кор.12:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:19 ). Смысл и значение пророчества, или точнее профетизма, как выражений целого явления в его деятелях и деятельности, особенно уясняется из показаний его отношения к закону Моисея и места, занимаемого им в истории теократии; но прежде, чем перейти к этому, постараемся уяснить само понятие о пророке и показать противоположность пророчества языческой мантике. Из всех наименований, встречающихся в Ветхом Завете для обозначения пророка, наиболее характерно для уяснения понятия о нем слово (nabi) 2 . Корень этого слова , неупотребительный в библейском языке, родственен по своему значению с одинаковым с ним по произношению , означающим: «выкипать, выбивать, вытекать, изливаться» 3 , и употребляемым в Библии по отношению к воде, пробивающейся из недр земли и затем текущей в виде ручья. В применении к человеческой речи этот глагол означает: «выбрасывать, извергать слова, говорить, изливаться вдохновенной речью» и указывает на речь, льющуюся из глубины души свободно, с энергией, речь, уясняющую что либо 4 . Отсюда, родственное с слово как наименование лица, действующего известным образом, означает лицо, говорящее с одушевлением, оратора ( Ам.3:8 , Иез.11:13 ), истолкователя, стремящегося уяснить что-либо для других ( Втор.13:2 ) 5 , хотя и с побочным понятием определения в речи через движущую и исполняющую его силу духа, вносящую некоторым образом пассивный элемент в состояние духа такого истолкователя 6 . Далее, значение евр. слова определяется из слов Господа к Моисею, где Бог Сам первый раз употребляет его в Своем откровении. Господь, посылая Моисея к Фараону, говорит ему; «смотри, я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (). Ты будешь говорить ему (Аарону) все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону» ( Исх.7:1,2 ). Из этого места ясно, что «пророк» означает человека, передающего мысли и слова другого. Сопоставление его с другим местом из книги Исход ( Исх.4:15–16 ) – специальнее определяет значение слова .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010